ДОКЛАД

 

Председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России»,

члена Совета Общественной Палаты по образованию города Москвы

генерал-майора Александра Ивановича Владимирова

на Заседании XII Всемирного Русского Народного Собора и Соборных слушаниях по Доктрине «Молодежь России» 

 

Об основных направлениях формирования молодых поколений граждан России как строителей ее успешного будущего

 

Уважаемые участники

XII Всемирного Русского Народного Собора!

 

Я позволю себе начать доклад с некого разъяснения тезиса Президента России «о необходимости перехода к инновационному пути развития» применительно к обсуждаемой сегодня проблеме, конечно, в моем собственном понимании.

Президент сформулировал несколько базовых тезисов.

Во-первых, он подтвердил важность образования как такового и его новой инновационной, научной компоненты, а также необходимость разработки и принятия новых государственных образовательных стандартов и указал на необходимость их общественного обсуждения.

Во-вторых, Президент указал на необходимость воспитания государственных служащих нового инновационного уровня, способных честно решать огромный круг масштабных задач развития России, в том числе и его инновационных задач.[1]

Полностью одобряя эти тезисы Президента, и основываясь на энциклопедических трактовках понятия «инновация» [2] сформулирую несколько важных тезисов, применительно к теме формирования молодых поколений граждан России как строителей ее успешного будущего.

Во-первых, воспитание  это процесс, и процессные инновации означают новые методы (новые технологии) организации этого процесса, их обязательное внедрение в практику, и получение результатов нового высшего качества.

Во-вторых, существуют вечные и абсолютно обязательные аксиомы исторической успешности нации, почти целиком связанные с феноменом перманентного (непрерывного) и целенаправленного воспитания ею поколений своих граждан, а так же с воспитанием и отбором национальных элит управляющих национальным социумом, которые для современного состояния нашей системы  образования являются инновационными.

 В-третьих, мы убеждены, что для процесса «воспитания поколений» важно не искать и выдумывать принципиально иные методы работы, или, что еще хуже, пытаться привносить в нашу национальную школу чуждые нам по духу и сути зарубежные «воспитательные изыски».

В-четвертых,  необходимо тщательно и скрупулезно изучить тысячелетний опыт истории России и найти в нем отработанные веками и необходимые нам сегодня, а для нашего времени  -  инновационные методы и способы решения этой задачи, закрепить их в новой правовой базе и применить в государственной практике.

В-пятых, задача воспитания поколений граждан России под силу только и исключительно совместным и специально организованным усилиям государства, Русской Православной церкви и всего российского общества.

 

***

Мы собрались сегодня для обсуждения, может быть, самого главного вопроса в деятельности нашего Собора, и, безусловно, одной из главных проблем теории и практики национального строительства России – проблемы формирования новых поколений граждан нашей великой державы.

Безусловно, наша современная молодежь, наши дети и внуки, и есть тот еще плохо используемый ресурс национального развития, и, в то же время, те самые вполне конкретные граждане страны, жизнь, работа и деятельность которых должна обеспечить России достижение основных целей ее национальной стратегии: обеспечение достойной жизни наших граждан и обеспечение успешного развития и исторической вечности России как великой державы, особой цивилизации и суперэтноса.

Анализ обстановки в плане темы и слушаний по доктрине «Молодежь России», выявляет некий логический ряд  тезисов относительно условий ее реализации.

Довольно скоро основная нагрузка по управлению страной, решению задач национального развития и реализации целей Национальной стратегии России  -  неизбежно ляжет на плечи того самого поколения, которое стало «молодым» в эпоху ее демократического и демографического коллапса.

В этом плане, представляется важным понимание объективных условий и особенностей выполнения этим молодым поколением своей государство-строительной (управительной) функции.

Правда жизни такова, что Россия будет существовать в условиях:

·         агрессивного цивилизационного противостояния (вплоть до вооруженной борьбы) с цивилизациями Запада, Ислама и Китая, и самоуничтожения христианской Европы;

·         непрекращающихся и масштабных попыток США как уже явной (и по-другому большинством населения Земли не воспринимаемой) империи зла, извне, изнутри и любыми способами разрушить Россию как своего единственного геополитического соперника, способного уничтожить Америку;

·         глобализации, гонки инноваций ради ее самой, торжества насильственно насаждаемых «ценностей рынка и демократии» и двойных стандартов, полного паралича международного права и его основных институтов, силового «беспредела» сильных мира сего, организованной преступности и полного подавления транснациональными корпорациями правительств государств своего основания и дислокации;

·         диффузии этносов и рас, и утраты национальной идентичности основными нациями мира, роста разного рода напряжений во внутренней жизни нации;

·         периода национального демографического провала, и так далее…

При этом мы считаем важным констатировать, что Россия не часть глобального рынка, а самодостаточная часть Человечества идущая своим самодержавным путем, и поэтому будет обречена развиваться практически в одиночку, в условиях недружественного окружения, и не имеет права на слабость и отставание.

Другими словами, в этих условиях инновационное развитие России является совершенно безальтернативным, что  должно стать главным делом сегодняшнего молодого поколения  -  завтрашних  управляющих страны.

Это значит, что нагрузка на это поколение и на все следующие поколения сегодняшних «молодых», будет огромной, а деваться ему, этому поколению, будет некуда  -  надо будет работать и за себя и «за того парня».

В свою очередь, это значит, что это, и все другие молодые поколения граждан России должны целенаправленно воспитываться в мобилизационной парадигме (базовой схеме) и быть готовым жить и трудиться в мобилизационном режиме, а, при необходимости и воевать за Отечество с оружием в руках.

Такие объективные условия национального бытия предполагают, что одной из главных и срочных задач государства, русской Православной Церкви и российского общества должно стать надлежащее воспитание молодых поколений граждан России, способных, готовых и желающих нести такие нагрузки, и видеть в этом свой высший долг.

В этом плане позволю себе несколько аксиоматичных утверждений.

·               Строить Россию будут молодые.

·               Россия кровно заинтересована в том, чтобы эти новые поколения ее строителей были достойны ее величия, ее предназначения, умели, хотели бы и были способными решать задачи национального бытия, поставленные временем и ее Национальной стратегией.

·               Это значит, что воспитание и формирование таких созидающих поколений россиян способных и желающих  решать исторические задачи развития нашего Отечества, должно содержаться в существе целей и задач национальной стратегии России, в качестве самого приоритетного национального проекта государства.

·               Эта стратегия должна реализовываться целенаправленными, ежедневными и объединенными усилиями государства, Русской Православной Церкви и общества, и подтверждаться реальными делами и результатами.

При этом мы убеждены в том, что:

Во-первых, эффективное воспитание граждан России возможно только при наличии его основы, которой является  национальная идеология;

Во-вторых любая национальная и, тем более, молодежная стратегия, упускающая из поля своего внимания такую всеобщую и универсальную образовательно-воспитательную национальную систему как школа, и пытающаяся создать какие-то новые воспитательные сущности только путем создания разного рода «программ»  -  обречена на неудачу, так как личность и все в ней  - складывается с детства;

В-третьих, национальные элиты России должны готовиться с детства и являться результатом специального воспитания, образования и отбора, а не появляться неведомо откуда, из неведомых политических или молодежных движений и разного рода «высших школ экономики».

Именно поэтому мы определили темой доклада ряд совершенно инновационных по сути и основательно забытых подходов (технологий и проблем), непосредственно связанных с решением задач воспитания молодежи и направлениями формирования молодежной стратегии России.

Мы в тезисной форме остановимся:

·         во-первых, на проблеме необходимости разработки Национальной стратегии России и национальной идеологии как основ воспитания ее граждан;

·         во-вторых, на проблеме (задаче, необходимости) и направлениях формирования новых государственных образовательных стандартов;

·         в-третьих, на проблеме необходимости воссоздания национальной системы воспитания граждан и формирования национальной элиты России с детства.

 

I. О необходимости разработки Национальной стратегии России и национальной идеологии как основ воспитания ее граждан

Так сталось, что у России никогда не было отдельного официального документа, в котором была бы сформулирована ее национальная стратегия, тот есть: были бы сформулированы базовые цели предназначения и бытия нации, и сформулированы их ценностные основы; были бы определены основы национальной идеологии; а так же, определены основные принципы построения и направления развития государства и общества, существо их взаимосвязей с личностью гражданина России, и круг их взаимных обязательств.

В отсутствии твердых и соответствующих историческим национальным ценностям идеологических основ бытия, политическая мысль и государственность России металась между  «западничеством» и «славянофильством», так и не находя выбора собственной идентичности в самой России как особой цивилизации, органично вобравшей в себя все лучшее, имеющееся в других цивилизациях и остающейся при этом самою собой.

Этот фактор стал особенно очевиден после дезинтеграции СССР, когда у России как государства не было официально сформулированных основ национального стратегического целеполагания, а значит основ стратегического планирования национального развития и целенаправленного управления бытием в интересах нации и человека.

В течение последних пятнадцати лет масштабные понимаемые и разделяемые народами России цели национального развития не ставились, и нация утрачивала смысл собственного бытия.

Отсутствие Больших Национальных Целей привело к утрате Большого Смысла  и Предназначения нации. Цели существования государства и общества все больше расходились даже в своих основах.  Диалог между ними власть даже не пыталась организовать, так как сама была в этом не заинтересована.

Провозглашенная деидеологизация государства оказалась порочным принципом государственного строительства. Этот лозунг не только дезориентировал нацию, но и привел к тому, что роль государственной идеологии стали играть антисоциальные принципы «наживы любой ценой», а национальная идентичность России подверглась разрушению.

Это привело к тому, что в отсутствие официально признанных и разделяемых нацией целей существования, государственная власть и его бюрократический аппарат определяли себе цели и задачи своей работы сами, потом сами их, как умели, выполняли, и сами их оценивали.

В результате  -  Россия, почти всегда, упускала свое историческое время, а потом, восстанавливала упущенное ценой огромных усилий и жертв нации.  Сегодня очевидно, что такое положение более нетерпимо и нам необходимо четко определиться с основами  своего национального бытия.

Мы уверены, что формирование национальной стратегии безопасности и развития России должно начинаться с идеологии.

Утратив старую идеологию, Россия не имеет необходимого базиса развития, как системы целей и приоритетов национального развития, как основы формирования соей идентичности и всех государственных политик. Россия не имеет необходимого базиса для новых долгосрочных мировоззренческих ориентиров и помимо солидарности с «общечеловеческими ценностями» не может предложить вовне какой-либо новой идеи.   

Однако именно идеология может быть вполне реальным ресурсом политики и является необходимым условием единства нации в понимании своего места в мире и задач развития страны.

Кроме того, любое государство будет неизбежно проигрывать конкурентам и вообще не сможет сохранить решающего влияния на глобальные политические процессы, если не будет нести миру знамя какой-либо идеи развития, его ценностей и идеалов.

Мы убеждены, что только национальная идеология способна естественным фильтром и стать иммунной системы нации, способной успешно противостоять миазмам внутреннего разложения и перерождения  нации при внедрении в ткань ее бытия чуждых ценностей и образа жизни.

Кроме того, отсутствие и не разработанность национальной идеологии делает невозможным разработку государственной идеологии воинской службы и государственной службы в целом, а значит невозможность разработки и введения в практику кодексов чести офицеров и государственных служащих, что делает безосновательной всю и любую воспитательную работу в Армии и в государственной службе России как таковой.

Это значит, что без национальной идеологии, понимаемой как собственное нравственное национальное мировоззрение, а значит, без нравственных оснований национальной стратегии, и нравственных основ воспитания нации невозможно никакое позитивное развитие России.

В целом.

Важнейшей функцией и задачей государства является воспитание нации. Основой этой важнейшей работы должна стать, основанная на исторических национальных идеалах, святынях и ценностях, национальная патриотическая идеология, а так же цели и задачи национальной стратегии развития России.

Воспитательная работа государства должна начинаться с его внимания и бережного отношения к национальной истории и культуре, распространяться на все возрастные, профессиональные и статусные категории граждан России, и вестись во всех сферах национального бытия планово, непрерывно и мощно, с привлечением всех необходимых ресурсов и лучших творческих сил страны

Все это значит, что нам необходимо выстроить единое и целенаправленное пространство воспитания и ее базовую модель.

Их основой должна стать Национальная государственная идея России и сформированная на ее основе национальная идеология.

          Центральным стержнем национальной идеологии должны стать:

·         сама Россия как Православная Русская цивилизация, суперэтнос и великая держава, с ее историческими национальными ценностями, тысячелетней историей и великой культурой, ее успешность и историческая вечность;

·         базовые цели национальной стратегии и цели достижения высокого качества жизни россиян, их достойная жизнь, государственные приоритеты поддержки российской семьи, честного труда и нравственности национального бытия, а так же демократические основы  российской государственности, которые должны стать результатом собственного выбора и развития России;

·         сам образ жизни населения страны, ее граждане, гордящиеся своей принадлежностью к России и готовые служить и защищать ее, в том числе и с оружием в руках.

 

Построение такой модели воспитания граждан России является основной задачей отечественной науки, Православной Церкви, школы и национального экспертного сообщества, а ее реализация  -  основной задачей государственной власти и российского общества.

 

II. О необходимости полномасштабного использования воспитательного потенциала национальной  системы образования  и направлениях формирования новых  государственных образовательных стандартов

Основные посылки.

1. Национальная система образования, а в ней - школа, является всеобщей, обязательной и универсальной образовательно-воспитательной системой национального масштаба, построенной на государственных образовательных стандартах;

2. Решение задач государственно-патриотической социализации и воспитания населения России, при игнорировании или не использовании воспитательного потенциала школы или путем попыток формирования каких-то новых воспитательных сущностей и  создания разного рода «программ»  -  обречено на неудачу, так как личность и все в ней  - складывается с детства;

3. Для того чтобы национальная система образования выполнила свою социализирующую и воспитательную функцию, необходима новая законодательная база, разработка и внедрение новых государственных образовательных стандартов, обеспечивающих безусловное выполнение этих базовых национальных задач, а также социальный заказ государства и общества на воспитание и подготовку государственно и патриотически ориентированных граждан России.

***

Мы убеждены, что основное национальное достояние России составляют ее граждане, причем граждане, определяемые не в качестве «населения этой страны» и не просто «образованные граждане», а граждане  - хорошо образованные и просвещенные патриоты, способные и желающие не только участвовать в процессе развития державы, но служить ей и защищать Отечество, если понадобиться, и с оружием в руках, что дается практически только их воспитанием.

Это значит, что воспитание именно таких поколений своих граждан, каждое из которых неизбежно бывает молодым, является прямой обязанностью и задачей государства, заботой Православной Церкви и приоритетом российского общества.

В свою очередь, это значит, что должны быть выработаны не только общие подходы по воспитанию и образованию граждан России с детства, что подразумевает наличие  государственного заказа на таким образом образованных, воспитанных и социализированных граждан страны, но и разработаны новые государственные образовательные стандарты, способные помочь нам всем выполнить эту важнейшую задачу, хотя, надо сказать прямо, до сих пор этот заказ никто ни в количественном, ни в качественном виде прямо не сформулировал.

Позволю себе напомнить нашему уважаемому собранию, что «Воспитание  -  целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого, с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т. п.» 

Наверное, в этой аудитории  не надо убеждать кого-либо, что воспитание без образования ущербно и опасно, как ущербно и опасно образование без воспитания.

Тем не менее, внимательное изучение имеющихся документов, связанных с формированием так называемого государственного образовательного стандарта, и, что самое главное, анализ самого государственного стандарта полного среднего и профессионального среднего образования выявил практически полное отсутствие государственных подходов к воспитанию молодых поколений россиян, учащихся и всех участников образовательного процесса в качестве полноценных граждан Российской Федерации.

Во всех государственных образовательных стандартах совершенно отсутствует четко прописанный воспитательный аспект образования, не даны направления и критерии воспитательного процесса как имманентной части системы национального образования.

В пояснительных записках Минобрнауки РФ к концепции государственного образовательного стандарта и концепции основного общего образования цели воспитания упомянуты без раскрытия их сущностных основ, а их реализация предполагается исключительно за счет большего внимания образовательных учреждений  к расширенному изучению ряда гуманитарных дисциплин.

Наши попытки найти ответы на эти явные ошибки у работников Минобрнауки РФ закончились ничем позитивным, а также их отсылками на «воспитательную роль семьи, школы и общества».

Мы считаем, что, всякие отсылки на «воспитательную роль семьи, школы и общества» являются неудовлетворительными, так как они, в существующих условиях, никакой организационной, системной и государственной идеологической основы под собой не имеют, и являются скорее «декларацией о несбывшимся», но не правдой  жизни.

 

Таким образом, правда жизни заключается в том, что существующая в России система образования:

·               сознательно и законодательно исключила из процесса образования воспитательную компоненту;

·               практически не дает своим участникам государственнической патриотической социализации;

·               не формирует у них ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию;

·               не способствует выработке устойчивой нравственной позиции и способности различения добра и зла;

·               не ориентирует участников образовательного процесса на необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества.

Это значит, что существующий государственный образовательный стандарт как «норма, образец и мерило»  -  ущербен и порочен.

Нам представляется, что это есть, если не сказать еще более резко,  - стратегическая ошибка.

В целом.

В результате стратегических ошибок в самих подходах государства к формированию системы национального образования, а также серьезных недостатков в сфере формирования института семьи, общей порочной направленности национального и международного информационного поля, и нежелания государства озабочиваться воспитанием своих граждан и системно заниматься им  -  Россия:

·               постепенно утрачивает свои преимущества самого образованного государства мира;

·               ее научный, культурный и творческий потенциалы не развиваются и сокращаются;

·               нация не сплачивается на основе своих исторических национальных ценностей, ее идеологически и нравственные основы размываются, а мировоззрение ее граждан становится зыбким или вообще не формируется;

·               население страны все более становится набором недееспособных, теряющих способность к труду и даже не желающих трудиться вообще, «особей»;

·               коренное населения России выдавливается из сфер жизнеобеспечивающего сервиса, обеспечения и безопасности, и люмпенизируется;

·               колоссальные средства, выделяемые государством на национальные проекты, растрачиваются впустую, так как не дают необходимого  и ожидаемого стратегического эффекта;

·               государство резко и почти необратимо теряет свой национально ориентированный управленческий потенциал и рискует скатыванием к переходу к внешнему недружественному управлению и к управленческому хаосу;

·               поле стратегических возможностей развития России сужается, а ее конкурентоспособность как великой державы  и историческое время  -  сокращается.

 

Нам представляется, что Россия и ее государственная власть, лично отвечающая за состояние и качество образования и воспитания своих граждан, не имеет права на подобные стратегические ошибки и обязана принять исчерпывающие меры к исправлению этой ситуации, в том числе  -  путем разработки и гласного и широкого обсуждения новых государственных образовательных стандартов и новых воспитательных компонент в них.

Это значит, что наряду с разработкой государственного образовательного стандарта необходимо одновременно разрабатывать и государственный воспитательный стандарт, как некий официально признанный и обязательный набор социокультурных нормативных моделей и критериев развития личности, предназначенных для  ее целенаправленного формирования и реализации системой образования  России, в целях подготовки участников образовательно-воспитательного процесса к их активному участию в общественной и культурной жизни страны.

В целом, нам представляется, что в новом государственном образовательном стандарте, для всех типов и уровней образования должны быть определены их общие (и частные) идеологические основы как «идея школы», реализация которой в ходе образовательно-воспитательного процесса позволит, в итоге, с детства формировать, во всех смыслах, здоровых и патриотически социализированных достойных граждан России, что должно резко улучшить качество самой школы и возможности позитивного развития нации.

 

«Идея»  национальной школы как основа государственного образовательного стандарта

Представляется необходимым сформулировать несколько важных общеметодологических тезисов о существе «национальной школы», притом,  что ее основой, как нам представляется, должна стать  «идея школы».

Мы убеждены, что для того чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая  школа любого уровня,  в основе своего функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся.

Наше самое общее видение «идеи» национальной школы таково.

Национальная школа  -  должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве, и в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому.

Это значит, что национальная школа должна готовить своих питомцев как:

·               граждан России, чье основанное на исторических национальных ценностях мировоззрение (целостный взгляд на мир и свое место в нем) и укорененные в сознание принципы жизни, делают их способными и умеющими успешно и нравственно жить, и «установленными на добро» людьми;

·               государственно социализированных и ответственных граждан России, сознающих  вою ответственность за судьбу и будущее страны;

·               безусловных и просвещенных патриотов России, способных и готовых служить ей на гражданском и военном поприще;

·               духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить и работать в коллективе, и во всех отношениях здоровых  и хороших людей;

·               свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов, но при этом  -  не любой ценой;

·               активных членов общества желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение, и способных отстаивать его перед государством;

·               людей способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями, и так далее…

 

Такая базовая «идея» национальной школы подразумевает, что ее выпускники, кроме необходимого набора прикладных и специальных дисциплин, должны:

·               получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики и так далее);

·               обучаться кодексам поведения (житейским правилам общественного общежития) в их идеальной этической трактовке, другими словами они должны обучаться умению жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России;

·               национальная школа должна воспитывать и них «критическое нравственное чутье», то есть, основанное на усвоенных на генетическом уровне национальных исторических ценностях,  умение отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;

·               воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так далее;

·               получать, на примере нашей национальной истории, полное представление о месте и роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;

·               получить достаточно полное представление об общецивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации и так далее, а так же о самых современных взглядах на нас (Россию) и мировое бытие ведущих национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого) и конечно, иметь самое полное представление о современном состоянии зарубежной и национальной научной и художественной мысли, и так далее…

 

В «Наказе»  Екатерины II, относительно системы образования в России была и такая мысль: «При специальном обучении, должно быть общее воспитание, подготовляющее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного чувства; это дело должно взять в свои руки само государство».

Это значит, если обучение должно идти в соответствии с учебными планами (образовательными, предметными), то практика (обучение как часть) воспитания, то есть «вкоренения норм и кодексов» в умы и сердца воспитанников  -  это дело исключительно всего персонала учреждений образования и конечно института воспитателей, руководителей учебных подразделений, который должен выполнять некую обязательную воспитательную программу.

Главным в этом деле должен стать их живой повседневный и личный пример, создающий ту нравственную атмосферу самого учебного заведения, которая сама и ежеминутно воспитывает в участниках образовательного процесса просвещенного патриота.

Это как бы само собою предполагает, что  государственный стандарт (и заказ)  должен распространяться не только на уровень знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной патриотической социализации и профессиональной (корпоративной) пригодности.

С этой целью должны формироваться программы обучения и воспитания; с этой целью должны подбираться учителя и воспитатели; с этой целью должен организовываться весь учебный процесс.

В этом плане, нам представляется важным осознание государством и российской общественностью, что в современной школе и существующей системе светского образования ни один предмет обучения не воспитывает патриотизм и нравственность учащихся прямо и непосредственно.

Классическая русская литература почти лишена патриотического аспекта, а в литературе советского периода и истории России, в трактовке современных учебников и методик преподавания предмета, он присутствует только косвенно.

Таким образом, получается, что во всей системе национального светского образования патриотизм, нравственные принципы и совесть в своих учениках прямо и непосредственно может воспитать только Русская Православная церковь, которая и ставит перед собой такую задачу.

Это значит, что преподавание Основ Православной культуры как одного из основных предметов обучения в системе начального, среднего, высшего и специального образования должно быть обязательным для всех учебных учреждениях страны.

Особое внимание этому предмету должно уделяться в учебных учреждениях военного профессионального образования и образовательных учреждениях государственной гражданской службы

 

В целом.

Интересы России требуют выработки новых государственных образовательных и воспитательных  стандартов, новых подходов ко всей системе воспитания граждан, а значит и внесения существенных корректив в национальную систему образования и ткань образовательного процесса.

Представляется очевидным, что реализация таких образовательных и воспитательных стандартов российской системой образования позволит, со временем, решить многие сущностные задачи и проблемы нашего национального бытия.

Это значит, что формирование и внедрение в практику новых воспитательных констант национального образования должно составлять самостоятельный раздел национального проекта «Образование», и эта работа должна быть развернута быстро, осуществляться и финансироваться в плановом и приоритетном порядке.

Вспомним, что по определению академика И. П. Павлова «воспитание  - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции».

В этом плане нам крайне важно понять, что сохранение исторической памяти нации обеспечивается почти исключительно сохранением и передачей следующим поколениям россиян ее исторических традиций как основ национального самобытного образа жизни, что собственно и должно лежать в основе процесса воспитания.

Парадокс современной педагогики заключается в том, что современное российское общество и все родители России хотят видеть своих детей не только  (и даже не столько) образованными, но (сколько) здоровыми и просто хорошими, воспитанными людьми, то есть они хотят всего того, чем современная российская система образования просто (и почти принципиально) не занимается.

К сожалению, приходится констатировать, что ответственные работники Минобрнауки РФ и функционеры от педагогики пока еще этих тенденций не поняли и мер к исправлению ситуации принимать не хотят, и наша задача состоит также и в том, чтобы заставить их это сделать.

Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители, особенно чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм национального образовательного процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и опошления собственного бытия.

Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное и государственно-патриотическое), и почти неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его современных правовых и теоретических основ.

 

 

III. О воссоздании национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит с детства, в качестве приоритетной задачи государства и российского общества, и как составной части Национальной  стратегии страны России

 

В ходе своей встречи с прессой 14 февраля Президент России В. В. Путин выделил в качестве неотложной и приоритетной национальной задачи  -  достижение принципиально другого уровня (высшего и качественного) управления государством

Дословно он сказал следующее: «… нужно менять качество управления, принципиально менять качество управления»[3].

Закономерен вопрос: «кто и каким образом сможет, и будет принципиально изменять к лучшему управление государством?».

Также закономерно выглядит и ответ на это вопрос: «изменить к лучшему качество управления государством  сможет только та управленческая элита России, которая будет соответствующим, то есть принципиально иным, инновационным образом подготовлена, то есть - образована, воспитана, социализирована и отобрана, и чья служебная карьера, целиком зависящая от качества и достижений ее службы государству, будет под постоянным контролем своих коллег и всего российского общества».

***

 

 

Нам представляется совершенно корректным следующее аксиоматическое утверждение: национальные элиты России должны специально готовиться с детства и являться результатом специального воспитания, образования и отбора, а не появляться неведомо откуда и из неведомых политических или молодежных движений.

 

Прежняя советская система государственного воспитания людей и отбора кадров, при всей ее заорганизованности, излишней идеологизированности и очевидной неразборчивости (и даже порочности) в средствах и методах, тем не менее, содержала в себе несколько абсолютно конструктивных слагаемых.

Самое главное:

·         государство видело необходимость воспитания своих граждан и считало его своей основной задачей;

·         государство имело четкую официальную государственную идеологию, стройную теорию и систему ее внедрения в сознание масс;

·         не пускало этот процесс на самотек и всегда управляло этим процессом;

·         выделяло на эти цели достаточные средства и имело подготовленные кадры осуществления воспитательного процесса в масштабе страны;

·         государство включало воспитательные аспекты во все свои действия, решения, проекты, планы и государственные практики, и определяло воспитательные задачи в деятельность всех институтов государства и общества.

 

Кроме того, сама система и процесс воспитания масс имели свои конкретные особенности.

Во-первых, парадигма или базовая схема этого процесса состояла из специально разработанных социальных (воспитательных) практик и внедрялась в практику в виде специальной государственной политики.

Во-вторых, эти воспитательные практики охватывали все слои населения, были обязательными для исполнения.

В-третьих, эти практики содержали в себе набор критериев оценки личности и степени ее государственно-патриотической социализации, а также оценки эффективности кадров воспитательного процесса и достигнутых воспитательных результатов.

В-четвертых, реализацией этих практик занимались специальные, то есть  - специально подготовленные, специально отобранные и отвечающие за результаты своей работы, люди, лично заинтересованные в ее продуктивности и положительных итогах.

В-пятых, государство имело возможность проводить воспитание и отбор своей будущей элиты практически с детского возраста своих граждан, то есть с уровня «октябрят», и далее осуществлять ее через пионерские и комсомольские организации и систему  (институт) КПСС, практически во всех структурах, органах и институтах государства и общества.

В-шестых, государство имело возможности осуществлять практически тотальный контроль над деятельностью населения, и практически контролировать жизнь и деятельность 100% руководящих кадров.

 

Выводы.

Не вдаваясь в более развернутый анализ (и критику) воспитательной системы СССР, мы должны констатировать следующие факты.

1.            В СССР существовала  система воспитания граждан.

2.            Воспитательная система была, в целом, эффективна, так как, в основном успешно достигала главные воспитательные цели (и потребности) государства  -  достижение межнациональной толерантности, патриотизм, социальный оптимизм, веру в возможности и силу государства, гордость своей принадлежностью к великой державе, и так далее.

3.            Воспитательная система позволяла вести подбор (отбор и подготовку) национальных элит.

4.            Постоянная работа государства по воспитанию своих граждан позволила создать огромный национальный воспитательный потенциал, включавший все сферы жизни социума, все уровни и сферы национальной культуры, и все информационное поле страны.

***

Анализ состояния дел в сфере воспитания граждан России сегодня позволяют сделать следующий ряд неутешительных констатаций.

1.            Разрушение созданного национального (государственного) воспитательного потенциала в результате крушения КПСС, коммунистической идеологии и краха СССР, а также в результате насильственного внедрения в жизнь нации чуждых ей ценностей, парадигм существования и государственных практик  -  привело к появлению нескольких поколений граждан России социализированных антигосударственно, образованных и воспитанных ущербно, а также слому любой мало-мальски эффективной и нравственной системы подготовки национальных элит.

2.            Национальной системы воспитания граждан страны не существует, и государство самоустранилось от руководства этой важнейшей сферой национального бытия.

3.            Образование оторвано от воспитания.

4.            Воспитание не имеет своей официальной идеологической основы, а национальная  информационная сфера практически вся порочна.

5.            Приоритеты рыночных отношений, внедряемые в бытие нации самим государством, сказываются на воспитании граждан России, их нравственности и общей культуре населения  -  гибельно.

6.            Практически единственным институтом российского общества, который прямо и непосредственно занимается воспитанием народной нравственности является Русская Православная Церковь.

7.            В итоге, сегодня мы наблюдаем «кадровый голод» практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказывается на темпах и качестве развития Державы.

8.            Государство, испытывая «кадровый голод» пытается возместить недостаток управленческих кадров за счет усиления своего внимания к выпускникам экономических ВУЗов (Высшая школа экономики, ряд других элитарных экономических колледжей) и участникам специально созданных молодежных движений, что на наш взгляд, является практикой порочной, так как одни из этих институтов российского общества не дает необходимого уровня государственно-патриотической социализации и оторван от реальной практики и жизни населения страны (то есть образование без воспитания и патриотической социализации), другие  -  просто никак не образованы и выращиваются в духе уличных манифестаций.

Очевидно, что обе эти ветви пополнения кадрового резерва страны  - ущербны и эффективно решить проблему формирования национальных элит России не способны.

При этом представляется важным осознание государством и обществом, что подготовка профессиональной управленческой элиты государства не менее важна для судеб страны, и должна иметь не менее высокие приоритеты, чем подготовка младших специалистов промышленности.

9.    В итоге  -  молодежь России как основной ресурс позитивного развития страны и решения базовых задач ее национальной стратегии к выполнению своего долга  практически не готовится, в качестве основного объекта воспитания государством не воспринимается, что приводит к ее люмпенизации, иждивенчеству и асоциальности, и все это вместе  -  может лишить Россию ее успешного исторического будущего.

В целом.

Президент России абсолютно прав, сегодня мы наблюдаем «кадровый голод» практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказывается на темпах и качестве развития Державы.

Закономерен вопрос: «кто и каким образом сможет, и будет принципиально изменять к лучшему управление государством?».

Также закономерно выглядит и ответ на это вопрос: «изменить к лучшему качество управления государством  сможет только та управленческая элита России, которая будет соответствующим, то есть принципиально иным, инновационным образом подготовлена, то есть - образована, воспитана, социализирована и отобрана, и чья служебная карьера, целиком зависящая от качества и достижений ее службы государству, будет под постоянным контролем своих коллег и всего российского общества».

Анализ состояния национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит выдвигает категорический императив воссоздания национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит с детства, в качестве приоритетной задачи государства и российского общества.    

Решение этой задачи видятся авторам проекта путем создания самостоятельного ствола Кадетского образования в системе образования Российской Федерации.

 

О необходимости создания системы подготовки национальной элиты и ее начальной ступени  - системы кадетского образования России

 

Основные посылки

1. Анализ развития мира в последние 20 лет, которые были полны примеров исторических крахов одних сильных государств (как это было, например  -  в СССР, Югославии, Ираке) и появления «спровоцированных независимостей» других государств (например  - Косово) позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, жизнеспособность и независимость нации прямо зависит от ее готовности  противостоять внешним попыткам изменить (извне и изнутри) ее национальное бытие и образ жизни;

во-вторых, главное, от способности и готовности политических элит нации руководить этой борьбой не сдаваясь, и не предавать свою нацию (как, например  -  в СССР, Югославии, Ираке).

2. Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия.

Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и развития подразумевает необходимость твердого управления государством всеми сферами жизнедеятельности страны.

3. Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, способных  профессионально и ответственно управлять бытием державы.

4. Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и образа жизни,  и мер социального обеспечения.

Исторические примеры и образцы эффективного решения проблемы воспитания национальных элит России

Представляется очевидным, что одним из самых важных и необходимых ресурсов развития и процветания России является ресурс профессионального и нравственного управления страной.

Тем не менее, стройной системы подготовки национальной элиты в России нет, есть только ее некоторые элементы в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня, и процесса «естественного отбора».

 

Смею утверждать, что все великие времена России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи  -  с отсутствием оного.

При анализе кадрового состава нашего правящего, а в нынешней терминологии  -  политического класса, нельзя не прийти к выводу о том, что когда государство Российское перешло к системе воспитания своей государственной элиты с детства в кадетских корпусах и лицеях, то скоро на государственной службе стали появляться выдающиеся государственные деятели: государственный канцлер Горчаков А. М. полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С., Корнилов Л. Г., Каледин А. М..; адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.;  поэты и писатели: Пушкин А. С., Достоевский Ф. М., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.; композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.; мореплаватели: Лазарев И. П., Белинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.; живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А., …

Эта система подготовки национальной элиты имела несколько своих родовых черт:

она воспитывала детей и будущих государственных деятелей с детства; в нравственной строгости; образование носило широкий гуманитарный характер; и развивало ответственность, способность принимать обоснованные и своевременные решения и быть лидером, а так же несомненный личный патриотизм каждого воспитанника.

Отличительной чертой этой системы, был тот факт, что все ее питомцы служили Отечеству на военном или гражданском поприще.

И именно это все и дало России наше  великое прошлое.

Советская система, взяв этот опыт, тоже поначалу создала прочный фундамент профессионального управления в Армии и других силовых структурах, но притом, совершенно упустила из поля зрения необходимость подготовки государственных гражданских служащих, то есть  -  тех самых чиновников гражданской государственной службы (бюрократов), которые своим трудом и несут крест управления государством на местах. Этот явный пробел был компенсирован системой партийной учебы и партийной кадровой политики, которые, несмотря ни на что были, в целом – успешны. Так было.

Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своей элиты на принципах и основах рынка, а всегда и только на принципах служения.

Но трудные времена России как государства наступали тогда, когда основа ее  правящей элиты - дворянство, переставало служить Отечеству «не щадя живота своего», и становилось рантье.

Так было в конце XIX века  -  когда дворянство, развратившись необязательностью службы «ушло в себя», а государством правили жаждущие богатства и славы «разночинцы», явления подобного свойства мы наблюдали и в советское время, к сожалению подобное есть и сегодня.

 В современной России подготовка профессиональных государственных служащих (как военнослужащих) с детства ведется только в Вооруженных Силах и еще только обозначена в других силовых ведомствах.

Система подготовки военных кадров состоящая из Суворовских училищ, Высших офицерских училищ, Военных академий и Курсов переподготовки офицерского состава  -  в целом, обеспечивает необходимую преемственность традиций, профессиональных знаний профессионального опыта и идеологии службы.

Основа Армии - ее офицерский корпус «служит», а не «зарабатывает» и его жизнь ориентирована на «служебный рост» как служебную карьеру в рамках своей профессиональной корпорации. Именно этим, собственно, все силовые структуры и сильны.

Кроме того, Минобороны знает свои потребности в специалистах военного дела и может регулировать их численность в зависимости от потребностей и решаемых Армией задач, то есть, практически оно имеет на этих специалистов свой Госзаказ, который исполняется через его собственный  Госплан.

Подобной системы подготовки профессионалов гражданской службы в стране не существует.

Редкие региональные институты государственной службы и Академия государственной службы при Президенте России  -  не способны восполнить недостаток государственных управленцев особенно в нижнем и среднем звене, так как их просто неоткуда брать.

Поэтому этот важнейший управленческий слой комплектуется зачастую людьми со стороны, в основном теми, кто хочет заработать на прерогативах своей государственной должности.

Кроме того, существующее положение вещей в этой сфере   -  обессмысливает саму государственную службу, так как сегодня на гражданской государственной службе нельзя сделать нормальную служебную карьеру, так как  практически весь высший эшелон власти  -  политические назначенцы, средний эшелон, как правило,   -  их выдвиженцы, а профессиональный слой специалистов гражданской государственной службы младшего уровня  обеспечен кадрами крайне слабо.

Центр и регионы России еще не доросли до того, чтобы уметь сформировать свой собственный федеральный и региональный госзаказ на специалистов государственной службы младшего и среднего уровня, и, несмотря на явную потребность в них, не создают необходимую учебную инфраструктуру.

Такое положение дел сегодня создает большие проблемы для России в будущем.

Представляется очевидным, что современная Россия должна использовать блестящий исторический опыт воспитания своей национальной элиты, которая специально и тщательно отбиралась, обучалось и воспитывалась государством  с детства  системе Кадетских корпусов.

Основным источником формирования управленческого ресурса России должна стать национальная система подготовки государственных служащих, на начальном этапе состоящая из Суворовских (и нахимовского) училищ, и Кадетских корпусов Минобороны и других силовых структур (23 учреждения), и кадетских корпусов Минобразования и субъектов Российской Федерации (более 80).

 

О системе СВУ и КК Министерства обороны России

Суворовские и нахимовские военные училища были образованы в нашем Отечестве в 1943 году. За  шестьдесят четыре года своей работы училища выпустили более 100 тысяч ее лучших сынов, десятая часть которых отдала свои жизни защищая свободу и независимость Отечества.

Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства СССР и России; четыре Заместителя министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; два академика РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала  таких выдающихся результатов в чистом виде.

***

Тем не менее, в настоящее время российская суворовская военная школа находится в сложном положении, главным образом в связи с моральным и физическим износом учебной и жилой инфраструктуры, нерешенностью вопросов оплаты и престижности труда постоянного состава учебных заведений, неясностью статуса и нечеткостью их предназначения, а также отсутствием соответствующих  государственных (и даже ведомственных) образовательных стандартов

          В то же время, нельзя не отметить, что в сегодня принимаются серьезные меры к улучшению качества учебной и жилой инфраструктуры СВУ и КК Минобороны, решаются вопросы позволяющие говорить о начале воссоздания национальной суворовской школы России.

       Тем не менее, в существующем виде Суворовские военные училища Министерства обороны России, по объективным причинам, не могут качественно выполнять свое предназначение, и в существующей парадигме (базовой схеме) существования практически не реформируемы.

       Необходима полномасштабная реформа этой системы.

 

О современном состоянии  кадетского образования

системы Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации

 

Первые кадетские корпуса в современной России были созданы в 1992 году по инициативе и непосредственном участии Объединений Российских Кадетских Корпусов За Рубежом, Московского суворовско-нахимовского содружества и Фонда Содействия развитию кадетских корпусов имени русского  (сербского) кадета Алексея Иордана.

Сегодня в России уже почти восемьдесят КК, и они все множатся, притом, как правило, самопроизвольно.

Кадетские корпуса создаются разными ведомствами - Министерствами обороны, Образования, Чрезвычайных ситуаций, Внутренних дел, Федеральной пограничной службой, Казаками, Региональными и местными властями и еще неизвестно кем.

Кроме этого, в системе Минобрнауки и субъектах Российской Федерации существует целая система кадетских школ и классов, которые так же самопроизвольно плодятся.

Как следствие, имеют место:

·         разные программы воспитания и обучения;

·         разные методы и способы воспитания и обучения;

·         разные цели и задачи воспитания и обучения;

·         разная учебно-материальная база и уровень экономической состоятельности;

·         разное финансирование;

·         разные штаты;

·         разный уровень преподавания и разное качество образования;

·         разные цены, которые платят родители и, как следствие - злоупотребления;

·         воспитатели, которые не имеют специального образования и нигде не готовятся специально.

Очевидно, что весь этот хаос и самодеятельность на местах приведет, в конце концов, и уже приводит к итогу воспитания детей с определенными изъянами.

В России сегодня нет юридических основ строительства и функционирования кадетских корпусов и вообще учреждений кадетского образования, Закон РФ «Об образовании» вообще не содержит такого понятия как «кадетских корпус», а только «школа-интернат»

Практически все существующие учебные заведения, которые вполне условно можно отнести учреждениям кадетского образования, являются плодом решений Правительств субъектов Федерации или местного самоуправления, принимаемых самостоятельно, и абсолютно произвольно.

В России нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называемые себя «кадетскими», который, располагая определенными обязанностями и правами, прежде всего, давал бы лицензию на право называться «кадетским», как нет системы подготовки воспитателей для учебных заведений рассматриваемого типа.

Семинар руководителей образования и директоров кадетских корпусов (кадетских школ и кадетских классов) организованный Минобразования РФ на базе кадетского корпуса в Белой Калитве осенью 2007 года показал, что практически все участники семинара и родительская общественность России не имеют четкого представления о том, что такое кадетский корпус, и что он должен дать своим воспитанников и их детям, притом, что все без исключения верили в то, что кадетские корпуса и классы  -  есть лучшее из всего имеющегося в системе Минобрнауки РФ.

Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители, особенно чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм национального образовательного процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и опошления собственного бытия.

Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное и государственно-патриотическое), и почти неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его современных правовых и теоретических основ.

В то же время как создание учреждений кадетского образования в регионах не обязательно и зависит только и исключительно от энтузиазма родительской общественности, и продвинутости местных властей, например, в Москве уже шестнадцать прекрасных кадетских корпусов Правительства Москвы (с конкурсом 40 человек на место) и департамент кадетского образования,  а в Московской области или Свердловской области кадетских корпусов нет ни одного.

Таким образом, системы кадетского образования в национальном масштабе не существует ни в правовом, ни в организационном отношениях.

 

***

В целом, представляется, что принятие масштабных и экстренных мер к реформированию системы СВУ и КК Минобороны, и кадетских учреждений Минобрнауки и субъектов Российской Федерации, и создание на их основе национальной системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы, должно стать самостоятельным Национальным проектом России, возглавляемым Президентом Российской Федерации.

 

О Национальном проекте формирования национальной элиты России

с детства на базе суворовских, нахимовских военных  училищ

и кадетских корпусов страны

 

Мы убеждены, что система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России.

 

Общие определения, константы и подходы

«Кадетское образование» - государственное начальное профессиональное (профильное) образование военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России на основе широкого гуманитарного общего среднего образования совместно с началами профессионального образования государственной гражданской и военной службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства.

Кадетское образование является первичным профессиональным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации

«Учреждения кадетского образования»   -  учреждения среднего образования, в которых учащиеся получают полное среднее образование и начальное профессиональное образование государственной службы, к ним относятся образовательные учреждения:

 

Основные константы кадетского образования в России

Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны России, а также кадетские корпуса Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации  -  образуют систему начального (первичного) государственного профессионального образования государственной службы.

Они предназначаются для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.

1.            Государственное кадетское образование, должно быть самостоятельным видом начального профессионального образования государственной службы в общей системе национального образования России.

2.            Кадетское образование, есть – государственная система начального профессионального образования государственной службы в России.

3.            Кадетское образование готовит младших специалистов государственной службы на военном и гражданском поприще.

4.            Кадетское образование есть образование государственное, оно формируется на базе суворовских, нахимовских военных училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, а также сертифицированных кадетских корпусов и других равных им учебных учреждений Минобрнауки и субъектов Российской Федерации, имеющих федеральный или региональный статус.

5.                                    Кадетское образование обеспечивается:

6.            Контроль над эффективностью функционирования системы кадетского образования возлагается на Совет Федерации и Правительство России, а так же на губернаторов и законодательную власть регионов, создающие, в этих целях, специальные органы контроля.

7.            За подготовку младших военных специалистов отвечает (и платит) Министерство обороны, за подготовку младших специалистов государственной гражданской службы  -  Минобрнауки, профильные министерства (например: МВД, Минюст, ФТС, РЖД, Минтруда и т.д.) и субъекты Российской Федерации.

8.            Эти министерства, а так же Министерство по труду и занятости, вместе с заинтересованными структурами государственной власти Центра и регионов, формируют ежегодный государственный заказ на подготовку младших специалистов государственной службы.

 

Этапы реализации проекта

I.              Презентация Концепции национального проекта состоялась на Первом Съезде кадет России 22 - 23 сентября 2007 года в г. Москве.

II.            Получение Поручения Президента России Правительству РФ по разработке полномасштабного нового Национального проекта (ориентировочно: май - июнь 2008 года)

III.          Разработка общей Концепции национального проекта и представление ее Президенту России (ориентировочно: в течение 2008-2009 годов)

IV.          Проведение эксперимента на базе 1-2 СВУ Минобороны РФ, 1- 2 КК Минобрнауки РФ, 4-6 КК в субъектах РФ, с началом его государственного финансирования  в 2009 - 2010 годах, первоначально из статей бюджета Минобороны, Минобранауки РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации).

V.            Плановое формирование системы профессионального начального образования государственной службы в России. (Ориентировочно: разработка новой правовой базы  -  до 2009 года; переход к новой системе начального профобразования государственной службы - с 2010 года;  строительство сети учреждений кадетского образования в регионах страны  - с 2008 года).

VI.          Создание в каждом субъекте Российской Федерации системы учреждений кадетского образования функционирующих в единой системе образования Российской Федерации (среднего, специального, дополнительного) и выполняющих задачи в соответствии со своим предназначением, и в соответствии с заказом Федерального центра и правительств регионов своей дислокации (ориентировочно, в течение 5-10 лет).

VII.        Встраивание выпускников учреждений кадетского образования в систему государственной службы по предназначению  -  по мере формирования правовой базы и оформление заявки регионов и центра на специалистов государственной службы.

Получение первых полномасштабных результатов новой системы образования России  -  с 2017 года.

 

Реализация этой программы должна составить существо работы Комитета по образованию Совета Федерации России, Государственной Думы, всех, заинтересованных в успешном историческом будущем России, государственных структур и общественных организаций, и в первую очередь  - профильных комитетов Государственной думы и министерств Правительства РФ, соответствующих управлений Министерства обороны и Минобрнауки России, субъектов Российской Федерации, а так же объединений выпускников суворовских, нахимовских и специальных военных училищ и кадетских корпусов России.

 

Кто это все должен и будет делать

Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и организаций кадет ветеранов эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит.

Попечительские советы, решая вопросы улучшения быта кадет и качества инфраструктуры образования, оставляют без внимания и контроля все сферы прямой и ежедневной работы, то есть идеологию, воспитание, учебный процесс и само функционирование этих образовательных учреждений как особых административных (военных) организмов.

Все это настоятельно требуют принципиально другой постановки задачи, так как создают опасность «растворения» кадетского образование в партийных и региональных потребностях в кадетском движении (то есть, в подручном электорате), что вообще недопустимо в принципе.

Другими словами, нам представляется, что необходимо   создание исполнительной вертикали управления кадетским образованием России.

Для того чтобы кадетское образование как  система начального профессионального образования государственной службы России и кузница элиты была успешной, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично, и его специальный Помощник по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов, который бы возглавлял исполнительскую вертикаль кадетского образования, доходящую  до уровня Федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

        Представляется целесообразным, чтобы эту должность Помощника Президента России занимал только и исключительно человек военный и закончивший в свое время Суворовское училище или Кадетский корпус.

 

Уважаемые участники

XII Всемирного Русского Народного Собора!

В настоящем докладе мы коснулись только одного аспекта государственного строительства, а именно его воспитательного компонента.

Позволю себе отметить, что представленный к обсуждению проект доктрины «Молодежь России», является одним из самых полных, проработанных, точных, верных и правильных проектов доктрин такого плана, и хочу поблагодарить ее авторов за этот серьезный труд.

В то же время, я уверен, что с российской молодежью заигрывать не надо, что всякого рода «молодежные правительства», «молодежные парламенты», молодежные советы, советы учеников и родителей, должны оцениваться нами не более чем «вид, сопровождающей процесс воспитания, игры», и что главными государственными фигурами России являются:  в школе - учитель; в армии  - офицер; в производстве и искусстве  -  мастер; в больнице  - врач; в церкви -  священник, и так далее, которые и составляют соль земли русской, и которые должны быть столпом нации и основой ее среднего класса.

Я убежден, что воспитание нации должно осуществляться комплексно, системно  и тотально, основываясь на национальной идеологии которая должна быть разработана на основе исторических национальных ценностей России, внедряться в национальное сознание всеми доступными государству средствами и способами, и пронизывать все национальное бытие.

А молодежь нужно надлежащим образом учить и воспитывать, ставить перед ней реальные задачи и указывать перспективы ее мужания и роста, связывая успехи этот процесса с ответственностью молодежи за успешность и историческую вечность России как великой державы, особой цивилизации и суперэтноса.

Нам представляется, что без разработки и внедрения национальной идеологии России, без задействования могучего воспитательного потенциала всей системы национального образования, без создания системы воспитания национальных элит России с детства, и без мобилизации лучших сил российского общества для воспитания молодых поколений России как  ее государственно и патриотически ориентированных граждан  -  любые стратегии будут ущербны и бессмысленны.

Мы убеждены, что предлагаемые Вашему вниманию и вниманию высшего руководства страны некоторые базовые направления формирования молодых поколений граждан России как строителей ее успешного будущего, в частности  - восстановление идеологических и организационных основ и системы воспитания граждан России, в том числе с использованием воспитательного потенциала системы национального образования, и формирование нового национального проекта по созданию системы подготовки национальной элиты России с детства на базе суворовских и нахимовских военных училищ и кадетских корпусов страны, есть корректный и эффективный способ выращивания новых поколений строителей нашей великой державы и ее нового служилого слоя  -  что, на наш взгляд и есть инновационные подходы к этой проблеме.

Это есть основная часть гарантий успеха Национальной стратегии развития России и залог исторической вечности нашего Отечества.

Представленный Вашему вниманию доклад, безусловно, не претендует на всю полноту освещения проблемы.

Я, как профессиональный стратег и ветеран-суворовец, видел свою задачу только в формулировании самой проблемы и в обращении к ней Вашего внимания, и внимание государства и российской общественности.

Представляется, что к успеху сегодняшнюю Россию приведет ресурс грамотного, профессионального и нравственного управления державой на всех уровнях управления и бытия державы.                                                                                                              

Именно новая политическая гражданская и военная политическая элита России, с детства восприявшая наши национальные ценности и воспитанная на наших исторических традициях, должна привнести в работу государственных и частных структур, в которых будут работать наши выпускники, и в само бытие России, те самые основы нравственного государственного патриотического кадетского  воспитания, которое она получит в СВУ и КК.

Сегодня интересы успешного развития России требуют, чтобы мы готовили свою национальную элиту с детства, и это можно сделать, в том числе через систему государственного кадетского образования, и только в масштабах нового национального проекта.

Нам представляется, что XII Всемирный Русский Народный Собор может просить Президента России Владимира Владимировича Путина лично возглавить Национальный проект создания системы подготовки  национальной элиты России с детства, сделать его безусловно приоритетным для Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, Минобороны, Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации, а в его реализации опираться на мощь институтов гражданского общества и общественных организаций кадет России.

Если такое решение состоится, то этот проект может быть объявлен Президентом России уже весной 2008 года его отдельным Указом.

Поскольку история России куется ежедневно, то нам и предстоит основная работа по исправлению ситуации в нашем образовании, в культуре и в государстве.

Если мы вместе не решим эти задачи, то мы как нация будем обречены на дальнейшее культурное «дичание» даже в условиях сплошного Интернета и компьютерной грамотности, и дальнейшее исчезновение из истории Человечества.

Позвольте пожелать нам всем в этом трудном деле терпения, удачи и успеха, который, на наш взгляд безальтернативен, так как этого хочет российское общество и требует сама жизнь.

Благодарю за внимание.

Председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России»,

Председатель Московского суворовско-нахимовского Содружества,

Член Общественной Палаты по образованию в городе Москве, кандидат политических наук,

 

 генерал-майор        Александр Владимиров

 

                       

                                                                     21 февраля 2008 года, г. Москва

 


 

[1] В. Путин   Доклад на Госсовете РФ 8 февраля 2008 г. «О стратегии развития России до 2020 года»
             Об образовании и науке

«Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания технологий. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сейчас министерство образования работает над этими стандартами.

Да, я хочу, чтобы это было предметом обсуждения в обществе в целом. Это должны быть современные стандарты. Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом».

О государственном управлении

«Очевидно, что для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению. Оно должно способствовать формированию четких целей развития и создать систему, ориентированную на их достижения. Реальные результаты построения инновационного общества должны стать главным критерием оценки работы всей государственной машины.

Между тем, сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на развитие.

… мы должны создать мотивацию эффективной деятельности ведомств и отдельных чиновников. Должны создать конкурентные условия для привлечения на госслужбу лучших кадров. При этом повысить их ответственность перед обществом».

[2]      Инновации – это нововведения в различных областях, использование новшеств в разных сферах деятельности. Они обычно основаны на научных достижениях.

Инновация (нововведение) - конечный материализованный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

Понятие "инновация" имеет множество классических определений, которые включают:

·          процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств

·          акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное

·          введение чего-либо нового

·          новая идея, метод или устройство

·          успешное использование новых идей

·          изменение, которое создает новые аспекты в деятельности

·          целенаправленное изменение экономического или социального потенциала предприятия

·          творческая идея, которая была осуществлена

·          нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной и иных  областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность).

Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной).

          С понятием "инновация" тесно связаны понятия новшество, изобретение, открытие, которые являются продуктами креативности. Однако если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение их на практике.    ИНТЕРНЕТ Энциклопедия ВИКИПЕДИЯ

[3] Из ответов Президента России В. В. Путина журналистам в ходе пресс конференции 14 февраля 2008 года.