II. Русский язык и словесность

 

Преподавание этого предмета в кадетских корпусах, кроме целей общеобразовательных, свойственных всем предметам общеобразовательного курса, имеет в виду и свои специальные:

1) теоретические - сознательное отношение к формам языка и словесных произведений и

2) практические:

     а) умение излагать мысли устно и письменно, с грамматической и логической правильностью, и навык выражаться литературным языком и

     б) усвоение, путем обязательного классного и внеклассного чтения, главнейших произведений отечественной словесности, как необходимого подготовительного материала для дальнейшего, в военных училищах, изучения систематического курса истории литературы.

 

а) Теоретический курс:

В состав курса входят грамматика и теория словесности.

 

Грамматика. Курс русской грамматики проходится в трех младших классах и должен иметь элементарно-практический характер, как по конечной цели изучения, так по приемам и материалу, к которому обращаются для наблюдения и выводов.

Под элементарно-практическим курсом разумеется такой, который имеет в виду орфографию, пунктуацию, а отчасти (в области синтаксиса) е цели логические и стилистические. Все, не относящееся к намеченным целям, должно быть откинуто. Так, напр., преподавателю не нужно останавливаться на группах склонения, потому что группировка по основам мыслима только на почве исторического изучения, всякая же другая не научна и практически бесполезна; по тем же соображениям лишними являются: различие имен существительных по склонениям, классификация глаголов по залогам и т. п.

Грамматически материал располагается по концентрам.

В I классе усваиваются элементарные сведения о составе простого предложения и о расстановке в нем знаков препинания; о составе слов и их разделении на изменяемые и неизменяемые; об именах существительных, прилагательных, числительных, о местоимении и глаголе. В этом же класс обращается внимание учеников на правописание корней с буквою Ъ, на выпадение и вставку звуков (напр., лоб — лба, пень — пня; обертка — обвертка, отчим — вотчим) и на главнейшие чередования гласных и согласных (напр., е—о, о—а; е—и; г—ж—з; к—ц—ч; х—ш—с; д—ж).

Наконец, в этом же классе ученики практически знакомятся, при разборе текста, с причастиями и деепричастиями.

Во II классе продолжается анализ простого предложения и дается понятие о составе сложного предложения, с соответственными сведениями о расстановке знаков препинания. Дополняются и приобретаются сведения о составе слов, о степенях сравнения, о видах глагола, о причастиях  и деепричастиях, о неизменяемых частях речи.

Наконец, в III классе продолжается анализ сложного предложения и дается свод правил о расстановке знаков препинания. По этимологии повторяются и закрепляются сведения, приобретенные в первых двух классах.

Из практического характера преподавания грамматики в трех младших классах следует, что в руках учащихся должно находит такое пособие, которое заключало бы в себе практический задачник и справочник в смысле:

а) орфографического словаря и

б) свода правил и теоретических выводов.

Таким требованиям удовлетворяет рекомендованный ниже учебник А. Пыльнева, который может быть дополняем в соответственных местах самим преподавателям, но в границах требований программы.

Особенное значение имеет преподавание синтаксиса, главная цель которого ознакомить учащихся с различными оборотами речи и обогатить их фразеологический материал. Для этого преподаватель должен вводить в синтаксические упражнения как можно больше фактов живого языка и избегать категорий разных предложений, схем, теснящих и не покрывающих живую действительность языка. В синтаксисе следует установить различие членов предложения и придаточных предложения исключительно по вопросам, чтобы видно было, понимают ли ученики связь между отдельными словами речи и между отдельными предложениями; логико-грамматическую точку зрения, создающую излишние затруднения для практических целей, необходимо устранит.

Что касается усвоения грамотности, то следует помнить, что она, является следствием многих условий, порою и не зависящих от учителя, приобретается, однако, и механическим путем. Для развития же необходимого навыка в грамотном письме, ученики с первых шагов обучения должны приучатся писать правильно, чтобы они ни писали. Но при этом преподаватель не должен упускать из виду, что успех письменных упражнений зависит не столько от количества последних, сколько от умелого руководства учащимися? как при задании письменной работы, так и при ее исправлении.

Грамматические упражнения разных видов, помогающие сознательному отношению к орфографии, формам языка и строю речи, не ограничиваются первыми тремя классами, а продолжаются в течение всего дальнейшего курса. И в средних (IV и V), и в старших (VI и VII) классах, попутно с чтением и особенно при исправлении письменных работ, должны повторятся и закрепляться сведения, усвоенные в младших классах. При этом преподавателю предоставляется до известной степени углублять ранее приобретенные знания учащихся путем сближения форм и явлений современной речи с формами языка древнерусского и старославянского, но только в самых ограниченных размерах. Так, напр., при объяснении нарастания суффикса ен в косвенных падежах существительных на м + я или при объяснении слова надменный с написанием через е, а не через Ъ, можно указать учащимся на следы носовых звуков (юсов), существующих в языке старославянском. Те же следы носовых звуков устно указать при группировка однокоренных слов: бряцать и бренчать, узел и вензель и т. п. Точно так же полезно обратит внимание учащихся на следы двойственного числа (напр., в словах: оба, два, воочию), на формы прош. вр. с окончанием л, на остатки давно прошедшего времени (жил - был, пришел - было), на формы глаголов: ем, дам , еси (гой еси), есть, суть, веси, весть (Бог весть). Далее, при анализе синтаксического строя таких примеров, как „пустился во вся тяжкие" или „Ярославу живу сущу" (при чтении летописных отрывков по программе V класса) уместно и полезно указать на замену ср. р. ед. числа — множественным числом и на существование оборота, носившего название дательного самостоятельного, и т. п.

Наконец, преподавателю предоставляется, в подходящих случаях, сообщать учащимся некоторые сведения из истории языка, относящиеся к произношению, ударяемости слов, областному их значению, утрате их и замене новыми и пр. (В  приложении II к программе указаны необходимые для этой цели научные сочинения.)

 

Теория словесности. Под названием «теория словесности» принято соединять следующие отделы этого предмета преподавания:

1) учение о языке словесных произведений (стилистика),

2) учение об основных формах словесных произведений и

3) учение о родах и видах словесных произведений.

Изучение каждого отдела основывается на анализе и усвоении соответствующих литературных произведений. При этом, для точного выяснения теоретических положений, наряду с произведениями отечественной ли­тературы, изучаются и некоторые произведения ино­странной, напр., эпизоды из Илиады и Одиссеи, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, Шекспира, комедии Мольера и т. п. С этою же целью изучаются и некоторые статьи научного содержания (напр. „ Общие понятия о свойствах эпической поэзии" — Буслаева).

Основою курса отечественного языка и словесности в кадетских корпусах служит сознательное усвоение образцовых произведений словесности, преимущественно художественных, в целом или в частях (когда в целом изучить не представится возможности), как со стороны содержания, так и со стороны формы выражения. Роль теории словесности, подобно грамматике, должна быть вспомогательная: стилистика указывает на те средства, которыми пользуется язык для достижения наибольшей точности, ясности, выразительности и благозвучия; изучение основных форм речи может содействовать развитию навыка располагать мысли по известному порядку (плану), обусловленному самим содержанием словесного произведения; ознакомление с родами и видами словесных произведений должно служит средством для уразумения приемов построения словесных произведений, а впоследствии (в военных училищах) и необходимым пособием при изучении истории литературы.

При занятиях теорией словесности на основе анализа и усвоения тех образцовых произведений русской и всеобщей литературы, содержание и художественная форма которых могут способствовать развитию в учениках мыслительных способностей, добрых чувств и эстетического вкуса, дается материал для изучения родного языка вообще, литературного слова в частности, для выяснения и подтверждения положений теории словесности, в особенности в VI - VII классах, где наряду с теоретическими положениями сообщаются ученикам и краткие исторические сведения относительно развития различных родов и видов словесных произведений.

При таком изучении литературных произведений безусловно вредно сводить занятия на заучивание готовых определений, положений и формул, без предварительного чтения и анализа произведений.

В общих чертах сведения по курсу теории словесности распределяются по классам следующим образом:

в IV классе ученики знакомятся со стилисти­кой, с элементами сочинения и с основными формами словесных произведений (кроме рассуждения);

в V классе - с видами прозаических сочинений описательного и повествовательного характера, с понятием о поэзии и ее отличием от прозы, с делением поэтических произведений по происхождению и по содержанию и, наконец, с эпическою поэзией (эпос народный);

в VI классе - с эпосом личным и с лирическою поэзией;

в VII классе - с научными сочинениями, с рассуждением, с поучительною (увещательною) прозою (ораторская речь), с драматическою поэзией, романом и повестью.

К такому распределение теоретического материала приноровлен и рекомендуемый учебник г. Яковлева. Краткий и сжатый по содержанию, точный по языку и построенный по строго выдержанному плану, учебник этот, без разъяснения преподавателя путем необходимых иллюстраций, может представит в некоторых местах значительные трудности для учащихся. Рекомендуется, поэтому, обратить внимание на тщательный подбор литературных образцов, чтобы выяснить на них теоретические положения и тем облегчить учени­кам усвоение их.

Одним из надежнейших средств для уяснения и облегчения теоретических положений следует также признать постепенное и последовательное введете уча­щихся в область отвлеченного мышления.

В этих видах, курс теории словесности, в соответственных его частях, необходимо связать с краткими элементарными сведениями из логики и психологии. При такой постановке преподавания представится возможность уяснить в сознании учеников значение и смысл сообщаемых им знаний по курсу теории словесности.

Надо помнить, что литературная деятельность вообще и поэзия, как ряд творческих ассоциаций по преимуществу, являются проявлением духовной стороны человека, известным образом отвечающей (реагирующей) на впечатления внешнего мира. Естественно желать, чтобы ученики были ознакомлены с душевными деятельностями, участвующими в создании словесных произведений. Учащиеся при изучении памятников литературы постоянно встречаются со словами: ощущение, представление, понятие, род, вид, суждение, вывод (умозаключение), творчество, воображение (фантазия), чувствование, эстетическое чувствование, прекрасное, искусство, желание, наклонность, привычка, стремлении е, страсть, темперамент, характер. Поэтому и нужно связать эти слова в сознании учащихся с определенным содержанием.

 

Элементарные психологические и логические сведения без особенного затруднения и с успехом могут быть усвоены учениками путем практическим, в живой беседе, на литературных образцах и примерах, и закрепляются в памяти учащихся:

в IV и V классах - краткими положениями, в форме ответов на вопросы, заносимыми в классные тетради, а в VI и VII классах - при помощи учебников (Владиславлева - по логике - для VII кл., Челпанова и Фоне - по психологии - для VI и VII классов).

Так, в IV классе ученикам сообщаются краткие сведения из учения об основных душевных состояниях и процессах и из учения об явлениях позна­вательной деятельности.

В V классе, в связи с отделом теории поэзии, ученикам даются сведения об ассоциировании и воспроизведении душевных состояний, о процессе творче­ства, о способах построения творческих образов и о выражении их в языке; о „прекрасном", как объекте, и о чувстве красоты (эстетическое чувство); о видах эстетического (прекрасное и смешное); о родах и видах искусств (образовательных и тонических); об идеализме и реализме в искусстве; о действительности и правде в художественном творчестве.

В этом же классе повторяются и закрепляются сведения из логики, приобретенные учениками в IV классе.

В VI классе, в связи с изучением лирики, в целях достижения осмысленного психологического анализа словесных произведений учениками, им необходимо дать сведения о волнениях (низших и высших), об интеллектуальных, моральных и религиозных чувствованиях, об аффектах.

Наконец, в VII классе, в связи с изучением научной прозы и рассуждении, как вида словесных произведений, полезно повторить сведения из логики, полученные в VI классе, и дополнить их учением о содержании и объеме понятий и их взаимоотношений; о видах понятий, о приемах разъяснения и раскрытия содержания и объема понятий, об основных видах суждения и об отношениях суждений между собою; об умозаключении. В этом же классе сообщаются ученикам сведения о тех приемах мысли и исследования, которыми приобретается истинное знание. Ученикам сообщается об индукции (опыт, наблюдение и их сравнительные преимущества), о главных индуктивных методах, о вспомогательных индуктивных приемах (гипотеза, аналогия); о дедукции; о дедуктивных приемах при развитии мыслей (анализ и синтез) и при доказательствах (прямые и косвенные); о научных системах знания.

Сверх того, из психологии воли необходимо дать сведения: о влечениях, потребностях, желаниях, страстях; о моментах волевого процесса (мотивы и побуждения, столкновение и борьба, обсуждение, решение, исполнение); о склонностях и привычках, о нравственной свободе и нравственном характере.

Все эти сведения потребуют прежде всего тщательной подготовки со стороны самих преподавателей.

 

б) Практические занятия

Чтение литературных произведений. Приучению учеников с полным вниманием и разумением относится к содержанию и к форме читаемых и разучиваемых литературных образцов помогает объяснительное чтение. Путем внимательного отношения к содержанию произведений, ученики обогащаются целым рядом новых понятий, усваивают много новых мыслей, высоких идей и, благодаря ярким художественным образам, уясняют смысл явлений жизни; при изучении произведения со стороны формальной, ученики вникают в связь отдельных частей его и выясняют себе их отношение к главной мысли (разбор логический), усваивают богатства родного языка, правильные формы литературной речи (разбор грамматический), знакомятся с особенностями речи художественной, научаются понимать и ценить язык образцовых произведений отечественной словесности (разбор стилистический). В двух старших классах важное значение имеет анализ характеров; при этом анализе необходимо иметь в виду, чтобы черты характера и личности были подтверждаемы фактами из жизни действующего лица. Такие факты должны держат ученика в определенных границах, устраняя возможность необоснованных суждений. Вообще по отношению к объяснительному чтению необходимы со стороны преподавателя сдержанность и чувство меры; особенно следует избегать в своих объяснениях навязывать автору то, чего он на самом деле не говорит.

Если впечатления, получаемые при чтении художественных произведений, не всегда могут выразится в виде определенных и систематических знаний, то эти впечатления все же являются весьма ценными по вызываемой ими внутренней работа, по возбуждаемым ими высоким духовным наслаждениям. Литературная начитанность, при условии разумного выбора материала, всегда развивает в человеке высшие духовные потребности и укрепляет его мыслительные способности. В этом смысле изучение литературных образцов может служить могучим орудием духовного развития юноши, в особенности, если руководящий этим делом преподаватель, при широкой осведомленности, сам будет воодушевлен любовью к сокровищам родного языка и проникнут горячею верою в духовную мощь родного народа.

Подбор литературных произведений и образцов, для классного и внеклассного чтения соображен таким образом, что, являясь материалом для выяснения и подтверждения всех положений теории словесности, он вместе с тем служит фундаментом для дальнейшего усвоения курса истории русской литературы в военных училищах.

При изучении некоторых произведений преподаватель может внести в свои занятия с учениками соответственные сведения историко-литературного характера: о личности писателя, эпохе, литературной школе, к которой он принадлежал, и сопровождать объяснение произведения кратким комментарием психологическим, этическим, эстетическим и лексическим. Все это вполне уместно, поскольку служит к лучшему уразумению изучаемого произведения; но историко-литературному комментарию не должно быть придаваемо неподобающее ему значение, и замечания преподавателя не должны обращаться в курс истории литературы.

Преподаватель словесности должен позаботиться о развитии в учениках интереса и к самостоятельному чтению. Избрав образцы для изучения в классе, он рекомендует ученикам для самостоятельного прочтения вне класса те из произведений, который поименованы в приложенном к программе особом перечне (см. приложение I).

Очень желательно, чтобы преподаватель еще в младших классах воспитал в учениках привычку заносить в особую тетрадь названия прочитанных сочинений, список главных действующих лиц, краткое содержание произведения по частям (по главам, по действиям), произведенное впечатлите, особенно понравившиеся места, возбужденные мысли и вопросы, и затем, просматривая эти тетради, давал разъяснения по возникшим у учеников вопросам.

Контроль преподавателя над внеклассным чтением может выражаться и в том, что он проверяет чтение учеников или путем опроса, или предложением написать сочинение на тему по прочитанному произве­дению, или же дать письменные ответы на поставленные преподавателем вопросы.

Устные упражнения. К устным упражнениям относится выразительное чтение (понимаемое в смысле чтения толкового, внятного, с правильными логическими ударениями), изложение содержания литературных произведений, упражнение в свободном устном изложении мыслей на данную тему, приуроченную к определенному литературному произведению или к группе однородных произведений, и произношение наизусть стихов и художественной прозы. (Последние виды устных упражнений требуют предварительной внеклассной подготовки учащихся)

Упражнения эти пригодны для всех классов. По отношению к устному изложению литературных произведений, в целом и по частям (отдельной сцены, частного эпизода), необходимо требовать от учащихся усвоения не только содержания, но и литературной формы в тех местах текста, которые преподаватель заранее укажет. Заучиванию литературного образца наизусть должно предшествовать классное упражнение в вырази­тельном его чтении под руководством  преподавателя.

К числу устных упражнений в первых трех классах может быть отнесен и устный рассказ по картинам.

Письменные упражнения. Цель письменных упражнений - умение излагать мысли с грамматическою и логическою правильностью и навык выражаться литературным языком. Отсюда два главных вида письменных упражнений: одни преследуют преимущественно цель грамматическую, другие - логическую и стилистическую.

Параллельно с изучением грамматики ведутся, для приобретения учащимися навыка в грамматической правильности, следующие упражнения:

списывание с книги, с классной доски или с орфографической прописи (упражнение для I класса и для неуспевающих учеников II и III классов);

писание наизусть выученных литературных образцов;

диктовка, предваряющая ошибки, и диктовка поверочная;

составление примеров на грамматические правила;

составление ответов, в форме простых и сложных предложений, на вопросы, извле­каемые из прочитанных образцов и произведений.

Упражнение в форме писания выученных наизусть образцов обязательно только в трех младших классах. В IV и V классах оно не обязательно, хотя и здесь иногда преподаватель может пользоваться им, как средством для проверки приготовления урока всем классом.

Письменные упражнения, в которых преимущест­венно преследуется цель логическая и стилистическая: изложение, извлечение, сочинение в тесном смысле. Кадеты, приучаясь постепенно к связному письменному изложению статей повествовательного характера, изучаемых в течение курса, вместе с тем, начиная уже с I класса (к концу года), должны упражняться, под руководством  преподавателя, в описании предметов, хорошо им известных, в рассказе о виденном или слышанном и в рассказе по картинам. Таким образом, они приобретут умение свободно и самостоятельно излагать мысли. Такого рода упражнения должны вестись и в последующих (II и III) классах, при чем в III классе учащиеся приучаются к составлению планов, под руководством преподавателя. Начиная с IV класса, ученики приступают к самостоятельному составлению сочинений описательного и повествовательного характера по самостоятельно выработанному плану.

Все разнообразие тем письменных упражнений во всех классах может быть приведено к трем главным типам.

 К первому типу относятся темы строго воспроизводительного характера, заключающие в себе требование изложить содержание литературного образца с сохранением формы, в какой изложено оно в самом произведении. Темы такого типа могут предлагаться в первых трех классах.

Ко второму типу относятся темы, приуроченные к определенному содержанию известного литературного произведения, но заключающие в себе требование от ученика - изложить указанный материал в форме, отличной от данного произведения; темы этого типа, предоставляющие ученику известную долю самостоятельности, признаются уместными в четырех старших классах.

Наконец, к третьему типу относятся темы, для развития которых и содержание и форма вырабатываются самими учениками. Для развития тем этого типа требуется сгруппировать знания, приобретенные путем изучения предметов курса, чтения, непосредственного опыта, наблюдения, переживания и собственного размышления. Темы этого рода могут быть предлагаемы ученикам трех старших классов. Следует совершенно отказаться от предложения таких отвлеченных тем, для ответа на которые у учащихся нет материала в их душевном развитии. Так как художественная форма литературных произведений есть дело таланта (школа может содействовать его раз­витию, возбуждая интерес к чтению  художественных произведений и относясь сочувственно к проблескам таланта в учащемся), то письменные упражнения с целью развития в учащихся техники словесного искусства, по необходимости, ограничиваются областью равно всем доступною, в которую входят прозаические формы: повествование, описание и рассуждение.

К письменным упражнениям V - VII классов могут относиться и литературные переводы с иностранных языков, которые приучают внимательно вдумываться в текст подлинника и искать в родном языке свойственных его духу оборотов, а равно и переводы с языка старинных наших писателей (Кантемира, Фонвизина, Державина) и древних памятников наших (летописей, путешествий) на язык современный.

Письменные упражнения происходят и в классе, и вне класса, причем необходимо настойчивое требование, чтобы ученики старательно выполняли их и со стороны внутренней, и со стороны внешней.

Настойчиво следует устранять замечаемую нередко склонность учащихся, особенно при исполнении внеклассных работ, прибегать к имеющимся в руководствах и учебниках готовым характеристикам, оценкам и критическим суждениям по поводу того или другого произведения или действующих в нем лиц.

 

Распределение курса русского языка и словесности по классам.

 

Приемные требования от поступающих в I класс.

 а) Свободное и толковое чтение русского текста, на что должно быть обращено особенное внимание; умение читать новый церковно-славянский текст; умение списывать печатный или рукописный текст книги косым по­черком; умение рассказывать прочитанный при самом экзамене отрывок или целую статью повествовательного содержания.

б) Из грамматики. Предложение. Подлежащее и сказуемое. Объяснительные слова.

Звуки и их разделение на гласные и согласные; ударение (умение указать место его в данном слове; буквы, как обозначение звуков (прописные и строчные); употребление букв: и, е, э: несочетаемость букв ж, ч, ш, щ с буквами я, ю, ы; несочетаемость буквы ц с буквами я, ю; правильное обозначение буквами неясно произносимых гласных и согласных звуков (о, е, а, я, б, в, г, д, ж, з); употребление й, ъ, ь; деление слов на слоги и общее правило переноса части слова из одной строчки в другую.

Части речи. Имя существительное (предмет); род, число и падеж имен существительных. Имя прила­гательное (качество предмета), окончание сравнительной степени - ѣе. Местоимение. Глагол (действие предмета). Время, число и лицо. Имя числительное. Наречие, предлог, союз, междометие.

Требуется умение отличать одну часть речи от другой; деление каждой части речи на виды не обязательно.

Руководства: Приготовительный курс русской грамматики Козьмина и Практический курс началь­ной грамматики русского языка Самойлова;

в) знание наизусть и толковое произношение следующих образцов (из I ч. русской хрестоматии Поли­ванова):

Басни Крылова: Ворона и Лисица; Стрекоза и Мура­вей; Слон и Моська: Лебедь, Щука и Рак; Чиж и Голубь.

Стихотворения: Жаворонок Жуковского; Перелет­ная птичка Пушкина; Зима Пушкина: Урожай Коль­цова: Весна Майкова.

и г) умение написать под диктовку небольшой отрывок, строк в десять, с соблюдением правил орфографии в пределах вышеуказанных требований из грамматики.

Пособие: Русская хрестоматия Поливанова, ч. I

 

I КЛАСС

4 урока в неделю. Из общего числа уроков два целиком посвящаются на практи­ческие упражнения (преимущественно письменные). На остальных уроках часть времени обязательно посвящается также практическим упражнениям.

Грамматика.

Из синтаксиса (практически): состав простого предложения - подлежащее, сказуемое (простое и составное), определение, дополнение, обстоя­тельство. Обращение. Грамматическая связь частей предложения: согласование и управление. Предложения нераспространенные и распространенные, полные и неполные, безличные.

Знаки препинания в середине и в конце простого предложения.

Из этимологии: О звуках: их разделение; вы­падение гласных звуков; выпадение и вставка согласных звуков; главнейшие чередования гласных и согласных. Разделение слов на изменяемые и неизменяемые. Состав изменяемых слов: приставка, основа, окончание. Имена существительные (собственные и нарицательные); родовые окончания; склонение (падежи, числа). Имена прилагательные; их родовые окончания (полные и неполные); склонение прилагательных. Имена числительные (количественные и порядковые), склонение числительных. Местоимения (личные, вопросительные и ука­зательные); склонение местоимений. Глаголы; формы наклонений, времен, лиц: первое и второе спряжения (различие).

Путем грамматического разбора, сверх того, дается понятие о причастии и деепричастии

Правописание корней с буквою ѣ и изменяемых окончаний (флексий) указанных частей речи.

Перечень литературных образцов.

Образцы могут быть заменяемы другими из числа имеющихся в хрестоматии, приблизительно одинакового объема и характера.

 

а) Для заучивания наизусть и выразительного произношения:

Басни Крылова: Волк и Журавль, Обезьяна, Белка, Две бочки, Кукушка и Птух, Лисица и Виноград.

Стихотворения: Пушкина К няне, Черкесская песня, Цыганский табор, Игры горцев; Лермонтова Молитва, Казачья колыбельная песня; Майкова Сенокос; гр. А. Толстого Омут.

Требуется умение правильно писать эти образцы.

б) Для свободного и связного устного изложения:

Народные сказки и рассказы: Лиса и Рак, Ворона и Рак, Мужик и Медведь, Лиса и Журавль, Репка, Лиса и Козел, Набитый дурак, Мужик и Заяц, Добрый медведь, Веник;

Жуковского Спящая ца­ревна, Война мышей и лягушек, Мальчик-с-пальчик; Пушкина Сказка о рыбака и рыбке; Данилевского Снегурочка.

Аксакова: 8 рассказов из «Семейной хроники».

Из русской летописи: Крещение Владимира и киевлян, Русский богатырь, Пиры Владимира и другие отрывки.

По отношению к письменным занятиям для перехода из I класса во II-й требуется:

а) умение написать под диктовку отрывок в 10-15 печатных строк с соблюдением правил в пределах пройденного грамматического материала, и

б) письменный пересказ прочитанного образца, или: краткое описание хорошо известного предмета, или: рассказ о виденном или слышанном.

Руководство: А. Пыльнев. Элементарная грамматика русского языка для младших классов средних учебных заведений или П. Смирновский. Учебник русской грам­матики для младших классов средних учебных заведений, ч. I (этимология).

Пособия: Русская хрестоматия Поливано­ва, ч. I.

Родина Радонежского. Матушка Русь Тарапыгина, ч. I.

 

II КЛАСС

5 уроков в неделю. Из общего числа уроков два целиком посвящаются на практические упражнения (преимущественно письменные). На остальных уроках часть времени обязательно посвящается также практическим упражнениям.

Грамматика.

Из синтаксиса (практически): повторяется и дополняется состав простого предложения: приложение. Однородные члены предложения. Состав сложного предложения: его признаки; способы образования: сочинение, подчинение. Предложения главные и придаточные. Слитное предложение. Знаки препинания в простом и сложном предложениях.

Из этимологии: понятие о корне слова, о суффиксах. Слова сложные. Имена существительные, употребляющиеся только во множественном числе (определение их рода). Имена прилагательные качественные и относительные (притяжательные); окончания степеней сравнения. Местоимения относительные и неопределенные. Причастия и деепричастия (окончания). Неизменяемые части речи: наречие, союз, предлог, междометие и их роль в предложении. Правописание неизменяемых частей речи. Употребление частиц не, не, ни.

Перечень литературных образцов:

 Образцы могут быть заменяемы другими из числа имеющихся

в хрестоматии, приблизительно одинакового объема и характера.

а) Для заучивания наизусть и выразительного произношения:

Басни Крылова: Лисица и Осел, Щука и Кот, Волк на псарне, Лягушка и Вол, Волк и Ягненок, Лев на ловле.

Стихотворения

Пушкина: Пир Петра Великого, Гонец, Делибаш, Дон, Бонапарт и Черногорцы; Лермонтова Два великана, Бородино, Ночь; Жуковского Мщение; Майкова Кто он?

Требуется умение правильно писать эти образцы.

б) Для свободного и связного устного изложения:

Аксакова: Картины природы (14) из „Записок ружейного охотника" (воды и лес).

Рассказы из летописи: 1 и 2 нашествие татар.

Рассказы о Петре Великом.

Рассказы о Ломоносове.

Рассказы из Отечественной войны (Соловьева и Попова).

По отношению к письменным занятиям для пере­хода из II класса в III требуется:

а) умение написать под диктовку отрывок в 15-20 печатных строк, с соблюдением правил в пределах пройденного грамматического материала, и

б) письменный пересказ прочитанного образца, или: краткое описание хорошо известного предмета, или: рассказ о виденном или слышанном.

Руководства: А. Пыльнев. Элементарная грамматика русского языка для младших классов средних учебных заведений.

или: П. Смирновский. Учебник русской грамматики для младших классов средних учебных заведений, ч.I (этимология).

Пособия: Русская хрестоматия Поливанова, ч. И.

Родина Радонежского.

Матушка Русь Т арапыгина.

 

III КЛАСС

4 урока в неделю.

Из общего числа уроков два целиком посвящаются на практические упражнения (преимущественно письменные). На остальных уроках часть времени обязательно посвящается также практическим упражнениям.

Грамматика.

Из синтаксиса (практически): продолжение разбора предложений, особенно сложного. Виды сочинений предложений (соединительное, противительное, разделительное). Виды придаточных предложений (умение различать их по вопросам, заменять при помощи нераспространенных и распространенных членов и сокращать при помощи причастий и деепричастий). Вносное предложение и вносные слова. Прямая и косвенная речь при передачи чужих слов (умение обращать одну в другую).

Свод правил пунктуации.

Из этимологии: повторение и приведете в си­стему сведений, приобретенных в предыдущих классах. Этимологический состав слов, корень и приставки (префикс, суффикс, флексия); звуковой состав корня и важнейшие изменения в нем гласных (сокращение, усиление, полногласие) и согласных (смягчение, переход, вставка, выпадение). Зияние и способы его устранения.

Существительные первообразные и производные. Суффиксы имен существительных в отношении правописания их. Суффиксы имен прилагательных в отношении их правописания. Приметы глаголов. Различие видов.

Правописание должно быть доведено до такой степени, чтобы кадеты сами могли исправить и объяснить каж­дую ошибку, если на нее будет обращено их внимание.

Перечень литературных образцов:

Образцы могут быть заменяемы другими из числа имеющихся в хрестоматии, приблизительно одинакового объема и характера.

а) Для заучивания наизусть и выразительного произношения.

Басни Крылова: Осел и Соловей, Любопытный, Демянова уха, Тришкин кафтан, Ларчик, Две со­баки.

Пушкина: Зимний вечер, Бесы, Появление весны, Песнь о вещем Олеге, Москва (Ах, братцы, как я был доволен...) отрывки из поэмы „Медный всадник"; Лермонтова Три пальмы; Никитина Утро; Тютчева Весенние воды.

Требуется умение правильно писать эти образцы.

б) для свободного и связного устного изложения:

Пушкина: из повести „Арап Петра В." из повести „Капитанская дочка", из поэмы „Медный Всадник", из поэмы „Руслан и Людмила"; Лермонтова: из „Героя нашего времени" (Дорожные сцены и Казбич); Аксакова: из „Семейной хроники" (Добрый день Степана Михайловича).

По отношению к письменным занятиям, для перехода из III класса в IV, требуется умение:

1) правильно написать под диктовку отрывок в 20-25 печатных строк и

2) изложить прочитанную на экзамене статью повествовательного содержания - грамматически правильно (статья для изложения дается новая, не из числа тех, которые изучались в течение курса).

Руководства:

А. Пыльнев. Элементарная грамматика русского языка для младших классов средних учебных заведений.

П. Смирновский. Учебник русской грамматики для младших классов средних учебных заведений. Ч. I. (этимология).

Пособия:

Русская хрестоматия Поливанова, ч. П.

Новая русская хрестоматия, под ред. Воскресенского.

Родина Радонежского.

Матушка Русь ч. II Тарапыгина.

 

Практические упражнения для первых трех классов

1) Устный грамматический разбор по отношению к тем данным, которые обозначены в программе грамматики. Сверх того, в I классе путем разбора должно быть приобретено понятие о причастии, деепричастии, о согласовании и управлении слов и о знаках препинания (в смысле их распознавания).

2) Составление примеров на грамматические правила.

3) Объяснительная и поверочная диктовка по одному из существующих сборников, напр., Смирновского (Курс систематического диктанта), или Баталина (Статьи для диктанта) и др.

4) Объяснительное чтение.

5) Выразительное чтение.

6) Связный пересказ прочитанного.

7) Устный рассказ по картине.

8) Заучивание наизусть и выразительная устная передача стихов и художественной прозы.

9) Письмо наизусть выученных образцов.

10) Списывание с книги или с орфографической прописи (для I класса и для неуспевающих учеников II и III классов), с тем, чтобы оно производилось по одному из существующих сборников, (напр., Смирновского, Баталина, Зелинского, Михайлова, Зачиняева и других.) диктовок или специально приноровленных задачников и соединялось с отчетом по правописанию.

11) Письменные ответы на вопросы по содержанию прочитанного образца, в форме отдельных предложений (для I класса).

12) Связное письменное изложение, по предложенным вопросам и без вопросов, статей повествовательного содержания, изучаемых в течение курса, (для II и III классов); в III классе, сверх того, составление повествования по плану, под руководством преподавателя.

13) Краткое описание хорошо известных предметов; письменный рассказ о виденном или слышанном; письменный рассказ по картинам.

14) Внеклассное чтение указанных в программе произведений (см. прилож. I). 

 

Примечание. Пособиями при практических упражнениях могут служить:

1) Зелинский. Грамматический задачник.

2) Паульсон. Задачник письменных упражнений в родном языке.

3) Пыльнев. Краткий русский синтаксис (отдел практический).

 

IV  КЛАСС

 (4 урока в неделю).

Теория словесности.

Вступление: определение и разделение теории словесности.

При объяснении словесного произведения (сочинения) преподаватель практически сообщает учащимся сведения

о сочинении и его элементах вообще (тема, содержание, план, изложение).

Общая теория словесности и сведения из логики (последние практически).

Определение слова. Ощущение; представление - идея (единичное, конкретное); общее представление; понятие (процесс отвлечения; при­знаки существенные и несущественные; значение понятий в умственной деятельности). Суждение. Выражение представлений и понятий посредством слова).

Краткие сведения из логики сообщаются и разъясняются учащимся на примерах самим преподавателем. Руководствами по логике для преподавателей могут служить: Владиславлев. Учебник логики. Введенский. Логика.

Из психологии попутно сообщается о внимании и памяти с точки зрения их значения в процессах отвлечения и суждения. Руководством для преподавателей может служить: Челпанов . Учебник психологии.

Происхождение слов в языке. Средства, способствующие развитию языка в отношении количества слов: создание новых слов, перенесете названий, словопроизводство, заимствование слов чужеземных, принятие в литературный язык слов народных, провинциализмы и архаизмы. Омонимы, синонимы. Понятие о периоде простом и сложном. Речь периодическая и отрывистая.

Внешняя сторона словесного произведения (стилистика). Достоинства языка: чистота, ясность (при выборе слов и при сочетании слов), изобразительность и выразительность.

Фигуры. Фигуры в зависимости от выбора слов: эпитет, сравнение, тропы (метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, ирония, сарказм, гипербола). Фигуры в зависимости от количества слов: ускорение речи (эллипсис, умолчание) и замедление речи  (тавтология, амплификация, плеоназм). Фигуры в зависимости от сочетания слов: градация, параллелизм, инверсия. Фигуры в зависимости от произношения слов: восклицание, риторическое обращение и риторический вопрос.

Благозвучие языка. Благозвучие фоническое и ритмическое. Способы стихосложения: тонический, метрический, силлабический. Понятие о стопе; виды стоп. Понятие о стихе; виды стиха. Строфа. Рифма и ее виды.

Понятие об описании и повествовании. Их определение и план.

 Перечень литературных образцов

Образцы могут быт заменяемы другими из числа имеющихся в хрестоматии,

приблизительно одинакового объема и характера.

а) для заучивания наизусть и выразительного произношения:

Басни Крылова: Пустынник и Медведь, Ворона и Курица, Свинья, Вороненок, Квартет.

Стихотворения Пушкина Туча, Кавказ („Кавказ подо мною"...), Анчар, Утопленник, К тени полководца, отрывки из поэмы „Полтава", отрывки из поэмы „Кавказский пленник"; Лермонтова Ангел, Парус, Тучки, Сосна, „Когда волнуется желтеющая нива".., Спор; Л. Толстого (образец художественной прозы) Смерть дерева.

б) Для свободного и связного устного изложения:

Часть образцов можно читать и разучивать в классе; остальные же задавать,

 как материал для внеклассного приготовления урока, по указанию преподавателя.

Из „История Государства Российского" Карамзина: Взятие Киева татарами, Разорение Киева, Куликовская битва, покорение Казани;

Жуковского: Кубок, Граф Габсбургский, Поликратов перстень, Перчатка;

Гнедича: отрывок из Илиады: «Прощание Гектора с Андромахой»;

Пушкина: отрывки из „Путешествия в Арзерум";

Гоголя: Украинские степи;

Яковлева: Ночь на Везувии;

Булгарина: Описание наводнения в Петербурге 7 ноября 1824 года (параллельно с отрывком из поэмы Пушкина „Медный Всадник").

Рассказы о Суворове" (по сочинениям Д. Милютина и П. Полевого).

По отношению к письменным занятиям, для перехода из IV класса в V, требуется:

1) умение правильно написать под диктовку отрывок в 25-30 печатных строк, представляющий довольно сложное синтаксическое построение, и

2) написать сочинение описательного или повествовательного характера на тему, предложенную преподавателем.

Руководства: Яковлев. Учебный курс теории словесности; Ливанов. Учебный курс теории словесности.

Пособия: Поливанов. Хрестоматия, ч. 2.; Тарапыгин. Матушка Русь, ч. II.

 

V КЛАСС.

 (3 урока в неделю).

Теория словесности. Частная теория словесности.

Понятие о прозе. Виды прозаических сочинений. Описание, путешествие. Повествование; виды повествования: летопись (дневник), мемуары или записки современников, биография (житие, автобиография, некролог), характеристика, история.

Понятие о поэзии (Попутно учащимся сообщаются практически, на примерах, следующие сведения из психологии: об ассоциировании и воспроизведении душевных состояний; о процессе творчества; о способах построения творческих образов и о выражении их в языке, о „прекрасном", как объекте, и о чувстве красоты; о видах эстетического; о родах и видах искусств; об идеализме и реализме в искусстве; о действительности и правде в художественном творчеств. Руководствами для преподавателей могут служить: Челпанов. Учебник психологии. Фонсегрив. Элементы психологии. Житецкий. Teopия пoэзии. Попутно же в этом класс повторяются и закрепляются сведения из логики, приобретенные в IV кл.).

 Различие между прозою и поэзиею по характеру содержания, по характеру формы, со стороны назначения и со стороны отношения к действительности. Деление поэтических произведений по происхождению и по содержанию. Развитие поэтических видов.

Эпическая поэзия. Развитие эпоса. Эпос народный: песня (былина, историческая песня, духовный стих, легенда; песенный свод); сказка (виды сказок, сказочные своды), пословица, загадка, заговор. Источники народного эпоса: природный мир, христианская религия, история, быт, чужеземное влияние.

 

Перечень литературных произведений и образцов,

на которых выясняются особенности произведений прозаических и произведений эпической поэзии

Образцы могут быт заменяемы другими из числа имеющихся в хрестоматии, приблизительно одинакового характера и объема.

 Часть образцов можно читать и разучивать в классе; остальные же задавать,

 как материал для внеклассного приготовления урока, по указанию пре­подавателя.

Постоялый двор Тургенева; Днепр Гоголя; Древняя Москва Соловьева; Московский Успенский собор Филарета; Усадьба старосветских помещиков Гоголя; Дворянская усадьба Тургенева, Наступление весны гр. Л.Толстого; Обвал Пушкина; отрывок из „Полтавы" Пушкина („Тиха украинская ночь"...); Бой быков В.Боткина.

Отрывки из летописи: Обычаи славян, Борьба Святослава с греками, Любовь Ярослава к учению книжному.

Отрывки из мемуаров: княгини Н. Б. Долгоруковой (юность княжны, обучение, начало беды, погребение императора, свадьба княжны, ссылка, Березов); А. М. Грибовского: Образ жизни императрицы Екатерины II.

Отрывки из биографии Ломоносова В. И. Ламанского. Отрывок из автобиографии С. Т. Аксакова.

Характеристика: Черты русского народа в личностях русских поэтов Гоголя.

Былины: Святогор, Волга и Микула, Илья Муромец (детство Ильи, благословение родителей, избавление Чернигова, Соловей-разбойник, Жидовин, Идолище), Добрыня Никитич и Змей Горынчище, Садко.

Исторические песни: Взятие Казани, Кончина Петра Алексеевича.

Духовные стихи: О Егории Храбром, О Голубиной книге, О Вознесении.

Слово о Полку Игореве (в одном из стихотворных переводов).

Сказки: Окаменелое царство, Живая и мертвая вода, Баба-Яга, Мужик, Медведь и лиса, Морозно, Правда и кривда, Чудесная дудка, Ерш Щетинников.

Из числа указанных образцов выучиваются наизусть:

Плач Ярославны (из Слова о Полку Игореве); Не сырой дуб к земле клонится (из былины об Илье Муромце); Днепр Гоголя; Обвал Пушкина; отрывок „Тиха украинская ночь" (из поэмы „Полтава" Пушкина); Характер Татьяны (из ром. „Евгений Онегин " Пушкина).

По отношению к письменным занятиям, для перехода из V класса в VI, требуется: написать сочинение описательного или повествовательного характера на предложенную преподавателем тему.

Руководства: Яковлев. Учебный курс теории словесности. Или: Ливанов. Учебный курс теории словесности.

Пособия: Филонов. ч.ч. 1,2 (Духовные стихи) и 4.

Поливанов. Русская Хрестоматия, ч.3

Галахов. Русская хрестоматия. ч.ч. I и II (изд. 31 и сл.).

Н. Бунаков. Народные былины о русских могучих богатырях.

 

 

 

 

Практические упражнения  для IV и V классов

1) Разбор грамматический (синтаксический и этимологический), логический и стилистический.

2) Объяснительное чтение (При объяснительном чтении ученики практическим путем знакомятся с логическим построением и стилистическими особенностями речи, причем со стороны логической указывается на выбор признаков и группировку их; выясняются главная мысль статьи и второстепенные ее мысли, а со стороны стилистической указывается на выбор выражений и оборотов речи, построение речи отрывистой и периодической, язык образный и отвлеченный, в зависимости от точки зрения на предмет, от цели, от настроения автора.)

3) Выразительное чтение.

4) Внеклассное чтение (из указанных в приложенное к программе особом перечне литературных произведений).

5) Устное изложение мыслей на данную тему, после внеклассного приготовления к тому.

6) Заучивание наизусть стихов и художественной прозы и выразительная их передача в классе.

7) Поверочная диктовка и диктовка с предварительным объяснением.

8) Письменное изложение прозаических статей и стихотворений - сперва по плану, выработанному под руководством преподавателя, а впоследствии, когда ученики приобретут навык, и по самостоятельно выработанному плану.

9) Самостоятельное составление сочинений описательного и повествовательного характера по самостоятельно выработанному плану.

10) Составление примеров на грамматические правила, в связи с углублением грамматических сведений, приобретенных в предыдущих классах.

 

VI КЛАСС

(3 урока в неделю).

Теория словесности. Частная теория словесности.

а) Эпическая поэзия. Эпос личный. Развитие личного эпоса. Виды личного эпоса: баллада, идиллия, басня, поэма, повесть и роман. Краткий исторический очерк развития поэмы. Восточные поэмы: Магабгарата. Шахнаме. Классические поэмы: Илиада, Одиссея, Энеида; содержание их. Средневековая поэма: Песнь о Роланде, Божественная комедия Данте. Ложноклассическая поэма. Поэма нового времени (поэмы Пушкина, Лермонтова, гр. А. Толстого).

б) Лирическая поэзия (В связи с изучением  лирики ученикам сообщаются из психологии: о волнениях, об  интеллектуальных, моральных и религиозных чувствованиях; об аффектах (по учебнику Челпанова). Развитие лирики. Разделение лирики на народную и личную.

Народная лирика. Песни: обрядовые, свадебные и семейные.

Личная лирика. Краткий исторически очерк ее развития: у греков, у римлян, в средние века; псевдо­классическая лирика. Новейшая лирика: элегия (дума), ода, сатира.

 

Перечень литературных произведений и образцов,

на которых выясняются особенности проходимых в этом класс отделов теории поэзии и прозы

Образцы могут быт заменяемы другими из числа имеющихся в хрестоматии,

приблизительно одинакового характера и объема.

Часть образцов можно читать и разучивать в классе; остальные же задавать, как материал

для внеклассного приготовления урока, по указанию преподавателя.

Баллады: Ивиковы журавли Жуковского, Василий Шибанов гр. А. Толстого, Воздушный корабль Лермонтова.

Идиллии: Сиракузянки Феокрита (перевод Гнедича).

Басни: Дуб и трость Дмитриева, Дуб и трость Крылова; Пушки и паруса, Пруд и река Крылова.

Поэмы: Наль и Дамаянти (отрывки), Рустем и Зораб пер. Жуковского; из Илиады: Ахиллес и Гектор, Приам в ставке Ахиллеса; из Одиссеи: Одиссей у Алкиноя; из Энеиды: Лаокоон; из „Песни о Роланде" (в изд. под ред." Чудинова): Смерт Роланда; из „Божественной комедии" Данте (песни 3, 33 и 34). Пушкина: Бахчисарайский фонтан, Цыганы, Братья-разбойники, Галуб; Лермонтова: Мцыри, Песня про царя Ивана Василевича; гр. А. Толстого: Иоанн Дамаскин.

Песни обрядовые и игорные: 1-2 калядки, Катилося зерно... И я золото хороню...

Песни бытовые: Уж как пал туман; Ах, ты, поле, поле чистое... Не шуми, мати зеленая дубравушка... А и горе, горе-гореваньице.

Кантемира: К уму моему, или на хулящих учение.

Державина: Фелица.

Жуковского: Гимн, Светлана.

Пушкина: Пророк, Муза, Поэт, Эхо, Поэту, Поэт и чернь, Памятник; Стансы („В надежде славы и добра"...), Клеветникам России, Опять на родине; Брожу ли я... Труд, К портрету Жуковского.

Лермонтова: Пророк, Поэт, Дума, Родина (Люблю отчизну я...), Выхожу один я на дорогу, Ветка Палестины.

Тургенева: Русский язык (стих, в прозе).

Фета: Уснуло озеро.

К. Р.: Колокола, Ландыши.

Из числа указанных образцов выучиваются наизусть: одна из бытовых песен; Пророк Пушкина; Пророк Лермонтова; Стансы Пушкина; Памят­ник Пушкина; Клеветникам России Пушкина; К портрету Жуковского Пушкина; Дума Лермонтова; Русский язык (стих. в прозе) Тургенева; Уснуло озеро Фета; Ландыши К. Р.; Колокола К. Р.

Руководства: Яковлев. Учебный курс теории словесности. Или Ливанов . Учебный курс теории словесности. Челпанов. Учебник психологии (главы: 25. 26, 29.и начало 30-й).

Пособия: Хрестоматия Филонова, ч. 1,2 и 4. Галахов. Русская хрестоматия. ч. 1 и 2 (изд. 31и сл.).

Воскресенский. Поэтика. Сборник для теоретического изучения русской словесности.

 

VII КЛАСС

(4 урока в неделю).

Теория словесности.

I. Общая теория словесности.

Научные сочинения: достоверность научных сведений, обобщение научных сведений; система. Виды научных сочинений. Предложение и его отношение к суждению. Определение предложения, суждения. Рассуждение. Определение его. Виды рассуждений: раскрытие сходства и различия между предметами или между сообщениями (сравнение), раскрытие понятия (определение и разделение), раскрытие смысла суждения, раскрытие причинной связи между явлениями; доказательство.

(При прохождении этого отдела прозы необходимо повторить, в систематическом порядке, краткие сведения из логики, усвоенные в IV и V классах. К этим сведениям надо прибавить сведения об объеме и содержании понятий (их взаимоотношение), об основных видах суждений об умозаключении и его видах (индукция, дедукция, аналогия), о методах исследования и о системе знания. Все эти сведения сообщаются и разъясняются учащимся самим преподавателем на примерах. Пособиями по логике для преподавателей могут служить: Владиславлев. Учебник логики. Введенский. Логика. Сверх того, следует сообщить сведения из психологии: о влечениях, потребностях, желаниях, страстях; о моментах волевого процесса; о склонностях и привычках; о нравственной свободе и о нравственном характере. Пособиями по психологии для преподавателей могут служить: Челпанов. Учебник психологии. Фонзегрив. Элементы психологии.)

Виды доказательства: индуктивное, дедуктивное (силлогизм), аналогия. Критическое рассуждение. План рассуждения.

Поучительная или увещательная проза Определение ее.

Ораторская речь. Виды ораторской речи. Построение ораторской речи.

 

II. Частная теория словесности:

а) Драматическая поэзия. Развитие драмы. Развитие драмы со стороны содержания и формы. Драматический сюжет (фабула). Условия, которым должно удовлетворят действие драмы: умеренный объем, значительность по характеру, единство действия; единства места и времени по теории ложноклассической. Развитие действия: экспозиция, завязка (конфликт, коллизия), повышение действия, кульминационный пункт, падение действия, развязка (катастрофа).

Виды драматической поэзии: трагедия, комедия, драма (в тесном смысле).

Трагедия. Определение трагического. Трагическое действие. Характер трагической завязки, борьбы и развязки. Трагические лица. Трагическая вина. Трагическое впечатление.

Краткий исторический очерк развития трагедии. Гре­ческая трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид; хор: устройство греческого театра. Средневековая трагедия. мистерии, моралитэ.

Новая трагедия: испанская трагедия, французская трагедия, английская трагедия (Шекспир), немецкая трагедия (Шиллер, Гете), русская трагедия (Сумароков, Озеров, Пушкин).

Комедия. Определение комического. Комическое действие. Характер комической завязки, борьбы и развязки. Комическая лица. Комическое  впечатлите.

Краткий исторический очерк развития комедии. Греческая комедия (Аристофан), римская комедия, французская комедия (Мольер), английская комедия, русская комедия (Фонвизин, Грибоедов, Гоголь). Виды комедии.

Соединение трагического с комическим. Соединение драмы с музыкою.

Драма в тесном смысле и ее особенности.

б) Прозаические произведения эпизодического содержания, (рассказ и повесть).

в) Прозаический рассказ сложного содержания, или роман. Происхождение романа. Главнейшие отличия народного эпоса от романа.

Историческое развитее романа: рыцарский роман, комический роман, семейный роман, семейно-общественный роман, научный роман, исторический роман.

 

Перечень литературных произведений и образцов,

на которых выясняются все, входящие в программу VII класса, сведения из теории прозы и поэзии

Часть образцов можно читать и разучивать в классе; остальные же задавать, как материал

 для внеклассного приготовления урока, по указанию преподавателя.

Общие понятия о свойствах эпической поэзии Буслаева (отрывок);

Твердость и упрямство Жуковского;

Что значит прекрасное? Пио Ферриери (прилож. 8 к руков. Яковлева);

Басни Крылова, Национальность поэзии Пушкина, Общество перед судом поэта Гоголя.

Ораторская речь (на выбор):

Иннокентия Слово в Великий Пяток („Паки Голгофа и Крест");

Р. Пу­тятина Поучение перед св. причастием,

прот. Ключаерева (арх. Харковского Амвросия) Слово о любви к отечеству.

а) Эсхил. Прикованный Прометей. Софокл. Эдипецар (или: Антигона). Еврипид. Медея.

Шекспир. Макбет. Пушкин. Борис Годунов. Островский. Гроза. Доходное место.

б) Аристофан. Облака. Мольер. Скупой. Грибоедов. Горе от ума. Гоголь. Ревизор.

в) Пушкин. Евгений Онегин. Лермонтов. Герой нашего времени. Гоголь. Мертвые души.

Из числа указанных образцов заучиваются наизусть: отрывки из «Горе от ума» („А судьи кто?"... „В той комнате незначащая встреча"). „Скупого рыцаря", („Я весь день минуты ждал, когда сойду в подвал мой тайный"...), Бориса Годунова", („Еще одно последнее сказанье", „Достиг я высшей власти"), и „Евгения Онегина" („Евгений, добрый мой приятель").

Руководства:

Яковлев. Учебный курс теории словесности,

Ливанов. Учебный курс теории словес­ности.

Владиславлев. Учебник логики (§§ 9-23; 27-30; 41-48; 50-58; 61-62).

Челпанов. Учебник психологии (главы 31 и 33).

Фонсегрив. Элементы психологии (главы 31 и 33).

Пособия:

Русская хрестоматия Филонова, ч. 3;

Хрестоматия Поливанова, ч. 3;

Галахова Русская хрестоматия, ч.II (изд. 31 и cл.).

Поэтика. Сборник статей для теоретического изучения русской словесности Воскресенского.

Очерки из истории поэзии Житецкого.

Примечание. В библиотеке каждого заведения должны находиться дешевые издания различных авторов: Вейнберга Европейские классики; Классная библиотека под ред. Чудиенова (изд. Глазунова), Русская библиотека Стасюлевича, Дешевая библиотека Суворина, а также издания Павленкова, Сытина. Сту­пина, Йогансона (Киев) и др.

 

Практические упражнения для VI и VII классов

1) Разбор грамматический, логический и стилистический.

2) Выразительное чтение.

3) Внеклассное чтение тех произведений, которые указаны в особом перечне (прилож. I).

4) Заучивание наизусть стихов и художественной прозы и выразительная передача их в классе.

5) Устное и письменное изложение прочитанных произведений, пространное и сжатое.

6) Упражнение в свободном устном изложении мыслей на данную тему, после приготовления к тому вне класса.

7) Сочинение  по данному материалу, в форме описания, повествования и рассуждения.

8) Переводы с языков иностранных, а также с языка древних памятников (летописей, путешествий) и старинных наших писателей (Кантемира. Фонвизина, Державина).

 

Приложение 1

Перечень литературных произведений,

из числа которых преподаватели могут выбирать сочинения

для обязательного внеклассного чтения кадет, в дополнение к курсу.

 

Для кадет I и II классов.

Авенариус. Книги былин.

Афанасьев. Русские народные сказки (в издании для юношества).

Андерсен. Сказки.

Аксаков. Детские годы Багрова внука.

Гоголь. Сорочинская ярмарка, Ночь перед Рождеством.

Григорович . Светлое Христово Воскресенье, Гуттаперчевый мальчик.

Ершов . Конек-Горбунок.

Крылов. Басни.

Тургенев. Му-му.

 

Для кадет III класса.

Пушкин. Капитанская дочка, Арап Петра Великого (отрывки), Руслан и Людмила, Медный всадник.

Гоголь. Вечер накануне Ивана Купалы, Тарас Бульба, Bий.

Зогоскин. Юрий Милославский.

Григорович. Кошка и мышка, Прохожий.

Тургенев. Бежин луг, Бирюк, Хорь и Калиныч.

А. Толстой. Князь Серебряный.

 

Для кадет IV класса.

Пушкин. Повести Белкина, Русалка, Полтава.

Гоголь. Старосветские помещики. Шинель.

Григорович. Антон Горемыка, Рыбаки.

Тургенев. Живые мощи, Касьян с Красивой Мечи, Певцы, Однодворец Овсянников.

Л. Толстой. Военные рассказы. Поликушка. Детство и отрочество.

Вальтер Скотт. Квентин Дорвард.

 

Для кадет V класса.

Жуковский. Рустем и Зораб, Наль и Дамаянти.

Пушкин. Моцарт и Сальери, Евгений Онегин.

Гоголь. Женитьба, Ревизор, Мертвые души (I ч.).

Лермонтов. Песня про царя Ивана Василе­вича, Валерик, Измаил-бей.

Лажечников . Басурман.

Тургенев. Записки охотника. Дворянское гнездо.

Гончаров. Обыкновенная история.

Л. Толстой. Севастопольские рассказы, Казаки.

Островский. Свои люди - сочтемся.

Песня о Роланде (в изд. Глазунова, под ред. Чудинова).

 

Для кадет VI класса.

Гоголь. Портрет.

Лермонтов. Демон, Герой нашего времени.

Тургенев. Рудин, Отцы и дети.

Гончаров. Обломов.

Достоевский. Записки из Мертвого дома.

Л. Толстой. Война и мир.

Островский. Бедность не порок.

Некрасов. Мороз - Красный нос.

 

Для кадет VII класса.

Пушкин. Скупой рыцарь. Каменный гость.

Тургенев. Накануне.

Гончаров. Обрыв, Мильон терзаний.

Достоевский. Преступление и наказание.

Л. Толстой. Анна Каренина.

А. Толстой. Трилогия (I часть).

Фонвизин. Недоросль.

Корнель. Сид.

Мольер. Мизантроп.

Шиллер. Орлеанская дева.

Гете. Фауст (ч. I).

Байрон. Чайльд Гарольд (отрывки, по хрест. Галахова).

Шекспир. Король Лир, Гамлет.

Сервантес. Дон Кихот (в издании „Всеоб­щей библиотеки").