Учебный процесс в военных гимназиях

                                                      

В военные гимназии зачислялись сыновья потомственных дворян, офицеров и чиновников военного ведомства в возрасте от 10 до 17 лет. В гимназии обучалось 350—400 воспитанников, часть из них числилась на «казенных вакансиях»», а часть — «своекоштных», т.е. обучавшихся за свой счет (200 рублей в год). В Оренбургской и Сибирской (Омск) гимназиях допускались также и «приходящие» воспитанники, за которых должны были платить родители; как и в гражданских гимназиях, после окончания занятий такие гимназисты уходили домой. В Петербурге и в Москве 3 гимназии были целиком для приходящих, что сокращало государственные расходы на подготовку будущих офицеров.

Воспитанники делились на возраста, а те в свою очередь на отделения по 35 человек, которые поручались заботам одного воспитателя. Учебный курс устанавливался сначала в 6, а потом в 7 лет.

 

Еженедельно (для всех семи классов суммарно-прим.) положено было 18 часов на Закон божий (заучивались молитвы, история церкви и православного богослужения); на русский язык и словесность отводилось 33 часа в неделю, на французский язык28 часов, на немецкий26 часов. В распределении еженедельных уроков 42 часа отводилось на математику (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия), 13 часов — на историю: всеобщую и отечественную (история древней Греции и Рима, история Средних веков и новая — до образования США; отечественная история от формирования Русского государства до так называемого третьего раздела Польши). На географию отводилось 11 часов, за которые нужно было освоить географию Российской империи, общий обзор частей света и отдельно — государств Европы. Курс естественной истории планировался на 10 часов в неделю и должен был дать воспитанникам представление о ботанике, зоологии и анатомии. На физику выделялось 10 часов, за которые надо было познакомить воспитанников с основными физическими и химическими явлениями, дать представление о магнетизме, гальванике, электричестве, свете, движении, равновесии тел, о звуке и теплоте. Был и такой предмет, как космография, которая включала элементы физической и математической географии и изучалась совместно с физикой. 7 часов в неделю отводили на чистописание, во время уроков которого гимназисты должны были освоить «письмо четким и беглым почерком по-русски, по-французски и по-немецки», и 12 часов планировалось на рисование.

 

Военные гимназии возглавляли, как правило, генералы и очень редко — полковники. Вторым лицом в гимназии был инспектор классов, контролировавший работу преподавателей, методику обучения и используемые учебные пособия. В каждой гимназии существовал педагогический комитет из воспитателей и преподавателей. Решения комитета подлежали утверждению директором военной гимназии.

 

На развитие учебного процесса в военных гимназиях, как и вообще в учебных заведениях России, в значительной степени влияли взгляды К.Д.Ушинского на общее гуманное образование, которое «должно составлять главную цель низших, средних и даже отчасти высших учебных заведений, что реальное направление в образовании пагубно для человека, если он прежде не был развит гуманно, что оно сушит, убивает в человеке человека и что даже для самого реализма необходим гуманизм как основание». Показательно, что своего сына Константин Дмитриевич без долгих размышлений определил в военную гимназию, поскольку там ставилась задача в первую очередь с помощью гуманитарных дисциплин развить в человеке человека.

Например, программа по русскому языку и словесности (кстати, параллельно гимназисты знакомились и с церковно-славянским) включала сведения в объеме, необходимом для грамотного человека, хорошо владеющего устной и письменной речью. По курсу словесности изучались произведения русских писателей и поэтов (Карамзин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Гоголь). Из курса мировой литературы гимназисты знакомились с первой частью «Илиады» и первым актом «Макбета».

«От окончивших курс в военных гимназиях требуется знание не историко-литературных заметок об образцах словесности, указанных в программе, а знание самих образцов, основанное на собственном, непосредственном их изучении». Положение это было очень важным, т.к. первоначально из программы была исключена иностранная литература, а в курсе отечественной отсутствовали даже такие авторы, как Пушкин, Грибоедов, Тургенев. После 1869 года это положение было исправлено и курс словесности значительно расширен и улучшен.

Что касается изучения иностранных языков, то от окончившего гимназический курс требовалось умение переводить с этих языков прозаические статьи исторического содержания и учебный материал по различным предметам. И основной задачей было дать им практику перевода с иностранных языков на русский.

По географии, кроме общих сведений о частях света, земной поверхности, интересными представляются темы по этническому и религиозному составу основных государств Европы и Азии, а темы по географии России включали материалы по этнографии, национальным особенностям, быту, нравам, обычаям, религии населения различных районов России. Такой подход к преподаванию географии для будущих офицеров, которым приходится служить в самых разных регионах, представляется вполне обоснованным.

Довольно подробно строился курс по истории — как всеобщей, так и отечественной. К тому же он дополнялся еще темами по Закону божьему, где изучалась история русской православной церкви и других религий.

Надо сказать, что военные гимназии специально получали средства на подписку более 40 периодических изданий, в том числе «Военного сборника», «Русского инвалида», «Исторического вестника», «Педагогического сборника», «Вестника Европы», «Филологических записок» и т.д. Все эти издания шли на пополнение фундаментальных библиотек, которые были в каждой гимназии.

Очень важным в учебной работе военных гимназий было то, что преподаватели могли сами выбирать учебники и учебные пособия из рекомендованных Главным управлением военно-учебных заведений. Приняв один из учебников за основной, преподаватель предлагал гимназистам и другие учебные пособия для подготовки домашних заданий. Гимназистов это приучало анализировать прочитанный материал, понимать, что определенные события или явления могут трактоваться по-разному. Для занятий, например, по русскому языку рекомендовалось 16 учебников, по истории — 7, математике — 20, а физике — 18. Даже по татарскому языку, который изучался в Симбирской и Оренбургской военных гимназиях вместо немецкого, существовали «Начальное руководство к изучению восточных языков» Бичурина, «Татарская хрестоматия» Куняшева, «Татарская повесть» Ир-Тыргина и специально для преподавателей — «Материалы к изучению татарского наречия» Ильминского. Надо сказать, что в Оренбурге существовали давний традиции изучения восточных языков. Жизнь заставляла постоянно контактировать с местным населением, с торговцами, в основном из восточных стран, которыми всегда был наводнен Оренбургский край, находившийся на пересечении торговых путей в Среднюю и Малую Азию, Индию и Китай. Когда-то там даже существовала специальная юкола военного ведомства, где готовили переводчиков восточных языков, впоследствии на ее базе был создан кадетский корпус, а затем — военная гимназия.

 

Главное управление военно-учебных заведений заботилось и о профессиональном росте преподавателей: для них проводились семинары, обмены опытом и открытые уроки в различных военных гимназиях, практиковались поездки в европейские страны для ознакомления с методами и формами работы военно-учебных заведений.

В военных гимназиях того времени учебный курс разделялся на так называемый элементарный и систематический — только после того, как гимназисты усваивали элементарный курс, они переходили к систематическому. В классах с элементарным курсом преподавал один преподаватель, а в старших классах велось предметное преподавание.

По мнению педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений, такое деление курсов повышало качество обучения, поскольку давало возможность преподавателю сосредоточиться на определенной части учебного материала. По ряду учебных предметов теперь работали два или больше преподавателей, имея возможность обмениваться опытом с коллегами. «Словом, образуется по каждому предмету нечто вроде факультета, что особенно важно в тех городах, где нет университетов. Можно указать па преподавателей, которые, прослужив 25 лет в губернском городе при заведении, не имели товарищей по своей специальности; даже на экзаменах преподаватель не мог сравнить своего дела с делом другого, и некому было проверить такого преподавателя. Всякое дело идет лучше, когда его ведет специалист, и таковым можно стать, имея узкий круг дела. Часто преподаватель берется за несколько предметов, что мешает ему совершенствоваться и что отрицательно сказывается на качестве его работы, на занятиях учащихся. Следовательно, разделение курсов на элементарный и систематический приносит выгоду и делу улучшения преподавания, и совершенствованию работы учителя».

В младших классах военных гимназий лекционный метод был заменен на катехический, или, как тогда говорили, выспрашивающий, т.е. живой рассказ, который мог прерываться вопросами. Это существенно оживляло урок и больше подходило для работы с детьми, чем лекции, которые малолетние гимназисты порой просто не воспринимали. Катехический метод преподавания включал в себя не только своеобразный диалог, но и чтение, выполнение письменных упражнений, активное использование наглядных пособий. Не рекомендовалось давать гимназистам готовые выводы, они должны были сами дойти до них в результате рассуждения и наводящих вопросов. Это вырабатывало у учащихся правильную речь и логическое мышление. Ушинский по этому поводу писал: «Не уметь хорошо выражать свои мысли — недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший, самостоятельные же мысли вытекают из самостоятельно же приобретенных знаний».

Поскольку воспитателям вменяли в обязанность помогать гимназистам в подготовке домашнего задания, это приводило к чрезмерной опеке воспитанников. Педагогический комитет отметил по этому поводу, что заботливость, «которой окружает заведение каждого своего питомца, лишает его в значительной степени свободного отношения к учебному делу и к жизни вообще». Порой воспитатели, боясь, что их воспитанники получат низкие отметки, сами выполняли за них домашнее задание. Поэтому было рекомендовано степень усвоения пройденного материала проверять путем проведения опросов, а учителям уменьшить помощь воспитанникам.

 

Многие вопросы организации учебной работы в военных гимназиях также были решены по-новому.

Годовой учебный график. Так, продолжительность учебного года устанавливалась с 16 августа по 15 июня; зимние каникулы — с 24 декабря по 7 января; каждое полугодие заканчивалось, как тогда говорили, «репетициями», т.е. активным повторением пройденного материала. Переводные и выпускные экзамены проводились с 15 мая по 15 июня.                                          

Расписание уроков. Начиная с 1865 года классные занятия в военных гимназиях проходили только в первую половину дня, причем сначала более трудные; продолжительность урока — 60 минут, между вторым и третьим уроками — большая перемена. Три раза в неделю проводились занятия гимнастикой и строевой подготовкой, один раз в неделю — танцами, музыкой и пением.

Правила поведения. Для гимназистов были введены правила поведения на занятиях, привносившие в жизнь военных гимназий порядок и организованность. Например, гимназисты обязаны были вставать, когда в классную комнату входил преподаватель, и садиться только по его разрешению, на классном столе разрешалось держать только учебники по данному предмету и тетради с домашней работой; заниматься какими-либо посторонними вещами во время урока запрещалось. Регламентировалось отношение преподавателя к гимназисту. Учитель должен быть вежливым с воспитанниками, окрики не допускались, т.к. ставили учителя на один уровень с грубияном — учеником. По этой же причине учитель не должен был прибегать к насмешкам или остротам по отношению к воспитанникам. Рекомендовалось быть спокойным и рассудительным на уроке, снисходительно смотреть на незначительные шалости детей, не уклоняться от их вопросов, стараться как можно лучше изучить своих учеников, их характер, способности и наклонности.

Прием и исключение. С 1874 года в военных гимназиях были введены конкурсные вступительные экзамены, что улучшало состав учащихся и сокращало количество исключенных по неуспеваемости. Исключать гимназистов по этой причине разрешалось только из старших классов, когда уже можно было определить, что тот или иной юноша не сможет дальше продолжать образование. Перевод гимназистов в старшие классы и выпуск из военно-учебного заведения осуществлялись также после экзаменов, которые принимали преподаватели старших классов, причем поведение того, или иного воспитанника не должно было влиять на оценку его знаний.

Выпуск и распределение. После выпускных экзаменов воспитанники делились на три разряда. Окончившие по первому разряду, т.е. набравшие по каждому предмету не ниже 8 баллов по 12-балльной шкале, имели преимущественное право поступления в военные училища без экзаменов; те, кто окончил гимназию по второму разряду, т.е. получил на экзаменах хоть одну оценку ниже 8 баллов, — должны были сдавать вступительные экзамены в военные училища, ну а окончивших по третьему разряду либо переводили в военные прогимназии, отчисляли в полки вольноопределяющимися или их могли забрать родители на свое попечение.

Контрольные проверки. В Главном управлении военно-учебных заведений следили за тем, чтобы выставляемые гимназистам оценки соответствовали их уровню знании. С этой целью в военно-учебные заведения специально направлялись инспектора. Более того, даже военный министр Милютин собирал у себя воспитанников столичных гимназии и давал им темы сочинений, составлял для них задачи и примеры. Эти импровизированные контрольные работы он сам проверял, оценивая по ним не только знания учащихся, но и уровень преподавания учителей. Подобные экспресс-экзамены Милютин устраивал во всех городах, где были военные гимназии и где ему приходилось бывать. Главное управление военно-учебных заведений также периодически проводило контрольные проверки выпускников военных гимназий, в первую очередь окончивших по первому разряду. Эти своеобразные испытания устраивались и во время приема в военные училища, куда собирались выпускники всех военных гимназий. Подготовка к ним велась в строгой тайне, темы сочинений, задачи и примеры рассылались в военно-учебные заведения не по почте, а только с нарочным, вскрывать печати на пакетах разрешалось исключительно в день экзамена. Контрольные задания, по мнению Милютина, должны были проверять не память воспитанников, а их умение логически мыслить.

Таким образом в военных гимназиях удалось успешно решить ряд важнейших педагогических проблем, направленных на улучшение учебного процесса.