Информационное сообщение

 

19 марта 2009 года по инициативе Президиума ОС СНКР и Совета МСНС состоялось заседание Московской городской Думы по вопросу «Кадетское образование в Москве».

В работе заседании приняли участие депутаты Московской городской Думы, Совет общественной палаты по образованию в городе Москве, делегация Совета МСНС, Департамент образования Правительства Москвы, представители высших учебных заведений города Москвы и Российской Федерации.

С основным докладом выступил Руководитель рабочей группы «Кадетское образование» Общественной палаты по образованию города Москвы, Председатель Общероссийского союза кадетских объединений, Председатель Московского суворовско-нахимовского содружества, генерал-майор Александр Владимиров.

 

        Депутаты одобрили инициативу Президиума ОС СНКР по развитию кадетского образования в городе  Москве и приняли решение обратиться по этой проблеме к Президенту России с инициативой внесения предлагаемых и необходимых изменений в федеральное законодательство.

Постановление МГД будет опубликовано позже по мере его официального оформления.

 

 

ДОКЛАД

 

Руководителя рабочей группы «Кадетское образование» Общественной палаты по образованию города Москвы,

Председателя Общероссийского союза кадетских объединений,Председателя Московского суворовско-нахимовского содружества, генерал-майора Александра Владимирова на слушаниях в Московской Городской Думы вопроса «О кадетском образовании в городе Москве» 19 марта 2009 года

 

О перспективах кадетского образования в городе Москве

в контексте задачи улучшения качества управления государством и создания кадрового резерва страны

 

Уважаемые коллеги!

 

Кадетские корпуса Правительства Москвы являются сегодня лучшими учреждениями кадетского образования в России и пользуются заслуженным уважением у московской общественности и жителей столицы.

Огромное внимание уделяет кадетским корпусам Правительство Москвы, Департамент Образования правительства Москвы и наша общественность.

 Растет конкурс на поступление в кадетские корпуса, улучшается их материальная база и качество преподавания в них.

Множится число классов и школ с названиями «кадетские», все больше становится кадет на улицах Москвы.

Резко возросла общественная востребованность и популярность учреждений кадетского образования, так как они оказались практически единственной формой и типом учреждений системы национального образования, которые по определению и статусу, способны дать своим воспитанникам добротное среднее образование, уберечь детей от соблазнов улицы и привить им навыки патриотизма, коллективизма, дружбы и честности.

Практически такое же положение мы наблюдаем и в других субъектах Российской Федерации, и в целом, возникает впечатление, что хоть в этой области образования у нас все в порядке, и можно оставить все так как оно есть, тем более что все что есть, делается в рамках существующего Закона «Об образовании».

Но правда жизни такова, что в реальности все это так, но все это и не так.

Главная проблема в том, что сегодня реально кадеты  - есть, а кадетского образования как такового нет, нет кадетских корпусов и учреждений кадетского образования, так как их нет ни в нашем национальном, ни в региональном праве.

Все эти учреждения являются не кадетскими корпусами, а школами интернатами.

Имеет место правовая пустота на федеральном уровне, так как ни один из федеральных законов, в том числе и Закон «Об образовании», не содержит даже такого понятия как «кадетский корпус», «кадетское образование» и так далее, в то время, как в обиходе и даже в государственной воспитательной и образовательной практике, слово «кадет» и «кадетский» широко и эффективно используются.

Эти учреждения никем не сертифицируются, они не недостаточно ориентированы по вопросам сути своего предназначения, а их командование и воспитатели не имеют специального образования и нигде не готовятся специально.

На содержание этих образовательных учреждений Правительство Москвы и России расходует огромные средства, но в итоге получают почти тот же продукт, который дают обычные и просто хорошие средние школы.

Это ставит самих учащихся этих учреждений в привилегированное положение относительно всех других учащихся в системе общего образования, и что нарушает принцип социальной справедливости.

Но, как нам представляется, что кадетские корпуса и, основанная на них, система кадетского образования должна нести другое и более высокое предназначение, и решать более сложные задачи, например такие, какие решала система кадетского образования в Российской империи.

Позволю себе напомнить, что кадетские корпуса в России, образованные почти 300 лет тому назад, были призваны воспитывать служилых людей, то есть государственных служащих с детства.

За все время своего существования Кадетские корпуса Российской империи дали России выдающихся государственных и общественных деятелей:

Политики: канцлер Горчаков А. М.

Полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С.,   Корнилов Л. Г., Каледин А. М., Нестеров П. Н.;

Адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.; 

Поэты и писатели: Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.;

Композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.;

Мореплаватели: Лазарев И. П., Беллинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.;

Живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А.

 

Их миссию продолжила наша национальная суворовская школа.

Суворовские и нахимовские военные училища были образованы нашим Отечеством после Победы Советской армии над фашистской Германией в Курской битве в 1943 году, и за время своей работы воспитали: около 150 тысяч лучших сынов Родины, десятая часть которых отдали ей свои жизни; 66 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России;  двух летчиков-космонавтов; Секретаря Совета Безопасности России; трех министров Правительства СССР и России; около 1000 генералов и несколько десятков тысяч офицеров; четырех Заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; двух академиков РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр, многих десятков чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

        Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.

Анализ причин столь высокой эффективности этих учреждений кадетского образования выявил несколько их родовых черт, признаков и условий функционирования.

Во-первых, эти учреждения относились к определенному, особому и специальному типу образовательного учреждения – кадетскому корпусу.

Во-вторых, они готовили не только просто образованных людей, но будущих государственных служащих.

В-третьих, они имели собственный образовательный стандарт и систему учебы.

В-четвертых, они имели собственную систему подготовки (переподготовки) преподавателей и воспитателей.

В-пятых, они имели собственную систему оплаты труда учителей и командования корпусов.

В-шестых, они подчинялись только Царю, своим министерствам и губерниям.

В-седьмых, они имели собственную вертикаль управления деятельностью, которую возглавлял лично Великий князь Константин Константинович Романов.

В-восьмых, они обеспечивали своим воспитанникам продолжение учебы в профильных учреждениях высшего образования и являлись начальным этапом служебной карьеры на гражданском или военном поприще.

Нужно ли сегодня Москве и России выращивать своих будущих руководителей в Нравственности, Чести, Доблести, Добре и Красоте и воспитывать их просвещенными патриотами своего Отечества  -  безусловно нужно и необходимо.

Что же нужно для этого?

Во-первых. Конечно, для этого нужна большая работа по формированию и тщательной разработке самой Концепции кадетского образования.

Сегодня эту работу ведет экспертное сообщество и Общественная палата по образованию в городе Москве, в которой организована рабочая группа «Кадетское образование».

Важность деятельности этой рабочей группы заключается также в том, что в своей работе она опирается на активное участие многочисленных и хорошо организованных ветеранских патриотических кадетских организаций, что создает механизм генерации и реализации решений проблем кадетского образования в целом.

Поэтому решаемые ею вопросы имеют государственный уровень и носят комплексный характер.

Они прямо и непосредственно касаются основных проблем: воспитания участников образовательного процесса; их обучения и профессионализации; социальной и гражданско-патриотической идентификации, и так далее, поэтому члены рабочей группы «Кадетское образование» входят в состав комиссий Палаты по воспитанию  (Директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования Правительства Москвы Расим Сулейманович Акчурин) и по профессиональному  образованию (Первый проректор Московского государственного заочного педагогического института Сергей Левонович Атанасян).

Работа этой группы играет важную роль в прямом и непосредственном решении проблем патриотического воспитания подрастающего поколения России, подготовки профессионального слоя государственных служащих, а значит и кадрового резерва страны, и, в целом, ведется в авангарде основных направлений деятельности государства, определенных в Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева.

 

Докладываю вам, что ветеранами суворовцами и Рабочей группой ОПОМ,  уже проделана большая работа.

 

1. Подготовлены Основные положения Концепции кадетского образования и ведется работа по их развитию и доработке.

В основе Концепции лежит следующий комплекс идей:

  • создание системы воспитания национальных элит,  как служилого слоя России, с детства на базе учреждений кадетского образования[1] (суворовских военных училищ и кадетских корпусов) страны;

  • формирование на базе учреждений кадетского образования системы начального профессионального образования государственной (для суворовских училищ - военной, а для кадетских корпусов субъектов Российской Федерации -  гражданской) службы;

  • формирование системы обязательного регионального и федерального межотраслевого заказа на подготовку государственных служащих в системе учреждений кадетского образования, который предусматривает планирование подготовки младших специалистов гражданской службы по планам правительств регионов, со всеми вытекающими их этого постулата обязательствами заказчиков - по подготовке и последующему обязательному размещению специалистов-выпусников учреждений кадетского образования в своих структурах, повышению их квалификации и обеспечению их аттестации и карьерного роста;

  • разработка и введение самостоятельного государственного стандарта кадетского образования и воспитания, в формате его  профессиональной военной и профессиональной гражданской компонент, а так же его программного обеспечения, сертификации самих учреждений, их учебной, бытовой и материально-технической  базы, и подготовки преподавательских кадров;

  • разработка и введение самостоятельного Положения и Кодекса учреждения кадетского образования и их воспитанников;

  • создание системы связи учреждений кадетского образования со своими выпускниками, путем обязательного создания в каждом учреждении его Совета ветеранов-выпускников;

  • создание системы федерального и регионального руководства кадетским образованием в России;

  • включение учреждений кадетского образования и их выпускников в обязательный цикл подготовки государственных служащих страны;

  • формирование на базе выпускников учреждений кадетского образования кадрового резерва страны;

  • включение этих идей и мероприятий в состав  соответствующих приоритетных Национальных проектов.

 

2.  Разработаны и внесены для обсуждения в Государственную Думу РФ ряд поправок к Федеральному Закону «Об образовании» согласно которых впервые в правовое поле России вводятся понятия - «кадетский корпус как новый тип образовательного учреждения», а также другие нормы, позволяющие развивать и совершенствовать систему кадетского образования России в качестве системы начального профессионального образования государственной (гражданской и военной) службы, и так далее. (см. Приложение).

 

3. Совместно с ректоратом Государственного университета управления разработан проект целевой программы «Целевая контрактная подготовка специалистов государственной гражданской службы из числа выпускников кадетских корпусов города Москвы в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет управления» (Приложение 2), которая предлагается нами в качестве базовой для проведения экспериментальной отработки деталей кадетского образования в городе Москве.

 

4. Подготовлены, прочитаны и опубликованы доклады по проблемам кадетского образования на Всемирном Русском Народном Соборе (февраль 2008 года) и заседании Общественной палаты Российской Федерации и Минобрнауки РФ по кадетскому образованию (ноябрь 2008 года).

Комиссия Общественной палаты РФ по воспитанию под руководством Отца Климента рассмотрела этот вопрос на специальном заседании, поддержала нашу инициативу и обещала всемерную поддержку в ее реализации, при этом была высказана заинтересованность в положительном решении вопроса кадетского образования Заместителем министра Минобрнауки Калиной В.

Сегодня также проводится большая работа по этой проблеме.

Так, например: в апреле сего года будет проведена конференция по кадетскому образованию в Санкт-Петербурге, а в сентябре там этот вопрос будет основным на  Втором съезде кадет России; разработкой концепции кадетского образования занимаются рабочие группы в Екатеринбурге и Хабаровске и т.д.

Надо сказать честно, что возможности общественных организаций в дальнейшем продвижении идеи кадетского образования уже исчерпываются.

Поэтому, чтобы не загубить эту прекрасную идею, необходимо включать в процесс ее реализации возможности и организационную мощь государства, а это может сделать только Москва.

 

Во-вторых. Конечно, мы понимаем, что в рамках существующего законодательства эту задачу в полном объеме решить не удастся.

 Этот значит, что настала пора привести существующее законодательство федерального уровня, например, Закон «Об образовании» и законодательную базу регионов в этой сфере, к потребностям государства, требованиям российской общественности и реалиям жизни.

Мы хорошо понимаем, что эта идея будет встречена в Минобрнауки РФ без энтузиазма, так как потребует внесения поправок в закон «Об образовании» или разработки отдельного закона, например «О кадетском образовании в Российской Федерации».

Это важно еще и потому, что Департамент образования города Москвы может работать только в правовом поле закона об образовании.

 Это значит, что надо сделать так, чтобы эта работа стала для Минобрнауки обязательной.

Выполнение этой задачи возможно в результате совместных действий общественности столицы и ее законодательной и исполнительной власти, то есть,  Московской городской думы и Правительства Москвы, для которых эта работа (на направлении образования) станет и будет приоритетной и плановой.

Другими словами, мы считаем важным, чтобы Москва стала инициатором соответствующей законодательной инициативы, провела на своей территории образовательный эксперимент по введению основ кадетского образования, что возможно осуществить на основе разработанной ГУУ Целевой программы.

 

Уважаемые коллеги!

 

Несмотря на очевидный федеральный уровень постановки проблемы, важность и приоритетность этой работы для Москвы нам видится в том, что:

·         Москва является локомотивом кадетского образования в России, имеет 16 хорошо обустроенных кадетских корпусов;

·         на сегодняшний день в Москве существует передовая (в рамках существующего законодательства), правовая база кадетского образования, механизмы его контроля, большой опыт взаимодействия с органами власти федерального уровня и учреждениями Министерства образования и науки России;

·         в Москве работает Общественная палата по образованию города Москвы, в составе которой действует Рабочая группа по кадетскому образованию, хорошо представляющая, что, в этом плане, делать;

·         в Москве уже двадцать лет успешно действует старейшая в стране общественная благотворительная региональная организация ветеранов-суворовцев «Московское суворовско-нахимовское содружество», по инициативе которой в настоящее время разрабатываются основы Концепции кадетского образования, и члены которой ведут ежедневную воспитательную патриотическую работу практически во всех учреждениях кадетского образования Москвы;

·         Москва может стать центром кадетского образования России и той площадкой, на которой будут отрабатываться все технологии формирования национальных элит России;

·         при этом Москва будет готовить специалистов государственной гражданской службы для себя и будет получать квалифицированных специалистов для работы в структурах городской власти первой.

Мы уже начали работу по разработке эксперимента по размещению и подготовке выпускников кадетских корпусов Москвы в Государственном университете управления (ГУУ) (Приложение № 2), что как нам представляется, должно стать примерным для Москвы и России.

Притом, что все положения Целевой программы являются только проектом и могут быть изменены.

В настоящее время эти документы находятся на рассмотрении Общественной Палаты по образованию города Москвы и сегодня предлагается на ваше рассмотрение.

По нашему мнению и по мнению Совета Общественной палаты по образованию города Москвы, быстрое и положительное решение проблемы регионального межотраслевого целевого заказа на подбор, обучение и контрактную целевую профессиональную подготовку гражданских государственных служащих в системе кадетских корпусов города Москвы позволит вывести на новый качественный уровень как саму систему кадетского образования, так и решение проблемы подготовки профессиональных управленческих кадров в интересах органов власти и других структур столицы.

Результатом работы и предлагаемого Целевой программой эксперимента может стать законодательная инициатива Правительства Москвы по внесению необходимых изменений и поправок в соответствующее федеральное законодательство.

Нами подготовлены и направлены  соответствующие служебные записки Президенту России Д. А. Медведеву и Председателю правительства РФ В. В. Путину, а также Патриарху всея Руси Митрополиту Московскому Кириллу, в которых проект кадетского образования прямо связан с проектом подготовки кадрового резерва страны.

 

Уважаемые депутаты Московской Городской Думы!

Совет Общественной палаты по образованию в городе Москве и Совет Московского суворовско-нахимовского содружества просят Московскую Городскую Думу, рассмотреть вопрос о кадетском образовании, связанный с необходимостью внесения изменений в существующее законодательство федерального и регионального уровней.

Нам представляется, что Правительство Москвы и общественность столицы должны принять активное участие в подготовке законодательной базы и организационных основ кадетского образования, а также в проведении образовательного эксперимента в своем регионе, с тем, чтобы Москва, как безусловный лидер образовательной сферы России, вновь показала пример всем остальным субъектам Российской Федерации. 

Мы просим Вас, уважаемые депутаты, рассмотреть этот вопрос и поддержать его с тем, чтобы он был поставлен на обсуждение в Правительстве Москвы, а также принять личное участие в его продвижении и реализации.

Мы считаем, что общими усилиями мы сможем создать столь необходимую стране систему кадетского образования России, что явится серьезной основой ее успешного исторического будущего.           


 

[1] «Кадетское образование» - государственное начальное профессиональное (профильное) образование военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России на основе широкого гуманитарного общего среднего образования совместно с началами профессионального образования государственной гражданской и военной службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства.

Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации

«Учреждения кадетского образования»   -  учреждения среднего образования, в которых учащиеся получают полное среднее образование и начальное профессиональное образование государственной службы, к ним относятся образовательные учреждения:

·         федерального уровня: Суворовские (нахимовские) военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны, кадетские корпуса других федеральных министерств;

·         регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы интернаты правительств субъектов Российской Федерации;

·         муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

          При этом учреждения кадетского образования федерального и регионального уровней дают своим воспитанникам сертифицированное кадетское образование, а учреждения муниципального уровня предназначены для получения воспитанниками углубленных основ патриотического (кадетского) воспитания.

          «Непрерывное профессиональное образование государственной службы» - система учреждений профессионального образования государственной службы, получение образования в которых позволяет его воспитанникам получать профессию государственной службы, занимать соответствующие должности в системе государственной  или муниципальной службы, делать служебную карьеру в рамках избранной профессии в течении всей своей трудовой деятельности.

К системе непрерывного образования профессиональной государственной службы относятся:

·         учреждения кадетского образования;

·         институты государственной службы правительств субъектов Российской Федерации;

·         институты профильного профессионального образования государственной службы федерального уровня;

·         Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.