Время учебы (подготовки к трудовой деятельности) в ПТУ и СПТУ в общий трудовой стаж засчитывалось, а время подготовки к ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ - не засчитывается (при равном возрасте обучающихся). Странная дифференциация при общем славословии военным.

 

Верховный Суд Российской Федерации

РЕШЕНИЕ №ВКПИ 01-25 Именем Российской Федерации

“ 4 ” мая 2001 года г. Москва

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации - Петроченкова А.Я.

при секретаре - Шароватовой И.А.,

с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры Кокорина А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Абрамова Юрия Владимировича о признании незаконными:

- п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии;

- и п.5 Положения о суворовских военных, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года №150, в части невключения времени обучения в этих учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии,

установил:

Заявитель Абрамов обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж помимо службы и работы включаются и периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, курсах, средних специальных и высших учебных заведениях, аспирантуре и др.

Вместе с тем, указывает Абрамов, в пункте втором постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 для военнослужащих время учебы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии только при условии, если офицер призван из запаса, а в учебном заведении имелись циклы или отделения военной подготовки. Вместе с тем, утверждает заявитель, суворовские, нахимовское и военно-музыкальное училище являются средними специальными военными учебными заведениями и время обучения в них подлежит зачету в выслугу лет без каких-либо условий.

По мнению заявителя, оспариваемые им нормы противоречат закону, нарушают конституционный принцип равенства граждан перед законом и его права, поскольку на их основании выслуга лет для назначения пенсионной надбавки рассчитана ему без учета периода обучения в Суворовском училище.

Заявитель Абрамов в судебное заседание не явился, но не возражал против рассмотрения дела без его участия.

Представители Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Рыженко А.А. и Батурин Ю.П. с жалобой заявителя не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что, вопреки утверждению заявителя, в оспариваемом пункте постановления правительства не содержится никаких ограничений прав военнослужащих. Напротив, эта норма устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии и включения в нее на определенных условиях периодов обучения в гражданском ВУЗе, который ранее регламентировался постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 года №1290. В пределах своей компетенции, определенной законом, Правительство Российской Федерации в постановлении 22 сентября 1993 года №941 установило различные условия исчисления выслуги лет на пенсию для офицеров, определяемых на военную службу из запаса, и для сотрудников внутренних дел, исходя из условий и особенностей прохождения службы, специфики комплектования должностей с учетом полученной специальности. Зачет в выслугу лет времени обучения в суворовских военных училищах законом не предусмотрен, поскольку воспитанники училищ военнослужащими не являются и на военной службе не состоят. В настоящее время приказ Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года № 150 отменен, а действует "Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах", утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 года № 696, а также приказ Министра обороны РФ от 15 января 2001 года № 25 "О суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации". В указанных нормативных актах как и ранее возможность зачета в срок военной службы времени обучения в суворовских училищах не предусмотрена.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Рыженко А.А. и Батурина В.П., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении жалобы Абрамову Ю.В. отказать, Верховный Суд РФ находит жалобу Абрамова Ю.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Единая система республиканских государственных пенсий в Российской Федерации установлена Законами РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года № 340-1 и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года № 4468.

Пенсии, назначенные в соответствии Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" являются одним из видов государственных пенсий.

Вместе с тем, правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий имеют существенные различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с военной службы, а равно для правил исчисления пенсионной надбавки.

В частности, статья 88 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", устанавливает, что пенсии назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности либо специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы).

В соответствии со ст.91 этого Закона подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой и службой.

Согласно статьи 19 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища, создаваемые Правительством, являются образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

Таким образом, суворовские училища не являются средними специальными учебными заведениями Российской Федерации - государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.

Для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" статья 18 указанного закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.

Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.

Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий явилось Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941, а также Приложения к нему №1 и №2.

Как видно из части 1 пункта 2 указанного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, засчитывается в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Вторая часть указанного пункта устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел необходимо засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу, что установление порядка включения времени обучения в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, в том числе условий такого включения, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.

Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма постановления Правительства РФ не противоречит Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", так как определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.

Нет у суда и оснований полагать, что оспариваемая норма ущемляет права военнослужащих, поскольку военная служба и служба в органах внутренних дел предполагает ряд специфических требований, которые находят свое отражение в законодательстве, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения.

Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Не усматривает суд в связи с этим и каких-либо нарушений прав заявителя на исчисление выслуги лет для назначения пенсии.

Что же касается Положения о суворовских, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года №150, согласно которому время обучения суворовцев, нахимовцев и воспитанников в суворовском, нахимовском и военно-музыкальном училищах в срок действительной военной службы не засчитывается, то указанный нормативный акт был отменен приказом Министра обороны РФ от 10 апреля 2001 года №162.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предметом судебного обжалования могут быть только те правовые акты, которые на момент обжалования или рассмотрения заявленных требований по существу действуют и могут повлечь нарушение гражданских прав и свобод, а поэтому требовать судебного пресечения.

Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут, а, следовательно, не требуют судебного пресечения и не могут выступать предметом судебного обжалования по упомянутому закону. Поэтому, если ко времени обращения в суд с заявлением об обжаловании нормативного акта этот акт прекратил свое действие, гражданину должно быть отказано в приеме заявления на основании п.1 ч.2 ст. 129 ГПК РСФСР в связи с неподведомственностью заявленного требования суду.

Если же указанное обстоятельство обнаруживается в процессе рассмотрения заявленного требования по существу, производство по делу надлежит прекратить по основанию, предусмотренному п.1 ст. 219 ГПК РСФСР.

Поскольку оспариваемый приказ Министра обороны СССР в настоящий момент фактически утратил силу в связи отменой, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст. 219 и ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР,

Верховный Суд Российской Федерации решил:

Абрамову Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы о признании незаконным п.2 постановления Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, отказать.

Производство по делу в части оспаривания п.5 "Положения о суворовских, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах", введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 9 июля1981 года №150, прекратить.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Верховного суда РФ А.Я.Петроченков