Из секретариата одного из "советников" Президента РФ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № СИ-П4-4403. Основная идея законопроекта заключается в необходимости нормативного разделения оснований и порядка жилищного обеспечения военнослужащих с основаниями и порядком их увольнения с военной службы. Целью правового регулирования является совершенствование порядка реализации прав граждан Российской Федерации, подлежащих увольнению с военной службы, на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), при одновременном соблюдении их прав на трудоустройство (статья 37 Конституции Российской Федерации), а также прав и законных интересов других военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на жилищное обеспечение. Предметом правового регулирования проекта федерального закона являются правоотношения, связанные с реализацией нрав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилищное обеспечение.
Круг лиц, на которых распространяется действие
законопроекта - военнослужащие, проходящие военную службу по
контракту, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и
более, и подлежащие увольнению с военной службы, и члены их семей, а
также граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую
продолжительность военной службы 10 лет и более, и члены их семей. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений в области жилищного обеспечения увольняемых военнослужащих.
Основные принципы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уделенных с военной службы, и членов их семей, регламентируемые действующей редакцией статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», были сформулированы в 1993 году при принятии первой редакции Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В качестве одной из мер социальной защиты военнослужащих законом была установлена невозможность увольнения военнослужащих без их согласия с военной службы без предоставления жилых помещений по установленным нормам. В последующем, данное положение нашло отражение и в новой редакции Федерального закона 1998 года «О статусе военнослужащих. Однако на практике реализация такой нормы социальной защиты военнослужащих приобрела искаженные формы. Офицеры стали рассматривать возможность увольнения ил Вооруженных Сил как способ получения жилья, что создало предпосылки значительного снижения кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. При этом невозможность их увольнения в установленные сроки повлекла дополнительные расходы федерального бюджета на содержание военнослужащих в распоряжении командиров воинских частей, привела к необоснованному затягиванию сроков их увольнения, что нарушило право военнослужащих на свободный выбор рода деятельности и профессии.
Вместо своевременного обеспечения жилым помещением военнослужащие принуждаются к дальнейшему прохождению военной службы, в том числе и за пределами установленного срока контракта. Они годами ожидают получения жилья, находясь либо в распоряжении командира, и практически не исполняя обязанностей военной службы, либо замещая воинские должности с безразличным отношением к исполнению служебных обязанностей. В результате эффективность исполнения служебных обязанностей такими военнослужащими существенно снижается. Кроме того, необходимость безусловного обеспечения жильем увольняемых военнослужащих повлекла нарушение прав и законных интересов других военнослужащих, стоящих в очереди на получение жилых помещений, и продолжающих добросовестно исполнять свои служебные обязанности.
Таким образом, изменение порядка жилищного
обеспечения военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы,
является актуальной задачей, требующей внесения изменений в
Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Место будущего закона в системе действующего законодательства
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» законопроект относится к отрасли «Оборона» в части, касающейся разделов «военная служба (150.100.000) и «Статус военнослужащих. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (150.130.000).
Предлагаемое изменение законодательства не снижает уровень правовой и социальной защиты увольняемых военнослужащих и членов их семей. Данные военнослужащие сохраняют за собой право на жилищное обеспечение в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали в период прохождения ими военной службы. Основными социально-правовыми рисками, которые могут возникнуть при реализации предлагаемых норм, являются следующие. При увольнении с военной службы военнослужащий теряет связь с воинской частью, в которой проходил военную службу и был обеспечен служебной жилой площадью. Соответственно, такой военнослужащий и члены его семьи подлежат выселению из занимаемого служебного жилого помещения. При отсутствии предоставленного жилого помещения, такое выселение приводит к нарушению конституционно установленного право каждого гражданина на жилище. Для минимизации этого риска предлагается законодательно установить норму, согласно которой уволенные военнослужащие, не обеспеченные жилыми помещениями по установленным нормам, не могут быть выселены из занимаемых служебных жилых помещений. Другим социально-правовым риском является опасение военнослужащих, потерявших связь с воинской частью, на неправомерное и неконтролируемое исключение их из списка очередников на получение жилья, либо изменение такой очередности. Для минимизации этого риска предлагается законодательно установить норму, согласно которой будет регламентирован порядок предоставления информации о списках очередников на получение жилых помещений и санкции к должностным лицам за нарушение данного порядка. При условии минимизации вышеперечисленных социально-правовых рисков не произойдет снижения уровня правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
В качестве экономических последствий реализации предлагаемой нормы следует отметить существенную экономию бюджетных средств в связи с минимизацией количества военнослужащих, которым выплачивается денежное довольствие в период их нахождения в распоряжении командиров (начальников) по причине необеспеченности жильем. Ориентировочно, по Минобороны России, такая экономия может составить более 7 млрд. рублей в год. Расчет средств на содержание военнослужащих, находящихся в распоряжении прилагается. Предлагаемое изменение законодательства не предусматривает расширения круга лиц, имеющих право на получение денежной компенсации за счет средств федерального бюджета за наём (поднаём) жилья, предусмотренной действующим законодательством.
Как следствие принятие проекта федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе
военно-служащих» не требует дополнительных расходов федерального
бюджета на его реализацию.
Что-то не так с мозгами у "реформаторов-манагеров"? |