Выделено красным наиболее значимые места.

Год защиты: 1999

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Специальность: Общая педагогика, история педагогики и образования

Научный руководитель: Касаткина Н.Э.

Ведущее учреждение: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей

Место выполнения: Кемеровский государственный университет

Оппоненты: Руденский Е.В., Артюхов М.В.

 

ФРАЛЬЦОВА ТАМАРА АНАТОЛЬЕВНА

 

Автореферат диссертации:

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РАЙОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Актуальность исследования

Муниципальная система образования – новый для современной России тип саморазвивающегося социального организма, площадка общественно-педагогических экспериментов. Взаимодействуя с другими социальными институтами, образовательные учреждения создают в этой системе свою собственную внутреннюю и внешнюю социально-образовательную среду, привносят в нее педагогические и методологические инновации.

Муниципальное образование способствует взаимодействию образования (школы) и социально-культурной среды, всестороннему учету как образовательных потребностей местного населения, так и социальных образовательных возможностей и интересов учреждений образования; сближает местную власть, школы с местным сообществом, мобилизует местные материальные, интеллектуальные ресурсы для развития образования, муниципального социума, формирования социально целесообразной системы образования.

Современная ситуация в российском образовании ставит перед педагогической наукой вопрос о поиске разумного баланса между двумя историческими тенденциями в его развитии – тенденцией к единообразию и тенденцией к диверсификации форм организации, а соответственно - вопрос о выборе оптимальной стратегии и средств управления этим развитием.

В этом контексте все более актуальным становится разработка категории и принципа диверсификации в образовании (Асмолов А.Г., Давыдов В.В., Цирульников A.M., Якиманская И.С. и др.).

Анализ специальной литературы и диссертационных исследований показывает, что проблема формирования единой, целостной системы образования рассматривается преимущественно на государственном и региональных уровнях.

Исследования Анохина А.А., Борисовой А.Г., Громыко Ю.В., Лазарева В.С, Лебедева О.Е, Скворцова В.М., Слободчикова В.И., Ямбурга Е.А. и других показывают, что развитие городской системы образования должно включаться в социально-экономический контекст административной территории с присущими ей культурно-историческими, этнографическими и другими особенностями, что и обеспечивает полноту и непрерывность образования.

В этих работах образование выступает как средство развития города и становится приоритетной сферой сообщества ("Сферный принцип"). Такая организация возможна за счет встроенности сферы образования в другие сферы жизнедеятельности города. Это означает: отказ от рассмотрения образования как отдельной отрасли и принятия его городским сообществом (частью общества, проживающей на данной территории) в качестве ведущей ценности.

Таким образом, образование выступает как всеобщая форма развития как личности, так и общества и приобретает статус государственно-общественного, поскольку заказчиком на образование начинает активно выступать и общество; происходит становление образования как саморазвивающейся системы за счет специально закрепленного пространства для деятельности.

Громыко Ю.В., Касаткина Н.Э., Лебедев О.Е., Петровичев В.М., Рубцов В.В., Слободчиков В.И. и др. считают, что развитие местной системы образования может быть обеспечено только в инновационной деятельности.

Эти подходы имеют важное методологическое значение для разработки моделей территориальных систем образования, одним из которых является образовательный округ в районе.

К проблеме формирования образовательного округа в районе на основе интеграции государственных и территориальных интересов обращаются в своих исследованиях Бочарова В.Г., Маскин В.В., Портянская Л.Я., Потапов Е.А, Федянская Л.Н. и др., но они не ставят перед образовательным округом задачи реализации системообразующего фактора: удовлетворения потребностей всех субъектов образовательной деятельности.

С учетом этого подхода была выбрана тема исследования: Организационно-педагогические условия становления районного образовательного округа.

Цель исследования: определить и разработать организационно-педагогические условия становления и развития районного образовательного округа.

Объект исследования: становление и развитие районного образовательного округа.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия становления и развития районного образовательного округа.

В ходе исследования проверялась гипотеза: становление и развитие образовательного округа в районе будет эффективным, если:

- образовательный округ в районе будет представлен как организационная, содержательная, управляемая система, объединенная на уровне административно-территориальной единицы по признаку единства целей (создания условий для удовлетворения образовательных потребностей населения) и действующих факторов, которые способны через взаимодействие со своим окружением изменяться, развиваться, самоорганизовываться;

- интегрирующим системообразующнм фактором по отношению к такой системе выступают образовательные потребности, определяющие специфику функционирования и развития районных образовательных округов;

- при разработке и реализации модели районного образовательного округа будут выявляться, анализироваться и учитываться потребности среды.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

- определить теоретические предпосылки системного подхода к исследованию территориальных образовательных систем;

- изучить тенденции развития территориальных образовательных систем;

- выявить пути и средства становления районного образовательного округа;

- разработать технологии управления и научно-методические рекомендации по становлению районного образовательного округа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория образования и воспитания в демократическом обществе, принципы гуманистической педагогики, философские концепции развития общественных отношений, целостного подхода к изучению явления, теория деятельности, теория социального управления, теория систем, системный подход к исследованию сложных, динамических, иерархических, саморегулирующих общественных систем, социально-психологическая, психологическая концепции управления.

Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

- теоретического уровня: анализ психолого-педагогической, философской и социологической литературы по проблеме исследования, моделирование, теоретический анализ и синтез;

- эмпирического уровня: изучение документации образовательных учреждений и органов их управления (качественный, проблемный и контекстный анализ), анкетирование, беседа, наблюдение, методы экспертной оценки и математической статистики;

- разработка и реализация муниципальных проектов;

- проведение проблемных семинаров и методологических консультаций по вопросам управления образованием;

- формирующий эксперимент.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в несколько этапов в период 1995-99гг. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись различные методы исследования.

На первом этапе (1995-96гг.) изучалась и критически анализировалась социолого-педагогическая, философская, психологическая литература, современные социальные педагогические подходы, осуществлялся сбор эмпирического материала, поиск подходов к его интерпретации, была выдвинута первоначальная гипотеза,

На втором этапе (1996-98гг.) нами теоретически проверялась эффективность разработанного инструментария, уточнялась гипотеза, моделировалась процедура отслеживания социального заказа, осуществлялась опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (1998-99гг.) проводилось обобщение и описание результатов опытно-экспериментальной работы, были сформулированы и систематизированы теоретические выводы, оформлены практические рекомендации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились:

- образовательные округа Центрального района г. Кемерово, которые включают: образовательный округ № 1 - школы №№ 1, 62, 38, 61, 40, 84, 4, 10, Д/к № 155, 40, 12, 72, 146, 79, 114; образовательный округ № 2 -школы №№ 41, 31, 5, 80, Д/к № 163, 20, 210, 207, 156, 144; образовательный округ № 3 - школы №№ 21, 26, 35, 44, 69, Д/к № 132, 149, 79, 157;

- образовательная инфраструктура: Кемеровский госуниверситет (КемГУ), Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КемТИПП), Кузбасский государственный технический университет (КузГТУ), Кемеровская государственная медицинская академия (КГМА), Кемеровская государственная академия культуры и искусств (КГАКиИ), Кемеровский сельскохозяйственный институт (КемСХИ), Кемеровский филиал военного университета связи (КФВУС), Московский государственный университет коммерции (МГУК), педагогические колледжи № 1, 2, медицинское училище, профессиональные училища № 68, 77, 44, 7;

- социокультурная среда: городской и районные центры развития, дворцы культуры, театры, кинотеатры, музеи, спортивные сооружения и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определены теоретико-методологические и методические основы формирования районного образовательного округа;

- выявлены социально-экономические, психолого-педагогические факторы, обеспечивающие эффективность формирования районного образовательного округа;

- дано научное описание сложившейся организационно-педагогической системы образовательного округа в районе и выявлены факторы, влияющие на ее формирование;

- разработана и экспериментально проверена на практике теоретическая модель формирования образовательного округа в районе, которая позволила найти варианты его структуры и с учетом реальных внешних и внутренних условий функционирования и развития системы образования в районе осуществить качественное преобразование управленческого звена в этой системе;

- разработаны теоретические и методические условия формирования районного образовательного округа, которые обеспечивают возможность формирования образовательного округа в районе как целостной системы, ориентированной на удовлетворение потребностей всех субъектов образовательной деятельности.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что были разработаны и реализованы в нормативных документах и рекомендациях основные положения о статусе образовательного округа.

Разработана программа формирования районного образовательного округа в новой социокультурной и экономической ситуации, выработаны рекомендации и предложения по совершенствованию управления образовательным округом.

Положения, выносимые на защиту:

- теоретическое обоснование модели районного образовательного округа как последовательно выстроенной системы, ориентированной на личность, взаимодействующей со средой, способной к постоянному развитию, открывающей возможность возникновения новых элементов и связей;

- образовательные потребности личности, населения, территории являются интегрирующими факторами при построении районного образовательного округа;

- системообразующие связи образовательного округа - это все связи управления (экономические, административные, координации и согласования, научно-методические), которые отражают требования элементов внешней среды и самой системы образования и представляют способ их реализации;

- структура районного образовательного округа включает две подсистемы: собственно педагогическую, которая содержит элементы, качественно характеризующие специфику образовательного округа, и управленческую, осуществляющую административное, экономическое, программно-методическое, организационное регулирование и создающую условия для функционирования образовательных учреждений;

- качественные изменения управляющего звена образовательного округа связаны с переориентацией управления на целевые принципы, предполагающие оптимальное сочетание государственного и личностного подходов;

- развитие самостоятельных структурных элементов округа приводит к появлению новых социально-педагогических связей взаимодействия между образовательными учреждениями и внешней средой, к появлению интегративных форм сотрудничества.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается опорой на научную методологию, системным подходом к исследованию проблемы, применением взаимодополняющих методов исследования, репрезентативностью выборок.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через:

конференции, семинары (региональные, областные): гг. Санкт-Петербург (1996г.), Томск (1996г.), Красноярск (1998г.), Кемерово (1995г., 1996г., 1997г., 1998г., 1999г.), Новокузнецк (1998г., 1999г.), заседания Ученого совета Кемеровского института усовершенствования учителей, совета Центра непрерывного образования Кемеровского государственного университета, педагогические чтения, совещания, семинары по проблемам муниципального образования, диверсификации образовательных услуг. Материалы исследования находят свое применение при реализации программы развития образования района. Основные положения выдвинутой нами гипотезы, материалы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в публикациях автора (статьи, тезисы, программы, информационные сборники), использовались при разработке и реализации программы развития образования Центрального района г. Кемерово.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность в современных социально-экономических условиях, характеризуется научный аппарат исследования, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; приводятся данные об апробации и внедрении полученных результатов.

В 1 главе "Теоретические предпосылки территориальных образовательных систем" рассматриваются системный подход в исследовании территориальных образовательных систем, образовательная система и составляющие ее элементы, тенденции развития территориальных образовательных систем.

В основу педагогического исследования положен системный подход, его ведущие идеи и положения. Системный подход представляет собой определенную альтернативу методам улучшения систем, ориентирует на целостное проектирование систем с учетом всего многообразия функционирования и развития.

Одно из наиболее существенных положений системного подхода связано с тем, что в качестве точки анализа при исследовании системы выбирается не внутренняя позиция, а внешняя, в первую очередь анализируется цель и назначение системы по отношению к другим системам.

Системный подход при рассмотрении организационно-педагогических условий становления территориальных образовательных систем представляется закономерным и необходимым, особенно следующие его положения: элементы системы, процесс преобразования элементов, характеристика связи между элементами подсистемы, структура, границы системы, принцип иерархии систем и т.д.

Рассматривая территориальный образовательный округ с позиций системного подхода, мы учитывали базовые системные качества этого явления:

-системный подход потребовал от нас рассмотрения явлений в их целостности и развитии;

-системный подход выдвинул необходимость первоочередного определения условий формирования системы и системообразующего фактора;

-исследуемые проблемы определялись нами с учетом взаимосвязи рассматриваемой системы с более крупными (супер) системами, с которыми первая связана общностью целей;

-цели системы определялись не в рамках отдельных подсистем, а с точки зрения системы в целом;

-развитие системы понималось нами как процесс перехода системы с одного уровня на другой.

Опираясь на положения системного подхода, мы выделили основные признаки образовательной системы: наличие цели; наличие элементов образовательной системы; наличие специфических связей между элементами системы; территориальная ограниченность; сложность многоуровневой, иерархической структуры; целостность образовательной системы; наличие специфических связей с внешней средой; наличие системообразующего фактора и др.

Таким образом, территориальная система рассматривается нами как целостное единство всех признаков, лежащих в основе построения любой образовательной системы.

В ходе исследования мы выявили организационно-педагогические условия становления новой структурной единицы системы образования на уровне территориальной системы муниципального образования – районного образовательного округа.

Районный образовательный округ позволяет последовательно выстроить систему связей между воспитательно-образовательными учреждениями и органами управления образованием, между сферой образования и населением, ориентированную на потребности всех субъектов образовательной деятельности. Именно районный образовательный округ располагает возможностью удовлетворения запросов всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, становление образовательного округа в районе рассматривается как качественно новый этап в развитии территориальных систем образования.

Во второй главе "Пути и средства становления районного образовательного округа" рассматривается анализ удовлетворенности учащихся организацией образовательных услуг, модель районного образовательного округа, диверсификация образовательных услуг в условиях образовательного округа, оценка эффективности деятельности образовательного округа.

В ходе предварительного исследования мы получили максимально возможное точное описание внешней среды, выявили существенные закономерности ее функционирования, перспективы и тенденции развития, описали элементы внешней среды, потребности которых определяют специфику территориальных целей развития системы образования, дали общую характеристику района, выявили особенности организации воспитательно-образовательной работы в районе.

Сравнительный анализ уровня удовлетворенности и оценок различных сторон школьной жизни позволял определить степень влияния последних на удовлетворенность процессом обучения.

Школа не может полностью удовлетворить все информационные, развлекательные и прочие потребности своих учеников. Важно найти оптимальные формы сочетания услуг, которые предоставляет школа, с услугами других учреждений образования, культуры, воспитания, которые близки территориально.

Идея организации в микрорайоне образовательного округа имеет своей целью создание условий для углубленного изучения различных предметов, совершенствования профориентационной работы со школьниками, более гибкого управления образовательным процессом.

Идея образовательного округа получила поддержку у учеников, родителей - (75 %), учителей - (70 %). Проведенное исследование показало, что в сложившихся условиях многие проблемы могут быть сняты благодаря созданию образовательного округа. Таким образом, идея организации районного образовательного округа была поддержана всеми субъектами образовательного процесса.

За основу формирования модели районного образовательного округа мы взяли модель образования как путь к совершенству, так как именно эта модель учитывает влияние внешних и внутренних факторов. В основе этой модели лежит формирование новой образовательной парадигмы, ориентированной на личность, что совпадает с главным системообразующим фактором образовательного округа: удовлетворение потребностей всех субъектов образовательной деятельности.

Под образовательным округом мы понимаем совокупность воспитательно-образовательных учреждений как организационную, содержательную, управляемую систему, объединенную на уровне административно-территориальной единицы по признаку единства целей (создание условий для удовлетворения образовательных потребностей населения) и действующих факторов, которая способна через взаимодействие со своим окружением изменяться, развиваться, самоорганизовываться.

Внешняя целевая направленность образовательного округа вытекает из социального характера требований, ожиданий внешней среды по отношению к округу; критерием достижения целей является степень удовлетворения требований, интересов, ожиданий внешней среды

Элементами образовательного округа выступают воспитательно-образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность для достижения поставленной цели. Посредством соответствующей организации и управления эти учреждения выстраиваются в территориальную образовательную систему - образовательный округ. При этом образовательный округ выступает как компонент (подсистема) целостной системы образования.

Главными принципами рассмотрения территориального масштаба являлась пешая доступность образовательного учреждения, кадровый потенциал учителей и материально-техническая база образовательного учреждения.

Сформированные учебные округа являются не формально-административной единицей, а частью целого, т. е. при собственной содержательной самостоятельности несут на себе сущностные характеристики целого (в данном случае - района, города, региона, федерации).

В округе представлены все основные свойства целого: социальные, образовательные, культурные и др. В то же время, округ - это обозримая размерность, малейшие изменения в которой легко могли быть прослежены, зафиксированы и скорректированы (пример учебного образовательного округа приведен на рис. № 1).

УЧЕБНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ OKРУГ №1.

Принципиальная особенность разработанной модели районного образовательного округа заключается в учете факторов среды при разработке функций управления, определении состава структурных элементов округа и их связей.

Система управления образовательным округом обеспечивает:

- выявление, анализ и учет потребностей в образовательных услугах всех субъектов образовательной деятельности и конкретизацию целей управления на всех уровнях;

- развитие сети самостоятельных воспитательно-образовательных учреждений различных типов и видов;

- развитие образовательной деятельности, ориентированной на потребности населения в образовательных услугах;

- реализацию общественно-образовательной инициативы и т. д.

Постановка цели обуславливает подчинение всех элементов округа личностной направленности и определяет особым образом такие компоненты цели, как: социальный, психологический, дидактический, воспитательный, в соответствии с тем уровнем образования, который выбирает личность.

В реализации основополагающей целевой установки образовательного округа огромная роль принадлежит формированию потребностей и мотивов деятельности. На формирование потребностей и мотивов деятельности оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов. Действенным фактором при формировании потребностно-мотивационного компонента выступает различие деятельности на разных образовательных уровнях.

В учреждениях повышенного типа развиваются и углубляются мотивы интеллектуальной деятельности, формируются потребности в ней, стимулируется интеллектуальная деятельность, организовывается познавательная деятельность по овладению научными знаниями, интеллектуальными умениями и навыками, развивается мышление, творческие способности, вырабатывается научное мировоззрение, совершенствуются учебные навыки и умения.

В классах с углубленным изучением предметов мы ставим задачу формировать потребность в получении знаний повышенного уровня, развитии стилей и мотивов учебно-познавательной деятельности, стимулировании умственной и познавательной деятельности, организации учебно-познавательной деятельности по овладению знаниями повышенного уровня, в развитии мыслительных способностей и формировании учебных навыков и умений.

В профильных классах формируются потребности в специализированных, профильных знаниях, развиваются потребности и мотивы познавательной деятельности, стимулируется познавательная деятельность, учебно-познавательная деятельность организовывается по овладению профильными знаниями.

В коррекционно-реабилитационном направлении формируются потребности в знаниях и в трудовых навыках, развиваются и углубляются потребности и мотивы трудовой деятельности, стимулируется активность, организовывается познавательная деятельность по овладению трудовыми умениями и навыками, развиваются трудовые и технические способности, совершенствуются трудовые умения и навыки.

Поисково-экспериментальный этап посвящен выработке основных направлений деятельности.

Обеспечение воспитательно-образовательной деятельности в районном образовательном округе невозможно без обоснованного, мобильного для практического использования критериально-оценочного аппарата, позволяющего для каждого образовательного учреждения определить эффективность его деятельности, стартовой готовности и возможности в дальнейшем контролировать повышение рейтинга в ходе формирующих мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности как образовательного округа, так и его субъектов.

С этой целью нами были разработаны критерии успешности воспитательно-образовательной деятельности и проведена их экспертиза.

Нами выделены следующие группы критериев:

- удовлетворенность субъектов образовательного процесса (показатели: экспертные оценки, динамика развития, востребованность образовательных услуг);

- соответствие принципам функционирования отраслевой системы (показатели: анализ документов, экспертные оценки);

- качество образовательных услуг (основной показатель: соответствие муниципальным стандартам);

- экономичность.

В качестве критериев становления и развития образовательного округа выделены следующие:

- рост или стабильная удовлетворенность населения;

- рост качества образовательных услуг;

- тенденция развития всех подсистем, рост интеграционных связей при сохранении целостности каждой из подсистем;

- тенденция к росту личностных достижений всех, кто причастен к системе образования;

- соответствие принципам и направлениям развития муниципальной системы образования;

- рост согласованности образовательной политики с системой ведущих принципов развития образовательной системы района.

Большое значение мы придавали диверсификации образования, под которой мы понимали новую структурную и концептуальную конструкцию образования, в ее основании положены нетрадиционно интерпретированные аналитические, онтологические и аксеологические аспекты образования.

В рамках образовательного округа диверсификация образования проявляется только при создании следующих условий: многоуровневость образования; вариативность и гибкость образовательных программ; многофункциональность учебных заведений; активность образовательной системы.

Благодаря этому "набору" возможностей реализуются новые подходы к целеполаганию образовательных учреждений, происходит "развертывание" системы образования на личностные и региональные запросы.

Таким образом, экспериментальная проверка реализации моделей образования округа позволяет утверждать, что удалось достигнуть разнообразия образовательных программ и их качественного обновления, равно как и укрепления самостоятельности образовательных учреждений – свидетельства развития системы образования в округе.

Эффективность развития образовательного округа – это результат достижения поставленных перед ним целей.

Нас интересовало, как оценивают респонденты изменения организации и содержания воспитательно-образовательного процесса в ходе экспериментальной работы (таблица № 1).

Таблица № 1

Оценка организации учебного процесса (в %)

Респонденты

До эксперимента

После эксперимента

высокая

средняя

низкая

высокая

средняя

низкая

1

ученики

11

65

18

40

55

5

2

учителя

16

68

13

45

55

-

3

родители

12

15

19

38

60

2

Значительно изменилась оценка организации учебного процесса у школьников и учителей в условиях образовательного округа: как высокую оценивают 40 % учащихся (до эксперимента было 11 %), 45% учителей (до эксперимента было 16 %), 38 % родителей (до эксперимента было 12%).

Уменьшилось количество респондентов, оценивающих организацию учебного процесса как низкую: осталось только 5% учеников (было 18%); 2% родителей (было 19%); среди учителей таких не осталось (было 13%).

Для контроля и экспериментальной оценки результатов влияния образовательной среды округа разработана методика (в основу положена идея, выдвинутая Н.Э. Касаткиной и Н.П. Неворотовой). Мы приводим результаты контроля и экспертной оценки эффективности деятельности районного образовательного округа № 1.

Методика оценки при экспертном контроле осуществляется баллами: 0 – критический уровень; 1 - 2 – низкий уровень; 3 - 4 – допускаемый уровень; 5 – оптимальный уровень. Балльная оценка каждого показателя дает возможность подсчитать коэффициент эффективности (К) как по каждому блоку показателей, так и всех показателей вместе путем использования следующей формулы:

При показателях: 75 % и выше – оптимальное значение; 50 % и выше – допустимое значение; 40 % и выше – критический уровень.

Коэффициенты эффективности по всем 3 блокам и в целом по образовательному округу оказались соответственно: по I блоку (результативность деятельности образовательного округа) – 95,6%; по II блоку (комфортность) – 93,8%; по III блоку (обеспеченность образовательного процесса и образовательной деятельности) – 98,1%, в целом – 96,8 % - оптимальное значение.

Но по II блоку - комфортность - он ниже, чем по остальным блокам, значит, эти вопросы и надо будет решать в первую очередь.

Коэффициенты эффективности

Коэффициент эффективности

%

К по I блоку (результативность деятельности образовательного округа)

95,6 %

К по II блоку (комфортность)

93,8 %

К по III блоку (обеспеченность образовательного процесса и образовательной деятельности)

98,1 %

В заключении дается общая оценка реформирования территориальной системы образования. В результате исследований выявлено:

- изменилась структура государственного и общественного запроса к системе образования - от подготовки социального функционера к обеспечению разностороннего развития детей и подростков, способных к самоопределению в современной социокультурной ситуации;

- формируется новая образовательная парадигма, ориентированная на личность, на гуманистическую оптимизацию учебного процесса;

- увеличилась гибкость образовательной системы, ее способность к быстрой перестройке, произошел отказ от жесткой централизации управления;

- условием для формирования образовательной системы, ориентированной на личность, становится проектирование вариативного пространства на конкретной территории – его насыщенности, плотности, структурированности;

- обеспечивается инновационной деятельностью успешное развитие местной (муниципальной) системы образования.

Разработана теоретическая модель процесса развития территориальных образовательных систем, что обосновывает необходимость новой структурной единицы образовательного пространства – районного образовательного округа, направленного на создание школьникам возможности для осуществления активной пробы сил по проверке адекватности выбора профиля обучения и профессиональных намерений.

Теоретическая модель районного образовательного округа включает реализацию новой образовательной парадигмы, ориентированной на личность, что совпадает с главным системообразующим фактором образовательного округа: удовлетворение потребностей всех субъектов образовательной деятельности.

Сопоставление результатов теоретического анализа проблемы и материалов экспериментальной проверки позволило:

- определить теоретические предпосылки системного подхода к исследованию территориальных образовательных систем;

- изучить тенденции становления территориальной образовательной системы;

- выявить организационно-педагогические условия становления районного образовательного округа;

- разработать технологии и научно-методические рекомендации становления районного образовательного округа.

Установлено, что образовательный округ – качественно новый этап в развитии территориальных систем образования.

Процесс становления и развития образовательного округа происходит интенсивнее и успешнее при соблюдении следующих педагогических требований:

- представление территориальной образовательной системы (образовательного округа) как последовательно выстроенной системы между воспитательно-образовательными учреждениями и органами управления образованием, между сферой образования и населением, ориентированной на удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образовательной деятельности;

- потребности среды, определяющие специфику функционирования и развития районного образовательного округа, выступают интегрирующим системообразующим фактором;

-необходимым условием при разработке и реализации модели образовательного округа является выявление, анализ и учет потребностей среды.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выбор форм и методических приемов, эффективные взаимодействия учителей и учащихся в формировании образовательного округа позволили реализовать последовательную деятельность его звеньев: дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений профессионального (начального, среднего, высшего) образования, дополнительного образования, организаций и учреждений социально-экономической и культурной среды, социальных институтов (семьи, общественных советов и ассоциаций).

Эффективность развития образовательного округа - это результат достижения поставленных перед ним целей.

Критерием оценки выступает: рост или стабильная удовлетворенность населения, рост качества образовательных услуг; запрограммированный конечный результат по формированию образовательного округа.

При дальнейшей разработке проблем важно:

- провести изучение всех слоев и групп населения, проживающих в районе, с целью выявления решаемых социокультурных задач и вытекающих из них образовательных потребностей;

-осуществить координацию деятельности воспитательно-образовательных учреждений на предмет оказания образовательных услуг, с целью создания диверсификационного пространства.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего развития и уточнения.

К положительным относятся: внутренний потенциал развития самой системы образования – формирование и отработка новых моделей образовательных учреждений, рост новых педагогических концепций, переопределение общественного статуса образования и т. д.

К отрицательным: межведомственные барьеры, отказ от рассмотрения образования как отдельной отрасли и принятия городским сообществом образования в качестве ведущей ценности.

При дальнейшей разработке проблемы важно обратить внимание на изменение структуры муниципального управления, расширение координационных связей в округе, создание учебно-материальной базы образовательного округа, подготовка преподавателей для работы в образовательных учреждениях различного типа и т.д.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Концепция образовательного процесса в гимназии. // Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. – Кемерово, 1995. С. 18-22.

2. Деятельность школы на пути создания гимназии. // Проблемы функционирования и развития системы образования г. Кемерова. – Кемерово, 1996. С. 70-77.

3. Роль дифференциации в подготовке учащихся. // Психолого-педагогические основы непрерывного образования. – Кемерово, 1996. С. 36-39.

4. Комплексная направленность в системе профилактики здоровья. // Методические рекомендации для студентов. – Кемерово, 1996. С. 11-13.

5.Раз ступенька, два ступенька. // Информационный справочник. – Кемерово, 1998. -105 с.