Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов

 1886 г

(выписки)

 

 

О воспитании

29. Общая цель нравственного воспитания состоит

·        в возможно полном развитии духовных сил воспитанника,

·        в правильном образовании его представлений и понятий,

·        в пробуждении и закреплении в нем чувств чести, добра и правды,

·        в надлежащей выработке его характера,

·        в согласовании всех его стремлений и действий с нравственной нормой.

 

30. Окружающая среда должна оказывать благотворное влияние на нравственный склад, содействовать развитию высших и ограничивать низшие склонности.

      Преднамеренные действия ближнего воспитателя должны основываться на педагогических познаниях и разумной опытности их самих и на всестороннем знакомстве с природой каждого воспитанника

 

 

Об офицерах-воспитателях

 

    « Высокий долг воспитателя вообще заключается в постепенном и всестороннем приготовлении каждого воспитанника к нравственной деятельности, для которой

·        воспитание физическое должно развивать в нем необходимые силы,

·        воспитание умственное – сообщить ему потребные знания и умения,

·        воспитание нравственное – направить волю его именно к такой деятельности.

    Для успешного выполнения таких требований необходимо, прежде всего, чтобы каждый привлекаемый к делу воспитания, сам был

·        строго нравственным человеком,

·        истинным христианином и

·        надежным верноподданным по своим стремлениям и убеждениям…» 

 

    Служебные обязанности каждого из офицеров-воспитателей в кадетских корпусах заключаются

·        в непосредственном наблюдении за кадетами порученного ему отделения роты по части физического и нравственного воспитания и умственного образования, и

·        в очередных дежурствах по роте.

 

     От каждого воспитателя заведение должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял свой долг, и, взявшись за воспитание физической и духовной природы человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы, познакомиться, сколь возможно, ближе с предметом избранной им деятельности, так как  воспитание есть дело не только доброго желания, но и основательного знания и практического умения.

   Первым средством для этого представляется педагогическая литература, как собрание опытов, сознанных и обдуманных, выясняющих рациональные методы воспитания и всегда способных направить мысль воспитателя на такие существенные предметы, кои могли бы иначе ускользнуть от его внимания.

Затем, для выполнения выше поставленного требования, воспитателю,

при соответствующих его призванию качествах

ума, сердца, характера и образования, благовоспитанности и физическом  здоровье

необходимы:

·        практическое здравомыслие,

·        житейская опытность,

·        понимание явлений телесной и душевной жизни детей вообще,

·        умение обращаться с ними и

·        способность подчинять их своему влиянию,

·        верная оценка пороков, заблуждений и слабостей, господствующих в современном обществе,

·        близкое знакомство с настоящими условиями его жизни и

·        ясное понимание требований офицерской службы, нести которую предстоит впоследствии большинству воспитывающихся в кадетских корпусах

 

    Далее воспитатель обязан изучить организм каждого из вверенных ему воспитанников и постоянно наблюдать за состоянием его здоровья, с обращением особого внимания на те болезненные проявления, кои, не имея острого характера, могут ускользнуть от внимания врачей заведения (общая аномалия питания, бледность и ненормальный вид покрова тела, потеря аппетита, сонливость, зябкость и расположение к простуде, искривление скелета, неразвитость мускулатуры, ослабление зрения и слуха, порча зубов, слабость нервов, общая апатия, раздражительность и т.п.).

    Наконец, воспитателю необходимо ознакомиться с духовною природой каждого его питомца, как отдельной личности, и с преобладающими чертами характера и воззрениями в массе порученных ему воспитанников.

 

Основные обязанности офицера-воспитателя

Относительно физического воспитания…

Относительно нравственного воспитания…

Относительно умственного образования

·        воспитатель постоянно следит за успехами своих воспитанников по всем предметам курса, для чего по мере возможности, посещает классы и своевременно выписывает из классных журналов в свой дневник баллы, полученные кадетами, и все сделанные о них учителями отзывы, во время классных уроков он наблюдает за вниманием и поведением своих воспитанников, имея однако же в виду, что право распоряжения в классе принадлежит учителю,

·        он замещает в своем классе отсутствующего учителя, если не будет сделано другого на этот случай распоряжения, причем должен каждый раз обозначать, в особо  установленном для записывания классных уроков журнале, предмет и род занятий своих с кадетами в отсутствии учителя,

·        воспитатель присутствует на всех испытаниях (экзаменах) кадет своего отделения,

·        он получает от ротного командира и сдает обратно все учебники, классные пособия и книги для чтения, выдает таковые своим воспитанникам и следит за сохранностью всего выданного им на руки,

·        воспитатель вообще содействует умственному развитию своих воспитанников, как прямою помощью им в приготовлении уроков, так и целесообразным выбором книг для чтения и предметов для бесед своих с воспитанниками.