УДК 355.5 ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 11 (91), 2010
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТЫ Вячеслав Александрович Козлов, Ирина Александровна Чухлебова
Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, C момента создания Петром I военных школ и вплоть до первой половины XIX в. включительно весь учебно-воспитательный процесс был отдан на откуп руководителей военно-учебных заведений. Развитие военной школы Российской империи было ознаменовано тем, что 21 января 1863 г. в составе Военного министерства было учреждено Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), которое стало осуществлять общее руководство учебно-воспитательной деятельностью военно-учебных заведений Российской империи. В структуре ГУВУЗа центральное место занимали Педагогический комитет и Педагогический музей. В задачу Педагогического комитета входило решение следующих вопросов: 1) предварительное обсуждение всех вопросов по учебной и военной частям; 2) приведение к единству методов преподавания; 3) испытание преподавателей по установленным для этого уставам; 4) наблюдение за всеми появляющимися в России и за границей учебными книгами и пособиями [1]. Так, например, в марте 1871 г. Педагогический комитет обсуждал вопрос об излишней опеке учеников педагогами. В протоколе этого заседания комитета отмечалось, что педагог должен вмешиваться в учебно-воспитательный процесс лишь в том случае, если «труд ученика совершенно безупречен», да и тогда ему следует «давать ребенку надлежащее направление, а не делать за него самой работы» [2]. В 1893 г . Педагогический комитет рассмотрел вопрос об устройстве в военноучебных заведениях спектаклей и танцевальных вечеров. Руководителям военно-учебных заведений были выданы следующие рекомендации: «а) увеселительные вечера, организуемые наподобие танцевальных собраний в клубах, а тем более устраиваемые на средства самих воспитанников, противоречат воспитательным целям заведений; б) допускаемые в заведениях вечера должны иметь вполне домашний характер и устраиваться отдельно для воспитанников той или другой группы, а отнюдь не для целого заведения; в) присутствие на таких вечерах многочисленной посторонней публики вовсе не желательно» [3]. По образу и подобию Педагогического комитета создавались Педагогические комитеты военно-учебных заведений, рассматривающие повседневные вопросы обучения и воспитания кадет и юнкеров на местах. Значительным событием в деятельности Педагогического комитета было учреждение в 1864 г. «Педагогического сборника», сыгравшего весьма конструктивную роль в освещении событий, происходящих в военноучебных заведениях, распространении передового педагогического опыта. «Педагогический сборник» включал в себя следующие части: 1. Часть официальную. Здесь помещались вновь выходящие постановления и распоряжения по ведомству военно-учебных заведений, отчеты об этих учреждениях. 2. Часть неофициальную. Сюда помещались статьи по вопросам теории и практики обучения и воспитания. Немалое место занимали статьи по теории развития военноучебных заведений в Российской империи, а также сведения о системе обучения военному делу в иностранных государствах. 3. Приложения. В этой части помещались оригинальные материалы, посвященные опыту педагогической деятельности наиболее известных военных педагогов [4]. Педагогический музей, служивший «...постоянной выставкой образцов учебных пособий» и снабжающий «таковыми для временного пользования как военно-учебные заведения, так и войсковые части, находящиеся в Санкт-Петербурге» [5], был создан в 1864 г. на базе библиотеки и «центрального депо учебных заведений», входящих в состав ГУВУЗа. Первоначально все его имущество состояло из одной тысячи книг и очень скромной коллекции учебных пособий (имелись «немногочисленные пособия для занятий с детьми по системе Фребеля, несколько картин заграничного производства по естественной истории и технологии, два ящика диапозитивов английского производства и волшебный фонарь» [5, с. 2]. При Педагогическом музее была создана постоянная комиссия, задачи которой состояли в том, чтобы: а) следить за всеми учебными и воспитательными пособиями, появляющимися как в России, так и за границей, для своевременного приобретения тех из них, которые могли быть с пользой применены «к педагогическому делу военно-учебных заведений»; б) стремиться «к возбуждению местного производства педагогических пособий, дабы поставить военно-учебные заведения в независимое положение относительно заграничных производителей»; в) содействовать возможному удешевлению педагогических пособий «как посредством отыскания и возбуждения дешевых производств, так и выбора более дешевого материала для пособий, без умаления, однако, педагогического достоинства их»; г) подбирать материалы «для составления педагогического указателя к пособиям, выставляемым в Педагогическом музее», и осуществлять сам указатель; д) проводить выбор пособий для педагогического музея и делать заказы производителям на основе мнения специалистов, определяющих «степень необходимости или полезности этих пособий для военно-учебных заведений»; е) служить посредником по приглашению военно-учебных заведений «в заказах производителям педагогических пособий»; ж) «устраивать правильное и возможно полное пользование Педагогическим музеем посетителями посредством объяснительных лекций, читаемых специалистами преимущественно по методике и дидактике начального обучения» [5, с. 16-17]. Педагогический музей начал свою работу с собирания имеющихся образцов учебной литературы. Ввиду того, что в России подобных отечественных разработок было немного, работники музея обратили свое внимание на те материалы, которые издавались для военно-учебных заведений за границей [6]. Первые свои коллекции учебных пособий музей приобрел в Германии, Англии, Франции и Италии. В 1866 г. на базе Педагогического музея состоялась первая в России Педагогическая выставка, в работе которой приняли участие все военно-учебные заведения Санкт-Петербурга, одна из Московских военных гимназий, некоторые учебные заведения Министерства народного просвещения и один институт [5]. По окончании выставки многие из представленных на ней экспонатов были приобретены Педагогическим музеем, что существенно обогатило его коллекции как по начальному обучению и воспитанию, так и «по курсу среднего учебного заведения реального характера». Понимая, какую услугу может оказать музей подготовке будущих офицеров, если подбор учебных пособий будет целесообразным и соответствующим программам подготовки в военно-учебных заведениях, В.П. Ко- ховский высказал мысль о создании производства учебных пособий в России и удешевлении их за счет конкуренции. Осуществлению этой мысли помогла Всероссийская мануфактурная выставка 1870 г., в которой Педагогический музей принял активное участие и выставил большое количество учебных пособий, воспитательных пособий, образцы классной мебели (столов, скамей, досок и пр.) [5, с. 4]. С 1871 г . на Педагогический музей было возложено «устройство чтений для нижних чинов» и «народных чтений». При организации народных чтений Постоянная комиссия музея первоначально исходила из предложения, что их слушатель не только не имеет никакого образования, но и не желает его приобрести. Отсюда вытекали следующие задачи чтения. «1. Оно должно выдвигать на первый план практическую полезность для слушателя темы чтения. 2. Оно должно быть излагаемо так, чтобы возбуждало и поддерживало у слушателя постоянный интерес к чтению. 3. Для удобства понимания оно должно отправляться от занятий, понятий и представлений, предполагаемых у слушателя, передавать новые знания по возможности картинно, образно и никак не многопредметно, и иметь полную законченность, дабы случайный слушатель мог отнестись ко всему его содержанию вполне сознательно. 4. Чтения должны иметь целью не образование народа, ибо трудом, а образование у слушателей и читателей из народа побуждений к самосовершенствованию. 5. Чтения должны иметь и внешний интерес, а потому следует сопровождать их туманными картинами, пением, музыкой, опытами, руководствуясь в этом случае и тем соображением, что впечатления, получаемые нами через органы зрения и слуха, особенно первые, отличаются большей прозрачностью» [5, с. 17]. С расширением вопросов деятельности Педагогического музея в его составе появляются новые структурные подразделения: отдел математики (1884/85 уч. г.), отделы русского языка и физики (1885/86 уч. г.), отдел иностранных языков (1886/87 уч. г.), общепедагогический отдел (1887 г.), отделы географии естествоведения (1889 г.), научный отдел (18902/91 уч. г.) [5, с. 21]. В описываемый период под отделами в музее понимались систематизированные собрания учебных пособий по отдельным предметам или группам предметов. В 1888 г . было разработано «Положение о Педагогическом музее военно-учебных заведений», которое не только сохранило его связь с Общим музеем прикладных знаний, но и расширило задачи музея за счет создания двух новых отделов: военно-учебного и военно-воспитательного. С 1891 г. Педагогический музей возглавил Аполлон Николаевич Макаров. Своей главной целью А.Н. Макаров считал развитие просветительной деятельности музея. Начиная с 1898 г. один раз в три года Педагогический музей стал присуждать денежные премии и медали им. К.Д. Ушинского (на проценты от капитала, переданного музею его сыном и дочерью). Премия присуждалась «за выдающиеся по своим достоинствам педагогические труды» [5, с. 336]. Присуждение премий и медалей производилось на заседаниях учебно-воспитательного комитета Педагогического музея, который мог в этом случае приглашать дополнительно с правом голоса необходимое число лиц, имевших заслуги в обучении и воспитании молодежи. Опубликование программы конкурса и его результатов возлагалось на учебно-воспитательный комитет. В результате работы, проделанной Педагогическим комитетом и педагогическим музеем, с 1900 г. при Педагогическом музее начались занятия со слушателями курсов для подготовки офицеров к воспитательной деятельности, а с 1903 г. - кандидатов на учительские должности в кадетских корпусах. В 1906 г. директором Педагогического музея и курсов был назначен Захарий Андреевич Макшеев, который не только продолжил учебно-воспитательную деятельность своего предшественника, но и возродил работу по пополнению коллекции наглядных пособий и созданию специальных кабинетов. В результате к 1913 г. Педагогический музей стал, по мнению современников, «единственным в России учреждением, в котором каждый учитель может найти по своей специальности систематический и подчас исчерпывающий подбор наглядных пособий иностранной и русской работы» [5, с. 25]. Задачу Педагогического музея З.А. Мак- шеев понимал следующим образом: «Следить за теоретическим и практическим движением в сфере обучения и воспитания, сосредотачивать у себя, по возможности, все заслуживающие внимания в деле наглядного обучения и, систематизируя этот материал, дать возможность современному педагогу без большой потери времени и труда ознакомиться с техническими средствами его профессии (приборами, картами, моделями, картинами и проч.)» [5, с. 26]. С 1890 по 1913 г. при Педагогическом музее было организовано и проведено 1120 лекций, из них: 327 - по естествознанию; 228 - по литературе и русскому языку; 126 - по психологии и философии; 126 - по педагогике и дидактике; 73 - по гигиене и медицине; 64 - по астрономии; 62 - по истории; 40 - по правоведению и экономике; 27 - по искусству; 12 - по физическому воспитанию; 8 - по географии; 11 - по общей филантропии [5]. К 1917 г. постоянно пополняющаяся за счет закупок и пожертвований книг и журналов от правительственных и общественных учреждений, а также частных лиц библиотека Педагогического музея включала 50 000 томов и носила общеобразовательный характер с преобладанием книг по педагогике и родственным ей дисциплинам, а также сочинений методической и учебной направленности по курсу средней и «низшей» школы на русском и иностранных языках. Библиотека и читальный зал были открыты для свободного посещения всех лиц, интересующихся вопросами обучения и воспитания. Анализ циркулярных распоряжений Педагогического комитета и Педагогического музея свидетельствовал о том, что в их деятельности было немало полезного, т. к. особое внимание они уделяли усовершенствованию методов учебно-воспитательной работы, не только Главное управление военноучебных заведений, но и образовательные учреждения России сыграли значительную роль в распространении передовых для того времени знаний. 1. Лалаев М.С. Краткий очерк образования и развития центрального управления военноучебных заведений. 1832-1892. Спб., 1892. С. 23. 2. РГВИА. Ф. 725. Оп. 47. Д. 66. Л. 3-4. 3. Педагогический сборник. 1893. Июль. С. 63. 4. Каменев А.Н. История подготовки офицерских кадров в России. М., 1990. С. 107. 5. Барсков Я.Л. Педагогический музей военноучебных заведений. 1864-1914. Исторический очерк. СПб., 1914. С. 319. 6. Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность: монография. Воронеж, 2004.
|