Отныне и вовеки быть!
Система кадетского и женского гимназического образования в Красноярском крае отсчитывает свою историю с 1998 года. Попечительство над системой осуществляет непосредственно Губернатор края: у истоков создания системы стоял Александр Иванович Лебедь, развитие и совершенствование системы – предмет заботы Александра Геннадиевича Хлопонина. Для Красноярского края стал характерным системный и комплексный подход: открытие кадетских школ-интернатов для мальчиков и Мариинских женских гимназий для девочек, а также создание двух самостоятельно функционирующих учреждений дополнительного образования детей, входящих в одну систему и реализующих ряд общих идей, подходов, направлений деятельности. Cистема кадетского и женского гимназического образования включает - семь кадетских школ-интернатов, оптимально расположенных на территории края; - две Мариинские женские гимназии, - центр дополнительного образования «Честь и Слава Красноярья», - краевую детско-юношескую спортивную школу «Кадеты Красноярья».
В настоящее время в кадетских школах-интернатах края обучается 2218 мальчиков, в Мариинских женских гимназиях – 477 девочек, всего в системе – 2695 воспитанников. 70% воспитанников – дети из социально проблемных семей: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. При рассмотрении территориального распределения воспитанниковза несколько лет наблюдается тенденция увеличения количества детей из сельской местности. В кадетских школах-интернатах прошло шесть выпусков кадет, в Мариинских женских гимназиях – четыре. Всего количество выпускников составило 1089 человек, 61 кадет и гимназисток получили золотые и серебряные медали. Из общего количества выпускников 94% продолжают образование, 85% - в высших учебных заведениях. Каждый четвертый из выпускников кадетских корпусов учится в военном вузе или вузе силовых структур государства Предназначение системы кадетского и женского гимназического образования в контексте общего образования края определено следующим образом: возрождение российской державности. Общий смысл этого предназначения можно определить как патриотизм, гражданственность, государственность. Державность – утверждение роли своей страны как великой державы. Возрождение российской державности средствами кадетского и женского гимназического образования – это воспитание государственно мыслящих людей. С одной стороны – это удовлетворение потребности края в государственно мыслящих людях с лидерской позицией и развитым чувством ответственности за судьбу страны, края и свою собственную судьбу, с другой – удовлетворение запросов населения края в доступном качественном общем образовании при педагогически обоснованной, психологически комфортной и содержательно наполненной жизнедеятельности для способных и одарённых детей, независимо от места их проживания на территории края и от их социального положения. Отсюда, цель кадетского образования – подготовка государственного человека (деятеля, несущего службу на каком-либо государственном или общественном поприще) – патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны и родного края; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещённого культурного разумного, зрелого в суждениях и поступках человека, способного к жизнетворчеству и созиданию; благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина. Цель женского гимназического образования – становление благовоспитанной образованной деловой дамы, духовно-нравственной культурной женщины с развитой потребностью благотворительности, добросердечной любящей матери, жены и друга в семье, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага. Уникальность кадетского и женского гимназического образования заключается в совокупности реализуемых идей и специфических особенностей, среди которых: - приоритетность воспитания в кадетском и женском гимназическом образовании, опирающегося на культурно-образовательную, ценностно-смысловую и социальную среду учреждения, насыщенную общечеловеческими ценностями и нормами морали, заповедями и традициями, символами и ритуалами патриотического смысла; - возрождение ценностей и традиций российских кадетских корпусов и женских гимназий, основанное на изучении исторического опыта, его переосмыслении и применении в современном социально-культурно-образовательном контексте; - раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек, культивирующее поло-ролевую дифференциацию в становлении Мужчины и Женщины, в основе которого раздельное обучение для мальчиков и девочек и создание общего для них воспитательного пространства и совместной воспитывающей деятельности; - оптимальное сочетание отвечающего современным требованиям общего среднего образования и дополнительного образования, предоставляющего широкий спектр дополнительных образовательных услуг (среди которых обязательной для всех воспитанников является этическая подготовка, хореографическая подготовка, подготовка по основам менеджмента, обязательной для кадет – подготовка по основам военной службы и физическая подготовка, для гимназисток – подготовка в области культуры дома и рукоделия, подготовка по основам педагогики и психологии), дополнительных занятий физической культурой и спортом, вариантов организации занятости и содержательного досуга воспитанников; - проведение комплексных стратегических игр, направленных на развитие аналитического мышления, управленческих умений и социальных практик; - постоянное пребывание в детском коллективе, необходимость выстраивания отношений и коммуникаций разного содержания и характера в различных ситуациях, что способствует становлению социального и личного опыта ребенка; - организация жизнедеятельности учреждений интернатного типа, сочетающая на гуманистической основе демократические начала и авторитарные аспекты; - использование в кадетских школах-интернатах военизированной составляющей как важнейшего механизма становления мужского характера; - непрерывность образования, обеспеченная профессиональной диагностикой и ориентацией, предпрофильной подготовкой и профильным образованием, введением вариантов довузовской подготовки, а также воспитанием потребности в постоянном самообразовании; - постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое воспитателем в кадетской школе-интернате и классной дамой в Мариинской женской гимназии, оказание им адресной профессиональной поддержки и помощи психологического, социального и медицинского характера; - сочетание в кадетской школе-интернате двух институтов самоуправления воспитанников: института младших командиров и института школьных советов и парламентов, что развивает лидерскую позицию, умение принимать решение и брать на себя ответственность за его выполнение.
Эти и другие специфические особенности и характерные черты интегративного процесса жизнедеятельности учреждений за период становления системы кадетского и женского гимназического образования получили своё осмысление, преломление и отражение и на современном этапе составляют своеобразную идеологию этого вида образовательной услуги. Преобразование организационно-содержательного выражения этих характеристик являет собой суть развития системы кадетского и женского гимназического образования в крае.
Вопросы кадетского и женского гимназического образования курирует отдел кадетских учебных заведений. - Реализация государственной образовательной политики в сфере кадетского и женского гимназического образования на территории края. - Обеспечение реализации Концепции развития кадетского и женского гимназического образования в Красноярском крае. - Обеспечение нормативно-правовой, организационно-содержательной и научно-методической координации деятельности учреждений системы. - Обеспечение государственных гарантий на получение качественного образования в кадетских школах-интернатах и Мариинских женских гимназиях-интернатах. Информация с сайта Агентства образования Красноярского края. http://www.krao.ru |