Основная
и главная цель уроков Закона Божия в школе - питать
религиозное чувство детей и содействовать выработке религиозно-нравственного мировоззрения в духе Св.
Православной Церкви. Поэтому Закон Божий в общем курсе
средней школы предмет по преимуществу воспитательный.
Богооткровенные истины, превосходящие разум
человеческий, становятся действительным его достоянием только тогда,
когда они воспринимаются сердцем, пробуждая в нем соответственные чувствования.
Поэтому преподавание Закона Божия, для возможного
достижения указанной цели, должно постоянно обращаться
к сердцу, как слово пастыря и руководителя, имеющее
в виду не одно разъяснение прочитанного или
рассказанного, но преимущественно возбуждение сердечного
расположения к слушаемому и соответственного ему
нравственного настроения.
Как Св.
Церковь, воспитывающая нас в христианской жизни, во
время богослужения соединяет вместе и воспоминание
священных событий, и молитвенные излияния благочестивой
души, и нравоучительные наставления, так этот же
характер должно, по возможности чаще, иметь и
руководство законоучителя в делах христианского
воспитания.
Достижению той же цели воспитательного воздействия уроков Закона Божия должна содействовать и самая
методика преподавания. Не должно забывать той громадной
работы детской души, которую она совершает в
сложном процессе своего развития, по мере соприкосновения с
миром идей и с фактами и явлениями прошлой
(исторической) и окружающей ее жизни. Дети живут
своим особым мирком и особенно чутко и
непосредственно горячо откликаются на все явления,
впервые останавливающие их внимание.
То, что
у взрослого человека в стройном порядке уложено в
сознание, у детей только еще ищет своего места, и прежде чем место это в сознании будет найдено, совершается
большая работа в душевной лаборатории. Уроки Закона
Божия и должны придти на помощь детской душе в этой
сложной работе.
В этих
видах все, что касается уроков Закона Божия, по
возможности должно быть чуждо сухого формализма и
педантичности. Законоучитель не должен избегать
бесед с учениками по самым разнообразным вопросам,
если только эти вопросы живо интересуют детей. Было бы
большой ошибкой избегать таких бесед по тому
соображению, что вопросы, задаваемые детьми, часто не
имеют прямого отношения к программе курса и что,
занимаясь их разъяснение, законоучитель не выполнит
положенной программы. В действительности же, тогда-то
именно законоучитель и будет близок к выполнению
своей задачи, когда дети привыкнут к мысли, что на
все их вопросы и недоумения они могут получить
разъяснения от своего законоучителя и к нему именно, а
не к кому-либо другому, будут обращаться за этими
разъяснениями. Путем только таких бесед по
животрепещущим для детей вопросам и совершается
воздействие законоучителя на детей, в смысле
выработки у последних религиозно-нравственного
христианского миросозерцания.
В
основу преподавания Закона Божия во всех классах
должно быть положено Слово Божие, при живом
истолковании его со стороны законоучителя. На руках у
каждого кадета на протяжении всего курса, начиная с I
класса, должен быть Новый Завет на славяно-русском
языке.
"Слово
Божие живо и действенно... проникает до разделения души
и духа... и судит помышления и намерения сердечные"
(Евр. IV, 12).
Св. Ап.
Иоанн Богослов определяет
значение своего Евангелия, а вместе с этим, конечно, и
значение других Евангелий, так:
"Cie же написано, дабы
вы уверовали, что Иисус есть
Христос, Сын Божий, и, веруя,
имели жизни во имя Его"
(Иоан. XX, 31).
Уроки Закона Божия должны быть так
поставлены в школе, чтобы оканчивающему курс школы
руководители его имели право сказать словами Апостола:
„Злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя
в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том,
чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа
Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения,
для обличения, для исправления, для наставления в
праведности, да будет совершен Божий человек, ко
всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим.
III, 13—17).
Прямая
обязанность законоучителя ввести кадет в понимание
церковного Богослужения налагает на него заботу об
ознакомлении их с богослужебным церковно-славянским
языком. Единственным средством в руках
законоучителя для достижения этой цели служит классное
чтение Слова Божия с кадетами. Чем чаще законоучитель
будет прибегать к этому средству на протяжении всего
учебного курса, начиная с I класса и особенно в
младших классах, тем успешнее освоятся кадеты с
церковно-славянским языком.
Общее
военное воспитание кадет должно идти наряду с
религиозным воспитанием и в последнем должно находить
для себя опору.
В этих
целях законоучитель должен пользоваться всеми
поводами и случаями внушать детям, что воинское
служение - высокое служение, благославляемое Церковью и
должно быть проникнуто духом заповеди Христовой:
"Сие есть заповедь Моя, да любите друг друга,
как Я возлюбил васъ. Нет больше той любви, как если
кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. XV.
12—13).
Для
таких внушений детям дает материал и Слово Божие и
особенно жития Святых как общей, так и нашей
отечественной Церкви. Самое широкое ознакомление кадет
с житиями Святых в целях воспитательного
воздействия, законоучитель должен считать своею
обязанностью на протяжения всего кадетского курса.
В I
классе изучается Священная история Ветхого Завета. На
первых уроках законоучителю рекомендуется повторить с вновь поступившими в корпус всё молитвы, положенные
программой, и дать доступное детям объяснение молитв.
Священная История Ветхого Завета есть богооткровенное
повествование о творении вечно сущим и всеблагим Богом мирa и человека, о райском блаженстве наших
прародителей, об их грехопаденнии и наказании их Богом
за грех, о бедственности дальнейшей их жизни в
рабстве греха и дьявола, о постепенном крайнем
развращении и совершенном удалении от Бога большей части
человечества, о нравственном бессилии его избавиться от
рабства греху и дьяволу, о Божьем милосердии к
погибавшим людям и о постепенном приготовлении Богом
древних людей в лице потомков отца верующих
Авраама - Евреев к принятию Спасителя через откровения,
пророчества и преобразования.
Изучение
Св. истории Ветхого Завета должно возбуждать и укреплять в детях живое религиозное чувство и производить на них нравственно-воспитательное влияние. Из первых же
страниц этой истории дети должны познать, что наш
Творец есть сама Любовь, что по любви Своей Он дал
жизнь человеку и предназначил его к вечному счастью и
блаженству, —что счастье наше заключается в послушании
Богу и прежде всего — в исполнении нами самой первой
заповеди Божией —
трудиться. Вместе с тем, из истории грехопадения
первых людей и дальнейшей печальной судьбы
ветхозаветного человечества дети должны убеждаться, что
непослушание Богу или грех есть самое великое бедствие
для человека, что он (грех) непременно, по суду
строгой правды Божьей, влечет за собою наказаниe, и что
это справедливое наказание за грех положено Богом
прежде всего в самом же человеке, в стыде, в
мучениях совести (Адам и Ева, братоубийца Каин и др.
примеры), и что от этого неподкупного суда человеку
никуда уже не уйти; они должны понять, наконец, что
вдали от Бога, без помощи свыше, человек не только
не может быть истинно счастлив, но и неминуемо погибает. Из Св. истории ветхозаветной дети познают
далее, как Господь, по Своей безмерной любви и
благости, не отверг согрешивших людей, но благоволил
со временем спасти их, и как Он приготовлял их к
принятию Спасителя через откровения, пророчества и
прообразы. Христос обетованный и пророчествуемый
должен быть центральным пунктом в изучении Св.
истории Ветхого Завета.
Mесcианская идея должна быть
отчетливо проведена через всю ветхозаветную историю, и
эта идея должна ясно представляться уму учащихся.
Попутно и неразлучно с этой идеей должна быть уяснена и
хорошо усвоена учащимися при изучении Свящ.
ветхозаветной истории идея всеблагого Промысла Божия в
судьбах всего человечества, отдельных народов и
каждого человека в частности. И при уяснении этой идеи
законоучитель не может не оттенять ту основную идею,
что Бог есть Любовь, что Он потому и печется о людях,
что любит их, как Отец своих детей. Еще, из
живых примеров, которыми богата Св. история Ветхого
Завета, дети должны получить первые понятия о главных
обязанностях как в семейной, так и в общественной
жизни, напр., о том, что должно почитать родителей и
дорожить их благословением - о братней и родственной
любви, о почтении к старшим, о дружбе, о долге
гостеприимства и т. п. Из Св. ветх. историй учащиеся
познают, что в человеческом общежитии власти
учреждены Богом для порядка и жизни мирной и что высший
представитель власти на земле - Царь есть Божий
избранник и Божий помазанник, к которому поэтому
нужно относиться со всем уважением и любовью и которому
нужно повиноваться за совесть.
Таким
образом, при преподавании Св. истории Ветхого Завета,
законоучителю следует обратить особенное внимание на
те священноисторические события, которые имеют
непосредственное отношение к Божественному Откровению, к истории принятия, распространения и утверждения его на
земле, на прообразования и пророчества о Христе, на события, имеющие особенное нравственно-воспитательное
значение.
На
классное чтение избранных, в соответствии с
программой, мест из славянской библии должно быть
обращено особенное внимание в целях ближайшего
ознакомления детей с церковно-богослужебным языком.
Во II
классе изучается Священная история Нового Завета.
История эта есть радостная весть о пришествии на землю
обещанного Мессии Христа и о совершении Им нашего
спасения. Она повествуешь о Божестве Иисуса Христа, о спасительном для нас учении Его, о делах и чудесах
Его ради нас грешных, о смерти, погребении, воскресении
и вознесении Его на небо.
Для
установления в сознании кадет тесной связи Священной
Истории Нового Завета с таковою же Историей Завета
Ветхого, законоучитель в предварительной беседе на
первых уроках должен напомнить о ветхозаветных
мессианских пророчествах, сообщить о
религиозно-нравственном и политическом состоянии Иудеев пред временем пришествия Господа
Иисуса
Христа на землю и указать на извращение вождями народа
еврейского чистой идеи Христа Спасителя от грехов,
в смысле народного вождя-освободителя от римского
владычества. В той же предварительной беседе
законоучитель должен ознакомить с происхождением и
характером священных новозаветных книг, служащих
источником Священной истории Нового Завета.
При
изучении Св. истории Нового Завета, дети воочию
убеждаются, что на Иисусе Христе с совершенною
точностью исполнились ветхозаветные обетования и
пророчества о Спасителе мира, и Он есть воистину
Мессия Христос. О каком бы событии из земной жизни
Господа ни рассказывалось в классе, рассказ всегда
должен быть радостною для сердца вестью о Спасителе и
о спасении. Особенное внимание должно быть обращено
законоучителем на сознательное усвоение учащимися
нагорной проповеди. Не меньшего внимания законоучителя
требует и правильное усвоение учениками притчей
Христа Спасителя. Сообщая детям спасительное учение
Господа, законоучитель должен внушать детям, что слово
Спасителя нашего обращено к каждому из нас и есть
обязательная для всех нас заповедь, что только жизнь
по слову Христову есть единственно правильная жизнь и
ведет человека к тому внутреннему миру и счастью,
которых люди лишились через грех прародителей. На
ряду с этим законоучитель должен обращать внимание
учащихся на живой пример в лице Иисуса Христа и
закрепить в их сознании мысль, что Богочеловек в
Своей непорочной жизни дал всём нам образ, "да последуем стопам Его". Черты жизни Спасителя: Его
любовь ко всем людям, не исключая и врагов, Его
кротость, незлобие, всепрощение, самоотвержение, дружба,
заботливость о земных родителях и повиновение им и др.
должны запечатлеться в сердцах учащихся, как
обязательные для всёх нас образцы и примеры.
Евангельские рассказы о чудесах Иисуса Христа должны укрепить в учащихся веру в Его Божественную силу, а
рассказы о прощении Им кающихся грешников - надежду на
Его милосердие. При повествовании о крестных страданиях
Спасителя следует пояснить детям, что Господь пострадал добровольно, что в страданиях Его нужно
усматривать высшее проявление Божьей любви к нам и что
пречистая кровь Его, пролитая на кресте, очищает
нас от всякого греха. При повествовании детям о
воскресении Господа и об явлениях Его по воскресении,
законоучитель должен остановить внимание их на тех
обстоятельствах, которые особенно удостоверяют
несомненность события воскресения.
Каждый
урок должен разрабатываться законоучителем в классе
непосредственно по Евангелию, причем чтение Евангелия по
преимуществу должно быть на славянском языке.
В
качестве пособия необходима хорошая карта Палестины не
только в учебном пособии, но и стенная, и желательны
хорошие священно-исторические картины.
В III
классе, в видах дидактической планомерности,
следовало бы изучать историю Церкви первых трех веков
и только уже после этого приступить к объяснению
Богослужения Православной Церкви. Однако в практических
целях возможно раннего ознакомления детей со смыслом
Православного Богослужения, согласно определению
Святейшего Синода, предметом изучения для кадет III
класса назначается объяснение Богослужения Православной
Церкви. Но чтобы переход от Священной истории Нового
Завета к объяснению Богослужения не был так резок для
детей, совершенно незнакомых еще с историей
утверждения на земле Церкви Христовой трудами св. Апостолов, объяснение Богослужения необходимо
предпослать несколько бесед исторического характера,
в которых детям должно выяснить понятие о Церкви, ее
назначения на земле и дать краткий исторический обзор
жизни Церкви в первые три века ее существования.
Уяснение
кадетам смысла и значения православно-христианского
Богослужения может быть достигнуто двумя путями:
путем практического живого участия в Богослужении и
путем теоретического изучения богослужебных форм.
Оба эти
пути должны идти параллельно, начинаясь с I класса,
усиливаясь в III и продолжаясь до конца курса.
В
целях более близкого практического ознакомления с
Богослужением, кадеты всех классов должны возможно
полнее участвовать в церковном пении и чтении и
прислуживании за Богослужением в алтаре. Кроме того, по
очереди кадет должно допускать к присутствованию в
алтаре за Божественною Литургией.
Параллельно с этим законоучитель, начиная с I класса,
знакомит кадет на уроках и с богослужебным
материалом.
Так
в I классе, при чтении библейских извлечений, указывает
на богослужебное употребление тех или иных мест
Священ. Писания В. Завета, и таким образом постепенно
вводит в сознание учащихся, что чтение Свящ. Писания
составляет главный элемент Богослужения. В
I же
классе должны быть выучены наизусть Символ Веры,
молитва пред причащением и молитва Св. Ефрема Сирина, как составные части Богослужения.
Во II
классе, помимо изучения Евангелия, могут быть изучены
постепенно и другие элементы Богослужения: тропари двунадесятых праздников, песнь Симеона Богоприимца,
Заповеди блаженства, песнь Пресвятой Богородицы.
Самый
метод изучения Богослужения должен иметь практический характер. Кадеты
III класса непременно по очереди присутствуют в алтаре за Литургией.
Так
называемые предварительные сведения о Богослужении: о
храме, свящ. лицах, одеждах, изображениях и проч.
нужно считать уже достаточно известными кадетам, при
условии посещения храма и алтаря в течение первых двух
лет обучения в корпусе. Достаточно, если
законоучитель в начале года проведет 2—3 урока не в
классе, а в храме, и здесь наглядно ознакомит кадет
со всем, что касается предварительных сведений о
Богослужении.
При
изучении Богослужения необходимо положить в основу
возможно близкое ознакомление кадет с
церковно-богослужебными книгами, чтобы они знали о них не понаслышке только, а путем чтения их в классе. Особенно
нужно это сказать о Часослове, Псалтири, Минеи и
Октоихе.
В виду
того, что изучение вероучения и нравоучения отодвигается
на VI и VII классы, в III классе при
изучении Литургии в
беседе с детьми должно дать более или менее подробное объяснение
Символа веры, Заповедей блаженства и Молитвы
Господней.
После специального изучения Богослужения в III классе,
законоучитель и в дальнейшие годы пребывания кадет в
корпусе должен поддерживать уровень необходимых
познаний их в этой области путем бесед пред большими
праздниками и Великим постом о богослужебных
особенностях в эти дни.
Весь
учебный материал в I, II и III классах должен быть
усвояем детьми в классной работе, без заданий на
внеклассное время. Для заучивания во внеклассное время
должны быть отнесены лишь молитвы и песнопения,
указанные в программах I, II и III классов.
В
целях более тесного сближения законоучителя с
детьми, в первых трех классах отменяется оценка
познаний кадет баллами. Относительно упорно ленивых
и нерадивых кадет законоучитель входит в объяснение
с отделенными воспитателями, и в целях совместного
изыскания мер воздействия на таковых. Опасаться, что
с отменою баллов у кадет понизится степень усердия
заниматься Законом Божьим, нет достаточных оснований,
при условии вышеуказанного изменения характера преподавания Закона Божия. Одно только можно сказать, что с отменой сильного внешнего побуждения, чем
являются баллы, законоучителю придется рассчитывать лишь
на нравственные силы воздействия на детей, а в этом то
собственно и заключается весь смысл уроков Закона
Божия.
В
IV и
V классах изучается общая история Христианской Церкви
и в связи с нею история Отечественной Православной
Церкви. Распределение курса истории Церкви по классам
указано в программах.
История
Христианской Церкви стоит в тесной, неразрывной связи с Священной историей Ветхого и Нового Заветов. Это
собственно отдельные только периоды общей истории
домостроительства Божия о спасении людей.
Во
II
классе кадеты по евангельской истории усвоили мысль, что
Господь Иисус Христос ради спасения нашего сошел с
небес, воплотился и вочеловечился и совершил спасение
наше Своею многострадальною жизнью и искупительными
страданиями крестными и основал на земле Церковь Свою,
участием в которой верующие и усваивают себе
спасительные заслуги Господа Иисуса Христа. Основав на
земле Церковь Свою, Господь сказал:
„Созижду Церковь
Мою и врата адова не одолеют ей" (Me. XVI, 18), и,
утешая учеников Своих обещанием пребывать с ними
вечно (Me. XXVIII, 20) и ниспослать им Св. Духа
Утешителя (1оан. XV), Господь дал апостолам заповедь
„Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и
Сына и Святаго Духа и учаще их блюсти вся, елика
заповедах вам" (Me. XXVIII. 19, 20). Сама собою
напрашивается мысль, как же апостолы исполнили эту
заповедь Христову и как сложилась жизнь Церкви после
вознесения на небо Ее Божественного Основателя? Изучение
истории христианской Церкви первых трех веков и
будет ответом на эти вопросы и укрепить в душах
детей непоколебимую веру в Иисуса Христа, как в
Господа и Спасителя нашего. Из истории Церкви дети
увидят, с какими, кажется, неодолимыми препятствиями
встретилась Церковь Христова на первых же порах
своего существования. На малую горсточку
последователей Христа с яростною злобою обрушились Иудеи и язычники и готовы были стереть их с лица
земли. Страшные преследования и кровавые гонения
предприняты были против христиан, в течение трех
веков обильно текла кровь христианская... Но не ложно
Слово Спасителя: „Созижду Церковь Мою и врата адова не
одолеют ей". Трехвековые гонения на христиан закончились победою Церкви Христовой над
гордым языческим миром, и свет веры Христовой
распространил свои живительные лучи по всему лицу
земли.
Задачей
изучения церковной истории этого периода и должно служить
воспитание в детях чувства любви, благоговения и
преданности к Церкви Христовой, сохранившей Истину
Христову, несмотря на все ужасы кровавых гонений на
христиан.
История
Церкви апостольского периода должна разрабатываться законоучителем в классе непосредственно по книге
Деяний св. Апостолов путем классного объяснительного
чтения ее на славянском языке.
Жизнь
Церкви, начиная с IV века, когда христианство было
признано религией государственной в Римской империи,
значительно отличается по своему характеру от церковной
жизни первых трех веков. Тогда, в первые три века,
все внимание и вся энергия Церкви были направлены на
отстаивание, в борьбе с иудейством и язычеством,
самого существования Церкви; это, можно сказать,
героический период в истории Церкви, и на нем лежит
печать чрезвычайных проявлений благодати Божией.
Теперь,
начиная с IV века жизнь Церкви входит в более
спокойное русло. Не стесняемая более в свободном
распространении, Церковь пышно развивает формы своего
внешнего проявления и глубже проникает сознанием во
внутренние основы своего бытия. Начинается работа
церковной мысли, в целях наилучшего уяснения и
приведения в систему христианского вероучения и
нравоучения. Но и на этом пути внутреннего
самоопределения и раскрытия Истины Христовой Церкви
приходится вести борьбу с внутренними своими врагами,
борьбу не менее упорную, чем какую вела она с
врагами внешними в первый период своего существования.
Такими врагами являются ереси и расколы, как результат
чрезвычайного усиления греховного человеческого
элемента в Богочеловеческом строе Святой Церкви. Но
силой присущего ей Духа Святого Церковь приводит человеческий разум в гармонию с
Божественной Премудростью, сокрытой в недрах ее, и
из многовековой борьбы выходить во всем величии красоты
и чистоты Христовой Истины (Ефес. V, 27), и до ныне
исповедуемой в Православной Церкви. На арене этой
борьбы Истины Христовой с ложью и злобой духа тьмы
(Me. XVI, 18, ср. Ефес. VI, 10—12) выступает целый
ряд отцов и учителей Церкви, которые, как звезды на
небе, ярко сияют чистотою веры и жизни своей на все
времена жизни Церкви Христовой на земле.
Чтобы
провести в сознание учащихся надлежащее понимание
указанного смысла церковно - исторической жизни,
преподавание курса истории не должно быть только сухим
перечислением в хронологическом порядке крупных
фактов внешней стороны церковной жизни. Факты эти
должны лишь служить материалом для уяснения внутренней
красоты и мощи церковной жизни, выразившейся с одной
стороны в твердом и непоколебимом отстаивании чистоты
христианского учения, с другой - в выработке чудного
церковно - богослужебного строя Православной Церкви.
При
обозрении истории Русской Церкви должна быть выяснена
мысль, что вся полнота Христовой Истины, вынесенная
Восточной Церковью чистой и неповрежденной из бури
веков, промыслом Божиим вручена народу русскому на
заре его государственной жизни и была тою зиждительного
силою, которая сделала Россию великой и могучей
державой Мира.
В
виду того, что в IV и V классах
кадеты параллельно с
Церковною историею изучают и гражданскую историю, при
обозрении истории Церкви необходимо делать сближения
церковно - исторических событий с событиями общей
гражданской истории, чтобы история Церкви не стояла
оторванной от общей истории, а наоборот освещала ее
светом Божественной мудрости и любви к роду
человеческому. Например, рассеяние Евреев по лицу всей
земли и возникновение могущественной
римской империи, объединившей собою пред временем
пришествия на землю Христа Спасителя почти все тогдашние
народы, и на ряду с внешним блеском человеческого
могущества раскрывшей нравственное убожество греховной
природы человека, приобретает особый смысл с точки
зрения Божественного домостроительства о спасении людей.
Такое объединение народов с порабощением их гордому
Риму, с одной стороны, вызвало сознание бессилия людей в
достижении счастья на земле и возбудило под влиянием
Евреев, рассеянных по всем уголкам всесветной
Римской империи, настойчивое ожидание Божественной помощи
в деле спасения людей; с другой стороны, объединение
народов облегчило распространение христианства, так как
пути международных отношений (торговых и
административных) стали вместе и путями
распространения христианства. Когда христианство
пустило глубокие корни в жизнь различных народов,
всесветная языческая Римская империя с IV века
начинает распадаться, возникают новые царства и
строят общественно - государственную жизнь уже на новых христианских началах.
При
обозрении истории Церкви с VII века нельзя обойти
вниманием появление на арене международной жизни
мусульманства, оставившего глубокий след в истории
Церкви и временами близко влиявшего на судьбы церковной
жизни (VI и VII вселен, соборы, крестовые походы, возвышение Римских пап и принижение значения в
обще-церковной жизни восточных патриархов).
Помимо
истории Церкви, с V же класса должно начаться
объяснительное чтение Новозаветных Священных книг; в
VI классе это чтение должно быть продолжено, а в VII
классе закончено. Распределение книг Свящ. Писания по
классам указано в программах.
На
объяснительное чтение Свящ. Писания должно быть уделяемо
не более одного урока в неделю в течете всего учебного
года в V, VI и VII классах.
Объяснительному чтению Свящ. книг должно предшествовать
краткое сообщение так называемых предварительных
сведений о Священных книгах. Самое объяснение
священного текста должно носить по преимуществу характер беседы законоучителя, в целях уяснения
основной мысли той или иной Священной книги и истолкования характерных
мест, важных в
догматическом или нравственном отношении. В этих
видах, а главным образом за недостатком времени,
классному чтению подлежат только избранные главы из
Священных книг. В программе указаны эти главы.
Классное
чтение Свящ. Писания имеет исключительно
воспитательное значение. Здесь для
законоучителя громадный простор для нравственно -
назидательных бесед.
По курсу
объяснительного чтения Свящ. Писания не должно быть ни
обязательных поурочных заданий кадетам, ни оценки
баллами познаний их в этой области. Поэтому нет нужды
и в учебнике для кадет V, VI и VII классов по курсу
объяснительного чтения Св. Писания. Но для того, чтобы
дать кадетам возможность более успешного усвоения
классной работы законоучителя по уяснению смысла и
значения того или иного Послания, следует выдать на руки
каждому кадету „Пособие к изучению Свящ. Писания Нового
Завета", составленное прот. Н. Александровым.
В
VI
классе преподается систематический курс
Вероучения, а в VII классе - Нравоучения Православной Христианской
Церкви.
Богатый
церковно - исторический материал предшествующих
классов дает возможность при изучении Вероучения и Нравоучения более широкого освещения догматических и
нравственных положений Православной Церкви, а это
обстоятельство в значительной степени будет
способствовать оживлению сухого, самого по себе, катехизического
материала.
Являясь
обобщением и приведением в систему разрозненно доселе преподанного в предшествующих классах
вероучения и нравоучения Православной Церкви, курс VI и
VII кл. будет естественным завершением всего курса
Закона Божия в кадетских корпусах. Параллельное
изучению катехизического материала объяснительное чтение
Посланий Апостольских поставит это изучение на почву
сознательного и твердого усвоения Священного Писания, как
источника православно - христианского вероучения и
нравоучения.
В
виду ВЫСОЧАЙШЕ объявленной свободы вероисповедания,
необходимо настойчиво выяснить пред сознанием учащихся
красоту, величие и истину Восточного Православия в
сравнении с западными вероисповеданиями. Но при этом
обозрение западных вероисповеданий должно быть
чуждо полемического характера и особенно полемического
задора. Не столько следует останавливаться на выяснении
смысла спорных библейских текстов, сколько показать
истину и величие Православия путем сравнения его с
католичеством и протестантством в их основных
положениях и в перспективе их исторического
происхождения. Весьма сильным аргументом ценности и
незаменимости для нас - Русских православного
вероисповедания должно служить указание на те факты
гражданской истории России, которые с очевидностью
свидетельствуют о зиждительной силе Православия в
деле государственного устроения земли Русской. В VI и
VII классах основываться на данных церковной и
гражданской истории при изучении православного
христианского вероучения и нравоучения тем более
удобно, что в предыдущих классах история как
церковная, так и гражданская кадетам уже будет
известна. А обозрение католичества и протестантства в
исторической перспективе со всею наглядностью уясняет
причины заблуждений того и другого и ярко освещает
тот царский, свободный от уклонений вправо и влево,
путь, коим шествует Православная Церковь от времен
Христа и Его Апостолов до сего дня.
|