Реформы кадетского образования 1882
Период относительной демократизации и либерализации закончился в начале 80-х годов, когда на российский престол взошел Александр III, придерживавшийся откровенно реакционного курса в своей внутренней политике («реакция под маской народности и самодержавия», как метко определил его Д.А.Милютин в своих мемуарах). Многие государственные деятели той поры вынуждены были уйти в отставку. В мае 1881 года пост военного министра покинул граф Милютин, а в июле «согласно прошению его» оставил службу сподвижник и друг Милютина главный начальник военно-учебных заведений генерал-адъютант Н.В.Исаков. За ним последовал его заместитель генерал-лейтенант Кузьмин-Короваев... И тут хотелось бы сделать небольшое отступление, которое на первый взгляд не имеет прямого отношения к повествованию. Царское правительство и при Александре III, и после него, освобождаясь от неугодных ему деятелей либерального толка, тем не менее старалось этого не демонстрировать, чтобы не возбуждать недовольства в широких слоях общественности. Их взгляды и деятельность нигде открыто не критиковались. Более того — при каждом удобном случае подчеркивался их личный вклад и то или иное дело. Так, в знак «монаршего внимания»» к заслугам бывшего военного министра в Симбирской, Тифлисской, 3-й Петербургской и 3-й Московской военных гимназиях были учреждены государственные стипендии имени графа Милютина, а в 1-й Московской военной гимназии — имени генерал-адъютанта Исакова. Кроме того, генерал Исаков стал членом Государственного совета — совещательного органа при императоре, члены которого назначались пожизненно, получая значительное содержание, а Д.А.Милютин в 1898 году, то есть уже после семнадцати лет пребывания в отставке, удостоился высшего воинского звания — генерал-фельдмаршала. Такого в русской военной истории еще не было...
Обратимся теперь к процессам, которые происходили в системе военно-учебных заведений того времени. 11 июля 1882 года был опубликован приказ, в котором сообщалось, что «во всемилостивейшем внимании к вековым заслугам бывших в империи кадетских корпусов, питомцы которых, прославив русское оружие в достопамятных войнах прошлого и текущего столетий, доблестно подвизались па различных поприщах полезного служения престолу и Отечеству, государь император повелеть соизволил: все военные гимназии именовать на будущее время кадетскими корпусами» (Лалаев Н. Исторический очерк военно-учебных заведений. СПб., 1892. Ч. 3. С. 12). Вопрос был не только в замене названия.
Внутреннее устройство. Прежде всего в кадетские корпуса был закрыт доступ разночинцам, т.е. детям крестьян, мелких служащих и т.д. Часть военных прогимназий ликвидировалась, другие превращались в кадетские корпуса, а Ярославская и Вольская — в военные школы, причем Вольская военная школа продолжала выполнять роль учебно-исправительного заведения, куда отовсюду направляли плохо успевающих и недисциплинированных кадет. Учительская семинария военного ведомства расформировывалась. Работавшие в военных гимназиях гражданские воспитатели вынуждены были оставить свои места, и их заменили военнослужащие. В кадетских корпусах ликвидировались возраста, которые заменялись на роты. В июле 1884 года были введены должности командиров рот и звания вице-фельдфебелей и вице-унтер-офицеров в кадетских ротах. Тогда же появилась специальная «Инструкция должностным кадетам», где определялись права и обязанности младших командиров из числа кадет.
Учебный курс кадетских корпусов,
как и военных гимназий, рассчитывался на семь лет. Для разработки проекта новой
учебной программы для кадетских корпусов при Главном управлении военно-учебных
заведений в 1886 году была создана комиссия из директоров и инспекторов
классов, которой вменялось внимательным образом пересмотреть учебные программы
военных гимназий 1882 года и по возможности сократить их, с тем чтобы «облегчить
обременение учащихся умственной работой». Вопрос этот был поднят совсем не
случайно. В «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов»
отмечалось:
«Практические требования современной
жизни вызывают в человеке постоянно возрастающее напряжение его сил и
способностей, но воспитание должно всегда помнить, что чрезмерный избыток
умственных усилий наносит неисправимый вред не только физическому, но и
духовному развитию человека. Если каждая школа обязана содействовать
равномерному развитию духовных и физических сил юношей, то требование это,
несомненно, приобретает особую важность в школе военной, готовящей своих
питомцев для деятельной службы при усиленных телесных трудах и лишениях;
непосильные же умственные занятия в детском и юношеском возрастах, при сидячей
комнатной жизни воспитанников, неизбежно делают из них людей слабых телом и
духом, бесхарактерных и нервно-раздражительных». Разработав свой вариант программы, комиссия разослала его в кадетские корпуса, с тем, чтобы они высказали свои предложения. Результаты обсуждения в основном сводились к следующему. Основными учебными предметами в кадетских корпусах следует считать Закон божий, математику, русский и иностранные языки.
В старших классах больше
внимания необходимо уделять повторению пройденного материала.
Из учебного курса кадетских
корпусов должно быть перенесено в училищный курс преподавание истории русской
церкви и русской словесности.
Продолжительность урока
следует установить в 50 минут (ранее было 60 минут) и освободившиеся 5 часов в
неделю использовать для занятий физкультурой.
Классные занятия необходимо
планировать так, чтобы воспитанники ежедневно готовили уроки не более чем по
трем предметам, и, наконец,
следует по каждому предмету
иметь для всех кадетских корпусов единый учебник, содержание которого полностью
бы соответствовало утвержденной программе.
Утверждая новые программы, военный министр резюмировал:
«...Надо,
чтобы преподаватели ограничивались строго необходимым учебным материалом для
обогащения знаниями и сведениями своих учеников и чтобы преподаватели
памятовали, что, кроме предмета, преподаваемого каждым из них, всякий кадет
обязан изучить и другие предметы. Надо всецело тщиться не обременять детей и
юношей массой сведений, а давать им твердые основы и главные положения»
(Приказ по военно-учебным
заведениям N 40, 1889). Однако не следует считать, что принятая программа сильно отличалась от того, что было принято в военных гимназиях раньше и что кадетам уж очень облегчили «умственную работу»». Достаточно взглянуть на приводимую ниже сравнительную таблицу количества часов и общеобразовательных предметов во всех семи классах как для военных гимназий, так и кадетских корпусов.
Разница в количестве учебных часов составляла всего 10 часов в неделю, причем число предметов в кадетском корпусе увеличилось всего на один — законоведение. Основы законоведения были введены в старших классах кадетских корпусов с 1889/90 учебного года, и главной целью этого предмета считалось «своевременное сообщение оканчивающим здесь общее образование юношам правильных и ясных понятий о тех отношениях, в которых каждый человек неизбежно находится в семье, обществе и государстве, как равно и о том, что власть и закон представляют собой существеннейшие элементы всякого организованного общежития; вместе с тем элементарная часть законоведения, выясняя кадетам основные юридические понятия, будет служить подготовительным курсом для успешного изучения в военных училищах дальнейших частей этого предмета».
По решению военного министра для кадетских корпусов было разработано руководство «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии». В первой части курса законоведения кадет знакомили с основами учения о нравственности, нравственных обязанностях человека, во втором разделе кадеты должны были получить элементарные понятия о праве и уже на заключительном этапе — «о главных чертах организации основных форм общежития: семейства, гражданского общества и государства». В последнем разделе довольно подробно рассматривались такие элементы государства, как верховная власть, территория государства и народ, давались основные понятия о деятельности государства в законодательной, административной и судебной областях, комментировались основные государственные и законодательные акты. В разделе об административной деятельности подробно рассматривалась организация и функции полиции и армии. Кроме ежедневных учебных занятий, с кадетами положено было организовывать внеклассные уроки но строевой подготовке, гимнастике, фехтованию, плаванию, музыке и танцам. В частности, строевую подготовку с ними проводили офицеры — воспитатели под общим руководством командиров рот. Гимнастику в русских военно-учебных заведениях, как учебный предмет, ввели еще с 1835 года, когда предписывалось «преподавать гимнастику не в виде забавы, но в виде науки в полном развитии, ибо упражнение в гимнастике может служить с чрезвычайной пользой не только для приобретения ловкости и гибкости, но и для развития и укрепления телесных сил».
Стремление руководства не перегружать воспитанников учебными занятиями объяснялось и вполне понятной заботой об их здоровье. Было, например, замечено, что в период подготовки и проведения экзаменов кадеты гораздо чаще болели и попадали в лазарет, поскольку детский организм в этот период не справлялся с нагрузкой из-за утомления и нервного перенапряжения. В результате проведения специальных исследований по этой проблеме была составлена «Инструкция об испытании воспитанников», согласно которой руководству кадетских корпусов предписывалось изыскать меры к возможному устранению замечаемого ныне особенного утомления и нервного напряжения у большинства воспитанников в период годичных испытаний». С 1889 года экзамены были сохранены только в выпускном седьмом классе, во всех остальных классах они заменялись письменными контрольными работами. В первом классе контрольные работы проводились по русскому и французскому языкам, а также по арифметике, во втором и третьем классах — по тем же предметам и немецкому языку, в четвертом — по всем языкам и по алгебре, в пятом — по всем языкам и по геометрии, в шестом классе — по всем языкам и тригонометрии. Письменные контрольные работы проводились в форме диктантов, сочинений, переводов, решении задач и примеров. Экзамены в выпускном классе устраивались по билетам в присутствии комиссии под председательством директора кадетского корпуса. Оценка знаний как на экзаменах, так и на обычных уроках проводилась но 12-балльной системе (считалось, что 12 баллов соответствуют отличным успехам, 10-11 — очень хорошим, 8-9 — хорошим, 6-7 — достаточным 5-4 — неудовлетворительным, 3-2 — весьма неудовлетворительным и 1-0 — безуспешным). Особое внимание Главное управление военно-учебными заведениями обращало на повышение качества уроков в кадетских корпусах. Было признано целесообразны:» организовывать ч проводить занятия таким образом, чтобы кадеты усваивали учебный материал в классе, а во время самоподготовки только повторяли его Преподавателям рекомендовалось шире использовать наглядные пособия, строить свое объяснение, особенно в младших классах, в форме занимательного рассказа, стараясь заинтересовать учеников, возбудить у них интерес и любознательность, задавать им во время объяснения вопросы и т.д. Одним словом, те педагогические начала, которые существовали в военных гимназиях, нашли свое продолжение и в кадетских корпусах. |