Ф.Ф УШАКОВ О НРАВСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ВОЕННЫХ ЛЮДЕЙ Я изображаю себе защитника Отечества,
...не можно ожидать совершенного образования военных людей относительно до просвещения и нравственности, пока не истребится совершенно вредный военному состоянию предрассудок, будто военному человеку не надлежит быть просвещенным, и пока некоторые из молодых офицеров даже в честь себе вменяют невежество и презрение добрых нравов... кои воображают, что мундир освобождает их от всех правил нравственности и законов общежития. Весьма остерегаться должно, чтобы не сделать молодых людей военными куклами, а вперять им дух, благонравие, бодрость и охоту к наукам. Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека, потому что производит внутреннее побуждение к соблюдению правил нравственности и к приобретению всех знаний, потребных в каждом состоянии. Просвещенный военный человек сам собою убедится, что умеренность в наслаждении, избежание непозволенных удовольствий, честность и благонравие суть добродетели, званию его приличнейшие. Военные труды тягостны и изнурительны и по сему требуется достаточных сил к понесению их; но что более изнуряет телесные и душевные силы, как роскошное и безрассудное насыщение страстей всякого рода, отнимающее все способности к усердному и рачительному исполнению своих обязанностей и усугубляющее через то труды в каждом деле! Истощение собственных сил, несчастье семейств и развращение нравов даже для всех будущих поколений суть следствия беспорядочной жизни, представляющиеся взору всякого просвещенного человека. Хотя бы в сем заключались пороки нравственного токмо и частного существа, однако ж оные часто соделываются явными преступлениями, как в военном, так и в гражданском состоянии. Не достоин ли презрения воин, дерзающий именовать себя защитником Отечества и притом нарушающий законоположения онаго, святости коих надлежало бы ему быть главнейшею подпорою. Военное состояние почтеннее всех прочих, когда исполняет все свои обязанности: но воин, не удовлетворяющий гражданским законам своего Отечества, недостоин быть членом государства и жить под покровом верховной власти... Когда войска одним принуждением повинуются дисциплине, то исчезнет она как скоро начальники не в состоянии показывать власти своей; но благоустройство, основанное на нравственности и просвещении офицеров и благонравии солат, незыблемо пребывает во всех случаях... Хорошее воспитание, как выше упомянуто, служит первым основанием оного; но лучшее средство к сохранению правил нравственности и к приобретению нужных познаний состоит в употреблении свободных часов на полезные для военного человека занятия в приличных нашему званию науках... Все качества достойного военного человека кратко изъяснить можно следующими словами: военные достоинства; просвещение; нравственность. В сем действительно заключаются все добродетели, коими отличать себя может воин и кои между собою теснейшею связью соединены. По таковому предначертанию подробно изобразим свойства героя, посвятившегося на защищение Отечества.
К чести военного звания должно сказать, что соединение столь знаменитых добродетелей не есть мечта воображения, но самая истина, примерами подтвержденная. Новейшая история в сем не уступает древней. Есть еще достопочтенные воины, соединяющие редкие природные способности, основательные и обширные военные познания, неутомимую в трудах рачительность, точность и усердие к службе со всеми нравственными и гражданскими добродетелями, и которые во всей своей жизни не преступали правил оных Тем большей похвалы достоин военный человек, отличающийся мужеством и храбростью, когда, содействуя общей пользе, не довольствуется собственными в науках успехами, но также и в других вперяет к оным охоту, подавая благоприятные случаи к удобному распространению и употреблению их познаний. «Военный журнал», кн. куш. Спб., 1812 |