Воронежский государственный педагогический университет

 

Свеженцева Ю.И.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКИХ КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ СЕРЕДИНЫ XVIII  ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКОВ

В данной статье рассматриваются основные направления и формы физического воспитания будущих офицеров в кадетских корпусах России XVIII  первой половины XX веков.

 

Коренные преобразования, осуществляемые в современной России, ее Вооруженных силах и как следствие, в системе российских военных учебных заведений, вызывают все более пристальное внимание к историческому прошлому и страны и армии. Ведущую роль в русской армии всегда играл офицерский корпус, подготовке которого в дореволюционной России уделялось постоянное пристальное внимание. Кадетские корпуса дореволюционной России за годы своего существования накопили огромный педагогический опыт, использование которого может оказаться востребованным в современных условиях.

Как известно, кадетские корпуса ведут свое начало с 1653 года, когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа. Кадетами (от фр. cаdet  «младший», несовершеннолетний») называли за численных на военную службу молодых дворян до возведения их в первый офицерский чин. История первых кадетских корпусов в России начинается с подписания в 1731 году императрицей Анной Иоанновной Указа об учреждении «Корпуса Кадетов шляхетных Детей». К 1917 году в России действовало 29 кадетских корпусов (кроме Морского и Пажеского), общее число кадет к 1917 году превышало 10 тысяч. Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских заключалось в том, что юношей готовили не только к сугубо военной карьере как таковой, но и к государевой службе на гражданском поприще. К началу XIX века система кадетских корпусов приняла форму, максимально отвечающую российскому укладу жизни, потребностям государства и общества. В кадетских корпусах сформировалась своеобразная духовная атмосфера внутренней жизни, воспитывалось чувство товарищества и братства, долга и чести, благородства и верности своему Отечеству. В 1918 году в связи с ликвидацией императорской армии кадетские корпуса были закрыты, однако, за пределами России после революции в раздое время функционировало до пяти русских кадетских корпусов, продолживших славные традиции образования и воспитания российской военной элиты.

Главной целью физического воспитания кадет было сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование телесных сил воспитанников, чтобы сделать их способами к перенесению трудной военной жизни и принимать все меры к постепенному утверждению в них основных начал воинской дисциплины и нравственных качеств, необходимых будущему офицеру. Физическое воспитание кадет заключалось в разумном чередовании напряженной умственной работы с физическими упражнениями, использованием естественных сил природы, а также в строгом соблюдении гигиенических условий. Как следует из «Инструкции по воспитательной части», данная цель могла быть достигнута надлежащим устройством всей внутренней жизни и материальной обстановки корпусов, а также «заботливостью начальства о гигиенически-правильном содержании кадет, целесообразным упражнением их физических сил, тщательным уходом, со стороны воспитателей, за каждым из вверенных им воспитанников и постоянным надзором за всею их массой, регулярным медицинским наблюдением для возможного предупреждения заболеваний и, наконец, своевременным врачеванием заболевших».

Уже с первых шагов становления кадетского образования серьезное взимание обращалось на то, чтобы воспитанники постоянно вели жизнь деятельную, но простую и правильную, получали доброкачественную пищу, исправную удобную одежду, максимально много находились на свежем воздухе и всегда содержались в строгой опрятности. Еще в 1701 году в Московской школе математических и навигацких наук преподавалась «рапирная наука», а в 1732 году она вводится как обязательный предмет обучения в военном кадетском корпусе. И.И. Бецкой, ставший в 1765 году шефом Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, составил для него новый устав, где была расширена программа по обшеобразовательным предметам, однако наибольшие изменения коснулись физического воспитания. Ученный план в тот период предусматривал только преподавание «танцевания и фехтования», тем не менее, физическое развитие признавалось решающим в быту кадетского корпуса. В детском возрасте кадеты получали общее физическое воспитание согласно правилам, изложенным в «Наставлении о воспитании детей». Занятия танцами («курс танцевания») проходили через все классы. В двух первых классах в программу входили только классические и характерные: полонез, русский танец. В средних классах изучались новые танцы: полька, вальс, мазурка, где обращалось много внимания на развитие свободы движения, стройность и изящество осанки. Только в двух старших классах преподавались танцы в их салонном характере.

В возрасте от 15 до 18 лет главное внимание обращалось на верховую езду, вольтижировку и фехтование

Физические упражнения, называемые гимнастикой, были введены в кадетские корпуса в 1832 году по личной инициативе бывшего тогда главным начальником военно-учебных заведений великого князя Михаила Павловича. Это была шведская гимнастика, и старший наблюдатель за преподаванием во всех корпусах был швед. Упражнения, входящие в курс гимнастики кадетских корпусов, разделялись на упражнения без снарядов, упражнения с подвижными снарядами, упражнения на неподвижных снарядах и упражнения полевой гимнастики. Уроки гимнастики продолжительностью в 50 минут (в младших классах три, в старших  два раза в неделю) назначались между уроками по возможности на свежем воздухе, для чего в каждом корпусе, кроме гимнастических залов, имелись и спортивные городки.

Преподавание гимнастики и фехтования было поручено офицерам-воспитателям, а обучением танцами занимались профессиональные учителя. В помощь офицеру для руководства занятиями назначались лучшие гимнасты из кадет старших классов или специально подготовленные учителя из числа солдат, состоящих при корпусе. Уроки гимнастики начинались упражнениями без снарядов и заканчивались бегом и ходьбой: 10-15 минут упражнения без снарядов; 20-25 минут упражнения на гимнастических снарядах; последние 10-15 минут  бег и ходьба. В младших классах упражнения на неподвижных снарядах и бег были меньшей продолжительности, а оставшееся время заполнялось подвижными играми. Уже с 1772 г. по инициативе И. Бецкого в корпусе велось обучение «мячиковой игре», преподавателем которой был приглашен «профессор мячиковой игры господин Корбин-де-Плеси из Парижа». Обязанности его заключались в обучении «во всем том, что до мяченной игры принадлежит, т. е. мортировать игру, сделать мячики и рапиры». Когда урок проходил на воздухе, то периодически разрешалось весь урок посвящать играм. Зимой на таких уроках воспитанники обучались катанию на котках, ходьбе на лыжах, лепке снежных баб, катанию с гор и строительству снежных укреплений и т. п.

В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии. Переход к военным гимназиям способствовал улучшению общего образования и физического воспитания учащихся. В программах большое место было отведете играм, бегу, метаниям, прыжкам, экскурсиям, ручному труду, упражнениям для выработки правильной осанки и строевой подготовке. Хотя общее количество времене, отводимого на занятия гимнастикой, уменьшилось, качество этих занятий значительно повысилось.

В военных учебных заведениях осуществляли свою педагогическую деятельность выдающиеся русские ученые. Так, во 2-й военной гимназии в Петербурге работал П.Ф. Лесгафт. В 1875 г. он был приглашен для руководства работой по физическому воспитанию учащихся всех военных гимназий. Лесгафт разрабатывал программы, наблюдал за проведением занятий, готовил руководителей гимнастики.

Особый вклад в теорию и практику физического воспитания кадет внес А.Д. Бутовский, более 20 лет преподававший в лучших кадетских корпусах С.Петербурга, где вел теоретический курс истории физической культуры и одновременно практические занятия по фехтованию, стрельбе, гимнастике, подвижным играм. Среди его трудов «Заметки о военной гимнастике» (СПб., 1897), «Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах» (М., 1898). Бутовским анализируется и обобщается опыт физического воспитания молодежи в лучших спортивно-гимнастических обществах и военно-учебных заведениях Франции, Швеции, Великобритании. При этом Бутовский выступает горячим сторонником внедрения различных видов спорта в практику внеклассной воспитательной работы с учащейся молодежью. Об этом свидетельствуют в эти годы его отчеты по проверке кадетских корпусов Киева, Одессы, Ярославля, Москвы, Сумы, Пскова, Варшавы, Финляндии, Омска, Тифлиса, Оренбурга, Симбирска, Казани, Твери, Полоцка, Орла, Нижнего Новгорода и др. городов. Его рекомендации находили поддержку и в Педагогическом Комитете Военного Министерства, членом которого он бессменно состоял с 1888 по 1915 год.

Развитию системы физического воспитания в кадетских корпусах способствовала научно-педагогическая деятельность журналов «Педагогический Сборник» и «Военный сборник», публиковавших переводимые статьи и оригинальные работы П.Ф. Лесгафта, А.Д. Бутовского, А. Виретеуса и других авторов по вопросам физического развития воспитанников, школьной гигиены и медицины, на которые особое внимание обращалось в военно-учебных заведениях.

Все это позволяет говорить о том, что в кадетских корпусах дореволюционной России сложилась стройная система физического воспитания, изучение и практическое применение которой может быть полезно в современном образовании.


Литература:

Бутовский, А.Д. Система шведской педагогической и военной гимнастики / А.Д. Бутовский.  СПб., 1903

Бутовский, А.Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах / А.Д. Бутовский.  СПб.,1898.

Галанин Ю.Г. Кадеты и будущее России / Ю.Г. Галанин // Администратор образования.  М.,

Зуев, Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность): учеб. пособие для вузов/ М.:2008

Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб.,1908

Пельменев, В.К. История физической культуры: Учебное пособие / В.К. Пельменев, Е.В. Конеева.  Калининград: Изд во КГУ, 2000

Старков, И.П. Физическое развитие воспиташиков ВУЗ / И.П. Старков.  СПб., 1897.  97с.

Фидогенова, Л.А. Первый член Международного олимпийского комитета (МОК) для России А.Д. Бутовский /М.: 1998.