Главное Управление Военно-Учебных Заведений (Реформа военного образования Милютина)
Для улучшения системы военной подготовки было образовано Главное управление военно-учебных заведений, которое в отличие от ранее существовавшего Главного штаба военно-учебных заведений, находившегося в ведении великого князя, подчинялось военному министру. Д.А.Милютин активно начал преобразования.
Были созданы три пехотных военных училища:
В
1863 году из 2-го кадетского корпуса в Петербурге была образована военная
гимназия, которая стала своеобразной педагогической лабораторией, где
опробовались новые структуры, методы и формы учебно-воспитательной работы. Во 2-й Петербургской военной гимназии был упразднен строевой состав; вместо прежних рот воспитанники разделялись на возраста и группы от 25 до 35 человек (на каждый возраст полагался один воспитатель), учебный курс составили исключительно общеобразовательные предметы.
В 1865 году при гимназии открылись
Педагогические курсы, на которых в течение
двух лет должны были обучаться как военнослужащие, так и гражданские лица,
желавшие занять преподавательские или воспитательские должности в военных
гимназиях и военных училищах.
Через
год еще пять кадетских корпусов были переведены в разряд военных гимназий, а
затем преобразованы и все остальные кадетские корпуса. В одном из зданий
бывшего 1-го кадетского корпуса на набережной Невы был основан Педагогический музей, который стал своего
рода научно-исследовательским центром. В первый же год своей деятельности музей
собрал более 3000 книг по педагогике, и не только на русском, но и французском,
немецком, английском и шведском языках; из-за границы выписывались необходимые
приборы, препараты, реактивы, карты, образцы классной мебели. В типографии
Педагогического музея стали издавать новые учебники и учебные пособия для
военно-учебных заведений, оборудовали при музее торговый склад, который
занимался рассылкой учебной литературы по военным гимназиям и училищам.
Способствовало
успешному проведению реорганизации и появление в октябре 1864 года специализированного
журнала «Педагогический сборник»,
который пришел на смену «Журналу для чтения» для воспитанников военно-учебных
заведений, выходившему с 1836 года. Главным редактором этого быстро
завоевавшего популярность издания стал Н.Х.Вессель, впоследствии статский
советник.
На
страницах «Педагогического сборника» обсуждались проблемы обучения и воспитания,
вопросы технического обеспечения учебного процесса и т.д. В журнале имелось
три раздела: I раздел – официальный - публикации
приказов и других официальных документов Главного управления военно-учебных
заведений, материалы об учебно-воспитательном процессе в различных военно-учебных
заведениях, информация о деятельности отделов Главного управления. II
раздел –
неофициальный - включал в себя различные статьи по вопросам теории и практики
воспитания и обучения, организации учебного процесса, по истории военно-учебных
заведений России, а также обширную библиографию. III
раздел –
приложения – в нем публиковались отечественные или переводные труды по проблемам
воспитания и обучения, а также информация об издающихся в России книгах и
брошюрах на педагогическую тематику, о новинках детской литературы.
Постепенно
«Педагогический сборник» превратился в своеобразный центр, который объединял
вокруг себя специалистов и педагогов-энтузиастов, работавших в военно-учебных
заведениях. На страницах журнала и его приложения Ушинский
опубликовал свою работу «Главнейшие черты человеческого организма в приложении
к искусству воспитания», Шмидт — «Очерк истории
воспитания и обучения от Песталоцци до нашего времени»; там же печатались
работы Раумера «История воспитания и учения от
возрождения классицизма до нашего времени», «Очерк лекций по педагогике» Гербарта, «Опыт санитарной статистики военно-учебных
заведений» доктора Кедрова,
«Воспитательно-исправительные заведения» Макарова,
а также Лесгафта — «Приготовление учителей
гимнастики в Германии, Франции, Швейцарии, Италии и Австрии», Герда — «Ремесла и внеклассная работа», подробнейшие
статьи по методике преподавания отдельных учебных дисциплин Ушинского, Водовозова,
Макарова, Ильина, Раевского, Гуревича. Даже это краткое перечисление
опубликованных в «Педагогическом сборнике» материалов говорит о том, какой
широкий круг вопросов поднимался этим журналом, и неудивительно, что он
пользовался большой популярностью не только в военно-учебных заведениях, но и
среди преподавателей гражданских училищ, гимназий и университетов.
Большое
значение военный министр Милютин придавал подбору
руководящего состава военно-учебных заведений. В своем министерстве
он полностью заменил личный состав - большая часть его была с почетом
отправлена на отдых, удовлетворясь повышенными пенсиями, другая направлена
Милютиным в войска.
Военный министр считал, что только с новыми молодыми офицерами
и генералами не старше 40—45 лет можно успешно проводить военную реформу. Таких помощников он себе и
подбирал как в военное министерство, так и на руководящие должности в
военно-учебные заведения.
Военный
министр Милютин провел смену не только командного, но и преподавательского
состава военно-учебных заведений — всем, кто не удовлетворял его требованиям,
независимо от выслуги лет были начислены пенсии, и они вышли в отставку,
освободив место для тех, кто мог и хотел работать по-новому.
Как
уже говорилось, при 2-й Петербургской военной гимназии были открыты
специальные педагогические курсы
для тех, кто уже имел высшее образование и хотел преподавать в военных
гимназиях. Специализация давалась минимум по двум предметам, причем одним из них
в обязательном порядке должен был быть русский язык. Для тех, кто собирался
преподавать французский или немецкий языки, существовало условие: кандидаты
должны были до поступления на курсы окончить учебное заведение языкового
профиля в России или за границей, иметь практику в работе с иностранным языком
и знать латынь. По окончании двухгодичного курса слушатели зачислялись на
должности штатных преподавателей в военных гимназиях с окладом не менее 900
рублей в год (нагрузка преподавателей была не более 15 часов в неделю). Занятия
на курсах вели известные в свое время педагоги Н.Н.Алексеев,
К.К.Сент-Илер, И.Ф.Рашсвский, Д.Д.Семенов, Л.Н.Модзалевский и другие.
Но
педагогические курсы не успевали быстро подготовить необходимое число
преподавателей, поэтому желающим предоставлялась возможность сдавать
установленные экзамены комиссии Главного управления военно-учебных заведений,
после чего они назначались на преподавательские должности.
На
должности младших офицеров в
военные гимназии, прогимназии и юнкерские училища стали набирать только лиц,
прослуживших в строевых частях не менее 4 лет и командовавших ротами. Их
ротация из военно-учебных заведений обратно в войска происходила через 5 лет,
причем офицеры, служившие в Пажеском и Финляндском корпусах, а также в военных
училищах и пришедшие туда из армейских полков, как тогда говорили, «числились
по гвардии». Это давало им возможность при «отчислении в строй» переходить или
в гвардейские части, или, по их желанию, — в армейские, но с присвоением
воинского звания на ступень выше имеющегося. Младшим офицерам, прослужившим 5
лет в военных гимназиях, прогимназиях и юнкерских училищах, также
устанавливались определенные льготы.
В подготовку воспитателей,
как военнослужащих, так и гражданских, вносил свою лепту уже упоминавшийся
Педагогический музей, при котором организовывались лекции, семинары,
практические занятия. Музей вел научную работу по широкому спектру проблем
педагогики, педиатрии, школьной гигиены; издавались научные разработки, пособия
и рекомендации по этим вопросам, выпускалась методическая литература, учебные и
наглядные пособия. На международных выставках в Париже (1875 и 1878 г.), в
Лондоне (1875 г.), Филадельфии (1876 г.) и в Брюсселе (1876 г.) коллекции
петербургского Педагогического музея неизменно удостаивались призовых мест. Все это говорит о том, что благодаря деятельности Милютина, его ближайших помощников и сподвижников создавались благоприятные условия для плодотворной работы военно-учебных заведений. |