ББК 74.583                                                                                                                                                                              Источник не установлен

Т.В. Федорова

Подготовка офицерских кадров в Хабаровском кадетском корпусе

 

История показывает, что формирование личности гражданина-патриота любой страны является определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией. В условиях коренного обновления российского общества, когда меняются нравственные, духовные и материальные ценности граждан, военная школа России как составная часть всей системы образования должна ориентироваться на формирование офицерских кадров, которые бы отвечали требованиям государственной политики.

Хотя в нашей стране возрождаются военные традиции и открываются военные училища, службу военную и честь быть офицером выбирают не многие. В настоящий момент исторический опыт прошлого по формированию личности офицера для общества, государства и вооруженных сил России должен быть востребован также и для того, чтобы не пытаться решить важнейшую проблему по реорганизации системы образования и воспитания военных кадров методом проб и ошибок. Поэтому в современных условиях очень важно сохранить преемственность, славные традиции офицерства российского, чтобы не только не растерять опыт, накопленный столетиями, но и, наоборот, приумножить достижения российской военной мысли.

 

В Сибири по сравнению с территорией центральной России военно-учебные заведения стали появляться сравнительно поздно, лишь в XIX в., в связи с необходимостью образования сыновей офицеров и служащих гражданских чинов. Хабаровский кадетский корпус был открыт после восстановления кадетских корпусов.

В 1888 г. в соответствии с приказом по военному ведомству за №40 в Хабаровске была открыта двухклассная приготовительная школа. Идеологом данного вопроса был Приамурский генерал- губернатор барон Андрей Николаевич Корф, который, осознавая всю трудность положения семейных офицеров края, лишенных возможности дать подрастающим сыновьям образование, ходатайствовал об открытии здесь кадетского корпуса.

Первым заведующим приготовительной школой в Хабаровске был назначен бывший офицер- воспитатель Сибирского кадетского корпуса, полковник А.В. Мейер. 28 человек стали первыми учащимися корпуса.

Обучение в двух старших классах в школе проводилось по программам и инструкциям 1-го и 2-го классов кадетских корпусов и включало в себя программы специальных военных дисциплин. Программа по фортификации имела цель подробно ознакомить юнкеров с полевым инженерным делом, дать достаточные сведения о назначении и устройстве крепостей, способах обороны и овладения ими. Указывалось на основательное изучение полевой фортификации и техники сношений (дороги, мосты, телефоны и пр.). Программа была рассчитана на два года обучения, причем практические занятия разделялись на зимний и летний периоды. Кроме того, в курс обучения входила дисциплина «военная администрация», подразделявшаяся на теорию предмета и практические занятия. Целью теоретической части курса ставилось ознакомление с основными началами устройства армии, ее содержания и прохождения в ней службы. Задачами практических занятий было ознакомление обучающихся с системой главнейших законоположений и с производством по этим сборникам необходимых справок; с общими правилами письмопроизводства и составления деловых бумаг. Также достаточно сложными и обширными являются программы курсов артиллерии и тактики, знакомившие с холодным и огнестрельным оружием и ведением боевых действий, соответственно. В течение 25 лет существования корпуса ход и программа обучения несколько раз менялись.

Внеклассные занятия: строевая подготовка, гимнастика, танцы, музыка и пение - велись применительно к требованиям инструкции для таковых занятий в корпусах. Воспитанники школы, успешно закончившие курс 2-го класса, переводились без экзамена в 3-й класс Сибирского кадетского корпуса в Омске.

Следует отметить, что к приему в начальный класс допускались и совершенно неграмотные дети, что являлось особенно важным для жителей таких глухих мест, где совершенно невозможно было дать подготовку.

В 1892 г. полковник Мейер скончался, и заведующим школой был назначен Д.П. Мартьянов. По его инициативе воспитанники, помимо программного обучения военным наукам, приучались к огородничеству, садоводству, пчеловодству, обучались сапожному и столярному мастерству. Совмещение воспитательских и педагогических функций в лице воспитателя повышало его авторитет в глазах кадет.

Делом религиозного воспитания детей ведал законоучитель (он же духовник - священник городской церкви). В первые годы существования школы воспитанники посещали церковные службы в соборной церкви. Иногда богослужения совершались в столовой школы. В 1894 г. была сделана пристройка для алтаря, и 11 октября состоялось малое освящение домовой школьной кадетской церкви.

В 1899 г. число воспитанников увеличилось до 106 человек вместо 50, при том же персонале воспитателей (5 чел.). После ходатайств и выяснению всех условий и данных было решено открыть в Хабаровске кадетский корпус. И 30 апреля 1900 г., согласно приказу по военному ведомству за №146, Хабаровская школа упраздняется, а вместо нее, согласно приказу №174, с 1 сентября 1900 г. учреждается Хабаровский кадетский корпус. В нем были открыты 4 класса: три класса и приготовительный. Весь состав учащихся и воспитателей бывшей кадетской школы полностью перешел в новый корпус, образовав тем самым преемственность родных по духу и составу учебных заведений.

Открытие корпуса стало крупным событием в жизни столицы Приамурского генерал-губернаторства. Оно проходило торжественно, присутствовала элита Хабаровска. Главной фигурой на открытии корпуса был генерал-губернатор Н.И. Гродеков, только что вернувшийся из Китая, где он принимал участие в военных действиях. Гродеков обратился к кадетам с взволнованной речью: «Ваши родители одержали много побед над китайцами, отбили у них более 200 орудий, и я в память о подвигах ваших отцов приказал поставить в стенах корпуса два пулемета, отбитые у китайцев». В заключение генерал губернатор лично поговорил с каждым из 138 зачисленных в кадеты и подарил каждому книгу о Суворове. Хабаровский кадетский корпус имени графа Муравьева-Амурского был 26-м в Российской империи. 4 сентября 1900 г. (17 сентября по новому стилю) в нем начались занятия.

Первым директором корпуса был назначен инспектор классов Суворовского кадетского корпуса полковник Ваулин, а заведующим школой - полковник Мартьянов.

Внутренний уклад и распорядок жизни корпуса определялись согласно Инструкции по воспитательной части и высочайше утвержденного Положения о кадетском корпусе. Подготовку детей в корпусе вели офицеры-воспитатели, имея каждый в своем отделении от 20 до 45 человек.

В корпусе состояло 300 кадет-интернов, которые были распределены на 3 роты, 16 офицеров- воспитателей.

Учебный год начинался с 16 августа и заканчивался в первых числах июля, подразделялся на четыре четверти. Результаты каждой четверти оценивались баллами, выводимыми на основании полученных ответов кадет. 12 баллов - успех отличный, 11 и 10 - очень хороший, 9 и 8 - хороший, 7 и 6 - удовлетворительный, 5 и 4 - неудовлетворительный, 3 и 2 - весьма неудовлетворительный, 1 и 0 - безуспешность.

В разное время Хабаровский кадетский корпус посещали почетные гости: так 20 января 1902 г. осматривал корпус полковник французской армии Маршан.

21 мая того же года, с разрешения командующего войсками округа, корпус посетили представители японской службы: майор Тамага и 1-й секретарь японского посольства.

«С 1-го по 19-е апреля 1903 г. в корпусе был, знакомясь с бытом кадет, ведением классных занятий и деятельностью строительной комиссии, состоящий при военном министерстве для особых поручений генерал-лейтенант Руданов, командированный для ревизии». 9 мая 1903 г. корпус посетил военный министр Куропаткин.

16 мая 1908 г., в день празднования 50-летия присоединения к Российской империи Приамурья, Хабаровский кадетский корпус получил имя графа Муравьева-Амурского. А 11 мая 1909 г. князь Константин прибыл в Хабаровск и провел в корпусе трое суток, подробно знакомясь с деталями жизни кадет. 13 мая, в 10 часов утра, в присутствии всего генералитета и начальства гарнизона Хабаровска князь вручил корпусу знамя.

Весть о начале войны кардинально повлияла на воспитанников корпуса, кадеты подтянулись, стали серьезнее. В каждом классе появились карты, по которым кадеты следили за продвижением войск, делая отметки условными знаками, согласно получаемым сводкам. Из журналов узнавали они о бывших питомцах корпуса, в списках погибших были и хабаровские кадеты. Документы о героях-хабаровцах находятся в архиве при музее «Объединенных кадет российских кадетских корпусов» в Сан-Франциско. 73 кадета были награждены почетными боевыми наградами России, некоторые из них - посмертно. На полях сражений остались кадеты Михаил Глухов, Георгий Горохов, Валерий Голубев и многие другие. Кадет Игорь Рутилевский за героические действия в бою получил лично от императора Николая II солдатский Георгиевский крест 3-й степени с бантом, Михаил Бодиско, кадет 1907 г. выпуска, приказом Главнокомандующего русской армии за мужество и храбрость награжден орденом Св. Георгия Победоносца 4-й степени. Выпускники Хабаровского кадетского корпуса на полях сражений Первой мировой войны показали высокий уровень профессиональной подготовки, отменную храбрость и мужество.

Февральскую революцию 1917 г. и педагоги, и воспитанники корпуса встретили с восторгом. Все стали республиканцами. А вот октябрьский переворот не приняли. Слишком чудовищными были нарушения демократических прав и свобод, только что полученных россиянами. В этом кадеты были единодушны с большинством дальневосточников. 16 марта 1918 г. приказом по войскам Приамурского военного округа корпус был расформирован. Кадеты, имевшие родителей, были отправлены по домам, тех, у кого не было родителей, разместили в Хабаровском городском приюте на Красной речке. Оставшихся сирот разобрали многие жители города, даже зная, что этим могут вызвать на себя гонения новой власти.

В начале сентября 1918 г. выборный атаман Уссурийского казачьего войска И.П. Калмыков занял Хабаровск. По приказанию атамана кадетский корпус был восстановлен.

Кадеты с радостью возвращались в свой родной корпус. Удалось собрать имущество, книги, учебники.

В октябре 1918 г. при корпусе было сформировано военное училище имени атамана Калмыкова. Большая часть зданий была занята японцами, поэтому кадетам пришлось размещаться в тесноте. 1918-1919 гг. прошли в сложных условиях, когда хозяйственные вопросы наталкивались на полное отсутствие средств. Питание было скудное, запасов белья и обмундирования не было.

В 1920 г. обстановка стала более накаленной, кадеты старших классов ушли в отряд И.П. Калмыкова, который объявил войну большевикам в Хабаровске. В январе 1920 г. кадеты вместе с войском атамана перебрались в Китай... В феврале здание корпуса было занято партизанами. Был издан приказ о расформировании корпуса.

В октябре-ноябре 1920 г. Хабаровский кадетский корпус был перевезен со служащими и сохранившимся имуществом в 32-х вагонах во Владивосток, где соединился с Владивостокской школой на Русском острове. Не имея никаких средств, не получая поддержки от ведомств, возглавляемых большевиками, страдая от недостатка топлива и продовольствия, руководство корпуса продолжало вести занятия.

В конце октября 1922 г. японские войска покинули Владивосток, и Хабаровский кадетский корпус в полном составе - с педагогами, кадетами, библиотекой - ушел в эмиграцию на кораблях эскадры адмирала Старка. Всего покинуло Владивосток 700 кадет. Старая военная яхта «Лейтенант Дадымов» при переходе из корейского порта Гензан в китайский Шанхай во время тайфуна затонула в 100 милях от Шанхая, и с ней пошли на дно команда и 36 кадет, бывших на ней пассажирами. В Шанхае, где остановился корпус, кадеты прослушали полный курс учебных дисциплин и были выпущены с первым офицерским чином русской армии. Часть бывших хабаровских кадет в дальнейшем служила офицерами в югославской армии.

На основе проведенного анализа архивных документов и исследований, представляется возможным сформулировать следующие выводы, позволяющие оценить процесс становления личности офицера в Хабаровском кадетском корпусе: уровень образования и воспитания будущих офицеров был достаточно высок, особое значение уделялось формированию морально-нравственных качеств воспитанников. Это подтверждается фактами ревизий, посещения данного военно-учебного заведения представителями царской династии и иностранными чиновниками, а также заслугами выпускников корпуса, офицеров, показавших свою подготовку на полях сражений и в тяжелое время смены политического режима, которые остались верны своим принципам.


Библиографический список

1. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). - Ф. 783. - Оп. 1. - Д. 1.

2. Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетский корпус. - Хабаровск, 1903.

3. РГВИА. - Ф. 1483. - Оп. 1. - Д. 6.

4. Краснознаменный Дальневосточный... / под ред. Н.Е. Медведева. - Хабаровск, 2003.

5. Корнейчук, М. История Хабаровского имени графа Муравьева-Амурского кадетского корпуса / М. Корнейчук. - Хабаровск, 2002.

6. Приказы по войскам Приамурского военного округа. -  Хабаровск, 1900.

7. Греков, О.В. Краткий исторический очерк военноучебных заведений. 1700-1910 / О.В. Греков. - М., 1910.

8. Инструкция по воспитательной части. - Хабаровск, 1886.

9. Государственный архив Хабаровского края. - Ф. 1813.- Оп. 2. - Д. 1.