Ф.Ф УШАКОВ

О НРАВСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ВОЕННЫХ ЛЮДЕЙ

Я изображаю себе защитника Отечества,

  • неустрашимого, искусного и равнодушного во бранях,

  • неутомимого в трудах, мудрого в советах и начертаниях,

  • неусыпного в рачении о пользе общей,

  • преисполненного верности к Отечеству, усердия к службе, честности и правдолюбия,

  • руководствуемого всегда правилами добродетели и старающегося о покорении малейших человеческих слабостей,

  • пекущегося о благе войск своих как отец и

  • подающего им пример соединения нравственных и гражданских добродетелей с военными доблестями.

...не можно ожидать совершенного образования военных людей относительно до просвещения и нравственности, пока не истребится совершенно вредный военному состоянию предрассудок, будто военному человеку не надлежит быть просвещенным, и пока некоторые из молодых офицеров даже в честь себе вменяют невежество и презрение добрых нравов... кои воображают, что мундир освобождает их от всех правил нравственности и законов общежития.

Весьма остерегаться должно, чтобы не сделать молодых людей военными куклами, а вперять им дух, благонравие, бодрость и охоту к наукам.

Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека, потому что производит внутреннее побуждение к соблюдению правил нравственности и к приобретению всех знаний, потребных в каждом состоянии. Просвещенный военный человек сам собою убедится, что умеренность в наслаждении, избежание непозволенных удовольствий, честность и благонравие суть добродетели, званию его приличнейшие.

Военные труды тягостны и изнурительны и по сему требуется достаточных сил к понесению их; но что более изнуряет телесные и душевные силы, как роскошное и безрассудное насыщение страстей всякого рода, отнимающее все способности к усердному и рачительному исполнению своих обязанностей и усугубляющее через то труды в каждом деле! Истощение собственных сил, несчастье семейств и развращение нравов даже для всех будущих поколений суть следствия беспорядочной жизни, представляющиеся взору всякого просвещенного человека. Хотя бы в сем заключались пороки нравственного токмо и частного существа, однако ж оные часто соделываются явными преступлениями, как в военном, так и в гражданском состоянии.

     Не достоин ли презрения воин, дерзающий именовать себя защитником Отечества и притом нарушающий законоположения онаго, святости коих надлежало бы ему быть главнейшею подпорою.

     Военное состояние почтеннее всех прочих, когда исполняет все свои обязанности: но воин, не удовлетворяющий  гражданским  законам своего Отечества, недостоин быть членом государства и жить под покровом верховной власти...

     Когда войска одним принуждением повинуются дисциплине, то исчезнет она как скоро начальники не в состоянии показывать власти своей; но благоустройство, основанное на нравственности и просвещении офицеров и благонравии сол­ат, незыблемо пребывает во всех случаях...

    Хорошее воспитание, как выше упомянуто, служит первым основанием оного; но лучшее средство к сохранению правил нравственности и к приобретению нужных познаний состоит в употреблении свободных часов на полезные для военного человека занятия в приличных нашему званию науках...

Все качества достойного военного человека кратко изъяснить можно следующими словами: военные достоинства; просвещение; нравственность. В сем действительно заключаются все добродетели, коими отличать себя может воин и кои между собою теснейшею связью соединены.

По таковому предначертанию подробно изобразим свойства  героя, посвятившегося на защищение Отечества.

  •     Способность к важнейшим военный предположениям соединяется в нем с искусством входить во все подробности дел, касающихся до военного управления;

    • храбрость и мужество его не сопряжены с безрассудною запальчивостью, но управляемы основательными познаниями в военных науках.

    • Неустрашимость и непоколебимое хладнокровие его подают ему способы пользоваться всеми обстоятельствами местоположения и времени.

    • Во время войны и на месте сражения кажется, что переменилось все его существо и тогда он строг для точного выполнения повелений, быстр в движениях, ужасен врагам, но кроток после брани. Победоносным оружием завладеет землями, а сердца жителей покоряет правосудием и снисходительностью.

  • Военные труды сносит с неутомимою терпеливостью,

    • праздности даже в лагере гнушается и остающееся от должности время  проводит в полезных для своего звания занятиях, и между тем как товарищи его веселились, приобрел он новые военные достоинства, распространил познания свей и умножил число нравственных добродетелей.

  • Он преисполнен усердия... но ласкать не умеет, обхождение его с подчиненными таково, как ожидать можно от просвещенного человека;

    • в войне малейших упущений не терпит; в

    • мире снисходителен.

    • Не любит изнурить солдат бесполезно, когда в учениях не предвидит благоразумной цели.

  • Во всех случаях имеет он попечение о продовольствии и здравии войск своих и пользуется совершенною их доверенностью и преданностью.

    • Беспрерывно старается

      • вперять в них такое же усердие к службе, такую же нелицемерную преданность и верность к Отечеству, каковыми сам пылает,

      • поощрять их собственным примером быть храбрыми и благонравными,

      • начальников уважать без унижения,

      • строго наблюдать военный порядок,

      • не притеснять сограждан своих и мирных жителей;

      • но во всех случаях оказывать себя скромными, честными, бескорыстными воинами, готовыми пожертвовать жизнью за славу и благоденствие Отечества.

    • Та же великая способность просвещенного ума все обнять единым взором, которою изображаемый нами герой соделался великим полководцем, равномерно служит основанием всем его познаниям и ею убедился он, что военному человеку не одни военные, а также и нравственные, и гражданские добродетели иметь должно.

  •  Мудрость в начертаниях и твердость в выполнении оных,

    • обширные познания, искусство в делах военных и гражданских, плод упражнений его, сопряжены в нем с предусмотрительностью,    расторопностью и скорою решительностью.

    • Законы своего Отечества приводит в точное исполнение, соблюдает все долги гражданина и человека.

  • Обязанности к своему семейству исполняет и одна токмо польза Отечества в силе отвлекать его от оных. В обхождении кроток, снисходителен, избегая лишних слов.

  • Нрав его никогда ни в чем не изменяется.

    • Безрассудной вспыльчивости не знает.

    • По просвещению, которое кажется быть ему врожденным, усматривает он с первого взгляда истинное положение дел и людей.

    • Во всех случаях сохраняет равнодушие и присутствие духа, руководствуясь всегда правилами справедливости и добродетели.

    • В честности непоколебим и понятия его об истинной чести чужды всякого заблуждения.

    • Корыстолюбием гнушается, благотворителен и благодарен.

    • Правдолюбив и откровенен, но всегда наблюдает благоразумную скромность.

    • Враг зависти,  ненависти,  коварности и всех пороков.

    • В наслаждении умерен

  • От страстей свободен и покоряет их гласу рассудка.

К чести военного звания должно сказать, что соединение столь знаменитых добродетелей не есть мечта воображения, но самая истина, примерами подтвержденная.

Новейшая история в сем не уступает древней. Есть еще достопочтенные воины, соединяющие редкие природные способности, основательные и обширные военные познания, неутомимую в трудах рачитель­ность, точность и усердие к службе со всеми нравственными и гражданскими добродетелями, и которые во всей своей жизни не преступали  правил оных  Тем большей похвалы достоин военный человек, отличающийся мужеством и храбростью, когда, содействуя общей пользе, не довольствуется собственными в науках успехами, но также и в других вперяет к оным охоту, подавая благоприятные случаи к удобному распространению и употреблению их познаний.

«Военный журнал», кн. куш. Спб., 1812