Источник не определен

В. А. Свиридов, В. А. Русиков

 

Cтановление и развитие системы подготовки преподавателей для военной школы Российской империи

 

В статье рассматриваются этапы становления и развития системы подготовки преподавателей для военно-учебных заведений Российской империи,

определяются хронологические рамки, приводятся конкретные формы и методы подготовки педагогов, указываются пути повышения их квалификации,

а также раскрываются проблемные вопросы формирования педагогического корпуса российской военной школы с XVIII и до начала ХХ в.

 

Анализ развития военного образования Российской империи позволил нам выделить четыре этапа формирования системы подготовки преподавателей для военно-учебных заведений России в период XVIII — начала XX в.

 

Первый этап (этап зарождения института подготовки преподавателей военных учебных заведений) начинается 14 января 1701 г. в день открытия в Москве Школы математических и навигацких наук (далее: Школа). Для нее, как и для других военных школ Петровской эпохи (адмиралтейских, цифирных, инженерных, артиллерийских), преподавательский состав специально не готовился. Поэтому Петр I был вынужден для преподавания в Школе пригласить иностранцев. Ими стали вызванные из Англии Генрих Фарварсон — профессор Абердинского университета, а также специалисты морского дела Стефан Гвин (Stephen Gwin) и Ричард Грейс (Richard Greis). «Андрей Данилович Фарварсон (Henri Fargwarson), или, как он сам подписывался по-русски “Фархварсон”, был хороший математик, астроном и знал морские науки». Вместе с Петром I он составил план учреждения Школы и стал первым ее директором.

«В Навигацкой школе класс каждого учителя составлял как бы отдельную, независимую от других школу; и преподаватели, не подчиняясь один другому, каждый сам по себе имели сношение с высшим начальством школы и наблюдали не только за ученьем, но и за поведением своих учеников». Учителя «кроме преподавания... рассматривали и одобряли книги к печатанию, и к ним относились со всеми учеными вопросами. Сам Царь следил за ними, разделял их труды, беседовал, как равный с равным; иному сам учился, а иногда давал им разные работы, требовавшие высших сведений. Так, например, в 1706 г. он писал из Воронежа, чтобы профессоры прислали ему трубы для наблюдения затмения солнца, вычислили бы время затмения и сделали рисунок, как оно будет видимо в Воронеже. Это нужно было царю для предупреждения публикациями суеверных толков народа.

Из Школы выходили моряки, инженеры, артиллеристы, гражданские чиновники, а также «учителя в другие новые школы», назначаемые в губернии для преподавания математики в школах при архиерейских домах и монастырях, а также в адмиралтейские и цифирные школы. Вместе с тем желающих добровольно учиться в Школе было мало. Иностранцы-учителя пришлись ученикам не по вкусу. Из-за слабого знания ими русского языка их преподавание было трудно воспринимаемым. Они не понимали менталитета обучаемых. Поэтому, как свидетельствуют историки, один из иностранных учителей - Ричард Грейс - при выходе из школы был убит неизвестным лицом, а «Фарварсону угрожала та же участь неоднократно».

Наряду с иностранными преподавателями учителем в Школе состоял известный русский ученый Леонтий Филиппович Магнитский. Это был человек умный, сведущий в науках, знавший несколько иностранных языков и издавший в Москве в 1703 г. первую русскую «Арифметику» с арабскими цифрами. Петр I любил с ним беседовать, был к нему милостив: награждал его деревнями, построил ему дом в Москве. За глубокие познания он называл Леонтия «магнитом» и приказал ему писаться «Магнитским». С 1732 г. Л. Ф. Магнитский помимо своей учительской должности стал исполнять еще и должность комиссарскую. В октябре 1739 г. он умер и был похоронен в Москве в церкви Гребенской Божьей Матери.

После 1715 г. Школа утратила свою самостоятельность. До 1752 г. она оставалась Московской подготовительной школой Санкт-Петербургской морской академии,куда для преподавания были переведены из Москвы Г.Фарварсон и С. Гвин.

На новом месте Г. Фарварсон быстро заслужил особое уважение учеников и начальников. Он постоянно следил за науками, которые входили в круг его занятий, выписывал из-за границы все вновь выходящие книги по математике и мореплаванию. Кроме преподавания Г. Фарварсон написал на латинском языке ряд сочинений, «цензировал морские книги и одобрял их к печатанию. просматривал и исправлял переводы с иностранных языков». Он же экзаменовал гардемарин-иностранцев, поступающих в штурмана и т.п.. «Он вполне оправдал выбор Петра I, образовав для Русского флота несколько поколений Русских моряков, и приготовлением прекрасных учителей положил прочное основание для будущего». Умер Г. Фарварсон в декабре 1739 г. и в Морском ведомстве ему долго не могли найти замены.

С открытием в 1732 г. Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в его стенах предпринимается попытка подготовки преподавательского состава из детей мещан, его окончивших.

Участие иностранцев и мещан в педагогической деятельности военно-учебных заведений создало основы психолого-педагогического конфликта между учениками и учителями, т. к. дворянских детей учили представители другого сословия и другого мировоззрения. Требовался выход из этой ситуации, но после смерти Петра I в 30—40-е гг. XVIII в. негативные тенденции в подготовке Русской армии взяли верх над прогрессивными взглядами. Уставы и инструкции, составленные А. И. Остерманом, Б. К. Минихом, Э. И. Бироном, изменили отношение к преподавателям военно-учебных заведений. Учителя «считались наравне с ремесленниками, и название “мастера” и “подмастерья” как нельзя лучше характеризовало печальное положение их в обществе».

Дальнейшее развитие российской военной школы, напротив, требовало изменения подходов к преподавательскому корпусу. Уже было недостаточно строить обучение «по навыку», исходя из пожеланий начальников или знаний педагогов. Поэтому особо значительной следует считать в этот период деятельность известных военных педагогов, таких как И. И. Бецкой, П. И. Мелиссино, Ф. Е. Ангальт, М. И. Кутузов, определивших направления педагогических усилий преподавателей военно-учебных заведений на ближайшую перспективу.

Иван Иванович Бецкой в 1766 г. в своем Уставе Сухопутного шляхетского кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества подробно изложил содержание и цель военного обучения. В данном документе впервые выделялись сразу две основные цели обучения: образовательная и воспитательная. И. И. Бецкой добивался, чтобы все воспитатели и учителя «не только в науках были искусны, но и юношеству бы во всем примером служить могли» [11. С. 26]. В военном образовании он занимался вопросами умственного развития, считая это основой подготовки будущих офицеров.

Генерал-майор Петр Иванович Мелиссино после назначения в 1783 г. директором Артиллерийского и Инженерного шляхетного кадетского корпуса в представленном императрице Екатерине II проекте о преобразовании корпуса выработал ряд требований к преподавателям.

Во-первых, они должны быть, по его мнению, профессионалами, имея «совершенное сведение о порядке учения».

Во-вторых, окончательное решение об их назначении следует делать лишь после проведенного испытания. «Учителя, хотя и имеющие сведения о нормальных школах, будут при вступлении в Корпус обязаны договором, чтобы они позволили себя через 6 месяцев испытывать в их новой должности».

В-третьих, для преподавания следует «выбирать учителей, не имеющих смешных или неприличных привычек... чтобы тем не унизить важности учительской и не подать... случая презирать и самое учение».

В корпусе П. И. Мелиссино стремился наладить междисциплинарное взаимодействие, чтобы преподаватели, «обучая в разных классах науки, имеющие между собою некоторое сношение, одну с другою не смешивали». От учителей он требовал «сделать более успешным преподавание общеобразовательных наук, способствуя тем самым успешному окончанию специального курса большим количеством воспитанников». П. И. Мелиссино с твердой уверенностью считал, что «достижение оного зависит... от выбора учителей...». Для повышения авторитета преподавателей он ввел «одобрительные аттестации от всех своих учителей» как важнейшую характеристику любого ученика, и пытался добиться для преподавателей достойной оплаты труда, т. к. только «за приличное их трудам жалованье» они смогут «с успехом употребить способности своего разума к воспитанию тех, которые вверяются их попечению».

Вследствие организации грамотной кадровой политики по отношению к учителям корпус при нем имел полный штат высококвалифицированных по тому времени преподавателей. «Преподаватели корпуса, — по свидетельству одного из выпускников генерала В. Ф. Вохина, — были люди почтенные, знающие свой предмет и с любовью передающие его своим ученикам».

Федор Евстафьевич (Фридрих Август) Ангальт, директор Шляхетского сухопутного кадетского корпуса в 1786—1794 гг., реализуя заботы Петра I об умственном развитии учеников посредством приобщения их к «удовольствиям просвещенного общества» собрал в корпусе лучших представителей театра и других искусств. Так, помощником директора состоял драматург В. А. Озеров, словесность кадетам преподавал драматург Я. Б. Княжнин, декламации учил известный актер П. А. Плавильщиков. Не случайно именно в этот период императрица Екатерина II назвала корпус «рассадником великих людей».

Ф. Е. Ангальт говорил, что наставник должен «представлять себя терпению, а в руки воспитанников передавать цветы». При нем в корпусе существовал культ просвещения, тесного взаимодействия офицеров, воспитателей и учителей с кадетами вне учебных занятий.

Еще один руководитель Шляхетского сухопутного кадетского корпуса — Михаил Илларионович Кутузов, в отличие от И. И. Бецкого и Ф. Е. Ангальта, в своей деятельности активно использовал метод принуждения. Не ослабляя внимания к изучению основ наук и общей подготовки кадет, он направил учебный процесс в сторону воинской специализации. Преподавание военных дисциплин при нем приобрело ярко выраженную практическую направленность, а преподаватель стал центральной фигурой в процессе обучения и воспитания.

 

С появлением в 1805 г. Плана военного воспитания и Совета о военных училищах, который в 1830 г. был преобразован в Совет о военно-учебных заведениях, начинается второй этап (этап становления системы подготовки преподавателей как отдельного направления в деятельности военного ведомства). Продлился этот этап вплоть до 1863 г. Его знаковыми событиями стали:

а) открытие 8 декабря 1832 г. Императорской военной академии, положившей начало становлению в России системы высшего образования офицеров;

б) утверждение в 1848 г. императором Николаем I «Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений», где были сформулированы основные принципиальные подходы к подготовке военных кадров. «Приказом Его Высочества тогда же предписано: ведя отныне на основании сего Наставления все учение, соображать: преподавателям — как учить, инспекторам классов — чего от преподавателей требовать»;

в) создание Непременного совета о военно-учебных заведениях. До его учреждения каждое военно-учебное заведение устраивало свою систему обучения, исходя из личных качеств и педагогических способностей своих директоров. Теперь же Совет стал диктовать свои условия всем военно-учебным заведениям.

4 октября 1830 г. под названием «Устав военной академии» выходит положение о военной академии, где устанавливаются обязанности профессорского состава. Профессор с этого времени был обязан:

во-первых, преподавать курсы наук лучшим и понятнейшим образом, соединяя теорию с практикой там, где это возможно;

во-вторых, преподавать наставления, пополняя курсы открытиями, учиненными в других странах Европы;

в-третьих, присутствовать при всех испытаниях офицеров, как поступающих в военную академию, так и находящихся в ней;

в-четвертых, рассматривать сочинения офицеров практического отделения;

в-пятых, руководить адъюнктами и помощниками по общим правилам, принятым в высших учебных заведениях.

После Устава военной академии утверждается Устав для военно-учебных заведений второго класса, а в 1843 г. — Положение об управлении военно-учебных заведений. Эти законодательные инициативы подкреплялись активной деятельностью по формированию и развитию сети военно-учебных заведений и созданием предпосылок для целенаправленной подготовки преподавательского состава для российской военной школы. Количество преподавателей в военно-учебных заведениях в период с 1825 по 1850 г. выросло с 262 до 746 человек. Менялось и качество преподавательского состава.

Сферы деятельности преподавателей расширяются. Их начинают активно привлекать к работе во внеучебное время. Например, под их руководством кадеты и юнкера в период своих каникул стали совершать образовательные экскурсии по России и загранице. Преподаватели участвуют в работе по изданию учебной литературы. Так, после образования в 1845 г. Воронежского великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса инспектор классов полковник В. А. Половцев, ввиду отсутствия у кадет учебников, предложил преподавателям составить по своим предметам записки, которые литографировались в корпусной литографии и раздавались воспитанникам.

В число преподавателей в этот период отбираются лучшие выпускники кадетских корпусов и педагогических институтов при университетах. Для пополнения учителей в 1827 г. предлагается учредить при Санкт-Петербургском батальоне военных кантонистов Военно-учительский институт в составе одной роты численностью 60 человек. Удостоенных выпуска в учителя полагали производить в прапорщики, после чего они в течение 2 лет совершенствовались бы в преподавании своих предметов при институте. С приобретением педагогических навыков их должны были направлять в военно-учебные заведения, где они обязаны были прослужить 15 лет в звании учителя. Проект положения о Военно-учительском институте хотя и был высочайше утвержден, но приведение его в исполнение сначала было приостановлено, а впоследствии и окончательно отменено.

Одновременно с этим предпринимаются меры по повышению престижа педагогического труда в военно-учебных заведениях.

Во-первых, 27 мая 1836 г. утверждается Положение о службе в учебной части при военно-учебных заведениях сухопутного ведомства. В положении устанавливался порядок увольнения и определения преимуществ за службу в военно-учебных заведениях.

Во-вторых, происходит дальнейшая дифференциация в штатном расписании преподавательского состава и в оплате их труда. В 1836 г. вводится новая должность «наставник-наблюдатель», которую получал один из старших преподавателей.

В-третьих, стимулируется научный рост преподавателей. Об этом, в частности, свидетельствуют Правила об избрании академиков, утвержденные 12 марта 1843 г.

По этим правилам академиком мог стать не только крупнейший ученый, но и тот, кто проявил себя на педагогическом поприще, решая актуальные задачи конкретного военно-учебного заведения. В-четвертых, с 1839 г. всем военным чинам, состоявшим на службе в военно-учебном ведомстве, вводится как льгота право через 5 лет службы в этом ведомстве получать полуторное жалованье, а через 10 лет — двойное.

 

Третий этап (этап создания системы подготовки преподавателей для военно-учебных заведений) ознаменовался разработкой единых подходов к подготовке преподавателей. Начало этапа связано с созданием в 1863 г. нового органа управления военной школой — Главного управления военно-учебными заведениями (ГУВУЗ), включавшего Педагогический комитет и Педагогический музей.

Педагогический музей изначально занимался подготовкой преподавателей и повышением их квалификации.

Приведением к единству методов преподавания и испытанием преподавателей по установленным для этого уставам занимался Педагогический комитет. По образцу и подобию Педагогического комитета создавались педагогические комитеты военно-учебных заведений, ведавшие в том числе подготовкой преподавателей на местах.

В 1864 г. учреждается печатный орган ГУВУЗа — «Педагогический сборник», на страницах которого широко освещались вопросы военно-педагогической деятельности. В структурном отношении он состоял из трех частей:

1) официальной части, в которую помещались вновь выходящие постановления и распоряжения по ведомству военно-учебных заведений;

2) неофициальной части — статьей по вопросам теории и практики обучения и воспитания, истории военно-учебных заведений в Российской империи, а также сведений о системе обучения военному делу в иностранных государствах; особое место отводилось библиографии;

3) приложения, в котором помещались оригинальные материалы, посвященные опыту педагогической деятельности наиболее известных военных педагогов.

Под непосредственным руководством ГУВУЗа во второй половине XIX в. в Российской империи сложилась стройная система военного образования, обеспечивавшая подготовку офицерских кадров, способных выполнять поставленные перед ними задачи по защите Отечества. Она включала в себя военно-учебные заведения:

во-первых, выполнявшие подготовительные функции (младшие классы Пажеского кадетского корпуса, военные гимназии и прогимназии (с 1863 по 1882 г.), кадетские корпуса и военные школы (после 1882 г.));

во-вторых, осуществлявшие непосредственную подготовку офицерских кадров (старшие классы Пажеского кадетского корпуса, военные училища, юнкерские училища (до 1911 г.));

в-третьих, занимавшиеся повышением квалификации офицеров (Академия Генерального штаба, военные академии, офицерские школы).

Профессора и преподаватели военных академий А. Н. Квист, Ц. И. Кюи, Д. И. Менделеев, С. И. Мосин, В. И. Федоров, Д. К. Чернов, А. А. Петровский, А. С. Попов и др. прославили российскую военную школу в этот период выдающимися открытиями, получившими мировое признание.

Авторитет преподавателей рос, а вместе с этим совершенствовался и порядок формирования педагогических кадров военной школы, пополнявшийся:

во-первых, за счет лиц, преподающих в высших и средних учебных заведениях гражданского профиля. К преподаванию они допускались после испытаний, а в должность преподавателя вступали с испытательным сроком. После успешного годичного испытания его учеников преподавателя представляли к утверждению в должности. Представление на него и его отчет отправлялись в ГУВУЗ, где принималось окончательное решение о предназначении самого преподавателя;

во-вторых, за счет выпускников военно-учебных заведений, подготовленных для преподавательской деятельности. Например, в высших военно-учебных заведениях преподавателей стали готовить также и из числа репетиторов. Репетитором являлся офицер, проявивший себя в учебно-воспитательном процессе этого заведения и готовящийся занять в нем должность преподавателя;

в-третьих, за счет подготовки военным ведомством преподавателей в специальных учебных заведениях и из числа специально отобранных офицеров, имевших опыт службы в войсках.

Для дальнейшего повышения педагогической квалификации преподавателей организуется их стажировка в войсках, поощряются педагогическое творчество, подготовка ими научных сообщений и трудов. Преподаватели привлекаются к участию в инспекторских проверках других военных вузов, для них организуются командировки для изучения передового отечественного и зарубежного военно-педагогического опыта. Например, если военный преподаватель бывал за границей, даже в отпуске, он обязан был посетить одно из военных учебных заведений, а по возвращении представить подробный отчет, который впоследствии мог быть напечатан за вознаграждение от ГУВУЗа.

Все это в полной мере оказало содействие изданию майором А. В. Андреяновым в 1879 г. пособия «Военно-педагогический курс», оказавшего большую помощь в деле совершенствования педагогической и методической подготовки как преподавателей, так и будущих офицеров.

Вместе с тем во второй половине XIX в. многие офицеры особого интереса к службе в военной школе не проявляли. Постепенно снижалась и профессиональная подготовка педагогического состава военно-учебных заведений, что привело к упадку уровня учебного процесса в них. К этому времени стали меняться и мотивы, толкавшие офицеров на педагогический род деятельности. Так, в «Педагогическом сборнике» один из офицеров-воспитателей указывал, что в воспитатели офицеры шли иногда потому, что при этом они получали «возможность воспитывать детей при себе и вообще обеспечить им образование; сокращенный срок выслуги пенсии (не 35, а 25 лет) и, наконец, самое важное — ускоренное производство в чине до подполковника включительно. Что же касается до мотива, коренящегося в призвании “быть воспитателем”, то что бы ни говорили, а этот мотив являлся в виде исключения».

Однако военная школа в то время нуждалась в преподавателях, знающих как особенности военной службы, так и основы педагогики. Остро встает вопрос о необходимости подготовки военных педагогов в специальных военно-учебных заведениях, что было вызвано спецификой обучения будущих офицеров, особенно в военных гимназиях и прогимназиях. Поэтому Приказом Главного начальника военно-учебных заведений от 25 февраля 1865 г. № 8 было объявлено о высочайшем утверждении Положения о приготовлении учителей для военных гимназий и учреждении при 2-ой Петербургской военной гимназии в виде опыта на три года педагогических курсов.

На курсы в первую очередь принимались молодые люди как военные, так и гражданские, окончившие высшие учебные заведения. На оставшиеся вакансии допускались: строевые обер-офицеры, прослужившие в строю не менее двух лет; офицеры и чиновники, состоящие на административных должностях военного ведомства; офицеры-воспитатели военно-учебных заведений, в том числе окончившие воспитательные курсы. Двухгодичный курс обучения включал общепедагогическую и специальную учительскую подготовку. Каждый из обучающихся готовился к преподаванию в младших классах военных гимназий по двум предметам, в числе которых русский язык был обязательным. В тех случаях, когда общенаучная подготовка будущих преподавателей оказывалась низкой, им назначались дополнительные занятия, включавшие главным образом самостоятельное изучение литературы и научные беседы с руководителями-профессорами.

Успешная опытная деятельность педагогических курсов способствовала открытию 19 апреля 1869 г. учительской семинарии для подготовки учителей военных прогимназий. Руководивший учительской семинарией в 1870—1877 гг. генерал А. Н. Макаров привлекал к работе виднейших педагогов того времени: К. Д. Ушинского, К. К. Сент-Илера и др. Каждый преподаватель, кроме преподавания воспитанникам семинарии, обязан был еще и руководить ими на практических занятиях по тем предметам, которые преподавал.

К сожалению, в связи с преобразованием в 1882 г. военных гимназий в кадетские корпуса было принято решение о закрытии педагогических курсов и учительской семинарии.

 

Четвертый этап (этап дальнейшего развития и совершенствования института подготовки преподавателей для военно-учебных заведений) длился с 1894 по 1917 г. К этому времени в России насчитывалось около 60 военно-учебных заведений. Профессорами в них в это время были такие выдающиеся ученые, как Д. И. Менделеев, М. И. Драгомиров, С. П. Боткин, А. Д. Бутовский, А. А. Бильдеринг, А. П. Скугаревский, Н. П. Михневич и др.

С выходом Положения о военных училищах 1894 г. были выработаны требования к преподавателям различных типов военно-учебных заведений. Они должны были читать лекции, являясь штатными (при наличии 12 лекций в неделю) и приватными. Законом их количество не определялось. Педагоги из числа офицеров получили возможность преподавать не только военные и физико-математические дисциплины, но и все остальные. Для преподавания тактики, военной истории, администрации и топографии и других, чисто военных дисциплин стали активнее привлекаться офицеры Генерального штаба.

В этот период в отношении преподавателей стали активнее применяться методы морального и материального стимулирования. Так, начиная с 1898 г. один раз в три года Педагогический музей за выдающиеся педагогические труды стал присуждать денежные премии и медаль имени К. Д. Ушинского (на проценты от капитала, переданного музею его сыном и дочерью).

С 1903 г. при Педагогическом музее начинаются занятия с кандидатами на учительские должности в кадетских корпусах. Число кандидатов, ежегодно принимаемых на обучение, было установлено в 12 человек. Как правило, каждый кандидат готовился по одной из выбранных дисциплин, изучаемых в корпусах. Курс обучения длился два года. Делился он на общепедагогическую и специально-учительскую подготовку. Оба вида обучения заканчивались экзаменами и пробными уроками. «Занятия со слушателями курсов проводили преподаватели санкт-петербургских кадетских корпусов, обладающие большим педагогическим опытом и известные основательным знанием предмета. К кандидатам в преподаватели предъявлялись жесткие требования. Не способные к учительской деятельности, замеченные в недостойном поведении, и не желающие продолжать обучение немедленно отчислялись с возвратом денежного содержания за время обучения».

С 1907 по 1913 г. возрождаются и организуются отделы Педагогического музея как собрания преподавателей для разработки теоретических и практических вопросов учебной деятельности, особенно в средней военной школе.

Совершенствовались в этот период и формы повышения квалификации преподавателей. Особое значение отводилось взаимному посещению учебных занятий. Еженедельно планировался день проведения открытых показных занятий, куда приглашались все свободные от занятий преподаватели. Важным фактором повышения квалификации преподавателей стало проведение научно-методических и научно-практических конференций.

Следует отметить, что по законам того времени военные преподаватели имели право проводить занятия в нескольких военно-учебных заведениях одного гарнизона. В одном вузе они считались штатными преподавателями, в других — либо прикомандированными для чтения курса, либо приглашенными для проведения отдельных занятий. Деятельность в различных вузах развивала их методическое мастерство, способствовала совершенствованию содержания и методики преподавания, помогала распространению педагогического опыта.

По инициативе Педагогического музея для популяризации военно-педагогического труда и повышения роли преподавательского состава, а также для организации обмена опытом преподавания в декабре 1903 г. был проведен Первый съезд преподавателей русского языка, где, наряду с другими вопросами, обсуждались проблемы подготовки преподавателей русской словесности для военной школы. В 1906 и 1909 г. прошли съезды по вопросам педагогической психологии, а в 1910 и 1913 г. — съезды по вопросам экспериментальной педагогики. В 1913 г. состоялся Первый Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии.

 

Таким образом, изучение опыта подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений в России с XVIII в. и до 1917 г. позволяет сделать выводы, которые можно применить и к современной военной школе.

Во-первых, офицеры из войск, изъявившие желание преподавать и доказавшие на практике это право, должны получить возможность, например, прослужив пять лет в войсках, после успешной сдачи ими экзамена по дисциплине, избранной для преподавания, и чтения пробной лекции перед ученым советом вуза стать преподавателями избранной дисциплины.

Во-вторых, преподавателей военно-учебных заведений следует начинать готовить, как того требует Руководство по организации работы Высшего военно-учебного заведения МО РФ, из числа курсантов, проявивших склонность к педагогической деятельности в период работы в военно-научном обществе (ВНО). Для этого ежегодно на конкурсной основе при каждой кафедре следует создавать резерв преподавательского состава из 3—5 курсантов. После их распределения в войска кафедра в течение, например, пяти лет отслеживает служебное становление своих «резервистов». Тех из них, кто за этот период получит должность в батальонном звене, проявит успехи в педагогической деятельности, кафедра приглашает для конкурсного отбора на преподавательскую деятельность. Кандидат должен быть готов к тому, что после отбора он может стать преподавателем любого военно-учебного заведения, где есть вакансия.

В-третьих, следует активнее приглашать для преподавания в военно-учебных заведениях известных ученых и педагогов, создавая им самые благоприятные условия. Для преподавателей, отобранных в военно-учебное заведение, необходимо устанавливать испытательные сроки. Например, в течение года они преподают избранную дисциплину. Затем по результатам проверки знаний обучаемых и их педагогического мастерства (открытое показное занятие) принимать окончательное решение об их дальнейшей судьбе.

При этом следует подчеркнуть, что сегодня, относясь к достижениям современного педагогического опыта как к достоинствам отечественного образования, государство и общество не на словах, а на деле обязаны проявлять заботу о прошлой, настоящей и будущей российской воинской славе, о воспитании достойных граждан и патриотов нашего Отечества.


Литература

Алехин, И. А. Подготовка педагогических кадров для военно-учебных заведений России: исторический опыт и современность / И. А. Алехин // Военная мысль. — 2004. — № 9.

Большой энциклопедический словарь / под общ. ред. А. М. Прохорова. — 2-е изд., пе- рераб. и доп. — М. : Большая рос. энцикл., 1998.

Историческое обозрение 2-го Кадетского Корпуса. — СПб., 1862.

Каменев, А. И. История подготовки офицерских кадров в России : учеб. пособие / А. И. Каменев — М. : ВПА, 1990.

Коровин, В. М. Подготовка педагогов для военно-учебных заведений Российской империи / В. М. Коровин, В. А. Свиридов // Высшее образование в России. — 2001. — № 2.

Коровин, В. М. Подготовка офицерских кадров в России : Традиции и современность : монография / В. М. Коровин, В. И. Подлужный, В. А. Свиридов. — Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004.

Коровин, В. М. Подготовка преподавателей российских военно-учебных заведений / В. М. Коровин, В. А. Свиридов // Педагогика. — 2004. — № 1

Краткий очерк о положении и ходе военно-учебных заведений в двадцатипятилетнее царствование государя императора. Напечатано по высочайшему повелению. — СПб., 1850.

Очерк истории морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет / сост. Ф. Веселаго. — СПб., 1852.

Педагогический сборник. — 1903. — № 7.

Полянин, А. Р. Гуманитаризация военного образования в России : исторический опыт : монография / А. Р. Полянин, В. А. Свиридов. — Воронеж : ВАИУ, 2009.

Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России : (Сухопутного ведомства) : в4 т. /сост. Н. Мельницкой. — СПб., 1857. —Т. 3,ч.3.

Свиридов, В. А. Организация гуманитарной подготовки офицеров в кадетских корпусах России во второй половине XIX — начале ХХ века / В. А. Свиридов, А. Р. Полянин // Мир образования — образование в мире. — 2008. — № 4

Столетие Военного министерства: 1802—1902 / сост. П. В. Петров ; гл. ред. Д. А. Ска- лон. — СПб. : Тип. т-ва М. О. Вольф, 1902. — Т. 10, ч. 1 : Главное управление военно-учебных заведений: исторический очерк.

Теория и практика воспитания военнослужащих : учеб. пособие / под общ. ред. Н. И. Резника. — М. :12ЦТМОРФ, 2005.

Устав военной академии. — СПб. : Военная типография, 1832.