"Любовь к "круглым столам"..... или зачем все это?

В очередной раз состоялся "круглый стол", теперь уже в Ростове-на-Дону. Съездить за государственный счет и поговорить (в простонародье говорят "потрепаться") - это по-нашему. Данный материал попался на глаза спустя девять месяцев (в сентябре 2005 г.) после самого действа. Дан в интернет-версии "парламентской газеты" №231 от 8 декабря 2004 года. Один из первых "столов" был организован в Москве, на нем было более, чем представительное собрание, но, как писал прозорливый Крылов - баснописец "...а воз и ныне там".Те вопросы, которые обсуждались в 1999 г. (см. "Кадетскую перекличку"№68-69) обсуждаются в том же представительском составе и в 2004. Что сделано этими должностными чинами за 5 лет? НИ-ЧЕ-ГО!

А может все-таки вспомнить другое

"Уж как друзья вы не садитесь..."

Попробуем вкратце оценить сказанное и дать необходимые редакционные комментарии (выделено цветом и шрифтом).

 

Кадетским корпусам законодательную поддержку

Подготовили: А. САДОВНИКОВ, Ф. ПОЛЫСАЛОВА, А. ЕРОФЕЕВ, Г. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ

Отстающее в ряде случаев от веления времени законодательство является тормозом на пути построения гармоничного гражданского общества. Совсем неприглядные последствия возможны, когда подобное отставание касается будущего страны, её перспектив, её молодёжи. Так, функционирование кадетских корпусов регулируется Положением о школах-интернатах аж 1965 года, по которому офицеры-воспитатели в соответствии со штатным расписанием именуются няньками.

 Совсем неверное утверждение, поскольку Постановление Правительства РФ датируется 15 ноября 1997 года

и не знать этого людям обсуждающим тему, по меньшей мере, неприлично. Да и про "нянек" не говорится.

Этим людям, многие из которых прошли "горячие точки" и несут молодёжи знание и патриотизм, платят всего по 2000 рублей. Самым сложным моментом для этих учебных заведений является финансирование. Сейчас оно целиком зависит от региональных бюджетов и настроения спонсоров. Для воспитания молодёжи здесь слишком много случайных факторов. А на самом деле нужна жёсткая система, основанная на конкретном федеральном нормативе. На законе о кадетских корпусах.

А почему собственно и именно на ЗАКОНЕ? Существующие законы в полной мере все

определяют, если их внимательно и полностью читать. 

 

Воспитываем достойную смену

Пора всерьёз задуматься

В Ростове-на-Дону состоялось выездное заседание "круглого стола", организованное комитетами Государственной Думы по образованию и науке и по обороне. Тема: "Кадетское образование в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития в XXI веке". В разговоре участвовали представители федеральных и региональных органов власти, руководители и преподаватели кадетских общеобразовательных учреждений с довузовской военной подготовкой, представители общественных организаций.

На Дону уже шесть кадетских корпусов, и на гостей - участников "круглого стола" они произвели должное впечатление. Южане уже давно определились: кадетским корпусам - быть. Полгода назад был создан областной департамент по делам казачества и казачьих учебных заведений. Именно он "командует" кадетскими корпусами, которые в силу донской специфики носят казачий характер. И не только руководит, но и пытается решить задачу кадетского образования системно, комплексно. Здесь стремятся уйти от ситуации, когда корпуса открываются хаотично, с самой различной нормативно-правовой базой - в зависимости от их ведомственной принадлежности. Понимая, что без общефедеральных решений этих проблем не решить, в областном департаменте разработали проект федеральной целевой программы (ФЦП) "Кадеты России"

Участники обсуждения отзывались о нем в целом неплохо, хотя не обошлось без критики. Удивлялись, что подобные инициативы исходят из регионов, а не от того же Министерства образования и науки России, как это, наверное, и должно быть.

- Возможно, проект сыроват. Но мы готовы сотрудничать со всеми, кто пожелает, чтобы довести его до должного уровня, - заявил директор областного департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Владимир Миронов

(До чего же некоторые могут пристраиваться. Видимо удобны местным власть придержащим.

Не успел из Красноярска отъехать, а уже кадетами на Днепре командует).

- Однако в Минобрнауки России, к сожалению, нет никого, кто бы занялся данной проблемой. А ведь давно пора создать на уровне Федерации центр, способный проводить единую политику в кадетском образовании (И обязательно Володю туда).
Пока же в каждом регионе действуют на свой лад. Хорошо, если понимание проблемы находится как в Ростове, где Владимир Миронов наладил хорошие контакты с областным министерством общего и профессионального образования. Работают в русле заключенного соглашения. Это и подтвердил областной министр Леонид Ковалев, затронув при этом проблему соотношения количества и качества новых кадетских учреждений. Общественный темперамент - дело хорошее, но пора бы заняться настоящей подготовкой учителей и воспитателей для кадетов. Пора разработать прочную законодательную базу, стандарты, считает он.


    Того же мнения придерживается и Олег Смирнов, заместитель начальника Главного управления кадров Минобороны России. В кадетских корпусах военного ведомства, где обучаются более 8 тысяч ребят, на отсутствие порядка и нехватку четких инструкций не жалуются. Другое дело, когда открываются общеобразовательные учреждения с "кадетским компонентом". Тут уж кто во что горазд. Не только кадетские школы и корпуса открывают, но и лицеи, колледжи, классы. Во Владивостоке появился даже кадетский детский сад-ясли. Объяснили: у нас есть дополнительные занятия танцами, музыкой и иностранными языками. Потому и назвали садик "кадетским".
Генерал-лейтенант Смирнов против подобной профанации. Его также не радует тот факт, что кадетские учреждения становятся некими социальными учреждениями, куда общество определяет трудных подростков, детей из неблагополучных семей. Этим проблемы беспризорности не решить, да и армия только проиграет. Как можно доверить таким парням оружие, танк, подлодку, военный корабль? Если эти люди психически неуравновешенные, значит, велика вероятность разных ЧП.

Данному военному чиновнику в 2003 году в октябре месяце были переданы предложения по организации всех кадетских учебных заведений под эгидой военного министерства. Угадайте с одного раза - соизволил он хоть что-то ответить?

С этим в принципе согласен заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Сергей Суровов:
- Социальная поддержка должна иметь место, однако нужно установить для нее четкие пределы. Трудные подростки должны составлять лишь часть воспитанников - скажем, 20 или 40 процентов, но не более.
Кстати, Олег Смирнов предложил свой вариант борьбы с бессистемностью: взять за основу положение о кадетском корпусе у военных.Мол, все, что нужно, там есть. Конечно, можно что-то в этом документе изменить - в зависимости от специфики того или иного заведения.

 А зачем? Ведь есть Положение о кадетских школах и кадетских школах-интернатах. Чем горы бумаг городить, неплохо бы разобраться в имеющемся.

Другая важная проблема - набор в кадетские корпуса. Участники "круглого стола" дружно сетовали на то, что по закону об образовании в кадетские корпуса принимают всех желающих - как в среднюю школу.

В какие такие кадетские корпуса? Да когда-нибудь разберутся собирающиеся регулярно на всякие обсуждения с топонимикой и наименованиями учебных заведений, как того велят руководящие документы Правительства. Смешно становится - постоянно обсуждают, НЕ ЗНАЯ СУТИ!!!

Но ведь у кадетов своя специфика: жесткая дисциплина, интернатский режим, серьезные физические нагрузки, близкие к армейским порядки. Выдержать это может не каждый, так что отбор нужен.
Многие директора (?) бьют тревогу: с 1 января будет действовать новая норма, по которой у всех учебных заведений должен остаться лишь один источник финансирования. Для кадетских заведений это означало бы катастрофу. Ведь их поддерживают бюджеты самых различных уровней, а также внебюджетные источники. И даже при этом средств не хватает. В общем, нельзя рубить всех под корень. Проблему нужно срочно решать.

Разговор состоялся. Что дальше? Многое будет зависеть от законодателей.

- Бросилась в глаза разобщенность по этой проблеме, - сказал Сергей Суровов. - Военные говорят одно, Минобрнауки - другое, регионы - третье. По возвращении в столицу мы скорее всего создадим рабочую группу для выработки необходимых документов, чтобы уже к 2006 году появилась конкретная программа действий. Нужны четкие критерии для открытия таких заведений. Сейчас как? Пожелает губернатор - и кадетский корпус начинают создавать. А где, зачем? Нет ни помещений, ничего. В этом деле нужны общие для всех стандарты. Иначе о высоком качестве образования придется забыть.
По итогам заседания "круглого стола" были приняты рекомендации. В частности, министерствам образования и науки и обороны предложено совместно разработать и представить Правительству России концепцию развития системы общеобразовательных учреждений с кадетским компонентом . Раздел о таких учреждениях предложено включить в новую ФЦП по развитию образования в России. Часть предложений касается совершенствования нормативно-правовой базы.

Историческая справка


Как и 100 лет назад
За более чем 200-летний период своей истории военная педагогика России к началу XX века сложилась во вполне законченную и стройную систему взглядов и методов воспитания. Она воплотила в себе наиболее интересный опыт западноевропейской науки, связанной с именами И.Г. Песталоцци, Дж. Ланкастера. И впитала в себе лучшие достижения отечественной школы: труды П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и других. Проблемы нравственного и физического воспитания кадетов, педагогика, психология и школьная гигиена были постоянным предметом обсуждения Педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений. Для подготовки профессиональных кадров были открыты Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах, в которых реализовывался опыт начальной военной подготовки и воспитания кадров для нужд армии.
К ведению учебно-воспитательной работы привлекались образованные и интеллигентные офицеры. Вся учебно-воспитательная работа велась по трем основным направлениям: физическое воспитание, воспитание нравственное и воспитание умственное. Учебная нагрузка на классных и внеклассных занятиях распределялась весьма продуманно и гармонично.
Первыми были уроки, требующие умственного напряжения, - русский язык и арифметика. Затем шли физические упражнения, второй завтрак и большая перемена. Потом Закон Божий, чистописание. Вечером - обязательные гимнастические упражнения и готовилось домашнее задание... В состав физического воспитания помимо гигиены и гимнастики обязательно входил и ручной труд и ремесла. Для развития физического воспитания регулярно проводились игры. Весь склад кадетской жизни способствовал физическому и умственному оздоровлению детей.
В части нравственного воспитания обязательным было привитие идеалов дружбы, товарищества и правдивости. Ложь и звание кадета были абсолютно несовместимы. Воспитание обязательно включало в себя привитие дисциплины, чести и учтивости. Все это было основано на религиозно-нравственных началах. Все кадетские корпуса имели свои знамена и штандарты.
Весь учебный процесс проводился в соответствии с Положением о кадетских корпусах, где были подробно разъяснены чередование изучаемых предметов, распределение нагрузки, функции воспитателей и учителей.

Исполнительная власть. Сергей АПАТЕНКО, директор Департамента Министерства образования и науки:   Требуется концепция

    В последние годы в России активно развивается новый вид общеобразовательного учреждения - кадетские школы и кадетские школы-интернаты. Динамика их развития впечатляет. Впервые (после 1917 года) кадетские корпуса появились в стране в начале 90-х. В 1996 году их было уже 7, в 2001 году - более 40, а сегодня функционируют 55 кадетских учреждений только в системе образования.
Вместе с тем анализ опыта работы кадетских учреждений в системе образования свидетельствует о недостаточной системности в организации их деятельности. Прежде всего необходимо устранить имеющиеся пробелы в сфере нормативно-правового и методического обеспечения деятельности кадетских учреждений. В настоящее время министерством рассматривается вопрос о внесении соответствующих изменений и дополнений в Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате).
Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает развитие кадетских образовательных учреждений как одно из актуальных направлений модернизации образования на современном этапе и готово к взаимодействию со всеми заинтересованными структурами в решении проблем совершенствования кадетского образования в России. В будущем году министерство приступает к разработке проекта концепции и программы развития кадетского образования. Представляется, что разработка подобного документа могла бы стать важным шагом на пути формирования целостной системы кадетских учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.


Мнение сенатора. Валентина ПЕТРЕНКО, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике: Главная цель создания кадетских корпусов - это забота о подрастающем поколении.

    Чтобы те ребята, которые в силу своего социального положения вдруг остались без внимания на улице, были все-таки вовлечены в воспитательную и образовательную систему.
Кадетские корпуса - это то "зерно воспитания", которое должно дать хороший урожай. В первую очередь для того, чтобы в будущем наше государство было немного другим. Более социально и культурно ориентированным. Не только деньги, не только власть и политика должны быть устремлением молодого человека. А прежде всего патриотизм, желание служить своему Отечеству, высокая культура и профессиональная подготовка. Я задавала маленькому кадету вопрос: "Что тебе здесь нравится, почему ты пришел в кадеты, а не в обычную школу, почему ты в школу не ходил, а в кадеты ты пришел?" А он так говорит: "Здесь так здорово, у меня форма, меня слушают, я отдаю честь, мне отдают". Понимаете, вот этот элемент, который для взрослых может быть наивным, он имеет для ребенка огромное значение. То есть с ним считаются, его понимают. Когда семилетний мальчик говорит, что он служит Отечеству, - это здорово. Значит, в свои восемнадцать лет он никогда не будет наркоманом или преступником.
Я считаю, что кадетские училища - это именно та форма образования и воспитания, которая поможет заполнить нравственный и моральный вакуум нашего непростого времени. Именно тот вакуум, который каждый день продолжает "всасывать" в себя неокрепшие, молодые души.

Мнение депутата. Александра Буратаева, депутат Государственной Думы, лидер Общероссийской общественной организации "Молодёжное Единство": Необходима внятная и продуманная государственная политика в области кадетского образования.

На мой взгляд, ситуацию с заметно отставшим в этой части законодательством необходимо разрешить как можно скорее. Регулировать сегодняшнюю ситуацию с воспитанием подростков актом РСФСР 1965 года о школах-интернатах - это, извините, нонсенс. Ситуация просто нетерпимая. Этот стародавний норматив просто не в состоянии реагировать на вызовы рыночного времени. Закон о кадетских корпусах в случае принятия мог бы исправить многие из допущенных ранее промахов в части молодежной политики.

Понятно, что этот депутат здесь по ошибке - ничего не понимает и не знает, а значит просто присутствует, видимо, "для значимости"

 

Частная инициатива. Вместо слов нужны конкретные дела
Пять лет действует в России Фонд содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана. Это единственный частный благотворительный фонд, оказывающий финансовую поддержку более 40 кадетским корпусам России.
Борис ЙОРДАН, президент Фонда содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана:
В начале 1990-х годов, когда мой отец и его друзья, выпускники русских кадетских корпусов в эмиграции, начинали вместе со своими единомышленниками в России возрождать кадетские корпуса, их было единицы. Прошло всего 12 лет, и по всей стране созданы и успешно работают более 55 кадетских корпусов только в системе Министерства образования и науки РФ.
Удивительно, что при общей эйфории по отношению к кадетским корпусам и публичного государственного признания на настоящий момент нет ни одной государственной структуры, которая бы занималась данным видом учебных заведений. Кадетские корпуса даже не упомянуты в законе об образовании, который прошел все согласования с соответствующими структурами и будет приниматься Государственной Думой в середине декабря этого года. Вопрос централизованного управления кадетскими корпусами в первый раз мы поднимали еще в 1999 году, однако в настоящее время даже в самом заинтересованном в решении этой проблемы новом Министерстве образования и науки РФ нет отдельной структуры. Кадетскими корпусами там занимается отдел психолого-педагогической поддержки детей и молодежи.
До сих пор отсутствуют единая государственная политика по отношению к кадетским корпусам, концепция и программа развития кадетского образования. Типовое положение о кадетской школе, утвержденное Правительством в 1997 году, существенно устарело. Зарплата офицеров-воспитателей в кадетских корпусах до сих пор приравнивается к труду нянечек в домах-интернатах. А ведь именно они являются главной фигурой в кадетских корпусах! Фонд уже четыре года выплачивает лучшим офицерам-воспитателям премии, это стимулирует их в работе, но не решает в целом проблему. Уже пять лет мы говорим о необходимости создания системы подготовки кадров офицеров-воспитателей, это записано во всех решениях, но все остается лишь на бумаге.
Пора от количества переходить к качеству работы кадетских корпусов и прекратить смотреть на кадетов, как на красивую, эффектную игрушку. Мы много общаемся с директорами кадетских корпусов по всей России, знаем их проблемы изнутри. В основном это подвижники, которые полностью отдают себя детям. Очень много зависит от региональных или муниципальных властей. Если есть понимание и поддержка наверху, то и корпус процветает. Но нельзя же постоянно зависеть от личного отношения конкретного чиновника. Как и нельзя финансировать кадетские корпуса по системе школ-интернатов! Кадетский корпус требует дополнительных финансовых ресурсов, государству они вернутся с большой прибылью - здоровым поколением!
На днях нашему фонду исполнилось пять лет. Обидно, что те проблемы, о которых мы говорили и о которых писали в федеральной прессе в момент создания фонда, так и не решены. Важно, чтобы Правительство РФ и Федеральное Собрание поняли, что кадетские корпуса - это их смена, это те сегодняшние мальчики, которые придут управлять страной, строить и защищать ее. Это вопрос государственной важности! В 1917 году в Российской империи существовал 31 кадетский корпус. Более половины кадетских корпусов были под патронажем императора или членов императорской семьи. Главным шефом кадетских корпусов и начальником военно-учебных заведений был великий князь Константин Константинович. Я не предлагаю Президенту РФ В.В. Путину возложить на себя личный патронаж над кадетскими корпусами, но, если бы глава страны взял под свой контроль государственное решение этого вопроса, можно быть уверенным, что наконец вместо слов начнутся конкретные дела.


Мнение губернатора. Валентина МАТВИЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга: Веление времени
    Возрождение системы кадетского образования - это веление времени. В Петербурге сейчас успешно действуют восемь кадетских корпусов. Почти все они ведомственные и подчиняются центральным органам военного управления, в то же время играя заметную роль в городской жизни. Ведь среди воспитанников значительную часть составляют коренные петербуржцы. Практика показала, что эффективно осуществлять образовательный процесс и решать вопросы содержания и снабжения учебного заведения без участия региональных властей невозможно. И, конечно, городские власти должны принимать участие в управлении процессом кадетского образования.

Весной 2004 года, а именно 1 апреля В.И.Матвиенко были переданы Предложения по совершенствованию системы кадетского образования и воспитания в Санкт-Петербурге. Удостоила она эти предложения вниманием? Естественно, "спустила вниз". Какой-то член, какой-то комиссии или комитета, уже и в памяти не задержалось, пригласил автора Предложений в Смольный на собеседование, да сам не пришел. Через месяц господин Тарасов (есть такой вице-губернатор, он еще числится в членах вышеуказанного фонда Йордана), отписал, что городу ЭТО НЕ НУЖНО! Вот так, друзья-читатели этого материала. Не всегда или всегда НЕ слова и дела сходятся у должностных лиц, которые, как в данном случае высокопарно "собеседуют" о кадетских делах. Чему верим, господа?

 

Хотя всем понятно, что офицер-воспитатель является главной фигурой в кадетском корпусе, единой политики в подготовке этих кадров до сих пор не выработано. Сегодня ощущается дефицит воспитателей, которыми зачастую становятся люди, получившие офицерские звания после окончания военных кафедр в гражданских вузах. А ведь в дореволюционной России для офицера-воспитателя обязательным было наличие опыта службы в войсках. Более того, в течение двух лет офицер числился только прикомандированным к кадетскому корпусу. И только доказав свою способность быть хорошим воспитателем, офицер утверждался в этой должности. Вот таким должно быть отношение к подбору кадров офицеров-воспитателей и сейчас. Министерство обороны должно выработать единую четкую кадровую политику и неуклонно проводить ее в жизнь.


Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области: Кадетские корпуса - возрождение лучших традиций
    Отрадно, что в нашей стране стали возрождаться лучшие традиции, среди которых - создание кадетских корпусов и кадетских школ. В Кузбассе решение о создании первого кадетского корпуса было принято в 1998 году. Казалось бы, всего шесть лет прошло, а как изменилась ситуация с кадетским образованием у нас в области! На сегодняшний день у нас открыты еще 3 кадетских корпуса: кадетский корпус МЧС, областная кадетская школа-интернат железнодорожников и областная школа-интернат милиции. И все они носят статус губернаторских учебных заведений.
Считаю, прежде всего нужна государственная система управления кадетскими корпусами. Нужно четко разграничить федеральные, региональные и муниципальные учебные заведения. То есть необходимо определить, какие кадетские корпуса будут готовить выпускников для поступления в высшие учебные заведения страны и, соответственно, готовить специалистов для всей России, например кадетские корпуса, относящиеся к Министерству обороны.
Также определить кадетские учебные заведения регионального уровня, которые будут готовить воспитанников для поступления в учебные заведения в своем регионе или работать в соответствующих отраслях экономики своих регионов.
Муниципальные кадетские школы будут решать проблемы местного уровня. Такие школы целесообразно открывать в территориях со сложной социальной обстановкой, где высокий уровень безработицы, потенциальной преступности, с наличием безнадзорных детей, детей-сирот. Эти кадетские школы будут готовить выпускников для поступления в кадетские корпуса регионального и федерального уровней.
Немаловажно и то, что кадетские корпуса должны стать системой, получить повсеместное развитие и государственную заботу. Сегодня же они существуют только в тех регионах, в которых губернатор лично заинтересован в их появлении. Убежден, воспитание молодых людей патриотами своей страны - архиважное государственное дело.
Естественно, система кадетского образования требует и соответствующей законодательной базы. В первую очередь нужно принять закон о кадетских корпусах, где четко определить их статус, статус воспитанника кадетского корпуса, его права и обязанности, а также права и обязанности всех участников образовательного процесса.
Немаловажным также считаю, чтобы законодательно было закреплено право выпускника кадетского корпуса на получение дальнейшего профессионального образования. Сегодня это делается в основном по личной договоренности или соглашению губернатора с руководством высших учебных заведений. А должно быть все прописано в законе.
Точно так же предусмотреть в законе предоставление гарантированных рабочих мест, решение жилищных проблем и других социальных вопросов.
Важнейший вопрос! Убежден, офицер-воспитатель должен быть идеологом, обязан проводить политику государства, владеть основами педагогики и психологии, многими другими навыками.
Считаю, в каждом федеральном округе нужно создать филиалы методического центра на базе уже действующих кадетских корпусов. Подобный центр существует на базе Тверского суворовского училища, который выпускает в год до 80 офицеров-преподавателей для кадетских корпусов. Но этого явно недостаточно!
Думаю, в Сибирском федеральном округе можно создать методический центр на базе областной кадетской школы-интерната милиции у нас в Кузбассе.

Борис Громов, губернатор Московской области: Всем лучшим во мне я обязан "кадетке"
    Когда-то Горький написал: "Всем лучшим во мне я обязан книгам". О себе могу сказать: "Всем лучшим во мне я обязан "кадетке". Эти же слова за мной могут повторить тысячи и тысячи тех, кто когда-то, как и я, окончил Суворовское училище.
Эти училища - неповторимая школа духа, мужества, если хотите, школа жизни. Я знаю, что нынешние суворовцы и кадеты свою офицерскую биографию начинают достойно. Но знаю и другое: многие выпускники этих училищ не идут в армию, не становятся офицерами. В процессе обучения они во многом разуверяются, сталкиваясь с теми проблемами, которыми сегодня больна армия и больны эти училища. Одна из болевых точек - большая текучесть кадров офицеров-воспитателей. А текучесть происходит из-за низкой зарплаты, бытовой неустроенности, порождена она и пробелами в политике подготовки наставников, устаревшей законодательной базы по кадетскому и суворовскому образованию. Я бы ставил вопрос именно так, шире. Все это в конце концов завязано в один тугой узел, развязать который можно только на федеральном уровне. И хорошо, что "Парламентская газета" подняла этот разговор. Но это только первый шаг. За ним должны последовать другие. В частности, полезным было бы создать рабочую группу из военных, парламентариев, представителей общественности. Необходимо всесторонне изучить вопрос с тем, чтобы выйти на глобальные решения, которые помогут поднять уровень образования и воспитания в этих заведениях на качественно новый, отвечающий духу сегодняшнего времени уровень.
 



Что можно сказать в заключении.

Знаете ли вы, что иногда приглашают на семинар бухгалтеров предприятий в Дубаи. Зачем? Да повышать квалификацию. Такое же создается впечатление и здесь. Собрались люди, для которых вопрос кадетского образования и воспитания - не главный. Просто "потусоваться" за  государственный счет, а точнее, за счет налогоплательщиков. Прошло 9 месяцев. Что-то изменилось в кадетских делах, что-то эти люди сделали? Кто знает, сообщите. Мне пока ничего не известно!

Добавим уже из 2015 года. Прошло 10 лет! Что изменилось?