Кадетское образование в России.
 

Уже 15 лет в современной России существует система кадетского образования. Уникальная образовательная технология – «кадетский компонент» - позволяет достигать результатов, которые пока не доступны общеобразовательной системе. На фоне горячего обсуждения национальных проектов, призванных в том числе модернизировать систему образования и решить проблему патриотического воспитания, до сих пор не принято решение о внесении поправок в закон «Об образовании», в котором нет даже упоминания о кадетах. Следствие этого – отсутствие единого государственного стандарта в кадетском образовании, федеральной системы управления кадетскими корпусами, государственной поддержки в решении финансовых и кадровых проблем – препятствует развитию образовательной системы, которая могла бы дать ответы на многие вопросы в воспитании и образовании современной российской молодежи.


В начале 90-х, когда российское общество остро нуждалось в восстановлении духовных и интеллектуальных ценностей, возрождение кадетского образования стало ответом на «социальный заказ». Ведь кадетские корпуса (КК) – это не только система образования, но и система воспитания. Князь Константин Константинович в 1911 году описал «кадетский компонент» (составляющая в образовательной программе, которая отличает кадетские образовательные учреждения от общеобразовательных) так: военная подготовка, спорт, два языка, этика и эстетика, танцы, этикет общения, духовное воспитание. Без этого, как считали разработчики системы кадетского образования в России, действовавшей до революции 1917 года, формирование полноценной личности невозможно.

И сегодня приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями КК. Кадетские корпуса – это не специализированные военные школы, а школы для подготовки высокообразованных граждан, которые могут выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества.

Важно, что элитарное образование, которое дают КК, является доступным для молодых людей из социально необеспеченных слоев. Кадетские корпуса решают важные задачи по воспитанию и образованию детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.

Первое кадетское образовательное учреждение в современной России появилось в 1992 году в Новочеркасске, через 10 лет их стало более 40-ка. По состоянию на 5 сентября 2005 года, в 69 кадетских образовательных учреждениях обучалось 20 290 кадет. По данным исследования, проведенного Фондом содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана, из 11,4 тыс. воспитанников кадетских школ-интернатов большую часть составляют дети из неполных (28,3%), малообеспеченных (12,4%) и многодетных семей (9,6%).

СПРАВКА. На настоящий момент в России сложилась следующая система кадетского образования. Кадетские образовательные учреждения принадлежат либо Министерству образования и науки РФ – в них обучение рассчитано на 7 лет, основная цель состоит в подготовке молодых людей к служению Отечеству на гражданском и военном поприще; либо силовым ведомствам (Министерству обороны РФ, ФСБ или МВД) – там обучаются 3 года (начальное военное образование), основная цель – подготовка юношей для поступления в военные вузы. По состоянию на начало текущего учебного года (сентябрь, 2005), в России насчитывалось 19 кадетских школ и 50 школ-интернатов Минобразования, 10 кадетских корпусов и 10 суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ силовых ведомств.


Востребованность кадетского образования огромна. На одно место в кадетскую школу или интернат претендуют до 30 ребят. Показатели эффективности обучения, демонстрируемые КК, не досягаемы для большинства общеобразовательных учреждений. По данным ФСКК им. Алексея Йордана, 92% выпускников КК поступают в вузы (из них более 50% - в военные учебные заведения). За время своего существования в современной России кадетские корпуса – по сути своей закрытые учебные заведения с военизированным, но не военным укладом жизни, накопили положительный опыт в разрешении такой актуальной для России проблемы, как дедовщины.

Несмотря на такую востребованность и эффективность, в России отсутствует государственная концепция кадетского образования, равно как и законодательная база. Сложилась парадоксальная ситуация: КК успешно действуют на региональном уровне, но официально отсутствуют на федеральном. Последний раз (полгода назад) в Совет Федерации с предложением внести в Закон РФ «Об образовании» такие учебные заведения, как «кадетский корпус», «кадетская школа» и «кадетская школа-интернат, обращалось Законодательное собрание Ростовской области. Решения до сих пор нет.

Помимо законодательной, перед кадетским образованием стоит проблема отсутствия единого управления и единых стандартов обучения. В состав «кадетского компонента» каждый регион включает разные дисциплины, нет единого подхода к формированию учебной программы.

Еще одна острая проблема кадетского образования – финансово-экономическое и кадровое обеспечение. В идеале кадетский корпус – это интернат, где ребята живут постоянно. Сегодня примерно 2/3 КК – школы-интернаты, 1/3 – школы. И не потому, что их руководители не хотят менять статус учреждения – просто нет материальной базы.

В КК не хватает квалифицированных кадров, особенно с педагогическим образованием. «Направление в кадетские корпуса выслуживших офицеров "по остаточному принципу" ничего не даст, - уверен Алексей Шишков, член Совета Федерации, первый заместитель председателя Международной ассоциации "Кадетское братство". - Энтузиасты из числа офицеров запаса - честь им и хвала - это не система, а самодеятельность. Система подготовки офицеров-воспитателей должна быть дополнена государственными льготами. Повышенные оклады, внеочередные воинские звания, льготы по режиму работы…».

При отсутствии четкой позиции государства по отношению к кадетскому образованию нет и четкого понимания в обществе самой сути этой образовательной системы. «И у органов власти, и у общественных структур нет и единого понимания того, что такое кадетское образование и для чего оно нужно, - говорит Андрей Бахвалов, директор Сибирского кадетского корпуса. - Кто-то считает, что это элитное образование для богатых людей, а кто-то, наоборот, просто меняет вывеску "Детский дом" на "Кадетская школа-интернат"».

«Кадетский компонент» способен помочь обществу в решении его проблем. Чтобы решить проблему кадетского образования, необходима единая государственная политика.

Информация с сайта "Всеобуч" http://www.edu-all.ru