|
Выступления в прениях
Подполковник Черепанов. Тифлисский кадетский корпус Подполковник Черепанов Пётр Петрович Фото и биогр. 10-3
Не возражая против блестящего доклада подполковника Львова, хочу лишь сделать 2 поправки: 1) в детском возрасте быстрота психических реакций невелика, 2) как отразится большая свобода в 3-м и 4-м классах, сказать не могу, так как все время был воспитателем старшей роты; в этой же последней пришлось ограничить свободу и ввести обязательную перемену во время приготовление уроков.
Подполковник Бахтин. офицер-воспитатель Орловского Бахтина КК (кр. биогр. здесь)
Человек только тогда принесет долю пользы другим, и сам при этом будет удовлетворен, когда он работает на том поприще, к которому он призван; при других условиях он будет плох и в своем ремесле, и в своем призваны. Если он офицер, то он будет смотреть на мундир, как на хомут, а играть на гитаре, в чем он видит свое призванье, как дилетант. Но призванье - удел избранных; у большинства добросовестное отношение к выпавшей на его долю профессии основывается на чувстве долга; это дает возможность говорить о некоторых нормах, направляющих индивидуальное воспитание. Эти нормы различны для двух видов образования и воспитания.
Общее образование почти не нуждается ни в каких нормах. Не все ли равно, на чем человек развился: на естественных науках, или на истории, или на чтении, или, наконец, на жизненном опыте? У нас нормы общего образования, которое кончается, строго говоря, лишь в седьмом классе, установлены точно, и программа обязательна для всех общего образования довольно велика; но каковы же результаты этого? Воспитанник любит математику, но вынужден все время употреблять на языки, которые ему не даются и по которым он едва учится на шестерку. Он обо всем учил: и о феодальной системе, и о климатических поясах Азии, и о двояковыпуклом стекле, но обо всем этом он имеет самые смутные понятия. Единственное, что может сделать учитель - это воспользоваться своим правом проходить курс лишь в общих чертах; но, допуская это, необходимо желать, чтобы более способные ученики, под руководством учителя, работали по его предмету, делая сверхурочные работы, готовя рефераты и пр. Более правильною мне представляется такая постановка дела, как в некоторых странах Европы. Общее образование обязательно для всех в течение 8 лет, с 7 до 14 - летнего возраста. Сколько классов пройдет учащийся за это время, безразлично; диплома они не получает: он только получает свидетельство, что в течение 8 лет они посещали школу. С 15 - летнего же возраста он начинает специальное образование; тут требования должны быть иные: ремесло можно знать только на 12 баллов или на нуль; середины тут нет; и в этом возрасте уже можно предъявить серьезный требования.
Что касается не образования, а воспитания, то у нас специальное воспитание начинается со дня поступления в корпус, т.е. с 10 - летнего возраста. Что же при этом получается? До поступления в корпус дети мечтают о военной службе; они с увлечением занимаются фронтом первое время по поступлении в корпус, но чем дальше, тем более это увлечение переходить в равнодушие, доходя до апогея в старших классах. Мне рисуется иная картина, иная постановка дела. Детской натуре не свойственны требования военной дисциплины; не свойственно и развитое чувство долга. Но все мальчики любят игру в солдатиков. Эту склонность можно эксплуатировать в самых широких размерах: устраивать целые походы, осады и т. п. Можно увлечь детей рассказами о военных подвигах, заинтересовать их жизнью Суворова и других великих полководцев и познакомить их с нею. Они узнают, сколько нужно было трудиться Суворову и над общим и над специальным своими образованием; а начиная с 5 класса, можно начать специально-военное воспитание, опираясь на развитое уже самосознание и чувство долга. При настоящих же условиях воспитателю остается одно: всячески стараться смягчать требования военной дисциплины применительно к детскому возрасту; эта задача не из легких, так как цельной детской натуре крайне трудно дается дуализм, который заключается в том, что мальчик видит в своем офицере-воспитателе то воспитателя, то офицера.
Александр Иосифович Калишевский (1842—1918) — российский военный деятель и педагог, генерал-лейтенант. Окончил Михайловский Воронежский КК, Николаевское инженерное училище (1875), Николаевскую инженерную академию (1881), с 1886 года в ГУВУЗ 1886-87 - офицер-воспитатель, подполковник (1888), 1887-96 - ротный командир, полковник (1892),1896-1900 - инспектор классов, 1900-06 - директор Ярославского КК, генерал-майор (1907), 1906-17 - директор Александровского КК, генерал-лейтенант (1907). 1915-17 год одновременно с основной деятельностью являлся совещательным членом технического комитета Главного военно-технического управления
Сейчас было высказано пожелание, чтобы на вечерних занятиях предоставить кадетам заниматься, как они пожелают, не требуя, чтобы они сидели все положенное время в классах и обязательно все выходили из классов на переменах. Это необходимо, по мнению референта, чтобы воспитать в кадетах волю, которая теперь подавляется. Не говоря о том, что такой непорядок затруднит своевременное проветривание классов, но и в педагогическом отношении эта мера не желательна. Я полагаю, что только немногим кадетам старшей роты, заслуживающим полного доверия, может быть предоставлена некоторая в этом отношении свобода. Другими она принесет только вред. Уменье вкладывать свою работу в определенные рамки скорее воспитывает волю, чем подавляет ее. Для продуктивности работы даже для взрослого безусловно необходима известная систематизация ее. Далее я услышали с этой кафедры описание занятий педагогических комитетов, которые совершенно не отвечают действительности. Рассмотрение статистических данных об успехах и поведении кадет, согласно требованиями Главного управления, уже давно отошло в область прошлого. Теперь главная работа заключается в рассмотрении причин неуспехов каждого кадета в отдельности, и обдумываются меры для поднятая его успешности. Далее, в комитетах происходит обычно живой обмени мыслей, а иногда и споры по педагогическим вопросам, не подавляемые авторитетом председателя, который старается высказать свое мнение последним. Что касается до пожелания, чтобы вопрос о переводе прикомандированного к корпусу воспитателя в штат решался голосованием воспитателей, то, не говоря ничего против этого, замечу, что при настоящем порядке аттестации воспитателей в совещании ротных командиров мнение воспитателей о своем сослуживце, несомненно, через ротных командиров вольется в аттестацию и будет принято во внимание директором при решении вопроса о переводе испытуемого в штат корпуса.
Тяжелое впечатление произвел на меня реферата подполковника Львова. К грустным выводам приходит он, в словах его слышится тяжкое уныние. Если бы я был отцом мальчика, поступившего в корпус, и выслушал такую грустную исповедь, я бы со скорбью недоумевал зачем поручил я заботу о своем ребенке воспитателям, которые не веруют в пользу и успехи своего труда? Референт подробно остановился на значении индивидуального воспитания, указал, какими высокими качествами для такой деятельности должен отличаться воспитатель, объяснил важность, сложность и трудность работы, наметил светлые идеалы; но не сказал, как выполнять интересующую его задачу, в какой мере можно ее осуществить. И, переходя от блеска идеалов к скромной действительности земного существования, говорит себе: ничего этого в кадетском корпусе не достигнешь, не стоит и пытаться; остается довольствоваться только внешним порядком. Для этого он складывает все души юношеская торопливыми движением в общий ящик, встряхивает умеренно, чтобы ничто наружу не торчало, и грустит. Да, если воспитатель, сознающий свой долг и цели, встречая затруднение, бессильно роняет руки и восклицает: или осуществить идеалы, или не делать ничего - это уныние, это отчаяние. К счастью, на деле видим мы другое, уныния нет в кадетских корпусах. Нет его потому, что идеалов там не смешивают с задачами реальной жизни. Идеал, как далекий, яркий светильник, озаряет тернистый путь ежедневного труда, по которому скромный, но смелый и спокойный труженик-воспитатель шаг за шагом пробирается к намеченной цели в полосе, освещенной отблеском далекого сияния. Воспитывая массу детей и юношей, живущих вместе, мы в корпусах не забываем и индивидуальных нужд своих питомцев; воспитатели знают каждого воспитанника своего отделения и роты, меры воздействия на каждого из них в отдельности обсуждаются в ротных комитетах, на утренних докладах и в общем педагогическом комитете. У воспитателя и преподавателя складывается взгляд на ученика, оцениваемого со стороны характера, способностей, прилежания и т. д. В этом и выражается та управа, которая руководит индивидуальным воспитанием каждого кадета. всякому из нас припоминаются кадеты, являвшиеся в младших классах трудными в воспитательном отношении и ставшие потом вполне порядочными юношами. В них, этих выправленных нами детях, и сказался этот, хотя и далекий от идеала результат наших скромных, но отрадных успехов индивидуального воспитания в кадетских корпусах, с которым я искренно поздравляю весь учебно-воспитательный персонал.
Генерал-лейтенант Макшеев. (кр. биогр. здесь)
И в печати, и в обществе вызвали не мало толков так называемые „родительские комитеты“ при гимназиях. При возникновении их можно было ожидать, что они явятся средством сближения семьи и школы, что с их учреждением интерес родителей к деятельности школы повысится и проявится не только в критике школьных порядков и школьного начальства, но и в творческой совместной работе школы и семьи. В последние годы и при некоторых наших кадетских корпусах делались попытки допущения родителей в педагогические комитеты. Чем кончились эти попытки, и был ли использован этот опыт, я не знаю. Думаю, что для наших заведений вопрос о родительских комитетах не может, однако, иметь того значение, как для гимназий, потому, между прочим, что гимназии комплектуются детьми местных жителей, тогда как родители детей, воспитывающихся в кадетских корпусах (особенно провинциальных), в большинстве случаев не живут в том городе, где находится корпус и, следовательно, участия в собраниях родителей принимать не могут. Впрочем, мысль о допущении родителей наших кадет в педагогические комитеты заслуживает все же, по моему мнению, внимания и об суждения; в ней есть здравые основания. К мысли докладчика о переводе в корпус прикомандированных воспитателей по баллотировке я вполне присоединяюсь. Мне кажется, что эта мера, практикующаяся уже в гвардейских частях при переводе офицеров, могла бы, с одной стороны, благоприятно отразиться на качествах личного состава наших корпусов, а с другой - поднять корпоративный дух воспитательского состава и усилить в нем чувства солидарности и нравственной ответственности за успех общего дела воспитания кадет.
Офицер-воспитатель Одесского КК подполковник Трубников. Трубников Михаил Александрович Окончил 1-й Московский КК, Александровское ВУ (1895) Офицер-воспитатель Одесского кадетского корпуса (1905-1916), подполковник, полковник (1912). В дальнейшем - участник мировой войны.
Мы раньше слышали о желательности несменяемости воспитателя от 1 - го до 7 - го класса; сегодня же мы слышали, что воспитатель, ведя своих кадет непрерывно от 1 - го до 7 - го класса, постепенно теряет свой авторитет; это и есть тот именно случай, когда следует у такого воспитателя (потерявшего авторитет) взять отделение и передать его другому, т.к. авторитет должен повышаться со старшими классами, а не понижаться. Действительно, новому воспитателю (старшего класса) труднее воздействовать на своих кадет, но он обязан принять все меры к тому, чтобы между ним и кадетами установились близки отношения, и тогда он скоро их узнает. Говорилось, что воспитателю приходится работать только с трудными воспитанниками, но работа воспитателя есть комбинация индивидуальной работы с массой, и тихих кадет можно считать опорным пунктом нашей воспитательской работы. Противопоставляли работу воспитателя в отделении с его же работой в роте; но, ведь, воспитатель, работая с отделением, работает в то же время на пользу роты, а для успеха этой последней работы необходима полная солидарность и общность взглядов воспитателей и ротного командира.
Капитан Смирнов. Офицер-воспитатель 1-й КК, капитан
Выступая по поводу реферата подполковника Гартвига, я считаю необходимым предупредить, что крайне стеснен малым количеством остающегося времени, почему и лишен возможности всесторонне осветить свою точку зрения. В выслушанном нами реферате красной нитью проведена мысль, которую я позволю себе перефразировать так: дежурства мешают воспитателю быть воспитателем в полном смысле этого слова. Уважаемый референт предложил, с целью парализовать подобное ненормальное явление, свой проект, согласно которому суточное дежурство по роте распределяется между всеми офицерами роты, так что каждый из них дежурит всего по нескольку часов, но зато ежедневно. Подобный порядок имеет, по-моему, весьма существенные неудобства, на которых останавливаться я не буду, за неимением времени. Вполне соглашаясь с подп. Гартвигом, что дежурства являются крупной помехой собственно воспитательному делу и что необходимо найти способ их избежать, я позволю себе предложить другой проект, осуществление которого на практике сразу ответило бы многим целям и, думается, удовлетворило бы вполне и педагогов, и строевых офицеров, и высшее военное управление. Это - введение института „дежурных офицеров“, кроме существующих ныне офицеров-воспитателей. Основная идея этого проекта не нова и отнюдь не принадлежит мне, т.к. вопрос о „дежурных офицерах“ в кадетских корпусах был уже, в недавнем прошлом, возбужден в одном из высших военных установлений. Я осмелюсь лишь придать этой идее более жизненную разработку и несколько иные формы, при наличии которых, мне думается, должны отпасть возражения против предлагаемого проекта. В Главном управлении военно-учебных заведений должны вестись кандидатские списки на строевых офицеров, изъявивших желание и удостоенных к зачислению в кандидаты на прикомандирование к кадетским корпусам, для несения должности дежурных офицеров. Эти офицеры должны быть аттестованы применительно к германской системе, т.е. рекомендованы обществом офицеров и командиром полка. Директорам корпусов предоставляется право избирать себе из этого списка необходимое число офицеров. Число таких офицеров должно быть 3 на роту, что составит 12 чел. на корпус четырехротного состава и 9 - трехротного. Назначение этих офицеров - дежурство по ротам, которое снимается с воспитателей. Кроме того, упомянутые офицеры могут привлекаться директором корпуса для исполнения различных обязанностей и поручений административно хозяйственного, равно как и канцелярского свойства, которые ныне тоже частью лежат на воспитателях, отвлекая их от своего прямого дела. Срок прикомандирования строевых офицеров к корпусам следует установить 3-летний, подобно сроку пребывания в военных академиях, и применительно к условиями академическим, т.е. такие офицеры считаются в частях своего штатного служения сверхкомплектными и не занимающими вакансии; удовлетворяются жалованьем и столовыми деньгами по чину и положению, которое они занимали на строевой службе; квартирные деньги им полагаются по разряду места, занимаемого городом, где расположен данный корпус. По прослужении 3-х лет в корпусе, дежурные офицеры, из числа изъявивших желание и удостоенных, могут быть переводимы на штатные воспитательные вакансии, на основаниях нижеизложенных. В продолжение службы дежурных офицеров в корпусе, аттестации на них составляются коллегиальным порядком - комиссией из ротных командиров и инспектора классов, после чего эти аттестации, вместе с постановлением общества офицеров (выраженными закрытой баллотировкой) о принятии данного офицера в свою среду - представляются директору корпуса. Последнее нововведение следует считать безусловно необходимым по следующими причинами. Практика военной жизни показывает, что в частях с отборным хорошим офицерским составом (напр. гвардия и некоторый армейские части) согласие общества офицеров на прием в данную часть является первым и необходимым условием поступления. Зато и само общество офицеров таких частей поддерживает свои славные традиции, является круговой порукой в порядочности каждого своего члена, ревниво охраняет достоинство своей части и совершенно избавляет свое начальство, как от хлопот, так и от ответственности, в случае неудачного выбора. Последний случай, кстати сказать, оказывается в таких частях явлением редко возможными. Общество военных педагогов должно быть, конечно, самое чистое, самое высокое и безупречное по своему составу. Казалось бы, эта мысль не требует даже каких-либо пояснений и рассуждений. А потому участие гг. офицеров штатного состава корпуса в решении вопроса, достоин или недостоин данный строевой офицер быть прикомандированным к корпусу, следует считать безусловно необходимым. Такое же мнение общества офицеров нужно и при переводе прикомандированного офицера на должность штатного офицера-воспитателя. Оставляя в полной силе до сих пор существующее положение о переводе в корпус и условия, коим должен удовлетворять переводимый офицер, и признавая их, в остальном, достаточной гарантией, в смысле обеспечения выбора действительно достойных лиц, следует признать необходимыми, чтобы штатный состав офицеров корпуса (как лучших офицеров из строя) приходил на помощь директору в существенно важном вопрос; о переводе каждого данного прикомандированного офицера в штат. Тогда, естественным образом, отпадает и всякая возможность повторения тех нежелательных и недопустимых в педагогической среде явлений, которые, однако, имели место в кадетских корпусах. Кроме того, начальники меняются сравнительно быстро; с ними меняется (порой диаметрально противоположно) и взгляд на данного офицера. Мнение же общества офицеров - сослуживцев есть величина постоянная и, к сожалению, до сих пор не использованная, как в гвардии и лучших войсковых частях, дорожащих чистотой своего состава и своими традициями. По окончании 3-летнего срока прикомандирования к корпусу, дежурные офицеры откомандировываются обратно в свои части, приобретя некоторый педагогически ценз и внеся в строй близкое знакомство с постановкой военно-воспитательного дела, равно как и практический опыт авторитетного нравственного управление массой, что конечно, будет далеко не лишним для пользы общего дела. Такие офицеры зачисляются Главным управлением военно-учебных заведений кандидатами на открывающаяся в корпусах штатные воспитательские вакансии, и желающие из них, удостоенные выбора директора корпуса, назначаются затем, уже без прикомандирования, на должности штатных офицеров-воспитателей, преимущественно в тот самый корпус, где они исправляли должность дежурного офицера. Офицеры, откомандированные из корпусов обратно в свои части, до истеченья трехлетнего срока, властью директора или по собственному желанно, в кандидатский список не зачисляются и права на должность воспитателя не получают. Введением института дежурных офицеров сразу достигаются нижеследующие цели: 1) простая, естественная и прочная связь со строем, т.к. офицеры эти, придя в корпус в количестве 9 - 12 человек и сразу принеся с собою мощную волну строевого духа, послужат живым связующими звеном между строем и корпусом, 2) при наличии такой связи, сам собою отпадает вопрос о переменном, прикомандированном составе воспитателей, одна из целей проектирования которого заключается в сообщении кадетским корпусам более строевого духа, в подражание германскому образцу, 3) громадная польза для строя и строевых офицеров, которые приобретут в корпусах и принесут с собой в строевые части педагогический дух, сознательное и толковое отношение к воспитанию человека и умение руководить массой. Если признано, что нам не мешает кое-чему поучиться у строевых (что для нас вовсе не трудно), то тем более необходимым и настоятельным является для строевых офицеров запастись педагогическими сведениями и опытом. Военная литература, по достоинству оценившая такие высоко-продуманные и глубоко-выстраданные труды, как Жоржа Дюрьи: „Офицер воспитатель“ и генерального штаба подполк. Галкина: „Новый путь современного офицера“, ясно указала, что офицер, по самому точному смыслу своей службы, обязан быть отчасти педагогом. Недаром же упомянутые сочинения удостоились горячей, убедительной рекомендации военного начальства и циркуляра главного штаба. Книга подп. Галкина, приказом по гвардейскому корпусу генер.-адъютанта Данилова, признана стать настольным руководством каждого офицера. Редкая воинская часть не имеет теперь этих книг в своей библиотеке. Сверх того, достигается полная возможность для офиц.-воспитателей сосредоточиться на собственно педагогическом деле, избавившись от надзирательских обязанностей дежурства. Эти последние обязанности, долженствующие быть по смыслу лишь вспомогательными орудиями корпусного воспитания, силою вещей превратились в главное и крайне тяжелое бремя для воспитателей, поглощающее их время, нервы, здоровье, силу и бодрость духа. Благодаря дежурствам, воспитатели быстро дряхлеют физически и умственно и отвыкают от живого творчества. Дежурство держит воспитателя круглые сутки в положении полнейшей мобилизации всех духовных и физических сил его, и так как эти дежурства слишком часты (в большей части корпусов через 3 дня в 4-й, а зачастую и через 2 дня в 3-й, что составляет средним числом около 75 суток в учебный год), то человек буквально не успевает отдохнуть и собраться с силами. И собственно для воспитания кадет отделения все это количество времени (1/4 учебного года) является почти непроизводительно потерянным. Практика жизни вполне подтверждает § 105 Инструкции по воспитательной части, гласящий: „На дежурстве воспитатель не может заниматься особо своим отделением, т.к. он должен постоянно следить за всею массою кадет порученной ему роты“. Необходимо отметить также, что день, следующий за дежурством, воспитатель должен, до некоторой степени, также считать мало продуктивным для его педагогической работы, т.к. доминирующей мыслью его всегда была и будете в такой день мысль о необходимости привести свои физические и моральные силы в состояние нормального спокойствия. По удачному выраженью подполк. Гартвига, воспитатель, сменившийся после суточного дежурства, является лишь своей собственной тенью. Все это бесследно исчезнет, когда с воспитателей дежурства будут сняты. Тогда мы воспрянем духом, тогда только сможем приблизиться к идеалу, начертанному в Инструкции по воспитательной части (§ 39): „Для надежного ограждения воспитывающегося юношества от опасных лжеучений и разумного им противодействия, необходимо серьезное знакомство самого наставника с сущностью материалистического и пессимистического направления в новой философии и современного движения в области социологии“. Вот тогда и можно будет действительно увеличить предъявляемые к воспитателям требования, тогда как теперь всякие новые требования неизбежно разобьются в своей сущности о жизненный аргумент: „большего воспитатели дать не в состоянии". Тогда, наконец, воспитатели получат и кой-какой досуг, безусловно необходимый для восполнения своих педагогических познаний, чтения, самообразования и самоусовершенствования. Теперь же (хоть это и покажется, конечно, очень странным лицам, не бывшим в должности воспитателя) мы не только не прогрессируем, но, несомненно, регрессируем умственно. Большинство воспитателей, поступив на эту должность, вертится в ней, как белка в колесе, постепенно прощается с книгами, литературой и все реже и реже заглядывает в библиотеку, едва успевая проглядеть газеты и „Педагогические Сборники“. И происходит это только от невозможности вместить не вместимое по недостатку времени. Этим также объясняется и то знаменательное обстоятельство, что среди воспитателей не находится буквально ни одного литературного имени, даже в пределах своего „Педагогического Сборника", между тем как в их среде встречается не мало талантливых и высоко одаренных, дельных людей. Также немыслимо совместить должными образом воспитание отделения с надзором за ротой, ибо эти два понятая сами по себе друг друга исключают. Когда же внешний надзор будет вверен особым дежурным офицерам, а на долю воспитателя останется чистое воспитание, то получится полная гармония, и дело сразу выиграет. Вопрос об освежении воспитательского состава тогда сам собою отпадает или, по крайней мере, потеряет свою насущность. При отсутствии дежурств, быстро подтачивающих силы воспитателя, эти последние сохранятся на несравненно большее количество времени. В случае болезни или краткосрочного отпуска офицера-воспитателя, один из дежурных офицеров является естественным и готовым его заместителем, ничуть не нарушая порядка службы и не отрывая никого от своего прямого дела.
Вопрос о заболевании воспитателей заслуживает самого серьезного внимания. Вряд ли где найдется еще такой род службы, где заболевающий были бы поставлен в необходимость сознавать, что своими заболеванием он непосредственно перекладывает собственное тяжелое бремя на шею 2-х - 3-х товарищей - сослуживцев по роте, обязанных нести за него дежурства и поддежурства. И в силу самой естественной деликатности, а также не желая покидать свое отделение без надзора, полубольной воспитатель крепится до крайности, пустая болезнь постепенно принимает затяжной или хронический характер, он ходить так, как тень, иной раз неделями и зачастую сваливается, наконец, на долгий срок в тяжелом недуге. Это явление самое заурядное и сильно подтачивающее силы и здоровье воспитателей. Между тем, если бы воспитатель, почувствовав недомогание, имел возможность спокойно вылежать или высидеть дома от 3-х до 7-ми дней, то большая часть болезней, захваченных в самом начале, этим сроком и ограничилась бы, и здоровье воспитателя, столь необходимое для его тяжелой службы, было бы всегда в желанном благополучии.
То же можно сказать и относительно краткосрочных отпусков. Правда, мы имеем отпуск, для отдыха, Летом, хоть и не каждое лето. Но этот отпуск служить только для отдыха. Однако, одним отдыхом жизненные потребности интеллигентного человека не могут исчерпываться. У каждого из нас бывают дела и случаи, требующие неизбежно краткосрочного отпуска и среди учебного года. Смерть или тяжкие семейные обстоятельства близких людей, дела имущественные, судебные, общественные и проч., могут случиться у каждого воспитателя. И вот, все это комкается, откладывается, забрасывается и попирается, влечет за собой убытки или тяжелые душевные драмы - все из-за невозможности нравственно, спокойно и просто получить короткий отпуск, без ущерба службе, воспитанникам, сослуживцам и себе самому. Наконец, введением института дежурных офицеров достигается облегчение и упорядочение комплектования корпусов штатными воспитателями.
Директору корпуса предоставляется широкий выбор из 9-12 прикомандированных дежурных офицеров, которые, за 3 года, обнаружат все свои качества всесторонне на практике. Таким образом, на воспитательские должности будут попадать, при условии двойной фильтрации (в воинской части и в корпусе), из лучших строевых офицеров лучшие, что вполне разрешает задачу, поставленную Августейшим главным начальником: „Строгий и соответственный выбор чинов учебно-воспитательной службы“. Изложив соображение о целесообразности введения института дежурных офицеров, не могу не предупредить одно существенное возражение: мера эта затруднительна для осуществления по той причине, что повлечет за собою отлив на первый взгляд довольно большого количества офицеров из строя. Подобному возражению могут быть противопоставлены следующие соображения: 1) В корпуса пойдут, конечно, очень многие из тех лучших строевых офицеров, которые и без того имели в виду, в стремлении к лучшему, переменить службу, что в общем, сохранит их, в результате, для того же строя. 2) Отлив этот будет сравнительно очень небольшим, и только временным, так как при мобилизации своих частей все офицеры подлежат немедленному откомандированию к местам их штатного служения. 3) В таком серьезном деле, как связь строя с военно-учебным ведомством, признанная столь необходимой высшим военным управлением, некомплект офицеров в русской армии вряд ли может служить уважительным препятствием. Помимо того, что проектируемое временное откомандирование из строя в кадетские корпуса сравнительно небольшого количества офицеров составит лишь каплю в море общей цифры офицерского некомплекта, не следует также закрывать глаза на то обстоятельство первостепенной важности, что тут, как в хорошем хозяйстве, не практично, по меньшей мере, скупиться на несколько десятков и сотен, пропуская в то же время, совершенно не замечая, куда и как, целые тысячи. Хотя вопрос о некомплекте в армии и является, действительно, больным вопросом, но для уврачевания его существуют совсем иные, более действительные средства, чем призрачная мелочная экономия. Наконец, имеется возможность получить дежурных офицеров, не отнимая, в сущности, от строя ни одного офицера. Для этого стоит только брать дежурных офицеров обязательно из частей войск, квартирующих близ расположения кадетского корпуса, и так как таковое оказывается почти всегда в крупном губернском городе, то препятствий к этому не встретится. На время же лагерных сборов и в экстренных случаях их можно было бы откомандировывать обратно к своим частям. Желающие, несомненно, найдутся в виде поощрения, желательно предоставить им право на получение очередного ордена, вне норм наград.
В заключение, не следует забывать, что вообще число офицеров, отвлеченных из строя в кадетские корпуса, естественно сократится путем появления двух новых факторов: 1) выбора воспитателей не из частей войск, а из числа тех же дежурных офицеров и 2) командированием от каждого корпуса в строй, как бы „сдачи“, штатных офицерских чинов, на четырехмесячный срок, для несения строевой службы и освежения строевых познаний, как это проектировано Главным управлением военно-учебных заведений.
Здесь говорилось, что у наших офицеров нет инициативы; это не совсем верно. Я располагаю большими запасом наблюдений и нахожу, что наши офицеры, вышедшие из кадетских корпусов, обладают инициативой в достаточной степени. Чтобы не быть голословным, укажу хотя бы на следующее обстоятельство: в Москве офицеры для пополнения своего образования посещают училища и разные обще-образовательные лекции. Офицеры посещают эти лекции единственно ради того, чтобы приобретенные ими знания отдать службе; это подсказывает ими их долг. Разумеется, бывают и в семье уроды. Надо позаботиться нам помочь будущему офицеру, в большинстве случаев тоже вышедшему из офицерской среды, в одном направлении, т.е. прививать ему инициативу.
Офицер-воспитатель Суворовского КК, подполковник Львов. (см.выше). Ответное слово
Глубокоуважаемый оппонент генерал Попов нашел, что я в своем докладе, слишком приподнявшись над землей, ограничился лишь общими фразами, не дав точных указаний, как вести дело индивидуального воспитания, и что я будто бы в конце концов в своих заключительных словах высказал: „Или идеалы, или ничего“. По поводу этих упреков мне хотелось бы сказать несколько слов. Придавая высокое значение личности воспитателя и его горячей преданности своему делу, я действительно в своем докладе значительное место уделил определению того идеала, к которому, с одной стороны, приходится направлять воспитанников, с другой - стремиться самому. И, конечно, рисуя идеал, я должен был становиться выше земли. Я, как и все, хорошо понимаю, что идеалов нет на земле, но в то же время считаю, что каждому воспитателю необходимо иметь этот идеал в сердце своем и всеми силами стремиться к нему приблизиться. Что же касается тех деталей, кои желательно было услышать почтенному оппоненту о том, как осуществить воспитателю работу индивидуального воспитания, то я, действительно, их не указал, а наметил только путь, которым должен идти воспитатель. Но я и не знаю еще ни одного педагогического сочинения, где бы давались какие-либо рецепты, их не может быть в нашей работе. Успех воспитательского дела обусловливается личностью воспитателя и теми взаимными отношениями, которые связывают его с воспитанниками. Это мною было указано в реферате. Существенное препятствие делу индивидуального воспитания я усмотрел в чрезмерно большой численности состава отделений и рот. Ж. Ж. Руссо говорит, что воспитывать можно только одного человека и только один раз в жизни. Вот идеальный взгляд. Нашему брату, воспитателю, за 20 и нередко более лет в своей должности приходится провести 3 выпуска и в отделении иметь по 35 человек. Столкнувшись с вопросом индивидуального воспитания, я предложил понижение численности классного отделение до 20 кадет, указав на это, как на необходимое, если зашла речь об индивидуальности. Сегодня подполковник Гартвиг высказал мысль о необходимости облегчения воспитателя со стороны дежурств; я всецело присоединяюсь к этой мысли и вижу в ней новое условие, содействующее успеху индивидуального воспитания. Совершенно верно, за один день дежурства часто разрушаешь то, что сделал за 3 дня до него. Что же касается заключительных слов, то удивляюсь, почему генерал Попов услышал в них такое отчаяние, которое он даже назвал отказом от работы. Малодушие я и в мыслях не имел, я только сказал, что при столь многочисленном интернате индивидуальное воспитание для воспитателя - обыденного человека - не по силами. Но я совершенно не затрагивал других сторон воспитательной работы, как, например, направление влияния воспитанников друг на друга, влияния общего духа заведения и, в частности, духа своего отделения, я не вдавался в эти области, считая их относящимися к теме предыдущих рефератов о массовом воспитании; моя же задача ограничивалась областью индивидуального воспитания в корпусе.
Ген. - майор Попов. (см.выше)
Не пессимизм воззренья референта ставил я ему в упрек, а счел необходимыми горячо восстать против уныния, заставляющего безжизненно опускать руки там, где должно и можно успешно трудиться. В ответ на замечание, что референт не знает книг, научающих, как вести индивидуальное воспитание, скажу, что это вовсе не доказывает, чтобы такое воспитание было немыслимо в корпусах. Не очень я ценю приверженность педагога к цитатами из всевозможных книг, от Ж. Ж. Руссо до наших дней, а на настоящих собраниях, по-моему, им следует давать возможно меньше места. Да будто уж без книги не найти выхода из затруднения, неоткуда почерпнуть практического совета? Не говоря уже об офицерах-воспитателях, напомню примир работы преподавателя. Он, ведь, не только учитель, он в высокой мере и воспитатель. Он применяется к каждому отдельному воспитаннику, не стесняясь тем, что ему дается всего 50 минут, в течение которых предстоит проверить усвоение пройденного, объяснить новое задание и дать иллюстрации. Каждого ученика учитель знает, к каждому приноравливает сообразные приемы воздействия. Затрудняется, например, класс решить предложенный вопрос, не действуют и наводящие вопросы... „Ну, вы, Петров, как думаете? “ - вот в этом „ну“ целая система, оно зажжет огонь в очах ученика и даст толчок напряженной умственной работе. Такое „ну“ пригодно не для всех, а только для того Петрова, который всем Петровыми Петров; учитель это знает, хотя и не из книги, и умеет пользоваться бесхитростными приемами, просто и непосредственно ведущими к цели.
|