Р.С. Акчурин,

директор центра военно-патриотического

и гражданского воспитания

Департамента образования города Москвы

 

С 1993 года в России зародилось движение по восстановлению кадетского образования, а именно в Москве, Санкт1Петербурге, Красноярском и Краснодарском краях, Ростовской, Новосибирской, Омской, Волгоградской и других областях.

9 апреля 1997 года Президент России распоряжением № 1181рп "О создании общеобразовательных учреждений — кадетских школ (школ-интернатов)" поддержал возрождение кадетского образования и воспитания и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам самоуправления принять меры по созданию кадетских школ (школ-интернатов). Правительство Российской Федерации постановлением от 15 ноября 1997 года № 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)" утвердило данное положение.

Первые кадетские образовательные учреждения в Москве появились в середине 901х годов прошлого века и сразу привлекли внимание. Департаментом образования города Москвы была разработана городская целевая программа развития кадетского образования в Москве на 2001—2005 годы, которая была рассмотрена и утверждена в феврале 2001 года правительством Москвы постановлением № 4661П "О развитии кадетского образования в г. Москве". Основными задачами реализации программы являлись:

создание рациональной сети кадетских образовательных учреждений, обеспечивающих запросы населения столицы;

создание условий для формирования у кадет высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их подготовки к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;

совершенствование и внедрение вариативных учебных планов и программ, а также дополнительных образовательных программ с учетом региональной специфики столичного образования;

укрепление и развитие элементов учебно-материальной базы для обеспечения учебного процесса в рамках основных и дополнительных образовательных программ;

разработка, издание и обеспечение кадетских образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой в рамках дополнительных образовательных программ;

создание системы подготовки и переподготовки руководителей, педагогов и воспитателей кадетских образовательных учреждений;

капитальное строительство, ремонт и реконструкция кадетских образовательных учреждений (с учетом технического состояния зданий и сооружений);

совершенствование нормативной правовой базы в сфере кадетского образования.

В настоящее время в Москве существует 9 кадетских школ-интернатов и 3 кадетские школы, в которых обучается около 3,5 тысячи воспитанников, в том числе 350 девочек, из них 79% детей из социально незащищенных семей:

Детей-сирот и оставшихся без попечения родителей — 2%;

детей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей и проходящих (проходивших) службу в зонах военных конфликтов, — 5%;

детей из многодетных семей — 19%;

детей одиноких и разведенных матерей (отцов) — 37%;

детей, находящихся под опекой (попечительством), — 16%.

В целях организационно-методического обеспечения кадетского образования и осуществления общего руководства в ноябре 1999 года в Департаменте образования города Москвы создан отдел кадетского образования.

Для обеспечения организации деятельности кадетских школ (кадетских школ-интернатов) Департаментом образования города Москвы разработаны:

единые правила и порядок приема в кадетские образовательные учреждения;

региональный компонент базисного учебного плана;

правила ношения форменного обмундирования кадетами;

примерные правила внутреннего распорядка кадетской школы (кадетской школы-интерната);

ритуал проведения церемонии принятия Торжественной клятвы кадета.

Московской геральдической комиссией правительства Москвы утвержден единый нарукавный знак воспитанников кадетских образовательных учреждений.

Совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы разработаны и утверждены требования по состоянию здоровья к кандидатам на поступление в кадетские образовательные учреждения.

Более 90% выпускников кадетских школ (кадетских школ-интернатов) поступают в высшие учебные заведения. Из них до 25% поступают в вузы Министерства обороны, до 20% — в вузы силовых ведомств, около 20% — в вузы по программе государственной гражданской службы и 35% — в высшие учебные заведения другого профиля.

По отзывам высших учебных заведений города Москвы выпускники кадетских школ (кадетских школ-интернатов) являются наиболее теоретически, физически подготовленными и воспитанными на героико1патриотических примерах прошлого и настоящего нашего Отечества студентами, готовыми служить на благо Отчизны на военном и гражданском поприще.

Все кадетские образовательные учреждения системы Департамента образования города Москвы являются государственными общеобразовательными учреждениями, реализующими единую образовательную программу. В программах дополнительного образования ведется подготовка по основам государственной гражданской и военной службы разной направленности и физическому развитию.

Морской объединенный кадетский корпус Героев Севастополя и "Навигацкая школа" уделяют внимание морской направленности, Московский кадетский корпус юстиции — юриспруденции, Московский казачий кадетский корпус — этнокультурному компоненту, Московский кадетский корпус МЧС России — подготовке спасателей, Московский музыкальный кадетский корпус — музыкальному образованию.

Кадетская школа-интернат № 9 "Московский пансион государственных воспитанниц" осуществляет комплексное образование и воспитание девушек военной, гражданской и эстетической направленности.

Для обеспечения качественного проведения практических полевых занятий с воспитанниками кадетских школ (кадетских школ-интернатов) создан кадетский оздоровительно-образовательный лагерь "Патриот" на 400 мест, в котором кадеты в течение учебного года практически закрепляют полученные знания и навыки по программе курса "Основы военной подготовки".

На примере взаимодействия кадетских образовательных учреждений Департамента образования города Москвы с кадетскими образовательными учреждениями регионов России видно, что кадетское образование и воспитание в стране имеет многообразные формы и методы реализации. Что же такое кадетское образование и воспитание сегодняшнего дня? Отсутствие однозначности в толковании понятий,

присущее существующему законодательству о правовом статусе кадетских образовательных учреждений, позволяет учредителям самостоятельно определять и осуществлять приоритеты кадетского образования и воспитания. Поэтому содержание курсов основного и дополнительного образования, социальный статус воспитанников, уровень их подготовки, подбор воспитателей и преподавателей оказываются в зависимости от этого приоритетного направления развития кадетских школ (кадетских школ-интернатов).

 

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в кадетском образовании и воспитании.

На сегодняшний день юридическое право называться кадетским корпусом, осуществляющим подготовку воспитанников к службе в Вооруженных Силах России, определено учебным заведениям Минобороны России. Учебные заведения подобного типа Минобрнауки России, осуществляющие качественное обучение и имеющие кадетскую составляющую, юридически именуются "кадетские школы" или "кадетские школы-интернаты".

Типовое положение обязывает набирать воспитанников в первую очередь из числа социально незащищенных детей, в то же время готовить их к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Это подразумевает обучение на высоком уровне по всем дисциплинам, определенный базисный учебный план (по 6 уроков) и усвоение дисциплин дополнительного образования: иностранный язык, естественные и гуманитарные науки, военная и строевая подготовка, спорт и кружки по интересам (художественные, технические и многие другие). Воспитанник ежедневно должен усваивать учебную нагрузку, превышающую нормы, принятые в любом учебном заведении полного среднего образования.

Чтобы все это освоить на должном уровне, необходимо иметь к этому определенные способности, физические данные, осознанно подвергнуть себя определенным лишениям, связанным с жизнью по распорядку дня, и иметь желание получить кадетское образование и воспитание. Не всякий ребенок способен осилить данную нагрузку, а определить возможности чрезвычайно сложно, и способы определения вызывают различные толкования.

Возникает, во-первых, проблема комплектования кадетских образовательных учреждений. Обучение в кадетской школе предусмотрено с 1 класса (6—7 лет ребенку), а в кадетской школе-интернате — с 5 класса (9—10 лет ребенку). Закон об образовании для детей такого возраста запрещает проводить экзамены, тестирование и так далее. В Москве спрос на обучение в кадетском образовательном учреждении, как правило, превышает возможности кадетских школ (кадетских школ-интернатов) в 8—10 раз. В результате большая часть детей, желающих получить кадетское образование, не имеют такой возможности, что порождает большое количество конфликтных ситуаций.

Отсутствие единых правил приема в кадетские образовательные учреждения на федеральном уровне вынуждает региональные органы управления образования организовывать прием по своему усмотрению, что в конечном счете приводит к разно1 чтению, кого же должны обучать кадетские школы (кадетские школы-интернаты) и как в них принимать, не нарушая существующих законов комплектования учебных заведений.

Вторая проблема — отчисление из кадетских образовательных учреждений. В настоящее время если воспитанник, обучающийся в кадетской школе (кадетской школе-интернате), перестанет выполнять нормы кадетской составляющей обучения и воспитания — подчиняться, делать уборку спального места, присутствовать на каких-либо кадетских мероприятиях, — никто его не сможет юридически заставить это делать.

Третья проблема — администрация кадетской школы (кадетской школы-интерната) обязана зачислять в десятый класс всех желающих, окончивших девятый класс этого учебного заведения. Даже если есть уверенность, что воспитанник не желает или не способен выполнять требования учебного заведения либо разлагающе действует на коллектив, и администрация кадетского образовательного учреждения ходатайствует о переводе этого воспитанника для дальнейшего обучения по месту его жительства, то по действующему законодательству сделать это не представляется возможным.

Четвертая проблема — чему учить? Существуют единый базисный учебный план, обязательный для освоения всеми образовательными учреждениями, и примерный базисный учебный план для кадетских образовательных учреждений, который рекомендует изучение различных предметов. Администрация учебного заведения имеет право корректировать учебный базисный план. В московских кадетских образовательных учреждениях в рамках дополнительного образования организована подготовка воспитанников по военной и государственной службе, этике поведения. Организована кружковая работа по военно-спортивным, военно-техническим и культурным направлениям.

Пятая проблема — кадры воспитателей. В кадетских школах-интернатах имеет место совмещение должностей преподавателя с должностью воспитателя, и администрация вынуждена идти на это из-за нежелания подготовленных кадров воспитателей работать в кадетском образовательном учреждении.

С целью привлечения к работе в кадетских школах-интернатах на должности воспитателей офицеров запаса и опытных педагогов правительством Москвы и Департаментом образования принят ряд мер:

установлена 50-процентная надбавка к должностному окладу воспитателям кадетских школ-интернатов;

по договорам аренды выделена жилая площадь для педагогических работников кадетских школ-интернатов в объеме 10% от штатного расписания;

организованы курсы повышения квалификации при Московском институте открытого образования и Московском психолого-педагогическом университете для воспитателей кадетских школ-интернатов.

В настоящее время ведутся дискуссии: кто должен возглавлять кадетское образовательное учреждение? Работник системы образования, офицер запаса или специалист какой-либо другой профессии, мужчина или женщина? Многолетний опыт Департамента образования показывает, что государственное образовательное учреждение должен возглавлять представитель системы образования, а кадетскую составляющую желательно претворять в жизнь под руководством офицера запаса в ранге заместителя директора кадетской школы-интерната.

Шестая проблема — разобщенность в развитии. Практически нет мероприятий, связанных единой кадетской спецификой. Опыт кадетских смен в детском центре "Орленок" показывает, насколько различны кадетские образовательные учреждения по сути — в тенденциях развития, образовании, социальном составе воспитанников, организации внутреннего порядка, дисциплины и так далее.

Можно выделить форму одежды, определенную для каждого кадетского учреждения. Отсутствие единой формы одежды привело к тому, что кадеты носят форму различных фасонов, цвета, нарукавных знаков, погон и так далее. Юридически форма одежды не определена никакими документами, даже погоны в форме одежды кадета имеют самодеятельный характер.

Много различий существует в финансировании кадетских школ (кадетских школ-интернатов), организации питания, проведении выездных экскурсионных и спортивных мероприятий и так далее.

Каждая из перечисленных проблем тормозит развитие кадетского образования. Возникает опасность, что все вместе эти проблемы могут завести кадетское образование и воспитание в тупик.

 

В настоящее время кадетское образование и воспитание привлекают к себе пристальное внимание широкой общественности, Администрации Президента России, депутатов регионального уровня, органов государственного управления субъектов Федерации.

В сложившейся ситуации резко возрастает роль органов управления образования как органов исполнительной власти при условии обязательной разработки единых стандартов, присущих кадетскому образованию и воспитанию.

Департамент образования города Москвы предлагает для дальнейшего развития кадетских образовательных учреждений сконцентрировать внимание на следующих вопросах:

разработать общероссийские стандарты кадетского образования и воспитания;

разработать порядок организации физической подготовки воспитанников;

разработать единую программу гражданской и военной подготовки воспитанников и методы ее реализации;

рассмотреть вопросы единых нормативов финансирования;

разработать образцы единой формы одежды и знаков отличий, а также нормы их снабжения;

определить единые нормы питания;

организовывать мероприятия российского значения — олимпиады, спартакиады, фестивали и так далее;

осуществлять заказ на издание учебной и специальной литературы;

организовать взаимодействие с заинтересованными государственными структурами и общественными организациями;

информировать общественность через средства массовой информации о состоянии дел в кадетском образовании.