|
ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ. (26 декабря).
Председательствовал генерал-лейтенант Н.В. Сухинский.
По предложению председателя, офицер – воспитатель Воронежского Михайловского КК подполковник Языков В.Д. сделал доклад на тему: „Курение табака как фактор, понижающей учебную работоспособность детей школьного возраста”.
Языков Владимир Дмитриевич окончил 2-ю Московскую ВГ (1881), Московское пехотное юнкерское училище, Николаевскую академию Ген. штаба. 1899-1911 - офицер-воспитатель Воронежского КК, штабс-капитан (1900), преподаватель географии и истории на Педагогических курсах при ГУВУЗе (1901-1902), капитан (1902), подполковник (1905).
Едва ли есть привычка, имеющая в себе так мало смысла и так много вреда, как привычка курение табаку, привычка, которою, к несчастью, заражено человечество. Смысла она не имеет, потому что природа человека не требует, ни для своего питания, ни для поддержания сил, вдыхания в себя табачного дыма; напротив, в свежем организме, впервые вдыхающем в себя испарение никотина, природа энергически протестует: расстройством пищеварения, головокружением, рвотой и другими болезненными явлениями. По-видимому, странно видеть столь бессмысленную привычку, каково курение табака, привитую к цивилизованному и развитому обществу; но если мы вникнем в начало развития этой привычки, то найдем отчасти разгадку этого печального явление. Обыкновенно начинается эта привычка с юных лет, когда человек, не давая себе полного отчета в своих поступках, действуете, так сказать, бессознательно. Он видит старших себя курящими и, из желания подражать им, сам начинает курить, несмотря на то, что природа его энергически восстает против этого разными болезненными явлениями. Наконец, после более или менее продолжительных упражнений в курении, природа оказывается побежденною, и табак, в силу привычки, становится необходимою потребностью жизни человека, в ущерб его здоровью. Впоследствии же, чувствуя и сознавая весь вред, происходящей от табака для здоровья, большая часть курильщиков не в состоянии бывает отказаться от пагубной привычки, так как он уничтожил в них энергию воли и сделал неспособными в борьбе против зла. Вообще можно сказать, что всякая укоренившаяся в человеке какая-нибудь дурная привычка есть следствие постепенного ее развитая, начало которой, без сомнения, надо искать в недостатках воспитания. Посмотрим же, как идет развитие этой привычки в стенах одного из военно-учебных заведений и какие можно было сделать выводы на основании тщательно собранных и проверенных данных о курении табака воспитанниками этого учебного заведенья. В течение последних 6-ти лет я ежегодно, путем ряда числовых выкладок, старался разъяснить себе весьма темный вопрос школьной жизни, касающийся куренья табака учащимися в стенах средне-учебного заведения. В сущности, задаваясь потом вопросом, я искал целый ряд ответов, соответственно тому, насколько этот вопрос затрагивал ту или иную сторону жизни в закрытом учебном заведении. Таким образом, я поставил себе задачею разрешить следующие вопросы: 1) Много ли вообще курящих табак среди учащейся молодежи данного учебного заведения? 2) Какой % составляют курящие среди товарищей данного возраста или класса? 3) Кто, когда и где начал курить? 4) Бросают ли некоторые из учащихся курение и, если бросают, какими причинами вызвано такое решение? 5) Не оказывает ли курение какого-либо влияния на учебную работоспособность ученика? 6) Если оказывает, то в данном случае имеете ли значение продолжительность времени с начала приобретенной привычки? 7) Существует ли какая-нибудь зависимость между курением, заболеваемостью и продолжительностью течения болезни? 8) Велико ли число поклонников курение среди учебно-воспитательного состава того же учебного заведения (ответ на этот вопрос может быть принят как норма курения среди современной военной и штатской интеллигенции)? 9) Велико ли число курильщиков среди прислуги, окружающей воспитанников (ответь может быть принять за норму распространение курение среди простонародья)?
Не удовлетворяясь данными наблюдение над воспитанниками своего отделения, состав которого колебался от 28 человек в 1-м класса до 42 в 6-м, я в этом году решил собрать необходимый мне материал со всего учебного заведения, состоявшего из 572 человек. Так как курение составляет объект запрета для пяти младших классов, с нарушением которого связано более или менее тяжкое взыскание, то я обязался словом перед тем воспитанником, который собирал мне главный материал, т.е. сведения о курильщиках, что фамилии маленьких и младших курильщиков будут сохранены мною в тайне. Боясь же приступить к своей кропотливой работа с недостаточно проверенными данными, я через трехмесячный промежуток поручил тому же воспитаннику произвести вторичный опрос, который оказался вполне тождественным первому, что и дало мне уверенность в том, что выводы мои будут построены на совершенно прочном фундаменте, и мой труд не будет бесполезно потраченным.
Для наглядности все эти цифры могут быть выражены графически, а именно процентное отношение курящих к некурящим выразится для каждого класса следующими фигурами:
Или, сделав сравнение между всеми семью классами, мы получим кривую, наглядно показывающую нам постепенный рост процента курящих. Если принять во внимание сделанную мною оговорку, что в двух младших классах постоянных курильщиков нет, то бросается в глаза правильный подъем кривой между 3-м и 6-м классом.
Эта правильность подъема кривой говорит, что в 3, 4 и 5 классах ежегодно нарастает число курильщиков, на 15 %; с переходом 5-го класса в 6-ой, т.е. в 1 роту, где курение в определенном месте не есть запретное деяние, число курильщиков возрастает на 10% и, наконец, разницы между 6 и 7 классами почти никакой не существует.
% курящих в последнем классе, как мы увидим ниже, нисколько меньше того, какой может быть принятыми за норму для современной интеллигентной среды. Следовательно, надо допустить, что за стенами заведений число курильщиков среди бывших воспитанников должно будет увеличиться еще на нисколько %.
Теперь посмотрим, как велик % курильщиков среди каждой из 4-х рот. Из 240 челов., курящих в заведении, 35 человек или 14,58% приучились к постоянному курению табаку у себя дома среди семьи; при этом ровно половина из них начали курить до 10-ти летнего возраста. Вся остальная масса курильщиков, т.е. 85,42%, усвоила привычку к курению уже в общежитии школы.
Кроме указанного общего числа курильщиков 8 человек принадлежат к числу прекративших курение, которому ранее предавались от 2 до 4 лет; большинство из них выставляет причиною своего решения прекратить курение, это - дурное самочувствие, неспокойное состояние духа, сердечные перебои и ослабление памяти.
Теперь позволю себе сопоставить цифровые данные с распределением курильщиков каждого класса в зависимости от времени, с которого каждый начал курить. Здесь наиболее интересными данными будут - для старших классов, как суммирующих наибольшее число лет пребывания в стенах заведения
Рассматривая эту таблицу, мы видим, что IV класс, если можно будет так выразиться, есть критический класс. В этом классе наибольшее число курильщиков совмещается с переходным возрастом.
Переводя эту таблицу на графически язык, мы получим:
Имея в своем распоряжении число и распределение по классам (возрастам) курящих учеников, я для каждого класса вычисляю средний балл успешности для учеников, курящих табак, и отдельно - не курящих его. Сведя данные в общую таблицу, мы получим:
Сопоставляя цифры этой маленькой таблички, мы с очевидностью убеждаемся, что во всех классах без исключения успешность курящих значительно ниже успешности тех, кои не знакомы с потреблением табака. Особенно разность эта резко бросается в III и IV классах.
Чтобы с возможной наглядностью представить себе степень успешности тех и других учеников каждого класса, я средний балл успешности некурящих принимаю соответствующим кругу, тогда средний балл успешности курящих будет , выражен частью круга. Таким образом, выражая свою мысль языком геометрии, мы получим, что успешность курильщиков VII класса меньше на 22,7°, VI кл. - на и6,3°, V кл. - на 28,8°, IV кл. - на 30°, III кл. - на 61° и II кл. - на 7,6°. Хотя против языка цифр, говорить, спорить нельзя, я все-таки, боясь обвинения в скороспелости своих выводов, ставлю вопрос иначе: если курящие ученики учатся хуже, то второгодники должны в большинстве принадлежать к курильщикам? Посмотрим, что нам скажут цифры для данного случая.
Сравнивая 4-й и 5-й столбцы, мы видим, что % второгодников из среды курящих значительно превосходит % второгодников из некурящей среды, и разность колеблется между 16 и 51.
Графически конечный (для каждого класса в отдельности получаются соответствующие данные и не в пользу курящих табак) вывод этой таблицы будет таков
Наконец, видоизменяю последний вопрос так: Если курение табака оказываете влияние на учебные успехи воспитанника, то успехи должны быть ниже у того ученика, который начал раньше курить, т.е. дольше отравлял свой организм.
Вот данные для VII и VI кл. вместе:
или выражая эту таблицу графически, получим:
Для экономии места все средние баллы делю на 2, т.е. средний будет не 7,41, а 3,705, не 7,51, а 3,755 и т. д.
В приведенных выше примерах мы видим, что курение вызывает в организме какие-то дефекты, которые и пожирают энергию учебной работоспособности, ergo организм курильщика ослаблен и представляет меньшее сопротивление внешним неблагоприятным случайностям (Учение о фагоцитах наводит меня на мысль о понижении жизнедеятельности этих клеток при их соприкосновении с табачным. дымом). Поэтому, из официальных документов я почерпаю сведения: 1) о заболеваемости учеников данного учебного заведения в период одного учебного года [число заболеваний]; 2) о продолжительности времени пребывания в лазарете каждого из больных [продолжительность борьбы организма с недугом]. Затем, распределяя больных по возрастам [классам], выделяю из них курильщиков и некурильщиков. Результаты получаются не в пользу курения, и моя мысль и здесь получает блестящее подтверждение, а именно: заболеваемость среди курящих равняется 23%, заболеваемость среди некурящих равняется только 14,3% Борьба с недугом для курящего тянется 5,26 суток Борьба с недугом для не курящего - 2,46 суток
Теперь остается рассмотреть последний вопрос - вопрос о степени распространения куренья среди учебно-воспитательного персонала заведения и среди прислуги, т.е. вопрос о распространении курения среди лиц, постоянно окружающих детей-школьников. Ответ мы получаем такой: среди педагогов в военном мундире курящие составляют 63%, среди не военных - 74%, среди прислуги 77%. Знакомясь с „табачною литературою”, я позволю себе в заключенье привести некоторые интересные выдержки, которые помогут нам яснее осветить затронутую нами тему. Главною составной частью табачных листьев, обращающей на себя особенное внимание, нужно считать никотин - летучий, жидкий, в высшей степени ядовитый алкалоид: ½ капли его достаточно для смертельного отравления собаки; у кроликов смерть наступает от ¼ капли, а маленькие птицы погибают, если перед клювом их поместить палочку, смоченную никотином. На основании существующих исследований трудно точно определить смертельную дозу никотина для человека, но известно, что у людей уже от 0,003 гр. наблюдались тяжелые расстройства, а именно: жженье во рту, царапанье в горле, головокружение, неясность зрения и слуха, светобоязнь, ощущение недостатка воздуха, отрыжка, тошнота, рвота и частые позывы на низ; развивался обморок и бессознательное состояние, иногда кроме того и общие судороги. Подобный явленья, представляя только количественную разницу, наблюдались у людей после настоя из листьев табака, веденного в желудок или в виде клистира, а также после курения. В табаке, в зависимости от его сорта, количество никотина колеблется от 0,68% до 1,96%. При обработке листьев для курения, нюхания или жевания, количество никотина уменьшается в два или три раза. Хорошие сорта табака содержать меньшее количество этого ядовитого вещества, а посредством известных способов обработки удается получить такие сорта, в которых содержите никотина даже трудно определимо. В развивающемся при курении табачном дыме, по Эйленбургу и Фолю, не содержится никотина, но зато в нем встречается целый ряд других веществ, из которых некоторым обладают довольно ядовитыми свойствами; сюда следует отнести вещества пиридинового ряда (от 5 - 10%), аммиак, сероводород, окись углерода, угольную кислоту в небольшом количестве, органические кислоты (уксусная, масляная, валериановая, муравьиная, пропионовая, карболовая), креозота, углеводороды. Лебу и Ноэль нашли, кроме того, синильную кислоту и приятно пахнущий, но крайне ядовитый алкалоид - коллидин. Все пиридиновые основания крайне ядовиты, но наибольшею ядовитостью отличается коллидин и нарволин. Лебу показал, что высшие сорта табака содержат значительно меньше никотина, но зато большия количества пиридиновых оснований; этим самым уже указывается тот вред, который может быть приносим организму курильщика. В санитарном отношены способ курения имеет громадное значение: при курении сигар или папирос, в рот курильщика (не помню, где я читал, что из всех народностей только русские и французы курят с „затягиванием". Следовательно, эти народности и больше самоотравляются), вместе с дымом, попадает громадное количество вышеупомянутых ядовито действующих пиридиновых соединены; гораздо меньше их попадает при курении трубки, при курении папирос с мундштуком и еще меньше при курении наргиле, когда дым проходит через воду. В длинных трубках конденсируется громадное количество этих неприятно пахнущих, летучих веществ, образуя грязно-бурый, вязкий, обильный налет. Вред табачного дыма при курении зависите от присутствия в нем окиси углерода (угарного газа), коллидина и никотиновых оснований. Припадки острого отравления, наблюдаемые у курящих в первый раз, выражаются в чувстве стеснения в груди, крайнем упадке сердечной деятельности, сопровождающемся холодным потом, малым пульсом; дыхание затруднено, появляются слабость в ногах, головокружение, позывы к рвоте; все эти явление могут быть настолько сильно выражены, что вдохнувший дым нередко падает в обморок. Обыкновенно эти припадки скоро проходят, начинающий курить поправляется, и при последующих попытках вырабатывается привычка. Симптомы хронического отравления табаком разнообразны, но главным образом отравляющее влияние его обнаруживается на нервной системе, спинном и головном мозге, на окончания нервов в разных тканях и органах, в особенности на сердце. Расстройства со стороны сердца выражаются в сердцебиении, неправильном и слабом пульсе; слабость сердечная, под влиянием хронического отравления табаком, бывает настолько велика, что человек становится неспособным к труду; в более тяжелых случаях наблюдается глубокое расстройство, известное под именем грудной жабы, выражающейся томительным ощущением крайне мучительного для больного беспокойства, сопровождающегося боязнью, что жизнь сейчас прекратится. По прекращении куренья, или даже по уменьшении раньше потребляемого количества табака, эти грудные явления исчезают, и больной выздоравливает. Кроме болезни сердца наблюдают еще расстройство глаз, обыкновенно выражающееся в более или менее значительном уменьшении остроты зрение и в сужении поля зрения; иногда наблюдается расстройство центральной части поля зрение для красного и зеленого, а в более слабой степени и для голубого. Затем у таких больных встречается еще особое расстройство зрительного аппарата, известное под названием последовательного контраста цветов. В сетчатой оболочке впечатление от виденного, напр., голубого цвета, так долго остается, что при взгляде на предмет, окрашенный в другой цвет, на него наносится цвет дополнительный к голубому (Galezowskи). Кроме того, у курильщиков появляется наклонность к удержанию изображения и двойному зрению. выздоровление от таких форм, даже по прекращены курения, наступает крайне медленно, глазное зеркало обнаруживает гиперэмию или воспаление зрительного нерва и прилегающих к нему частей сетчатой оболочки. Это состояние, если своевременно не принимать надлежащих мер, с полным прекращением курения, может вести к атрофии зрительного нерва, причем исчезающее нервное волокно в стволе нерва заменяется соединительной тканью (Grafe, Erиsmann). В психической сфере, при хроническом отравлении табаком, наблюдаются изменения, выражающиеся в известной форме душевного расстройства с галлюцинациями, состоянием возбуждения и чередованием периода возбуждения с угнетением. По наблюдениям Декэня (Decaиsne), дети, курившие в возрасте от 9 до 15 лет, обнаруживали меньшую способность, ленились и, кроме того, обнаруживали стремление к употреблению крепких напитков. Непосредственным выводом из вышесказанного следуете считать, что употребление табака даже в ограниченном количестве должно признать прямо вредными. Тем не менее, потребление табака с каждым годом увеличивается во всех странах старого и нового света, на что указывают нам статистические данные. |
|
Прения по докладам. После перерыва последовал обмен мнениями по содержанию обоих выслушанных докладов:
Генерал-майор фон Кох. Владимир (Вольдемар) Матвеевич фон Кох (1863-1928) — русский военный педагог, директор Ташкентского КК. Из дворянской семьи шведского происхождения. Окончил Нижегородскую графа Аракчеева ВГ (1879), 3-е Александровское ВУ, Военно-юридическую академию. В 1895 - помощник инспектора классов 2-го Оренбургского КК, подполковник, 1901 - инспектор классов, полковник (1902). 1905 - инспектор классов Ташкентского КК, генерал-майор, директор того же корпуса (1908) . Кох был известным виолончелистом-любителем, после 1918 г. – преподаватель Туркестанской народной консерватории. Ещё в период службы в Оренбурге в начале 1900-х годов он обучил игре на виолончели С. М. Козолупова, впоследствии учителя М.Ростроповича.
Из последнего доклада о курении можно усмотреть, что до сих пор ни наука, ни сама жизнь не дают достаточных данных, чтобы сказать, насколько употребление табака вредит вообще организму. Но не может быть, как мне кажется, ни у кого даже малейшего сомнения в том, что курение в школьном возрасте представляется огромным злом для здоровья детей. Курение, это - один из больших вопросов в жизни наших кадетских корпусов. По этому вопросу мы не имеем определенного решения и впадаем часто в тяжелые противоречия. Все мы признаем, что курение в раннем возрасте - большое зло. Одни предлагают бороться всеми силами с этим явлением, другие находят, что в школе всякая борьба с курением бесполезна, т.е. не только не следует запрещать курить, а наоборот - необходимо разрешить: тогда куренье потеряет силу запретного плода и само собой прекратится. Одни предлагают для прекращена курения строгие меры наказания; другие говорят, что наказания совсем не помогут горю, а что следуете убеждать юношей, внушать им в чтениях и беседах, что курение для них очень вредно. В действительности же от этого происходит то, что в одних корпусах курение преследуется очень строго, в других меньше, а в третьих на курение смотрят, что называется, „сквозь пальцы“. В таком положении рассматриваемый вопрос не может оставаться в кадетских корпусах, ибо оно на практике приводит иногда к серьезным и нежелательным последствиям. Укажу на пример из жизни вверенного мне заведения. Должен сказать, что в Ташкентском Наследника Цесаревича кадетском корпусе, как в заведении молодом, установился взгляд на необходимость самой строгой борьбы с курением. Признавалось, что если нельзя совсем прекратить курение, то можно борьбой ослабить вред от курения в том отношении, чтобы яда водилось в организм кадета как можно меньше. Известно, что выкурить в день 1-5 папирос не то, что 20-30. Чрезмерное употребление алкоголя вредно для человека, но в то же время и маленьким детям дают пить вино для поправления здоровья. Одним из главных средств борьбы с курением в корпусе является установление самого строгого надзора за теми местами, в которых кадеты могут курить. В начале настоящего учебного года в VII кл. поступил кадет - привычный курильщик, побывавший в двух других корпусах. Видя, что курить в корпусе, не будучи замеченным, очень трудно, он убедил наших кадет 1-ой роты начать открыто курить в клозете, где постоянно находится служитель, обязанный не допускать курения; рассчитывая на безнаказанность открытого курения массой, кадеты думали захватным правом сделать клозет местом для курения, как это установилось в некоторых корпусах, где в клозеты в известное время никто не заглядываете и не мешает кадетам курить. Действительно, человек 25 попробовали демонстративно покурить один раз в указанном помещении, но этот массовый беспорядок сразу же прекратился, когда организатор его, не отличавшийся вообще добропорядочными поведением, был немедленно удален из корпуса. При этом выяснилось, что кадеты считают крайне несправедливыми строгое отношение к куренью, которое в других корпусах преследуется далеко не в такой степени. На такой почве могут возникать опасные беспорядки, за которые едва ли будете справедливо возложить всю вину исключительно на кадет. Правда, в последнее время издан циркуляр о мерах для борьбы с курением в кадетских корпусах. Но там, где уже установилось прочно курение, где оно толкуется кадетами как некоторое их право, особенно в 1-ой роте, там едва ли помогут злу указанный циркуляром меры. Да и вообще, по моему глубокому убеждению, ни запрещение, ни разрешение курить горю нашему не помогут. Если курение - школьная болезнь, то ее нужно лечить. При лечении иногда действуете верно самое простое средство. По отношению к курению следовало бы руководствоваться пословицей: „чем ушибся, тем и лечись“. Ведь курение ни в каком случае не есть потребность человека. Всем курильщикам известно, что испытывает человек при первых затяжках табачным дымом, пока он не сделается добровольным рабом этой привычки. Что же побуждает людей приобретать эту привычку? Ответ один - тут действует только одна сила подражания. Курит отец - курит и сын, курит воспитатель - будет курить и воспитанник. Перестанут курить взрослые - с них непременно возьмут и дети пример. Правда, весьма трудно ожидать такого похвального поведение от целого общества, но воспитатель обязан выполнить это требование, сколь бы оно ни было ему тяжело, ибо иначе он непременно поставит себя в весьма неприятное положение человека, который требует от своих питомцев то, чего сам не может выполнить. Последним циркуляром о курении предлагается лицам учебно-воспитательского состав не курить на глазах кадет. Но кадет наших таким приемом не обманешь. Итак, я утверждаю, что курение начинается у детей с подражания взрослым, так что и окончиться оно может только подражанием воздержанию от него у взрослых. На это непременно возразят, что взрослому привычному курильщику трудно бросить долголетнюю привычку, что для этого надо много силы воли. Но что же делать? Ведь мы слышали здесь, какими высокими умственными и нравственными качествами должен обладать воспитатель. Слышали, какое огромное значение имеет вообще личный примерь в деле воспитания. Все с этим согласны, следовательно, в применении к вопросу о курении остается только поскорей перейти от слов к делу, и успех будет верный.
Петров Николай Васильевич. Окончил Александровский КК (1897), Николаевское инженерное училище (1899), Офицер-воспитатель Ярославского КК (1906-1911).
Борьба с курением в кадетских корпусах крайне трудна, трудна потому, что зло это распространено в весьма значительной степени и пустило глубокие корни. Борьба трудна и потому еще, что кадеты видят распространение курения повсеместно: курят родители, воспитатели, и никто не находит это вредным и безнравственным. Сами родители в большинстве снисходительно смотрят на курение своих сыновей и даже разрешают им курить вопреки запрещению со стороны заведения. Были случаи, что в посылке от родителей кадету находили табак и гильзы. Одной из крайне желательных общих мер явится, таким образом, отобрание от родителей, при приеме малолетних в заведение, особой подписки о том, что ими в интересах здоровья своих детей и поддержания правил принятого в заведении порядка будет установлен самый бдительный надзор и неуклонное преследование их питомцев в случае попытки ими курить во время нахождения их в отпуску. Нарушение таковой подписки должно влечь за собой обязательство взять воспитываемого в заведении на свое попечение. Курение в младших ротах составляет явление довольно единичное, и редкие случаи его объясняются лишь как шалостью на почве подражания, частью же новизной не испытанных ощущений.
К числу причин внешних, т.е. влекущих вне стен заведения, можно отнести следующие: 1) пример старших; так как во всякой без исключение семье есть курящие, то малолетние, видя пример дома и дыша там сплошь и рядом пропитанной табаком атмосферой, невольно и постепенно приучают свои легкие к восприятию никотина и являются таким образом предрасположенными к курению; 2) обычные детские шалости в подражание взрослыми и старшим товарищам, начинающаяся обыкновенно с изготовления бумажных трубок и набивания их золой из печей, а впоследствии чаем и курением его; 3) вообще пребывание в отпуску, где имеется значительное количество различных влияний и такое стечение обстоятельств, как большое количество свободного времени и сплошь и рядом отсутствие правильно поставленного надзора; 4) преждевременное смешение возрастов в свободное от занятий время, что наблюдается в гражданских учебных заведениях из приготовительных и младших классов, из которых в данное время весьма часто комплектуется прием малолетних в корпуса; 5) переезд домой на время праздников Рождества Христова и Св. Пасхи в так называемых „кадетских“ вагонах, где они видят своих старших товарищей с папиросами в зубах, с сознанием собственного достоинства уверяющих, что в старшей роте курить можно, ибо „начальство смотрит на это сквозь пальцы“; 6) посещение в праздничные дни, совместно со старшими товарищами, различных зрелищ и увеселений, где во время антрактов в уборных и клозетах сплошь и рядом раскуриваются папиросы.
К числу причин внутренних, т.е. вытекающих из правил общепринятого в заведениях порядка, нужно отнести следующие: 1) общение всех возрастов во время устраиваемых спектаклей, балов и концертов, где малыши попадают, в случае надобности, в накуренные и обильно дымные ватерклозеты старших рот, наглядно говорящее о том, какие льготы и вольности их ожидают в будущем. Попутно нельзя не упомянуть о перерывах во время общих спевок и сыгровок оркестров, где старшие кадеты отправляются покурить, а младшие тянутся за ними для отправленья своих надобностей; 2) времяпрепровождение остающихся кадет на летние каникулы, так как, в виду незначительного количества остающихся и необходимости соединенья всех возрастов вместе, является широкое поле деятельности для подражания и различных шалостей; к тому же и деятельность воспитательского персонала, утомившегося работой в течение учебного года, волей – не волей ослабевает. К числу мероприятий против курения в младшей роте необходимо отнести лишь меры пресечения, а никак не меры карательные, так как при хорошо поставленных и правильно организованных мерах пресечения проступков подобного рода будут крайне редки и явятся не актом противодействия распоряжениям начальства, а лишь детской шалостью, исключать из заведенья за которую положительно жестоко. Вообще, при правильно поставленном воспитании, ответственность за содеянное должна повышаться с возрастом: что можно простить мальчику, того нельзя простить взрослому юноше. К числу мер пресечения можно отнести следующая: 1) кадеты в свободное от занятий время никоим образом не должны находиться в классных помещениях, если там не присутствую гг. отделенные офицеры-воспитатели, так как рота, разбросанная по классным отделениям, находится вне сферы продуктивного наблюденья гг. дежурных офицеров-воспитателей; 2) классные и ротные помещения не должны заключать в себе каких-либо удобных табакохранилищ, как-то ниш, подымающихся половиц, чемоданных комнат и. т.п.; 3) клозеты рот должны быть хорошо вентилируемы и содержать в себе достаточное количество очков и писсуаров, во избежите скопленья в них излишнего числа ожидающих очереди кадет. При таком условий клозеты, находящееся под наблюдением надежного дядьки, могут быть открыты лишь в перемены между уроками; в прочее же время исключительно лишь в пределах необходимых. Т.е. известными периодами времени (так, напр., в течение часа после обеда и за 20 минут до сигнала на вечерние занятия и т.п.); 4) увольнение в отпуск младших кадет на праздники Рождества и Пасхи производить днем ранее, дабы дать им возможность следовать отдельно от кадет старших рот; 5) содействовать, по возможности, каникулярному отпуску кадет на летние вакации. В средних ротах, т.е. в 4-м и 5-м, а иногда и 3-м классе под влиянием тех или других из вышеуказанных условий являются „покуривающие“ кадеты, постепенно обращающееся в „заправских курильщиков“, на коих самые суровые меры воздействия сплошь и рядом не производят никакого впечатления. Это тот опасный возраст, где приучаются к табачному дыму, здесь именно и формируются кадры курящих, пополняющие старшие роты. В этом возрасте обыкновенно наступаете период полового развития, и воспитанники переживают труднейшие моменты своей жизни. Вся беда в том, что в возрасте являются переживающие и не пережившие этот период, т.е. юноши и дети. Является изобилие проступков самого грубого активного характера, и проступок курения бледнеет своею пассивностью, являясь тайным нарушением установленных в заведении правил. Здесь, действительно, борьба с курением крайне трудна, и если она ведется энергично, то в ней офицер-воспитатель может потерять свои душевные силы и нравственное влияние на кадет; здесь создаются, в связи с другими проступками, нарушения теплых и доверчивых отношений и недоразумения, доходящие до взаимного озлобления. В виду этого, при тщетности усилий, а подчас и безуспешности репрессивных мер, борьба здесь сплошь и рядом сводится к сбавке баллов за поведение, после чего, в виду невозможности сбавлять далее, взыскание обыкновенно ограничивается арестом и душеспасительною надписью в соответствующей графе дневника „разъяснение проступка“, под чем необходимо разуметь краткий трактат по большей части курящего воспитателя о том, что курить вредно, и никотин, как яд, действует на легкие. Помимо этого, одним из тормозов борьбы с курением в этом возрасте является значительное количество более серьезных проступков, отодвигающих табак на второе место. Нельзя не упомянуть и о том, что по адресу более взрослых курильщиков могут явиться такие аргументы: „он сильно запоздал, товарищи моложе его и в старшей роте курят, не подвергаясь репрессиями; все равно через несколько месяцев перейдет и будет курить“. В данном возрасте, т.е. в средних ротах меры пресечения хотя и применимы, но не в той полноте, как в младших; поэтому здесь безусловно должно быть отведено соответствующее место и мерам карательным, так как там, где формируется характер, должна быть произведена и ломка его в должном направлении, т.е. в подчинении воле воспитывающего воли воспитываемого. Репрессиям безусловно должны предшествовать беседы воспитывающего, при условии, конечно, его достаточного знакомства с рассматриваемым вопросом и возможностью популярного изложения в доступной возрасту форме. Уместно оговориться, что литература по этому вопросу крайне бедна и мало популярна. Составление двух - трех популярных брошюр, не требующих при чтении каких-либо знаний физиологии и анатомии, на предмет снабжения ими библиотек, было бы очень желательно. Найдя такую книгу и прочтя ее случайно, по доброй воле, воспитанник проникнется к изложенному большими доверием, чем к словам воспитателя, сплошь и рядом курящего и своей беседою, по мнение питомца, исполняющего лишь букву инструкции. Кадеты старших рот являются такими же курящими, как и взрослые, чувствующие такую же потребность в курении и позыв к отраве никотином. К перешедшим из средней роты здесь присоединяются те, кого удерживала боязнь взысканий или собственное благоразумие; присоединяются в виду особенностей доступности курение и безнаказанности, присоединяются и те, кои находят, что это, „придает солидность“. Ватерклозеты, вечно полные посетителями, обращаются в клубы, где предупредительно выставляются ведра или ушаты с водой для окурков. Не неся взысканий за набивку папирос и хранение табака, кадеты не несут взыскания за курение. Помимо такой, более чем странной, постановки вопроса о курении, борьба с ним особенно тяжела, в виду того, что оно происходит не случайно, а регулярно, т.е. пустило глубокие корни. Это наглядно подтверждается, если проследить суточное курение воспитанников (т.е. известный круг). При таком порядке, как упомянуто выше, т. е. при правильном и регулярном курении, существует множество необъяснимых явлений. Во время экскурсий и прогулок кадет обыкновенно распускают „оправиться“, другими словами - покурить; и вот на лоне природы наблюдаются две группы: в одной курят воспитатели, а на почтительном расстоянии кадеты. Тут как будто существует какое - то молчаливое соглашение. Курят подчас кадеты и в квартирах своих же воспитателей, в их присутствии при катанье на лодке, так как тут уже удалиться некуда; курят на вечерах и в офицерских собраниях. Нельзя не констатировать тот прискорбный факт, что курение пустило глубокие корни и почти получило право гражданства. Борьба здесь крайне трудна, и успех ее зависать всецело от продуктивности таковой в средней роте. Сохранение организма 16-17-летних юношей должно в данном случае являться главной задачей воспитателя. Помимо этого, не нужно забывать, что кадетские корпуса обязаны воспитывать сильных не только телом, но ли духом молодых людей, т.е. способных обуздывать свои привычки, наклонности и даже страсти в интересах общего дела, к которому они готовятся, т.е. служению престолу и родине, непременным условием чего является повиновение. О повиновении трактует и Божественное Учение, которым должно быть проникнуто воспитание в наших кадетских корпусах. К числу мер нравственного воздействия на массу кадет необходимо отнести желательный лекции по гигиене, от 1 до 2 часов в неделю, с соответствующими отделом о курении. В старшей роте среди курильщиков всегда можно наблюдать случаи ослабления памяти, развития грудных заболеваний у субъектов к тому расположенных, понижение способностей и т. п. явление, которые дадут безусловно богатый материал для бесед воспитателя. Результаты записей по спирометру и понижение их в санитарном листе могут служить синтетическим способом доказательства вреда курения. Более частые медицинские осмотры, с предупреждением со стороны врача тех из курящих, на ком вред курения дает осязательные результаты, будут также вполне уместны и полезны. Нельзя, конечно, согласиться с тем, что репрессивные меры в старших классах не могут иметь места. Напротив, здесь необходимо твердое проведение принципа: „кому больше дано, с того больше и спрашивается“ в случае безуспешности борьбы мерами нравственного воздействия, для упорных курильщиков может явиться действительными средством ограничение балла за поведение известной предельной нормой. Общими же мерами для борьбы с курением может явиться воспрещение продажи табачных изделий воспитанникам кадетских корпусов, что может. быть достигнуто особым правительственным распоряжением по соглашению с министерством внутренних дел подобно тому как нижним чинам воспрещена продажа водочных изделий. Не так давно был отдан приказ по военному ведомству, вменяющий в обязанность всем военнослужащими следить за неуклонными исполнением обязанностей воинского чинопочитания воспитанниками военно-учебных заведений и предписывающий о всех замеченных отступлениях сообщать начальству корпуса с отобранием билета, и в случае возможности с препровождением виновного в корпус; издание подобного же приказа по поводу курения кадет, с подтверждением, что курение категорически воспрещено, явилось бы также целесообразною мерою, так как в данное время армия, за исключением разве молодых офицеров последних выпусков, далеко не осведомлена в истинном положении дел, и многие считают вполне естественной просьбу кадета хотя бы в вагоне или на пароходе о разрешении курить. С таковой просьбой большинство смело и уверенно обращаются к любому из военнослужащих не военно-учебного ведомства. Говорю это не как педагог, а как офицер, недавно снявший форму строевой части. Будем надеяться, что разосланный недавно циркуляр ГУВУЗ по поводу борьбы с курением вызовет живой обмен мнениями педагогических комитетов, и глубокое значение его не будет сведено лишь к воспрещению курить на глазах кадет лицам учебно-воспитательного персонала, что повлечет за собою не только глухие насмешки, но и издевательства воспитывающихся над воспитывающими. Я лично не курящий, хотя дома был всегда в табачном дыму, и мне курить не запрещали; отношу это не к каким-либо своим качествам, а исключительно к образцовой дисциплине того кадетского корпуса, где я имел честь получить свое воспитание; у нас в выпуске было только 2 курящих, и то они курили редко; правда, в отпуску курили больше, но в корпусе никто не смел, так как все знали, что их за это ожидает.
Сергей Алексеевич Острогорский, действительный статский советник, доктор медицины, один из основоположников Санкт-Петербургской и Российской школы врачей-педиатров, крупный специалист в вопросах школьной гигиены. Один из первых директоров высших курсов П. Ф. Лесгафта, почётный лейб-педиатр Двора Его Императорского Величества. В 1901 году, оставив клинику в медико-хирургической академии, С. А. Острогорский занял должность старшего врача в Николаевском кадетском корпусе. С 1905 года на педагогических курсах преподавателей ведомства военно-учебных заведений Сергей Алексеевич начал чтение лекций по школьной гигиене.
С большим интересом выслушал я оба реферата о курении. Вопрос этот очень важен, и ему я уделяю всегда при чтении лекций на курсах офицеров-воспитателей возможно больше внимания. Сегодня вопрос о курении рассматривался с двух сторон: 1) насколько оно вредно, и 2) как с ним бороться. Первый референт для доказательства вреда привел ряд статистических данных. Эти данные представляются мне, однако, совершенно не убедительными. Статистическим методом можно пользоваться с большою осторожностью. Только тогда можно сравнивать два явление, когда все условия, кроме одного, одинаковы. Здесь же этого нет, и потому всегда можно считать не доказанным, что неуспешность зависит от курения, а не от другой причины. Приведу другой пример из той же области. Фабричным работницы на табачных фабриках дают больший % недоношенных и слабых детей, чем на других фабриках. Мало того, при кормлении детей грудью матери-табачницы дают больший % смертности, чем при искусственном кормлении, между тем как во всем миpе наблюдается обратное, т.е. что искусственное кормление дает больший % смертности, чем грудное. Очевидно, вредное влияние табака через матерей сказывается даже на плоде и на кормимых младенцах. Непосредственное влияние никотина на организм человека доказано наукою, а вред этот проявляется и на нервной системе, и на слизистых оболочках, и на сердце, и на железах, но этот вред проявляется не сразу, не как острое, а как хроническое отравление, рано или поздно ведущее к изнашиванию тканей, к ослаблению противодействия в борьбе с болезнями, (оппонент привел несколько примеров физиологического характера). Если высказываются сомнения во вреде курение, то это объясняется только тем, что курящие никогда не будут в этом вопросе достаточно объективны. Итак, в настоящем собрании мне бы казалось лучше не касаться физиологического вопроса о вреде курения, который надо признать доказанными наукою, а все время отдать на обсуждение педагогического вопроса о борьбе с курением. вопрос этот необходимо так или иначе разрешить, потому что надо сознаться, что борьба эта до сих пор велась почти безрезультатно. И трудно ожидать, чтобы человек, держа папиросу в зубах, мог убедить своего воспитанника во вреде курения. Обмен мнением опытных педагогов по этому вопросу чрезвычайно важен, и я с интересом жду, что скажут нам дальнейшие оппоненты.
Подполковник Сафонов.
Окончил 4-й Московский КК, 2-е Константиновское ВУ Офицер-воспитатель Полоцкого КК (1900-1916), штабс-капитан (1900), капитан (1903), подполковник (1905).
С курением надо решительно бороться. Молодые корпуса находятся в лучших условиях - у них еще не установились традиции; в старых - же корпусах дело обстоит иначе. Официально курение воспрещено, фактически - курят. Следовало бы самыми решительными образом запретить курение. т.к. в противном случае получается нежелательная двойственность, лицемерие: 1-й роте почти официально разрешают курение, лишь бы курили в отведенном помещении, но в это помещение офицер уже не заглядывает; при этих условиях и во 2-й роте курят, но не официально, и лишь в 3-й роте почти не курят, благодаря возможности более строгого режима. В семьях кадет также усложняется борьба с курением, раз в корпусе на это смотрят сквозь пальцы; в конце концов родители сами начинают присылать табак. Но в чем же должна заключаться борьба? В тщательном надзоре и в решительных мерах без опасения массовых беспорядков.
Подполковник Трубников.
Трубников Михаил Александрович Окончил 1-й Московский КК, 3-е Александровское ВУ, Педагогический курс. Офицер-воспитатель Одесского кадетского корпуса (1905-1914), подполковник (1905).
Бороться с курением кадет воспитателю приходится уже с первых классов корпуса. Уже среди поступающих в корпус малолетних обыкновенно имеется значительный % мальчиков, знакомых с курением. Я не скажу, что это привычные курильщики, как это говорилось в одном из рефератов, но, во всяком случай, знакомые с табаком, шалившие им. Taкие мальчики, освоившись с жизнью в корпусе, в скором времени начинают делать попытки возобновить эти шалости. Здесь-то воспитателю и представляется повод начать борьбу с курением и, раз начавши, не прекращать вплоть до выпуска кадет данного отделения. Покончивши с первыми попытками воспитанников в этом направлении, нельзя ни минуты думать, что покончено с ними надолго, попытки курить неизбежно будут повторяться, если воспитатель не будет стремиться предупредить их. Какими средствами бороться с курением? Я не исключаю в младших классах, а при известных обстоятельствах и в старших, мер репрессивных, но в применении их считаю необходимою большую осторожность, и не в них я вижу сущность борьбы. Строгими взысканиями можно заставить воспитанников искуснее прятаться, хитрее обманывать воспитателя и в этом даже находить прелесть риска. Ведь одною из причин распространенья курения в корпусах и является сладость запретного и жажда деятельности, соединенной с опасностью. Что одними репрессиями нельзя уничтожить курения, мне кажется, доказывает прошлое многих корпусов. Нечего бояться примера взрослых; дурной пример последних для кадет вовсе не должен быть обязателен. Кадеты отлично различают степень проступка в курении и в употреблении спиртных напитков. К курильщикам применяли самые строгие наказания, их удаляли из корпуса, но курение не исчезало. Деятельную, отважную натуру эти меры только возбуждают на борьбу. Надзор, конечно, нужен, но нет надзора, бдительность которого нельзя было бы обмануть. Сущность успешной борьбы с курением я вижу в настойчивых, при всяком удобном к тому случае возобновляемых, убежденных беседах воспитателя с кадетами по этому вопросу и в его личном на них влиянии. Задачею этих бесед должно быть: наглядные доказательства вреда курения для здоровья юношей и устранение из их сознания тех ложных представлений, который наталкивают их на курение. Им кажется, что курить красиво, что, взявши папиросу, мальчик уже становится похож на взрослого; надо доказать, что это не красиво, а смешно, и сходство со взрослым если и есть, то карикатурное. Им кажется, что в нарушении запрета, в разного рода ухищрениях и рискованных предприятиях, с целью провести воспитателя и раздобыть папирос, много молодечества и даже героизма; надо доказать, что героизм неразрывно связан с благородством, а благородства в стремлении обмануть мало. Думаю, что авторитетный воспитатель весьма многое может сделать в этом направлении. Я знаю отделение (думаю, что это не единичный факт), в котором к выпуску из 24 кадет, курящих табак, было 6 человек. Из них 4 вступили в состав отделения в качестве второгодников в VI и VII классах и только два курящих кадета принадлежали к коренному составу отделения.
Вопрос о курении один из самых старых; им занималось бесконечное число комитетов; по поводу его рассылалось из Петербурга множество предписаний. все это говорит о его важности. Когда обсуждался вопрос о созыве нынешнего съезда, было высказано пожелание, чтобы на съезде главный голос принадлежали воспитателям - практикам, чтобы вопросы обсуждались не отвлеченные, а возможно жизненные Вопрос о курении несомненно принадлежит к ним. Но как раз при его решении воспитатели -практики менее всего имеют права голоса. Для твердой постановки вопроса о вреде курения прежде всего нужны специальные научные знания; необходимо обращаться к врачам. Но и врачи далеко еще не пришли к окончательному мненью о степени вреда курения. Можно только сказать уверенно, что курение никому не полезно, а большинству вредно. А раз дело обстоит так, с курением необходимо бороться. И вот только здесь имеет цену опыт воспитателей - практиков. Опять раздаются голоса в пользу мер строгости. Но ведь все эти меры перепробованы и все оказались недействительными. Подавленное насильственное желание, как сжатая пружина, затем действуем при первой возможности еще с большей силой. Прежде всего скажу, что бороться с курением могут только те, кто сам глубоко верит, что курить вредно, а таких среди нас немного. в Швеции борьба с курением ведется так (надо сказать, что шведы в общем курят больше русских): во всех учебных заведениях никто и нигде не имеет права курить - ни сам ректор, ни учителя, ни гости, ни, конечно, ученики; нигде в школьном здании вы не найдете окурка и не услышите запаха табачного дыма. Закрытых учебных заведений в Швеции нет; поэтому ученики могут, конечно, курить по окончании классов дома, если родители за этим не смотрят; но ни на улицах, ни в общественных местах, ни на школьных прогулках ученики не имеют права курить. Все преподаватели, кроме личного примера (воздерживаясь от курения в учебное время), обязаны при всяком удобном случае выяснять учениками вред табака и алкоголя и притом не голословно, а опираясь на строго научные данные. Большую пользу приносить тут превосходная шведская статистика и наглядные таблицы; конечно, не такие, как составленные с затратой массы непроизводительного труда референтом, взявшим в основу своих вычислены совершенно шаткий и не научный признак - успешность, т.е. балл, изменяющийся от массы причини, не поддающихся учету (напр., слабость характера преподавателя, настойчивость воспитателя и т.п.). в основу таких вычислений и таблиц должны браться точные медицинские наблюдения. точные изменения, точные записи заболеваний и смерти. Нужны таблицы, иллюстрирующие вопрос „курение, как фактор, понижающий физическое здоровье“. Такие таблицы были бы весьма убедительны. Выставленные же здесь доказывают не вред курения, а трудолюбие их автора. Подобно тому, как в Швеции с курением учеников успешно борются личным примером старших и постоянными искренними убеждениями во вреде табака, следуете бороться и у нас - прежде всего личным примером и проповедями убежденных противников табака. Одни же запрещения, за соблюдением которых будут наблюдать неисправимые курильщики, никогда не достигнуть пели. Затем, позвольте мне сказать несколько слов о себе лично. В Швеции мне приходилось бывать на собраниях „армии, спасения“. Там очень часто выступают „кающиеся грешники“, подкрепляя своими показаниями слова проповедника. Так вот, на сегодняшнем собрании я хочу исполнить роль такого „кающегося грешника". Мой отец не курил. Сам я начал курить в 20 лет. Курил одно время страшно много. Вреда от этого не замечал, т. к. объяснял разные болезненные явления, напр., сильное расстройство нервов, другими причинами, а не курением. Лишь в последние года я познакомился с высокообразованным врачом, который объяснил мне, что моя нервность происходит главными образом от неправильной деятельности сердца, а это - от курения, т.к. никотин сердечный яд. Этот врач потребовал категорически, чтобы я бросил курить. Я поверил не сразу, но в конце концов должен был поверить. Вот уже полгода, как я не курю и чувствую себя гораздо лучше. Военно-учебная служба, господа, требует постоянного напряжение нервов. И мой совет: бросьте курить, и ваши нервы значительно укрепятся.
Капитан Заржецкий. Евгений Адамович Обучался в университете, окончил Московское пехотное юнкерское училище. Офицер-воспитатель 3-го Московского КК (1904), капитан (1906), подполковник (1909). Офицер-воспитатель Пажеского корпуса (1910), полковник (1917), Помощник затем инспектор классов Петроградского КК (1917).
Вопрос о мерах для борьбы с курением еще недостаточно исчерпан, и мне кажется, что каждый из нас должен поделиться - кто опытами, а кто сведениями, почерпнутыми со страниц педагогической литературы. Сегодня предлагались всякие меры для борьбы с курением. Все они могут быть сведены к двум группами - просветительного и репрессивного (карательно-запретительного) характера. Какие же из них наиболее целесообразны? Суммируя высказанный мнения, приходим к тому заключению, что большинство мнений выражает порицание мерам репрессивного характера и рекомендует одни просветительные. Так ли это? И пока мы еще не перешли на путь „премудрого незнания иноземцев“, посмотрим, как на этот вопрос смотрят в Западной Европе. В большинстве западно-европейских государств вопрос о курении - вопрос старый, и правительства давно уже активно борются с этой пагубной привычкой к курению табака посредством мер запретительных (См. статью д-ра Смирнова („Педаг. Сборн.", Сентябрь, 1908 г.). В Англии, по инициативе общества, проведен через парламент закон, запрещающей дирекции продажу табака учащимся моложе 16 лет. Нарушение этого закона карает штрафом родителей и опекунов до 40 шиллингов, а торговцы теряют право торговли в течение 5 лет. Достойно внимания, что только из городов Эдинбурга и Лейта подано врачами до 200 петиций в парламент о необходимости проведение этого закона. В этом же смысле проведены законы в Австрии, Франции и 33-х Северо-Американских Штатах через парламент. 10 лет тому назад подобный же закон проведен через стортинг и в Норвегии (а в 1900 г. и в Японии). Эта экскурсия в западно-европейские государства имела целью показать, что на западе не только не порицают мер репрессивных, но даже само общество добивается проведение их в законодательстве. Переходя к мерам просветительного характера, мы видим, что на западе различные антиникотиновые общества, союзы и ферейны ведут борьбу с курением посредством распространения популярных сочинений, публичных собраний с рефератами на тему о вреде курения, с указанием вредного его результата для дыхательных и пищеварительных органов. Одним ли воспитанникам внушать необходимость этих мер? Сегодня мы слышали, что дети начинают зачастую курить в дошкольный период, с 8-летнего возраста. Мы знаем также, как индифферентно смотрят на курение родители кадет, зачастую предлагая им табак наряду с нарушением всех других требований корпуса и гигиены. А потому я утверждаю, что одной из радикальнейших мер в борьбе с курением было бы возможно более тесное сближение семьи со школой, путем посещения родителями наших педагогических комитетов или собрании, на которых читаются рефераты. Тогда, прослушав, например, реферат д-ра Мендельсона, констатирующего, что из 20 молодых людей, тяжело больных дыхательными органами, выздоровело 6 и получило облегчение 10 по прекращению курения, родители кадет перестали бы быть тормозом школы в деле борьбы, с курением, а школа нашла бы в кадетских семьях не критиков ее распорядков, а солидарных с нею союзников в деле воспитании дорогого им молодого поколения.
После беспощадных слов, сказанных здесь по адресу курильщиков, начавших курить еще в корпусе, после выраженного слишком смелого взгляда, что они составляют дурную часть нехороших воспитанников, мне, нераскаянному курильщику со школьной скамьи, естественно с смущением всходить на эту кафедру. Но страшен грех, да милостив Бог, и я превозмогу волнение, так как смею утверждать, что множество курильщиков премилые люди, прекрасные работники и очень полезные деятели. Не стану говорить о сурово глядящих на меня страшных иллюстрациях статистических данных о зле курения: ничтожная их ценность была уж взвешена пред вами. Я прямо и уверенно признаю: курение - вред. Дело лишь в том, как бороться с ним, какие меры принимать против искоренения у молодежи этой дурной привычки? Тут указывали средства, которые, говорят, будут пригодны. Ссылались на приемы, применяемые в шведских школах; но было попутно указано, что в Швецы школу с интернатом трудно встретить, следовательно, практикуемые там меры в кадетских корпусах едва ли окажутся полезными. Не вижу я пользы в шведском npиeмe; судя по описанию, он сводится к тому, чтоб не коптились стены школы, а не внутренности ее питомцев; такими приемами я не интересуюсь. Указывают на беседы о вреде курения, на ознакомление с научными опытами, как на хороший путь к желанной цели; рекомендуют и строгие запрещения, и взыскания за их нарушение. Это прием не новый, имеющий уже истории своего применения и, прибавлю, своей бесплодности: ведь курениe в школе прогрессирует. Я считаю такое явление естественным. Сегодня мы слушали обстоятельное описание фактов, добытых научным путем. Нас они, конечно, глубоко убедили во вреде курения. А молодежь ими довольствуется, или нет? Верит в их неопровержимость? Отвечу - нет, не верит и не признает неизбежности вреда от курения. Вопрос о вреде курения и в науке твердо не решен. В среде людей, обладающих необходимыми в данном случае научными знаниями, есть лица, не признающие убедительности произведенных опытов; быть можете, они не пишут научных трактатов, но с мнениями их воспитанники школ знакомы. Сверх того, предсказываемые опасным для здоровья и жизни последствия курения не всегда оправдываются в действительной жизни, и во всяком случае вред этот, скопляющейся очень медленно, воплощается в форму явного страдания по истечении длинного срока после начала привычки. Поэтому, речь о нем не подтверждается своевременным наглядными опытом и не вызываете воздерживающего страха, какой внушает угроза немедленной и неотразимой кары. Не одно множество pro, но и все contra вреда курения знакомы молодому поколению, и так как contra ближе сердцу шалуна, оправдываете, его желание вооружиться папиросой и стать похожими на взрослого мужчину, то мальчик и отдает им предпочтение. Возьмем, например, слышанную нами сегодня повесть о томи, как лягушке вспрыснута была доза лимонно-кислого никотина, как лягушка после этого вздрогнула и покинула сей лучший из миров. Где в этом эксперименте, с точки зрения юного критика, неотразимость заключения, что курение человеку вредно? В какой мере приведенный опыте сближен с явлением курения папирос; одинаково ли действует последовательное вдыхание малых порций табачного дыма и непосредственное введете заметных порций яда в кровь; тождественно ли физиологическое действие табачного дыма и лимонно-кислого никотина? Надо согласиться, что в вопросах этих нелепого нет ничего. И далее еще: „quod licet Jovi, non licet bovi“, говорилось в древности, что приличествует Зевсу, то не подобает быку, и чем человек может спокойно наслаждаться, в том для лягушки таится смерть. Сколько, в самом деле, мы видим примеров долголетия закоренелых курильщиков. Позволю себе напомнить анекдот. В.Гюго в ответной речи на приветствие президента республики в день 80-летия поэта выразил убеждение, что ясность великого ума, блеск своего поэтического дарования и самую жизнь сохранил он до преклонных лет, благодаря только тому, что никогда не пил вина и не осквернил себя табачным дымом. Не менее маститый президент сказал в ответ: в течение моей долгой жизни я с удовольствием пил душистое вино виноградников моей обожаемой Франции и с наслаждением вдыхал аромат сигар, приготовленных искусными руками сынов прекрасной ее соседки - Испании и только потому в день юбилея лучшего из сынов Франции я, в качестве ее первого гражданина, с юношескими восторгом приношу ему горячий привет родины. Так противоположны взгляды на курение. Успешная борьба с курением остается пока неразрешимой задачей. Сомнение в силе вреда курения живет в сердцах у молодежи, которая в наши дни начинаете курить с более раннего возраста и курить больше, чем в те времена, когда ваш покорнейший слуга сидел еще на школьной скамье. Скорее можно утверждать, что борьба с курением школьников становится все труднее и бесплоднее, чем наоборот. И если бы меня спросили, почему, я сказал бы: потому, что изменились времена. Люди стали менее устойчивы, родительские чувства сделались рыхлее, менее мужественны, положение детей в семьях резко изменилось: решающее значение слова старших перешло к капризу детскому. Не только нужды и потребности, но и мелкие желания и прихоти ребенка стали руководящим началом во многих семьях. Устойчивая твердость принципов воспитания сменилась рабски-подчиненным чувством слепой родительской любви, и упорная настойчивость попыток школьника курить встречает теперь в семье не строгие окрики, а лишь заискивающую просьбу: бери деньги, купи табаку, но в школе кури так, чтоб не поймали. Как при таких условиях бороться с курением в учебном заведении? Неужели запрет директора действуете сильнее, чем разрешение родного отца? Успехи борьбы достижимы только при согласных твердых мерах семьи и школы. А пока школе следует относиться к курению с большою сдержанностью, хотя и с осуждением. Бесцельна строгость наказания там, где от взыскания нельзя ждать пользы. Личный мой взгляд на курение в школе таков: в младших классах надо создать фактическую невозможность курения путем непрерывного надзора и осмотров всех хранилищ, в средних - запрещение пояснять беседами о вреде курения и ссылками на факты научных исследований, а в старших, - попросту устроить курильную комнату, чтобы эта вредная забава происходила не в таких местах, в которых и без курения по долгу оставаться не полезно. |