Р.С. Акчурин, директор центра
военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования
города Москвы С 1993 года в России
зародилось движение по восстановлению кадетского образования, а именно в
Москве, Санкт1Петербурге, Красноярском и Краснодарском краях, Ростовской,
Новосибирской, Омской, Волгоградской и других областях. 9 апреля 1997 года Президент
России распоряжением № 1181рп "О создании общеобразовательных учреждений —
кадетских школ (школ-интернатов)" поддержал возрождение кадетского
образования и воспитания и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам самоуправления принять меры по созданию
кадетских школ (школ-интернатов). Правительство Российской Федерации
постановлением от 15 ноября 1997 года № 1427 "Об утверждении Типового
положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)" утвердило данное
положение. Первые кадетские
образовательные учреждения в Москве появились в середине 901х годов прошлого
века и сразу привлекли внимание. Департаментом образования города Москвы была
разработана городская целевая программа развития кадетского образования в
Москве на 2001—2005 годы, которая была рассмотрена и утверждена в феврале 2001
года правительством Москвы постановлением № 4661П "О развитии кадетского
образования в г. Москве". Основными задачами реализации программы
являлись: создание рациональной сети
кадетских образовательных учреждений, обеспечивающих запросы населения столицы; создание условий для
формирования у кадет высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных
качеств, их подготовки к служению Отечеству на гражданском и военном поприще; совершенствование и
внедрение вариативных учебных планов и программ, а также дополнительных
образовательных программ с учетом региональной специфики столичного
образования; укрепление и развитие
элементов учебно-материальной базы для обеспечения учебного процесса в рамках
основных и дополнительных образовательных программ; разработка, издание и
обеспечение кадетских образовательных учреждений учебной и учебно-методической
литературой в рамках дополнительных образовательных программ; создание системы подготовки
и переподготовки руководителей, педагогов и воспитателей кадетских
образовательных учреждений; капитальное строительство,
ремонт и реконструкция кадетских образовательных учреждений (с учетом
технического состояния зданий и сооружений); совершенствование
нормативной правовой базы в сфере кадетского образования. В настоящее время в Москве
существует 9 кадетских школ-интернатов и 3 кадетские школы, в которых обучается
около 3,5 тысячи воспитанников, в том числе 350 девочек, из них 79% детей из
социально незащищенных семей: Детей-сирот и оставшихся без
попечения родителей — 2%; детей военнослужащих, погибших
при исполнении служебных обязанностей и проходящих (проходивших) службу в зонах
военных конфликтов, — 5%; детей из многодетных семей —
19%; детей одиноких и разведенных
матерей (отцов) — 37%; детей, находящихся под
опекой (попечительством), — 16%. В целях организационно-методического
обеспечения кадетского образования и осуществления общего руководства в ноябре
1999 года в Департаменте образования города Москвы создан отдел кадетского
образования. Для обеспечения организации
деятельности кадетских школ (кадетских школ-интернатов) Департаментом
образования города Москвы разработаны: единые правила и порядок
приема в кадетские образовательные учреждения; региональный компонент
базисного учебного плана; правила ношения форменного
обмундирования кадетами; примерные правила
внутреннего распорядка кадетской школы (кадетской школы-интерната); ритуал проведения
церемонии принятия Торжественной клятвы кадета. Московской геральдической
комиссией правительства Москвы утвержден единый нарукавный знак воспитанников
кадетских образовательных учреждений. Совместно с Департаментом
здравоохранения города Москвы разработаны и утверждены требования по состоянию
здоровья к кандидатам на поступление в кадетские образовательные учреждения. Более 90% выпускников
кадетских школ (кадетских школ-интернатов) поступают в высшие учебные
заведения. Из них до 25% поступают в вузы Министерства обороны, до 20% — в вузы
силовых ведомств, около 20% — в вузы по программе государственной гражданской
службы и 35% — в высшие учебные заведения другого профиля. По отзывам высших учебных
заведений города Москвы выпускники кадетских школ
(кадетских школ-интернатов) являются наиболее теоретически, физически подготовленными
и воспитанными на героико1патриотических примерах прошлого и настоящего нашего
Отечества студентами, готовыми служить на благо Отчизны на военном и
гражданском поприще. Все кадетские
образовательные учреждения системы Департамента образования
города Москвы являются государственными общеобразовательными учреждениями,
реализующими единую образовательную программу. В программах дополнительного
образования ведется подготовка по основам государственной гражданской и военной
службы разной направленности и физическому развитию. Морской объединенный кадетский
корпус Героев Севастополя и "Навигацкая школа"
уделяют внимание морской направленности, Московский кадетский корпус юстиции —
юриспруденции, Московский казачий кадетский корпус — этнокультурному
компоненту, Московский кадетский корпус МЧС России — подготовке спасателей,
Московский музыкальный кадетский корпус — музыкальному образованию. Кадетская школа-интернат № 9
"Московский пансион государственных воспитанниц" осуществляет
комплексное образование и воспитание девушек военной, гражданской и эстетической
направленности. Для обеспечения
качественного проведения практических полевых занятий с воспитанниками
кадетских школ (кадетских школ-интернатов) создан кадетский оздоровительно-образовательный
лагерь "Патриот" на 400 мест, в котором кадеты в течение учебного
года практически закрепляют полученные знания и навыки по программе курса
"Основы военной подготовки". На примере взаимодействия кадетских образовательных учреждений Департамента
образования города Москвы с кадетскими образовательными учреждениями регионов
России видно, что кадетское образование и воспитание в стране имеет многообразные
формы и методы реализации. Что же такое кадетское образование и воспитание
сегодняшнего дня? Отсутствие однозначности в толковании понятий, присущее существующему законодательству о правовом статусе
кадетских образовательных учреждений, позволяет учредителям самостоятельно
определять и осуществлять приоритеты кадетского образования и воспитания.
Поэтому содержание курсов основного и дополнительного образования, социальный
статус воспитанников, уровень их подготовки, подбор воспитателей и
преподавателей оказываются в зависимости от этого приоритетного направления
развития кадетских школ (кадетских школ-интернатов).
Рассмотрим ситуацию,
сложившуюся в кадетском образовании и воспитании. На сегодняшний день
юридическое право называться кадетским корпусом, осуществляющим подготовку
воспитанников к службе в Вооруженных Силах России, определено учебным
заведениям Минобороны России. Учебные заведения подобного типа Минобрнауки России, осуществляющие качественное обучение и
имеющие кадетскую составляющую, юридически именуются "кадетские
школы" или "кадетские школы-интернаты". Типовое положение обязывает
набирать воспитанников в первую очередь из числа социально незащищенных детей,
в то же время готовить их к служению Отечеству на гражданском и военном
поприще. Это подразумевает обучение на высоком уровне по всем дисциплинам,
определенный базисный учебный план (по 6 уроков) и усвоение дисциплин
дополнительного образования: иностранный язык, естественные и гуманитарные
науки, военная и строевая подготовка, спорт и кружки по интересам
(художественные, технические и многие другие). Воспитанник ежедневно должен
усваивать учебную нагрузку, превышающую нормы, принятые в любом учебном
заведении полного среднего образования. Чтобы все это освоить на
должном уровне, необходимо иметь к этому определенные способности, физические
данные, осознанно подвергнуть себя определенным лишениям, связанным с жизнью по
распорядку дня, и иметь желание получить кадетское образование и воспитание. Не
всякий ребенок способен осилить данную нагрузку, а определить возможности
чрезвычайно сложно, и способы определения вызывают различные толкования. Возникает,
во-первых, проблема
комплектования кадетских образовательных учреждений. Обучение в кадетской школе
предусмотрено с 1 класса (6—7 лет ребенку), а в кадетской школе-интернате — с 5
класса (9—10 лет ребенку). Закон об образовании для детей такого возраста
запрещает проводить экзамены, тестирование и так далее. В Москве спрос на
обучение в кадетском образовательном учреждении, как правило, превышает
возможности кадетских школ (кадетских школ-интернатов) в 8—10 раз. В результате
большая часть детей, желающих получить кадетское образование, не имеют такой
возможности, что порождает большое количество конфликтных ситуаций. Отсутствие единых правил
приема в кадетские образовательные учреждения на федеральном уровне вынуждает
региональные органы управления образования организовывать прием по своему
усмотрению, что в конечном счете приводит к разно1 чтению,
кого же должны обучать кадетские школы (кадетские школы-интернаты) и как в них
принимать, не нарушая существующих законов комплектования учебных заведений.
Вторая проблема — отчисление
из кадетских образовательных учреждений. В настоящее время
если воспитанник, обучающийся в кадетской школе (кадетской школе-интернате),
перестанет выполнять нормы кадетской составляющей обучения и воспитания —
подчиняться, делать уборку спального места, присутствовать на каких-либо
кадетских мероприятиях, — никто его не сможет юридически заставить это делать.
Третья проблема —
администрация кадетской школы (кадетской школы-интерната) обязана зачислять в
десятый класс всех желающих, окончивших девятый класс этого учебного заведения.
Даже если есть уверенность, что воспитанник не желает или не способен выполнять
требования учебного заведения либо разлагающе действует на коллектив, и
администрация кадетского образовательного учреждения ходатайствует о переводе
этого воспитанника для дальнейшего обучения по месту его жительства, то по
действующему законодательству сделать это не представляется возможным.
Четвертая проблема — чему
учить? Существуют единый базисный учебный план, обязательный для освоения всеми
образовательными учреждениями, и примерный базисный учебный план для кадетских
образовательных учреждений, который рекомендует изучение различных предметов.
Администрация учебного заведения имеет право корректировать учебный базисный
план. В московских кадетских образовательных учреждениях в рамках
дополнительного образования организована подготовка воспитанников по военной и
государственной службе, этике поведения. Организована кружковая работа по
военно-спортивным, военно-техническим и культурным направлениям.
Пятая проблема — кадры
воспитателей. В кадетских школах-интернатах имеет место совмещение должностей
преподавателя с должностью воспитателя, и администрация вынуждена идти на это
из-за нежелания подготовленных кадров воспитателей работать в кадетском
образовательном учреждении.
С целью привлечения к работе
в кадетских школах-интернатах на должности воспитателей офицеров запаса и
опытных педагогов правительством Москвы и Департаментом образования принят ряд
мер: установлена 50-процентная
надбавка к должностному окладу воспитателям кадетских школ-интернатов; по договорам аренды выделена
жилая площадь для педагогических работников кадетских школ-интернатов в объеме
10% от штатного расписания; организованы курсы повышения
квалификации при Московском институте открытого образования и Московском
психолого-педагогическом университете для воспитателей кадетских школ-интернатов. В настоящее время ведутся
дискуссии: кто должен возглавлять кадетское образовательное учреждение?
Работник системы образования, офицер запаса или специалист какой-либо другой
профессии, мужчина или женщина? Многолетний опыт Департамента образования
показывает, что государственное образовательное учреждение должен возглавлять
представитель системы образования, а кадетскую составляющую желательно
претворять в жизнь под руководством офицера запаса в ранге заместителя
директора кадетской школы-интерната.
Шестая проблема — разобщенность
в развитии. Практически нет мероприятий, связанных единой кадетской спецификой.
Опыт кадетских смен в детском центре "Орленок" показывает, насколько
различны кадетские образовательные учреждения по сути
— в тенденциях развития, образовании, социальном составе воспитанников,
организации внутреннего порядка, дисциплины и так далее. Можно выделить форму одежды,
определенную для каждого кадетского учреждения. Отсутствие единой формы одежды
привело к тому, что кадеты носят форму различных фасонов, цвета, нарукавных
знаков, погон и так далее. Юридически форма одежды не определена никакими
документами, даже погоны в форме одежды кадета имеют самодеятельный характер. Много различий существует в
финансировании кадетских школ (кадетских школ-интернатов), организации питания,
проведении выездных экскурсионных и спортивных мероприятий и так далее. Каждая из перечисленных проблем тормозит развитие кадетского образования. Возникает опасность, что все вместе эти проблемы могут завести кадетское образование и воспитание в тупик.
В настоящее время кадетское
образование и воспитание привлекают к себе пристальное внимание широкой
общественности, Администрации Президента России, депутатов регионального
уровня, органов государственного управления субъектов Федерации. В сложившейся ситуации резко
возрастает роль органов управления образования как органов исполнительной
власти при условии обязательной разработки единых стандартов, присущих
кадетскому образованию и воспитанию. Департамент образования
города Москвы предлагает для дальнейшего развития кадетских образовательных
учреждений сконцентрировать внимание на следующих вопросах: разработать общероссийские
стандарты кадетского образования и воспитания; разработать порядок
организации физической подготовки воспитанников; разработать единую программу
гражданской и военной подготовки воспитанников и методы ее реализации; рассмотреть вопросы единых
нормативов финансирования; разработать образцы единой
формы одежды и знаков отличий, а также нормы их снабжения; определить единые нормы
питания; организовывать мероприятия
российского значения — олимпиады, спартакиады, фестивали и так далее; осуществлять заказ на
издание учебной и специальной литературы; организовать взаимодействие
с заинтересованными государственными структурами и общественными организациями; информировать общественность
через средства массовой информации о состоянии дел в кадетском образовании.
|