Местом проведения сбора стала база Екатеринбургского суворовского
военного училища, которым с этого года руководит полковник Юрий Затонацкий.
По словам генерал-майора Батмазова, ЕСВУ выбрано не случайно. Уральская «кадетка»
располагает хорошо развитой современной учебно-материальной базой.
Традиционно силен преподавательский состав. Ну а по внутреннему антуражу
ЕСВУ в ближайшее время окажется вне конкуренции для большинства аналогичных
учебных заведений. Сейчас в стенах училища завершается этап серьезных
реконструкционно-ремонтных работ. Показать то, к чему надо стремиться в
вопросе обустройства учебной, досуговой и бытовой базы суворовцев, и была
одна из задач организаторов сбора. Кстати, заслуга в разительном
преображении ЕСВУ всецело принадлежит командующему войсками
Приволжско-Уральского военного округа генералу армии Владимиру Болдыреву,
который лично знакомится с ходом восстановительных работ на курируемом
объекте, даже несмотря на плотный рабочий график, минимум два-три раза в
неделю.
При
этом меняющийся в лучшую сторону облик учебного заведения, казалось,
положительно повлиял и на ход самих сборов. Лекции, открытые уроки, обмен
накопленным опытом, даже контрольные занятия проходили живо, что называется,
на едином дыхании. Участники мероприятий штудировали требования руководящих
документов, регламентирующих процесс воспитания личного состава в СВУ и
кадетских корпусах, уточняли системы воспитания с учетом особенностей
нынешнего времени, участвовали в разработке единой системы (алгоритма
работы) должностных лиц СВУ (КК) по организации и проведению мероприятий
воспитательного процесса, работы по подержанию правопорядка и дисциплины.
Большое внимание уделялось и профессиональной ориентации обучающихся
для поступления в вузы Министерства обороны РФ. На этом направлении
деятельности офицеров-воспитателей генерал-майор Батмазов особо заострил
внимание участников сбора еще в самом начале рабочей трехдневки. А именно,
наряду с положительной тенденцией им было высказано несколько весьма
существенных замечаний. В частности, речь шла о «сухости» имеющейся в СВУ и
КК наглядно-информационной документации, призванной вообще-то всесторонне
просвещать кандидатов в курсанты о специфике военно-учебных заведений и
получаемом в их стенах образовании. При этом совсем упускается тот момент,
что ряд армейских вузов в силу своей профессиональной направленности дает
выпускнику не только войсковую подготовку, но и азы гражданской
специальности.
К чему приводят данные упущения? К тому, что воспитанники СВУ, ранее не
имевшие возможности через родственников, близких знакомых, служивших или
состоящих на действительной военной службе, сформировать собственное мнение
о целом ряде «не раскрученных» в обществе и СМИ офицерских должностей, так о
них ничего и не знают. Поэтому и возникает избыток желающих на вузовские
места в традиционно известные военные училища, а не менее интересные, важные
и нужные для линейных частей офицерские категории остаются вне поля зрения.
С сожалением генерал-майор Батмазов упомянул и такой негативный момент
последнего времени, как неприбытие к месту назначения выпускников военных
училищ. Какое это имеет отношение к суворовцам? Самое непосредственное.
Воспитание в подростке, осознанно посвящающем жизнь защите Отечества,
чувства патриотизма, любви к Родине, - это и многое тому сопутствующее
закладывается именно в стенах суворовских училищ, в аудиториях и на учебных
практических площадках кадетских классов. Причем не в составе «потока», как
это в большей степени свойственно гражданским учебным заведениям,
выпускающим партии юристов, бакалавров, бухгалтеров и т.д., а в
индивидуальном плане. Защитник - это штучное и дорогостоящее произведение
искусства. И там, где об этом забывают, на-гора выходит брак. Свидетельство
тому - озвученное генералом Батмазовым число выпускников вузов, не прибывших
в минувшем году в места указанного предписания.
В этом плане весьма показательной оказалась инициатива руководителя
сбора, пригласившего для участия в вводной беседе офицеров-воспитателей
Екатеринбургского СВУ. В ходе завязавшегося диалога генерал-майор Батмазов
совершенно неожиданно для присутствующих, но совершенно, что называется, в
тему задал приглашенным ряд тестовых вопросов. И что поразительно: вопросы,
на которые лет 20 назад любой школьник смог бы ответить не задумываясь,
нынешних старших лейтенантов и капитанов поставили в тупик. В частности, из
всех опрошенных лишь один припомнил, что Алексей Маресьев был военным
летчиком; ни один из офицеров-воспитателей суворовского(!) училища не смог
назвать годы жизни Александра Суворова; никто из них не смотрел классическую
российскую киноленту Михаила Рома «Обыкновенный фашизм». А именно после
просмотра таких фильмов у советских подростков зарождалось то самое жгучее
желание поступать после школы в военные училища.
Да и как таковой проблемы в приобретении подобных, правильных с позиции
национального патриотизма произведений киноискусства сегодня нет. В каждом
из СВУ теперь есть доступ в Интернет.
- Поймите, - обратился к понурившим головы офицерам генерал-майор
Батмазов, - выясняя степень ваших знаний, я не отчитываю вас и не позорю.
Просто указываю направления приложения усилий для того, чтобы вы, уделяя
внимание самостоятельному образованию, могли грамотно и всесторонне
воспитывать подчиненных. Хотя бы потому, что ваша нынешняя должность так и
называется: офицер-воспитатель. То есть человек не только знающий, но и
делящийся знаниями.
Неожиданным и в то же время продуктивным, можно сказать, с заделом на
перспективу оказался подход руководителя сбора к оценке итогов минувшего
года. Генерал-майор Батмазов не стал традиционно для таких мероприятий
перечислять то, что удалось сделать. Напоминая о поставленных задачах в ходе
тверского сбора, он предпочел услышать отчеты от самих заместителей
начальников суворовских военных училищ по воспитательной работе. В
частности, участникам сбора было предложено дать пояснения по двенадцати
основным вопросам.
К примеру, год назад шла речь о том, что в учебных заведениях
отрабатывается большое количество (от 6 до 24) планирующих и отчетных
документов по организации воспитательной работы. Их наличие и зачастую
дублирование, как показывает практика, вместо поступательности в работе
порождают формализм, упрощенчество и откровенное бумаготворчество.
Оптимизирована ли система отчетной документации? Как обстоят дела
сегодня в плане привлечения руководящего состава на местах к проведению
мероприятий воспитательной работы, занятий по общественно-государственной
подготовке? Удавалось ли в минувшем году к процессу обучения и воспитания
суворовцев привлекать представителей органов власти и местного
самоуправления, общественных и ветеранских организаций? В чем именно теперь
видна эффективность работы с вице-сержантами? По каким критериям ведется
отбор на должности первых помощников командиров учебных взводов? На каких
аспектах базируется индивидуальная работа с воспитанниками из неполных семей
и сиротами? Вот далеко не полный перечень поднятых тем.
Предложенный вариант построения занятия не только позволил
трансформировать монолог докладчика в более продуктивное русло диалога, но и
помог выяснить, во-первых, степень владения воспитательским составом
дисциплинарной практикой на местах. Во-вторых, отметить уровень подготовки
участников к данному мероприятию. В-третьих, выработать формулу: «Знает,
значит, готовился. Если готовился, значит, может поделиться опытом в
работе». А распространение опыта - одна из главнейших задач, ради которой
сборы воспитателей СВУ, собственно, и обрели свое второе дыхание.