Процесс социализации подростков в нашем обществе является объектом пристального внимания исследователей всех уровней. Само понятие «социализация» было разработано в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэра, Дж. Кольмана, О. Бандуры и др. На стыке шестидесятых и семидесятых острый интерес к данной проблеме проявили и другие западные ученые, представители всех школ и течений современной социальной психологии – неофрейдисты, представители бихевиоризма, необихевиоризма, теории когнитивного диссонанса, символического интеракционизма.
Для западных исследователей характерно чрезвычайное многообразие теоретических подходов при рассмотрении процесса социализации. По сути дела, каждая западная социально-психологическая школа имеет собственную трактовку этого процесса.
Многие подходы западных школ разделяются и отечественными представителями различных отраслей социологического знания, при этом социализация исследуется в тесной взаимосвязи с развитием и воспитанием.
Первоначально эта проблема имела в большей степени философское значение, найдя тем не менее свое отражение и в работах ведущих советских психологов, прежде всего – социальных психологов. Несколько позже наметился интерес к проблеме социализации в педагогике. Со временем социализация становится объектом рассмотрения не только социальной, но и возрастной и педагогической психологии и самой педагогики.
В свете этого при рассмотрении данного понятия с позиций социологии необходимо разграничивать его с другими родственными понятиями, и прежде всего с «воспитанием» и «развитием» личности.
В первых определениях понятия «социализация» утверждается, что это усвоение социальных норм и правил, принятия определенных общественных ценностей, вхождение человека в социальную среду.
Значительно позднее были внесены поправки, указывающие на «социализацию» как двухсторонний процесс: не только усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, но и активное воспроизводство индивидом социальных связей.
Опираясь на определение социализации как двухстороннего процесса, мы рассматриваем вхождение подростка в социальную среду как процесс получения опыта старшего поколения, его адаптации к своей «Я-личности» и использование полученного опыта. Одновременно с этим своей активностью подросток влияет на общество, изменяя его.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс социализации подростка предполагает включение его в систему общественных отношений и в то же время самостоятельное воспроизведение им этих отношений. Социализацию ребенка можно рассматривать как уровневую систему получения социального опыта, необходимого для вхождения в общественный социум. При этом каждый ребенок, подросток нуждается в помощи со стороны старшего поколения в накоплении знаний и навыков приобщения к социальной и культурной жизни.
При слаженной работе всех участников, а именно родителей на первом уровне введения индивидуума в социум, общеобразовательного учреждения (школы) – на втором, профессионального (училище, колледж, институт) учебного заведения – на третьем, при гармоничном сотрудничестве микросоциумов, таких как улица, двор, сверстники, СМИ и др., индивидуум легко вписывается в социум. При этом дети очень редко безоговорочно принимают преподносимый им опыт старшего поколения, а постоянно подвергают его сомнению и проверке, тем самым влияя на социальные связи.
Когда же один из уровней дает «сбой», то есть не принимает изменения, вносимые ребенком в предлагаемые ему правила, тогда подросток начинает делать свой выбор. В семье такой сбой может быть связан с рождением второго ребенка, малым доходом, алкоголизмом, смертью одного из родителей, занятостью родителей в бизнесе. В школе – с отсутствием времени или желания понять ребенка и помочь ему (конфликт с педагогами или сверстниками), когда педагоги предпочитают давить своим авторитетом («делай, как я сказал»). Образцы же поведения, предлагаемые улицей и средствами массовой информации, могут противоречить предлагаемым родителями или учебным заведением. При этом подросток замечает: они не давят, они предлагают попробовать.
Делая в таких условиях свой выбор, подросток чаще всего идет по пути наименьшего сопротивления, что не всегда (вернее, в большинстве случаев) несоизмеримо с ценностями и нормами, принятыми в обществе. Не имея возможности обратиться к положительному опыту старшего поколения, проанализировать его и на этом анализе строить свои взаимоотношения с обществом, незрелая личность начинает формировать свои ценности и нормы поведения, которые не всегда принимаются окружающими. В результате подросток становится отверженным социумом, не вписывается в него. Не умея быть гибким в решении конфликтных ситуаций, возникающими между ним и обществом, подросток объявляет войну обществу и на определенном этапе, когда общество не может ответить цивилизованно за свои промахи, оно отправляет подростка на принудительную социализацию в образовательные спецучреждения.
Неоспоримо, что система государственных образовательных учреждений призвана реализовать организованную передачу социального опыта старшего поколения младшему на различных образовательных уровнях – начальном и среднем общеобразовательном, начальном, среднем и высшем профессиональном.
В этой системе в последние годы появилась модель учебных заведений, ставящая задачи объединить в социализации подростка общесоциальные и профессиональные цели – кадетские школы.
Кадетские школы-интернаты Свердловской области объединяют в своей сущности исторический опыт кадетства России и современные требования общества к профессионализации и формированию гражданственности будущего активного участника общественных отношений. Они являются образовательными учреждениями, созданными для оказания социальной помощи подростку, когда он не принимает предложенных ему социальных норм или когда социум отвергает его в силу его необычности.
Десять лет кадетского образования в Свердловской области определились как период становления пяти новых (уникальных) для системы образовательных учреждений кадетских школ-интернатов при учреждениях начального профессионального образования.
В стенах этих школ стала формироваться личность, сориентированная на становление собственных духовных и интеллектуальных ценностей на основе исторического опыта общества и современных педагогических технологий.
Заявляя о новом типе образовательного учреждения, мы должны ответить на главный вопрос: что лежит в основе отбора содержания кадетского образования? Говоря «кадетское», мы подразумеваем образование, позволяющее подростку, юноше чувствовать себя необходимым обществу, быть востребованным обществом, образование, основывающееся на принципе самоуважения к себе, приобретаемого через навыки самоорганизации, в условиях свободной самореализации позволяющее достичь самоопределения в жизни и приобрести профессию.
Именно на это ориентируется сознание подростков, называющих себя кадетами. Поскольку ведущим в развитии подростка является фактор «само-», то важным шагом в развитии кадетского образования становится:
– отказ от подавления «Я-личности» в пользу сопровождения и корректировки: «я не веду, я сопровождаю»;
– развитие и обучение подростка, не отвергающее, а опирающееся на его реальный жизненный опыт;
– организация жизненного пространства: не искусственного, а реального, в котором подросток живет и выполняет различные социальные роли (воспитанник, командир экипажа, дежурный по учебному корпусу и т. д.);
– обеспечение системы отношений, где подчинение подростка другому подростку (командиру) есть «одно из средств воспитания, а не цель, цель же одна – согласование поступков кадета с нравственным законом, который и должен обратиться усилиями педагогов в его личную совесть» (ст. 23 «Положения о кадетской школе» от 14 февраля 1886 года);
– обеспечение естественной связи кадетского образования и национальной культуры.
Около 85% подростков, обучающихся в кадетских школах Свердловской области, – дети дезадаптированные к системе основного общего образования, отверженные семьей и оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Создавая условия, обеспечивающие развитие познавательных интересов подростка, преодоление негативного отношения к обществу, кадетские школы-интернаты являются тем Рубиконом, который стоит на пути подростка к принудительной или в некоторых случаях особо принудительной социализации и способствуют постепенному и безболезненному разрешению конфликта между подростком и обществом.