Служебная записка О создании национальной системы формирования национальных элит России в качестве приоритетной задачи государства и российского общества, и как составной части Национальной стратегии России
В ходе своей встречи с прессой 14 февраля Президент России В. В. Путин выделил в качестве неотложной и приоритетной национальной задачи - достижение принципиально другого уровня (высшего и качественного) управления государством Дословно он сказал следующее: «… нужно менять качество управления, принципиально менять качество управления». Президент России абсолютно прав, сегодня мы наблюдаем «кадровый голод» практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказывается на темпах и качестве развития Державы. Государство, испытывая «кадровый голод» пытается возместить недостаток управленческих кадров за счет усиления своего внимания к выпускникам экономических ВУЗов (Высшая школа экономики, ряд других элитарных экономических колледжей) и участникам специально созданных молодежных движений, что на наш взгляд, является практикой порочной, так как одни из этих институтов российского общества не дает необходимого уровня государственно-патриотической социализации и оторван от реальной практики и жизни населения страны (то есть образование без воспитания и патриотической социализации), другие - просто никак не образованы и выращиваются в духе уличных манифестаций. Очевидно, что обе эти ветви пополнения кадрового резерва страны - ущербны и эффективно решить проблему формирования национальных элит России не способны. При этом представляется важным осознание государством и обществом, что подготовка профессиональной управленческой элиты государства не менее важна для судеб страны, и должна иметь не менее высокие приоритеты, чем подготовка младших специалистов промышленности. Закономерен вопрос: «кто и каким образом сможет, и будет принципиально изменять к лучшему управление государством?». Также закономерно выглядит и ответ на это вопрос: «изменить к лучшему качество управления государством сможет только та управленческая элита России, которая будет соответствующим, то есть принципиально иным, инновационным образом подготовлена, то есть - образована, воспитана, социализирована и отобрана, и чья служебная карьера, целиком зависящая от качества и достижений ее службы государству, будет под постоянным контролем своих коллег и всего российского общества». Анализ состояния национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит выдвигает категорический императив воссоздания национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит с детства, в качестве приоритетной задачи государства и российского общества. Решение этой задачи видятся авторам проекта путем создания самостоятельного ствола Кадетского образования в системе образования Российской Федерации. О необходимости создания системы подготовки национальной элиты и ее начальной ступени - системы кадетского образования России Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия. Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и развития подразумевает необходимость твердого управления государством всеми сферами жизнедеятельности страны. Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, способных профессионально и ответственно управлять бытием державы. Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и образа жизни, и мер социального обеспечения.
Исторические примеры и образцы эффективного решения проблемы воспитания национальных элит России
Представляется очевидным, что одним из самых важных и необходимых ресурсов развития и процветания России является ресурс профессионального и нравственного управления страной. Тем не менее, стройной системы подготовки национальной элиты в России нет, есть только ее некоторые элементы в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня, и процесса «естественного отбора».
Смею утверждать, что все великие времена России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи - с отсутствием оного. При анализе кадрового состава нашего правящего, а в нынешней терминологии - политического класса, нельзя не прийти к выводу о том, что когда государство Российское перешло к системе воспитания своей государственной элиты с детства в кадетских корпусах и лицеях, то скоро на государственной службе стали появляться выдающиеся государственные деятели: государственный канцлер Горчаков А. М. полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М..; адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.; поэты и писатели: Пушкин А. С., Достоевский Ф. М., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.; мореплаватели: Лазарев И. П., Белинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А., … Эта система подготовки национальной элиты имела несколько своих родовых черт: она воспитывала детей и будущих государственных деятелей с детства; в нравственной строгости; образование носило широкий гуманитарный характер; и развивало ответственность, способность принимать обоснованные и своевременные решения и быть лидером, а так же несомненный личный патриотизм каждого воспитанника. Отличительной чертой этой системы, был тот факт, что все ее питомцы служили Отечеству на военном или гражданском поприще. И именно это все и дало России наше великое прошлое. Советская система, взяв этот опыт, тоже поначалу создала прочный фундамент профессионального управления в Армии и других силовых структурах, но притом, совершенно упустила из поля зрения необходимость подготовки государственных гражданских служащих, то есть - тех самых чиновников гражданской государственной службы (бюрократов), которые своим трудом и несут крест управления государством на местах. Этот явный пробел был компенсирован системой партийной учебы и партийной кадровой политики, которые, несмотря ни на что были, в целом – успешны. Так было. Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своей элиты на принципах и основах рынка, а всегда и только на принципах служения. Но трудные времена России как государства наступали тогда, когда основа ее правящей элиты - дворянство, переставало служить Отечеству «не щадя живота своего», и становилось рантье. Так было в конце XIX века - когда дворянство, развратившись необязательностью службы «ушло в себя», а государством правили жаждущие богатства и славы «разночинцы», явления подобного свойства мы наблюдали и в советское время, к сожалению подобное есть и сегодня. В современной России подготовка профессиональных государственных служащих (как военнослужащих) с детства ведется только в Вооруженных Силах и еще только обозначена в других силовых ведомствах. Система подготовки военных кадров состоящая из Суворовских училищ, Высших офицерских училищ, Военных академий и Курсов переподготовки офицерского состава - в целом, обеспечивает необходимую преемственность традиций, профессиональных знаний профессионального опыта и идеологии службы. Основа Армии - ее офицерский корпус «служит», а не «зарабатывает» и его жизнь ориентирована на «служебный рост» как служебную карьеру в рамках своей профессиональной корпорации. Именно этим, собственно, все силовые структуры и сильны. Кроме того, Минобороны знает свои потребности в специалистах военного дела и может регулировать их численность в зависимости от потребностей и решаемых Армией задач, то есть, практически оно имеет на этих специалистов свой Госзаказ, который исполняется через его собственный Госплан. Подобной системы подготовки профессионалов гражданской службы в стране не существует. Редкие региональные институты государственной службы и Академия государственной службы при Президенте России - не способны восполнить недостаток государственных управленцев особенно в нижнем и среднем звене, так как их просто неоткуда брать. Поэтому этот важнейший управленческий слой комплектуется зачастую людьми со стороны, в основном теми, кто хочет заработать на прерогативах своей государственной должности. Кроме того, существующее положение вещей в этой сфере - обессмысливает саму государственную службу, так как сегодня на гражданской государственной службе нельзя сделать нормальную служебную карьеру, так как практически весь высший эшелон власти - политические назначенцы, средний эшелон, как правило, - их выдвиженцы, а профессиональный слой специалистов гражданской государственной службы младшего уровня обеспечен кадрами крайне слабо. Центр и регионы России еще не доросли до того, чтобы уметь сформировать свой собственный федеральный и региональный госзаказ на специалистов государственной службы младшего и среднего уровня, и, несмотря на явную потребность в них, не создают необходимую учебную инфраструктуру. Такое положение дел сегодня создает большие проблемы для России в будущем. Представляется очевидным, что современная Россия должна использовать блестящий исторический опыт воспитания своей национальной элиты, которая специально и тщательно отбиралась, обучалось и воспитывалась государством с детства системе Кадетских корпусов. Основным источником формирования управленческого ресурса России должна стать национальная система подготовки государственных служащих, на начальном этапе состоящая из Суворовских (и нахимовского) училищ, и Кадетских корпусов Минобороны и других силовых структур (23 учреждения), и кадетских корпусов Минобразования и субъектов Российской Федерации (более 80).
О системе СВУ и КК Министерства обороны России
Суворовские и нахимовские военные училища были образованы в нашем Отечестве в 1943 году. За шестьдесят четыре года своей работы училища выпустили более 100 тысяч ее лучших сынов, десятая часть которых отдала свои жизни защищая свободу и независимость Отечества. Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства СССР и России; четыре Заместителя министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; два академика РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта. Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде. *** Тем не менее, в настоящее время российская суворовская военная школа находится в сложном положении, главным образом в связи с моральным и физическим износом учебной и жилой инфраструктуры, нерешенностью вопросов оплаты и престижности труда постоянного состава учебных заведений, неясностью статуса и нечеткостью их предназначения, а также отсутствием соответствующих государственных (и даже ведомственных) образовательных стандартов В то же время, нельзя не отметить, что в сегодня принимаются серьезные меры к улучшению качества учебной и жилой инфраструктуры СВУ и КК Минобороны, решаются вопросы позволяющие говорить о начале воссоздания национальной суворовской школы России. Тем не менее, в существующем виде Суворовские военные училища Министерства обороны России, по объективным причинам, не могут качественно выполнять свое предназначение, и в существующей парадигме (базовой схеме) существования практически не реформируемы. Необходима полномасштабная реформа этой системы.
О современном состоянии кадетского образования системы Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации
Первые кадетские корпуса в современной России были созданы в 1992 году по инициативе и непосредственном участии Объединений Российских Кадетских Корпусов За Рубежом, Московского суворовско-нахимовского содружества и Фонда Содействия развитию кадетских корпусов имени русского (сербского) кадета Алексея Иордана. Сегодня в России уже почти восемьдесят КК, и они все множатся, притом, как правило, самопроизвольно. Кадетские корпуса создаются разными ведомствами - Министерствами обороны, Образования, Чрезвычайных ситуаций, Внутренних дел, Федеральной пограничной службой, Казаками, Региональными и местными властями и еще неизвестно кем. Кроме этого, в системе Минобрнауки и субъектах Российской Федерации существует целая система кадетских школ и классов, которые так же самопроизвольно плодятся. Как следствие, имеют место: · разные программы воспитания и обучения; · разные методы и способы воспитания и обучения; · разные цели и задачи воспитания и обучения; · разная учебно-материальная база и уровень экономической состоятельности; · разное финансирование; · разные штаты; · разный уровень преподавания и разное качество образования; · разные цены, которые платят родители и, как следствие - злоупотребления; · воспитатели, которые не имеют специального образования и нигде не готовятся специально. Очевидно, что весь этот хаос и самодеятельность на местах приведет, в конце концов, и уже приводит к итогу воспитания детей с определенными изъянами. В России сегодня нет юридических основ строительства и функционирования кадетских корпусов и вообще учреждений кадетского образования, Закон РФ «Об образовании» вообще не содержит такого понятия как «кадетских корпус», а только «школа-интернат» Практически все существующие учебные заведения, которые вполне условно можно отнести учреждениям кадетского образования, являются плодом решений Правительств субъектов Федерации или местного самоуправления, принимаемых самостоятельно, и абсолютно произвольно. В России нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называемые себя «кадетскими», который, располагая определенными обязанностями и правами, прежде всего, давал бы лицензию на право называться «кадетским», как нет системы подготовки воспитателей для учебных заведений рассматриваемого типа. Семинар руководителей образования и директоров кадетских корпусов (кадетских школ и кадетских классов) организованный Минобразования РФ на базе кадетского корпуса в Белой Калитве осенью 2007 года показал, что практически все участники семинара и родительская общественность России не имеют четкого представления о том, что такое кадетский корпус, и что он должен дать своим воспитанников и их детям, притом, что все без исключения верили в то, что кадетские корпуса и классы - есть лучшее из всего имеющегося в системе Минобрнауки РФ. Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители, особенно чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм национального образовательного процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и опошления собственного бытия. Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное и государственно-патриотическое), и почти неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его современных правовых и теоретических основ. В то же время как создание учреждений кадетского образования в регионах не обязательно и зависит только и исключительно от энтузиазма родительской общественности, и продвинутости местных властей, например, в Москве уже шестнадцать прекрасных кадетских корпусов Правительства Москвы (с конкурсом 40 человек на место) и департамент кадетского образования, а в Московской области или Свердловской области кадетских корпусов нет ни одного. Таким образом, системы кадетского образования в национальном масштабе не существует ни в правовом, ни в организационном отношениях.
В целом, представляется, что принятие масштабных и экстренных мер к реформированию системы СВУ и КК Минобороны, и кадетских учреждений Минобрнауки и субъектов Российской Федерации, и создание на их основе национальной системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы, должно стать самостоятельным Национальным проектом России, возглавляемым Президентом Российской Федерации.
Мы убеждены, что система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России.
Исх. № 012 -1 от 14 февраля 2008 г
|