Источник не установлен

В. А. Свиридов, Е. В. Дрозд

 

Психолого-педагогические особенности обучения и воспитания кадетов и юнкеров в Российской империи

 

В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности обучения и воспитания кадетов и юнкеров в Российской империи. Дается хронологическое описание образовательного процесса в военно-учебных заведениях России с XVIII до начала XX в.

Проведенный историко-педагогический анализ развития военного образования в XVIII — начале XIX в. позволил определить, что:

во-первых, главной задачей учебных заведений России в XVIII в. являлась задача подготовки своих воспитанников к государственной службе. Молодому человеку еще в детстве предназначалась определенная деятельность, в выборе которой он не участвовал. Создание первых русских военных школ в Петровскую эпоху также обусловливалось государственной необходимостью. Участие России в Северной войне выявило потребность регулярной русской армии в подготовленном офицерском корпусе;

во-вторых, военное образование к концу века стало носить строго сословный характер, приоритет в получении образования отдавался привилегированным сословиям;

в-третьих, в XVIII в. сложились две тенденции в подготовке офицерских кадров и войск:

первая — заложенная и сформированная Петром I, П. Румянцевым, А. Суворовым, учитывающая главенствующий принцип обучения: «Учить войска тому, что необходимо на войне» и

вторая — прусская «плац-парадная», сложившая в эпоху правления Анны Иоанновны, Петра III, Павла I и продолжавшая свое существование до 1917 г. Для нее было характерно преклонение в обучении и воспитании войск перед западом и заимствование, прежде всего, внешней, показной стороны;

в-четвертых, военное образование к концу XVHI в. стало приобретать и благотворительный характер. В 1798 г. Гатчинское военное училище было преобразовано в особое заведение под названием Императорский военно-сиротский дом. Приоритет в обучении в данном заведении отдавался детям офицеров и солдат, чьи отцы погибли или умерли на службе Отечеству. Эта тенденция сохранилась в военно-учебных заведениях России вплоть до 1917 г.;

в-пятых, военное образование опережало в своем развитии гражданскую школу. Это обусловливалось не только государственными интересами (многочисленные войны, в которых участвовала Россия в XVIII — начале XIX в., заставляли государство проявлять заботу о создании подготовленного офицерского корпуса, а для этого необходимо было создавать военно-учебные заведения) и передовой военно-педагогической мыслью, высказываемой в своих трудах по вопросам обучения и воспитания командного состава армии такими деятелями XVIII в., как Петр I, П. Румянцев, А. Суворов, но и задачами, которые возлагало государство на военно-учебные заведения по подготовке гражданских специалистов. Так, в созданном в 1732 г. Шляхетском кадетском корпусе готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников, дипломатов, судей и даже актеров. В Законе № 5811 1731 г. целевая установка этого кадетского корпуса формулировалась следующим образом: «Обучить... воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к воин­скому склонна, тако же и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение» (цит. по: [12. С. 45]).

 

В начале XIX в., а именно 21 марта 1805 г., Александром I был утвержден «План военного воспитания» молодых дворян в количестве 3 тыс. человек. Воспитание должно было начинаться в губернских военных училищах, а оканчиваться в двух высших кадетских корпусах, 1-м и 2-м (см.: [17. С. 533]). Поэтому Императорский военно-сиротский дом был преобразован в губернское военное училище на 400 воспитанников.

По утверждении «Плана военного воспитания» император Александр I приказал учредить 29 марта 1805 г. Совет под председательством цесаревича Константина Павловича «для устройства Главного управления всеми военно-учебными заведениями» [Там же. С. 534].

22 марта 1805 г. был учрежден особый Совет «О военно-учебных заведениях». В положении об этом совете говорилось, что его цель: «...ввести единство и общие начала в воспитании питомцев, для чего на членов Совета возлагается высшее наблюдение над внутренней жизнью и распорядками во всех военно-учебных заведениях» (цит. по: [13. С. 49]).

В 1811 г. по приказанию Константина Павловича в кадетских корпусах и в Дворянском полку создаются специальные «гренадерские» роты, в которые переводятся кадеты из других рот этих учебных заведений вне зависимости от своего роста, а по результатам их успехов в обучении. Особое положение гренадерской роты было поощрительной мерой для лучших кадет. Лучшие этой роты производились в унтер-офицеры.

Значительное внимание в кадетских корпусах уделялось воспитанию кадет, как умственному, так и физическому. При этом главной целью физического воспитания являлось «сбережение и подкрепление здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил воспитанников, дабы сделать их способными к перенесению трудов военной жизни» [3. Т. 2. С. 253].

Для того чтобы дело воспитания составляло одно совокупное целое, в каждом из корпусов были учреждены в 1835 г. воспитательные комитеты, журналы которых ежемесячно представлялись в штаб военно-учебных заведений для доклада главному начальнику. Степень нравственного достоинства кадет было принято определять баллами (12 — поведение отличное, 11 и 10 — очень хорошее, 9, 8, 7 — хорошее, 6, 5, 4 — посредственное, 3,2,1 — дурное).

В качестве наказаний применялись следующие меры: снятие погон, помещение имени на черную доску, надевание серой куртки, с разрешения директора — розги.

При явной неуспешности исправительных мер «дурные» кадеты переводились в батальоны военных кантонистов или же, по достижению 16—17 лет, назначались на службу нижними чинами в армейские полки.

Мерами же поощрения служили: выдача похвальных листов и книг в подарок, помещение имени наиболее отличившихся на красные доски, производство в младшие и старшие унтер-офицеры и фельдфебели. В рекреационных залах всех заведений имелись мраморные доски с именами отличнейших из числа воспитанников каждого выпуска, а в церквях заведений — черные мраморные доски для помещения имен всех бывших воспитанников, павших на поле брани или умерших от полученных в сражении ран [11].

Полный курс обучения в кадетских корпусах был сначала определен в 10 лет, а с 1836 г. в 8 лет и состоял из 3 последовательных этапов: приготовительного курса — 2 года, общего — 4 года и специального — 2 года. Изучались следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, механика, естественная история, физика, химия, всеобщая и русская история, география, законоведение, статистка, артиллерия, фортификация, тактика, военная топография, начертательные искусства. В 1852 г. в столичных кадетских корпусах был добавлен 3-й специальный класс, предназначенный для углубленного изучения военных дисциплин.

 

Важнейшим документом, регламентирующим подготовку будущих офицеров, стало «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений», утвержденное Николаем I 24 декабря 1848 г., которое, на наш взгляд не потеряло актуальность и в наши дни.

В докладе Николая I на заседаниях 19, 22, 27 ноября 1843 г. Совета о вузах была изложена программа подготовки будущего офицера, определяющая несколько приоритетных направлений:

“воспитание кадет (будущего русского офицера) в высшей степени... должно быть религиозно-нравственным и патриотическим”;

вузам поставлено в обязанность “приготовлять ни чисто ученого, ни собственно-светского человека, а честного и образованного члена семейства и государства, верного подданного и офицера, постигающего сознательно прямые обязанности будущего своего назначения”;

“основа всего воспитания и учения должна основываться на развитии нравственном и умственном, а не на труде одной памяти”» [18. С. 6].

Что касается наук, изучаемых в военно-учебных заведениях, то Николай I заявил, что «они должны освобождаться от схоластики, от утопических гипотез и от предметов придаточных, вредящих и способностям учащихся, и направлению их воспитания» [Там же. С. 7].

При этом указывалось, что «дух преподавания должен быть по преимуществу практический: умствования отвлеченные, чисто теоретические, следует решительно устранить, каждое правило должно истекать из опыта и вести, непосредственно, к применению практическому» [Там же. С. 44].

 

Мысли, изложенные в «Наставлении...», органически вошли в «Общую инструкцию для составления учебных конспектов и программ военно-учебным заведениям», подготовленную генерал-майором Я. И. Ростовцевым. В ней подчеркивалось, что «главная цель кадетского обучения состоит в том, чтобы дать воспитаннику прочное основание в науке, дабы при любви к труду, когда ум его впоследствии и летами и опытом разовьется, он мог учить себя сам и идти далее без помощи посторонней: для чего и надобно всеми мерами приучать кадета к работе самостоятельной, вселять в него любовь к труду и уважение к науке, а самое учение сделать простым, живым, заманчивым, а не запутанным и не схоластичным» [19. С. 7].

Таким образом, важность этих документов обусловливалась уже тем, что в них четко указывалось, чему и как обучать будущих офицеров, какие требования предъявлять к преподавательскому составу. При этом надо учесть и тот фактор, что все это имело отношение ко всем военно-учебным заведениям Российской империи.

 

Давая оценку кадетским корпусам первой половины XIX в., военный министр Д. А. Милютин охарактеризовал их следующим образом: «Наши офицеры образуются совершенно как попугаи, до производства они содержатся в клетке. И беспрестанно толкуют им: “Попка, налево кругом!” — и попка повторяет: “Налево кругом!” Когда же достигнет того, что твердо заучит эти слова и притом будет уметь держаться на одной лапке... ему надевают эполеты, отворяют клетку, и он выступает из нее с радостью, с ненавистью, к своей клетке и прежним своим наставникам» [21].

Военный министр Д. А. Милютин, излагая свою точку зрения на необходимость ликвидации кадетских корпусов, руководствовался следующими соображениями. Во-первых, тем, что воспитание, основанное на строжайшей дисциплине, дает свои плоды лишь в зрелом возрасте; военное воспитание в кадетском возрасте наносит серьезный ущерб нравственным качествам юноши. Во-вторых, ранняя специализация обрекает юношу на привязанность к военной службе, вне зависимости от его призвания. Из этих соображений вытекала мысль о том, что на данной стадии подготовки юноши необходимо прежде всего обеспечить всестороннее развитие личности. Для того чтобы приобрести знания, необходимые офицеру, по мнению Д. А. Милютина, нужно было всего лишь 2—3 года (кадетские корпуса готовили 8 лет и более).

Особым комитетом, возглавляемым великим князем Михаилом Николаевичем, было принято решение о преобразовании военно-учебных заведе­ний [25].

 

Военные прогимназии были образованы в 1868 г. из военно-начальных школ в Москве, Пскове, Ярославле, Киеве, Вольске, Омске, Оренбурге, Иркутске. Предназначались они главным образом для подготовки к поступлению в юнкерские училища (см.: [8. С. 1]).

Совокупность всех воспитательных мероприятий должна была надежно подготавливать каждого воспитанника военной прогимназии к предстоящей ему по выпуску «...трудовой и строго умеренной жизни, приучая его при всяком случае относиться сочувственно и с полным уважением к высокому долгу и званию воина» [3. Т. 1. С. 611].

По окончании курса воспитанники хорошего поведения не старше 16 лет переводились в учительские семинарии военного ведомства, а остальные направлялись в юнкерские училища с зачислением в полки на правах вольноопределяющихся 3-го разряда.

С 1882 г. военные прогимназии упразднились, а Ярославская и Вольская были переименованы в школы для воспитанников кадет, удаляемых из кадетских корпусов «по малоспособности или нравственной испорченности» [7].

Военные гимназии были созданы на базе кадетских корпусов в 60-е гг. XIX в. в период военных реформ Д. А. Милютина и находились в ведении Военного министерства. Целью учреждения этих учебных заведений являлась подготовка молодых людей к поступлению в военные училища.

До 1873—1874 гг. учебный курс был шестилетним, причем обучению в трех младших классах был придан характер преимущественно подготовительный.

С 1873 г., с целью более правильного распределения учебных предметов, всем военным гимназиям был присвоен общеобразовательный реальный курс, продолжавшийся 7 лет. Учебным планом предусматривалось изучение следующих предметов: Закона Божия, русского языка с церковно-славянским и словесности, французского и немецкого языков, математики, геометрического черчения, истории, чистописания, рисования, географии, физики, космографии, естественной истории (см.: [16. С. 246]).

Кроме того, на протяжении всего курса воспитанники занимались строевыми упражнениями, гимнастикой, плаванием, танцами, пением, музыкой, различными ремеслами.

Зимой в гимназии практиковалось посещение театров, выставок, музе­ев, а летом устраивались дальние прогулки и поездки (см.: [6. С. 56—57]).

 

11 июля 1882 г. по военному ведомству был опубликован приказ, в котором сообщалось, что «во всемилостивейшем внимании к вековым заслугам бывших в империи кадетских корпусов, питомцы которых, прославив русское оружие в достопамятных войнах прошлого и текущего столетия, доблестно подвигались на различных поприщах полезного служения престолу и Отечеству, государь император повелеть соизволил: военные гимназии именовать на будущее время кадетскими корпусами» [16. С. 12].

Часть военных прогимназий и гимназий ликвидировалась, другая превращалась в кадетские корпуса, а Ярославская и Вольская — в военные школы, причем Вольская военная школа продолжала выполнять роль учебно-исправительного заведения, куда отовсюду направляли плохо успевающих и недисциплинированных кадет.

 

11 февраля 1886 г. было утверждено «Положение о кадетских корпусах», которое включало в себя следующие основные требования:

«на должность воспитателей в кадетских корпусах назначать впредь исключительно офицеров, удовлетворяющих необходимым для того требованиям как по нравственным качествам и образованию, так и по служебной опытности;

сократить в корпусах деление воспитанников на возрасты, присвоить им наименование рот и назначить в каждую ротного командира;

подготовительное строевое образование кадет возложить непосредственно на офицеров-воспитателей, под руководством ротных командиров;

в летний период выводить кадет 2-х старших классов в составе строевой роты в лагерь, где и занимать их преимущественно военно-подготовительными упражнениями;

в целях правильного военного воспитания усилить физические упражнения кадет и принимать все меры к постепенному утверждению в них основных начал воинской дисциплины и нравственных качеств, необходимых будущему офицеру;

для размещения унтер-офицерских мест в ротном строю и для исполнения обязанностей старших кадет назначать лучших воспитанников VII класса в должности вице-фельдфебеля и вице-унтер-офицеров строевой роты;

сохранить в кадетских корпусах общеобразовательный курс в прежнем его военно-гимназическом объеме» [3. Т. 1. С. 259].

Целевое назначение кадетских корпусов определялось следующим обра­зом: «...заведения эти имеют целью доставить молодым людям в возрасте от 10 до 18 лет, предназначенным для военной службы, общее образование и соответствующее их предназначению военное, подготовив тем самым к поступлению в военные училища» [20. С. 9].

Учебная программа в кадетских корпусах была рассчитана на 7 классов и включала следующие предметы обучения: Закон Божий, русский язык и словесность, французский язык, немецкий язык, математику, естественную историю, физику, космографию, географию, историю, законоведение, чистописание, рисование. Во внеклассное время проводились: строевое обучение, уроки гимнастики и обучения подвижным играм, гимнастические упражнения, фехтование, танцы, уроки пения и музыки, хоровое пение, общие спевки корпусного хора (см.: [14. С. 19]).

 

Следует отметить, что история преобразованных в 1882 г. кадетских корпусов распадается на два резко отличающихся друг от друга периода: с 1882 г. по 1900 г. и с 1900 г. и далее.

В течение первого периода педагогические требования, первенствовавшие в военных гимназиях, были заменены в кадетских корпусах командными отношениями и требованиями внешней дисциплины, причем основная цель — военное воспитание — достигалась не больше, чем в военных гимназиях. Вот что писал в своих воспоминаниях по этому поводу В. Г. фон Бооль: «...педагогика была отброшена, как ненужный балласт. Когда однажды обратились, было, к помощнику главного начальника генералу Зедделеру с каким-то вопросом, и при этом были высказаны педагогические соображения, то он отмахнулся рукой, говоря: “Ох, уж эта мне педагогика!”» [2. С. 590].

Подобное состояние дел было характерно почти для всех кадетских корпусов. Основная причина сложившегося положения, на наш взгляд, заключалась в ухудшении педагогического состава кадетских корпусов и в недостатках системы обучения и воспитания.

Второй период преобразования кадетских корпусов связан с назначением в марте 1900 г. великого князя Константина Константиновича Главным начальником военно-учебных заведений, что знаменовало для военной школы переход к тому гуманному режиму, который позволял, несмотря на все недостатки закрытых заведений, значительно индивидуализировать воспитание и обучение.

Новый начальник военно-учебных заведений 24 февраля 1901 г. издал приказ № 30, в котором особое внимание было обращено на следующее: «Поддерживая все свои требования с принципиальной строгостью и устраивая над вновь поступающими самый бдительный надзор, закрытое заведение обязано по мере нравственного роста своих воспитанников постепенно поднимать в них сознание и человеческое достоинство и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов могут стать тем, чем они должны быть, — цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону» [24. С. 175]. Этим приказом определялось главное направление деятельности военных педагогов и конкретизировалась система воспитания воспитанников военно-учебных заведений.

 

Относительно содержания учебного материала в «Инструкции по учебной части» говорилось, что он «должен удовлетворять трем основным условиям:

представлять сущность предмета без мелочных, фактических и, особенно, цифровых данных, часто меняющихся и имеющих лишь значение справочных сведений;

быть посильным для усвоения юнкерами, в смысле понимания ими науч­ных положений и обобщений, рассчитанных по возможности более на соображение, чем на запоминание, т. е. направленных более к расширению развития ума в той или другой области, чем на накопление запаса данных, быстро исчезающих из памяти;

выбранный материал должен обладать возможною связанностью и цельностью, при которых учебный предмет отличался бы необходимою законченностью» [10. С. 4—5].

В военных училищах изучались следующие учебные дисциплины: специально-военные: тактика, военная история, артиллерия, фортификация, военная топография, военная администрация, законоведение, военная гигиена; общеобразовательные: Закон Божий, русский язык, новейшая поли­тическая история, механика, химия, французский язык, немецкий язык (см.: [15. С. 88]).

В старшие классы без экзамена принимались юнкера, окончившие воен­ные училища по 1-му разряду и по экзамену из одних военных наук, лица, окончившие курс в университете по физико-математическому факультету, или из других высших учебных заведений, в которых основой являются высшая математика и естественные науки (см.: [5. С. 168—169]).

 

Юнкера кавалерийских и пехотных училищ разделялись на 3 разряда:

— первый разряд — из пехотных училищ выпускались в армейскую пехоту подпоручиками с 1 годом старшинства; из кавалерии — корнетами в гвардейскую кавалерию или корнетами в армейскую кавалерию с 1 годом старшинства;

второй разряд — подпоручиками или корнетами в армию;

третий разряд — назначались вольноопределяющимися унтер-офицерами в войска с правом производства в офицеры по истечении 6 месяцев без экзамена, но на вакансии и не иначе как по удостоверению своего начальства.

К 1-му разряду причислялись «...получившие на экзамене в среднем по всем учебным предметам 9 баллов, такой же средний балл в науках математических и военных, в остальных предметах не менее 6, в звании строевой службы 10 и при поведении 1 разряда.

Ко второму разряду — имеющие в среднем 7 баллов, столько же в науках математических и военных в остальном не менее 6, а на службе — 9, при поведении второго разряда.

К третьему разряду причислялись все юнкера, не удовлетворяющие условиям второго разряда» [12. С. 72].

Для специальных училищ:

а) воспитанники Михайловского артиллерийского училища, отнесенные по выпускному экзамену к 1-му разряду, выпускались подпоручиками полевой артиллерии со старшинством в два года, при этом перворазрядные становятся равными выпущенным годом их раньше в артиллерию из Пажеского корпуса и военных училищ, а получившие второй разряд — ниже этих последних;

б) из воспитанников Николаевского инженерного училища — 1-й разряд выпускался в подпоручики полевых инженерных войск с двумя годами старшинства, а 2-й разряд — в подпоручики армейской пехоты с таким же старшинством с разрешением, однако, в военное время назначать их в инженерные войска.

Необходимо отметить, что все различия по качеству образования в военно-учебных заведениях сводились к преимуществам, связанным с определением разных сроков старшинства в чине.

 

Что касается организации воспитательной работы в военных учебных заведениях, следует отметить, что исправительные меры в военной гимназии подразделялись на мероприятия и наказания.

К мероприятиям относились: духовное назидание, пристыжение перед товарищами, угроза наказания, обязательное извинение перед обиженным, выговор, внушение, обязательное занятие в свободное время, взыскание платы за испорченную вещь.

Наказания применялись следующие: исключение из заведения и сбавление баллов за поведение (распространялось на все возрасты); телесное наказание, снятие погон (только к трем младшим возрастам); арест (к двум старшим возрастам); удаление от товарищей в особую комнату на время рекреации с ограничением в пище, стояние на штрафе (к трем младшим возрастам); лишение отпуска (ко всем возрастам) (см.: [6. С. 57—58]).

Неустанная забота проявлялась и о воспитании кадет. Именно этим объясняется появление на свет специальной «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов», изданной в 1886 г. В ней указывалось, что «воспитание в кадетских корпусах должно быть живо проникнуто духом христианского вероучения и строгого согласования с общим началом русского государственного устройства, иметь главной целью подготовление юношей к будущей службе государю и Отечеству, посредством постоянной с детского возраста выработке у кадет тех верных понятий и стремлений, кои служат прочной основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, чувства чести, добра и правды» [9. С. 1].

Система воспитания в военных училищах строилась на основе «Положения о военных училищах» от 1894 г., в котором на первое место ставилась военно-воспитательная подготовка молодых людей, необходимая для служ­бы в войсках (см.: [22. С. 618]).

Широкое распространение получали поездки на Бородинское поле, где юнкера делились на партии и под руководством своих преподавателей воен­ной истории и тактики обходили места Бородинского сражения, соприкаса­лись с героическим прошлым своего Отечества (см.: [23. С. 276—277).

Органичной частью системы воинского воспитания была существовавшая в военно-учебных заведениях дореволюционной России дисциплинарная практика, включающая 3 разряда.

При поступлении в училище все юнкера зачислялись во 2-й разряд. После этого зачисления из низшего разряда в высший и обратно из высшего в низший делались по согласованию начальника училища с ротным командиром и младшим офицером. Разрядом по поведению выражалась общая аттестация училищного начальства, поэтому перечисление в высший разряд служило наградой наиболее достойным, а понижение из высшего разряда в низший наказанием, выражающим, что поведение юнкера, по роду и характеру его поступков, было предосудительным.

Состоящие в 3-м разряде более шести месяцев и, несмотря на принятые дисциплинарные меры, не подающие никакой надежды на исправление представлялись к отчислению из училища на срок от одного года до двух лет или вовсе исключались из училища (см.: [1. С. 554—555]).

 

Проведенный анализ архивных материалов и исторических источников позволяет сделать следующие выводы:

Разнообразие учебных дисциплин в военно-учебных заведениях, включающих гуманитарные, общетехнические, специальные, общепрофессиональные и т.п., давало основу для формирования широкого кругозора кадет и юнкеров, развивало их речемыслительную, деятельность, формировало психологическую устойчивость и мотивационную сферу будущих офицеров.

Курсы по военно-специальным дисциплинам имели излишнюю теоретическую направленность. Например, из 58 % времени, отводимого в военных училищах на военные дисциплины, практические занятия составля­ли всего около 30 %.

Опыт участия офицеров Российской армии в Русско-японской войне показывает, что, отдавая предпочтение общеобразовательным дисциплинам в ущерб военно-специальным, военно-учебные заведения не обеспечили в полной мере подготовку высококвалифицированных офицерских кадров.

Изучение в военных училищах предмета «Военная психология и педагогика» могло бы помочь в становлении молодого офицера в войсках. Именно с этой целью в 1863 г. была предпринята попытка ввести дисциплину «Психология» в учебные планы военных училищ, однако уже в 1864 г. она была исключена из программ. На наш взгляд, это было вызвано, с одной стороны, непониманием ее роли в дальнейшей деятельности офицера, а с другой стороны, отсутствием научной базы данной дисцип­лины и недостатком подготовленных преподавателей.

Положительная практика назначения на должности в зависимости от уровня образования применялась лишь по окончании военно-учебного заведения. Назначение же на высшие офицерские и генеральские должности зависело от монаршей милости, благосклонности высших сановников Российской империи либо от родственных отношений, что в значительной степени затрудняло служебный рост перспективных, хорошо подготовленных офицеров и генералов.

Дисциплинарная практика, применяемая в военно-учебных заведениях Российской империи, несмотря на строгость наказаний, уважала личность и достоинство будущего офицера, учитывала индивидуально-психологические особенности юнкеров и кадет и обеспечивала психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса.

Система обучения и воспитания, принятая в военно-учебных заведениях Российской империи, позволяла формировать у будущих офицеров чувства патриотизма, чести и достоинства, воинского товарищества, верности присяге и воинскому долгу, способствовала развитию мотивации овладения профессией офицера.


Литература

Бобровский, П. О. Юнкерские училища. Историческое обозрение, их развитие и дея­тельность : в 3 т. / П. О. Бобровский. — СПб., 1872. — Т. 1.

Боль, В. Т. Воспоминания педагога / В. Т. Боль // Русская старина. — 1904. — март.

Военная энциклопедия / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. : Т-во И. Д. Сытина, 1911-1915.

Галушко, Ю. Школа российского офицерства / Ю. Галушко, А. Колесников. — М., 1993.

Греков, Ф. В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений, 1700—1910 / Ф. В. Греков. — М., 1910.

Завадский, Н. П. Владимирский-Киевский кадетский корпус, 1851—1901. / Н. П. Завад­ский. — Киев, 1908.

Инструкция по воспитательной части для военных гимназий. — СПб., 1882.

Инструкция по воспитательной части для военных прогимназий. — СПб., 1879.

Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. — СПб., 1886.

Инструкция по учебной части для юнкерских училищ. — СПб., 1901.

Комаровский, Е. А. Михайловский Воронежский кадетский корпус в XIX веке : дис. ... канд. истор. наук / Е. А. Комаровский. — Воронеж, 1999.

Коровин, В. М. Подготовка офицерских кадров в России : Традиции и современность : монография / В. М. Коровин, В. И. Поддужный, В. А. Свиридов. — Воронеж, 2004.

Каменев, А. Н. История подготовки офицерских кадров в России / А. Н. Каменев. — М., 1990.

Клюжев, Н. Наше военное образование / Н. Клюжев. — М., 1916.

Курбатов, С. И. Реформа Д. А. Милютина в области подготовки офицерских кадров : дис. ... канд. истор. наук/ С. И. Курбатов. — М., 1948.

Лалаев, М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению / М. С. Лалаев. — СПб., 1880. — Ч. 2.

Материалы отчетов военных гимназий за 1867 г. // Пед. сб. — 1869. — № 1.

Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. — СПб., 1849.

Общая инструкция для составления учебных конспектов и программ военно-учебным заведениям. — СПб., 1849.

Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. — СПб., 1899.

Отдел раритетов Российской государственной библиотеки. Шифр 169. П. 1. Ед. хр. 14. Л. 46.

Петров, А. Н. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского ка­детского корпуса и Императорского военно-сиротского дома, 1798—1898 / А. Н. Петров. — СПб., 1898.

Практические занятия кадет и юнкеров. — СПб., 1902.

Столетие военного министерства : 1802—1902. ГУВУЗ : исторический очерк. — СПб., 1914. -Ч. 3.

Струтинский, В. Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX — начале XX веков: историографическое исследование : дис. ... канд. истор. наук / В. Ф. Струтинский. — М., 1994.