Е. А. Стёпочкина

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ
В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ1 ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Резюме. Статья посвящена принципам гражданско-патриотического воспитания, основанного на использовании исторического опыта кадетского образования. В статье уточнены такие понятия, как «кадетское воспитание» и «патриотизм», уделено внимание рассмотрению условий гражданско-патриотического воспитания.

 

На современном этапе в области образования происходят значительные изменения. Тенденцией последнего времени стал возврат установок на то, что школа должна выполнять не только образовательные, но и воспитывающие функции. В рамках работы в данном направлении следует обратиться к 300-летнему опыту кадетского воспитания. Высокая его актуальность объясняется тем, что на протяжении советского периода педагогической мысли опыт дореволюционной системы кадетского воспитания замалчивался из идеологических причин. Лишь Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. подтолкнула советскую систему образования вновь обратиться к опыту обучения и воспитания в рамках кадетских корпусов и организовать нахимовские и суворовские военные училища.

В новой России восстановление кадетского воспитания началось в начале 1990-х гг., и на протяжении последующих за этим двух десятилетий количество кадетских учебных заведений увеличилось. Для понимания причин, обуславливающих востребованность современным российским обществом кадетского воспитания, следует обратиться к истории.

 

Идею создания кадетского корпуса в России выдвинул бывший денщик Петра I, а впоследствии знаменитый дипломат П.И. Ягужинский, которому император дал поручение подготовить проект создания военно-учебных заведений по примеру кадетских корпусов Дании и Пруссии [7].

По неизвестным причинам проект при жизни Петра I не был реализован, однако во время его правления в России были созданы гарнизонные школы - «родоначальники» будущих военно-учебных заведений, которые занимались обучением солдатских детей с семи лет грамоте, строевой подготовке, основам инженерного дела и артиллерии, а также другим военным наукам. Этот вид учебных заведений просуществовал до 1798 года, до их трансформации в школы кантонистов.

Кроме того, во время правления Петра I в 1701 году был создан будущий Морской кадетский корпус - Навигатская школа, в 1712 году - Инженерная школа в Москве, а в 1715 году здесь же и Артиллерийская школа.

К проекту П.И. Ягужинского вернулись в годы царствования Анны Иоанновны, которая дала указание фельдмаршалу Миниху выработать положение о создании кадетского корпуса. В дальнейшем, 29 июля 1731 года, ею был принят Указ о создании Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.

В 1807 г. в России было организовано еще 8 кадетских корпусов. В рамках реформы военного образования второй половины XIX века в России продолжился процесс создания кадетских корпусов, однако он проходил на другой основе. Сложившаяся система кадетского воспитания просуществовала до Октябрьской революции 1917 года и дальнейшей Гражданской войны. За двухсотлетнюю историю кадетского воспитания было создано 49 кадетских корпусов, из них к 1917 году в России существовал 31. Все они в период 1918 - 1920 гг. были либо закрыты, либо трансформированы в военно-учебные заведения, соответствующие новому государственному и идеологическому строю.

 

В последние годы существования СССР и 1990-е годы, в то время когда страна находилась в состоянии всестороннего экономического и духовного кризиса, в российском обществе сформировалась насущная необходимость в трансформации образовательной и воспитательной системы. Одной из возможностей эффективно реализовать данные преобразования стало кадетское образование. Его возрождение началось в 1991 году открытием Новочеркасского суворовского военного училища МВД. В настоящее время в России существует более 120 кадетских корпусов (имеющих статус кадетских школ-интернатов или кадетских школ) в системе Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ, что в четыре раза больше, чем было в 1917 году.

 

Под понятием «кадетское воспитание» в данной статье понимается жестко скоординированная с общими основами государственного устройства России система, направленная на выработку личности воспитанника, преследующая своей целью его подготовку к службе Родине как на военном, так и на государственном поприще.

Кадетское воспитание основывается на всечеловеческих ценностях, наилучших примерах национальной и всемирной культуры, истории России, а также на героических традициях российской армии, флота и Вооруженных сил Российской Федерации [3]. Особое значение в системе воспитания в кадетских школах отводится формированию патриотизма и гражданственности воспитанников.

Понятие «патриотизм» восходит к греческому и латинскому языкам: «pa- tria», «pater» - родина, отец. Впервые термин «патриот» вошел в общее употреб­ление во время Великой французской революции 1789 - 1793 гг. В повседневную жизнь России понятие «патриот» вошло в период правления Петра I, в это время его передавали словосочетанием «сыны отечества». В дальнейшем его заменило слово «гражданин», с конца XVIII века активно употребляющееся и в нормативно-правовых, и в литературных документах.

Смысловое наполнение терминов «патриотизм» и «патриот» зачастую связано с определенной спецификой общественной жизни, политики доминирующих групп, их задач, целей. По мере своего исторического развития определения понятия «патриотизм» и «патриот» претерпели значительные изменения, что напря­мую связано с эволюцией государственности, формированием начальных форм демократии, прямым участием граждан в общественной жизни.

Под патриотизмом в данной статье понимается сложное интегративное ка­чество личности, представляющее собой ориентацию на увеличение значимости своей Родины, страны, народа, их авторитетности в международном сообществе и включающее в себя связанные между собой социально-психологические и духовно-нравственные компоненты. Патриотизм как педагогическая категория сочетает деятельностные, эмоционально-волевые и интеллектуальные элементы; степень достижения патриотического сознания; развитость внутренней гражданской позиции на базе ценностей патриотизма; принятые личностные навыки поведения гражданина. Базовыми компонентами личности гражданина, в свою очередь, можно считать правовую и нравственную культуру, внутреннюю свободу лично­сти, способность единения чувств национальных, интернациональных и патрио­тических.

Таким образом, гражданственность и патриотизм - это качества, находящие выражение в нравственных понятиях об Отечестве, детерминирующие отношение индивида к Родине.

Воспитание гражданина и патриота в рамках изучения истории отечест­венной педагогики следует анализировать как процесс и итог выработки у воспи­танников знаний о патриотизме и гражданском долге.

Следовательно, воспитание патриота и гражданина на протяжении всего развития отечественной педагогической науки являлось систематической, целе­направленной и скоординированной деятельностью по выработке гражданско-патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности выполнить свой гражданский и патриотический долг, а также главнейших, закрепленных в Конституции, обязанностей по защите интересов своего Отечества.

Готовность жертвовать во благо Родины и наивысшее выражение любви к ней - патриотизм - не формируются сами по себе, а возникают в результате целенаправленной деятельности институтов воспитания: школы, семьи и др. В развитии патриотизма значительное место отведено государству, которое организует деятельность данных институтов и формирует оптимальные условия для выработки патриотических качеств. По отношению к патриотическому воспитанию в условиях кадетских школ данные условия можно разделить на внутренние и внешние, субъективные и объективные. К внешним, объективным, условиям можно отнести:

тождественность государственной политики по данному вопросу интере­сам граждан;

поддержку, осуществляемую государством, структур, занятых патриоти­ческим воспитанием;

присутствие ситуации, которая требует проявление патриотизма;

ориентацию образовательно-воспитательной политики.

Внутренние условия формируются во время предметной педагогической деятельности, направленной на выработку теоретической базы, и реализации патриотического воспитания, тем самым носят субъективный характер.

В рамках кадетских школ, обеспечивающих значительный уровень образовательного процесса, большое место отводится целенаправленной деятельности, ориентированной на воспитание учащихся. Ее основными направлениями высту­пают: готовность служить Родине, патриотизм (в частности, военный патриотизм) и хорошие результаты в учебной деятельности, т.е. установка воспитанника на то, чтобы быть полезным в будущем Отчизне. Оптимальному результату военно­патриотического воспитания способствует сохранение в условиях кадетских школ должностей офицеров-воспитателей, обладающих богатым жизненным опытом.

Деятельность офицеров-воспитателей в рамках военно-патриотического воспитания в условиях кадетских школ ориентирована на выработку у всех учащихся стремления прожить свою жизнь во имя Родины, под знаком «доблести, добра и красоты». При этом их целью выступает:

выработать готовность послужить ей, будучи верным всегда, при любых обстоятельствах и до конца;

осознать идею общероссийской солидарности;

сформировать представление о том, что любовь к Родине - это ведущее начало, а счастье Родины - это счастье всех кадетов, и оно является ведущей целью [6].

Система военно-патриотического воспитания ориентирована на формирование совокупности условий, в том числе социально-психологических и педагогических, обеспечивающих целенаправленное развитие у жителей страны активной позиции, способствующей их вовлечению в поиск решений общенациональных проблем. Военно-патриотическое воспитание должно быть направлено на выработку государственно-ориентированного мышления, привычки действовать в национальных интересах России.

Условия организации военно-патриотического воспитания не могут быть неизменными. Их трансформация и развитие определяются как ориентацией на первичные задачи системы патриотического воспитания, так и изменениями, ко­торые происходят в социальной, политической и экономической жизни россий­ского общества и в мире в целом.

Таким образом, социально-психологические и педагогические условия при организации военно-патриотического воспитания школьников в условиях кадет­ских школ являются одним из важнейших параметров повышения качественного уровня патриотического воспитания кадет.

 

Литература:

Беляев, А.В. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность [Текст] / А.В. Беляев. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. - 188 с.

Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.П. Бузский. - Волгоград: Издатель, 2001. - 48 с.

Галанин, Ю.Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практиче­ский опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современ­ных условиях [Текст]: монография / Ю.Г. Галанин. - М.: РИД ИНТЕРРЕК-ЛАМА, 2007. - 200 с.

Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы».

Коровин, В.М. Подготовка преподавателей российских военно-учебных заведений [Текст] / В.М. Коровин, В.А. Свиридов // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 75-84.

Крылов, В.М. Званье скромное и гордое кадет. Исторические и культур­ные традиции кадетских корпусов России [Текст] / В.М. Крылов, В.В. Семичев; ред. А.Н. Мячин. - СПб.: Петербург XXI век, 2004. - 159 с.

***

УДК 65.70   Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина