Военное образование при императоре Николае I

 

Вступление на престол Николая I было омрачено трагическими событиями восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
  
Подавив выступление декабристов, император основным принципом своей внутренней политики избрал совершенствование административно-бюрократической системы, для чего был даже создан специальный комитет по реформам. Это была попытка сохранить существующий порядок, избегая кардинальных реформ. Позиция императора была двойственной. С одной стороны, он не мог не осознавать, что без изменений в направлении хотя бы условной либерализации, без отмены крепостного права ("пороховой бочки под государством", но словам шефа полиции А.Х. Бенкендорфа) дальнейшее развитие страны невозможно. С другой стороны, Николай I, на деле страшась реформ и подрыва основ государства, избрал путь "консервации" страны. Государство полностью подчинило себе управление всеми сторонами жизни и людьми и поставило их под строгий контроль, пресекающий всяческие поползновения к оппозиции и независимой критике. Именно поэтому путь экономических и социальных преобразований, проводившихся под руководством царской администрации, начался в рамках существующей системы.
   Подавление Николаем I духовных свобод и жесткая регламентация всех сторон жизни общества способствовали созданию образа "антиинтеллектуального" царствования, хотя это не совсем справедливо. Надо сказать, что закат 30-летнего правления Николая Павловича был действительно мрачен. Однако начало царствования ознаменовано инерцией патриотического порыва русского народа, связанного с победой в Отечественной войне 1812 года. Мощная духовная компенсация способствовала расцвету золотого века русской культуры. Это была эпоха А.С. Пушкина, П.Я. Чаадаева, А.С. Грибоедова, М.И. Глинки, К.И. Брюллова, целой плеяды выдающихся деятелей культуры, а также активного духовного развития русского просвещенного общества в целом.
    Сам Николаи Павлович был превосходным кавалеристом, незаурядным и смелым человеком, неоднократно проявлявшим примеры личного мужества. Он культивировал образ сурового, но справедливого государя, благородного "отца отечества". При посещении, например, военно-учебных заведений император внимательно следил за жизнью и бытом воспитанников, лично проверял кровати, пищу. Устраивал для них различные праздники. Кадеты его боготворили, и он искрение любил их. Во время лагерных сборов в Красном селе и Петергофе кадеты удостаивались чести быть на царском завтраке или обеде. Лучших воспитанников император награждал деньгами после традиционных летних учений, на которые обращал очень серьезное внимание. Николай Павлович очень любил порядок и дисциплину, сам лично участвовал в учениях и следил за выправкой своих подопечных и тем, как они выполняют свои служебные обязанности. Будучи в свое время шефом Инженерного ведомства, Великий Князь на свои деньги приобрел иностранные книги для библиотеки Михайловского инженерного училища. Николаи Павлович занимался живописью, лепкой и неплохо гравировал, хорошо был знаком с западным военным образованием и воспитанием.
    Правление Николая I было ознаменовано постройкой железной дороги между Петербургом и Москвой. Правительством отпускались большие денежные средства на строительство крупных архитектурных сооружений и зданий (Исаакиевскнй собор), пополнение музеев новыми коллекциями произведений искусства (Эрмитаж). Оно опекало и особо поощряло профессиональное образование, относясь вместе с тем отрицательно к гуманитарному, особенно к философии и словесности, как оплоту, на взгляд императора, инакомыслия.
    Имперское правительство было готово приложить максимум усилий для развития технического преподавания, учитывая условия и возможности России. Николай I в этом направлении завершал начинания Петра Великого, притом в духе последнего. По примеру своего предка он выдвинул на первое место создание профессиональных кадров во многих специальных областях, в том числе и военной. Были основаны высшие учебные заведения, дававшие юридическое, техническое и медицинское образование, создана сеть обще­образовательных школ-гимназий по немецкому образцу. Для этой цели в качестве преподавателей выступали выпускники университетов. Особое внимание император уделял военному образованию, крупную реформу которого он осуществил.

   

Военно-воспитательная деятельность выделялась в отдельную отрасль государственного управления, был образован комитет из директоров петербургских военно-учебных заведений, разработавший проект Общего положения и Устава для военно-учебных заведений. По новому положению все военно-учебные заведения были разделены на три класса:
   к первому отнесены губернские военные училища и кадетские корпуса;
    ко второму - Пажеский корпус и столичные кадетские корпуса;
    к третьему - Инженерное и Артиллерийское училище.
   Общая цель учреждения этих заведений была заключена в "доставлении юному российскому дворянству приличного сему званию воспитания, дабы, укоренения в воспитанниках правила благочестия и нравственности и обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании необходимо, нужно соделать их способными с пользой и честью служить государю"
    Таким образом, реформа, проводимая Николаем I, на первое место в системе военного образования ставила именно воспитание. Безусловно, здесь речь идет, прежде всего о нравственном патриотическом воспитании, о воспитании в духе преданности государству и государю. Однако это как раз и было позитивным: проблемы воспитания стали существенной частью профессионального военного (и не только) образования, что позволило в дальнейшем расширить рамки понятия "воспитания", насытить его гуманитарной направленностью.
   В николаевской России была подчеркнута цель широкого понимания задач военного образования: "главное назначение всех их есть поприще военное; но они должны иметь сведения общие, сведения необходимые и для образованного человека, и для члена семейства, и для члена гражданского общества". Примером может служить кадетский корпус. С самого начала он получил двоякую цель: давать молодежи военное и гражданское образование, готовить офицеров для армии и государственных чиновников для учреждений. В основном эта цель сохранилась за кадетскими корпусами до 1863 года. Вместе с Пажеским, кадетский корпус оставался самым престижным военно-учебным заведением. Сознание нравственного  профессионального долга по отношению к нации и государю, а также народу, было господствующей чертой лучших чиновников и офицеров, воспитанных при императоре Николае I.
   

До реформы 1861 г. сохранялись закрытые военно-учебные заведения интернатного типа. В документах николаевского времени, касающихся обучения в кадетских корпусах, говорилось о том, что оно предполагает необходимость повышения уровня преподавания и расширения круга предметов, так как "редкий юноша может получить образование у нас в доме родительском." Военное обучение дополнилось солидным фундаментальным образованием,  начали  уделять больше внимания гуманитарным предметам: литературе, истории, языкам. В 1836 г. был создай "Журнал для воспитанников военно-учебных заведений", просуществовавший до 1863 года.
    В 1848 году высочайше утверждается "Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений", в котором говорилось, что военно-учебным заведениям поставлено в обязанность приготовлять "не чисто ученого, но собственно светского и образованного члена семейства и государства, верного подданного и офицера, постигающего сознательно прямые обязанности будущего своего назначения... Основа всего воспитания и учения укреплена на развитии нравственном и умственном, а не на труде одной памяти. Все преподавание проникнуто любовью к Вере, Государю, России, Закону, Долгу."
   Николаевские кадетские корпуса стали образцом порядка, дисциплины и образования и не только и России.
Так и 1838 г. но просьбе короля Фридриха Вильгельма III прусскому военному министерству было сообщено подробное описание нового устройства русских кадетских корпусов, но типу которых затем было преобразовано Берлинское военное училище с провинциальными отделениями. Это ознаменовало, что отечественная военная школа приобретала европейский авторитет.
   

Управление военно-учебных заведении имело свой штаб, во главе которого стоял начальник. В 1843 г. начальником был назначен великий князь Михаил Павлович. Главному начальнику военно-учебных заведении были присвоены права Военного министра. В 1848 г. должность главного начальника получил цесаревич Александр Николаевич, который возглавил штаб Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям.
    Шефом военно-учебных заведений при Николае I был великий Князь Михаил Павлович, который уделял много внимания жизни и быту кадет. Кадетам запрещалось посещение развлекательных заведений сомнительного свойства: биллиардных, ресторанов, пивных, однако регулярно и бесплатно их водили на концерты и спектакли в Императорский театр, где им были предоставлены постоянные места. Николай Павлович был сторонником "полезного" искусства как средства нравственного воздействия, поэтому придавал большое значение художественному воспитанию. В корпусе устраивались празднества с концертами, балы, в которых принимали участие сами кадеты. На любительские концерты приглашались родители и родственники воспитанников, там кадеты демонстрировали свои разносторонние способности и дарования.
   Уделялось большое внимание любительскому музицированию. Музыка, как было сказано в одном из распоряжений по военным заведениям, имеет большое значение в нравственном воспитании юношества. По традиции в программу обучения входили занятия "полезными искусствами": пением, музыкой, "танцеванием". Преподавание танцев в кадетском корпусе должно было способствовать развитию в воспитанниках ловкости, красивой и приличной внешности, выработать в них чувство меры и изящества в осанке и движениях и дать им ту светскую представительность, которая выражалась хорошими манерами и умением держать себя в обществе.
   Важно отметить, что впервые возникла в кадетских корпусах такая форма организации досуга, как внеклассные занятия. Здесь были введены большие новшества. Внеклассное время в корпусах до правления императора Николая I (с 1765 г.) посвящалось, главным образом, фронтовым занятиям. Увлечение ими в те времена, несомненно, явилось отголоском той системы обучения солдат, которая была принята в армии. Не секрет, что при Павле I и Алексадре I кадетские корпуса потеряли свое значение колыбели просвещенных людей России, завоеванное усилиями И.И. Бецкого, Ф.Е. Ангальта, М.И. Кутузова. В них господствовала атмосфера грубости, была во многом утрачена традиция эстетического воспитания. При Николае I, наоборот, утвердилось мнение, что специальная подготовка молодежи успешно может осуществляться при условии, если она базируется, прежде всего, на нравственном воспитании н развитии душевных качеств. Система внеклассных занятий должна была способствовать организации полезно заполненного досуга. Большая роль здесь отводилась музыкально-любительским занятиям, которые поощрялись особым приказом. В нем раскрывались цели и задачи музыкального воспитания.
    В приказе Николая I по военно-учебным заведениям от 2 февраля 1835 года № 49, в частности, говорилось: "В подведомственных мне заведениях вовсе не поощряется, а в некоторых, как мне известно, даже дозволяется неохотно обучение воспитанников музыке. Музыка, как и всякое изящное искусство, возвышает дух человека, дает им новые средства быть приятным в обществе, а в трудных обстоятельствах жизни служит ему иногда и утешением. Обучать воспитанников музыке насчет правительства невозможно... почему я, не вменяя отнюдь обучение музыке в обязанность главным директорам заведений, объявляю им только желание мое, чтобы обучение сие было ими, но мере возможности, поощряемо, вследствие чего и предписываю:
    1. Не запрещать воспитанникам в свободное от учебы время заниматься музыкой.
   2. Дозволять родителям или родственникам воспитываемого обучать их музыке за свой счет.
    3. Помогать в сем случае родителям всеми зависящими от нас средствами, как-то: отведением для обучения воспитания музыки особенных комнат, освещением сих комнат, изготовлением музыкальных столов, хранением и сбережением инструмента и т.д."

Таким образом, система внеклассных занятий в военно-учебных заведениях впервые утвердилась на государственном уровне. С этого момента музыкально-любительские занятия входят как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах. Традиция получила свое широкое развитие в последующие периоды развития русского общества, особенно после реформы 1861 года.

Семичев В.В. Автор - подполковник внутренней службы, кандидат педагогических наук

Бомбардир, 1995, №4