А. М. Игнатьев ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У КАДЕТОВ
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время актуальными являются вопросы, связанные с формированием у подрастающего поколения ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Интерес к ним определяется первостепенной важностью сохранения здоровья молодых людей, которое сегодня можно определить как критическое. Анализ результатов профилактических осмотров детей, проведенных в Чувашской Республике в 2010 г., свидетельствует о стабильной частоте отклонений в состоянии их здоровья [4]. Объективную причину роста количества заболеваний, ухудшения состояния здоровья школьников ряд ученых усматривает в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа [3], [5], [6]. Эта проблема приобретает особую актуальность в кадетских школах и классах. В настоящее время в Чувашской Республике функционирует одна кадетская школа (МОУ «Кадетская школа им. Героя Советского Союза А. В. Кочетова» в г. Чебоксары, где обучаются 195 учащихся). Всего в республике 34 кадетских класса с общей численностью 735 человек. Одной из основных целей кадетского образования является подготовка несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. В этой связи представляется весьма актуальным создание модели формирования у кадетов ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и определение педагогических условий ее успешной реализации. Формирование у подростков ценностных ориентаций на здоровый образ жизни во многом зависит от содержания физкультурно-спортивной работы с ними. Многие ученые считают, что учащимся необходимо предоставить, исходя из их интересов и способностей, возможность выбора содержания занятий физической культурой и спортом как в урочное, так и во внеурочное время [1], [2]. Целью данного исследования является теоретическая разработка и экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у кадетов в процессе внеклассной работы. Материал и методика исследований. Анкетирование проводилось с учащимися кадетской школы МОУ «Кадетская школа им. Героя Советского Союза А. В. Кочетова» г. Чебоксары (экспериментальная группа – ЭГ) и кадетского класса МОУ «СОШ № 2» г. Цивильска (контрольная группа – КГ). Все вопросы анкеты были сформулированы на основе материала, который дети проходят по программам ОБЖи физической культуры в школе. Результаты исследований и их обсуждение. Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у кадетов в процессе внеклассной работы будет более эффективным, если применять следующие педагогические условия: – формирование у кадетов адекватных представлений о здоровом образе жизни; – систематическое отслеживание развития физических качеств, функциональных возможностей организма обучающихся с целью выявления объективных изменений в состоянии их здоровья; – наличие профессионально подготовленных педагогов, обладающих знаниями (естественно-научными и психолого-педагогическими) о здоровье, здоровом образе жизни, а также владеющих технологиями педагогических исследований; – создание комплексной социально-педагогической и медицинской службы школы с разработанным положением о ее деятельности; – создание здоровьесберегающего пространства в школе; – использование в формировании у кадетов ценностных ориентаций на здоровый образ жизни нетрадиционных средств, форм и методов, в частности средств туризма, во внеурочное время. На наш взгляд, формирование ценностных ориентаций у кадетов нужно начать с выявления степени ее сформированности. Анкета, разработанная нами, позволила выявить у подростков их первоначальный уровень представления о здоровом образе жизни и наличие у них практических навыков ведения здорового образа жизни. Анализ анкетирования школьников показал следующее. На первый вопрос анкеты «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой в школе и внешкольным спортивным секциям?» положительно ответила большая часть респондентов как в экспериментальной, так и в контрольной группах (ЭГ – 55,0 %; КГ – 58,0 %). Но, к сожалению, к занятиям физической культурой в школе и внешкольным спортивным секциям значительная часть подростков относится или безразлично, или отрицательно (в ЭГ: 28,0 % –безразлично, 17,0 % – отрицательно; в КГ: 32,0 % – безразлично, 10,0 % – отрицательно). Анализ причин, из-за которых подростки не занимаются какими-либо формами физкультурных занятий, показал, что часть респондентов не определилась в своих потребностях. Пассивное отношение к занятиям физической культурой можно объяснить недостаточной заинтересованностью школьников, отсутствием сформированной мотивационной ориентации. На вопрос анкеты «Кто Вам советует заниматься физической культурой и спортом?» около 12,0 % респондентов экспериментальной группы ответили, что советуют родители, а в контрольной группе занимающихся физической культурой и спортом по совету родителей было 20,0 %; по совету друзей в ЭГ – 38,0 %, в КГ – 31,0 %; по совету преподавателя физической культуры в ЭГ – 12,0 %, в КГ – 15,0 %; самостоятельно – 34,0 и 35,0 % соответственно. Вопрос «Как часто Вы посещаете в качестве зрителя спортивные соревнования на стадионах, во дворцах спорта и т. д.?» вызвал довольно неоднозначную реакцию. У школьников наблюдается заинтересованность в посещении таких соревнований (43,0 % – в ЭГ и 48,0 % – в КГ посещают стадионы и дворцы спорта 1–2 раза в месяц), что, в свою очередь, стимулирует учащихся к занятиям различными видами спорта, но все же больше половины опрошенных посещают стадионы нерегулярно или вообще их не посещают (ЭГ – 28,,0 % и 29,0 %; КГ – 35,0 % и 17,0 %). Вопрос «Какой туризм для Вас более интересный?» позволил нам узнать об образовательном и оздоровительном значении школьного туризма. Ответы подростков показали, что больше половины респондентов акцент делают на физкультурно-оздоровительном туризме (ЭГ – 58,0 % и КГ – 65,0 %), хотя часть подростков (ЭГ – 42,0 % и КГ – 35,0 %) за счет туризма хотят повысить свой образовательный уровень. На вопрос «Оцени свое здоровье по 10-балльной шкале» были получены следующие ответы: оценили свое здоровье на 8 баллов большая часть респондентов (ЭГ – 43,0 % и КГ – 48,0 %), 17,0 % подростков ЭГ и 13,0 % – КГ оценили свое здоровье на 9 баллов, и только 19,0 % учащихся ЭГ и 20,0 % учащихся КГ – на 10 баллов. Остальные респонденты оценили свое здоровье ниже 8 баллов. Работа над шестым вопросом анкеты дала возможность школьникам определиться с тем, что они вкладывают в понятие «вести здоровый образ жизни». Из всего многообразия ответов мы выделили лидеров по количеству упоминаний. Итак, более 40,0 % респондентов в ЭГ сочетают ведение здорового образа жизни с ежедневными занятиями физической культурой и спортом. Такое же мнение имеют 45,0 % подростков КГ. Подростки ЭГ (14,0 %) отдают предпочтение ответу «отсутствие вредных привычек», а в КГ ответивших так было 9,0 %. Часть респондентов думает, что вести здоровый образ жизни – это нормально питаться, не есть «вредную» пищу и следить за здоровьем (ЭГ – 15,0 % и 17,0 %; КГ – 17,0 % и 15,0 %). В общем, ответы подростков показали, что в формировании здорового образа жизни они делают большой акцент на занятия физической культурой и спортом, а также на отсутствие вредных привычек и на правильном питании, забывая про такие важные понятия, как «полноценный сон» и «прогулки на свежем воздухе». На вопрос «Сколько уроков физкультуры в неделю Вы хотели бы посещать?» 42,0 % опрошенных подростков ЭГ считают, что два урока в неделю вполне достаточны для поддержания здоровья; около 31,0 % респондентов полагают достаточным три урока aизической культуры в неделю, а 18,0 % выбирают четыре урока в неделю. Почти такие же ответы дали и в контрольной группе (38,0, 37,0 и 15,0 % соответствиенно). На вопрос «Что, по Вашему мнению, школа еще должна сделать для улучшения здоровья учеников?» были получены следующие ответы: 31,0 % опрошенных подростков ЭГ связывают улучшение здоровья учеников в школе с наличием отлично оборудованного спортивного зала, 25,0 % подростков предлагают организовать нормальное питание школьников, 23,0 % считают, что для улучшения здоровья необходимо организовать туристские экскурсии и походы на природу, 15,0 % думают, что в школе нужно чаще проводить различные спортивные соревнования. В КГ ответы подростков на этот вопрос разительно отличаются от ответов подростков экспериментальной группы. Только 11,0 % учащихся думают, что для улучшения здоровья нужен отлично оборудованный спортивный зал. На организацию здорового питания, туристских экскурсий и походов на природу указали по 32,0 % респондентов; больше проводить различные спортивные соревнования советовали 21,0 % учащихся. В своих ответах на вопрос «Какие классные, общешкольные мероприятия прошлых лет, проведенные по проблеме сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни, Вам запомнились?» более 35,0 % подростков ЭГ указали на общешкольные соревнования по различным видам спорта. В КГ такой ответ дала четверть опрошенных подростков. Большинство подростков отдают предпочтение общешкольным туристским слетам (ЭГ – 28,0 %; КГ – 38,0 %). На последний вопрос анкеты «Оцените по 10-балльной шкале соответствие Вашего образа жизни здоровому образу жизни» были получены такие ответы: подавляющее большинство учащихся как в ЭГ, так и КГ оценили свой образ жизни на 5 баллов (по 35,0 %). Только 2,0 % учащихся в ЭГ и 1,0 % в КГ считают, что они ведут здоровый образ жизни (10 баллов). На 9 баллов оценили свой образ жизни 17,0 % респондентов ЭГ и 23,0 % – КГ. На 8 баллах остановились 20,0 % подростков ЭГ и 32,0 % учащихся КГ.
Итак, результаты анкетирования показывают, что сегодня существует насущная потребность в формировании у подростков ценностных ориентаций на правильный образ жизни, в современных здоровьесберегающих технологиях и в помощи учителям в овладении данными технологиями, в развитии педагогики здоровья. С этой целью нами была разработана и апробирована модель по формированию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у кадетов, позволяющая вооружить их знаниями о здоровом образе жизни, развить у них интерес к сохранению своего здоровья, апробировать механизмы перевода знаний в устойчивую жизненную позицию. Разработанная модель состоит из четырех узловых компонентов-блоков: целевой, кадровый, организационно-содержательный, технологический. Целевой блок направлен на раскрытие учащимся понятия «здоровый образ жизни», на комплексное изучение их физического, психического и духовного здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Это является важным педагогическим условием формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Следующим компонентом в разработанной нами модели формирования у кадетов ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является кадровый блок. Он выполняет основные функции при создании образовательной и воспитательной системы. Важнейшими педагогическими условиями при этом являются: 1) наличие профессионально подготовленных педагогов, обладающих знаниями о здоровье, здоровом образе жизни и владеющих технологиями педагогических исследований; 2) создание в школе комплексной социально-педагогической и медицинской службы. Особое место в модели отводится организационно-содержательному блоку. В рамках этого блока предполагается создание здоровьесберегающего пространства в МОУ «Кадетская школа им. Героя Советского Союза А. В. Кочетова» как необходимого педагогического условия формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у воспитанников. Важным блоком в разработанной нами модели является технологический блок. В данном блоке как педагогические условия определены основные средства формирования у кадетов ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни. Наряду с традиционными средствами включены и нетрадиционные средства, формы и методы работы, в частности, средства туризма.
Резюме. Без изучения и знания ценностных ориентаций личности, тесно связанных с ее потребностями, трудно понять мотивы поведения и поступков. В своем исследовании мы попытались выявить не только ценностные предпочтения подростков-кадетов по отношению к здоровому образу жизни, но и разработать модель по формированию у них ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, позволяющую, на наш взгляд, вооружить кадетов знаниями о здоровом образе жизни, проявить у них интерес к сохранению своего здоровья, апробировать механизмы перевода знаний в устойчивую жизненную позицию в процессе физкультурно-спортивной работы во внеурочное время.
ЛИТЕРАТУРА 1. Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе /В. К. Бальсевич. – М. : Теория и практика физической культуры, 2006. – 111 с. 2. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. – М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174 с. 3. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю. В. Науменко // Педагогика. – 2005. – № 6. – С. 37–44. 4. Постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 17.06.2011 г. № 243 «О государственном докладе “О состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2010 году”». – 152 с. 5. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2003. – 270 с. 6. Степанова, М. И. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов / М. И. Степанова // Директор школы. – 2004. – № 4. – С. 87–91 *** ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары УДК 371.7
|