Уже 15 лет в современной России существует
система кадетского образования. Уникальная образовательная
технология – «кадетский компонент» - позволяет достигать
результатов, которые пока не доступны общеобразовательной
системе. На фоне горячего обсуждения национальных проектов,
призванных в том числе модернизировать систему образования и
решить проблему патриотического воспитания, до сих пор не
принято решение о внесении поправок в закон «Об образовании», в
котором нет даже упоминания о кадетах. Следствие этого –
отсутствие единого государственного стандарта в кадетском
образовании, федеральной системы управления кадетскими
корпусами, государственной поддержки в решении финансовых и
кадровых проблем – препятствует развитию образовательной
системы, которая могла бы дать ответы на многие вопросы в
воспитании и образовании современной российской молодежи.
В начале 90-х, когда российское общество остро нуждалось в
восстановлении духовных и интеллектуальных ценностей,
возрождение кадетского образования стало ответом на «социальный
заказ». Ведь кадетские корпуса (КК) – это не только система
образования, но и система воспитания. Князь Константин
Константинович в 1911 году описал «кадетский компонент»
(составляющая в образовательной программе, которая отличает
кадетские образовательные учреждения от общеобразовательных)
так: военная подготовка, спорт, два языка, этика и эстетика,
танцы, этикет общения, духовное воспитание. Без этого, как
считали разработчики системы кадетского образования в России,
действовавшей до революции 1917 года, формирование полноценной
личности невозможно.
И сегодня приоритетами кадетского образование являются
воспитание личности, создание среды, насыщенной
общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали,
религии, традициями КК. Кадетские корпуса – это не
специализированные военные школы, а школы для подготовки
высокообразованных граждан, которые могут выбрать как военное
поприще, так и любую другую службу на благо государства и
общества.
Важно, что элитарное образование, которое дают КК, является
доступным для молодых людей из социально необеспеченных слоев.
Кадетские корпуса решают важные задачи по воспитанию и
образованию детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Первое кадетское образовательное учреждение в современной России
появилось в 1992 году в Новочеркасске, через 10 лет их стало
более 40-ка. По состоянию на 5 сентября 2005 года, в 69
кадетских образовательных учреждениях обучалось 20 290 кадет. По
данным исследования, проведенного Фондом содействия кадетским
корпусам им. Алексея Йордана, из 11,4 тыс. воспитанников
кадетских школ-интернатов большую часть составляют дети из
неполных (28,3%), малообеспеченных (12,4%) и многодетных семей
(9,6%).
СПРАВКА. На настоящий момент в России
сложилась следующая система кадетского образования. Кадетские
образовательные учреждения принадлежат либо Министерству
образования и науки РФ – в них обучение рассчитано на 7 лет,
основная цель состоит в подготовке молодых людей к служению
Отечеству на гражданском и военном поприще; либо силовым
ведомствам (Министерству обороны РФ, ФСБ или МВД) – там
обучаются 3 года (начальное военное образование), основная цель
– подготовка юношей для поступления в военные вузы. По состоянию
на начало текущего учебного года (сентябрь, 2005), в России
насчитывалось 19 кадетских школ и 50 школ-интернатов
Минобразования, 10 кадетских корпусов и 10 суворовских военных и
нахимовских военно-морских училищ силовых ведомств.
Востребованность кадетского образования огромна. На одно место в
кадетскую школу или интернат претендуют до 30 ребят. Показатели
эффективности обучения, демонстрируемые КК, не досягаемы для
большинства общеобразовательных учреждений. По данным ФСКК им.
Алексея Йордана, 92% выпускников КК поступают в вузы (из них
более 50% - в военные учебные заведения). За время своего
существования в современной России кадетские корпуса – по сути
своей закрытые учебные заведения с военизированным, но не
военным укладом жизни, накопили положительный опыт в разрешении
такой актуальной для России проблемы, как дедовщины.
Несмотря на такую востребованность и эффективность, в России
отсутствует государственная концепция кадетского образования,
равно как и законодательная база. Сложилась парадоксальная
ситуация: КК успешно действуют на региональном уровне, но
официально отсутствуют на федеральном. Последний раз (полгода
назад) в Совет Федерации с предложением внести в Закон РФ «Об
образовании» такие учебные заведения, как «кадетский корпус»,
«кадетская школа» и «кадетская школа-интернат, обращалось
Законодательное собрание Ростовской области. Решения до сих пор
нет.
Помимо законодательной, перед кадетским образованием стоит
проблема отсутствия единого управления и единых стандартов
обучения. В состав «кадетского компонента» каждый регион
включает разные дисциплины, нет единого подхода к формированию
учебной программы.
Еще одна острая проблема кадетского образования –
финансово-экономическое и кадровое обеспечение. В идеале
кадетский корпус – это интернат, где ребята живут постоянно.
Сегодня примерно 2/3 КК – школы-интернаты, 1/3 – школы. И не
потому, что их руководители не хотят менять статус учреждения –
просто нет материальной базы.
В КК не хватает квалифицированных кадров, особенно с
педагогическим образованием. «Направление в кадетские корпуса
выслуживших офицеров "по остаточному принципу" ничего не даст, -
уверен Алексей Шишков, член Совета Федерации, первый заместитель
председателя Международной ассоциации "Кадетское братство". -
Энтузиасты из числа офицеров запаса - честь им и хвала - это не
система, а самодеятельность. Система подготовки
офицеров-воспитателей должна быть дополнена государственными
льготами. Повышенные оклады, внеочередные воинские звания,
льготы по режиму работы…».
При отсутствии четкой позиции государства по отношению к
кадетскому образованию нет и четкого понимания в обществе самой
сути этой образовательной системы. «И у органов власти, и у
общественных структур нет и единого понимания того, что такое
кадетское образование и для чего оно нужно, - говорит Андрей
Бахвалов, директор Сибирского кадетского корпуса. - Кто-то
считает, что это элитное образование для богатых людей, а
кто-то, наоборот, просто меняет вывеску "Детский дом" на
"Кадетская школа-интернат"».
«Кадетский компонент» способен помочь обществу в решении его
проблем. Чтобы решить проблему кадетского образования,
необходима единая государственная политика.