МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 2 (33) 2012 Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Е.Ю. Жукова, ст. Преп. каф. педагогики и психологии Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии
ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ КАДЕТ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Одним из ключевых средств воспитания кадет и формирования у них ценностного отношения к воинскому долгу являются армейские ритуалы. Авторы определяют понятие «воинский ритуал», а также предпринимают попытку проанализировать использование воинских ритуалов Вооруженных сил Российской Федерации в жизнедеятельности современных российских кадет. В условиях коренных изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской государственности, обороноспособности страны. Сегодня, как никогда, становится важным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма, ценностного отношения к воинскому долгу. Актуальность данной проблемы подчеркивается в Проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. В нем под личностными результатами освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования подразумеваются, в первую очередь, сформированность у выпускника школы российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству, чувства ответственности перед Родиной, а также готовность к служению Отечеству, его защите и выполнении воинского долга. Понятие «воинский долг» мы определили как нравственно-психологическую готовность личности к выполнению своих гражданских обязанностей по защите Отечества. Формирование у кадет ценностного отношения к воинскому долгу рассматривается нами как составная часть целостного педагогического процесса, включающего познание и осознание Отечества и готовности к его защите, воспитание патриотических, волевых, физических и боевых качеств, обеспечивающих реализацию чувства долга в ситуации необходимости защиты своей Родины. При выполнении важнейшей задачи формирования ценностного отношения к воинскому долгу возникает потребность создания такой системы воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. На наш взгляд, перспективы воспитания у молодых людей ценностного отношения к воинскому долгу связаны с использованием государственной символики и, в частности, воинских ритуалов. Воинские ритуалы в свою очередь, могут быть успешно реализованы в системе кадетского образования (кадетских корпусах или кадетских классах общеобразовательных учреждений). Теоретический обзор литературы свидетельствует, что в педагогической литературе широко анализируется проблематика символов и ритуалов. Использование символики и ритуалов в деятельности детской организации исследовали В.Т. Кабуш, К.О. Карагезов, теория, история и практика военной символики представлена в работах Г.А. Ашева, В.Д. Серых. Наиболее интересной нам представляется работа К.О. Карагезова «Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании», где автор рассматривает сущность символов и ритуалов, а также педагогические основы их применения в воспитании. Он отмечает, что символика и ритуалы получили широкое применение в различных системах воспитания «благодаря способности выражать обобщённые идеи в яркой наглядной форме, замещать сложные понятия, явления сравнительно простыми и внешне привлекательными предметами, образами, выразительными жестами, действиями, а также в силу возможности внушить подрастающему поколению определённые идеи». Образуя систему символических действий, ритуалы направлены на выражение конкретных идей, мыслей, представлений. Будучи явлением надстроечного порядка, символы и ритуалы всегда были отражением образа мыслей, мировоззрения, идеологии определённого класса, который, в свою очередь, формировал чувства, образ мыслей, мировоззрение на почве своих общественных отношений. Проблему символики и ритуалов рассматривают в своих работах и военные педагоги. В.Д. Серых подчеркивает, что в формировании нравственного облика воина очень важную роль играет такое нравственно-эстетическое явление, как воинский ритуал, который воплощает в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей. Автор отмечает, что ритуалы охватывают три основные сферы воинских отношений: сферу боевой деятельности (принятие военной присяги, вручение боевых знамён и правительственных наград, торжественные захоронения) , сферу учебно-боевой деятельности, где ритуалы, закреплённые в общевоинских уставах, воспитывают высокие морально-боевые качества (строевые смотры, развод и смена караулов, общие батальонные и полковые вечерние поверки) и сферу повседневной деятельности (распорядок дня). Своеобразие воинских ритуалов состоит в том, что их идейное содержание проявляется в конкретно-чувственной, символической форме. В.Д. Серых подчёркивает, что это становится возможным благодаря использованию характерных для каждого ритуала символов, а в качестве символов могут выступать эмоционально окрашенное слово, выразительный жест, социально значимый предмет. Мы полагаем, что перечень приведенных В.Д. Серых ритуалов недостаточно полон, поскольку согласно Общевоинским Уставам Вооруженных сил Российской Федерации в сферу боевой деятельности должны быть включены и такие ритуалы, как: подъем (спуск) Государственного флага Российской Федерации; передача (сдача) Боевого знамени при переформировании (расформировании) воинской части; проведение военных парадов; отдача боевого приказа командирами воинских подразделений или воинских частей; заступление на боевое дежурство. К сфере учебно-боевой деятельности, несомненно, должны быть отнесены такие ритуалы, как: вручение личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия; упоминание на вечерней поверке фамилий военнослужащих, зачисленных за совершенные ими подвиги в списки подразделений навечно; встреча молодого пополнения; торжественная передача увольняемыми в запас военнослужащими оружия и военной техники молодым воинам. Сфера повседневной деятельности должна быть дополнена такими ритуалами, как: проведение годовых праздников частей (кораблей); отдание воинского приветствия; представления командирам (начальникам) и лицам, прибывшим для инспектирования (проверки). О воспитательной эффективности воинских ритуалов пишут многие военные исследователи. «Большое воспитательное значение в жизни воинов, - подчёркивает Б.М. Сапунов, - имеют воинские ритуалы. Вынос знамени, подъём Государственного флага, принятие военной присяги, торжественное вручение наград перед строем и другие освящённые традицией воинские ритуалы и обычаи оказывают огромное воздействие на сознание воинов, запоминаются на всю жизнь». Говоря о роли воинских ритуалов в воспитании чувства воинского долга, А.С. Миловидов пишет, что в общей системе морально-эстетического воспитания существенная роль принадлежит воинским ритуалам, которые символизируют высокую меру ответственности за выполнение воинского долга перед Родиной. Анализ исторической литературы (И.А. Андрушкевич, В.Н. Гурковский) показал, что военно-патриотическая символика и воинские ритуалы были широко распространены в воспитании кадет в дореволюционной России. Каждый кадетский корпус имел знамя, нагрудный знак, жетон, форму одежды, в каждом кадетском корпусе проходили торжественные ритуалы принятия Присяги, вручение знамени, торжественные парады. Эти традиции продолжают сегодня современные кадетские корпуса и общеобразовательные учреждения с кадетскими классами. Однако практика использования воинских ритуалов в педагогическом процессе кадетского корпуса или кадетского класса остается не в полной мере проанализированной в научной педагогической литературе, более того, несмотря на большое количество работ, посвященное проблематике символики и ритуалов, в настоящее время среди ученых отсутствует единый взгляд на понятие « воинский ритуал», на его соотношение с другими понятиями, такими, как «традиция», «обряд», «церемония». Это привело к тому, что в научной литературе до сих пор нет единой трактовки понятия «воинский ритуал». Отсюда следует неправильная оценка роли и значения воинских ритуалов в системе героико-патриотического воспитания подрастающих граждан России и, в частности, формирования у молодого поколения ценностного отношения к воинскому долгу. Так, например, Р.Н. Бобков считает, что «воинский ритуал - это сложившиеся способы массового поведения военнослужащих в процессе реализации элементов службы и воинских традиций, воспроизводимые в течение длительного времени, закрепленные в нормативных актах, а так же проявляющиеся как прочно вошедшие в сознание - добровольные, обязательные, социальные действия». В работах В.Д. Серых понятие «воинский ритуал трактуется как «исторически сложившийся, передающийся из поколения в поколение вид традиций реализующихся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни данного общества, олицетворяют определенные социальные отношения и существующий социальный подход. Что, кажется, не совсем верно, так как здесь ритуалы и обряды выступают самостоятельным видом такого проявления общественной психологии, как традиции. Мы более точным считаем определение понятия «воинский ритуал», данное в «Военной энциклопедии». Воинский ритуал есть исторически сложившийся, узаконенный, устойчивый, традиционный, торжественный акт, отражающий определенные общественные отношения, сознание, интересы и потребности людей, объединяющий в определенном порядке обрядовые символические действия с целью формирования высоких моральнопсихологических и боевых качеств, необходимых защитнику Отечества». Такое определение, - во-первых, дает четкое понятие воинских ритуалов, являющихся исторически сложившимися, передающимися из поколения в поколение торжественными церемониями и обрядами, совершаемыми в повседневной службе, во время праздников и в иных случаях, в различных условиях, с различными целями; - во-вторых, в этом определении подчеркивается, что воинский ритуал - это, прежде всего правовой узаконенный акт. Здесь право закрепляет, регулирует и стимулирует те общественные отношения, которые служат делу защиты и безопасности государства, выражают интересы и волю народа и способствуют наиболее полному проявлению высоких морально-психологических и боевых качеств; - в-третьих, в данном определении говорится о том, что воинский ритуал отражает те общественные отношения, сознание, интересы и потребности людей, которые сложились в данном обществе, с учетом происходящих изменений в духовной и материальной жизни, появления и становления ценностных ориентаций и системы военно-профессиональных ценностей у российских воинов в условиях реформы Вооруженных сил. Произведенный нами анализ использования воинских ритуалов в жизнедеятельности кадет - воспитанников Кадетских корпусов и кадетских классов общеобразовательных школ представим для наглядности в виде таблицы 1. Из таблицы видно, что в системе кадетского образования находят применение и широко используются многие ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации. В основном это воинские ритуалы, которые могут быть адаптированы к условиям детского образовательного учреждения. И здесь приоритетной в выборе педагогическим коллективом тех или иных воинских ритуалов является идея создания образовательной среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, заповедями и традициями. Следует также отметить, что кадетский корпус - это военизированное, но не военное образовательное учреждение, поэтому все ритуалы здесь определяются с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей. Порядок совершения каждого из воинских ритуалов закреплен в уставах и инструкциях кадетского корпуса или Положении о кадетских классах общеобразовательного учреждения. Опыт проведения различных воинских ритуалов в кадетских классах общеобразовательных школ Челябинской области убедил нас в том, что хорошо организованные и четко проведенные воинские ритуалы являются средством формирования у кадет ценностного отношения к воинскому долгу. Воинские ритуалы вызывают у них патриотические чувства и мысли, вдохновляют на достойное выполнение задачи, поставленной перед каждым гражданином Отечества - с честью исполнять свой воинский долг. Своим традиционным идейным содержанием воинские ритуалы способствуют формированию тех морально-политических взглядов, которые служат основой ценностного отношения у кадет к воинскому долгу. Таблица 1 Воинские ритуалы и их интерпретация в кадетском образовании
Воинские ритуалы являются постоянно действующим и эффективным воспитательным средством. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженность при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир кадета, обращаясь к его идеалам и вкусам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания. Современные ритуалы своей эмоциональной насыщенностью привлекают кадет, вызывают у них желание вновь и вновь участвовать в торжествах, восхищаться ими. Положительные эмоции, порождаемые воинскими ритуалами, не только помогают кадету преодолеть трудности первоначальной военной подготовки, но и способствуют его воинскому воспитанию и формированию ценностного отношения к воинскому долгу. Таким образом, воспитание ценностного отношения к воинскому долгу в системе кадетского образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Привнесение в жизнь подрастающего поколения государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству и с честью выполнять свой воинский долг. Библиографический список 1. Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. - Мн., 1995. 2. Карагезов, К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании. - Воронеж, 1979. 3. Ашев, Г.А. Воинские ритуалы.- М.: Воениздат, 1977. 4. Серых, В.Д. Воинские ритуалы. - М., 1986. 5. Сапунов, Б.М. Эстетика воинской службы. - М., 1968. 6. Миловидов, А.С. Война и армия: философско-социологический очерк. - М., 1977. 7. Андрушкевич, И.Н. Воспитание русской военной молодежи. - Буэнос-Айрес, 2009. 8. Гурковский, В.Н. Кадетские корпуса Российской Империи. - М., 2005. 9. Военная энциклопедия: в 8 т. - М., 1994. - Т. 2. |