РАЙКОВСКИЙ
Викентий
Логгинович
—
полковник.
Учился
в
Калишской
классической
гимназии;
Варшавское
пехотное
юнкерское
училище
окончил
в
1872
г.
Служил
в
3-м
Ковенском
крепостном
пехотном
полку
от
командира
взвода
до
командира
полка
ВОЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Я должен оговориться, наше дело — даже не ремесло и не профессия, так как мы, кроме массы общих и специальных знаний, умственного развития, физического, нравственного и духовного совершенства, вносим и должны вносить в наше дело такой элемент, который нельзя учесть, элемент этот — сознательное, а не случайное самоотречение и самопожертвование собою без страха и сожаления. Ни одно ремесло, никакие обязанности и никакая профессия не могут поэтому быть сравниваемы с нашим высоким, священным делом, нашей службой и нашей деятельностью. Это целая идея, а идею и служение ей нельзя разменять на какие-нибудь ценности и благополучия, сопутствующие иной работе и другому делу. Основные принципы командования и воспитания Военное воспитание заключается не только в воспитании отдельного бойца и целых масс, но в воспитании и самовоспитании всех качеств и достоинств высшего порядка в командном составе для успешного выполнения всех сложных и ответственных операций в военное время и в систематической, кропотливой работе мирного времени в целях наилучшей подготовки и воспитания отдельного бойца и целой массы их, а также начальников низших, средних и высших степеней для конечной цели, каковой является опять та же война. Ряд предъявляемых требований, весьма высоких и суровых, подсказывают с очевидною ясностью, что только лучшие силы, в физическом, нравственном, духовном и умственном отношении, способны сами выполнить это великое и серьезное назначение и так же солидно, умело и серьезно подготовить в мирное время бойца, как в одиночку, так и в массе. Из этого определения и вытекает та непреложная истина, что только корпус строевых офицеров способен выполнить этот высокий акт, долг и назначение. Но этого мало, так как мало офицеру обладать всеми вышеупомянутыми достоинствами, если
Военный, и в особенности начальник, каковым является офицер, без этих качеств немыслим. Поэтому избирающие военную службу для карьеры или материального обеспечения – это грубое заблуждение и глубокое оскорбление основ военной службы и ее жизненного дела, офицерского труда, офицерской работы, офицерского звания и офицерского достоинства. Совершенно справедливо мнение, которое надлежит возвести на степень догмата, что военной карьере и службе посвящают себя, а не избирают это дело так же, как рабочий ищет и обеспечивает себя каким-нибудь трудом и занятием во имя того, что жить и питаться нужно. Нет! Только тот достоин носить высокое звание офицера, кто при наличности полной преданности военному делу любит его всеми фибрами своей души и в чьем сердце горит тот священный огонь, который способен двинуть на великие подвиги верующего в свое дело и назначение человека. Не безвольным людям, больным душой, немощным, нервнорасслабленным, и, наконец, людям, ищущим покойной жизни и жирных окладов, место в рядах командного состава армии; здесь нужны деятели и люди высшего порядка, типы душевного развития, а не пигмеи без воли, без характера, с узкоразвитым кругозором, с замашками и привычками людей, отдающих себя делу и работе только в известной доле, степени и пропорционально получаемому за то вознаграждению. Не спорю, что требование это очень сурово, но не я сгустил краски, характеризуя предъявляемые от офицера требования, ибо служебный долг, сознание его, сознание священной миссии, исполняемой офицером, очень высоко и весьма почетно. Вполне справедливо, что это похоже на фанатизм, но без этого фанатизма немыслима офицерская работа, офицерский труд, так же как офицерское звание и достоинстве Сознаю, что я могу быть понятым только в военной и офицерской среде, и если там моя слова и кои мысли найдут себе живой отзвук, отклик и вызовут ценное созвучие, зажгут в сердце огонь и повысят его биение, то цель моя будет вполне достигнута... Конечно,
самое
лучшее,
когда
еще
в
детстве,
рядом
с
первоначальным
воспитанием
и
обучением,
прививают
и
внушают
ребенку
уважение
к
военной
силе,
к
армии,
к
ее
начальникам,
к
офицерам.
Тогда
понятно,
что
подвиги
великих
мировых
и
отечественных
полководцев,
запечатлевая
в
воображении
детей
мощь
и
кротость
духа,
силу
воли,
непоколебимый
характер,
бесстрашие,
удаль
и
храбрость,
пробуждают
в
них
лучшие
чувства,
во
всяком
случае
лучше
тех
высоких
гражданских
добродетелей,
которые
клонятся
к
тому,
что
только
деньги,
жирный
оклад
и
покойное
существование
составляют
цель
жизни,
к
чему
неукоснительно
сами
эти
добродетельные
люди,
стремясь,
увлекают
за
собою
в
этом
направлении
и
свое
потомство. Ясно
и
определенно
следует
та
мысль,
что
командный
состав
армии
следовало
бы
воспитывать
с
детства,
и
в
этом
отношении
наша
военная
школа
—
кадетские
корпуса
-
приносят
и
должны
всегда
приносить
громадную
пользу
нашему
делу.
Воспитываемые
и
ведомые
с
юных
лет
составы
корпусов
создают
то,
чего
ни
одно
учебное
заведение
другого
типа
сделать
не
в
состоянии.
Выдерживаемые
в
строгом
порядке,
системе,
режиме,
воспитывая
спартанские
привычки,
воспитывая
и
характер
и
волю,
кадетские
корпуса,
пока
только
одни,
дают
лучший
материал
для
заполнения
брешей,
образующихся
от
естественной
убыли
командного
состава
в
армии... Желательно
только,
чтоб
наша
средняя
военная
школа
была
тесно
связана
со
строем
и
уважение
к
этому
строю
прививала
прочно
в
юных
сердцах
кадет. Связь
корпуса
со
строем
должна
быть
постоянной
и
деятельной.
Пусть
лучшие
офицерские
силы,
после
вполне
законченной
строевой
практики,
идут
из
строя
на
время
в
корпус,
а
бывшие
там
возвращаются
в
строй.
Если
установить
деятельный
и
постоянный
такой
обмен,
полагаю,
что
и
строй
и
наша
средняя
военная
школа
от
этого
обмена
останутся
в
положительном
выигрыше. Кто
же
дает
наибольший
контингент
для
пополнения
кадетских
корпусов,
как
не
семейства
военных?
Для
военной
школы,
а
впоследствии
и
военного
дела,
это
самый
лучший
элемент,
и
из
него
путем
наследственного
подбора
образуется
отличный
материал
для
занятия
офицерских
должностей.
(...) «Военное воспитание». М, 1908
|