.Б.
Естествознание.
Преподавание естествознания в
II,
III
и
IV
классах кадетских корпусов имеет своею целью
ознакомить учащихся с главнейшими представителями
трех царств природы и с происходящими в них
явлениями; заключением же курса в
VI
классе должно служить возможно обстоятельное и
осмысленное знакомство с строением и жизнью
человека.
В виду ограниченности
времени, назначенного на прохождение курса - по 2
недельных урока и при одном часе в неделю на
самостоятельные практические занятия кадет (что дает
для каждого из них не более одного часа занятий в
две недели, так как работать в классе могут сразу 6
- 8 групп, по два кадета, т. е. не более 12-16
человек или одно полуотделение), естествознание в
кадетских корпусах должно ограничиться только самыми
существенными знаниями о животных, растениях и
минералах.
Надо иметь в виду, что
при изучении науки о природе, прежде всего,
необходимо возможно широко пользоваться методом
наглядного обучения, предлагая кадетам на
рассмотрение как естественные предметы из
окружающего нас мира, так и школьные пособия,
которых так много в настоящее время и который так
облегчают научное преподавание натуралиста.
Кроме использования в классе всех
возможных естественных и искусственных объектов для
наблюдения всего необходимее для учащихся продолжать
самостоятельные лабораторные занятия, уже начатые в
курсе природоведения с
I
класса. Постепенно осложняя задачи исследования и
утончая самые методы наблюдения, переходя, например
от наблюдения простым глазом к наблюдению под
микроскопом и, не довольствуясь одними качественными
наблюдениями, переходя затем к количественным
определениям, ученик постепенно совершенствует свой
научный анализ и приобретают такие собственные
познания о природе, каких нельзя приобрести чтением
научных сочинений. Но окружающий нас мир так
обширен, непостижим и разнообразен, что для
приобретения только основных понятий о самом близком
и важном для нас необходимо пользоваться всяким
удобным случаем.
Преподаватель естествознания должен привлечь своих
учеников и к уходу за корпусными растениями,
аквариумами и т. п.; должен внушить им любовь к саду
и к огороду, если таковые имеются в
заведении; должен заставить их полюбить труд
землепашца, садовника и птицевода. Вообще, наиболее
тесное сближение кадет с окрестной природою и с
тружениками на родной ниве
крайне желательно и должно принести наилучшие
результаты.
Посещая музеи и
оранжереи, зоологические и ботанические сады, где
только и можно встретить представителей чуждой нам
фауны и флоры, необходимо, прежде всего, посетить
близкое нам лоно природы - окрестные леса, поля,
воды, горы, долины и т. п. Знакомясь с находящимися
там общежитиями, кадет поймет несомненную связь
между растительным и животным миром; сам воочию
будет наблюдать горные породы и важнейшие
биологические факты, как, например,
покровительственную окраску (миметизм), превращения
насекомых, паразитизм, симбиоз и т.п. И все это,
вместе взятое дает учащемуся такой богатый запас
познаний в школе, что он с любовью сохранит их на
всю свою остальную жизнь.
Именно благодаря
теснейшей связи в природе всего живущего, очень
полезно в элементарном курсе естествознания начинать
изучение одновременно растений и животных, пользуясь
рассмотрением их представителей, наичаще встречаемых
в данное время года. Вот оттого и в программе
представители эти не указаны вполне определенно, так
как выбор их, сообразно местным условиям, должен
вполне зависеть от усмотрения самого преподавателя.
Вот оттого же изучение растений и животных
рекомендуется в нисходящем порядке, так как высшие
представители фауны и флоры более интересны для
учащихся. А раз интерес к естествознанию будет между
кадетами возбужден, они втянутся постепенно и в
изучение менее интересных для них низших организмов,
а также и минералов.
Для усердных учеников,
особенно интересующихся естествознанием, надо
предоставить все доступные для корпуса средства,
чтобы эти высокообразовательные стремления кадет
могли найти свое полное удовлетворение. Поэтому не
только наблюдения с микроскопом и повторение опытов,
показанных преподавателем в классе, но и полная
возможность коллекционирования и гербаризации,
фотографические снимки, рисунки красками и т.п. -
все необходимое для изучения природы по возможности
должно быть предоставлено в распоряжение учащихся.
Нельзя отрицать большой
пользы обстоятельных описаний какого-нибудь
организма, по живому экземпляру или по хорошей
модели, но заучивание на память мало интересных и
легко забываемых морфологических тонкостей
составляет недопустимое излишество, слишком
обременительное для памяти учащегося. При
современном преподавании естествознания нужно
стремиться только к тому, чтобы возможно полно
развить активную работу ума учащегося, сообщая ему
наиболее ценные биологические и физиологические
данные науки.
Во
II
и
III
классах, где кадетами должен быть пройден
весь начальный курс ботаники и зоологии, и
где преподавателю предоставлена полная
свобода выбора представителей из местной флоры и
фауны, успешное прохождение курса, конечно, легко
достижимо, благодаря принятому у нас наглядному
методу. Здесь является полная возможность сообщить
ученикам не одни только морфологические данные,
число которых должно быть вполне ограничено, но
достаточное количество биологических знаний,
вызываемых самым характером курса. Так, напр., при
изучении злаков можно обратить внимание кадет на их
естественное общежитие - наш луг и на искусственное
общежитие - поле; при разборе сережчатых и
голосемянных растений можно выяснить понятие о
чернолесьи и краснолесьи, при изучении мхов в
III
классе поговорить о картине болота, тундры и т. п.
При изучении особенностей организации представителей
растений и животных надо обращать внимание на связь
этих особенностей с жизнью - на приспособления формы
органов к их отправлению и окружающей среде.
Всестороннее изучение
животных в классе несколько более затруднено
невозможностью всегда показывать в натуре строение
высших организмов, хотя в настоящее время уже
существуют в продаже прекрасные спиртовые и
формалиновые препараты внутренностей крысы, птицы,
рыбы, рака и т. п. Наконец, наиболее успевающим
кадетам на практических занятиях по естествознанию
можно самим предоставить анатомировать черных
тараканов, окуней, лягушек и т. п., конечно, только
в виде трупов.
Все это, вместе взятое, предоставит
преподавателю богатейший биологический материал для
изучения жизни организмов, в зависимости от
окружающей их среды, и для познания значения их, как
в общей экономии природы, так и в жизни человека.
После изучения цветковых растений и позвоночных
животных во
II-м
классе, также легко может быть приступлено и к
изучении беспозвоночных животных и споровых растений
- в
III
классе.
Хотя изучение систематики растений и
животных совершенно неосуществимо во
II
и
III
классах
кадетских корпусов, при ограниченности уроков, но
некоторое понятие о ней все же возможно сообщить
учащимся, благодаря их самостоятельным практическим
занятиям по морфологии растений и анатомии животных.
Занятия гербаризацией, коллекционированием и т.п.
тоже значительно расширят круг
естественно-исторических познаний кадет, так что в
конце этого начального курса им уже будет возможно
дать понятие о классификации растений и животных.
Курс
IV
класса, имеющий своим предметом изучение
неорганического мира, а также анатомии и физиологии
растений (во 2-м полугодии), не может представить
кадетам каких-либо серьезных затруднений.
После краткого химического
вступления, даже не деталированного в программе,
преподаватель может с уверенностью приступить к
обстоятельному изучению краткого курса о минералах и
горных породах (в
I-м
полугодии
IV
класса). Изучение это, бегло касающееся вопросов
кристаллографии, хотя и доступных пониманию кадет,
вследствие уже пройденного ими пропедевтического
курса геометрии, но почти не затронутых корпусною
программой, при выполнении некоторых важнейших работ
из области неорганического мира (напр., о
соединениях кальция), даст кадетам весьма интересный
и крайне ценный для жизни запас познаний о почве и
минералах.
Следующий за этим краткий курс
анатомии и физиологии растений, при его опытном
характере, несомненно обогатит ум учащихся,
представляя незаменимое вступление в самый важный
отдел корпусного естествознания, курс
VI
класса, анатомию и физиологию человека. Науки эти
должны быть проходимы единовременно, чтобы укрепить
в уме учащихся тесную связь между строением
человеческого организма и его функциями.
Этот общий
анатомо-физиологический курс должен быть поставлен в
связь с физико-химическими и биологическими
сведениями, вынесенными кадетами из курса
естествознания младших классов.
Даже при краткости
начального курса анатомии и физиологии человека,
благодаря демонстрациям и опытам на уроках, а также
самостоятельным практическим работам кадет, курс
этот, несомненно, принесет им громадную пользу,
возбудит величайший интерес к явлениям человеческой
жизни и послужит потом необходимым вступлением в
курс военной гигиены, читаемой в училищах юнкерам.
Следует только здесь
сделать одно замечание относительно выполнения
самостоятельных занятий, приложимое и ко всем низшим
классам. Для того, чтобы эти практическая работы
приносили должную пользу, надо, чтобы все они велись
совершенно серьезно, аккуратно и без малейшей
поблажки учащимся: следует требовать даже, чтобы в
конце занятий кадеты не только приводили в полный
порядок все инструменты и приборы, но даже, чтобы
они сами тщательно чистили их и мыли посуду для
опытов. Само собою, разумеется, что дневники работ и
тетради для зарисования приборов и результатов
исследования должны вестись с надлежащею
аккуратностью.
Перед роспуском кадет на
летнее время, необходимо делать им сообщения о
гербаризации, собирании насекомых, о составлении
коллекций древесных пород, горных пород, минералов и
т. п. Только при подобном развитий самостоятельных
занятий кадет, наука о природе сделается их истинным
и любимым достоянием.
Распредление курса естествознания по классам.
II
КЛАСС.
(2 урока в неделю и 1 час
практических занятий).
1. Ботаника.
Органы цветкового растения (на конкретных примерах):
их строение. назначение и важнейшие биологические
особенности. Рассмотрение с биологической точки
зрения на живых экземплярах по одному наиболее
характерному для данной местности представителю 6 -
10 семейств цветковых растений, как-то:
крестоцветных, мотыльковых (бобовых), лютиковых,
розовоцветных, губоцветных, сложноцветных,
сережчатых, лилейных, злаков и хвойных.
2. 3оология. Краткие
сведения о строении и отправлении человеческого
тела. Рассмотрение с биологической точки зрения
представителей главнейших классов позвоночных
животных: 4 млекопитающих (из отрядов хищников,
грызунов, копытных и насекомоядных, с общим обзором
других отрядов), 3 птиц (из отрядов – хищных,
куриных и плавающих с общим обзором других отрядов),
2 пресмыкающихся (ящерица и змея), 1 земноводного
(лягушка) и 2 рыб (костистая и осетровая).
Пособия.
а)
Для учеников:
Полянский И. И. О трех царствах
природы. Изд.10-е. Петр. 1914 г. Ц. 1 р. 25 к.
Шмейль О. Человек, животные и
растения. Начальное природоведение. М. Изд.
Горбунова-Посадова. Вып. 2-й. Растения. М. Ц. 90 к.
Райков Б. Человек и животные. Киев.
1903 г. Ц. 70 к. (3-я часть из «Учебника
природоведения» г.г. Ульянинского, Боча и Райкова).
Шмейль О. Животные. Изд. Тенишевского
училища. Ц. 1 р. 75 коп.
Мензбир М. Начальный курс зоологии.
Ч.
I
и
II.
М. Ц. 2 р. 20 коп.
Райков Б. Практические занятия по
зоологии. Ц. 1р.10 коп.
б) Для преподавателей.
Капелькин и Флеров. Учебник ботаники
для средних учебных заведений. Ч. 1-я. Ц. 60 к. Ч.
2-я. Ц. 60 к. Ч. 3-я. Ц. 50 к.
Заленский В. Ботаника
(морфология и систематика). Киев. Ц. 80 к.
Шмейль О. Очерки из жизни
растений. М. 1909 г. Ц. 3 руб.
Иванцов. Н. А.
Руководство зоологии для средних учебных заведений.
М. Ц. 1 р. 50 к.
Львов В. Начальный учебник зоологии
для средних учебных заведений.
I
и
II
ч. Ц. 2 р.
Шимкевич В. Руководство
зоологии для средних учебных заведений. Ц и р. 50
к.
III
КЛАСС.
(2 урока в неделю и 1 час
практических занятий).
1. Ботаника.
Морфологический и биологический разбор 7
представителей споровых растений (папоротников,
хвощей, лиственных мхов, грибов, нитчатых
водорослей, лишайников и бактерий). Понятие о
классификации растений.
2.
Зоология.
Рассмотрение с биологической точки зрения отдельных
представителей главнейших типов беспозвоночных
животных: 7 членистоногих (из класса насекомых - 5,
ракообразных - 1 и пауковых - 1), 2 моллюсков
(пластинчато-жаберный и легочный), 3 червей
(ленточный, круглый и кольчатый), 1 иглокожего, 1
кишечнополостного (гидра) и 2 простейших (корненожка
и инфузория). Общий повторительный обзор животного
царства. Понятие о классификации животных.
Пособия (для учеников и
преподавателей) — те же, что во
II
классе.
IV
КЛАСС.
(2 урока в неделю и 1 час
практических занятий).
Сведения о неживой природе.
Понятие о химических
явлениях. Простые и сложные вещества. О металлах и
неметаллах. Краткое знакомство с некоторыми наиболее
известными простыми веществами (сера, фосфор, хлор,
углерод, натрий, кальций).
Соединение простых
веществ с кислородом (окисление). Окислы. Соединение
окислов с водой и проба на лакмусовую бумагу. Щелочи
и кислоты; их взаимная нейтрализация; получение
солей.
Минералы: кварц, полевой
шпат, слюда. Свойства минералов: твердость (скала
твердости), удельный вес, прозрачность,
кристаллическая форма, излом. Понятие об определении
минералов.
Изверженные горные породы
(гранит, гнейс, базальт).
Разрушительная и
созидательная работа воды и воздуха. Продукты
разрушения и их судьба: песок. песчаники, глины,
глинистые сланцы.
Каменная соль и гипс; их
образование.
Известняки (грубый
известняк, мел, мрамор, известковый туф) и их
образование. Получение извести. Цемент. Колебание
уровня моря. Осадочные породы. Значение
окаменелостей для определения древности и характера
пород.
Сухая перегонка дерева.
Светильный газ, деготь, уксусная кислота.
Торф, каменные угли,
графит. алмаз: их образование.
Нефть; добывание ее и
обработка. Продукты перегонки нефти.
Почва; ее образование и
свойства.
Изменение земной коры под
влиянием воздуха, воды, организмов и вулканических
сил.
Наиболее известные в
общежитии металлы. Самородные металлы (золото,
платина, серебро): их добывание и свойства.
Руды. Выплавка чугуна из
руд. Сталь и железо. Медь, цинк, свинец, олово и
ртуть.
Пособия.
а) Для учеников .
Полянский И. И. О трех
царствах природы. Изд. 10. 1914 г. Ц. 1 р. 25 к.
Герд А.Я., Герд, В.А.
Учебник минералогии. 1914 г. Ц. 60 к.
Нечаев А.В. Руководство к
практическим занятиям по кристаллографии и
минералогии. Ц. 50 к.
б) Для преподавателей.
Нечаев А.В. Учебник
минералогии и геологии. К. 1913 г. Ц. 90 к.
А. П. Нечаев (по Г.
Петерсу). Что говорят камни. Петр. (изд. Девриена)
Ц. 2 р.
Краткие сведения из анатомии и физиологии растений
Строение и прорастание
семян.
Клетка, ее строение и
жизнь. Понятие о тканях.
Корень, его строение и
рост. Корневые волоски.
Усвоение элементов золы.
Усвоение азота.
Лист и его строение.
Поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
Хлорофилл. Образование органических веществ.
Значение хлорофилла в органической жизни земли.
Питание грибов и
насекомоядных растений.
Стебель, как посредник
между корнем и листом. Строение стебля. Элементы
древесины и луба. Камыш. Утолщение стебля. Годовые
кольца.
Стебли однодольных и
двудольных растений.
Поднятие жидкости по
стеблю. Испарение воды листьями.
Движение пластических
веществ в растениях.
Подземные стебли, их роль
в жизни растений.
Цветок. Происхождение и
устройство отдельных частей цветка; значение их.
Приспособления к опылению. Оплодотворение.
Образование плода. Приспособление к разносу семян.
Пособия.
а) Для учеников.
О. Шмейль. Растения (см. курс
II
класса).
Капелькин и Флеров.
Учебник ботаники (см. выше). Ч. 3-я (Анатомия и
физиология растений). Ц. 50 к.
Половцов, В. В. Учебник
ботаники. Ч. 1-я. Строение и жизнь растений. Изд.
2-е. М. 1914 г. (изд. 1. Сытина). Ц. 90 к.
Его же. Практические
занятия по ботанике. М. Ц. 35 к.
б) Для преподавателей:
Тимирязев. Жизнь растений
Ц. 2 р.
Заленский. Физиолопя
растений. Киев. Ц. 80 к.
Палладин. Учебник
физиологии растений для 6-го кл. реальных училищ. Ц.
90 к.
VI
КЛАСС.
(2 урока в неделю и и
час практических занятий).
Краткий очерк анатомии и физиологии человека.
Клетка, как простейшая
форма организма. Обмен веществ в клетке. Движение,
питание и чувствительность. Размножение клетки.
Ткани, входящие в состав
тела человека:
1) ткани опоры:
соединительная, хрящевая и костная,
2) ткани покровные -
эпителии,
3) ткань мышечная,
4) ткань нервная.
Свойства и назначение
этих тканей
Скелет человека: кости
головы, туловища и конечностей. Форма и строение
костей. Питание и состав кости. Способы соединения
костей, суставы. Мышечная система. Форма и строение
мышц. Прикрепление мышц к костям. Главнейшие мышцы
лица; отношение их к мимике. Главнейшие мышцы
туловища и конечностей. Зависимость силы мышц от
упражнений.
Пища. Элементы ее: белки,
клеевые вещества, углеводы, жиры, соли, вода.
Питательность и удобоваримость пищи. Анатомическое
устройство органов пищеварения. Полость рта, зубы и
слюнные железы. Язык. Изменение пищи во рту.
Глотание, желудок и изменение пищи в нем. Изменение
пищи в кишках под влиянием сока поджелудочной
железы, желчи и кишечного сока. Общий ход
пищеварения. Животная и растительная пища. Вкусовые
вещества. Относительное достоинство пищевых веществ.
Чувства голода и жажды. Гигиена питания.
Всасывание пищи. Строение
и деятельность ворсинок.
Кровь, ее вид и состав.
Красные и белые тельца крови; назначение их. Газы
крови. Свертывание крови. Кровообращение.
Кровеносная система. Строение и работа сердца.
Главнейшие артерии и вены. Капилляры. Движение крови
по сосудам. Пульс. Круги кровообращения.
Лимфа; отличие ее от
крови. Лимфатические сосуды и железы. Селезенка и ее
назначение для организма. Значение щитовидной
железы.
Дыхание. Значение воздуха
для жизни. Дыхательные органы: гортань, дыхательное
горло, бронхи, легкие. Механизм и химизм дыхания:
тканевое дыхание. Образование голоса и речи. Забота
о чистоте воздуха в помещениях. Значение одежды.
Выделение. Строение и
отправление кожи. Волосы и ногти. Потовые и сальные
железы. Уход за кожей. Устройство почек. Выделение
мочи и главные составные части ее. Понятие об обмене
веществ в организме. Животная теплота.
Нервная система -
центральная и периферическая. Строение нерва и
нервного волокна. Окончания нервных волокон.
Центростремительные и центробежные нервные волокна.
Спинной мозг, его
деятельность. Головной мозг. Строение и отправления
частей его. Нервы головного мозга. Симпатическая
нервная система, деятельность ее.
Органы чувств. Чувство
осязания. Видоизменения его: тактильное чувство,
мышечное, чувство температуры, чувство боли.
Устройство и отправления органов вкуса и обоняния.
Устройство и отправление
органа зрения. Преломление лучей в глазу и получение
изображений на сетчатке. Аккомодация. Цветовые
ощущения. Движения глаза. Защитительные придатки
глаза.
Устройство органа слуха.
Назначение различных отделов его. Слуховые ощущения.
Забота о сохранении
нервной системы в здоровом состоянии. Значение сна.
Пособия.
а) Для учеников.
Завьялов В. Учебник
анатомии и физиологии человека для средн.-учеб.
заведений. Киев. Ц. 1 р. 10 к.
Герд В.А. Жизнь и
строение человеческого тела. Петр. 1910 г. Ц. 1 р.
60 к.
Райков Б. Первые работы
по анатомии и физиологии. Петр. Ц. 75 к.
б) Для преподавателей.
Дюваль и Константен.
Элементарный учебник анатомии и физиологии
человека. Пер. Ф.Туром (изд. Брокгауз-Ефрона). Ц. 2
р.
Завьялов В.В. Начальный
курс физиологии человека. Киев Ц. 1 р. 50 к.
Пизон. Человек и животный
мир (изд. Брокгауз-Ефрона). Петр. 1903 г.