О роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2002 г. N 01-50-841/32-05 Министерство образования Российской Федерации в соответствии с решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации направляет для ознакомления, учета и использования в работе Справку о роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования с рекомендациями по организации их деятельности. Заместитель министра Е.Е.Чепурных
Справка
о роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов
В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Система образования достаточно быстро реагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания, в основе которых лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения. Впервые за последние десятилетия у обучающихся появилось право выбора образовательных учреждений. Заметным явлением в системе российского образования стал новый вид общеобразовательных учреждений - кадетские школы, кадетские школы-интернаты (далее - интернаты). Важную роль в развитии кадетских общеобразовательных учреждений сыграло возрождение лучших традиций и обычаев прошлого. За небольшой период кадетские школы (интернаты) не только заняли достойное место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и оказывают влияние на ее развитие. Кадетские общеобразовательные учреждения стремятся создать уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.
Основные отличительные особенности кадетских школ (интернатов): - кадетская школа (интернат) - форма военизированного, но не военного образовательного учреждения; - форма одежды; символы, которые разрабатываются каждым кадетским учреждением персонально с учетом специфики учреждения (морских, казачьих, сухопутных, ракетных, спасателей, налоговой полиции и др.) и утверждаются геральдической службой при Администрации Президента Российской Федерации; - реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, с учетом специфики учреждения; - проведение практических полевых занятий для кадет 6 - 10 классов (по окончании учебного года); - специфический уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); широкое использование ритуалов в общении, принятых в военной среде; вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки; - оформление кадетских учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (основ безопасности жизнедеятельности, предпрофессиональной военной подготовки и др.), школьного тира, школьного музея; особенности обустройства территории школьного двора (с учебным самолетом "Альбатрос" в Волжской кадетской школе, 3 танками в Новосибирской кадетской школе-интернате и др.); - работа с кадетами офицеров-воспитателей (эти военные специалисты призваны организовать особую систему отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики данного образовательного учреждения).
В настоящее время в России существуют: - кадетские корпуса, - кадетские школы, - кадетские школы-интернаты. Они отличаются друг от друга по: а) ведомственной принадлежности: - кадетские корпуса Минобороны России, МВД России, ФПС России, ФСЖВ России, других ведомств готовят юношей для поступления в вузы конкретного вида и рода войск; - кадетские школы, кадетские школы-интернаты системы Минобразования России создают основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще; б) организационно-правовой форме (государственные, негосударственные); в) источникам финансирования (кадетские корпуса военных ведомств полностью финансируются государством; кадетские школы, кадетские школы-интернаты - из бюджета субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также средств родителей); г) продолжительности обучений (от 3-х до 7,11 лет обучения). Всего в системе Минобразования России на 5 сентября 2001 года функционировало 43 кадетских учреждения, в которых обучалось 15031 кадет; из них - 30 кадетских школ-интернатов с контингентом воспитанников - 8895 человек. В кадетских школах, кадетских школах-интернатах преимущественно обучаются дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей (отцов), дети, находящиеся под опекой (попечительством).
Социальный состав кадет из кадетских школ, кадетских школ-интернатов России: - 28,5% ( примерно 4285 человек) - дети из неполных семей; - 12,5% (примерно 1883 человек) - дети из малообеспеченных семей; - 9,7% (примерно 1459 человек) - дети из многодетных семей; - 7,8% (примерно 1176 человек) - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; - 3,4% (примерно 512 человек) - дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; дети военнослужащих; - 36,4% (примерно 5471 человек) - дети из других категорий семей, в том числе служащих: - 1,6 % (примерно 245 человек) - дети из семей "риска".
Как показывает практика, кадетские школы (интернаты) созданы и создаются только в тех регионах (республиках, краях, областях, крупных городах Российской Федерации), в которых органы государственной власти поддерживают создание таких учреждений. Кадетские школы (интернаты), в основном, находятся под патронажем руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания, Ингушская Республика, Краснодарский, Красноярский края, Владимирская, Волгоградская, Иркутская, Новосибирская, Пермская, Ростовская и другие области, г.Москва), глав администрации городов (Барнаул, Калининград, Н.Новгород, Пенза и др.). В 1999/2000 учебном году Министерством образования Российской Федерации разработан Примерный учебный план кадетских школ, кадетских школ-интернатов, который служит основой для разработки учебного плана общеобразовательной подготовки кадетских школ, кадетских школ-интернатов с учетом специфики (морских, казачьих, сухопутных, ракетных, спасателей, налоговой полиции и др.) и условий их функционирования. Кроме того, часы, предусмотренные для занятий по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия используются для спецпредметов, программу которых разрабатывает и утверждает учебное заведение самостоятельно.
Кадетские учреждения России реализуют: - общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; - дополнительные образовательные программы, ориентирующие кадет на приобретение профессии, наиболее необходимой государству (управленца, экономиста, юриста, специалиста налоговой службы и др.), а также - дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
В Пермской кадетской школе выделяются три компонента образовательного процесса: общеобразовательный (профилирующими предметами по общеобразовательной подготовке являются: физика, математика, ОБЖ, история Отечества, обществознание), спортивный (легкая атлетика, спортивная гимнастика), военно-технический (пожарная безопасность, военно-медицинская подготовка, радио и связь, подготовка водителей индивидуальных транспортных средств категории "В"). Пермская кадетская школа работает по авторским программам по физической культуре. За период с 1997 по 2001 год кадетами совершено более 2000 прыжков с парашютом; подготовлено спортсменов-парашютистов - 131 человек; 222 кадета получили свидетельства о прохождении курса водителей категории "А" и "В", из них водительские удостоверения категории "А" и "В" - 126 кадетов. В Барнаульской, Воронежской, Иркутской, Краснодарской, Калининградской, Новосибирской, Новочеркасской, Смоленской, Якутской, Московских кадетских школах-интернатах изучаемые общеобразовательные предметы и спецпредметы служат для подготовки воспитанников кадетских учреждений как к гражданской, так и к военной службе.
В образовательном процессе кадетская школа (интернат) - адаптивная школа, где выстроены индивидуальные "траектории" развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке и дополнительном вариативном образовании. В качестве единой педагогической технологии рассматривается, в основном, технология уровневого обучения (из-за сложности современного контингента кадет). В учреждениях разрабатываются и апробируются программы дополнительного развивающего обучения, где с учетом психофизиологических особенностей для каждого образовательного уровня проводятся занятия с кадетами, во второй половине дня, по углубленному изучению военно-технических, спортивных, художественно-эстетических дисциплин. Как правило, в начальной школе упор делается на целостные дидактические системы и модели обучения. Это системы развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконииа - В.В.Давыдова. В основной и старшей ступенях кадетских учреждений в учебный план вводятся новые учебные предметы, такие, как военный перевод, экономика, риторика, история христианства, интегрированные курсы; проводится целенаправленное знакомство кадет с основами военного дела. Все это позволяет сделать вывод, что кадетские школы (интернаты) по сути являются Всероссийской экспериментальной площадкой, где разрабатываются и апробируются как новые технологии управления, так и педагогические технологии, новые идеи совершенствования образовательного процесса. Кадетские общеобразовательные учреждения России успешно решают общие вопросы проектирования обучения и воспитания кадет в рамках созданного воспитательно-образовательного пространства. Многие из них представляют собой многопарадигматическую образовательную кооперацию. Например, Новосибирская кадетская школа-интернат представляет собой сложную многоуровневую образовательную систему, состоящую из нескольких структурных подразделений. В ее состав входят: интернатные группы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте с 4-х до 18 лет); военно-патриотическое объединение "Мужество, героизм и воля" - Центр дополнительного образования. Основной задачей Центра дополнительного образования в системе образовательного комплекса является создание условий для дополнительного образования не только кадет, но и учащихся других школ, желающих заниматься военно-спортивной, технической, туристической деятельностью в клубах, секциях Новосибирска. На сегодняшний день в составе военно-патриотического объединения работает 302 кружка, в которых получает дополнительное образование более 2000 детей. Это позволяет Новосибирской кадетской школе-интернату выполнять функцию областного и городского методического центра по военно-патриотическому воспитанию. Центральным звеном в образовательной структуре кадетской школы-интерната является кадетская школа.
На базе Новосибирского государственного педагогического университета и кадетской школы-интерната г. Новосибирска создана научно-методическая лаборатория развития кадетского образования России. Педагогические коллективы кадетских учреждений Российской Федерации успешно сотрудничают с государственными высшими и средними специальными образовательными учреждениями регионов. Красноярская кадетская школа-интернат ведет целенаправленную подготовку кадет для поступления как в гражданские, так и военные образовательные учреждения. В период с 1998 по 2001 год кадетская школа-интернат осуществила четыре выпуска (окончило кадетскую школу-интернат - 170 кадетов, с золотой медалью - 6 чел., с серебряной - 7 чел., в высших и средних специальных учебных заведениях обучаются 153 выпускника).
Педагогические коллективы кадетских школ (интернатов) уделяют серьезное внимание организации в учреждении психолого-педагогической службы. Психологи участвуют в разработке индивидуальных учебных планов кадет, несколько раз в течение учебного года проводят психолого-педагогическую диагностику каждого обучающегося и на ее основе осуществляют коррекционную работу. Результат такой деятельности существенно влияет на положительную динамику обучения и воспитания каждого кадета. В этом плане заслуживает внимания опыт работы Волжской кадетской школы Волгоградской области. Психологическое просвещение, психологическая профилактика, психодиагностика и психокоррекция направлены на формирование у кадет положительной "Я-концепции". Результаты психологической диагностики личностных качеств кадет используются всеми службами учреждения при разработке и реализации программ индивидуальной и групповой работы. Социометрическая диагностика выявляет группы лидеров кадет, помогает офицерам-воспитателям определиться в назначении командиров отделений, взводов, оказать поддержку кадетам, нуждающимся в ней, сформировать детский коллектив на основе положительных, общественно значимых целей и задач. Профдиагностика кадет 9 - 11 классов направлена на оказание помощи при выборе профессии. Как показала практика, только около 50,0% кадет - выпускников 9-х классов продолжают обучение в старшем звене кадетской школы, то есть выбирают профессию кадрового военного. Из выпускников 11-го класса около 25,0% кадет ежегодно становятся курсантами военных вузов. К сожалению, решающим аргументом "против" часто бывает здоровье выпускника. В Волжской кадетской школе реализуется программа "Здоровье школьника". В кадетской школе функционируют медицинские кабинеты (стоматологический, физиотерапевтический), бассейн, зал лечебной физкультуры и массажа. Для кадет 1 - 4 классов ежедневно проводится утренняя радиогимнастика, в 1 - 7 классах обязательна физкультминутка, учителя в системе проводят с кадетами зрительную гимнастику и обучают точечному самомассажу (в период возникновения массовых простудных и инфекционных заболеваний). Волжская кадетская школа Волгоградской области участвует в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (приказ Минобразования России от 07.06.01 N 2329 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, количества общеобразовательных учреждений и обучающихся, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2001/02 учебном году").
В апреле 2002 года на заседании Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации был рассмотрен и одобрен опыт работы администрации Красноярского края по созданию кадетских учреждений и Мариинских женских гимназий-интернатов. При открытии кадетских школ-интернатов, Мариинских женских гимназий-интернатов администрация края целенаправленно проводила работу по сохранению и развитию материально-технической базы расформированных или ликвидированных учреждений (Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники и ПВО, Ачинское военное авиационно-техническое училище; арсенал военно-морского флота в г.Канске; дошкольный детский комплекс "Белоснежка" г.Шарыпово; оздоровительный комплекс "Солнечный - 2" ОАО "Норильской горной компании", расположенный в с.Тесь Минусинского района). Кадетские школы-интернаты, Мариинские женские гимназии-интернаты были открыты в Красноярском крае в 1998 году. С 1999 года руководство указанными учреждениями осуществляет Управление по делам казачества и кадетских учебных заведений администрации Красноярского края. В крае создана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность кадетских школ-интернатов, Мариинских женских гимназий-интернатов: закон Красноярского края от 28.02.01 N 13-1187 "О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах"; постановления администрации края: "Об утверждении Положения об управлении по делам казачества и кадетских учебных заведений администрации края" (от 07.12.99 N 790); "О порядке приема в государственные кадетские школы-интернаты (кадетские корпуса) и Мариинские женские гимназии-интернаты на 2001/02 учебный год" (от 07.05.01 N 306-п); "Об обеспечении форменным обмундированием в государственных кадетских школах-интернатах (кадетских корпусах) и Мариинских женских гимназиях-интернатах" (от 07.05.01 N 311-п); "Об утверждении норм питания воспитанников государственных кадетских школ-интернатов (кадетских корпусов) и воспитанниц Мариинских женских гимназий-интернатов" (от 17.12.01 N 879-п); постановления губернатора края об открытии: Центра дополнительного образования детей "Честь и Слава Красноярья" (от 27.04.2000 N 312-п); Краевой детско-юношеской спортивной школы "Кадеты Красноярья" (27.04.2000 N 312-п). Финансирование кадетских школ-интернатов и Мариинских женских гимназий-интернатов осуществляется полностью из краевого бюджета. Администрацией края активно привлекаются внебюджетные средства на содержание кадетских школ-интернатов (Норильская кадетская школа-интернат полностью финансируется горно-металлургическим комбинатом "Норильский никель"). Разработанная администрацией края нормативная база позволила увеличить заработную плату офицерам-воспитателям на 20%, обеспечить их форменным обмундированием, ввести ставки психолога и социального педагога в каждую кадетскую школу-интернат и Мариинскую женскую гимназию-интернат. В 2001/02 учебном году в 6-ти кадетских школах-интернатах края и 2-х Мариинских женских гимназиях-интернатах обучалось и воспитывалось 2480 кадетов и 440 воспитанниц, 76,5% (примерно 2157) из них - дети из социально незащищенных слоев населения. На полное государственное обеспечение зачислено 47 человек. Программа обучения в кадетских учреждениях и Мариинских гимназиях-интернатах рассчитана на 7 лет: - основное общее образование (5 - 9 классы); - среднее (полное) общее образование (10 - 11 классы) - профильная школа. Для организации старшей профильной школы и включения в систему довузовской подготовки при вузах Управление по делам казачества и кадетских учебных заведений администрации Красноярского края заключило с ректорами всех ведущих вузов края в декабре 2000 г. Соглашение о сотрудничестве высших учебных заведений с кадетскими учебными заведениями и Мариинскими женскими гимназиями Красноярского края (Сибирский юридический институт МВД России; Красноярская государственная медицинская академия; Красноярский государственный университет и другие). Уже два года кадеты осваивают юридический и медицинский профили, учатся в заочной естественно-научной школе при университете. Как следствие, обеспечивается подготовленный переход обучающихся на следующую образовательную ступень в вузы в соответствии с выбранным профилем как гражданской, так и военной направленности. Важным направлением деятельности кадетских школ-интернатов и Мариинских женских гимназий-интернатов края является дополнительное образование детей, которое расширяет культурное пространство самореализации личности кадет, воспитанниц. В краевой детско-юношеской спортивной школе "Кадеты Красноярья" реализуются образовательные программы по 18 видам спорта: футбол, баскетбол, велоспорт, плавание, рукопашный бой, настольный теннис, волейбол, вольная борьба, скелетон и другие. Таким образом, администрация Красноярского края, используя возможности кадетских учреждений, эффективно решает вопросы воспитания и образования, социальной защиты, предоставления психологической и педагогической помощи и поддержки детям, обучающимся в кадетских школах-интернатах и Мариинских женских гимназиях-интернатах края.
Воспитательная система в кадетских учреждениях Российской Федерации представляет собой комплекс мер, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности (быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребность в поиске смысла жизни, в творчестве, красоте, духовности). Важным направлением этой системы является дополнительное образование детей, которое расширяет культурное пространство самореализации личности кадета, стимулирует к творчеству. Решая проблему занятости кадет, дополнительное образование создает условия для органического сочетания разнообразных видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности. Данные по кружкам, спортивным секциям, которые работают в кадетских школах, кадетских школах-интернатах России. Кружки - 355. Художественно-эстетические: хореография, бальные танцы; игра на музыкальном инструменте, хоровое и вокальное пение; - изобразительное искусство, духовой оркестр; игра на народных инструментах; основы театрального искусства; основы керамического мастерства, резьба по дереву, этикет и др.; - общегуманитарные: культурология, этика, психология, языки: английский, немецкий, французский, языки народов России, русская литература и др.; - спортивно-оздоровительные: шахматы, теория и практика верховой езды, туризм, юный геолог и др.; - технической направленности: авиамоделизм, судомоделизм, радиотехника, основы бумагопластики, развитие компьютерной грамотности; - основы военной подготовки и др. Обязательными предметами в системе дополнительного образования являются: общая хореография и основы военной подготовки с учетом специфики конкретной кадетской школы-интерната, кадетской школы (морской, сухопутной, воздушно-десантной, казачьей, ракетной и др.). Спортивные секции - 200. По разным видам спорта: футбол, баскетбол, велоспорт, плавание, рукопашный бой, настольный теннис, волейбол, вольная борьба, греко-римская борьба, классическая борьба, скелетон, фехтование, легкая атлетика, восточные единоборства, самбо, лыжи, парашютно-десантный, гиревой спорт и др. Воспитательная система включает базовый кадетский компонент - целевые программы воспитания: "Здоровье", "Культура", "Мужское воспитание", "Военно-патриотическое воспитание" "Социальная практика кадет" и программы формирования эмоционально-ценностных отношений. В спецкурсах предусматриваются занятия по танцам, проведение разноуровневой подготовки, углубленная подготовка кадет, поступающих в высшие, в том числе военные учебные заведения, что соответствует профилю кадетской школы, кадетской школы-интерната. Кадетские школы, кадетские школы-интернаты с полным основанием можно отнести к учреждениям, практикующим личностно ориентированную модель образования. Однако, как и всякое новое явление, процесс развития сети кадетских учреждений сопровождается рядом проблем, которые в настоящее время решаются Министерством образования России с органами образования субъектов Российской Федерации. Министерством совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая деятельность кадетских учреждений. Разрабатываются: - примерное штатное расписание и инструкция по его расчету, соответствующая современному типу и виду образовательного учреждения (кадетской школе, кадетской школе-интернату); - технология аттестации и аккредитации кадетских школ (интернатов), учитывающая их специфику; - образовательные программы дисциплин специализаций по специальностям высшего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированных на подготовку для работы в кадетских школах, кадетских школах-интернатах; - государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников военных вузов для присвоения дополнительной квалификации "воспитатель" кадетской школы, кадетской школы-интерната; - примерная дополнительная образовательная программа, направленная на военную подготовку несовершеннолетних граждан (кадет). Проработан вопрос по обеспечению кадетских школ, кадетских школ-интернатов централизованно учебно-методической литературой, современным учебным программным оборудованием. В соответствии с решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 4 в проекте подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 гг. предусмотрено обеспечение кадетских школ, кадетских школ-интернатов реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, автотранспортом, сельскохозяйственной техникой.
На основании вышеизложенного Министерство образования Российской Федерации рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации: - учесть и использовать в практической деятельности представленный опыт работы некоторых кадетских школ, кадетских школ-интернатов России, в том числе опыт администрации Красноярского края по созданию кадетских школ-интернатов и женских гимназий-интернатов в крае; - осуществлять, исходя из потребности региона и социального заказа общества, формирование региональной образовательной политики и региональных программ развития кадетского образования и их финансово-экономическое обеспечение; - обеспечивать совершенствование системы кадетского образования, органически сочетающей в себе регионализацию и интеграцию образовательных программ, повышение уровня самостоятельности кадетских учреждений, комплексности в развитии регионального образовательного пространства; - провести мониторинг кадровой обеспеченности, состояния подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для кадетских школ, кадетских школ-интернатов; - активизировать работу соответствующих структур по повышению квалификации руководителей и педагогических работников кадетских школ, кадетских школ-интернатов; способствовать организации межрегионального и межведомственного сотрудничества в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих, педагогических кадров, офицеров-воспитателей кадетских школ, кадетских школ-интернатов; - проводить работу по укреплению учебно-материальной базы учреждений (как показывает практика, вновь создаваемые кадетские школы, кадетские школы-интернаты открываются на базе учреждений образования или расформировываемых воинских частей, материальная, учебно-материальная база и инфраструктура которых не всегда соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм образовательного учреждения).
Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей
|