Генерал-майор
Александр Владимиров
Член Совета, Руководитель рабочей группы по кадетскому
образованию
Общественной Палаты по Образованию
города Москвы,
Председатель Открытого Содружества
суворовцев, нахимовцев и кадет России
Председатель Московского
суворовско-нахимовского Содружества,
кандидат политических наук.
15 декабря 2008 года, г. Москва |
ДОКЛАД
НА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
О необходимости и направлениях формирования новых государственных
образовательных стандартов
Уважаемые коллеги!
Мы собрались сегодня для обсуждения, может быть, самого главного
вопроса в деятельности нашей Палаты, и, безусловно, одной из главных
проблем теории и практики национального образования России -
проблемы формирования новых государственных образовательных
стандартов.
Нам представляется, что само внимание государства к разработке
государственного образовательного стандарта предполагает и
подразумевает наличие государственного заказа на образованных
граждан России.
И хотя до сих пор никто этот заказ ни в количественном, ни в
качественном виде прямо не сформулировал, его общие контуры, рамки и
приоритеты уже давно известны и понятны. России, в первую
очередь, необходимы ее граждане, причем граждане, определяемые не в
качестве "населения этой страны" и не просто "образованные
граждане", а граждане - хорошо образованные и просвещенные патриоты,
способные и желающие не только участвовать в процессе развития
державы, но служить ей и защищать Отечество, если понадобиться, и с
оружием в руках, что дается практически только их воспитанием.
Позволю себе напомнить нашему уважаемому собранию существо самых
важных в нашем вопросе дефиниций в их энциклопедических трактовках,
и в части касающейся сути рассматриваемого сегодня вопроса.
Согласно Энциклопедии:
- - "Стандарт - норма, образец, мерило" ;1
- - "Образование - совокупность знаний и связанных с
ним навыков и умений, полученных в результате систематического
обучения в учебных заведениях или самостоятельным путем.
Образование является основой для формирования мировоззрения
человека, для всестороннего развития личности, ее умственных и
физических сил, ее познавательных и творческих способностей… " ;2
- - "Воспитание - целеустремленное и систематическое
воздействие на воспитуемого с целью формирования у него
определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки
определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития
определенных физических свойств, умственных способностей и т. п.
Воспитание тесно связано с обучением; многие задачи
воспитания достигаются главным образом в процессе обучения…"3
В Интернет энциклопедии Википедия дано следующее
толкование понятия "воспитание":
"Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях
подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни
в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
По определению академика И. П. Павлова, воспитание это
механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции".
Наверное, в этой аудитории не надо убеждать кого-либо, что
воспитание без образования ущербно и опасно, как ущербно и опасно
образование без воспитания.
В то же время, представляется очевидным, что воспитание человека
как личности начинается раньше, чем его образование, сопровождает
человека всю жизнь и определяет модель его общественного поведения,
что, по нашему мнению должно подразумевать особое внимание
государства и всей системы образования России к проблеме воспитания
ее граждан.
Тем не менее, внимательное изучение имеющихся документов,
связанных с формированием так называемого государственного
образовательного стандарта, и, что самое главное, анализ самого
государственного стандарта полного среднего и профессионального
среднего образования выявил практически полное отсутствие
государственных подходов к воспитанию молодых поколений россиян,
учащихся и всех участников образовательного процесса в качестве
полноценных граждан Российской Федерации.
Во всех государственных образовательных стандартах совершенно
отсутствует четко прописанный воспитательный аспект образования, не
даны направления и критерии воспитательного процесса как имманентной
части системы национального образования.
В пояснительных записках Минобрнауки РФ к концепции
государственного образовательного стандарта и концепции основного
общего образования цели воспитания упомянуты без раскрытия их
сущностных основ, а их реализация предполагается исключительно за
счет большего внимания образовательных учреждений к расширенному
изучению ряда гуманитарных дисциплин.
Наши попытки найти ответы на эти явные ошибки у работников
Минобрнауки РФ закончились ничем позитивным, а также их отсылками на
"воспитательную роль семьи, школы и общества".
Мы считаем, что, всякие отсылки на "воспитательную роль семьи,
школы и общества" являются неудовлетворительными, так как они, в
существующих условиях, никакой организационной, системной и
государственной идеологической основы под собой не имеют, и являются
скорее "декларацией о несбывшимся", но не правдой жизни.
Таким образом, правда жизни заключается в том, что
существующая в России система образования:
- практически не дает своим участникам государственнической
патриотической социализации;
- не формирует у них ценностную и патриотическую
национальную самоидентификацию;
- не способствует выработке устойчивой нравственной позиции
и способности различения добра и зла;
- не ориентирует участников образовательного процесса на
необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на
работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества.
Это значит, что существующий государственный образовательный
стандарт как "норма, образец и мерило" - ущербен и порочен.
Нам представляется, что это есть, если не сказать еще
более резко, - стратегическая ошибка.
В целом.
В результате стратегических ошибок в самих подходах
государства к формированию системы национального образования, а
также серьезных недостатков в сфере формирования института семьи,
общей порочной направленности национального и международного
информационного поля, и нежелания государства озабочиваться
воспитанием своих граждан и системно заниматься им - Россия:
- постепенно утрачивает свои преимущества самого
образованного государства мира;
- ее научный, культурный и творческий потенциалы не
развиваются и сокращаются;
- нация не сплачивается на основе своих исторических
национальных ценностей, ее идеологически и нравственные основы
размываются, а мировоззрение ее граждан становится зыбким или
вообще не формируется;
- население страны все более становится набором
недееспособных, теряющих способность к труду и даже не желающих
трудиться вообще, "особей";
- коренное населения России выдавливается из сфер
жизнеобеспечивающего сервиса, обеспечения и безопасности, и
люмпенизируется;
- колоссальные средства, выделяемые государством на
национальные проекты, растрачиваются впустую, так как не дают
необходимого и ожидаемого стратегического эффекта;
- поле стратегических возможностей развития России
сужается, а ее конкурентоспособность как великой державы -
сокращается.
Нам представляется, что Россия и ее государственная власть,
лично отвечающая за состояние и качество образования и воспитания
своих граждан, не имеет права на подобные стратегические ошибки и
обязана принять исчерпывающие меры к исправлению этой ситуации, в
том числе - путем разработки и гласного и широкого обсуждения новых
государственных образовательных стандартов и новых воспитательных
компонент в них.
В целом, нам представляется, что в новом государственном
образовательном стандарте, для всех типов и уровней образования
должны быть определены их общие (и частные) идеологические основы
как "идея школы", реализация которой в ходе
образовательно-воспитательного процесса позволит, в итоге, с детства
формировать, во всех смыслах, здоровых и патриотически
социализированных достойных граждан России, что должно резко
улучшить качество самой школы и возможности позитивного развития
нации.
"Идея" национальной школы как основа государственного
образовательного стандарта
Представляется необходимым сформулировать несколько важных
общеметодологических тезисов о существе "национальной школы",
притом, что ее основой, как нам представляется, должна стать "идея
школы".
Мы убеждены, что для того чтобы отвечать своему прямому
предназначению, любая школа любого уровня, в основе своего
функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого
эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса
(конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования
и социализации своих учащихся.
Обращусь за подтверждением этого тезиса к нашим классикам. В. О.
Ключевский писал: "…Идея школы слагается из известной цели, к
которой направляются все образовательные средства, знания, навыки,
правила, и из прилаженных к этой цели приемов, которыми эти средства
проводятся в воспитываемую среду".
"… Каждый из наставников должен живо и цельно представлять себе
тот умственный и нравственный тип, который схематически предначертан
воспитательной программой… с конечной целью - сделать каждого
воспитанника возможно точным снимком с этого программного образца".
4
Наше самое общее видение "идеи" национальной школы таково.
Национальная школа - должна готовить хорошо образованных и
просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно,
нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно
участвовать в общественной жизни и государственном строительстве, и
в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому.
Это значит, что национальная школа должна готовить своих
питомцев как:
- граждан России, чье основанное на исторических национальных
ценностях мировоззрение (целостный взгляд на мир и свое место в
нем) и укорененные в сознание принципы жизни, делают их
способными и умеющими успешно и нравственно жить, и
"установленными на добро" людьми;
- государственно социализированных и ответственных граждан
России, сознающих вою ответственность за судьбу и будущее
страны;
- безусловных и просвещенных патриотов России, способных и
готовых служить ей на гражданском и военном поприще;
- духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных
успешно жить и работать в коллективе, и во всех отношениях
здоровых и хороших людей;
- свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию
решений, к реализации собственных способностей, планов и
проектов, но при этом - не любой ценой;
- активных членов общества желающих и способных создать свою
семью и воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию
и собственное мнение, и способных отстаивать его перед
государством;
- людей способных к созидательному и творческому труду,
понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми
(творческими) достижениями, и так далее…
Такая базовая "идея" национальной школы подразумевает, что
ее выпускники, кроме необходимого набора прикладных и специальных
дисциплин, должны:
- получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие
курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права,
геополитики и так далее);
- обучаться кодексам поведения (житейским правилам
общественного общежития) в их идеальной этической трактовке,
другими словами они должны обучаться умению жить в обществе и
служить Отечеству, как подобает гражданину России;
- национальная школа должна воспитывать и них "критическое
нравственное чутье", то есть, основанное на усвоенных на
генетическом уровне национальных исторических ценностях, умение
отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;
- воспитание собственно воли, организаторских и лидерских
качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так
далее;
- получать, на примере нашей национальной истории, полное
представление о месте и роли России в прошлом, настоящем и
будущем мире;
- получить достаточно полное представление об
общецивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике,
современных процессах глобализации и так далее, а так же о самых
современных взглядах на нас (Россию) и мировое бытие ведущих
национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого) и
конечно, иметь самое полное представление о современном
состоянии зарубежной и национальной научной и художественной
мысли, и так далее…
Нам представляется, что особый раздел, примерно такого
содержание и уровня, должен предварять любой документ,
регламентирующий основы государственного образовательного стандарта,
или же должен быть разработан отдельный и фундаментальный документ
такого плана.
В "Наказе" Екатерины II, относительно системы образования в
России была и такая мысль: "При специальном обучении, должно быть
общее воспитание, подготовляющее к гражданскому общежитию; это
воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного
чувства; это дело должно взять в свои руки само государство".
Это значит, если обучение должно идти в соответствии с учебными
планами (образовательными, предметными), то практика (обучение как
часть) воспитания, то есть "вкоренения норм и кодексов" в умы и
сердца воспитанников - это дело исключительно всего персонала
учреждений образования и конечно института воспитателей,
руководителей учебных подразделений, который должен выполнять некую
обязательную воспитательную программу.
Главным в этом деле должен стать их живой повседневный и личный
пример, создающий ту нравственную атмосферу самого учебного
заведения, которая сама и ежеминутно воспитывает в участниках
образовательного процесса просвещенного патриота.
Это как бы само собою предполагает, что государственный
стандарт (и заказ) должен распространяться не только на уровень
знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при
однозначной государственной патриотической социализации и
профессиональной (корпоративной) пригодности.
С этой целью должны формироваться программы обучения и
воспитания; с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с
этой целью должен организовываться весь учебный процесс.
В этом плане нам представляется важным обратить внимание на тот
факт, что в нашем образовании сегодня доминируют не цели, а
предметы, то есть не под цели подбираются предметы и составляются
учебные планы, а над всем образованием довлеет именно сам предмет
как дидактическая единица.
Может быть, сегодня уже пора переходить к формированию института
классных руководителей, работающих не по совмещению, а как
специально подготовленные специалисты по воспитанию учащейся
молодежи, и отвечающие за его качество.
В целом это значит, что интересы России требуют выработки
новых государственных образовательных и воспитательных стандартов,
новых подходов ко всей системе воспитания граждан, а значит и
внесения существенных корректив в национальную систему образования и
ткань образовательного процесса.
Вспомним еще раз, что по определению академика И. П. Павлова
"воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической
памяти популяции".
В этом плане нам крайне важно понять, что сохранение исторической
памяти нации обеспечивается почти исключительно сохранением и
передачей следующим поколениям россиян ее исторических традиций как
основ национального самобытного образа жизни, что собственно и
должно лежать в основе процесса воспитания.
Необходимо также отметить, что наше российское общество и
особенно родители, особенно чутко уловили и осознали образовавшийся
провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и
ущербность существующих парадигм национального образовательного
процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и
опошления собственного бытия.
Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности
кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть
воспитание нравственное и государственно-патриотическое), и почти
неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в
условиях почти полного отсутствия его правовых и теоретических
основ.
Парадокс современной педагогики заключается в том, что
современное российское общество и все родители России хотят видеть
своих детей не только (и даже не столько) образованными, но
(сколько) здоровыми и просто хорошими, воспитанными людьми, то есть
они хотят всего того, чем современная российская система образования
просто (и почти принципиально) не занимается.
К сожалению, приходится констатировать, что ответственные
работники Минобрнауки РФ и функционеры от педагогики пока еще этих
тенденций не поняли и мер к исправлению ситуации принимать не хотят,
и наша задача состоит также и в том, чтобы заставить их это
сделать.
Подводя эти неутешительные итоги, мы должны сформулировать некий
категорический императив наших действий - мы убеждены, что
Общественной Палате по образованию крайне важно и необходимо
начать процесс обсуждения этой проблемы, и в инициативном
порядке обратить на нее внимание Правительства Москвы, Министерства
образования и науки РФ, российских СМИ, специалистов и общественного
мнения страны.
Кроме того, нам представляется важным и необходимым самим
начать разработку собственных подходов к формированию
государственных образовательных и воспитательных стандартов, с тем,
чтобы стать полноправным, уважаемым и обязательным участником этого
процесса.
Уважаемые коллеги!
Представленный Вашему вниманию доклад, безусловно, не претендует
на всю полноту освещения проблемы.
Я, как профессиональный стратег, видел свою задачу только в
формулировании самой проблемы и в обращении к ней Вашего внимания.
Нам представляется, что наряду с разработкой государственного
образовательного стандарта необходимо одновременно разрабатывать и
государственный воспитательный стандарт, как некий официально
признанный и обязательный набор социокультурных нормативных моделей
и критериев развития личности, предназначенных для ее
целенаправленного формирования и реализации системой образования
России, в целях подготовки воспитуемых к их активному участию в
общественной и культурной жизни страны.
Представляется очевидным, что реализация таких образовательных и
воспитательных стандартов российской системой образования позволит,
со временем, решить многие сущностные задачи и проблемы нашего
национального бытия.
Это значит, что формирование и внедрение в практику новых
воспитательных констант национального образования должно составлять
самостоятельный раздел национального проекта "Образование", и эта
работа должна быть развернута быстро, осуществляться и
финансироваться в плановом и приоритетном порядке.
Уважаемые коллеги!
В докладе мы коснулись только одного аспекта государственного
образовательного стандарта, а именно его воспитательного компонента.
Безусловно, Вам как профессионалам видны и другие недостатки
государственного образовательного стандарта, системы образования и
национального образовательного проекта. Например, мне тоже очевидно:
- что замена "сочинения" на "изложение" в школьной программе
изучения русского языка, вообще лишила учащихся навыков и
способности выражать свои мысли на хорошем русском языке и тем
более - письменно, а ведь это один из показателей общей культуры
человека;
- что практически насильственное внедрение в канву
национального образовательного процесса единого государственного
экзамена в качестве панацеи от всех бед неизбежно упрощает само
образование и делает его примитивным;
- что нельзя повторять печальный опыт Советской Армии, когда
огромные деньги вкладывались в танки и ракеты, а офицеры и
солдаты оставались нищими;
- что основной фигурой в национальном образовании должен стать
сам учитель, а не попечитель, родитель или ученик, и что с
учащимися нельзя заигрывать, и так далее…
Поскольку Вы являетесь настоящими профессионалами, то Вам и
предстоит основная работа по исправлению ситуации в нашем
образовании.
В любом другом случае мы как нация будем обречены на
дальнейшее культурное "дичание" даже в условиях сплошного Интернета
и компьютерной грамотности.
Позвольте пожелать нам всем в этом трудном деле терпения, удачи и
успеха, который, на наш взгляд безальтернативен, так как этого хочет
российское общество и требует сама жизнь.
Благодарю за внимание.
1(назад)Малая
Советская Энциклопедия Т. 8, М.: Государственное научное
издательство "БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", 1958 г., стр. 1067.
2(назад)
Малая Советская Энциклопедия Т. 6, М.: Государственное научное
издательство "БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", 1958 г., стр. 766.
3(назад)Малая
Советская Энциклопедия Т. 2, М.: Государственное научное
издательство "БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", 1958 г., стр. 615.
4(назад)В.
О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. Т IX Материалы разных лет.
Изд. Мысль.1990. Стр. 6 |