ПРОБЛЕМЫ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обоснование проблемы, характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в кадетском образовании. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в ценностных ориентациях современного российского общества происходят существенные изменения. С одной стороны, нравственные основы, возвышаемые во все времена в общественном сознании российского народа: патриотизм, верность военной присяге, священное отношение к защите Отечества - стали подвергаться сомнению, даже оспариваться, а с другой стороны - Российскому государству жизненно необходимы государственные служащие с высокими нравственными устоями, готовые осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. Нравственная воспитанность государственного служащего, как офицера, таки гражданского специалиста должна стать основой его профессиональной деятельности и условием его служебного роста. Поэтому педагогическое наследие кадетских корпусов дореволюционной Россини передовой педагогический опыт нравственного воспитания, накопленный в суворовских военных училищах советского периода, основу которого составляли традиции служения Отечеству, в эпоху современных государственных социально-экономических преобразований и реформирования Российской армии приобретает особую актуальность. М.М. Рубинштейн еще в начале XX а. сформулировал мысль, которая должна стать аксиомой и генеральным направлением для современных историко-педагогических исследований: «Нам жизненно необходимо освободиться от предрассудка, что позади нас только отжившее, умершее, то, что было и исчезло бесследно... На самом деле... история, верно понятая, это не могила, она занимается не похоронами, а главная ее задача говорить о жизни и живом. История учит - вот та основная мысль, с которой следует подходить к ней». На социально-педагогическом уровне актуальность определяется объективно возросшей потребностью государства и общества в высокообразованных, обладающих нравственным стержнем офицерах армии и силовых министерств, способных обеспечить национальную безопасность, законность, правопорядок, и реальным недоверием граждан к морально-нравственной атмосфере в армии и государственных структурах. Актуальность на научно-теоретическом уровне вызвана расхождениями в осмыслении педагогического наследия кадетского образования с начала XVIII в, по настоящее время. В данный исторический период происходили многократные инверсионные колебания государственной политики в области социально-политических и общественно-экономических отношений от одного «полюса» к противоположному. Если в экономике возможна «шоковая терапия», то в сознании граждан, особенно военных и государственных служащих мгновенное изменение направленности сознания и веры невозможно. Общественная потребность в совершенствовании нравственного воспитания офицеров востребовала историко-педагогические исследования кадетского образования, под которым мы понимаем специально организованный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и формирования нравственного высокообразованного государственного служащего - элиты государственной службы. В Российской Федерации с 1991 г. было создано более 80 кадетских корпусов и кадетских школ (школ-интернатов), без учета кадетских классов в общеобразовательных школах. Данная тенденция выявила особую актуальность преодоления недостатков в педагогической подготовленности воспитателей и учителей. С одной стороны, налицо благородный порыв души в воспитании молодого поколения, с другой - к подросткам пришли люди, которые не имеют ни педагогического образования, ни достаточного опыта воспитательной работы в данной области.
Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации. Цель и задачи: формирование элиты; забота о духовно-нравственном, патриотическом, трудовом и физическом воспитании и качественном общем среднем полном образовании детей - сирот, детей их неполных и малоимущих семей. Поэтапная разработка, эксперимент и введение ранжирования учебных заведений кадетского типа по примеру кадетских корпусов дореволюционной России. В соответствии с разработанным Уставом учебных заведений кадетские типа разделить на три класса: 1 класс. Суворовские военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны и других федеральных силовых министерств. В них разработан и введен компонент начального профессионального образования государственной службы (9,10,11 кл.), учреждаются специальные классы, по окончании которых кадеты производились в сержанты: МО РФ - общевойсковые; МВД - правоохранительная деятельность и так далее по направлениям.
2 класс. Кадетские корпуса
Министерства образования и науки, субъектов федерации, кадетские
школы, кадетские школы-интернаты субъектов федерации. В них
осуществляется профильное образование. Кадеты этих корпусов
после З-6 лет учебы поступают либо в соответствии с договорами,
либо по собственному желанию в высшие, средние специальные
учебные заведения.
3 класс. Муниципальные кадетские
школы, кадетские классы муниципальных общеобразовательных
учебных заведений, кадетские В Уставах учебных заведений кадетского типа 1 и 2 класса обязательно внести в правила приема следующие положения:
- без экзаменов принимаются дети погибших на
государственной службе родителей, соответствующие по здоровью
(Россия - вне конкурса принимаются дети, не имеющие родителей, из неполных и малообеспеченных семей, соответствующие по здоровью (Дети не виноваты в том, что взрослые проводят социально-экономические реформы, которые имеют тяжёлые последствия);
- перевод из учебных заведений 2 класса в 1 класс
после 8 класса по оценкам и результатам собеседования для
получения Разработку государственного стандарта начального профессионального образования по видам государственной службы и его утверждение в ФС по надзору в сфере образования и науки (ориентировочно: в течение 2008-2009 годов) необходимо поручить федеральным ведомствам, имеющим учебные заведения кадетского типа, так как это их непосредственный заказ.
Проведение эксперимента на базе учебных заведений 1 класса: 2-4 СВУ, КК Минобороны РФ и других силовых министерств, 1-2 КК Минобрнауки РФ, 4-6КК, кадетских школ, кадетских школ-интернатов в субъектах РФ, с началом его государственного финансирования в 2009-2010 гг., первоначально из статей бюджета Минобороны, Минобранауки РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации, Финансирование учебных заведений 1 класса - 100% федеральный бюджет; 2 класса - 50% федеральный бюджет, 50% бюджет субъекта федерации; 3 класса - 50% бюджет субъекта федерации, 50% муниципальный бюджет.
Предложения по объемам и источникам финансирования Программы. Финансирование программы включает в себя: - научно-педагогическое и методическое обеспечение, включающее в себя педагогический мониторинг; - переподготовка и повышение квалификации преподавателей и офицеров-воспитателей СВУ, КК, кадетских школ и кадетских школ-интернатов; - усовершенствование учебно-материальной базы учебных заведений кадетского типа в рамках национального проекта «Образование». При Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург) действует региональный центр и научная лаборатория по вопросам безопасности жизнедеятельности, которая способна осуществить разработку и научно-методическое обеспечение системы повышения квалификации офицеров-воспитателей. В качестве эксперимента планируется повышение квалификации офицеров-воспитателей Серовской кадетской школы-интерната. Финансирование данных мероприятий должно осуществляться 50% федеральный бюджет, 50% бюджет субъекта федерации. Для осуществления расчета финансирования необходимо осуществить мониторинг всех действующих учебных заведений кадетского типа Российской Федерации. Данную работу должны осуществить совместно - Комитет по социальной политике Государственной Думы, - Министерство социального развития, - Министерство образования и науки, - общественная организация Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России».
Предложения по взаимодействию. При Комитете по социальной политике Государственной Думы РФ создать координационную комиссию по разработке Федеральной программы «Кадетское образование», в которую бы вошли представители Министерства социального развития, Министерство образования и науки, Министерство обороны, общественная организация Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», научные работники Российской академии образования и педагогических вузов из субъектов федерации, руководители учебных заведений кадетского типа. Государственные заказчики: Комитет по социальной политике Государственной Думы РФ, Министерство социального развития, Министерство образования и науки, Министерство обороны и другие силовые министерства, заинтересованные субъекты федерации. На разработку Программы должны быть гранты федерального и региональных уровней, на которые объявлен конкурс
Вероятные риски при реализации Программы, которые, по все вероятности, будут иметь негативный характер: 1. Внедрения системы профессионального начального образования государственной службы в России - это повторение исторических ошибок. В дореволюционной России отказались от совмещения военного профессионального образований и разделили; кадетские корпуса - среднее общее полное образование и предпрофессиональная военная подготовка; юнкерские училища - военное профессиональное образование. Советский период - эксперимент 1953 -1958 гг. на 3 СВУ (в том числе Свердловского суворовского военного училища), когда были суворовские офицерские военные училища, которые сделали 3 выпуска офицеров. Опыт совмещения среднего общего образования и военного профессионального образования был признан неудачным. Не наступим ли мы уже третий раз на одни и те же грабли? Плановое формирование системы профессионального начального образования государственной службы в России нецелесообразно без анализа практической деятельности в период их адаптации и карьерного роста (ориентировочно -10-12 лет). 2. Идея Генерала Владимирова А.И и др. об обязательном создании в каждом субъекте Российской Федерации системы учреждений кадетского образования, функционирующих в единой системе образования Российской Федерации (среднего, специального, дополнительного) и выполняющих задачи в соответствии со своим предназначением, и в соответствии с заказом Федерального центра и правительств регионов своей дислокации (ориентировочно, в течение 5-10лет), не имеет под собой достаточной, как законодательной базы в соответствии с разделением полномочий, так и с научно-педагогической точки зрения -отсутствие учебно-материальной базы и педагогических кадров. Реально может возникнуть, что будет мертворожденное дитя, а эксперименты над детьми - это преступление. 3. Введение в приказном порядке в учебные планы учебных заведений религиозного обучения и воспитания кадет создает возможность разделения по религиозным принадлежностям. Как в России обычно бывает в соответствии с поговоркой: заставь дурака богу молиться - лоб расшибет. Данный перегиб может привести к религиозной ненависти, а у подростков это качество будет на подсознании. Если это будет осуществлено, то через определенный период -это будут религиозные фанатики, которые разорвут Россию на части.
Предварительная оценка эффективности Программы. Необходим педагогический мониторинг отслеживания практической деятельности выпускников учебных заведений кадетского типа. Основные критерии: - выбор жизненного пути, непосредственно связанного с государственной службой, - адаптация, - карьерный рост, - формирование семьи, - проявление высоких нравственных качеств личности чести, долга, ответственности и т.д. Социальные эффекты: 1. Элита государственной службы, обладающая высокими нравственными качествами честью, долгом, ответственностью, патриотизмом, гражданственностью, верностью присяге, не способна к измене, взяточничеству, халатностью.
2, Кадетское образование позволяет решать проблему по решению
жилья у детей-сирот, детей из неполных и малообеспеченных - обучение в кадетских учебных заведениях, высших, средних учебных заведениях МО и других силовых министерств - бесплатное жилье; - служба по контракту - служебная жилая площадь; - по завершению службы - в соответствии с выслугой обеспечение квартирой в собственность. 3. Наиболее актуальным отсроченным социально-экономическим эффектом является взращивание нового поколения высокообразованных, нравственно-воспитанных российских граждан, ведущих здоровый образ жизни. По предварительным подсчетам на образование одного кадета в год государство и субъекты федерации тратят от 20 до 40 тыс. руб. в год, а на лечение наркомана закладывается в бюджетах различного уровня порядка 200 тыс. руб. Акцентируясь на взращивании элиты гражданской государственной службы, тем не менее и экономический эффект очевиден. Костоусов Н.С., к.п.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности УрГПУ, выпускник Св СВУ 1973 г Газета "Кадеты Урала" сентябрь 2008 года..
|