Подготовка преподавателей и офицеров-воспитателей

 

Главное управление всемерно заботилось о подготовке преподавательских кадров и офицеров-воспитателей для кадетских корпусов.

В 1890 году при Педагогическом музее были воссозданы курсы по подготовке офицеров воспитателей. Руководство этими курсами возложили на директора музея генерал лейтенанта А.Н.Макарова. Генерал Макаров хорошо знал обстановку в военно-учебных заведениях и активно взялся за порученное дело. В одном из писем к своему бывшем начальнику Д.А.Милютину он писал: «...Настоящее положение наших кадетских корпусов, напоминающее старые военно-учебные заведения, требует самых серьезных мер для поднятия в них дела воспитания. В основу учебно-воспитательного дела современных кадетских корпусов необходимо снова положить те разумные серьезные педагогически начала, какие признавались необходимыми для бывших военных гимназий... Я не теряю еще веры в возможность улучшения дела в кадетских корпусах и убежден, что при серьезном отношении к ним они могут сделаться хорошими рассадниками образованных офицеров» (Отдел рукописей ГБЛ. Фонд Д.А.Милютина. Картон 68. Д. 9. Письмо о 4 января 1903 г.).

 

Первоначально на Педагогических курсах готовили только офицеров-воспитателей и выпускников военных училищ, имевших педагогический опыт. В течение девяти месяцев слушатели курсов изучали

основы анатомии и физиологии человека (прежде всего ребенка), логики, психологии и патофизиологии,

им преподавались учебные курсы по школьной гигиене, физическому воспитанию,

давался исторический обзор развития педагогической мысли в России и за рубежом.

Кроме теоретических занятий, предусматривались и практические по физике, минералогии, что позволяло будущим воспитателя приобрести навыки для проведения внеклассной работы с детьми.

 Значительная часть времени отводилась для самостоятельного изучения литературы по учебной и воспитательной работе.

Слушатели обязаны были подготовить один-два реферата по избранной тематике.

После первого выпуска принимается решение увеличить курс обучения еще на один год, с тем, чтобы слушатели могли продолжить практические занятия по физике и естествознанию, экспериментальной психологии.

 

С 1903 года открылись двухгодичные курсы для подготовки преподавателей кадетских корпусов.

Первый год посвящался изучению тех же предметов, что были у воспитателей, а также составлению рефератов по истории педагогики и психологии, проведению физических опытов и наблюдений, посещению занятии по избранному учебному предмету.

На втором году обучения слушатели курсов подробно изучали методику организации и проведения классных и внеклассных занятий, получали практику составления планов уроков, посещали занятия в столичных кадетских корпусах и сами их проводили под контролем опытных педагогов. Результаты практических занятий разбирались на практических конференциях в присутствии постоянного состава и слушателей курсов.

Надо отметить, что выпускники Педагогических курсов после двух лет интенсивной учебы получали хорошую теоретическую и практическую подготовку, и в кадетские корпуса приходили достаточно подготовленные педагоги. Ежегодно курсы выпускали около 30 офицеров-воспитателей и 12—15 преподавателей по различным дисциплинам. Число выпускников, на первый взгляд, невелико, но в Главном управлении справедливо полагали, что офицеры, прошедшие основательную подготовку в небольших учебных группах па Педагогических курсах, станут надежным костяком в педагогических коллективах кадетских корпусов, и на них можно будет смело положиться.

 

Большую помощь при подготовке преподавателей и воспитателей оказывала существовавшая с 1863 года Центральная педагогическая библиотека, которая в 1887 году была преобразована в библиотеку Главного управления военно-учебных заведений;

Не дублируя деятельность Педагогического музея, библиотека собирала и систематизировала многочисленные материалы, имевшие отношение к вопросам учебно-воспитательного процесса и военно-учебных заведениях, материально-технического их обеспечения и т.д. В библиотеке хранились приказы, инструкции и наставлении Главного управления военно-учебных заведений, исторические обзоры кадетских корпусов, юнкерских и военных училищ, учебные пособия для военно-учебных заведений, издаваемые не только в России, но и за рубежом, труды русских и зарубежных педагогов, различные справочные материалы (каталоги имеющейся литературы рассылались по всем вузам, и любой служащий военно-учебного заведения мог заказать интересующий его материал, который в библиотеке литографировался и направлялся адресату, при этом почтовые расходы оплачивались за его счет).

В одном из документов, означенном как «Общие положения для военно-учебных заведений», задачи преподавательской и воспитательной работы формулировались следующим образом: «Воспитание должно сообщать характеру юноши нравственную устойчивость, необходимость для того, чтобы усвоенные им взгляды и убеждения он неотступно проводил в самой жизни и энергически противостоял многообразным ее искушениям; без этого, основного элемента воспитания, все фактические знания и все так называемое практическое развитие не только не окажут пользы, но принесут положительный вред воспитаннику, хотя, быть может, сделают его небесполезной, иногда же и весьма вредной, машиной в общественном организме».