Законодательная поддержка развития кадетских образовательных учреждений в Российской Федерации

Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 7 (324) 2007 г.

 

1.  Кадетское образование в современной России

 

Кадетское образование в России новейшего периода ее истории – явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.

Продолжают действовать созданные в годы Великой Отечественной войны суворовские и нахимовские училища, в которые в настоящее время принимаются юноши в возрасте 14–15 лет. Это государственные образовательные учреждения, дающие среднее (полное) общее образование. Срок обучения длится 3 года. Условиями поступления в данные учебные заведения является пригодность по состоянию здоровья и успешная сдача вступительных экзаменов. Могут быть и другие условия. Так, например, при поступлении в Нахимовское военно-морское училище обязательным условием является изучение в школе английского языка. Данные учебные заведения, по сути, максимально близки к дореволюционным кадетским корпусам.

Цель и старых, и новых учебных заведений – подготовка юношей к военной службе, дальнейшему обучению воинским специальностям, получению в будущем офицерского звания. В Положении о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах30 отмечено, что при поступлении в училище в заявлении оговаривается согласие родителей (лиц, их заменяющих) на направление обучающихся после окончания училища для дальнейшего обучения преимущественно в военные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится училище.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) образования и программами военной подготовки, разработанными Министерством обороны Российской Федерации. Это обеспечивает раннюю профориентацию, подготовку юношей к поступлению в высшие учебные заведения Министерства обороны.

Данные училища находятся в ведении Министерства обороны России, во главе учебных заведений стоят офицеры армии и флота.

В 90-е годы начинают создаваться новые государственные военно-учебные заведения – кадетские корпуса. Например, в 1993 году в соответствии с распоряжением Совета Министров - Правительства Российской Федерации по предложению Министерства обороны и по согласованию с Минобразованием и Минфином России создан Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус - образовательное учреждение среднего (полного) общего образования на базе Санкт-Петербургского высшего артиллерийского командного училища Минобороны России. Численность годового выпуска учащихся указанного кадетского корпуса определена в количестве 200 человек при общем сроке обучения 3 года.

В 1995 году вышло распоряжение Президента Российской Федерации от 03.04.1995г., №155-рп, в котором Правительству Российской Федерации предписывалось принять меры по увеличению в системах Минобороны и МВД России количества государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола - суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских корпусов и утвердить соответствующие положения об этих учебных заведениях.

Согласно указанному распоряжению постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 г. № 696 были утверждены Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положение о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах.

В данных документах определено, что основными задачами суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ и кадетских (морских кадетских) корпусов (далее именуются - училища) являются:

· подготовка лиц, обучающихся в училищах (далее именуются - обучающиеся), к поступлению в военные образовательные учреждения;

· обеспечение их интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития, получения ими среднего (полного) общего образования;

· получение обучающимися первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в военных образовательных учреждениях и замещения в них, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений;

· воспитание чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;

· формирование и развитие чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;

· развитие высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.

Обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении.

Федеральное агентство по образованию оказывает содействие федеральным органам власти, в ведении которых находятся училища: в обеспечении училищ учебниками, необходимой методической литературой, учебно-наглядными пособиями, экзаменационными материалами по итоговой аттестации, бланками аттестатов, золотыми и серебряными медалями в соответствии с их заявками, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров (кроме военных).

Право на внеконкурсное поступление в суворовские, нахимовские училища и кадетские корпуса имеют:

· дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 20 лет и более;

· дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 20 лет и более;

· дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

· дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов;

· дети военнослужащих, воспитывающиеся без матери (отца);

· дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.

В Положении также указывается, что в отличие от суворовских и нахимовских училищ, которые реализуют образовательный процесс в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, предусматривающими военную подготовку обучающихся, кадетские (морские кадетские) корпуса осуществляют образовательный процесс в соответствии с общеобразовательной программой среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, предусматривающими раннюю профессиональную ориентацию обучающихся по профилю конкретного вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, кадетские (морские кадетские) корпуса могут реализовывать образовательные программы основного общего образования при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности (т.е. принимать юношей более раннего возраста).

Программы подготовки в суворовских, нахимовских училищах и кадетских корпусах должны обеспечить поступление обучающихся по этим программам в военные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся учебные заведения.

В том же 1996 году в системе Министерства обороны был создан ряд кадетских корпусов.

Например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.07.1996г., № 1027 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.09.1996г., № 336 создано государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования Военно-технический кадетский корпус. Кадеты находятся на полном государственном обеспечении, срок обучения 3 года (9-11 классы).

Распоряжениями Президента России в системе Минобороны России созданы:

· Военно-космический кадетский корпус31 - образовательное учреждение среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних юношей. Нужно отметить, что соучредителем данного учебного заведения выступило правительство Санкт-Петербурга, поэтому финансирование образовательного процесса и обеспечение необходимой методической литературой и учебными пособиями частично осуществляется за счет средств городского бюджета.

· Кронштадтский морской кадетский корпус32 - образовательное учреждение среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола.

Срок обучения в Космическом и Кронштадском корпусах – 7 лет.

Созданы и другие кадетские корпуса.

Помимо Министерства обороны Российской Федерации сформированы кадетские корпуса в системах Минюста России, МВД России, МЧС России.

С начала 90-х годов начали создаваться кадетские корпуса и школы в системе органов образования, а также общественные кадетские объединения. Их создание стало ответом на такие запросы со стороны общества, как:

· потребность усиления патриотического воспитания молодежи;

· стремление к возрождению старинных российских образовательных традиций, сохранения преемственности в российском образовании, начиная с досоветского периода;

· обеспечение социализации детей, оставшихся без поддержки семьи, создание им наиболее комфортных условий учебы и быта, воспитание достойных граждан, готовых к жизни в современном мире.

О востребованности подобных учебных заведений говорит тот факт, что в 2000 году в Москве на 60 свободных мест в кадетских корпусах было заявлено более 1500 претендентов33.

Кадетские корпуса стали создавать объединения суворовцев (Москва, Калининград), выходцы из исторических кружков (Воронеж), инициативные группы граждан (Иваново, Оренбург, Пермь), казачьи объединения (Новочеркасск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Пенза) и др.

Так, в 1991 году в Новочеркасске создана кадетская школа-интернат «Донской императора Александра III кадетский корпус», находящаяся в ведении Министерства общего и профессионального образования Ростовской области. Финансирование школы-интерната складывается из средств, выделяемых из областного бюджета, платы родителей и спонсорских пожертвований. В корпусе 300 кадет. На обучение принимаются мальчики, перешедшие в 5 класс общеобразовательной школы, годные по состоянию здоровья. При поступлении сдаются вступительные экзамены.

В дополнение к общеобразовательной программе воспитанники школы-интерната изучают Закон Божий, историю кадетских корпусов, историю казачества, основы военной подготовки, бальные танцы, этику и эстетику, хоровое пение.

Одним из первых «новых» кадетских корпусов стало муниципальное образовательное учреждение Сибирский кадетский корпус (СКК) в г. Новосибирске, созданное в 1992 году. Инициаторами его создания стали педагоги, долгое время занимавшиеся при поддержке местных властей работой с детьми в Новосибирском военно-патриотическом объединении «Мужество, Героизм и Воля» (НВПО «МГиВ»). Организация «МГиВ» существовала с 1958 года сначала как неформальное объединение по типу тимуровского отряда, затем в виде кружков, а с начала 80-х годов приобрела при поддержке комсомольских организаций города и области статус общественного объединения. В настоящее время «Мужество, Героизм и Воля» входит в состав СКК в качестве «Центра дополнительного образования «МГиВ», в котором занимается до 3000 кружковцев.

В СКК принимаются мальчики с 7 лет, годные по состоянию здоровья. В классах с 1 по 11 обучается порядка 500 кадет. Среди них 60 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, в СКК имеется 2 специализированных казачьих класса.

В отличие от программ общеобразовательных школ в программу СКК включены военно-технические дисциплины, углубленное изучение английского языка и физической культуры, история ратной Славы Отечества и история кадетских корпусов, хореография и другие дополнительные предметы. Преподавательский коллектив состоит из опытных педагогов (118 педагогических работников, 27 – имеют высшую квалификационную категорию).

Основными структурными подразделениями СКК являются: административное; образовательное, состоящее из двух модулей (модуль дошкольного и начального образования и модуль среднего, полного среднего образования); интернат; Центр дополнительного образования «МГиВ»; детский оздоровительный лагерь «Гренада»; детский туристический лагерь «Горный егерь»; хозяйственные подразделения и службы (комендантская, вещевая, ремонтно-строительная, продовольственная, автотранспортная); служба безопасности; медицинская служба; общежитие; туристический центр; пресс-центр. Создана экспериментальная площадка «Академия благородных девиц», существует попечительский совет.

В 1993 году в г. Воронеже началось возрождение Воронежского Великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса34.

В целях обеспечения всестороннего развития граждан Российской Федерации, сохранения единства культурного и образовательного пространства и расширения возможностей получения гражданами общего среднего (полного) образования в 1997 году вышло распоряжение Президента Российской Федерации от 09.04.1997 г.  № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)».

Данный документ был направлен на поддержку инициативы общественного движения за возрождение кадетских школ в создании государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов), имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано принять меры по созданию кадетских школ.

В соответствии с распоряжением Президента России было принято постановление Правительства Российской Федерации (от 15.11.1997 г. № 1427) утвердившее разработанное Минобразованием России Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате).

В соответствии с положением основные цели кадетской школы и кадетской школы-интерната - интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Кадетская школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

В отличие от кадетской школы в кадетские школы–интернаты принимаются дети с 5 класса общеобразовательной школы и в них не реализуются общеобразовательные программы начального общего образования.

За содержание кадет в кадетской школе-интернате с родителей (законных представителей) взимается плата в установленном порядке.

В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (законные представители) могут быть освобождены от платы за содержание кадет в кадетской школе - интернате полностью или частично.

Кадеты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в кадетских школах-интернатах на полном государственном обеспечении и пользуются льготами, установленными для данной категории детей законодательством Российской Федерации.

На региональном уровне принимаются программы и концепции развития кадетского образования. Зачастую программы развития кадетского образования в регионах являются частью региональных программ патриотического воспитания молодежи.

В Москве в 2001 году было принято постановление Правительства Москвы от 22.05.2001г. N 466-ПП «О развитии кадетского образования в г. Москве» и Программа развития кадетского образования на 2001-2005 годы.

В Красноярском крае постановлением Совета администрации Красноярского края от 21.07.2005г. N 183-п утверждена концепция развития кадетского и женского гимназического образования Красноярского края. Принят Закон Красноярского края «О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях–интернатах» от 28.02.2001г. N 13-1187.

В Республике Татарстан в рамках реализации Республиканской целевой программы развития кадетского образования на 2003 - 2005 годы Министерством образования и науки Республики проводился комплекс мероприятий, направленных на создание сети кадетских школ-интернатов, кадетских классов на базе общеобразовательных учреждений и кадетских групп в учреждениях начального профессионального образования.

На сентябрь 2005 года в кадетских учреждениях Татарстана обучалось 1078 воспитанников.

В развитии кадетского образования в России с начала 90-х годов XX века активное участие принимали члены зарубежных организаций российских кадет. Так с 1999 года действует Благотворительный Фонд содействия кадетским корпусам имени Александра Йордана, созданный Борисом Йорданом. За прошедшие годы Фондом проделана значительная работа, оказано содействие в публикации многих книг о кадетском образовании, истории кадетских корпусов, организовывались встречи выпускников кадетских корпусов. Кроме того, например, Московский комитет образования, Комитет общественных и межрегиональных связей правительства Москвы, Московское объединение суворовцев при поддержке Фонда разработали программу преобразования трех школ-интернатов №№ 69, 1843 и 55 соответственно во 2-й, 3-й и 4-й Московские кадетские корпуса.

В настоящее время по экспертным оценкам в России действует 70 кадетских корпусов, школ, школ-интернатов, гимназий, а также более 400 кадетских классов. Кадетские образовательные учреждения имеют ряд общих особенностей, основными из которых являются следующие: воспитанники носят форму (в каждом учреждении она разрабатывается с учетом его специфики), в данных образовательных учреждениях реализуются дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку воспитанников.

С одной стороны – это общеобразовательные учреждения, созданные в системе силовых министерств.

С другой стороны – это общеобразовательные учреждения, в системе органов управления образованием.

Необходимо особо подчеркнуть, что существуют различия в подходах к организации военной подготовки в разных кадетских образовательных учреждениях. Так, в соответствии с положением о суворовских, нахимовских училищах и кадетских корпусах35 военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительным программам, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся училища.

В то же время в типовом положении о кадетских школах, школах-интернатах, которые осуществляют образовательный процесс с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, нет указания на то, что в разработке этих дополнительных программ принимают участие силовые (военные) ведомства.

Кадетские школы и школы-интернаты – явление относительно новое для российского образования (имеется в виду советский период и период новейшей истории России).

Можно выделить ряд проблем в их деятельности. Создавались кадетские корпуса весьма хаотично, как по инициативе снизу, так и по инициативе государства, как государственные, так и частные образовательные учреждения.

Данные общеобразовательные учреждения весьма отличаются друг от друга по материально-техническому оснащению.

Многие специалисты отмечают отсутствие полноты законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей стабильность и развитие стройной системы кадетских школ-интернатов36.

Так, кадетские школы и школы-интернаты не сразу смогли включиться в процесс реализации приоритетного национального проекта «Образование», что произошло в результате недостаточной разработанности нормативно-правовой базы деятельности данных образовательных учреждений. В настоящее время проект «Образование» охватывает кадетские образовательные учреждения.

Нет единых правил приема в данные учреждения, единых подходов к предоставлению льгот по оплате.

С одной стороны, кадетские школы, классы действуют в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а это значит, что в данное учебное заведение должны приниматься дети без вступительных испытаний. На практике во многие кадетские учебные заведения прием ведется на конкурсной основе и для освоения дополнительных программ, имеющих целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, мальчики при поступлении в такое училище должны обладать хорошим здоровьем.

Программы различных кадетских школ весьма отличаются друг от друга. В ряде из них углубленно изучается предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), включающий начальную военную подготовку. В федеральном стандарте среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности предусмотрен профильный уровень подготовки по ОБЖ. На этом уровне изучение ОБЖ направлено на достижение таких целей как:

· освоение знаний об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;

· развитие качеств личности (эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, готовности к перегрузкам, умения действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.), необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках;

· воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; уважения к героическому наследию России, ее государственной символике; патриотизма и чувства долга по защите Отечества.

В ряде кадетских школ изучается история кадетских корпусов, в отдельных школах в составе регионального компонента изучаются такие предметы, как: история армии, история Вооруженных Сил, основы военных знаний, Закон Божий, специальная военная подготовка, рукопашная борьба, хореография и т.д.

Проблемы деятельности кадетских образовательных учреждений

Нет единства, общих идеологических подходов к образовательным программам в данном виде образовательных учреждений. Представляется необходимым обеспечение единообразия подходов к военно-патриотическому воспитанию во всех кадетских формированиях, к историческому образованию.

Организаторы кадетских школ пытаются максимально подчеркнуть преемственность вновь созданных учреждений по отношению к старым, дореволюционным. Например, в постановлении администрации Красноярского края  (от 10.08.1998 N 445-П) «О создании Ачинского кадетского корпуса» используются такие редко употребляемые в настоящее время термины, как «казеннокоштные кадеты и воспитанники», «своекоштные».

В средствах массовой информации, сети Интернет отдельные авторы поднимают вопрос о легитимности присвоения кадетским корпусам названий старых, дореволюционных корпусов. Представляется, что этот вопрос актуален для кадетского движения с точки зрения привлечения спонсорских средств от организаций кадет из-за рубежа.

Очень разнообразно подходят кадетские школы к вопросу о приеме девочек на обучение.

В отдельные классы и школы принимаются и девочки. В ряде регионов гимназии для девочек открываются параллельно созданию кадетских корпусов. Как правило, в дополнение к общеобразовательной программе в этих гимназиях девочки углубленно изучают домоводство, этикет, историю искусств, танцы и т.д., проводятся совместные мероприятия воспитанников кадетских школ и гимназий для девочек. Это позволяет обучить детей основам поведения в обществе, культуре общения.

Однако представляется, что еще не вполне выработаны адекватные современности подходы к постановке целей обучения девочек и юношей в кадетских школах и женских гимназиях.

Например, в Законе Красноярского края «О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях – интернатах» указано, что кадетские корпуса создаются в целях «интеллектуального, нравственного и физического развития мальчиков, подготовки их в будущем к гражданской и военной службе Отечеству, воспитания в каждом из кадет преданности Родине, чувств чести, добра и справедливости». В том же Законе указано, что Мариинские женские гимназии создаются в целях «формирования у воспитанниц современного уровня знаний, гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, всестороннего развития личности». Получается, что мальчики должны с честью и достоинством любить Родину, а девочки в отличие от мальчиков любить не только Родину, но и семью, природу, быть трудолюбивыми. Возникает вопрос, не это ли воспитание приводит к образованию в будущем неполных семей, одиноких матерей, к инфантильности многих юношей.

Одним из самых больных вопросов в деятельности кадетских школ, кадетских школ-интернатов является вопрос о финансировании данных учебных заведений. По оценкам специалистов кадетские школы (школы–интернаты) действуют с момента своего создания в условиях жесточайшего дефицита средств, во многом зависят от поддержки спонсоров.

Необходимо отметить, что это общая проблема всех общеобразовательных учреждений (интернатов). Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях находится в компетенции субъектов Российской Федерации. В то же время возможности региональных бюджетов ограничены.

Поддержка кадетского образования с федерального уровня осуществляется через федеральные целевые программы, государственные программы. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 г. N 422 утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», в рамках которой предусмотрено выделение средств на проведение кадетских слетов, семинаров для руководителей и преподавателей кадетских образовательных учреждений, но этого недостаточно для поддержания деятельности кадетских школ.

В настоящее время российское законодательство предоставляет образовательным учреждениям возможность приобретения большей самостоятельности при преобразовании в автономные учреждения, однако, нельзя однозначно утверждать, что это позволит решить финансовые проблемы данных учреждений.

С вопросом о финансировании связан и вопрос о том, должно ли быть кадетское образование элитарным, либо оно будет общедоступным, учреждения будут выполнять, прежде всего, социальные функции. Пока нет единого подхода к разрешению данного вопроса.

Существует проблема подготовки кадров для данного вида учреждений, создания единой методической базы, учебников.

Кадетские образовательные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, так же как и общеобразовательные школы весьма отличаются друг от друга. Это касается уровня оплаты труда педагогов в кадетских школах (школах-интернатах), материально-технической оснащенности, величины родительской платы, обеспеченности учебниками и др.

Вместе с тем развитие кадетского образования имеет большое значение для усиления патриотического воспитания детей и молодежи, подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах России, социализации детей из проблемных семей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные образовательные учреждения создают новые образовательные технологии, способствуют возрождению и сохранению российских традиций образования и воспитания.

 

2.  История развития кадетского образования в России37

Создание кадетского образования

 

Система обучения, сложившаяся опытным путем в процессе становления первых кадетских корпусов, вышла далеко за рамки военного образования и стала, по сути, эталонной для многих российских учебных заведений, создававшихся впоследствии.

Кадет – в переводе с французского языка означает младший. Кадетами во Франции называли молодых дворян, определявшихся на обучение для военной или духовной карьеры (дословный перевод – маленький капитан).

В странах Европы кадетское образование стало развиваться в XVII-XVIII веках. В Пруссии в 1653 году было создано три кадетских школы, которые в 1700 году объединились в кадетский корпус, в Дании также функционировали кадетские корпуса.

Аналогичные процессы происходили и в России, где создание кадетских корпусов опиралось на прусский и датский опыт.

Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный (до 1917 года) период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений.

Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.

По инициативе Петра I в 1701 году была учреждена «Навигационная школа», которая позже стала Морским кадетским корпусом. Со времени создания Петром I регулярной армии и военно-учебных заведений все русские цари особое внимание уделяли подготовке офицерских кадров.

Первый собственно кадетский корпус в России был учрежден Императрицей Анной Иоанновной в 1731 году (Корпус кадетов шляхетских детей, позже переименованный в Сухопутный шляхетский кадетский корпус).

Помимо военных дисциплин, по примеру Дании и Пруссии, в программу данного учебного заведения были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Это имело особое значение в связи с тем, что в России тех лет отсутствовало жесткое разделение на военную и гражданскую службу, часто военные переходили на гражданскую службу с сохранением и даже повышением ранга. Существовали случаи, когда кадетский корпус преобразовывался в гражданское учебное заведение, например в Санкт-Петербурге Горное училище стало Горным кадетским корпусом, а позже было преобразовано в Горный институт.

Кадетские корпуса в целом славились тем, что воспитанникам прививались чувства долга, чести, любви к Отечеству. Выпускников кадетских корпусов и после окончания образования продолжали связывать узы товарищества и взаимоподдержки.

Элитарность и социальная функция в деятельности кадетских корпусов

Необходимо подчеркнуть, что кадетские корпуса создавались в России и как учебные заведения для сирот и детей из беднейших дворянских семей, и как элитарные образовательные учреждения.

Например, в 1802 году был учрежден Пажеский корпус – привилегированное закрытое учебное заведение, выпускники которого готовились к военной и придворной службе.

В то же время, постоянно растущее в результате войн, число осиротевших детей требовало к себе внимания со стороны государства и общества. На устройство учебных заведений для сирот выделялись государственные средства, жертвовались деньги частными лицами.

Императором Павлом I в 1798 году был учрежден Военно-сиротский дом, состоявший из двух отделений: первое отделение - для 200 сыновей и 50 дочерей неимущих дворян и офицеров, второе – для солдатских сыновей. В 1829 году Императорский военно-сиротский дом был преобразован в Павловский кадетский корпус.

В Финляндии был создан Гаапаниемский топографический корпус, в котором половина учащихся была на содержании государства, а половина обучалась за счет родителей.

В Тамбове в военное училище со штатной численностью 120 человек принимали на бесплатное содержание детей беднейших дворян. Выпускники, окончившие училище с отличием, принимались в кадетские корпуса или университет.

Благотворительность

Огромную роль в развитии кадетского образования сыграла благотворительная деятельность граждан России.

Генерал-майор Зорич С.Г. в 1778 году на свои деньги учредил «Благородное училище», выпускники которого направлялись на военную и гражданскую службу, а через семь лет многие получали и офицерское звание. В 1834 году на пожертвования генерала от артиллерии графа А.А. Аракчеева был открыт Новгородский кадетский корпус, на средства полковника Бахтина М.И. был учрежден Орловский корпус. Известны и многие другие примеры. Дворяне большинства губерний жертвовали деньги на открытие губернских кадетских корпусов.

Выработка единых подходов к кадетскому образованию

На протяжении всей истории кадетских корпусов дореволюционной России предпринимались попытки выработки единых принципов их деятельности.

В 1805 году был создан Совет о военно-учебных заведениях в целях унификации системы воспитания и образования в кадетских корпусах. Но и после создания Совета не все военно-учебные заведения подчинялись одному ведомству. Так, Морской кадетский корпус подчинялся Морскому военному ведомству. В каждом корпусе были свои условия приема, свои правила, которые зависели зачастую от руководства корпуса.

В 1826 году Император отмечал: «Обозревая с особым вниманием устройство учебных заведений, в коих российское юношество образуется на службу государству, я с сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого единообразия, на коем должно быть основано воспитание и учение»38.

В 1830 году Николаем I были утверждены «Общие положения и Устав для военно-учебных заведений».

В губерниях стали открываться однотипные новые кадетские корпуса, в которые могли поступать дети из близлежащих губерний, причем каждая губерния была приписана к конкретному корпусу. Губернские кадетские корпуса представляли собой интернаты со штатной численностью от 100 до 1000 воспитанников, разделенных на роты (гренадерскую, мушкетерскую, неранжированную (в нее определялись вновь поступившие). В каждой роте было 4 отделения по 25-30 кадет в каждом. У воспитателей были помощники из числа старших учеников.

В 1832 году создаются Управление военно-учебных заведений и Штаб управления военно-учебными заведениями (позже Главный штаб). Полномочия начальника штаба были приравнены к полномочиям министра. В 1836 году Главным начальником военно-учебных заведений великим князем Михаилом Павловичем был введен новый Устав военно-учебных заведений, в соответствии с которым кадетские корпуса были разделены на два класса.

К 1-му классу относились: Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Дворянский полк, 1-й и 2-й Санкт-Петербургские кадетские корпуса, 1-й и 2-й Московские кадетские корпуса, Финляндский, Павловский, Новгородский, Орловский, Воронежский. Полоцкий, Брестский, Петровский-Полтавский, Оренбургский и Сибирский кадетские корпуса. В таких кадетских корпусах учреждались специальные классы, по окончании которых кадеты производились в офицеры.

Ко 2-му классу относились Александровский малолетний, Александрийский сиротский, Тульский, Тамбовский, Владимирский, Киевский кадетские корпуса. Кадеты этих корпусов после пяти лет учебы поступали в корпуса 1-го класса.

Воспитанники губернских корпусов первоначально не имели специальных классов. По окончании общих классов они переводились в Дворянский полк, где, пройдя курс специальных классов, производились в офицеры.

В 1836 году был введен также единый учебный план для кадетских корпусов. Например, в кадетских корпусах 1-го класса обучение длилось 8 лет и делилось на три курса: приготовительный (1 год), общий (5 лет), специальный (3 года). В приготовительных классах преподавались основы Закона Божьего, чтение и письмо по-русски, по-французски и по-немецки, начальный курс арифметики, чистописание и рисование; в общих и специальных классах - Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, механика, естественная история, физика, химия, русская и всеобщая история, география, законоведение, статистика, артиллерия, тактика, военная топография, начертательные искусства, гимнастика, фехтование и танцы. В специальных классах проходили дифференциальное и интегральное уравнения для воспитанников, готовящихся в Артиллерийское и Инженерное училища. Во время летних лагерей и каникул старшие кадеты, остававшиеся в корпусе, занимались топографическими работами. Для чтения издавался специальный литературный журнал, представлявший сборник лучших произведений того времени.

Программа была составлена с ориентиром на среднего ученика и подлежала обязательному усвоению.

Существовала система поощрений и наказаний воспитанников. Например, в общих залах учебных заведений надлежало иметь доски светлого мрамора, для занесения имен лучших выпускников. В классах располагались красные доски, на которых писали имена отличившихся, и черные доски, на которых писали имена худших воспитанников. До начала XX века применялись телесные наказания.

Несмотря на строгую дисциплину, в кадетских корпусах имели место неуставные отношения, возник культ «старого кадета».

В 1863 году по предложению военного министра графа Д.А. Милютина в России была проведена реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса, хорошо зарекомендовавшие себя, были преобразованы в военные гимназии, учебный план которых был максимально приближен к учебному плану гражданских образовательных учреждений. Специальные классы (по окончании которых кадеты производились в офицеры) в этих гимназиях были упразднены, ученики гимназий не носили погоны, была отменена строевая подготовка, военная атрибутика.

На воспитателей в гимназиях возлагался значительный груз ответственности, они должны были глубоко вникать в дела своих подопечных. Воспитательный процесс основывался на следующих принципах:

· каждый воспитатель лично несет ответственность за воспитание находящегося в его подчинении воспитанника;

· необходимое знакомство со всей деятельностью воспитанников, с их нуждами, понятиями и убеждениями может быть достигнуто только частым пребыванием воспитателя в среде воспитанников его отделения;

· во время приготовления учениками уроков воспитатель прямо исполняет обязанности репетитора или же организует учебные занятия своих воспитанников вне класса;

· воспитатель следит за опрятностью воспитанников, исправностью их одежды, помещения и продовольствия, за всеми физическими их упражнениями, всем образом жизни порученных ему воспитанников как в заведении, так, по возможности, и вне его;

· дежурный воспитатель неотлучно остается в заведении в течение суток и наблюдает как за поведением своих воспитанников, так и за своевременным исполнением всех назначенных по расписанию дневных занятий;

· на собраниях педагогического комитета всесторонне обсуждаются вытекающие из жизни заведения вопросы учебно-воспитательной практики с целью установления единства во взглядах и действиях всех наставников гимназии.

Реформа не коснулась Морского корпуса, частично Пажеского и Финляндского корпусов.

Однако нововведения были признаны неудачными, и в 1882 году военные гимназии вновь были преобразованы в кадетские корпуса.

Восстановленные и основанные впоследствии кадетские корпуса являлись средними военно-учебными заведениями. В них были только общеобразовательные классы и велась предварительная подготовка к военной службе. Корпуса имели военную организацию и подразделялись на роты. Вся администрация состояла из военных.

На поступление в кадетский корпус имели право (за казенный счет):

1. Сыновья заслуженных офицеров, морских и военных врачей и священников, отставных венных. Кроме того, в обязательном порядке: круглые сироты тех же лиц, умерших на службе; сыновья тех же лиц и кроме того, классных чиновников всех ведомств, если эти лица и чиновники были убиты на войне, умерли от ранений и контузий, полученных на войне, состоят или состояли под покровительством Александровского комитета о раненых, по 1-му и по 2-му классу. Сыновья тех лиц (кроме чиновников гражданского ведомства), которые внезапно погибли или лишились ума или зрения на службе.

2.   Сыновья кавалеров ордена Святого Георгия всех степеней.

3.   Сыновья лиц, участвовавших в боях и награжденных Знаком отличия военного ордена или состоящих под покровительством Александровского комитета о раненых, по 1-му или 2-му классу.

5.   Сыновья прапорщиков, зауряд-прапорщиков и состоящих в унтер-офицерском звании роты Дворцовых гренадер.

6.   Малолетние, числящиеся пажами Высочайшего двора.

Обучение в кадетских корпусах длилось 7 лет, в классы принимались дети:

· в 1-й класс - от 10 до 12 лет;

· во 2-й класс - от 11 до 13 лет;

· в 3-й класс - от 12 до 14 лет;

· в 4-й класс - от 13 до 15 лет;

· в 5-й класс - от 14 до 16 лет:

· в 6-й класс - от 15 до 17 лет;

· в 7-й класс - от 16 до 18 лет.

Согласно положению о кадетских корпусах 1886 г. по штату в корпусе полагались:

· директор (генерал-майор или полковник);

· инспектор классов (коллежский советник или полковник);

· его помощник (коллежский советник или полковник);

· 4 командира рот (полковники);

· 17 офицеров-воспитателей;

· смотритель здания (подполковник);

· заведующий обмундированием (капитан);

· старший врач (коллежский советник);

· младший врач (коллежский асессор);

· эконом (коллежский асессор);

· секретарь (коллежский асессор);

· бухгалтер (коллежский асессор):

· 2 барабанщика (один унтер-офицер, один рядовой);

· 2 горниста (рядовые);

· старший фельдшер;

· младший фельдшер;

· аптечный фельдшер;

· 3 старших писаря (нестроевые старшего разряда);

· 4 младших писаря (нестроевые).

Два старших класса - 6-й и 7-й - входили в состав 1-й роты, которая считалась строевой, и кадеты ее были вооружены винтовками. Лучшие по учебе и поведению кадеты 7-го класса производились в вице-фельдфебели и вице-унтер-офицеры. Общая программа обучения в корпусах соответствовала гражданским учебным заведениям - гимназиям и реальным училищам.

К упомянутым выше предметам, преподававшимся в корпусах, были добавлены космография, химия, механика, зоология, ботаника, минералогия, физиология, законоведение, рисование, проекционное черчение, черчение и чистописание.

Постоянно расширялась система внеклассных занятий. Разработчики новых программ старались обеспечить гармоничное развитие личности. Вводилось внеклассное чтение на французском и немецком языках, курс риторики. Для преподавания риторики приглашались известные артисты и режиссеры. В курс законоведения в старших классах был введен раздел о различных нравственно-философских системах, расширена программа основ научной этики. В программу физического развития вошли обязательные экскурсии и военные походы продолжительностью до пяти-семи суток.

К концу XIX века система кадетского образования в России приобрела стройность и достигла определенного совершенства. Были сформированы единые принципы и подходы к воспитанию и образованию воспитанников кадетских корпусов. Были также разработаны и доведены до каждого воспитанника «обязанности» кадета, которые заключались в следующем:

Кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних.

Каждому кадету надлежит быть: благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны.

Кадет обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе. Он обязан также точно и добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах.

В течение первого года обучения кадет должен хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни.

По всем надобностям он обязан всегда обращаться только к своему непосредственному начальнику. По делам же личным, до него касающимся и не относящимся к службе, он имеет право обратиться непосредственно к ротному командиру, но только с разрешения своего непосредственного начальника. О случившемся с ним нездоровье кадет обязан без промедления доложить своему непосредственному начальнику.

Кадет не имеет права самовольно отлучаться из корпуса, не получив на то разрешения.

Каждый кадет должен иметь и вне корпуса бодрый и молодцеватый вид. Соблюдать со всей точностью правила отдания воинской чести.

Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках. Он должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит.

Обо всех замечаниях, сделанных ему встретившимися начальниками, или переданных приказаниях кадет обязан доложить своему непосредственному начальнику.

Оружие, снаряжение, обмундирование и прочие состоящие на нем казенные вещи кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности. При отправлении в лазарет, в отпуск или в карцер он обязан сдать казенные вещи (указанные в перечне) в цейхгауз.

Кадет должен быть чистоплотен, опрятен и соблюдать в этом отношении установленные для всех правила39.

Значительное место в системе воспитания кадет занимала церковь, практически весь уклад жизни соответствовал православному календарю, главным праздником каждого корпуса была дата окончания строительства корпусного храма, который возводился при каждом кадетском корпусе.

В кадетских корпусах почитались все религии. Иноверцы были освобождены от уроков Закона Божьего, от посещений православной церкви, они ходили в свои храмы, учились у своих церковных пастырей.

К февралю 1917 года в России действовал 31 кадетский корпус, включая Морской и Пажеский. Общее число кадет превышало 10 тысяч человек.

В ходе революционных преобразований и гражданской войны старая система кадетского образования в России прекратила свое существование. Воспитанники старых кадетских корпусов были эвакуированы за границу.

Слово «кадет», как обозначение воспитанников военно-учебного заведения использовалось в России и в советское время. В период Великой Отечественной войны, когда резко возросло число сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, были созданы по типу дореволюционных кадетских корпусов образовательные учреждения, куда принимались, прежде всего, дети погибших на фронтах граждан – суворовские и нахимовские училища. С 1943 по 1944 годы в СССР было открыто 17 суворовских военных училищ. Например, в 1944 году в г. Горьком (в настоящее время - Нижний Новгород) было сформировано Московское суворовское училище, в которое принимались мальчики с 10 лет на 7 летний срок обучения.

Для детей россиян, не принявших революцию и эмигрировавших из России, образовывались кадетские корпуса на территории Югославии и других стран. Их создание происходило зачастую на основе эвакуированных из России кадетских корпусов. Так, в 1920 году кадеты Киевского, Одесского и Полоцкого корпусов были сведены в Сводный кадетский корпус (позднее неоднократно переименовывался), который дислоцировался в г. Сараево.

По данным, приведенным публицистом В.А. Гурковским в книге «Кадетские корпуса Российской империи», в 1922 году за границей оказалось порядка 2 тысяч кадет, сведенных в корпуса. Кадеты держались весьма сплоченно, имели свои печатные издания, создавали объединения.

За рубежом создавались объединения выпускников кадетских корпусов. Так в 1950 году во Франции было создано Общекадетское объединение (ОКО), создавались объединения в Аргентине, Венесуэле, в США (Сан-францисское, Южнокалифорнийское, Чикагское), в Канаде, Австралии. С 1967 года стали проводиться кадетские съезды.

С начала 90-х годов стали устанавливаться связи зарубежных кадет с Россией. В 1992 году около 200 зарубежных кадет посетили Россию. С этого времени постоянными стали их встречи с представителями суворовско-нахимовского клуба. В 1994 году на XIV и в 1996 году на XV съездах кадет присутствовали представители из России. В 1998 году XVI съезд кадет проходил в России.____________________

_____________________

30 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 г., N 696.

31 Распоряжение Президента России от 11.04.1996 г., N 178-рп.

32 Распоряжение Президента России от 19.02.1996 г., N 73-рп.

33 Программа развития кадетского образования в Москве на 2001-2005 годы. Приложение к постановлению  правительства Москвы от 22.05.2001 г. N 466-ПП.

34 Меньшов В.М. Российские кадеты. т.1, кн.1, 2 / В.М.Меньшов. – СПб: Береста 2003.

35 утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996г. № 696.

36 Основным нормативно-правовым документом, на основании которого они действуют, являются распоряжение Президента Российской Федерации «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)» от 09.04.1997г., № 118-рп и Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 г., № 1427.

37 При подготовке данного раздела использованы материалы:

Гурковский В.А. Кадетские корпуса России. – М., 2005.- т.1 и т.2

Меньшов В.М. Российские кадеты. т.1, кн.1,2 / В.М.Меньшов. – СПб: Береста 2003.

38 Попов А.А., Плеханов А.М. От кадетских корпусов к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД) СССР (1731-1960) Исторический очерк. Москва. Граница. 1998. 240 с.

39 1. Встав утром, убрать постель, вычистить одежду, сапоги, починить разорванное, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы и причесаться; затем, помолившись Богу, вполне исправным явиться к утреннему осмотру;

2. Ходить в баню не менее двух раз в месяц, белье менять не менее одного раза в неделю;

3. Летом купаться только в отведенных местах и с разрешения начальников;

4. Ноги содержать в чистоте и чаще менять носки. Ногти на руках и ногах иметь остриженными:

5. Волосы на голове иметь коротко остриженными; ежедневно расчесывать их расческой;

6. Белье не занашивать; сырого белья или носков не надевать. Не сушить белье в жилом (спальном) помещении и не развешивать его где попало.

7. Одежду носить бережно. Чинить ее своевременно. Крючки и пуговицы должны быть надежно и крепко пришиты. Обувь всегда должна быть исправна и почищена; подушки и постель кадет обязан сам заправлять и содержать опрятно, проветривая и выколачивая их не реже одного раза в неделю (обычно по субботам). Под матрацем и подушкой не держать никаких вещей. Под кроватью не иметь сора.

Защита прав детей в Российской Федерации//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 7 (324), 2007