Н. А. Дмитриева
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТОВ
В статье изложены результаты исследования ценностных ориентаций кадетов из семей военных и невоенных. Наиболее высокий рейтинг в обеих группах имеют ценности «счастливая семейная жизнь» и «наличие хороших и верных друзей». Выявлены следующие достоверные различия: кадеты из семей военных выше ценят «любовь», а кадеты из семей невоенных – «уверенность в себе». Менее всего кадеты ценят возможность заниматься творчеством и красоту природы и искусства.
Наша научная разработка связана с изучением особенностей личностного и профессионального самоопределения юношей-кадетов Омского кадетского корпуса. Автор статьи, педагог-психолог Омского кадетского корпуса, обратила внимание на то, что абитуриенты из семей военнослужащих пользуются значительными преимуществами при поступлении в корпус. Кадетские корпуса традиционно занимаются воспитанием мальчиков из семей кадровых военных, и в Омский кадетский корпус ежегодно поступает около трети всех ребят из таких семей [1, 2]. Поскольку практически все, за редким исключением, абитуриенты из семей военных становятся кадетами, мы считаем необходимым углубленное изучение именно их особенностей. В связи с общественной политикой, направленной на реформу армии и военных учебных заведений, итогом которой должен стать перевод армии на контрактную основу, необходимо повышение эффективности обучения военных кадров. Это означает, что к ребятам, поступающим в военные учебные заведения, будут предъявляться особые, еще более высокие, требования. На фоне этого деятельность кадетских корпусов, суворовских и нахимовские училищ, осуществляющих первичную допрофессиональную подготовку юношей к получению профессии военного, приобретает особое значение. Все вышеперечисленное и послужило причиной более пристального изучения абитуриентов, а затем и кадетов из семей военнослужащих. Кроме того, коль скоро ребята из таких семей быстрее привыкают к специфическим условиям обучения в корпусе [3], поэтому имеет смысл более обстоятельно изучить их отличия от ребят из других семей (если таковые имеются) с тем, чтобы повысить их личностную эффективность при обучении в корпусе, оказав им своевременную и нужную поддержку. Таким образом, основная тема нашего исследования — «Особенности личностного и профессионального самоопределения юношей-кадетов ОКК из семей военнослужащих (военных в отставке)». В соответствии с заявленной темой было проведено комплексное исследование личности кадетов Омского кадетского корпуса по 12 методикам. В данной статье приведена лишь часть полученных в ходе исследования результатов, а именно — изучение ценностных ориентаций кадетов, поскольку мы считаем ценностные предпочтения одним из важнейших показателей их личностного самоопределения. Необходимо определить взаимосвязь понятий «ценность» и «ценностные ориентации». В данной статье, прежде всего, мы подразумеваем ценности социальные, которые в процессе жизнедеятельности «входят в психологическую структуру личности как ценности личностные» [4, с. 756] . В свою очередь, личностные ценности отражаются в сознании человека в виде ценностных ориентаций. Таким образом, изучая ценности, предпочитаемые кадетами, мы получаем представление о ценностных ориентациях ребят. Общепризнанно, что ценностные ориентации — одна из центральных характеристик личности. Формирование ценностных ориентаций имеет особое значение именно в подростковом и юношеском возрастах, поскольку оказывает решающее влияние на направленность личности и ее активную социальную позицию. Основы изучения ценностных ориентаций в отечественной психологии были заложены А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, В. В. Столиным. Д. А. Леонтьев обобщил основные подходы к изучению ценностных ориентаций в отечественной науке. Он рассмотрел подходы К. А. Абульхановой-Славской, В. А. Василенко, А. С. Шарова, С. Л. Рубинштейна, И. С. Кона, А. В. Петровского и других ученых и определил ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него [5]. Ценностные ориентации понимаются автором статьи как приоритеты, определяемые путем выбора, предпочтения тех или иных ценностей, то, что наиболее важно, значимо для человека. Значительный вклад внесли в изучение ценностных ориентаций подростков и юношества В. И. Слободчиков, Л. И. Божович, А. В. Мудрик, И. С. Кон. Сущность ценностных ориентаций подростков рассматривалась А. С. Шаровым, Н. Д. Никандровым. Изучением ценностных ориентаций современных подростков занимались И. В. Дубровина, Е. Б. Фанталова, Ю. Ж. Шайгородский. Большой интерес и научную значимость для нас представляют данные, представленные А. Ф. Филатовой [6], поскольку позволяют провести прямое сравнение результатов. В исследовании А. Ф. Филатовой представлены данные о ценностных ориентациях подростков из однополых групп, в составе которых есть и кадеты. В психологической литературе указывается, что в подростковый период происходит лишь формирование ценностных ориентаций, однако в большинстве случаев в возрасте 16–17 лет юноша уже осознает приоритеты. Ценностные ориентации отражают отношение человека к окружающему миру, дают информацию о направленности деятельности кадета и позволяют прогнозировать и диагностировать мотивы поведения юноши. Для изучения системы ценностей кадетов нами использовалась методика УСЦД («Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах»), предложенная Е. Б. Фанталовой [7]. В данном исследовании приведены результаты, которые относятся лишь к оценке значимости той или иной ценности. В настоящей статье не анализируется уровень соотношения ценности и доступности ценностей, как это предусмотрено полным вариантом методики Е. Б. Фанталовой. В нашем комплексном исследовании принимали участие две группы кадетов. Первая группа — 50 кадетов из семей, чьи родители являются профессиональными военными (основная группа) и 50 кадетов из прочих семей (контрольная группа), чьи родителя не являются и не были кадровыми военными. Все ребята — воспитанники Омского кадетского корпуса, кадеты, которым на момент исследования исполнилось от 16 до 18 лет. Гипотеза исследования: ценностные ориентации кадетов из семей военнослужащих будут отличаться от ценностных ориентаций кадетов из обычных семей. Цель исследования — выявление доминирующих (предпочитаемых) ценностей кадетов основной и контрольной групп. Объект исследования — личностные особенности кадетов. Предмет исследования — зависимость предпочтения той или иной ценности, выбираемой кадетом, от принадлежности к семье профессионального во- енного. При сравнении средних показателей после компьютерной обработки выявлено, что наибольшую ценность для кадетов обеих групп представляет «счастливая семейная жизнь». Это подтверждает данные, полученные В. С. Собкиным [8]. Полученные нами данные несколько расходятся с результатами исследования А. Ф. Филатовой. Согласно ее данным, приоритетными ценностями подростков являются «материально обеспеченная жизнь», «независимость» и «любовь». Однако, как указывает автор, системообразующей ценностью в структуре ценностных ориентаций мальчиков-подростков все же является семья [6, с. 248]. Таким образом, просматривается прямая связь между тремя различными исследованиями, и каждое из них подтверждает реальность. На втором месте обеими группами выделяется ценность «наличие хороших и верных друзей». Далее — у ребят из семей профессиональных военных на третьем месте ценность «любовь», а на четвертом — «здоровье». У кадетов из контрольной группы, наоборот, третье место отдано здоровью, и лишь на четвертом месте расположена ценность «любовь». На пятом месте в рейтинге ценностей находится «материально обеспеченная жизнь», что совпадает у обеих групп. Выявлены различия в ценности «уверенность в себе». Если у кадетов из семей невоенных она находится в рейтинге ценностей на пятом месте, то у кадетов из семей профессиональных военных — лишь на шестом месте. Далее, на седьмом месте у кадетов из семей военных находится ценность «свобода как независимость в поступках и действиях», которая у кадетов контрольной группы расположена на шестом месте, то есть имеет для них большую важность. Ценность «интересная работа» располагается соответственно на восьмом (кадеты из семей военных) и седьмом местах (кадеты из семей невоенных). Грустно сознавать, но ценность познания занимает одно из последних мест — девятое в обеих группах. Эти данные также подтверждаются исследованиями А. Ф. Филатовой [6] и И. В. Дубровиной (по А. А. Реану) [9]. Достаточно выражены отличия в рейтинге ценности «активная, деятельная жизнь». В контрольной группе данная ценность находится в рейтинге ценностей на восьмом месте. В основной группе она занимает лишь десятое место. Можно предположить, что ребята из семей военных достаточно хорошо понимают специфику деятельности профессии офицера, где малодостижимы ценности «свобода, как независимость в поступках и действиях» и «активная, деятельная жизнь» в привычном понимании слова. Подчинение командованию, когда деятельность офицера регламентируется не решением, деятельностью одного человека, непосредственного начальника, а целой системой. Менее всего ценится кадетами из семей военных возможность заниматься творчеством (соответственно — двенадцатое место в основной группе и десятое — в контрольной группе), а кадетами из обычных семей — красота природы и искусства (на одиннадцатом месте в рейтинге обеих групп). После сравнения результатов с целью проверки достоверности полученных различий (с использованием коэффициента Стьюдента) оказалось, что достоверно различаются показатели по двум шкалам, или ценностям — «уверенность в себе» и «любовь». При этом средние показатели по ценности «уверенность в себе» выше у кадетов контрольной группы, а по ценности «любовь» у кадетов из семей военных. Мы предполагаем, что уверенность в себе представляет большую ценность для кадетов из семей невоенных потому, что это более актуально и важно для их самоопределения. Для кадетов из семей офицеров это менее актуально, поскольку в целом они изначально были более адаптированы к обучениюв корпусе и более уверены в своих профессиональных планах [3, с. 61]. Для кадетов из семей военнослужащих ценность «любовь» имеет большее значение, чем для кадетов из других семей. Мы связываем это с их пониманием важности любви и эмоциональной поддержки именно для профессионального военного. Видимо, кадеты из семей военнослужащих смогли почувствовать, насколько важно для офицера чувствовать «надежность тылов». Таким образом, наша гипотеза о том, что ценностные ориентации кадетов из семей военнослужащих будут отличаться от ценностных ориентаций кадетов из обычных семей, частично подтвердилась.
Библиографический список 1. Басаев, В. Р. Омский кадетский корпус: история и современность / В. Р. Басаев. – Омск : ГУИПП, Омский дом печати, 2003. – 176 с. 2. Киселёв, Н. М. Молодые сыны России / Н. М. Киселёв, Т. О. Машковская. – Оренбург : Печатный дом Димур, 2011. – 112 с. 3. Филатова, А. Ф. К вопросу об адаптации подростков к обучению в Омском кадетском корпусе / А. Ф. Филатова, Н. А. Дмитриева // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты : материалы седьмой и восьмой регион. науч.-практ. конф. факультета психоло-гии и педагогики ОмГПУ. – Омск , 2006. – С. 56–61.__ 4. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1997. – 800 с. 5. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции / Д. А. Леонтьев //Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 16–24. 6. Филатова, А. Ф. Половые различия в становлении характера подростка: концепция, эксперимент, практика : моногр. /А. Ф. Филатова. – Омск : Сфера, 2009. – 484 с. 7. Фанталова, Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов / Е. Б. Фанталова // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 1. – С . 107–117. 8. Собкин, В. С. Трансформация целей и мотивации учебы школьников / В. С. Собкин // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 106–115. 9. Психология подростка / Под ред. Реана А. А. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с. *** Адрес для переписки: ddmitrieff@mail.ru Омский государственный педагогический университет УДК 159.922.6
|