РЕКОМЕНДАЦИИпарламентских слушаний на тему«Законодательная поддержка функционирования и развитиякадетских образовательных учреждений в Российской Федерации».
Участники парламентских слушаний, всесторонне обсудив проблемы современного состояния нормативно-правовой базы в сфере функционирования кадетских образовательных учреждений, широкий круг вопросов, связанных с деятельностью кадетских школ (школ-интернатов), кадетских классов (далее – кадетские образовательные учреждения), отмечают их важность и актуальность для обеспечения воспитания подрастающего поколения. В настоящее время, по оценкам экспертов, в России действует около 80 кадетских школ, школ-интернатов, гимназий, а также более 400 кадетских классов. Основными целями кадетских образовательных учреждений являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие и воспитание детей и подростков, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданской и военной службе. Участники парламентских слушаний признают важную роль кадетских образовательных учреждений в формировании нового поколения граждан, воспитанных на идеалах патриотизма, чести, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие Отчизны. Указанные учреждения образования обладают серьезным потенциалом для решения вопросов социализации детей из проблемных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, отвлечения подростков от улицы. Наряду с этим отмечается, что в настоящее время правовое регулирование вопросов функционирования кадетских образовательных учреждений не соответствует тем целям и задачам, которые стоят перед ними. Так на федеральном уровне эти отношения, по существу, регулируются только Распоряжением Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997г. № 1427 «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)». Этими нормативными актами регулируется только часть соответствующих общественных отношений. В то же время рядом субъектов Российской Федерации с целью поддержки кадетских образовательных учреждений, приняты свои нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность кадетских образовательных учреждений. В их числе - Постановление Правительства Москвы от 22 мая 2001 года № 466-ПП «О развитии кадетского образования в г. Москве» и Программа развития кадетского образования в Москве на 2001-2005 годы; - Постановление Совета администрации Красноярского края от 21 июля 2005 года № 183-п «Об утверждении концепции развития кадетского и женского гимназического образования Красноярского края», - Закон Красноярского края от 28 февраля 2001 года № 13-1187 «О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах»; - Целевая программа развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2003 – 2005 годы; - Постановление главы Администрации Краснодарского края от 11 августа 2004 года № 799 «Об утверждении положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края»; - Областной закон Ростовской области от 18 сентября 2006 года № 337-ЗС «Об областной целевой программе поддержки казачьих обществ на 2007-2009 годы». Принятие данных нормативных актов свидетельствует о необходимости интенсификации законодательного регулирования на федеральном уровне общественных отношений, возникающих при реализации образовательных программ в кадетских образовательных учреждениях. Участники парламентских слушаний констатируют, что, в результате отсутствия достаточно полной законодательной базы, в этой сфере образования наметился ряд серьезных проблем: - не выработан единый стандарт образования для кадетских образовательных учреждений; - отсутствуют общие идеологические подходы к дополнительным образовательным программам в кадетских образовательных учреждениях, которые значительно отличаются друг от друга; - нет единообразия подходов к военно-патриотическому воспитанию и историческому образованию в указанных кадетских образовательных учреждениях; - различаются правила приема в указанные образовательные учреждения; - кадетские образовательные учреждения отличаются по материально-техническому обеспечению, в том числе отсутствует единый подход к предоставлению льгот по оплате; - отсутствует достаточное финансирование кадетских образовательных учреждений; - образовательные учреждения указанного типа не сразу смогли включиться в процесс реализации приоритетного национального проекта «Образование». Несмотря на большое количество проблем в сфере кадетского образования, подчеркивается позитивная роль кадетских образовательных учреждений в военной и профессиональной подготовке воспитанников, подготовке их к гражданской службе и службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, например, до 90 % выпускников кадетских образовательных учреждений Краснодарского края поступают в высшие учебные заведения, в том числе 41% в вузы Минобороны и МВД России. Учитывая отмеченные в ходе дискуссии положения, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации - внести в действующее законодательство об образовании Российской Федерации поправки, регулирующие отношения, возникающие при реализации образовательных программ в кадетских образовательных учреждениях, в том числе в части установления льгот выпускникам кадетских образовательных учреждений при поступлении в военные учебные заведения; - поддержать законодательную инициативу Московской городской Думы, Законодательного Собрания Ростовской области и Законодательного Собрания Красноярского края о внесении дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» об установлении нового типа образовательных учреждений – «кадетские образовательные учреждения». 2. Правительству Российской Федерации - рассмотреть вопрос о возможности финансирования кадетских образовательных учреждений на паритетных началах между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, в том числе предусмотреть возможность обеспечения воспитанников кадетских образовательных учреждений форменной одеждой и питанием за счет средств федерального бюджета; - включить в Федеральную целевую программу развития образования разделы, предусматривающие меры по поддержке развития кадетских образовательных учреждений, или принять Федеральную целевую программу «Кадеты России»; - усовершенствовать Типовое положение о кадетских школах (кадетских школах-интернатах) в части правил приема, требований к состоянию здоровья воспитанников, дополненных перечнем заболеваний и противопоказаний, препятствующих приему в кадетские образовательные учреждения; - рассмотреть вопрос о разработке целевой государственной программы по поддержке кадетских образовательных учреждений в Российской Федерации, сделав главный упор на создание и развитие спортивной базы, учебных классов (мест занятий) по подготовке обучающихся основам военной службы.
3. Министерству образования и науки Российской Федерации - в целях обеспечения государственного контроля за деятельностью кадетских образовательных учреждений возложить на Федеральное агентство по надзору в области образования и науки выдачу лицензий на право ведения образовательной деятельности в указанных образовательных учреждениях; - рассмотреть возможность создания подразделения Минобрнауки России, обеспечивающего координацию деятельности кадетских образовательных учреждений, а также решение вопросов организационно-правового и программно-методического обеспечения кадетского образования; - изучить вопрос о необходимости изменения в статью 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части, касающейся совместного учредительства государственных общеобразовательных учреждений; - подготовить в рамках существующей законодательной базы в области образования необходимые разъяснения по определению понятий: «кадетское образование», «кадетские образовательные учреждения», «кадетский класс»; - разработать единые правила приема в кадетские образовательные учреждения; - разработать примерную дополнительную образовательную программу по военной и спортивной подготовке кадет; - разработать типовые штаты для кадетских образовательных учреждений (кадетских школ, кадетских школ-интернатов, кадетских классов); - включить кадетские образовательные учреждения в приоритетный национальный проект «Образование»; - решить вопрос подготовки (переподготовки) и повышения квалификации педагогических работников кадетских образовательных учреждений; - установить статус выпускника кадетских образовательных учреждений; - рассмотреть вопрос о введении единой формы одежды и знаков отличия для кадет, преподавателей и воспитателей кадетских образовательных учреждений. Председатель Комитета В.Е. ШУДЕГОВ (Дата документа неизвестна) |