|
Генерал для поручений при Главного управления военно-учебных заведений Сухинский Николай Васильевич. Постоянный член Педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений. В 1874-1905 - столоначальник, начальник отделения ГУВУЗ, одновременно штатный преподаватель 2-го Константиновского ВУ, сверхштатный преподаватель Павловского ВУ.
По предложению председателя офицер-воспитатель Николаевского КК подполковник Завадский И.А. сделал доклад на тему
«Некоторые задачи воспитателя младших классов»:
В средне-учебных заведениях с интернатом воспитателю приходится сталкиваться с тремя возрастами; приспособление к каждому из них зависит от индивидуальных качеств и способностей педагога, а также от его серьезности и вдумчивости; он должен всегда помнить, что воспитание - дело чрезвычайно трудное. Руководя воспитанниками в младших классах, относясь к ним с любовью, по-отечески, и тем привлекая их к себе, воспитатель ставить задачей развитие в питомцах хороших навыков и привычек, пользуясь тем, что детский возраст наиболее податлив внушению и способность к подражание очень велика, что дает возможность с большей легкостью прививать им добрые чувства. В средних классах задачи воспитателя значительно усложняются: требуется особенно внимательное отношение к так называемому «переходному возрасту». Необходимо помнить, что многие в это время начинают переживать половое развитие, и эта сфера решительно, властным образом отражается на поступках большинства, и аномалии являются лишь результатом полового развития, отражаясь нередко роковым образом на всем душевном складе формирующегося юноши. Этим же обстоятельством можно объяснить несообразность различных выходок юношей в этом возрасте, проявляющих легкомыслие, повышенную чувствительность и нервность. В переходном возрасте начинает заметно развиваться болезненное самолюбие, обидчивость, желание казаться взрослым, ложное самомнение, стремление подвергать критике все окружающее, из чего вытекает множество несообразных и ненормальных поступков, к которым нередко приходится относиться более чем когда-либо снисходительно и осторожно, считаясь по возможности с индивидуальностью каждого. Наконец, в старших классах задачи воспитателя еще более расширяются. Нужно широкое образование, знакомство со всеми сторонами жизни, чтобы иметь возможность с любящей душой прийти на помощь к своему питомцу в важные моменты жизни, когда у последнего в тайниках души возникают мучающие его вопросы и, наконец, вырываются наружу. Все это возможно при известной близости, любви и доведи к питомцам, которые уважают авторитет наставника и смело идут к нему навстречу со своими сомненьями, недоуменьями и проч. Его обязанность - повлиять на них так, чтобы, выйдя из стен заведения, молодежь не поддавалась всякому влиянию, не увлекалась жизненным водоворотом и страстями, а имела прочные нравственные устои. Из вышесказанного ясно, как трудно соединить в одном лице руководителя все эти качества; поэтому часто случается, что одни воспитатели более способны быть руководителями младших классов, некоторые особенно умело разбираются в аномалиях переходного возраста, другие умеют более влиять на старших. В настоящем докладе мы предполагаем коснуться некоторых важных задач при воспитании в младших классах, основываясь на том, что младший возраст наиболее податлив для различных внушений и в то время, когда в детях характер еще не сформировался, легче заняться воспитанием чувств в своих питомцах. Прежде чем коснуться выяснения задач воспитателя, необходимо выяснить элемент воспитанников, над которым каждому воспитателю приходится работать. Для этой цели следует разделить воспитанников на целый ряд групп (в кадетские корпуса поступает довольно разнородная масса) и разобраться, каким образом воспитатель, объединяя всех в своем классе, может до некоторой степени проводить индивидуализацию в воспитании.
1. Среди поступающих новичков встречается довольно небольшой процент мальчиков, получивших хорошее домашнее воспитание под призором горячо любящих их родителей; нередки и так называемые «маменькины сынки» или «примерные». Это большею частью дети материально обеспеченных родителей, которые могли при внимательном уходе дать им хорошее домашнее воспитание; к этой же категории можно причислить небольшие семьи, где есть возможность сосредоточивать внимание на воспитании единственного в семье ребенка. Такие дети, воспитанные при отсутствии сверстников, впоследствии с трудом уживаются в интернате; точно так же излишняя избалованность вырабатывает в них некоторое самомнение и гордость. Благодаря хорошей подготовке, эти дети учатся лучше других и, хотя с трудом уживаются в новой товарищеской среде, но благодаря знаниям часто оказывают помощь товарищам во время приготовление уроков и таким образом упрочивают свой авторитет. Другая же часть воспитанников этой категории держится совершенно в стороне, не примыкая к товарищам, заботясь лишь о своих успехах и поведении. Так наз. «маменькины сынки» в первое время представляют собой как бы тепличное растение, проявляя полную беспомощность в новой среде бойких товарищей. Нам известен факт, что один отец, имея сына в III классе экстерном, сам ежедневно помогал одеваться и раздеваться сыну, надевая и снимая с него чулки. Воспитанный при таких условиях, мальчик в товарищеской среде являлся всюду беспомощным и служил предметом постоянных насмешек, шуток и издевательств. Все усилия воспитателя в таких случаях должны быть направлены к достиженью нормальных товарищеских отношений. Такой же тип воспитанников создается иногда при условии, если мальчик вырос в обществе сестер, по наружному виду изнеженный, похожий на девочку, капризный, застенчивый и конфузливый. Лишь немногие из нравственных, хорошо подготовленных воспитанников этой категории могут распространять свое влияние; воспитатель во всяком случае должен считаться с этим лучшим элементом и, выбрав наиболее сильных в умственном и нравственном отношении, должен стараться создать соответствующую обстановку для распространения в товарищеской среде их нравственного влияния. Названная небольшая группа воспитанников, получившая тщательное домашнее воспитание, держится обыкновенно особняком в среде интерната, редко сливаясь с ними, а «маменькины сынки» служат иной раз источником взаимных недоразумений, с чем воспитателю приходится считаться и подчас даже возиться с такими мало приспособленными для общественной жизни субъектами, тем более, что последние, воспитанные в одиночестве, не привыкли никому уступать; дома все окружающие привыкли угождать и делать все приятное ребенку. Среди таких мальчиков встречается ябедничество, что, главными образом, и настраивает против них остальную среду.
2. Ко второй категории принадлежит большинство воспитанников наших кадетских корпусов, мальчики - дети офицеров. На их дошкольном воспитаны следует несколько остановиться. всем военными, конечно, известно воспитание ребенка в многочисленной семье армейского офицера. Терпя постоянно материальный недостаток и обремененный детьми, офицер не имеет возможности дать своему ребенку должное первоначальное воспитание. Занятый службой, он обыкновенно сдает матери все заботы о ребенке. Последняя же, имея еще несколько ребят, более старших сдает всецело на попечение денщиков. Этот небезызвестный тип денщика-повара, прачки, няньки, несущего непосильную, тягостную работу в офицерской семье, для которого командирша является обычно самым строгим и требовательным начальством, этот тип доброго, хорошего, преданного русского солдата положительно трогателен. От внимательного наблюдателя не ускользнет, с какими вниманием, с какой осторожностью, с какой любовью он „обихаживает" своего барчука, каким теплом веют его неподдельные ласки, как он любит детей, вспоминая свою родную семью и далекую, горячо любимую деревню, перенося свои лучшие чувства на своих маленьких питомцев. И, правду сказать, не мало хорошего закладывают они в душу своих питомцев, согревая их безграничной любовью. Ребенок, в свою очередь, привязывается к своей сердечной, неуклюжей няньке, и между ними устанавливаются прочная связь и теплые отношения. Прекрасно описана беззаветная преданность денщика своему маленькому питомцу в рассказе Ивановича «Степан Ежик»". Герой рассказа всецело посвятил себя воспитанно мальчика, одновременно с этим неся тяжкую службу в доме, где терпит преследованья капитанши и, наконец, под гнетом непосильного труда, умирает на руках любимого питомца. Такой же симпатичный тип выведен в рассказе Станюковича «Нянька». Для иллюстрации приведем несколько строк из этого интересного рассказа. «...Мальчика словно тянуло к нему (денщику Федосу). Они почти целый день пробыли на дворе, только ходили завтракать, да обедать в дом, и в эти часы Федос обнаружил такое обилие знаний, умел так все объяснить и насчет кур, и насчет уток, и насчет барашков на небе, что Шурка решительно пришел в восторженное удивление и проникся каким-то благоговейным уважением к такому богатству сведений своего пестуна и только удивлялся, откуда это Чижик (прозвище денщика) все знает. Словно бы целый новый мир открывался мальчику на этом дворе, и он впервые обратил внимание на все, что на нем было и что оказывалось столь интересным. И он в восторге слушал Чижика, который, рассказывая про животных или травку, казалось, сам был и животным, и травой, до того он, так сказать, весь проникался их жизнью... Шурка уже был влюблен в Федоса. И нередко потом, в дни своего отрочества и юношества, имея дело с педагогами, вспоминал о своем денщике-няньке и находил, что никто из них не мог сравниваться с Чижиком». В дальнейших сценах наказания розгами денщика и мальчика их духовная связь увеличивается, а беззаветная преданность этой доброй няньки во время опасной болезни мальчика окончательно завоевывает расположение родителей и производит глубокое впечатление. Несмотря на всю добросовестность и теплое участье со стороны русского мужика, постоянное общение с денщиками налагает на офицерских детей свой особенный, весьма своеобразный отпечаток. Постепенно подрастая и вращаясь в среде взрослых необразованных людей, мальчики заимствуют грубость нрава, усваивают дурные манеры, наконец, слышат часто бранные слова и нередко площадную ругань, что скоро усваивают и, таким образом, в очень раннем возрасте знакомятся с дурными примерами; бесцеремонное ухаживанье денщиков за женской прислугой, приставанье их к ней и даже взаимные близкие отношения с годами становятся известными мальчикам, и в школу дети офицеров нередко являются с целыми запасом не назидательных сведений. Не могу не указать на пример „денщицкого воспитания“, если таки позволено будете выразиться. Приняв первый класс, я делал опрос воспитанникам, курили ли кто из них до поступленья в корпус? Оказалось, что из 34 кадет отделения 26 человек курили раньше, причем большинство из них курили из руки денщиков, которые, по просьбе детей, давали им „затягиваться “, и некоторые впоследствии настолько привыкали, что в первом классе являлись уже привычными курильщиками. Этот опрос выяснили необходимость с первого же класса вести беседы о вреде куренья и о разрушающем влиянии табака на детский организм. Постоянно живя в казармах, где много других офицерских детей, при расположении нескольких войсковых частей в одном городе, мальчики, вращаясь нередко без надзора в среде сверстников, привыкают лазить по заборами, бегать по задворкам, играют с уличными мальчишками в бабки и различные игры, сами иногда превращаясь в уличных мальчиков, от которых усваивают много дурного. Эти мальчики и в корпус приносят с собою дурные манеры, проявляя выходки уличного характера. Из таких детей зачастую вырабатывается весьма обыденный тип доброго малого, грубого по манерам и натуре, но с добрыми сердцем, готового на всякие шалости, подвижного, веселого и освоившегося уже с товарищеской средой до поступленья в корпус. Еще в раннем детстве эти мальчики живут в лагерях, ходят с отцами на учения, стрельбу, маневры, свыкаются с военной жизнью и, поэтому, в корпусе охотно занимаются фронтом и гимнастикой. Это большей частью заурядные мальчики, легко привыкающие к режиму и, как принято выражаться, особых затруднений в воспитательном отношены не представляют. Ими, главными образом, комплектуются наши кадетские корпуса. Такие мальчики очень быстро „окадетиваются“, быстро ассимилируются с новой средой, легко подпадают под различные влияния и представляют собой обыденный тип заурядного кадета, над которыми приходится воспитателю работать, борясь с проявленьями грубого нрава, обращая внимание на отсутствие их благовоспитанности. Среди них именно развита культа драк, борьбы, различных физических упражнений, всевозможных подвижных игр, во время которых более сильные физически обижают слабых. Итак, дети офицеров, выросшие при особых условиях отсутствия родительского надзора и своеобразно воспитанные денщиками-няньками, являются наиболее распространенными типом в кадетских корпусах.
3. К третьей категории можно отнести тип забитый и злобный. Обращаясь к литературе, мы встречаем яркие характеристики таких детей, выросших в совершенно особых условиях и обстановке. Таков Плюшечка, сын штабс-капитана Снегирева из «Братьев Карамазовых» О.М.Достоевского, таково детство Надсона, описанное им в стихотворении «Мать». «Тяжелое детство мне пало на долю; Из прихоти взятый чужою семьей, По темными углам я наплакался в волю, Изведав всю тяжесть подачки людской» и далее: «Опять они сердце мое без пощады Измучили злобой упреков своих»... В этих строках столько правды, столько неподдельной искренности, что невольно приходится глубоко задуматься над судьбой этих несчастных детей. Обыкновенно они вырастают под гнетом дурного обращение отчима или мачехи, гонимые, страдающие, живущие нравственными подачками, рано ознакомившиеся с несправедливым и пристрастным отношением старших. Эти мальчики в последующей школьной жизни руководствуются прежде всего чувством справедливости и очень чутки к требованиям и обращением с ними педагогов. В случае же малейшего оттенка пристрастного обращение они замыкаются в себе, быстро озлобляются и подчас становятся непримиримыми врагами своего воспитателя или учителя. Вследствие их болезненной чуткости, воспитателю приходится быть особенно осторожным и внимательным обращением стараться заслужить их доверие; если со стороны педагога будет иной раз попустительство за счет взаимного сближения, это не грех, лишь бы мальчик, сделавшийся, в силу особенных условий жизни, угрюмым, шел навстречу добрым начинаниям педагога: это смягчит его характер. Под влиянием жестокого обращения отчима или мачехи, их раздражения и недоверья, вырабатывается сплошь да рядом злобный тип, отличающийся непомерными упрямством. Припоминается случай из жизни, когда сына почти ежедневно обвиняла мачеха в глазах отца, доброго и хорошего, но слабовольного, соглашавшегося на всякие наказания; этот отец никогда не разбирался в поступках сына. При таких условиях ребенок возненавидели свою мачеху за целый ряди несправедливостей и пристрастное отношение, бросался на нее с кулаками, не взирая на строгое обращение отца. Эти два типа: забитый, отличающийся обособленностью, замкнутостью, угрюмостью и злобный, с ненавистью относящийся к старшим, оба, в особенности последние, отличаются особенным упрямством. Они являются наиболее трудными в воспитательном отношении, так как заранее предубежденно относятся к ближайшим руководителям, стараясь усмотреть во взаимных отношениях несправедливость, и первые (забитые), затаивают злобу в себе, вторые явно протестуют, выражают свое неудовольствие, являясь перед товарищами героями, когда говорят дерзость старшим или не исполняют приказания. Такие лица наиболее способны на различный отчаянные выходки, страстно осуждают и критикуют правила и порядки заведения, распоряжение начальства, представляя самый беспокойный элемент, и нередко своим примером заражают других, более слабовольных. Тит „ожесточенного“ выведен в рассказе Андреева „Ангелочек". «… Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставить его на целый вечер на колени... И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись к злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу... Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, и когда мать стала бить его, он укусил ее за палец. Это дало ему свободу, и он бросил умываться по утрам, бегал целый день с ребятами и бил их и боялся одного голода, так как мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку...» А ведь и этого, казалось бы, зачерствелого мальчика любил отец, к которому он был привязан, и мягкое доброе к нему отношение могло бы смягчить ожесточенное сердце. Плюшечка (из «Братьев Карамазовых») - ребенок не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким, худеньким, продолговатым личиком, с большими, темными, злобно смотрящими глазами. Это маленький Дон-Кихот в образе тщедушного болезненного, нервного ребенка. Но недаром он был сыном „благородного нищего“, был свидетелем безобразной сцены, разыгравшейся между его отцом и Дмитрием Карамазовым, когда этот последний вытащил несчастного капитана за бороду из трактира на посмеяние и поругание школьникам, в маленьком существ возгорался великий гнев, и „гордый дух воспрянул в Илюше“. в тот самый день у него сделалась лихорадка, он бредил всю ночь; а на другой день начинает он свою борьбу с общественным мнением в лице школьников- сверстников. Его отца, называют трусом, „банной мочалкой“, и кроткий мальчик мгновенно превращается в разъяренного зверька и с камнем в своей «махонькой ручке с тоненькими, холодными пальчиками», защищает свою фамильную честь, свое человеческое достоинство. Чувство горькой обиды, оскорбленного самолюбия. впервые зародившись в его маленьком сердечке, разгорается в большое пламя, превращается в жажду мести, в стремление во что бы то ни стало восстановить свое попранное достоинство. Если Илюша бросается с ножом в руках на своего товарища Красоткина, если он укусил палец Алеше Карамазову, видя в нем брата своего смертельного врага, то не его, бедняжку, надо за это винить, а те безобразные жизненные условия, которые искалечили эту чистую, прозрачную, как кристалл, детскую душу. Приведенные литературные примеры наглядно указывают на всю ненормальность условий, в которых растут дети; как безжалостно окружающие и близкие им лица коверкают нежную детскую душу. Из этой же среды забитых, злобных и ожесточенных впоследствии, в переходном возрасте, является большая часть резонеров, критиков, любящих вступать со старшими в неуместные разговоры и пререкания. Вся беда в том, если быть резким с этими детьми: они озлобляются или замыкаются в себе и тогда представят еще более затруднений. Относительно сознания в проступках, в своей вине, они в раннем детстве сумели, к сожалению, убедиться, что это невыгодно, и потому считают лишним сознаться, думая, что последует чрезмерно строгое наказание или воплощая несправедливость со стороны старших. Этот трудный в воспитательном отношению тип является большим тормозом, представляя собою оппозицию учебно-воспитательному персоналу. Такие дети требуют к себе особенно внимательного и щепетильно-справедливого отношения; приложенное же к этому теплое чувство участья заставить впоследствии смягчиться маленькое озлобленное сердце, которое в конце концов непременно пойдет навстречу участливому отношению.
4. Одним из интересных типов являются сироты или полусироты, получившие первоначальное воспитание в различных приютах для детей офицеров, всевозможных дивизионных школах, пансионах и т. п. благотворительных учреждениях для малолетних. Следует сказать, что в эти учреждение попадают иногда дети, имеющие возможность получить домашнее воспитание, но некоторые отцы и матери стремятся отдать туда своих детей, желая избавиться от излишних забот. Из опыта можно указать на то странное обстоятельство, что питомцы вышеназванных школ, поступая в кадетские корпуса, являются часто неудовлетворительным элементом. Наружный видь этих детей довольно приличный, и с первого взгляда они производят впечатаете достаточно воспитанных мальчиков. При более близком с ними знакомстве обнаруживается их лживость, скрытность, полная осведомленность и болезненное увлечете тайным пороком. Точных статистических данных мы не имеем, но по отзывам офицеров-воспитателей различных корпусов, бывших в разные годы на педагогических и гимнастических курсах, это мнете о нравственных недостатках питомцев всевозможных подготовительных школ и приютов разделяется всеми. Конечно, есть исключенья, среди них встречаются очень хорошие, иной раз выдающееся мальчики. Из этой же среды нам приходилось наблюдать очень упорные типы онанистов, уже в 10-12 летнем возрасте успевших самым серьезным образом расстроить свою нервную систему. Здесь выступает очень трудная роль воспитателя, но об этом приходится сказать лишь мимоходом, так как половой вопрос требует особой серьезной и детальной разработки. Считаем необходимым подчеркнуть, что в наших кадетских корпусах, в младших классах, есть некоторый процент онанистов, развращающим образом влияющих на товарищей и иной раз с трудом поддающихся леченью. Присущая многим из них лживость делает их трудными в воспитательном отношении, дурно отражаясь на их нравственном складе. Уже побывав ранее в интернате, они не идут навстречу учебно-воспитательному персоналу, относясь к нему с недоверием и стараясь скрыть свои поступки. Являясь в корпус уже с запасом сведены о жизни в закрытом заведений, эти мальчики быстро уживаются в новой обстановке и, отличаясь скрытностью, стараются наружно вести себя вполне прилично. Отношение отцов и матерей к своим полузаброшенным детям, воспитанным в этих школах, довольно своеобразно. Приходилось наблюдать не лишенную интереса сцепу, когда отец привез сына из школы в корпус; мальчик с трудом выдержал экзамен и был принят; счастливый отец, сдавая сына и как бы отделываясь от него, не мог скрыть своей колоссальной радости и потирая руки от удовольствия, сообщил воспитателю: „и придется же вам с ним много повозиться, тяжело вам будет...“; при этом он не проявил больше никаких забот о ребенке и не побеседовал даже с воспитателем. Этот же родитель обещал детям, что возьмет их на каникулы (их было трое в корпусе), но перед наступлением отпуска письмом весьма характерного содержания сообщил, что не может их взять, так как у них теперь „новая мама“ (он женился во второй раз на 16-ти летней девушке). Он теперь с нею и взять их не может, но что „новая мама“ их заранее любит, даже более, чем прежняя, и шлет им свой привет. Эти полузаброшенные дети (а их не мало) достойны сожаления: в виду отсутствия родительского тепла, они загрубели, привыкли ко лжи, устраивают нередко дурные шалости исподтишка, так как очень трусливы по натуре вследствие загнанности и забитости. Этот тип заслуживает особого внимания воспитателя, который должен привлечь их к себе ласковым обращением, заслужить доверие и влиять на них, стремясь искоренить еще не успевшие окрепнуть нравственные недостатки.
5. В некоторых заведениях приходится встречаться с довольно распространенной группой несчастных детей родителей, не живущих друг с другом, вследствие семейного разлада. Дети, выросшая при таких ненормальных условиях, уже в раннем возрасте испытывают нравственный муки. Такие явленья наиболее часто наблюдаются в состоятельных, богатых семьях. Нередко ребенок лицом к лицу сталкивается с ложью и бывает поставлен в невозможный условья. И та, и другая сторона, оправдывая себя, старается унизить в глазах ребенка враждебную себе сторону. Если ребенок находится у кого-либо из разошедшихся родителей, другая сторона старается привлечь его подарками, деньгами и пр., словом, ребенок развращается с малолетства, часто видя неприглядную оборотную сторону жизни. вспоминается случай из практики: ребенок был отдан на попечение к дяде в монастырь матерью, не жившей с мужем, ведшей разгульную жизнь. Ребенок, выросши в отшельнической келье, в корпусе представлял собою странное существо; отправляясь же в отпуск к матери, присутствовал при ночных кутежах ее в обществе мужчин, которые задаривали мальчика различными вещами. Создался болезненный, нервный, робкий, психопатически тип. В корпусе он служил насмешкой товарищей, ни на чем не мог сосредотачивать своего внимания, постоянно думая о горячо любимой им матери. На наших глазах выросло несколько несчастных юношей, воспитавшихся в условиях вопиюще ненормальной обстановки. Отец, выгнав из своего дома жену, открыто живет с содержанкой. В его же доме ведется карточная игра, приглашаются другие женщины, и по ночам происходят оргии, в которых сын, будучи впоследствии в старших классах, принимает участие. В откровенной беседе с воспитателем, юноша (VII класса) признался, что живет с той же особой, что и отец и так погряз в разврате, что искал поддержки и помощи воспитателя, не будучи в силах стряхнуть с себя насевшую плесень и боясь своей гибели. Как мучительно бывает для детской натуры, когда мальчик видит дурное обращение со своей матерью, видит ухаживание отца за другими женщинами, и что впоследствии юноша пережил, когда отец поселил мать в другом месте, а в доме водворилась его любовница. Все это происходило на глазах детей, возненавидевших отца и ставших с ним в неприязненные отношения. К довершению всей драмы, сын влюбился во взрослую дочь любовницы отца. Это увлечете сына, безнравственность молодой девушки, издевавшейся над юношей, находившимся на распутье, приводят последнего на край бездны и, не будучи в состоянии взять себя в руки среди неумолимых новых обстоятельств, несчастный юноша покушается на самоубийство. Другой, по совету отца, стал посещать женщин и, по его настоянию, обзавелся содержанкой. Разве мало мы знаем случаев, когда развратные женщины, нередко матери семейств, совращали юношей. Такие условия гибельно отражаются на юношах, с детства видящих ужасающе отрицательные примеры. Для иллюстрации обратимся к литературе. В „Анне Карениной“ гр. Л. Н. Толстого наглядно описаны тягостные переживания ребенка после отъезда матери из дома, еще до этого факта: „в присутствии Сережи ни Вронский, ни Анна не только не позволяли себе говорить о чем-нибудь таком, чего бы они не могли повторить при всех, но они не позволяли себе даже и намеками говорить то, чего бы мальчик не понял. Они не сговаривались об этом, но это установилось само собою. Они считали бы оскорблением самих себя обманывать этого ребенка. При нем они говорили между собою как знакомые. Но, несмотря на эту осторожность, Вронский часто видел устремленный на него внимательный и недоумевающей взгляд девятилетнего ребенка и странную робость, неровность, то ласку, то холодность и застенчивость в отношении к себе мальчика. Как будто ребенок чувствовал, что между этим человеком и его матерью есть какое-то важное отношение, значение которого он понять не может... С чуткостью ребенка к проявлению чувства он ясно видел, что отец, гувернантка, няня—все не только не любили, но с отвращением и страхом смотрели на Вронского, хотя и ничего не говорили про него, а что мать смотрела на него, как на лучшего друга... Потом, когда он узнал случайно от няни, что мать его не умерла, и отец с Лидией Ивановной объяснили ему, что она умерла для него, потому что она нехорошая (чему он уже никак не мог верить, потому что любил ее), он точно так же отыскивал и ждал ее..." После отъезда Карениной тяжела и трогательна встреча матери с любимым сыном, когда в день его рождения она принуждена была тайком навестить Сережу. Произошла следующая сцена: „Она подошла к нему. —Милый мой — сказала она. Она не могла сказать прощай, но выражение ее лица сказало это, и он понял. —Милый, милый Кутик—проговорила она имя, которым звала его маленьким, —ты не забудешь меня? Ты... — но больше она не могла говорить. Сколько потом она придумывала слов, который она могла сказать. А она теперь ничего не умела и не могла сказать ему. Он понял, что она хотела сказать ему. Он понял, что она была несчастлива и любила его. Он понял даже то, что шепотом говорила няня. Он слышал слова: „всегда в девятом часу“, и он понял, что это говорилось про отца и что матери с отцом нельзя встречаться. Это он понимал, но одного не мог понять: почему на лице ее показались испуг и стыд?.. Она не виновата, а боится его и стыдится чего-то?". Какой душевный разлад образуется впоследствии в ребенке и как изломана его будущая жизнь. Что получится впоследствии из такого ребенка как Ада, дочь Лаврецкого, воспитанная в кокетливой парижской гостиной своей легкомысленной и развратной матери?.. В рассказе Чехова „Житейская мелочь" любовник матери Алеши случайно узнает, что дети тайком от матери видятся с отцом, который и их, и мать их, по словам мальчика, очень любит. Мальчик берет от Беляева (сожителя его матери) „честное слово", что об этом он не скажет матери. И с детской простотой ребенок задает Беляеву вопрос: „Послушайте, правда, что мы несчастливы?.. Это папа говорит. Вы, говорит, несчастный дети. Даже слушать это странно. вы, говорит, несчастные, я несчастный и мама несчастная. Молитесь, говорит, Богу и за себя, и за нее". Рассерженный любовник забывает о честном слове, данном ребенку и сообщает матери Алеши о свиданиях детей с отцом. Вознегодовавши мальчик затрясся, что выдали дорогую ему тайну. „Послушайте, ведь вы честное слово дали" - проговорил Алеша, дрожа всем телом, и затем: „уселся в угол и с ужасом рассказывал Соне (сестре), как его обманули. Он дрожал, заикался, плакал; это он первый раз в жизни лицом к лицу так грубо столкнулся с ложью; ранее же он не знал, что на этом свете, кроме сладких груш, пирожков и дорогих часов, существует еще и многое другое, чему нет названия на детском языке". Как оскорблено было самолюбие сына в „Первой любви" И. С. Тургенева, когда он узнал о связи своего отца с девушкой, которую он боготворил своей первой юношеской любовью и считал своим идеалом; он говорит: „я не зарыдал, не предался отчаянно; я не спрашивал себя, когда и как все это случилось; не удивлялся, как я прежде, как я давно не догадался, я даже не роптал на отца... То, что я узнал, было мне не под силу: это внезапное откровение раздавило меня... все было кончено. Bот цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные “. Такие рано ознакомленные с жизнью дети бывают болезненно самолюбивы, нервны, особенно чутки и обидчивы, или же, видя развратную жизнь родителей, в раннем юношеском, а иногда детском возрасте, теряют целомудрие, не имея никаких нравственных устоев. воспитателю надо быть особенно чутким с. такими детьми, бояться задеть их болезненное самолюбие; в противном случае можно встретить с их стороны озлобленность, наглую развязность, нахальство и впоследствии отсутствие каких-либо нравственных принципов.
6. В каждом классе существует обычно некоторая группа второгодников. Большей частью это великовозрастные лентяи, мало развитые в умственном отношении, приобретающие авторитет благодаря физической силе и оказывающее дурное влияние на массу. Не только в младших, но и в старших классах существует преклонение перед физической силой. Для маленьких она является идеалом. Эти второгодники подчас немилосердно обижают и бьют младших, особенно новичков, не приспособленных к общежитию и более слабых физически. Проявление грубой физической силы и дикого самоуправства в высшей степени возмутительно, и воспитатель должен воспрепятствовать всеми силами проявлению грубых нравов, для чего необходимо воспользоваться своим авторитетом, чтобы развенчать и низвести с пьедестала силача - главаря в глазах товарищей, умалив его значение, главным образом подчеркивая отсутствие умственного развития. Достигнуть этого можно, ведя кадета с первого класса, стараясь провести в жизнь тот взгляд, что в наше время большее значение имеет умственное развитие, а физически человек должен развиваться не в ущерб своему интеллекту. Важно подтвердить примерами, конечно в доступной форме, что только люди с умом могут быть двигателями науки, просвещения, искусства, а сила является лишь вспомогательным средством в разумном ее применены. Следует указать, что в обществе отдают предпочтение умственному развитию, нравственным качествам человека. Это не значит, что воспитатель не должен поощрять молодецкой удали, лихости и смелости, столь необходимых для военного, но они обязаны всеми силами протестовать против проявлений кулачной расправы и насилия. Такая игра в интернате, как например „в палача", обыкновенно вводимая силачами, должна быть запрещаема с указанием полной ее бессмыслицы и опасности развития в себе дурных чувств. Внеклассное чтенье в данном случае может оказать громадное подспорье. Воспитателю важно создать известный дух в отделении, и если в нем будет поклонение всему хорошему, стремление к книге, то дело будет сделано, и главари-кулачники отойдут на второй план.
Примерно с таким материалом, подразделенном нами на 6 групп, каждому воспитателю приходится встречаться, принимая в заведывание первый класс. Но в первом классе большинство детей не так испорчено и является в заведение с желанием учиться и полной охотой выполнять все им преподанное. Первое впечатаете детей по прибыли в корпус получается довольно тяжелое, после родительского крова, где с ними перед разлукой были особенно ласковы; в новой обстановке даже бойкие мальчики робеют. С первого же дня маленькие люди по традиции начинают испытывать друг друга в степени пригодности к общежитию путем травли, всевозможных кличек и приставанья, а второгодники (большею частью дурной элемента) начинают проявлять свою энергию в физической силе, немилосердно обижая слабых и более пугливых. Мальчики, привыкшие до школы к товарищеской среде, быстро дают им отпор или сами охотно присоединяются к таким вожакам, вскоре составляя с ними общий лагерь. Совсем в ином положены оказываются дети, получившие тщательное домашнее воспитание. Они очень тяготятся проявлениями грубой силы и самоуправства, а жизнь их в заведении иногда бывает далеко не сладкой, если они не сумеют дать отпор, и воспитатель не примет участия в их судьбе. Поступившие новички в количестве 30 - 35 человек (в провинциальных корпусах), поручаются отделенному воспитателю; от него зависит дать известное направление этой группе воспитанников, из которой получилось бы нечто стройное и объединенное. Дети так склонны к подражанию и внушению, что в первый год своего пребывания в заведении безусловно почти все поддаются обаянию школы и стараются делать и исполнять все, чтобы вы им ни приказали и ни внушили; они смотрят на воспитателя глазами, полными доведя. Отчасти, находясь под внушением домашних разговоров, что воспитатель должен пм заменять отца, отчасти чувствуя, что теперь это для них наиболее близкий человек, многие (за исключением „диких“ и „себе на уме“) всей детской, доброй, доверчивой и открытой душой стремятся к воспитателю, готовые сделать все, что он ни скажет, не говоря уже о приказаниях. Если бывают впоследствии с их стороны какие-либо нарушения порядка, правил дисциплины, то в них нельзя усматривать умысла. Нарушение порядка большею частью случаются по забывчивости, живости детской натуры, неуменья себя сдерживать, а также вследствие неспособности сразу привыкнуть к режиму закрытого заведения. воспитатель должен воспользоваться всеми возможными средствами, чтобы постоянными внушениями, обаянием личности и своим авторитетом привлечь к себе массу. Лучшим средством служит доброе, мягкое и ласковое отношение, в чем дети особенно нуждаются, попав в новую среду. Отдаленные от семьи, в первое время некоторые новички проливают не мало горючих слез, неутешно тоскуют о доме; если в эти моменты воспитатель пойдет им навстречу, стараясь по мере сил заменить родных, дети сразу почуют в нем доброго и отзывчивого человека. В этом будет первый залог успеха. Авторитет воспитателя увеличится, если кроме теплоты и участия, он покажет свою заботливость о питомцах и постарается быть им полезным в сфере учебных занятий. Снисходя до миропонимания своих маленьких питомцев, чем больше времени воспитатель будет с ними проводить (не только лишь в положенные, законные часы), тем скорее дети к нему привыкнуть и будут считать своим человеком. Сердечный педагог, зная тяжелое душевное состояние воспитанников, должен стараться скрасить им будничную обстановку, приближая возможно более к домашней; поэтому, узко формальное отношение здесь совершенно неуместно. В одном заведений приходилось наблюдать весьма трогательное отношение воспитателей младших классов к своим питомцам. Правда, это были люди молодые, полные энергии. Они почти каждый вечер присутствовали во время вечерней укладки спать; совершенно отбрасывая всякий шаблон, сидя на кровати, окруженные своими питомцами, вели самые задушевные беседы: о доме, родителях, семье. Дети очень дорожили этими беседами, наперерыв делились впечатлениями, откровенно рассказывая о своей дошкольной жизни; здесь ясно обрисовывался их душевный мир с его радостями и горестями, давая возможность педагогу откликаться на их душевные запросы. Разговоры переходили на другие темы: о проведенном дне, впечатлениях на уроках, подвергалось критике поведение товарищей, и в такие минуты педагогу представлялось широкое поле для распространения своего влияния; велись разговоры о прочитанном, припоминались случаи из жизни и т. д. Вспоминается характерный случай, обрисовавший ребенка с его добротой, отзывчивостью и сердечной привязанностью. Один из воспитанников I класса был поставлен отделенным воспитателем на долгое время (вопреки инструкции) на штраф во время укладки спать. Вскоре по уходе воспитателя, дежурный обратился с теплыми и ласковыми словами вразумления, указывая мальчику на дурную сторону совершенной им шалости. Ребенок расчувствовался и весь в слезах стал просить прощения. Видя цель достигнутой путем нравственного воздействия, педагог отпустил его спать, погладив по голове и пожелав покойной ночи. Сердечный и растроганный ребенок, забыв о казенной обстановке, приблизился к чужому воспитателю и, прощаясь, поцеловал его. Эта умилительная сцена глубоко взволновала молодого воспитателя, пожелавшего несколько времени спустя осведомиться, как улегся мальчик, как он себя чувствует. Подойдя к кровати, педагог услышал просьбу ребенка: „перекрестите меня“. Благословив дитя и поцеловавшись с ним, этот педагог с тех пор стал другом мальчика, и между ними впоследствии образовалась столь крепкая нравственная связь, что он оказывал на мальчика несравненно большее влияние, чем его отделенный воспитатель. Эта трогательная картина еще раз подчеркивает, как осторожно должен подходить воспитатель к своим питомцам и каким образом можно пользоваться мерами нравственного воздействия путем доступности, сердечности, мягкого и ласкового обращение с детьми младшего возраста. Такому педагогу дети будут верить и по крайней мере в младших классах будут всегда говорить правду. Для развития в ребенке хороших привычек, не надо пользоваться (как советовал Д. Локк) множеством правил, следует прививать эти привычки путем примера и строго следить за исполнением преподанного. Действительно, в заведении все размерено, рассчитано по часам и минутам, столько предъявляется требований и правил, что ребенок с первых дней поступление находится в каком-то колесе. А потому педагогам следует обращать внимание на более существенное и поставить ребенка в такие условия, чтобы он имел возможность постепенно осмотреться и освоиться со своим новым положением. Лишь спустя некоторый промежуток времени (иногда довольно продолжительный), когда воспитатель убедится, что основные правила детьми усвоены, следует постепенно сообщать другие, понемногу предъявлять строгие и неуклонные требования, наблюдая, чтобы все указанное точно выполнялось. Отсюда вытекает необходимость приучения питомцев к порядку и выясняется значение утренних и вечерних осмотров, а также ежедневный или частый осмотр парт. Следует воспользоваться податливостью детского возраста, чтобы требовать от них внимательного отношение к казенным вещам (книгам, партам, мундирной одежде и т. п.) и чужой собственности. Если своевременно не обратить на это внимания, в средних и старших классах будут постоянная нарекания воспитанников в пропаже ручки, книги и т. д., так как никто из них не приучен к порядку, сам не кладет на место своих вещей и, увидев чужую, хотя бы ручку, пользуется ею и бросает по миновании надобности. При серьезном отношении педагога, при его настойчивости, при частых напоминаниях, а не наказаниях, хорошие привычки и правила постепенно будут закрепляться в питомцах, но это может быть достигнуто путем постоянных повторены и терпеливым наблюдением за точным исполнением всего преподанного. Поступившие новички не только робеют в среде интерната, но и целый ряд учителей и воспитателей с их разнообразными требованиями подавляющим образом действую на многих из них. вспоминается типичный примерь воздействия на учеников преподавателя арифметики, который считал долгом с первого же урока „напустить на первоклассников страху“, по его выражению. Один из воспитанников после ежедневной проверки воспитателем всегда хорошо знал урок, но при ответе до такой степени робел, терялся, что долгое время, почти полгода, не мог привыкнуть к этому преподавателю. Говоря об учебном деле, приходится коснуться тесно связанных с ним вечерних занятиях. Во время вечерних занятий каждый воспитатель должен следить за порядком и приучить своих питомцев, чтобы каждый из них неизменно с самого начала, не теряя времени, вынимал учебную книгу и принимался за работу. Здесь на воспитателе лежит важная задача приучить их уметь выбирать из всего заданного самое трудное; имея во все время занятий неослабный надзор, воспитатель, видя, что воспитанники пытается что-либо „ зубрить “, обязан указать на весь вред отрывочного, механического заучивания, стараясь облегчить изучение, указывая на существенное в заданном. Здесь выступает необходимость тщательного наблюдение, для выяснения, к какой группе привычного заучивания принадлежит каждый воспитанник (Во время производства экспериментальных работ в Петербургских кад. корпусах под руководством А. П. Нечаева, руководители различали 7 типов привычного заучивания: зрительный, слуховой, моторный, зрительно-слуховой, зрительно-моторный, моторно-слуховой и неопределенный.). Правда, это трудно, иногда почти невозможно, но если воспитатель путем наблюдения и письменных опросов правильно определит, к какому типу привычного заучивания принадлежит хотя часть воспитанников, то и это принесете огромную пользу. Желая убедиться, насколько воспитанник усвоил то, что ему было указано для изучение воспитателем, последний обязан его проверить. Если кто-либо приготовит уроки ранее окончания занятий, необходима тщательная проверка ученика, так как нередко способные и легкомысленные мальчики быстро схватывают и, не усвоив, любят отделаться от работы. Ленивые ученики пользуются всякими удобными случаем, чтобы скорее разделаться с книгой. Проверив и убедившись в знаниях ученика, следуете указать воспитаннику на необходимость использовать остаток времени для пополнения пробелов по другими предметами. Если способный ученики приготовили уроки и силен по какому-нибудь предмету, следуете привлечь его для занятий с более слабыми, умело руководя этим делом. Здесь выступаете важное значение взаимопомощи учащихся. Польза ее: развиваете добрые товарищеские чувства, приучает помогающего к изложению своих мыслей. При взаимном обучении вопрос разбирается с разных сторон; в силу свойства детской натуры, воспитанники занимаются совместно более охотно. Воспитатель не имеет физической возможности помогать многими из своих питомцев, имея нередко в младших классах провинциальных корпусов 30 - 36 человек в отделении. На этом основании воспитатель должен умело руководить взаимопомощью учащихся, разбивая учеников на группы, каждая по своей специальности, главным образом для занятий математикой и иностранными языками. Сам же воспитатель берет в свое ведение отличающихся слабой подготовкой, меньшим умственным развитием и чрезмерной робостью. Нередко для более слабых по русскому языку, иностранным яз. и арифметике приходится с самого начала года организовать дополнительный занятия. При всех этих обстоятельствах каждый воспитатель должен научить заниматься своих питомцев и внедрять в их сознание, что главное для них значение во время пребывания в кадетских корпусах имеет учебное дело, почему они обязаны приложить все свое старание, чтобы лучше учиться, так как государство нуждается в просвещенных и образованных офицерах. Эта идея должна ими внушаться с первого класса, а учебное дело в каждом заведении должно быть поставлено возможно серьезнее и строже.
Постепенное развитие кадет следует начинать с первых же классов; вот почему внеклассному чтению после учебного дела должно быть отведено первенствующее место. Оно служить одним из важных факторов влияния на воспитанников. Руководя чтением, воспитатель должен сделать соответствующий выбор, чтобы умело пользоваться материалом для проявления тех или других чувствований среди маленьких слушателей. Никогда не забудется впечатление, которое переживали мальчики во время чтения таких произведений, как „Хижина дяди Тома“ Бичер-Стоу, ,,Катакомбы“ Евг. Тур, „Васька-горнист“ Мачтета, его же „Жид“, „Смерть на корабле“ Станюковича, „Степан Ежик“ Ивановича, „Орсо“ Сенкевича, „Два друга“ Уйда и мн. др. Открывая питомцами новый мир, видя их запросы, педагоги должен идти навстречу с посильным ответом. Маленькие слушатели составляют особенно благодарную аудиторию. Они с таким неподдельным, искренним удовольствии слушают, так горят эти детские „серые, карие, синие глазки, в них столько покоя, свободы и ласки, в них столько святой доброты“... Они так счастливы, когда им читают, таки радуются, что для любителя представляют самых внимательных слушателей. Они до такой степени живо интересуются прочитанным, так искренне переживают новые впечатленья, так охотно делятся своими мыслями, что в пользе для них внеклассного чтение нельзя и сомневаться. Когда случалось читать что-либо грустное или печальное, надо было видеть, как омрачались эти славные детские глазки, как с их ресниц капали искрения слезы. Некоторые мальчики, видя это и не так интенсивно переживая известные впечатления, улыбкой выражали свое порицанье расчувствовавшимся. В таких случаях приходилось указывать, что это хорошие, искрение слезы, которых стыдиться нечего, так как выражают добрые чувства. Имея в виду, что наши кадеты живут в прекрасных материальных условьях, и дома многие не так обставлены, как в корпусе, я считал необходимым знакомить их с жизнью бедных и указывать, что не всем детям на свете так хорошо живется. Подобный альтруистические чувства легче всего культивируются в раннем детском возрасте. Пусть каждый как в детстве, так и в последующей жизни идет с помощью туда, „Где трудно дышится, Где горе слышится..." Конечно, не следует слишком много читать о горе и нужде; наоборот, время „золотого детства“ должно быть светлым, лучезарными, но такие произведенья, как напр.: „Мальчик у Христа на елке“ Ф. Достоевского, „Дети подземелья“ В.Короленко (переделка из рассказа „в дурном обществе“), „Ванька“ Чехова, „Гуттаперчевый мальчик“ Григоровича и некоторые другие, по своему замыслу, художественности и сильному впечатлению, являются желательными и знакомят детей с выдающимися авторами родной литературы. Каждому произведению должна быть предпослана краткая биография автора. Нередко чтение может быть приурочено к известному случаю, и тогда беседы могут носить тенденциозный характер, чтобы заставить воспитанников думать и рассуждать в известном направлении. По поводу неосознания в вине и дурного отношение к товарищу был прочитан рассказ Анненской „Товарищи“. В беседе мальчики поняли цель, с которой прочитан рассказ, и вскоре под этим свежим впечатлением смягчились. Однажды был прочитан в классе известный рассказ Сливицкого „Новичок“, в котором указан случай несправедливого обвинения товарища, с которым решили не разговаривать. В беседе с кадетами указывалось на тяжелое положение невинно осужденного, как следует осторожно относиться к поступкам других, не имея точно обоснованных данных, а также о вреде такого тяжелого приговора, который может отразиться на душевном состоянии товарища. Казалось, как самый рассказ, так и беседа произвела достаточно сильное впечатление. Но вечером, во время разговора воспитателя в спальне с кадетами, некоторые с возмущением сообщили, что один из них, поссорившись с другим, первым учеником - старшим в классе, за то, что тот ему не хотел объяснить урока, подговаривал остальных с ним не разговаривать, указывая на дурные черты товарища и упрекая, будто тот „подлизывается “ к начальству. Несколько слабовольных поверило, но большинство с возмущением оказало отпор. Этот случай послужил новой темой для беседы с мальчиком, который раскаялся и просил прощен и у ни в чем неповинного товарища. Очень полезно в младших классах заставлять пересказывать содержание и указывать главную мысль в произведении, останавливаясь попутно на характеристиках героев рассказа. Это вызываете обмен мыслей и приучаете с малолетства отдавать себе отчете в прочитанном, заставляя думать, рассуждать и выражать вслух свои мысли. Указывая кадетам на громадное значение чтения, полезно требовать, чтобы они записывали все, что прочитано и указывали, почему им наиболее понравилось то или другое произведете. Некоторые ленились это делать, но большинство выполняло с полной охотой; конечно, воспитатель с своей стороны должен делать проверку, чтобы закрепить в детях такую полезную привычку. Вслед за внеклассным чтением развивающее значенье имеете чтение с туманными картинами. В одном из провинциальных корпусов такие чтение производились еженедельно, вследствие чего вечерние занятия в назначенные дни начинались часом раньше. Надо было видеть, с какой радостью дети относились к таким чтениям, как энергично приготовлялись уроки, как напряжено было их внимание, и образцовая тишина царила во время чтения. Благодарности же с их стороны за это развлечение не было пределов. Считаем уместным отметить большое значение таких чтений, систематически веденных в течение почти целого года. Демонстрация хороших картин развивает художественный вкус, рассказ прочнее запечатлевается в памяти и, наконец, в осеннее и зимнее время подобное занятие служит прекрасным и полезным заполнением досуга. Не мешает иногда демонстрировать одни диапозитивы с изображением хотя бы природы в разное время года, так как не все городские дети сталкивались лицом к лицу с нею, некоторые даже никогда не видали деревни. Точно так же различные жанровые картины весьма интересны и вызывают много толков со стороны маленьких зрителей. Во время чтения напряженное внимание требует отдыха; поэтому иногда является желательной демонстрация картин для смеха, что приводит детей в настоящий восторг и создает хорошее настроение. Благодаря таким чтением удалось познакомить детей с выдающимися типами и отрывками из „Мертвых душ“ и многими другими произведениями нашей литературы. Если некоторые не поняли многого из „Мертвых душ“ (хотя всегда во время чтения следовали необходимые пояснение), то, во всяком случае, как имя Н.В.Гоголя, так и его герои с некоторыми характерными чертами, запечатлеются в детской памяти, что послужит основой для будущего знакомства с родной литературой. Не малым подспорьем в смысле влияния на воспитанников служить выразительное чтение, оказывающее также пользу при изучены русского языка. в младших классах нам удавалось привлекать почти всех кадет отделения, прибегая к чтению басен в лицах, где сразу может принять участие несколько человек. Мальчики с большим увлечением отнеслись к этому, а участие возможно большего количества действующих лиц развивает интерес, будит соревнование и объединяет всех. Ведя эти занятия постепенно, можно устроить для воспитанников литературно-музыкальный вечер или утро. Радость с их стороны бывает необыкновенная, а серьезное и добросовестное отношение к изучению заранее обеспечивает успех. В последние годы в кадетских корпусах получили большое распространение классные библиотеки. Прививая с первых классов любовь к осмысленному чтению, в два- три года, при посильном участии кадет, можно составить вполне порядочную библиотеку. Кадеты очень ценят собственный книги и с большой охотой рвутся к чтению, приохоченные опытным воспитателем. Каким тяжелым для них наказанием является запрещение читать в виду слабых успехов или лености, как даже заведомые лентяи тяготятся подобными наказанием. Таким образом у воспитателя имеется сильное средство для влияния на воспитанников. В числе средств для умственного развитья детей, а также способов распространение на них влияния, большое значение имеют загородные экскурсии, совершаемые весной и осенью. Воспитатель сам хорошо подготовленный, имеет возможность обращать внимание питомцев на различные явления природы, знакомит их с началами естествоведения, чем мальчики живо интересуются; это возвысит авторитет наставника и сблизит его с питомцами, для которых непосредственное общение с природой и свобода особенно необходимы и ценны. Зимою можно устраивать катанье на салазках, на коньках, где-нибудь за городом; помимо развлечения, веселья, этот спорт развивает удаль и смелость. Словом, следует пользоваться всевозможными обстоятельствами, чтобы быть чаще со своими питомцами, предаваясь этому делу с горячей любовью; тогда и времени хватить, и не жаль будет его затратить на живое дело. Надо только дать детям побольше свободы, помня, что в младших классах воспитанники еще дети, и в играх, на прогулках, экскурсиях, пусть непосредственно, проявляется их натура. Педагог должен пользоваться всяким удобным случаем для наблюдения над характером воспитанников, для чего в совместной жизни с ними он имеет немало случаев. Надо следить не только за проступками, но и за поступками питомцев, над резкими проявившими и переходом от одного настроения к другому. Приходилось замечать, что молодые, малоопытные воспитатели из опасения забыть что-либо, тут же в присутствии кадет заносят в книжку не только записи, но и малейшие наблюдения. Это производит на мальчиков очень неблагоприятное впечатление; они думают, что отмечают о них только все дурное. Посещая уроки, воспитатель может вывести суждение об умственных способностях воспитанника, его развитии, внимании, сообразительности и т. д.; такие же наблюдения во время вечерних занятий и различные наружные переживания и впечатления во время внеклассного чтение дополняют картину. Воспитатель, заранее подготовившись и хорошо зная текст, легко может, читая, во время остановок, бросать незаметные взгляды на окружающих, и опытному человеку сразу видно, даже по глазам, по выраженью лиц, то впечатление, которое переживают некоторые слушатели. Наконец, беседы по поводу прочитанного дают богатый материал для характеристики. Во взаимных отношениях детей часто выступают проявления характера. Благородная натура сразу определяется, когда мальчик открыто сознается в своей вине; другие готовы пострадать за товарищей, третьи держатся принципа „не выдавать". Один делится с другим всем, что имеет, другой ссорится, неуживчив... Во время подвижных игр быстро выясняются некоторый личности. Сразу заметно, кто привык играть роль, кто склонен к надувательству, кто ссорится, кто подчиняется слепо другим и их влиянию, словом время, когда дети предоставлены самим себе, служит благоприятным моментом для воспитателя. Все это наблюдательный педагог занесет в свой дневник, который, как нам кажется, следует рекомендовать вести каждому воспитателю. Впоследствии все эти мелкие наблюдения послужат материалом для характеристик. Говоря о задачах воспитателя, нельзя обойти молчанием половой вопрос, но я его коснусь мимоходом, считая, как указывалось выше, невозможными, по недостатку времени, остановиться на его всестороннем и детальном разборе, который потребовали бы самостоятельного доклада. Лично мне не приходилось в первых двух младших классах вести планомерных бесед по половому вопросу, основываясь на примерах из растительного и животного мира. Приходилось прибегать к беседами об онанизме с отдельными мальчиками, когда наблюдения показывали почти несомненные наружные признаки их пристрастья к тайному пороку. Задушевная, сердечная отеческая беседа воспитателя с питомцем заставит его признаться и, раскаиваясь, в слезах, мальчик обещает больше не делать. Но это только „ сегодня “. Завтра они уже не в состоянии удержаться от пагубной привычки. В таких случаях после советов и разъяснений врача, а также беседы воспитателя, необходимы соблюдение строжайшей гигиены и особая бдительность ближайших руководителей, чтобы вовремя поддержать воспитанника, дать нравственную опору и указать о разрушительности действия этого порока на организм. Нередко, как указывает практика, важно пробуждение религиозного чувства в мальчике, с указанием на то, что нарушение телесной чистоты есть грех перед Богом, Творцом этого тела. Высказав нисколько мыслей о задачах воспитателя, считаю нужными коснуться семейного воспитания ребенка и отношения родителей. Немногие из родителей, к сожалению, серьезно заняты своими детьми. Нередко, когда ребенок вырастает, им любуются некоторое время, как красивой игрушкой, выводят гостями напоказ, а о душе, которая живет в нем, за этой хрупкой и красивой оболочкой игрушки, они не думают. Часто забывается, что этот маленький детский мир переживает огромное количество впечатлений, что надо помочь ему разобраться среди массы всевозможных явлений, необходимо серьезно задумываться над тем, что сказать ребенку и как сказать, т.е. в доступной для него форме. Нельзя забывать, что у ребенка особенно развита способность к подражанию и податливость к внушению и что от количества примеров и добрых внушений в будущем зависит развитие его характера и склонность к хорошему или дурному. Между тем, очень часто все разговоры и поступки старших не представляют примеров, достойных подражания; взрослые не привыкли стесняться детей, а эти маленькие люди особенно чутко прислушиваются и многое от них заимствуют. Всем известно, как дети иной раз поражают родителей и старших своими вопросами. Один отец, очень серьезный, образованный педагога, рассказывал однажды, что он никогда не находился в таком затруднительном положении, как тогда, когда гулял со своими детьми в период их дошкольного возраста. Они нередко могут поставить в тупик своими вопросами. Молодой мозг работает с особенной интенсивностью; переживая массу новых впечатлений, ребенок ищет на все разрешение своих недоумений; вот здесь то и выступаете особо важная роль родителей. Еще в дошкольный период дети доискиваются раскрытия тайны воспроизведения, но родители, за малым исключением, тщательно избегают таких разговоров с детьми; они только дают понять им, что существует целый ряд действий и слов, которых детям знать не должно, и думать о которых не позволительно; родители как будто забывают, что их дети живут в развращенном и развращающем обществе, что у детей есть уши и глаза. Принципом же воспитания до сих пор и до школы, и во время школы, и после школы является желание вывести в люди, т.е. пристроить куда-нибудь, чтобы получить местечко, создать некоторое материальное благополучие, а о живом человеке совершенно забывают (я не говорю о новом типе сознательных родителей за последние годы, не говорю о начавших свою жизнь родительских союзах и комитетах в гражданской школе). Родители как-то особенно рады, что сдали детей в корпус, как бы избавясь от тяготы воспитания, всецело думая и надеясь, что теперь их обязанности кончены, и корпус является ответчиком за все; они не прилагают почти никаких усилий во время каникул для совместной работы с заведением. в последнее годы многие из воспитателей, придавая большое значенье совместной работе с родителями, рассылали им письма с вопросами, касающимися дошкольной жизни их питомца, некоторых проявлениях характера, хороших и дурных выдающихся поступков, прося с полной откровенностью откликнуться и пойти навстречу этому начинанию, не бояться сообщить что-либо дурное о сыне, что только лишь может помочь педагогу избежать крупных и случайных ошибок. К сожалению, можно указать, что на 35 человек, трое - четверо из родителей отозвались на одну из таких просьб, и два - три письма действительно вполне удовлетворили своей обстоятельностью, серьезностью и искренностью. Остальные не потрудились даже ни слова ответить; такой же самый результата встретили и другие воспитатели, прибегнувшие к подобной мере. Лично мне также приходилось обращаться к родителям, живущим в одном городе, где и заведенье, прося посетить и переговорить лично о сыне; на это встречалось также мало отклика. Несомненно, есть очень внимательные и заботливые родители, но таковых в наших заведениях далеко не большинство. Приходится обращаться к родным в таких случаях, когда положение сына шатко, или мальчик совершил какой-либо крупный проступок. Как иллюстрация небрежного отношения родителей, припоминается следующий случай. Об одном очень трудном в воспитательном отношению воспитаннике II класса воспитателю пришлось довольно много написать для сведения в периодической аттестации, прося со стороны родителей, поддержки и некоторых указаний. Ответа не последовало. Через нисколько месяцев сыном была получена посылка из дома со сластями и шоколадный револьвер, который был обернут, к изумленно воспитателя, загрязненными обрывками его периодической аттестации. Из этих беглых указаний можно сделать довольно неутешительный вывод, что настоящей совместной работы родителей и педагогов не замечается в наших кадетских корпусах, а между тем это принесло бы огромную пользу. Ко всему этому можно добавить, что в обществе существуете невысокое мнение о педагогах вообще, в чем отчасти, быть может, виноваты и сами воспитывающие, не создав себе должного авторитетного положения. Но вопрос это спорный, так как и само общество привыкло смотреть несколько свысока на гувернанток, гувернеров, воспитателей, учителей и т. п. лиц педагогической профессии.
Делая общий вывод и подводя итоги некоторыми задачам воспитателя младших классов, нельзя не указать, что, несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, педагог, ведя младшие классы, находится в лучших условен и в смысле влияния на воспитанников, так как ранний детский возраст отличается наименьшею испорченностью и представляет собою наиболее благодарный материал. Самым основным выдающимся качеством детей, поступающих в первый класс, помимо не испорченности, является их искренность и правдивость, чрезвычайная симпатичность, жизнерадостность. Все эти качества невольно располагают в их пользу. Они с таким здоровым весельем переживают все, что доставляет удовольствие, их настроение невольно передается педагогу, заставляя его жить их интересами, радоваться их радостями и огорчаться их печалями. Их горе так бываете искренно, и дети, жалея кого-либо, готовы пожертвовать всем, что имеют. Педагоги, живя в такой среде, переживает заодно с детьми все впечатленья, сами молодеете душою, стараясь пребыванье питомцев в школе сделать возможно более лучезарными, в то же время относясь к ним серьезно, без попустительства. Каждый воспитатель, имевший дело с малолетними питомцами, с наслаждением вспоминает время пребывания его воспитанников в двух младших классах. Неся с собою искреннюю любовь и заботы, он встречает с их стороны неизмеримую благодарность, любовь и привязанность. По его одному слову питомцы готовы исполнить все, чтобы он ни пожелали, а теми более приказал. Их отзывчивость на все доброе даете возможность умело культивировать хорошие чувства, что впоследствии может служить фундаментом их дальнейшего воспитания. Особенно трогает отсутствие злобы в детях. Значение доверия в раннем детском возрасте оказываете громадное влияние: педагогу необходимо умело пользоваться этой мерой, чтобы питомцы с детства обучались особенно ценить оказываемое им доверие и более всего боялись его нарушить. Это также составляет одну из задач воспитателя. Во II классе состав воспитанников остается почти без изменения, воспитателю необходимо только устранить дурное влияние второгодников и бороться с некоторыми нежелательными изменениями в характере, которые могут изредка встретиться во II классе. На наши взгляд, в I-м и II-м классах мальчики являются, за некоторыми исключениями, настолько цельными и неиспорченными натурами, так ценна эта детская непосредственность, правдивость и искренность, что младшие возрасты, думается, следовало бы отделять от других возрастов.
Уже с III класса замечается, в критическом переходном возрасте начинающегося полового развития, броженье, нежелательные и опасные перемены в характере, податливость дурному влиянию. Таким образом, отрицательные примеры, столь заразительные, могут принести и приносят большой вред младшим товарищам. Задача педагога - как можно дольше оградить питомцев от всякого стороннего дурного влияния. В последующей юношеской и самостоятельной жизни человеку придется часто сталкиваться с оборотной ее стороной и неумолимыми жизненными ударами. Поэтому, пусть маленькие питомцы хранят доброе воспоминание о „золотом детстве“, пусть воспоминание о пребывании в школе заставит их с благодарностью вспоминать о лучших годах своей жизни в родном заведении, для чего мы должны вносить с собою побольше тепла, искреннего участия, безграничной любви и преданности любимому делу, стараясь не омрачать их детства горькими слезами и ранними разочарованиями. Здесь мне приходить на память слова Алеши Карамазова, обращенный к детям в его речи у камня над могилой Илюшечки. „Голубчики мои“, - говорить он, - „милыя мои деточки, знайте, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение... Может быть, именно это воспоминание одно его от великого зла удержите, и он одумается и скажет: „да, я быль тогда добр, смели и честен“.
Точно так же воспоминание о школе должно запечатлеться на всю жизнь светлой полосой; пусть это время будет хорошими воспоминанием их жизни, пусть заведение по возможности заменит им родную семью и в школе: „Пусть хоть крошечной каплей житейского счастья Будут скрашены первые детские дни. Охраняйте детей от тоски, от ненастья, Как цветам, не давайте расти им в тени“...
(С 1901 г. штатный преподаватель законоведения Алексеевского ВУ. В 1905 году за отличие по службе был произведён в полковники. С 1912 по 1916 гг. — инспектор классов Ярославского кадетского корпуса. В 1913 году за отличие по службе был произведён в генерал-майоры. С 1916 по 1918 год — инспектор классов Суворовского КК)
"Докладчик, между прочим, сказал, что наиболее распространенным типом в кадетских корпусах являются дети офицеров, выросшие под своеобразным воспитательным влиянием денщиков-нянек, при чем характеристика денщика была несколько устарелая, отжившая, т.к. новый тип денщика, благодаря короткому сроку службы, уже не похож на симпатичный тип, обрисованный докладчиком, и детей, попавших на попечение современного денщика, скорее можно отнести к группе полусирот или даже сирот. Что касается недостаточно внимательного отношения родителей к воспитанно (в корпусе) ребенка, то докладчик это отношение охарактеризовал слишком мягко. Семья не только мало интересуется воспитанием ребенка, но часто проявляет беспричинный антагонизм к порядкам заведения и в частности к воспитателю, ставя последнему в упрек малейший дефекта в воспитании своего сына". |