УДК 37, 2011 Оренбургский государственный университет Юдин В.В.
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ Исследовано сущностное содержание понятий кадетское образование и кадетское воспитание, на основе исторического опыта и работы современных кадетских корпусов и школ-интернатов обобщены подходы и принципы организации деятельности образовательных учреждений кадетского типа, составлен перечень приоритетных задач, реализуемых кадетскими образовательными учреждениями, выявлены отличительные особенности кадетских образовательных учреждений на современном этапе. В последнее десятилетие в российском обществе произошли глубокие изменения, повлиявшие на социальную активность людей, на уровень требований к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Экономические и политические изменения привели к трансформации духовных и материальных ценностей и повлекли за собой необходимость модернизации системы обучения и воспитания молодежи. Система образования достаточно быстро отреагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания, в основе которых закладывается приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения. Заметным явлением в системе российского образования стал новый тип общеобразовательных учреждений - кадетские школы (интернаты), кадетские корпуса. Опираясь на исторический опыт российского военного образования, они заполнили пустующую нишу специального, целенаправленного образования и воспитания юношей. Основные отличительные особенности кадетских школ (интернатов): круглосуточное пребывание воспитанников в образовательном учреждении, совместное проживание в казармах, кубриках и т.д.; реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, с учетом специфики учреждения: (морских, казачьих, сухопутных, ракетных, спасателей, налоговой полиции, с первоначальной летной подготовкой и др.); формирование особой воспитательной среды, создающей специфический уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, широкое использование традиций и ритуалов в общении, принятых в военной среде; вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки; ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); проведение практических полевых занятий (выездная практика по окончании учебного года); материальная база кадетских образовательных учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (основ безопасности жизнедеятельности, предпрофессиональной военной подготовки и др.), школьного тира, школьного музея; особенности обустройства территории школьного двора; воспитательная работа с кадетами командиров-воспитателей (эти военные специалисты призваны организовать особую систему отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики данного образовательного учреждения). В настоящее время кадетские корпуса/кадетские школы-интернаты действуют в соответствии с распоряжением Президента РФ от 9 сентября 1997 года. В числе приоритетных задач кадетских корпусов выделяют следующие: обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет; получение кадетами первичных знаний и навыков военного дела; воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отечества; формирование и развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе; развитие у кадет высоких морально-психологических, деловых и организационных качеств, физической выносливости и стойкости.
В целях определения сущности категории кадетского образования выясним этимологию слова «кадет». Слово «кадет» французского происхождения и по своему общему смыслу переводится как «младший», а более точный его смысл, вложенный самими французами, - это «маленький будущий возглавитель». В традиционно русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире - это не чин, и не звание, а состояние русской души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества. Когда понятия чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело понимались всегда однозначно. Позаимствованная у Франции в начале XVIII века форма обучения и воспитания, принятая в кадетских корпусах, дала России адмирала Павла Нахимова, генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, героя Великой Отечественной войны Дмитрия Карпышева, композиторов Александра Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова, писателей Н.М.Карамзина, Н.С. Лескова, В. Даля, президента Российской академии художеств Алексея Оленина и многих других выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры. В настоящей работе мы будем рассматривать кадетское образование, как четко регламентированную систему предоставления воспитаннику регламентируемого стандартом объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование. Кадетское воспитание это строго согласованная с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь военном поприще посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемая специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.
Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях на основе следующих принципов: Система воспитания основана на традициях русской армии и в первую очередь на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей. Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным. Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути. Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов. Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, обязанных пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не очерстветь душой быть готовым работать с подростками и юношами.
Кадетское движение активно развивается и тому есть объективные причины. Во-первых, обществу потребовались здоровые, талантливые, образованные, патриотически настроенные личности. Во-вторых, в этом увидели возможность в какой-то мере решить острейшие проблемы, захлестнувшие общество, т.е. побороть растущую беспризорность, подростковую преступность и наркоманию. В-третьих, многие родители стремятся не только дать своему ребенку качественное образование, но и воспитание: самостоятельности, эстетической культуры, общих моральных устоев. Конечно, кадетские корпуса - не панацея от всех наших проблем, но ряд задач, и очень важных, может быть решена и через них. Важную роль в развитии кадетских общеобразовательных учреждений сыграло возрождение лучших традиций и обычаев прошлого. Для совершенствования нравственного воспитания личности в кадетских корпусах может быть целесообразным: - координация деятельности Совета директоров кадетских корпусов совместно с Министерством обороны и Министерством образования и науки РФ по разработке единого учебного плана, Положения и Устава кадетских корпусов России; расширенное преподавание исторических курсов - истории кадетских корпусов, военной истории, военного краеведения, истории казачества, военной этики; увеличение количества часов, уделяемых на преподавание гуманитарных наук, наиболее способствующих воспитанию нравственной гражданственности и патриотизма; включение в учебные планы кадетских корпусов курса «Основы православной культуры»; улучшение подготовки преподавательского и воспитательного состава корпусов, в том числе создание курсов совершенствования для офицеров-воспитателей, организация их взаимодействия и сотрудничества по обмену опытом. За небольшой период кадетские корпуса не только заняли достойное место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и оказали влияние на ее развитие. Кадетские общеобразовательные учреждения создают уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
В настоящее время в России существуют: кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты. Проведенный анализ показывает, что они отличаются друг от друга по следующим параметрам: а) по ведомственной принадлежности (кадетские корпуса Минобороны России, МВД России, ФПС России, ФСЖВ России, других ведомств готовят юношей для поступления в вузы конкретного вида и рода войск; кадетские школы, кадетские школы-интернаты системы Минобразования России создают основы для подготовки начальной военной подготовки несовершеннолетних); б) по организационно-правовой форме (государственные, муниципальные и др.); в) по источникам финансирования (кадетские корпуса военных ведомств полностью финансируются государством; кадетские школы, кадетские школы-интернаты - из бюджета субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также средств родителей).
Воспитательная система в кадетских учреждениях Российской Федерации представляет собой комплекс мер, в основе построения которых лежит принцип общепризнанных морально личностных потребностей (быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребность в поиске смысла жизни, в творчестве, красоте, духовности). Важным направлением этой системы является дополнительное образование детей, которое расширяет культурное пространство самореализации личности кадета, стимулирует к творчеству. Решая проблему занятости кадет, дополнительное образование создает условия для органического сочетания разнообразных видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности: художественно-эстетические, общегуманитарные, спортивно-оздоровительные, технической направленности, основы военной подготовки и др. В систему физического воспитания кадет включаются разные виды спортивной подготовки: футбол, баскетбол, велоспорт, плавание, рукопашный бой, настольный теннис, волейбол, вольная борьба, греко-римская борьба, классическая борьба, скелетон, фехтование, легкая атлетика, восточные единоборства, самбо, лыжи, парашютно-десантный, гиревой спорт и др. Воспитательная система включает базовый кадетский компонент - целевые программы воспитания: «Здоровье», «Культура», «Мужское воспитание», «Военно-патриотическое воспитание» «Социальная практика кадет» и программы формирования эмоционально-ценностных отношений.
Кадетскому образованию в России более трехсот лет. За эти годы выработана сложная педагогическая система воспитания молодежи с большим практическим опытом в этой области. Это привело к тому, что сложилась педагогическая доктрина, которая, несомненно, является ценной и для будущего. Можно вкратце перечислить некоторые основные концепции этой педагогической доктрины: Главной целью средних учебных заведений вообще, и кадетских корпусов в частности, является не только обучение, но и воспитание молодежи. Воспитание по-испански обозначается словом «эдукасион», в котором латинский корень «вести» соответствует такому же греческому корню в слове «педагогика». Другими словами, целью воспитания является достижение хорошего «поведения» молодежи и юношества. Обучение хорошему поведению полностью возможно только лишь в детском и юношеском возрасте, в то время как обучение другим наукам и ремеслам может происходить в любом возрасте. Такое воспитание возможно только лишь при категорическом соблюдении внешней и внутренней дисциплины. В латинском языке само слово дисциплина неразрывно связано по смыслу со словом «ученик». Однако достижение хорошего воспитания с помощью одной лишь дисциплины невозможно. Для этого необходимо укрепление общих религиозных и нравственных верований в юношестве и установление целой системы жизненных концепций, базирующихся на этих верованиях. Поэтому в русских императорских и зарубежных кадетских корпусах существовали системы так называемых «заповедей», в которых выпукло и в краткой форме резюмировались эти верования и концепции, главным образом идейного и патриотического характера. Помимо этого, обращалось большое внимание на манеры поведения, каковые отражали не только идейные и нравственные установки, но также эстетические и гигиенические правила. Многие правила хорошего поведения тесно связаны с нравственной, психологической и физической гигиеной. Обращалось особенное внимание на развитие способностей для анализа любой информации и любых ситуаций, а также и способности формирования идей и концепций. Кроме того, развивались способности для выработки положительных предложений и принятия правильных решений. В области обучения обращалось особенное внимание на ясное понимание общего смысла отдельных наук, а не на зубрежку их деталей. Среди наук особенное место выделялось для двух иностранных живых языков, которые в течение семилетнего срока обучения должны были быть освоены полностью. Кроме того, изучались основные понятия латинского языка, чтобы можно было с помощью словаря переводить основные тексты. Также требовалось достаточно хорошее владение основными историческими познаниями. Воспитание и обучение в кадетских корпусах имели одной из главных целей отбор и тренировку лучших человеческих ресурсов страны для служения государству и народу. Поэтому принцип селекции лежал в основе не только принятия в эти учебные заведения, но и во всей их педагогической программе. Во-первых, в корпусах создавалась индивидуально-типовая система обучения, при которой каждый обучаемый изучал тот или иной раздел учебного предмета. Как только кадет усваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующему предмету. Это способствовало развитию индивидуальных наклонностей, повышению личной ответственности и определенной состязательности среди обучаемых, т. к. каждый кадет стремился не отстать от лучших учащихся. Во-вторых, первоначально кадеты занимались одновременно только двумя-тремя науками, посещая занятия по предложенному расписанию и изучая заданный материал самостоятельно. Преподаватель следил лишь за тем, чтобы кадеты занималась, а не мешали друг другу. В-третьих, кадетские корпуса большое внимание уделяли изучению языков, особенно русского, немецкого и французского. Обязательным был также латинский язык, но только в начальных классах. В 1732 году, чтобы улучшить знания иностранных языков на практике, кадетам предлагалось разговаривать в классах на том языке, который они изучали. В-четвертых, для получения практических навыков кадетов каждый год выводили в лагерь. В планах учебного процесса предусматривалось также время на посещение воинских частей и кораблей, участие в стрельбах, учениях и морских походах. При этом на учениях старшие кадеты обязаны были исполнять обязанности унтер-офицеров, капралов и рядовых. С ними направлялись и малолетние кадеты, чтобы они приглядывались к условиям службы, поняли свои первые солдатские обязанности. Положительным моментом было также и то, что в корпусах практиковались командировки отлично успевающих кадетов в другие страны для ознакомления с ними и повышения своих знаний. В-пятых, рекомендовалось основной упор в обучении делать не на принуждении, а на убеждении учащихся, изучении их способностей и наклонностей. В-шестых, и это важно для современности, именно в кадетских корпусах, еще с 1863 года главным направлением при организации образовательного процесса было направление гуманизации всей учебно-воспитательной работы. Впервые в русской военной школе в кадетских корпусах было введено награждение преуспевающих кадетов серебряными и золочеными медалями. Их владельцы имели ряд льгот, в т. ч. питались за отдельным столом, носили медаль в петлице и т. д. Постепенно в учебном процессе в корпусах принуждение кадетов к учебным занятиям заменялось на убеждение и заинтересованность в науке, а изучение предметов приобрело определенную последовательность и логичность. Русский педагог И.И. Бецкой одним из первых заставил общество задуматься над вопросом о том, что такое общее образование и из каких предметов оно складывается. Обучение в корпусах способствовало пониманию того, что специальной подготовке кадет должно предшествовать общее образование. Это положение привело к тому, что из кадетов получались не только воспитанники с военной косточкой, но и в целом грамотные, эрудированные и всесторонне подготовленные молодые люди, которые после окончания корпуса свободно чувствовали себя не только в армейской среде, но и в гражданском обществе. Хотя факты свидетельствуют, что не все воспитанники кадетских корпусов нашли свое место в воинском строю. Сложившаяся система военного образования в целом удовлетворяла потребности государства, хотя имела ряд недостатков в содержательном аспекте: слабое взаимодействие учебного и воспитательного процессов, отсутствие достаточного количества офицеров, совмещающих в себе качества педагога и воспитателя, соединение в них общего образования с военным, большую разницу в возрасте воспитанников, обучение детей с раннего, возраста военному делу на основе жесткой воинской дисциплины. Проблемы обучения будут рассмотрены в следующей части работы, чтобы отсоединить, образно говоря, зерна от плевел. Наряду с обучением будущих офицеров в кадетских корпусах большое внимание уделялось их воспитанию. Не случайно, что воспитанников корпусов всегда отличали не только высокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция, но и такие качества как патриотизм, чувство воинского долга, ответственность, достоинство, честь и преданность своему Отечеству. Воспитательная работа в кадетских корпусах строилась на трех основополагающих принципах: самодержавие, православие и народность. Исходя из этого, она осуществлялась по трем основным направлениям: церковно-религиозное воспитание, выполняющее идеологическую роль; военное воспитание, ставившее своей целью привитие кадетам необходимых русскому офицеру военно-боевых качеств; и духовно-нравственное, направленное на развитие духовных и физических сил воспитанников. Полнота и глубина воспитательного процесса в кадетских корпусах во многом определялась состоянием охвата кадетов вниманием и заботой их руководителей. А именно, воспитателей, командиров и начальников, педагогов и лицами, в обязанностях которых эта задача выделялась особо. Касалось это тех, кто по своему положению были ближе всего к кадетам. Это офицеры командиры и воспитатели, учителя и педагоги. В связи с определенной наполняемостью учебного подразделения кадет, один учитель мог знать, причем знать довольно хорошо, своих подопечных и проводить с ними индивидуальную работу. По-разному складывались судьбы кадет, но всех их роднило чувство любви к своей Родине, воедино связывала честь, готовность до конца выполнить свой воинский долг. Не случайно в Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов 1886 года отмечалось, что учебное заведение должно быть надежным и достойным источником пополнения рядов нашей исторически славной армии. Интересно, что для успешного достижения этой основной цели требовалось, чтобы все доступные им воспитательные средства, все способы непосредственного воздействия наставников на их питомцев, как и вся обстановка жизни последних, своевременно возбуждали и твердо упрочивали в каждом из них живой интерес к военному делу и к славе родного оружия. Поэтому и в Указе императрицы Анны Иоанновны от 29 июля 1731 года о создании первого кадетского корпуса отмечалось, что дети должны быть с малых лет обучены воинскому делу в теории, а потом в практике годны были. Естественно, что при создании совершенно новой для России системы обучения и воспитания, использовался опыт создания кадетских корпусов других стран. Не случайно, поэтому в том же Указе отмечалось, что все кадеты для учения и житья с немалым покоем должны размещаться по примеру прусского, датского и прочих королевских кадетских домов, дабы они столь меньшим гулянием и непристойными обхождениями и забавами напрасно время не тратили. Индивидуальный подход позволял выявлять к чему каждый кадет способен, какие наклонности он имеет. Воспитатель, наблюдая за своими воспитанниками во время занятий и отдыха, мог точно определить склонности кадета к гражданским или военным наукам, уяснить его основные черты, характер, восприимчивость к обидам, событиям в коллективе и обществе и т. д. Интересно, что в материалах I съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов, например, отмечалось: «...надо понимать психические особенности школьного возраста, знать вообще законы душевного развития, изучить индивидуальные особенности воспитанника, что дано, унаследовано в психическом складе природою, что сделано, привито семьей, на чем остановилось развитие мальчика, какие неправильности, дефекты есть в нем, на основании всего этого определить, какие поправки надо внести в его мир, как вообще он реагирует на разные воздействия, и какие, поэтому, наиболее верные средства применимы в деле воспитания каждого мальчика». Можно сделать вывод, что и в отечественной военной школе процесс индивидуализации учебно-воспитательной работы получил свое дальнейшее развитие в кадетских корпусах, затем в суворовских военных училищах и в настоящее время является основополагающим принципом организации учебно-воспитательного процесса в вузах МО РФ. Это положение закреплено в приказах Министра обороны РФ №110-1994 года и №10-2000 года, а также в директиве ГК ВМФ №ДФ-40 1999 года. В кадетских корпусах большое внимание уделялось повышению культурного уровня воспитанников. Для этого привлекались известные поэты и писатели, художники и драматурги, хорошо известные обществу и просто интересные люди. Не случайно, что из стен корпусов вышли мировые знаменитости, такие как писатели А.И. Куприн и Н.С. Лесков, основатели театрального дела в России Ф.Г. Волков, И.А. Дмитриевский, А.П. Сумароков и другие. Основной упор в кадетских корпусах делался не только на военное, но прежде всего на умственное и нравственное воспитание кадетов. В каждом корпусе имелась хорошая библиотека, посещать которую считалось делом хорошего тона. Это понимали даже высокопоставленные царские сановники. Например, в бытность великого князя Константина Константиновича начальникам военно-учебных заведений рекомендовалось чтение подходящих книг и обсуждение их с воспитателями, а также предлагалось устраивать особо удобно и уютно читальни с выпиской для них периодических изданий. К концу XIX - началу XX века в России сложилась стройная система отбора офицеров для службы в качестве офицера-воспитателя или командира роты кадетского корпуса. Она предполагала ряд обязательных требований к кандидату на замещение вакантной должности: по опыту службы, образовательному уровню, учитывала отзывы командования и сослуживцев. Изъявившие желание служить в кадетском корпусе в качестве воспитателя и офицеры, отобранные соответствующей комиссией, прикомандировывались в корпус на испытание на два года и лишь затем зачислялись в штат. Офицеры, проходящие службу в кадетском корпусе, имели ряд преимуществ: повышенное денежное содержание, сокращенный срок выслуги (25 лет вместо 35) и др. В кадетских корпусах постепенно вырабатывались педагогические принципы воспитания, такие как планомерность и непрерывность воспитания, его соответствие уровню развития детей. В заведениях этого типа пришли к очевидному выводу о том, что воспитание должно строиться не только на подавлении отрицательных черт воспитанников, но в большей степени на доверии к ним, а главное, это на развитии положительных качеств личности. Воспитатели кадетских корпусов такими чертами в личности своих подопечных хотели видеть: мужество, честь, достоинство, решительность, самообладание, дружба и преданность Отечеству. Эти и другие черты личности будущего офицера формировались в процессе привития педагогами воспитанникам любви к труду и службе. Обращалось также постоянное внимание на уважение старших, обеспечение чистоплотности и аккуратности, реализацию на деле принципа взаимовыручки и взаимопонимания, дисциплинированность и исполнительность, стремление к самосовершенствованию и т. д. Многие эти положения были положены в основу руководящих документов, которыми руководствовались воспитатели. К таким документам следует отнести, например, «Положение о военных гимназиях», «Инструкцию по воспитательной части для военных гимназии» (1882 г.), «Инструкцию но воспитательной части для кадетских корпусов» (1886 г.). Характерно, что в последнем из названных документов главная цель воспитания отмечалась «как совокупность всех воспитательных мер, применяемых каждым кадетским корпусом для установления в его питомцах необходимой основы для приготовления из них впоследствии: преданных Престолу искренних христиан, строго повинующихся законной власти и одушевленных сознательным чувством долга верных слуг России, добрых и почтительных сыновей, честных и трудолюбивых граждан, образованных, дельных и крепких духом и телом воинов, серьезно смотрящих на службу государству и обществу, не как на средство, а как на благороднейшую цель своей жизни, с полною готовностью пожертвовать ею на защиту Отечества от врагов». Среди других направлений воспитания кадет можно выделить нравственное воспитание. В одном из документов, регламентирующих работу воспитателей в этом направлении, отмечалось, что высокий долг воспитателя заключается в постепенном и всестороннем приготовлении каждого воспитанника к нравственной деятельности. При этом считалось, что физическое воспитание в кадете должно развивать необходимые силы, умственное - сообщить ему потребные знания и умения, а воспитание нравственное - направить волю его именно к такой деятельности. Таким образом, следует отметить, что кадетское образование и кадетское воспитание отвечают современным принципам всестороннего развития личности. Явные практические успехи кадетского образования в России ставят вопрос о его признании в качестве самостоятельной ветви общего гражданского и начального профессионального образования в национальной системе образования страны, а также закрепления этой потребности общества и практической деятельности государства в сфере образования, в самостоятельном пакете правовых и административных норм. Список литературы: Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России [Электронный ресурс] // Сайт московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет Владимиров, А.И. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования. Исторический аспект и современность. Текст выступления на Всемирном Русском Народном Соборе [Электронный ресурс] /А.И.Владимиров // Сайт московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет. Лалаев, М.С. Кадетские корпуса России // Исторический очерк вузов, подведомственных Главному их Управлению. - М., 1980. - С. 31-33. Труды I съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов (22—30 декабря 1908 г.). - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909. Педагогический сборник / ред. Н.Х. Весель, А.К. Острогодский, И.С. Симонов. - СПб. - Несколько слов о наших кадетских корпусах// Педагогический сборник. - 1903. - №7. Филиппов, Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. - СПб., 1997. - С. 24-26. Положение о кадетских корпусах [Электронный ресурс]: «Высочайше утверждено» 14 февраля 1886 г. // Общенациональный кадетский сервер. - М., 2003-2009 |