Сокращенный вариант. Приведено все, что имеет непосредственное отношение к теме дискуссии. Полный вариант статьи, а также продолжение дебатов Хитрово-Левченко, перешедших в "разборки", можно ознакомиться здесь.
№ 4 (39) июль 2011 г ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЫПУСК
Надуманная заочная дискуссия кадетское воспитание ИЛИ кадетское образование
Говорю сразу, что участвуя в дискуссии, буду утверждать, что образование и воспитание, в том числе и кадетское, не просто тесно связаны друг с другом, но являются единым процессом. Буду утверждать, что имеют право на свою деятельность как суворовские и нахимовские училища Министерства обороны и других силовых министерств, так и кадетские учреждения (типа довоенных спецшкол) – кадетские корпуса, кадетские школы и классы Министерства образования...
Это совсем не обязательно (кадетские корпуса должны быть только в военном ведомстве - прим.). Министерство обороны сегодня делает все возможное и невозможное, для того чтобы или ликвидировать свои суворовские, нахимовское училища и кадетские корпуса, или превратить их в обычные детские дома-интернаты без строя, без военной формы, без обучения основам военного дела, без офицеров-воспитателей и кадетского воспитания, без офицеров-преподавателей, без лагерных сборов. В то же время в рамках Министерства образования и науки работает много кадетских корпусов, кадетских школ и классов, среди которых (даже вопреки своему министерству) есть не мало таких, которые сохраняют и развивают суворовско-нахимовскую школу обучения и воспитания...
Приведу такой пример: когда проходишь через КПП Московского казачьего кадетского корпуса им. М.Шолохова и вступаешь на территорию корпуса, сразу ощущаешь себя, как будто попал в дореформенное суворовское училище Министерства обороны: военная форма кадет, военная форма офицеров, в военной форме начальник корпуса полковник Шпиньков Михаил Данилович. Строевые занятия, строевая песня, в том числе и лихая казачья песня, хождение в строю по всей обширной территории корпуса. Причем, у ребят в строю, отнюдь не замученный вид, они гордятся своей сплоченностью, настоящим кадетским братством, своей военной формой, строевой песней, четким строевым шагом. Они понимают, что строевая подготовка вместе с физической подготовкой делают из них особенно красивых подтянутых, стройных парней. И готовы заниматься строем даже тогда, когда идут одни, без старших, в столовую, в клуб, в спортзал. Корнем слова стройный, является «СТРОЙ». Кому из ребят не хочется быть стройным?!. А Министр обороны называет это «шагистикой»...
Мне пока не удалось побывать в Новосибирске и повстречаться с генералом кадетских корпусов Николаем Вальдемаровичем Бордюгом, но то, что я читаю, вижу на фото и видео, что рассказывают сибиряки, впечатляет и создает уверенность в том, что суворовская школа жива и будет жить!
Василий Кузьмич ЛЕВЧЕНКО (Казанское СВУ) почему-то считает, что не может быть кадетского образования, а может быть только кадетское воспитание. Левченко – воспитанник Казанского СВУ - НИКОГДА не писал, не говорил этих слов. Он писал и говорил, что НЕТ и не может быть отдельно взятого кадетского образования, (ибо есть два типа образования: ОБЩЕЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ), но есть КАДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и ОБРАЗОВАНИЕ. Именно так спокон века и записано у Левченко на сайте. Утверждающий иное – лжец!
Один из участников дискуссии считает, что декларируемая подготовка суворовцев к государственной службе (военной или гражданской) – это “есть ничто иное, как введение в заблуждение самих обучаемых и их родителей… Понятно, что НИКАКОЙ государственной выпускник кадетского корпуса не получит после окончания оного”. В первоисточник это написано так: «Сегодня предлагается некая НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ возможность подготовки для какого-либо поприща, когда-нибудь и где-нибудь. Понятно, что НИКАКОЙ "государственной службы" выпускник т.н. кадетского корпуса не получит после окончания оного. Следовательно - это есть не что иное, как введение в заблуждение самих обучающихся и их родителей.» Разве в оригинале цитаты говориться о суворовцах?
Это глубокое заблуждение. Если выпускник СВУ поступает в один из военных вузов или идет служить в армию, то это уже государственная военная служба и от него самого зависит дальнейшая военная карьера. Если же он поступает в гражданский вуз, то получаемое там высшее образование в сочетании с полученными ранее в суворовском училище или кадетском корпусе умениями и навыками, в сочетании с полученными кадетским воспитанием и образованием, он становится желанным кандидатом и для гражданской государственной службы. Особенно ценным является воспитание в нем умения командовать и умение подчиняться, умение жить и работать в коллективе. Сравним еще раз. Написано в оригинале: «Воспитанник кадетского корпуса Императорской России или выпускник Суворовского военного училища после их окончания НЕПОСРЕДСТВЕННО поступал в военную службу». Какая мелочь, что ВЫДЕЛЕННОЕ слово не попалось на глаза нашему Газетчику. Ну подумаешь, что речь шла о СОВЕРШЕННО другом. А насчет «желанным кандидатом»?...
Сегодня в России на военной и гражданской государственной службе очень много лиц, окончивших в свое время суворовские и нахимовское училища и кадетские корпуса. Это офицеры, генералы и адмиралы на самых высоких военных должностях. Это высшие гражданские чиновники, члены правительства, депутаты всех уровней, губернаторы и др. Хорошо сказано! Этим самым автор пассажа подтверждает утверждение, что могут быть образованные выпускники СВУ. Но НЕ воспитанники. Действительно, есть во власти некогда закончившие суворовские училища. Но где их ВОСПИТАНИЕ, где их суворовский дух, которые обязали бы их ВСТАТЬ на защиту своей альма-матер, которую пришлые-пролезшие во власть уже доразваливают. Хоть один из них (занимающих высшие гражданские и военные должности) поднялся и заявил об этом ОТКРЫТО? Даже не заикнулись. Вот такое воспитание - за свои тепленькие места боятся. Боятся остаться без "кормушки". Хотя кто скажет, что они не образованные? Это уже становится аксиомой.
Очень интересные, очень категоричные и очень спорные суждения о воспитании кадет представил в дискуссии Сергей АФОНСКИЙ (Казанское СВУ). он категорически заявляет: «нет и быть не может кадетского образования.» Доказывает это тем, что все кадетские образовательные учреждения «строят свою программу обучения по гос.стандарту с прибавлением предметов дополнительного образования.» Если это констатация факта, то приемлемо. Но для того и нужна дискуссия, чтобы найти путь к улучшению существующего положения. Я думаю, что именно кадетское образование содержит в себе общее образование, кадетское обучение и кадетское воспитание. Причем, эти составные части кадетского образования действуют в рамках единого целого в органическом соединении. Если бы логику, как и прежде, преподавали еще в школах-гимназиях, не было бы у нас множества глупостей. В том числе и в педагогике. Ибо Макаренко говорит одно, а Хитрово говорит другое. Кто прав? Да не указ последнему и целый Энциклопедический словарь. Кстати, выдержки из него также приведены в дискуссии. Но опять не заметил того, чего не надо. Или со словарем так просто не поспоришь? Так вот там написано, что «воспитание и образование» – это ПРОЦЕСС (впрочем, можно добавить, это еще и результат), а «обучение» – ОСНОВНОЙ ПУТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Я всегда задаю вопрос: человек, получивший высшее образование, образованный? А если он плюет на тротуар, т.е. проявляет свою невоспитанность, то по определению Хитрово он – НЕ образованный. Да он обученный, но не воспитанный. Кто же он на самом деле? Вообще-то все это мне напоминает «блуждание автора в трех соснах». Человек одновременно может быть образованным, но не воспитанным. Сплошь и рядом мы наблюдаем это в т.н. «золотой молодежи», представляющей ныне нашу не только существующую, но и, к сожалению, будущую «элиту». Бывают и воспитанные люди, но не могущие похвастаться своим заочно-университетским образованием. Ну что же делать. Признать, что человек, закончивший только школу менее воспитанный и для «приличного общества обученных и образованных» не подходит.?
Кадетское воспитание – это система всей жизни кадета, его образования и специального обучения… И уж совсем нельзя навязывать ЕДИНЫЕ для всех учебных заведений требования. Не понятно почему нельзя создать систему воспитания в рамках кадетского класса, например, отдавая право на это только школе или корпусу в целом, да и то с оговорками. г. Сергей АФОНСКИЙ совершенно правильно, на мой взгляд, понимает, СИСТЕМУ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ как совокупность образовательных учреждений, объединенных целями и задачами кадетского воспитания и кадетского обучения. Вот и договорились – и у господина АФОНСКОГО кадетское воспитание и кадетское обучение составляют систему кадетского образования. Да не писал ТАКОГО Афонский. Достаточно посмотреть оригинал.
Зачем же тогда утверждать, что кадетского образования вообще не существует? Если мешают в чем-то государственные стандарты, то надо потеснить любые стандарты. Возражая Сергею АФОНСКОМУ, подчеркиваю, что кадетские образовательные учреждения могут быть не только военными в рамках силовых министерств, но и невоенными. При этом ничего страшного нет в том, что они по существу будут школами по интересам. Если подумать, то суворовские, нахимовское училища и кадетские корпуса всех ведомств и являются школами по интересам. Что же касается систем самоуправления, то прав г. АФОНСКИЙ когда это касается «кадеток» Министерства Обороны. В «кадетках» Министерства образования – это естественная форма участия ребят в организации их работы. Я очень люблю Антуана де Сент-Экзюпери и его творчество. Мне симпатична вся его жизнь, но он совершенно не прав, что «создает человека воспитание». Создает человека не воспитание, а образование и его составные части: обучение и воспитание. Толстой неправ, или его не так понимают, Макаренко не прав, Экзюпери не прав. Кто там еще в неправых?
В главе «Образование в кадетском учебном заведении» г. Левченко пишет, что он скажет «нечто новое и незнакомое» против руководителей от педагогики, постоянно «трещащих» о «модернизации и инновации в учебном процессе». В старых СВУ, отмечает он, никто не задумывался о модернизации и инновациях. Это ложь и передергивание! Дословно это было так: «Не думаю, что открою Америку для тех, кто учился в старых СВУ, но, как мне представляется, для руководителей «от педагогики», постоянно трещащих о «модернизациях» и «инновациях» в учебном процессе, скажу нечто новое и незнакомое: В старой суворовско-нахимовской школе, модно называемое сегодня «высококачественно кадетское образование» было делом само собой РАЗУМЕЮЩИМСЯ… И никто не задумывался о модернизациях его и инновациях. Понятно, что речь я данном контексте мы ведем о содержании, в то время как инновация методики преподавания – и никто не собирается с этим спорить – это дело самого учителя».
Владимир Соколов-Хитрово Выпускник 4-й Московской специальной артиллерийской школы (1942 год) |