"Российская кадетская перекличка" Выпуск 4

 

В.А. Тараканов.

НЕЛЬЗЯ ВСЕХ СТРОИТЬ...

Валерий Александрович Тараканов, ректор Института государственного администрирования,

академик Российской академии естественных наук, полковник в отставке, выпускник МсСВУ 1958 года

Предложение А.И. Владимирова готовить элиту в кадетских корпусах заставило меня обратиться к Советскому энциклопедическому словарю (СЭС. М., 1988), где утверждается «необходимость деления общества на высшие привилегированные слои – элиту и остальную массу людей», а также перечисляются «концепции множества элит (политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, научная, культурная), уравновешивающие друг друга и якобы предотвращающие установление тоталитаризма».

К элите российского общества можно отнести не так уж много людей. Например, Д.С. Лихачева, А.Д. Сахарова, Е.П. Велихова и ряд других. Из нашей суворовской среды, например, можно назвать доктора технических наук, лауреата государственной премии А.И. Мартыненко, выпускника Горьковского СВУ 1952 года, ряд наших учителей, которых, вполне возможно, уже и нет.

Разве личностей, которых можно отнести к элите, готовили только суворовские и нахимовские училища?! Думается, что это не так. Скорей жизненные обстоятельства выявляли такого рода элитных людей, при условии их высокой образованности.

Несомненно, в современных российских условиях возможно начать подготовку высокообразованных людей, и лишь некоторые могут быть отнесены к элите. Штамповать элиту невозможно.

В связи с чем хочу остановиться на главном.

1. В суворовских, нахимовских военных училищах и кадетских корпусах начального профессионального образования, за которое ратует А.И. Владимиров, может и не быть. В то же время и, по-видимому, целесообразно ввести в этих учебных заведениях полное среднее профессиональное образование по специальности «Менеджмент организации», которая вполне вписывается в основы государственного и муниципального управления. ГОСТ по этой специальности существует.

2. Кадетские школы и кадетские школы-интернаты целесообразно оставить за ведением Министерства образования.
В недавнем прошлом специальные школы ВВС, артиллерии и другие были в введении Министерства просвещения СССР. И нужно отметить, что часть подготовленных в этих школах выпускников стали выдающимися людьми в нашей стране, а уж Героев Советского Союза из них во время Великой Отечественной войны было более 25, не говоря уже о сегодняшнем времени.
Почти 12 700 лучших сынов и дочерей нашего народа удостоены высшей награды СССР (Герои Советского Союза. М.: Воениздат, 1988). Так что, когда мы говорим о героях – воспитанниках СВУ, НВУ и спецшкол, необходимо помнить о всех совершивших свой подвиг, выделяющий их как достойнейших и наилучших среди многих равных.

3. Суворовские центры не должны быть закрытыми гарнизонами, да еще со своей комендатурой и военной милицией. Нельзя СВУ превращать в исправительные трудовые учреждения.

4. В СВУ, НВУ и КК могут и должны преподавать гражданские лица, прошедшие специальную подготовку по педагогике и психологии. Такие программы имеются, например, в Институте государственного администрирования. После прохождения переподготовки этим педагогам целесообразно платить намного больше, чем другим.

5. Семилетний срок обучения не обязателен. Патриотами и державными людьми становятся не только те ребята, которые находились в закрытых учебных военных заведениях, о чем свидетельствует наша история.

Можно еще много чего возразить концепции А.В. Владимирова «О совершенствовании суворовского (кадетского) образования». В целом А.В. Владимиров хочет, но не может помочь решить проблему по подготовке высокообразованных и гармонично развитых молодых людей. Необходимо подробнее ознакомиться с российским законодательством в области образования и основ государственной службы.

Но чтобы сейчас не погружаться в отдельные детали, в порядке «конструктивной критики» рекомендую обратиться к статье П.Погребного «Научность или субъективизм?» (к вопросу о СВУ), опубликованной в книге «Родом из военной юности» Валерия Тараканова (М.: ИГА, 2000). Автор статьи проработал в СВУ 40 лет.

А лично А.В. Владимирову хочу сказать: «Саша, нельзя всех строить. Я, полковник в отставке Тараканов В.А., обращаюсь к тебе как к генералу в отставке: «Ваше Превосходительство, угомонитесь. Очень шумно!»

С совершеннейшим ко всем суворовцам, нахимовцам, кадетам-выпускникам военных спецшкол почтением!

Честь имею, Валерий Тараканов

 

Е.И. КАЗАКОВА.

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА СО СВОИМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ СПРАВЛЯЮТСЯ...

Елена Илларионовна Казакова, заместитель руководителя Научно-исследовательской лаборатории

по развитию кадетского образования Министерства образования и науки РФ.

Хотелось бы высказать свою точку зрения по некоторым позициям, сформулированным Александром Владимировым. Прежде всего тем, которые касаются кадетских общеобразовательных учреждений системы Министерства образования и науки Российской Федерации и существующей законодательной базы отрасли «Образование» (Закон Российской Федерации «Об образовании», законодательные акты).

Во-первых, достоверную информацию «О современном состоянии кадетского образования системы Минобразования» может и имеет право предоставлять только само Министерство образования и науки Российской Федерации, и никто другой. Кроме того, в системе Министерства образования и науки Российской Федерации нет кадетских корпусов, а функционируют только кадетские школы, кадетские школы-интернаты.

Основание – распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года № 118-рп «О создании образовательных учреждений – кадетских школ (кадетских школ–интернатов)» и постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1427, утвердившее «Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате».

«Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате)» юридически определило: «Основные цели кадетской школы и кадетской школы-интерната – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще».

Кадетская школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Кадетская школа-интернат реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан».

На основании данного положения было внесено дополнение к перечню типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений: тип – общеобразовательное учреждение, вид – кадетская школа; тип – общеобразовательная школа-интернат, вид – кадетская школа-интернат.

Во-вторых, существующим кадетским общеобразовательным учреждениям системы Министерства образования и науки Российской Федерации нет надобности «доказывать свою эффективность, равняясь при этом на СВУ Минобороны России» и принимать участие в мониторинге на защиту самого себя.

За 10 лет (юридически защищенные) они с честью и достоинством не только заняли достойное место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и оказывают влияние на ее развитие.
Кадетские общеобразовательные учреждения сегодня являются уникальной моделью учебного заведения. Они разрабатывают и внедряют новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.

Пример «жесткой» профилизации можно проследить в кадетской школе-интернате г. Красноярска. В этом учреждении традиционными стали юридические классы. Кадеты этих классов осваивают профильные дисциплины под руководством преподавателей Сибирского юридического института МВД России.

Многопрофильный 10-й класс создан в кадетской школе-интернате г. Лесосибирска (Красноярский край), где кадеты могут выбирать интересующий их профиль: экономический, естественно-научный, гуманитарный, филологический. Волжская кадетская школа сотрудничает с Волгоградской академией государственной службы при Президенте России, с военными вузами России: Санкт-Петербургским военно-морским институтом, Ростовским институтом ракетных войск, Тюменским институтом инженерных войск и т.д.

Кроме того, кадетские общеобразовательные учреждения в молодом поколении кадет укрепляют благородные принципы, подобные тем, которые были в дореволюционных кадетских корпусах и которые были основаны на высоком гражданском долге, патриотизме. Социальный эффект этого состоит в том, что кадетское воспитание ограничивает подросткам возможности перейти черту законопослушания, приобщает их к здоровому и полезному образу жизни.

В-третьих, возникает вопрос: «Что такое элита?». Советский энциклопедический словарь (М.: Советская энциклопедия, 1983) отвечает на вопрос: «Элита – лучшее, отборное. Элиты теории, концепции, утверждающие необходимость деления общества на высшие привилегированные слои – элиту, и остальную массу людей.».
«В современной буржуазной социологии получили распространение концепции множества элит (полит., экон., адм., воен., религ., научной, культурной), уравновешивающих друг друга». Какую элиту будут готовить «с детства на базе суворовских училищ и кадетских корпусов страны»?

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в разделе 1.2. «Новые требования к системе российского образования» говорится: «Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодёжи». По Платону, получение элитного образования обусловливалось государственной необходимостью. Править государством должны достойные и образованные люди.

В соответствии с «Типовым положением о кадетской школе (кадетской школе-интернате)» «Преимущественным правом при зачислении в кадетскую школу и кадетскую школу-интернат пользуются:

– дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
– дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов;
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей (отцов), дети, находящиеся под опекой (попечительством)».

Закон Российской Федерации «Об образовании» запрещает при приеме в общеобразовательное учреждение (лицеи, гимназии, кадетские школы (интернаты) проводить конкурсный отбор.

Социальный состав кадет из кадетских школ, кадетских школ-интернатов России: 28,5 процента – дети из неполных семей; 12,5 процента – дети из малообеспеченных семей; 9,7 процента – дети из многодетных семей; 3,4 процента – дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; 36,4 процента – дети из других категорий семей, в том числе служащих; 1,6 процента – дети из семей «риска» (приведены данные 2002 года).

Таким образом, в вышеназванных общеобразовательных учреждениях учатся дети из разных категорий семей, с разной подготовкой, способностями и возможностями. Можно ли каждому из них дать элитное образование?

Посредством использования системы ведущих ценностных ориентаций, благодаря качественному образованию и содержательной жизнедеятельности можно обеспечить интеграцию этих ребят в общество кадет. Успешно решают эту задачу педагогические коллективы: кадетской школы-интерната «Сибирский кадетский корпус» г. Новосибирска, кадетской школы-интерната «Кедровый» Красноярского края, кадетской школы-интерната «Кадетский корпус ракетных войск стратегического назначения» г. Иркутска и ряда других.

То есть речь идет, повторим, об интеграции детей «с трудными жизненными обстоятельствами» в некий качественный социум. И это на сегодня уже немало. А выйдет ли из них какая-либо элита – вопрос особый.

В-четвёртых, в настоящее время Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии разрабатывается «Образовательный кодекс», который, в принципе, должен включить все законы, нормативные акты, существующие в образовательном пространстве России. Следовательно, он и только он, а не отдельный национальный проект или Закон Российской Федерации «О кадетстве», ответит на вопрос, какую достойную поддержку получат кадетские общеобразовательные учреждения на федеральном уровне с учётом всех проблем, стоящих перед ними.

Исторически так сложилось, что кадетское воспитание и образование всегда создавалось при участии государства и для реализации задач государственных. И сегодня, думаю, у нас нет оснований опасаться, что этот принцип в дальнейшем будет нарушен

 

В.Я. СНЕГОВСКИЙ.

НЕ НУЖНО ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД

Валерий Яковлевич Снеговский, главный редактор московского вестника «Дети улиц»,

выпускник Калининского СВУ 1954 года.

Позиция Александра Владимирова, безусловно, содержит рациональное зерно. Оно, к сожалению, заключается лишь в констатации того, что российское кадетское образование находится в плачевном состоянии. Впрочем, это совершенно ясно любому, кто мало-мальски интересуется положением дел в сфере образования и воспитания молодёжи.

Что же касается предложений г-на Владимирова о том, каким образом вывести кадетское образование из плачевного состояния, то они, по меньшей мере, ошибочны. «Специально обучать» детей для того, чтобы они становились государственными служащими, как предлагает автор доклада, означает растить касту управленцев с самого детства. С таким подходом никак нельзя согласиться.

Что касается системы кадетского образования и воспитания, здесь «велосипед изобретать» не имеет смысла. 300 лет российского опыта, наверное, дали этой системе нечто неизмеримо большее, чем дилетантское изобретательство г-на Владимирова. Все более сложные задачи, которые ставит перед нами жизнь, решаются не одиночками, а коллективами людей. И умение работать в коллективе, быть частью единой команды в сочетании с прочными знаниями – вот главные черты эффективного работника.

Именно это качество прививали нам в суворовских училищах. Да, среди кадет всех времен было немало выдающихся людей, но гораздо больше малоизвестных, но замечательных работников и специалистов.
Российские кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища готовили не элиту управленцев, а людей высоконравственных, дисциплинированных, способных решать самые трудные для своего времени задачи. От этих учебных заведений остались не только история и приятные воспоминания, но и педагогический опыт, который сегодня востребован временем. Этот опыт хорошо известен нашей педагогической науке.

А.Владимиров, очевидно, с этой наукой не знаком. Иначе трудно объяснить предлагаемый им набор рекомендаций, который, по его мысли, должен стать неким национальным проектом. Его высказывания неточны, аргументация – декларативна, несмотря на то что сам он считает, будто надо «давать полное сертифицированное общее гуманитарное образование, дающее кадетам необходимо высокий уровень общей культуры и обеспечивающее их способность устно и письменно формулировать свою мысль, а также аргументированно и логически точно выражать ее хорошим русским языком».

Планка предлагаемых автором требований для «элиты» весьма невысока. Этому и в обычной школе учат и всегда учили. Правда, случается, что ученики плохо усваивают уроки русского языка. Читаем также в одном из докладов А.Владимирова: «Общее среднее образование должно быть не только фундаментом обучения, но и основой специфики подготовки государственных служащих, которой надо специально обучать».

Из подобных фраз и состоит доклад. Но в чём же суть его?
Обратим внимание также на такое высказывание: «Нельзя отдавать в руки Минобразования решение совсем не рыночной проблемы воспитания государственной элиты России – это личное дело высшей государственной власти России». По логике автора, Минобразованию можно поручать только решение рыночных проблем. Но с каких это пор Минобразование решает рыночные проблемы? И при чём тут «личное дело» высшей государственной власти?

Ответ находим в заключительной части доклада, в которой господин Владимиров по-военному чётко докладывает: «Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и организаций кадет-ветеранов эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит. Необходимо создание исполнительной вертикали управления кадетским образованием России. Для того чтобы кадетское образование как система начального профессионального образования государственной службы России и кузница элиты была успешна, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично и его специальный помощник по делам суворовских училищ и кадетских корпусов, который бы возглавлял исполнительную вертикаль кадетского образования, доходящую до уровня федеральных округов и субъектов Российской Федерации».

Наконец все ясно. Докладчик считает, что только лично Президент России, как куратор и администратор, и, очевидно, сам докладчик в роли специального советника первого лица государства должны заняться предлагаемым делом, а именно «Национальным проектом формирования национальной элиты России».

Как известно, и в России дореволюционной, и в советском государстве существовали передовые для своего времени образовательные системы. И кадетское образование в России, равно как и суворовское в советскую эпоху, являлось частью целостной государственной системы образования, отвечавшей требованиям времени.

В России нынешней система образования и воспитания детей находится в упадке. Недостатки образовательной системы, и в том числе кадетского образования, в значительной степени есть отражение пороков затянувшегося переходного периода в истории нашей страны. Чтобы вывести систему образования из этого состояния, нужны усилия всей нашей отечественной педагогической науки, законодательной и исполнительной власти, всего общества. А «правда жизни состоит в том», что серьезным делом обучения и воспитания детей должны заниматься не дилетанты, а специалисты.