Уважаемый Василий Левченко!

Прошу сообщить о принятии тобой решения о размещении моего материала на 11 страницах на сайте «Дискуссионного клуба» на мою электронную почту по адресу.

 Валерий Тараканов

17 августа 2007 года

Уважая желание кадета о размещении материала дискуссионного характера размещаю без купюр.

В.Левченко

20 августа 2007 года

 

На сайт дискуссионного клуба.

 

Александру Владимирову

В твоей книге «Стратегические этюды» на титульном листе есть такая запись: Кадету, Брату и Другу Валерию Тараканову  26.03.2004г.

Саша, я познакомился с твоими этюдами и скажу откровенно в целом мне книга понравилась.  Необходимо отметить, что написано от души и проникнуто прежде всего державностью и желанием помочь в решении проблем по военной реформе. Знаешь, в твоей первой работе «Размышления общевойскового командира» опубликованной в 1988 году в журнале «Военная мысль», я нашел, в свое время, много общего с разработанной мной в 1987 году «Концепции реализации экономической реформы в военной сфере».  Я впервые по тому времени утверждал, что между Оборонными отраслями промышленности и Вооруженными силами должны быть рыночные отношения и это было мной написано в 1987 году. К сожалению, ни «Военная мысль» ни Воениздат, где в то время проводил линию партии полковник Исаков Е.П., мою статью не опубликовали. На эту работу было два отрицательных отзыва: генерала-полковника Галушко, начальника тыла ВС и генерала-полковника Г. Стефановского, начальника в то время ГлавПУРА, и один положительный – генерала армии Гареева М. Кстати эта работа ждет своего времени. Обязательно опубликую.  На мой взгляд она и сейчас актуальна. Как видишь мы заочно знакомы уже почти 20 лет.

В настоящее время я внимательно прочитал твою очередную работу «О совершенствовании  Суворовского (кадетского) образования и создания системы подготовки национальной элиты России». И в связи с тем, что ты не отреагировал на мое обращение к тебе 16.03.2007г. и к членам Совета региональной благотворительной организации МСНС (РООМСНС), и отсутствие твоей реакции на мое выступление на конференции 28.07.07., вынужден разместить свои размышления по поводу твоих предложений по национальной элите на сайте дискуссионного клуба: levsp@hotmail.com

Но как следует, твое молчание не есть согласие. Памятуя высказывание древне-греческого философа Аристотеля – воспитателя Александра Македонского: «Платон мой друг, но истина дороже», можно Саша тебе сказать: «Хоть ты Кадет, Брат и Друг, но истина дороже.»

 

I. Вначале для нашего общества размещаю свое обращение к членам Совета РООМСНС от 16.03.07.

 

Уважаемые Валерий Зеленский

Юрий Лавринец

Валерий Лаврухин

Александр Владимиров

Григорий Измайлов

Николай Балакирев

Виктор Фетисов

Уважаемые члены Совета региональной общественной организации «Московское Суворовско-нахимовское содружество»

Извините, что не обратился сразу - просто не было времени.

Возвращаясь к совещанию проведенного Совета 9 марта 2007 года, осмелюсь высказать следующее:

1. Предложение А.И. Владимирова готовить элиту в кадетских корпусах заставило меня обратиться к Советскому энциклопедическому словарю (СЭС Изд. М, 1988 г.) (у В. Даля этого понятия нет), других словарей не знаю, где «утверждается необходимость деления общества на высшие привилегированные слои - элиту и остальную массу людей», а также перечисляются «концепции множества элит (политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, научная, культурная), уравновешивающие друг друга и якобы предотвращающие установление тоталитаризма». Как Вы знаете, разговор о привилегиях ведется с начала 90-х и конца края им нет. Являются ли верхние уровни управления страной элитой?

Исходя из определений, приведенных в СЭС возникает вопрос, чему целесообразно «Содружеству» отдать предпочтение?!

Более того, подготовка элиты требует соответствующей подготовки людей, готовящих элиту, и может быть эти люди должны сами относиться к этой элите?

Мало кого из нас, на мой взгляд, по содержанию можно отнести к элите. И потом, какие признаки отличают элиту от основной массы людей?

Быть может, если только по принадлежности к наивысшему уровню существующей в стране иерархии. Да и то, если посмотреть, как туда попадают, имеет место глубокое сомнение.

К элите российского общества можно отнести не так уж много людей, например, Лихачева Д.С., Сахарова А.Д., Велихова Е.П. и ряд других видных людей. Из нашей суворовской среды, например, можно назвать доктора технических наук, лауреата государственной премии Мартыненко А.И., выпускника Горьковского СВУ 1952 г., ряд наших учителей, которых вполне возможно уже и нет.

Разве личностей, которых можно отнести к элите готовили только суворовские и нахимовские училища?! Думается, что это не так. Скорей жизненные обстоятельства выявляли такого рода элитных людей, при условии их высокой образованности.

Несомненно, в современных российских условиях возможно начать подготовку высоко образованных людей, и лишь некоторые могут быть отнесены к элите.

Штамповать элиту невозможно.

Кстати, разве наши суворовские, нахимовское и кадетские корпуса
укомплектованы высококвалифицированными педагогами и преподавателями для подготовки элиты? Для этой миссии им прежде всего необходимо пройти переподготовку или повышение квалификации относительно современных условий, в чем хорошо разбирается Гриша Измайлов.

2. Думается, привлечение Совета безопасности РФ ошибочно, несмотря на то, что его возглавляет выпускник СВУ. Мы нашими шагами можем только его подвести. Другое дело, что он может в чем-то посодействовать.

И все-таки, о чем я говорил на совещании, главную помощь нам может оказать Министерство Обороны, в лице генерал-полковника Резника Н.И., возглавляющего Главное Управление по воспитательной и кадровой работе ВС РФ, которому поручено взаимодействовать с общественными организациями.

3.  По составу  делегации, на мой взгляд, целесообразно более внимательно отнестись к внутреннему содержанию самих делегатов. У них должно быть единое мнение в рамках обоснованной идеологии общественной организации. Эта  идеология   должна  быть   выработана  и обоснована.

4.  По   будущему   XIX   съезду   зарубежных   кадет   и   1-ому   съезду российских кадет.

На мой взгляд, целесообразно создать рабочую группу, куда входили бы представители различных объединений, в том числе из общественной организации «Кадетское братство». Нельзя переносить конфликт между отдельными людьми в целом на общество. Я знаю, из газеты «Сыны отечества», что рабочая группа уже создана и все-таки...

5.  Мне думается, что обсуждение вопроса о мнимом «предательстве» кого-то не делает нам чести. Все мы выпускники СВУ и думаем, в общем одинаково. И Кунц Н.С. здесь не причем. Что касается Ю. Г. Стрельцова, при всем том, что у меня с ним в настоящее время никаких отношений нет, не надо забывать, что он был один из первых кто стал во главе суворовско-нахимовского движения в 1987 году, а все остальное было позже. Он же инициатор создания «Кадетского братства». Разве это плохо?

По Каменке имею весьма отрывочные сведения, и там, по-моему, ООО называлось «Кадет», которым руководил выпускник СВУ Фаустов. Мое отношение к тому, что там было, весьма отрицательное. Я не разбирался в этом, да и для меня нет в этом необходимости. Сведения у меня только из «сарафанного радио». Что касается негативных фактов по ООО «Кадет», то по этому поводу целесообразно провести административное или другое официальное расследование. И только после этого предъявлять кому-то претензии.

6.В связи с изложенным, прошу не считать, что я поддержал предложения А.И. Владимирова им вышесказанные 09.03.07, несмотря на то, что поднял руку «за», тем более, что присутствовал я на этом совещании в качестве приглашенного. Более того, я не вхожу в состав Совета Содружества, а значит, не имею права «голоса».

Приложение: Проект национальной доктрины образования, подготовленный мной еще в феврале 1999 г. на 2-х листах (может быть это будет для Вас полезным).

С совершеннейшим в Вам почтением

Выпускник МСВУ 1958 года  Валерий Тараканов            

 

 


«Да возвеличится Россия!»

(национальная доктрина образования)

На пороге XXI век. Прежде чем ответить на вопрос: "Нужна ли нам реформа в области образования?" и если нужна: - "то какая?", необходимо понять и как можно точнее выяснить, что нас ждёт в будущем - в XXI веке?

Опираясь на то, что образование есть основа технологии общественного развития, создающей стоимость и общественное богатство страны, обеспечивающей прорыв в XXI век человека, оснащенного всеми достижениями в области науки и культуры можно обоснованно утверждать, что будущее России зависит от того как мы сформулируем и реализуем национальную доктрину образования. Кстати, успехи в космосе в 50-60-х годах обязаны, прежде всего, качественному в те и предыдущие годы образованию, несмотря на прошедшую войну.

Исходя из определения доктрины, национальная доктрина образования есть система признанных взглядов и положений, способных создать общество просвещенных граждан, позволяющего в XXI веке выдвинуть Россию в одну из ведущих держав мира, определяющих геополитическое развитие народов планеты.

Основные направления развития высшей школы должны базироваться на обоснованном широком спектре прогноза в различных областях науки и техники. И здесь, конечно, своё слово должна сказать фундаментальная наука. Что, несомненно, будет признанным.

Скорее всего, останутся традиционные направления с небольшими добавлениями в области новых технологий.

Специалисты, которых готовит высшая школа в различных областях науки и техники, определяют уровень социально-экономического развития страны, находятся в определенной системе управления, что является очевидным.

Сама система управления, в управленческом смысле - в смысле администрирования, должна быть высоко эффективной, позволяющей наиболее целесообразным образом реализовывать в жизни управленческие решения. Отсюда возникает бесспорное требование к подготовке современного управленца, осуществлять выбор приоритетных направлений развития России в XXI веке.

В системе подготовке будущего управленца-администратора, одно из главных требований, которое должно выполняться, это наличие у него духовности - неразрывности его жизни с жизнью и развитием России. Будущий управленец должен быть предан своей Родине, что также не требует доказательства.

Полагаю, что это главное качество закладывается в семье и школе.

Следовательно, уже сегодня необходимо обратить внимание настоящих и будущих родителей на новейшие достижения в области педагогики и в соответствии с этим определить степень реформирования школы и её учебных программ.

Необходимо отметить, что в России на протяжении более 200 лет образцом средней образовательной школы была школа, организованная в кадетских корпусах. Объективно, кадетство оказалось стойче всех других корпораций   бывших   питомцев  русских   учебных   заведений,   что  доказано историей судеб выпускников этой школы, а также самой историей России и других стран. Данное обстоятельство указывает на то, что надо брать за основу этот уникальный Российский опыт в области полного среднего образования.

В связи с чем, государство должно развивать опыт получения образования в кадетских корпусах России не только в интернатном типе, но и реализуя его в средней школе.

Думается, именно в этом направлении должна быть сосредоточена главная государственная поддержка полной средней общеобразовательной школе.

В условиях ограниченных отпускаемых на образование ресурсов, необходимо обратить внимание на развитие образования, получаемого россиянином во внебюджетной сфере.

Небольшой опыт развития частных школ и создание вузов за счет внебюджетной сферы показывает большие возможности получения молодёжью надежного, высококачественного образования, что также в настоящее время признано. Подтверждением этому является полемика в средствах массовой информации и конкуренция на ниве образовательных услуг. Этому направлению необходимо дать широкое развитие. Конкуренция же в области образования способствует получению необходимого, с учетом развития рыночных отношений, высокого уровня знаний у учащихся и большой экономии ресурсов, получаемых государством от деятельности учебных учреждений внебюджетной сферы.

Развитие государственной сферы образования необходимо корректировать в соответствии с текущим и прогнозным моментами времени по профилю подготовки специалиста относительно обоснованного научно-технического задела страны. Подготовке специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), в настоящее время необходимо придать особое значение, предоставив широкие возможности по организации аспирантур, докторантур, поддержке института соискательства ученых степеней. Этому нельзя препятствовать, так, как в настоящее время в России произошел отток ряда ученых людей в другие страны, а оставшиеся ученые перешли по своим характеристикам в критический возраст.

Подводя итог можно только повториться, что национальная доктрина Российского образования должна быть направлена на создание общественного богатства России в виде интеллектуально-человеческого ресурса, позволяющего в XXI веке выдвинуть Россию в одну из ведущих держав мира, определяющих геополитическое развитие народов планеты.

Уважаемый читатель, официальные лица, все кому не безразлична судьба России, откликнетесь на высказанную систему признанных взглядов и   положений.

В случае официального признания данного толкования национальной доктрины образования, появляется необходимость её реализации. А это значит: "Верной дорогой пойдем господа - товарищи».

Ректор института государственного  администрирования 

профессор   В.А.Тараканов

 

                                                         

II. Итак. приступим к анализу материалов А.В. Владимирова «О совершенствовании Суворовского (кадетского) образования и создания системы подготовки национальной элиты России».

 

По тексту стр.1

Введение

фраза: тем не менее, стройной системы подготовки национальной элиты в России нет…

Прежде чем идти дальше необходимо сформулировать: что понимается под национальной элитой?

Кроме БСЭС изд. М:1988, Существует определение элиты в Социологическом словаре М. изд.2003г., где элита формулируется как – высший уровень в системе стратификации в обществе – привилегированные группы. Имеются несколько понятий элиты: властвующая, научная, политическая, экономическая и концепция элитного искусства.

Я отдаю предпочтение следующему определению элиты - активное творческое меньшинство общества, противостоящее нетворческому большинству.

По тексту стр 1.

Советская система …совершенно упустила из поля зрения, необходимость подготовки государственных гражданских служащих…

Вместо приведенной тобой фразы, я сформулировал бы: стройной системы подготовки кадров для Государственной службы.

В тоже время функционирует Академия Госслужбы при Президенте РФ и даже Институт государственного администрирования имеющего в своем составе и Колледж государственного администрирования готовящих резерв для Госслужбы РФ с высшим и среднем полном профессиональном образованием…

Разве это не подготовка кадров?

По тексту стр 1.

В современной России подготовка профессиональных государственных служащих (как военнослужащих) с детства ведется только в Вооруженных силах.

 

Хорошо, но специализация нашего Колледжа государственного админи-стрирования по менеджменту (орга-низации) – (государственное и муни-ципальное управление) и правоведению позволяющего получить  среднее полное про-фессиональное образование, разве это не подготовка специалистов для младших государственных должностей … (см.Федеральный Закон РФ «Об основах государственной службы РФ»)

Подготовка начинается после 9-го класса.

На счет случайных людей на Госслужбе.

Это – есть. Но это другая песня. Необходимо сформировать и узаконить государственную кадровую политику.

…,а профессионального слоя специалистов гражданской государственной службы младшего уровня нет.

(см закон об основах госслужбы (Гл. II ст.5 п.4.3))

По тексту стр 2.

Центр и регионы России не доросли до того, чтобы уметь сформировать… заказ на специалистов гос.службы младшего и среднего уровня

Трудно с этим согласится. Это далеко не так. А среднего уровня вообще нет.

Существуют штатные расписания на госслужбе. Это опять формирование кадровой политики.

По тексту стр 2.

Мы уверенны…

Кто это мы?

Кто, хоть один рецензент?

Только безмолвное в области образования твое окружение.

Ни одна другая национальная система обучения

Если ты говоришь о национальной системе , то под этим необходимо понимать не только СВУ, КК но и школы и другие учебные заведения.

По тексту стр 2.

… О системе СВУ и КК……сегодня в ней устарело и недееспособно практически все.

С этим надо согласиться .

Более того поступление в СВУ, например в Москве и Твери, по слухам сопровождается проплатой в размере от 3 до 5 тыс. долларов США. А выпускник Санкт-Петербургского  училища 2003 года лично мне в присутствии еще одного моего знакомого полковника запаса, заявил что он собирается учиться в Ульяновском высшем военном училище ГСМ, но после 4-го курса подаст рапорт на увольнение из ВС РФ.

В дальнейшем собирается закончить гражданский ВУЗ и заняться бизнесом по организации бензозаправочных станций (АЗС). Можно предположить, что подобные разговоры имеют место среди выпускников СВУ.

Тогда возникает вопрос: зачем государству содержать СВУ, если их выпускники не хотят себя посвятить профессии офицера – Родину защищать.

Более того если все практически устарело и недееспособно, то кого тогда готовят СВУ и КК?

В выводах:

… государство нашло… силы и средства для создания национальной суворовской школы воспитания своей элиты

Саша, как ты знаешь в1943 году надо было уберечь детей погибших командиров, партизан и.т.д…., а  не создание элиты.

а, сегодня, когда в государстве денег много, оно для воспитания своего будущего политического класса практически ничего не делает.

Из этого текста следует, что ты понимаешь под элитой- политический класс.

Но это же не так …

Более того, кого должны готовить СВУ и КК – коммунистов, монархистов , либералов, демократов, членов Единой или Справедливой России. Кого?

По тексту стр 2.

… кадетское образование

Что это такое?

Я считаю, что главное, применительно к молодежи - это воспитание.
Образовательные программы достаточно разнообразны и могут включать в себя различного рода дополнительные образовательные услуги, что предусмотрено Российским законодательством.

По тексту стр 3.

.разные цены, которые платят родители и, как следствие - злоупотребления

В прошлом до 1917 КК не предполагали платного обучения. Только, в порядке исключения, некоторым купцам разрешалось отдавать своих детей на обучение в КК за счет собственного КОШТА

КК всегда содержались за счет государства.

Все остальное- дескридитация самого названия «Кадетский корпус».

…должно стать самостоятельным национальным проектом России, возглавляемым Президентом Российской Федерации

Может быть так и надо!? В военной исторической литературе говорилось, что  1-ый КК имел Шефом… (и всегда имел шефом живого Государя), а остальные были ПОИМЕНОВАНЫ.

 

и.т.д. на всех 11 стр. масса замечаний и вопросов. В связи с чем хочу остановится на главном:

1. В СВУ, НВУ, и КК начального профессионального образования может и не быть, за которое ратует Владимиров А.И.

В то же время и повидимому целесообразно ввести в этих учебных заведениях полное среднее профессиональное образование по специальности «Менеджмент организации, который вполне вписывается в .. основы государственного и муниципального управления».ГОСТ по этой специальности существует.

2. Кадетские школы и Кадетские школы интернаты целесообразно оставить за ведением Министерства образования.

В недавнем прошлом, специальные школы ВВС, артиллерии и другие были в введении Министерства Просвещения СССР и нужно отметить, что часть подготовленных в этих школах людей стали выдающимися людьми в нашей стране, а уж Героев СС из них во время ВОВ было более 25, ни говоря уже о сегодняшнем времени. Почти 12700 лучших сынов и дочерей нашего народа удостоены высшей степени отличия СССР (М. Воениздат 1988г. «Герои Советского Союза»). Сюда не включены Герои СС и России после 1988 г. по настоящее время, так что, когда мы говорим о героях - воспитанниках СВУ,НВУ и спецшкол, необходимо помнить о всех совершивших свой подвиг, выделяющих их как достойнейших и наилучших среди равных себе.

3. Суворовские центры не должны быть закрытыми гарнизонами да еще со своей комендатурой и военной милицией. Нельзя СВУ превращать исправительные трудовые учреждения (ИТУ).

4. В СВУ, НВУ и КК могут и должны преподавать гражданские лица, прошедшие специальную подготовку по педагогике и психологии.

Такие программы имеются, например, в Институте государственного администрирования. После прохождения переподготовки этим педагогам целесообразно платить намного больше, чем другим.

5. 7-летний срок не обязателен. Патриотами и державными людьми становятся не только те ребята, которые находились в закрытых учебных военных заведениях, о чем свидетельствует наша история.

6.  Разработка собственных Гостов не может быть, т.к. есть Госты РФ.

 

Можно еще привести ряд и много замечаний по представленным материалам А.В. Владимирова «О совершенствовании Суворовского (кадетского) образования…»

Однако на все это нужно время и силы , и не хочется погружаться в предлагаемый нам… не очень грамотный до конца не продуманный материал.

В качестве конструктивной критики рекомендую обратится к статье П.Погребного Минское СВУ, опубликованной в книге «Родом из военной юности», автор Валерий Тараканов (Изд. М. ИГА, 2000г.) Статья «Научность или субъективизм?» (к вопросу о СВУ) в разделе «Письма». Автор этой статьи проработал в СВУ 40 лет.

Если ты обратишься к этой книге, то много найдешь полезного для себя, да и для всех НАС… 

Саша, нельзя всех строить . Я полковник в отставке Тараканов В.А. обращаюсь к тебе как к генералу в отставке: «Ваше Превосходительство, угомонитесь. Очень шумно…»

«Кадетское братство» ни причем, все дело в тебе. Одно только твое выступление на парламентских слушаниях «не вписывается в рамки нормальной этики». (Парламентские слушания от 22.03.2007 года взяты из Интернета).

Вывод: В целом А.В. Владимиров хочет, но не может помочь решить проблему по подготовке высокообразованных и гармонично развитых молодых людей.

Необходимо, автору подробнее ознакомится с Российским Законодательством в области образования и основ государственной службы.

  

Несколько слов о Благотворительной организации «Московское суворовско-нахимовское содружество(БОМСНС)».

 Как мне помнится Московский суворовский нахимовский союз (МСНО), как общественная организация просуществовал до 1999 г. Затем бывший в то время председатель МСНС генерал-майор в отставке Друкарев А.А. создал Благотворительную организацию МСНС, применив при этом прошлую абривиатуру (МСНС). В состав учредителей вошли: сам Друкарев А.А., Зеленский В.П. и Лавринец Ю.М. и может быть еще кто-то. В соответствии с Ф3. «О благотворительной деятельности» от 11 августа 1995 г. учредителями такой организации могут быть физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти не могут выступать учредителями благотворительной организации (Раздел II ст. 8).

Согласно ФЗ «Об общественных организациях от 14 апреля 1995г. Учредителями общественного объединения являются физические и юридические лица – общественные объединения , созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание. На котором принимается устав общественного объединения…

В тоже время БОМСНС представляется как региональная общественная организация МСНС (РООМСНС).

В связи с чем возникает вопрос? Как стыкуются эти два закона в РООМСНС.

Лично я, как активный участник и как один из организаторов в прошлом суворовско-нахимовского движения не припоминаю, ни съезда, ни конференции, ни собрания, где мы принимали бы Устав нашей Московской благотворительной, да еще общественной организации МСНС.

У меня постоянно крутится этот вопрос? Легитимна ли наша организация? Если нет, то председатель московской организации просто наемный работник.

Требуется по этому поводу Зеленскому и Лавринцу дать разъяснения.

Имеется еще ряд вопросов, которые требуют разъяснений. Однако в данном случае не буду перегружать вышесказанное и написанное.

Судя по делам, которые изложены в Альманахе № 1 Содружества, благотворительная организация работает активно и делает много полезного.

В заключение, смею заметить и подтвердить «Не в силе БОГ, а  в правде».

В «Кадетское братство» пока не вступил, но чувствую себя равноправным суворовцем и кадетом наравне с другими.

 

С совершеннейшим ко Всем суворовцам, нахимовцам,  кадетам выпускникам военных спецшкол почтением.

Честь имею.

 

Ректор Института государственного Администрирования

доктор экономических наук профессор.

 Академик Российской академии естественных наук.

Заслуженный работник образования Республики Бурятия

полковник в отставке

выпускник МсСВУ, 1958года

делегат от МсСВУ на предстоящий 1-ый Съезд Российских кадетов

  

Валерий Тараканов

17 августа 2007 года