Роль и место военно-подготовительных учебных заведений

(кадетских корпусов и суворовских военных училищ)

в подготовке офицерских кадров Российской армии

История военно-подготовительных учебных заведений России начинается с момента создания Петром Великим военно-учебных заведений. 

"Великий государь,  царь и великий князь Петр Алексеевич...указал именным своим,  великого государя, повелением... во избаву же и пользу православного христианства быть математических и  навигацких, т.е. мореходных хитростных наук учению".

С течением времени система этих учебных  заведений  испытала на  себе  немало преобразований по своей внутренней организационно-правовой структуре,  по принадлежности,  по целям  и  задачам, стоящим перед ними. Исходной точкой отсчета стабильного состояния системы военно-подготовительных учебных заведений следует считать начало  80-х годов прошлого столетия,  когда были восстановлены в своем прежнем названии кадетские корпуса.

В Положении  о  Кадетских  корпусах  (1886  г.) было записано: "Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании,  и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров,  общее образование и соответствующее их предназначению воспитание".

По сведениям Главного  управления  военно-учебных  заведений Военного Министерства за 1908-1913 гг.  в кадетских корпусах обучались около 10000 воспитанников.  Из 1310 воспитанников среднегодового выпуска 26 кадетских корпусов (без Пажеского, Николаевского КК, где большая часть выпускников находилась на положении экстернов, т.е. приходящего обучения, и Вольского КК):

- направлено для дальнейшего обучения в военные училища (ВУ) -1111 или 84,8 %;

- отказано в направлении по состоянию здоровья - 96 или 7,3 %;

- не пожелали продолжить обучение в ВУ - 103 или 7,9 %.

Это доказывает, что Российские кадетские корпуса осуществляли  целенаправленную подготовку своих воспитанников к поступлению в военные училища для дальнейшей подготовки к службе  в  армии в качестве офицера. Аналогичное соотношение, за исключением гораздо меньшего количества отказов по состоянию здоровья,  и в современных суворовских военных училищах. Созданные в годы Великой Отечественной войны суворовские военные и нахимовские военно-морские училища вобрали в себя  лучшие традиции российских кадетских корпусов: от организационной структуры до формы одежды, от принципов воспитания до сохранения  собственного названия  суворовцев  в  общении друг с другом кадет.  В настоящее время появились наряду с СВУ и кадетские  корпуса.

Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах,  кадетских (морских кадетских) корпусах (1996 г.) определяется, что государственные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными программами по военной подготовке - СВУ, НВМУ, КК - имеют "...целью военную  подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола".

Таким образом,  главное предназначение военно-подготовительных учебных заведений типа кадетских корпусов и суворовских военных  училищ  - подготовка молодых людей к дальнейшему обучению в военных учебных заведениях высшего и  среднего  профессионального образования МО РФ.

Место кадетских  корпусов (конца ХIХ - начала ХХ вв) и суворовских военных училищ (в настоящее время) в  системе  подготовки молодежи к военной службе в офицерском звании показано на следующем рисунке

Россия до 1917 г. 

Настоящее время

Военные училища были более привилегированными по сравнению  с юнкерскими,  давали более глубокое образование,  что определялось высокой  подготовленностью выпускников кадетских корпусов, составлявших 80-90%  юнкеров всех военных училищ. Процент же курсантов из числа выпускников СВУ в настоящее время не превышает в среднем 5-10%.

Ниже представлена  схема  военно-подготовительных учебных заведений по типу их устройства,  обеспечению и статусу. Существовавшие ранее и вновь созданные кадетские корпуса и СВУ (НВМУ) размещены в соответствии со своим реальным организационным типом.

Типы военно-подготовительных учебных заведений

Кадетские корпуса России, существовавшие до 1918 г. (всего на 1917 г. было 30 кадетских корпусов), были военно-учебными заведениями интернатного типа на полном государственном обеспечении.

Особенными корпусами являлись Пажеский КК, в котором обучалось 135 экстернов (приходящее обучение) на 199 интернов, и Николаевский КК - 100/160. В остальных 28 корпусах было: 20 мест экстерната и 83 места интерна своекоштного (собственная плата за обучение),  что не является значимым относительно общего числа обучающихся  кадет  и  дает  полное право отнести все кадетские корпуса в первую группу. В 1918-20 г.г.  десять кадетских корпусов были выведены за границу.  По различным обстоятельствам эти корпуса объединялись и с 1933 по 1944 г.г. в Югославии в г. Белая Церковь существовал  1-й Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус. В зарубежье он, естественно, мог существовать только на собственную плату родителей.  Во  Франции  корпус-лицей имени Императора Николая II просуществовал до 1964 г.

Предназначение всех  современных  военно-подготовительных   и иных,  называющих  себя "кадетскими",  учебных заведений сведем в единую таблицу по их организационному статусу, целям и решаемым задачам.

Предназначение кадетских  учебных заведений

Период (г.г.)

Учебное заведение

Цели учебно-воспитательного процесса

Задачи учебно-воспитательного процесса

Профессиональная ориентация обучения

1701-1862

Кадетские

Корпуса

Подготовка офицеров

1.Образование

2.Воспитание

Военная служба в офицерском звании

1863-1882

1883-1918

Военные гимназии

Кадетские корпуса

Начальная подготовка перед поступлением в военные училища

1.Воспитание

2.Общее образование

3.Основы военной подготовки

На поступление в ВУ:

-пехотные

-инженерное

-артиллерийское

-кавалерийское

1920-1944

Российские кадетские корпуса в Югославии

Сохранение военных традиций

1.Воспитание

2.Общее образование

3.Основы военной подготовки

 

Свободная:

-поступление в гражданские университеты и военные учебные заведения Югославии

-поступление в ВУ России, сохранившиеся в Югославии

1943-60е гг

Спецшколы

СВУ,НВМУ

Начальная подготовка перед поступлением в военно-учебные заведения Министерства обороны

1.Социальная защита сирот

2.Общее образование

3.Воспитание

На поступление в ВВУЗы  МО:

-Сухопутные Силы

-Военно-морского Флота

 

70е гг – настоящее время

1.Общее образование

2.Воспитание

3.НВП по доп. программам

С 1993 г

Кадетские корпуса: Ракетно-артиллерийский 

Военно-космический

Военно-технический

Пограничный

Железнодорожный

Целевая подготовка к поступлению в высшие военно-учебные заведения

1.Среднее полное общее образование

2.Воспитание

3.Подготовка младших командиров

Подготовка к обучению в  высших военно-учебных заведениях конкретных видов и родов войск

с 90х гг

кадетские учебные заведения Министерства образования

Кубанский кадетский корпус(школа-интернат)

Воспитание достойного гражданина своей страны

1.Общее образование

2.Патриотическое и православное воспитание

3.Военная подготовка по самостоятельно разработанным программам

1.ВВУЗы МО РФ

2.МВД

3.Агрокомплекс

Кадетские корпуса (школы-интернат) и кадетские школы

(Красноярска, Новосибирска, Москвы, Новочеркасска и др.)

Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения (невоенные)

Спектр подготовительных  учебных заведений достаточно широк и разнообразен. Достойно внимания  целевое ориентирование выпускников Кубанского кадетского корпуса атамана Бабыча (г.Краснодар)  на  поступление не только в военные училища, но и в ВУЗы МВД.

Основными задачами военно-подготовительных учебных заведений являются:

  •  подготовка воспитанников к поступлению в военные ОУ высшего и среднего профессионального образования и последующей  службе  в качестве офицера;

  • удовлетворение потребностей воспитанников  в интеллектуальном, культурном,  физическом  и нравственном развитии;  получение ими среднего (полного) общего образования в соответствии с ГОСТами, первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии;

  • воспитание у кадет чувства патриотизма,  моральной и психологической готовности к защите Отечества;

  • формирование  и развитие у воспитанников высокого правосознания, чувства верности конституционному и воинскому долгу,  дисциплинированности,  добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и любви к военной службе;

  • выработка  у  обучающихся  общей культуры,  высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств; физической выносливости, стойкости, умения переносить любые трудности.

 Исходя из вышесказанного, кадетский корпус в отношении  воспитанника  осуществляет  свое предназначение по следующим,  общим с СВУ направлениям

Необходимость профессиональной ориентации и профильной довузовской  подготовки  определяется направлением дальнейшего профессионального образования,  получаемого на 5 ступени  профессиональной обучения.  В соответствии с действующими нормативными документами  входной контроль уровня знаний поступающих в ВВУЗы производится по группам общеобразовательных дисциплин, адаптированным к профилю конкретного высшего военно-учебного заведения.

Можно выделить пять групп ВВУЗов по критерию групп вступительных экзаменов:

1) Военные институты командной  направленности (общевойсковые,  воздушно-десантные, пограничные);

2) Военные институты командно-инженерные (танковые и артиллерийские, связи и т.п.)  и  инженерно-технические  (инженерно-строительные, авиационно-технические и т.д.);

3) Высшие военно-учебные заведения  профильно-специализированные   (Военно-медицинская академия, ВУ РХБЗ,  Военный институт физической культуры, Военный финансовый институт и им подобные);

4) ВВУЗы гуманитарной направленности (Военный институт, юридические факультеты и факультеты иностранных языков);

5) Военные университеты (инженерные) .

В таблице  приведены примеры групп военно-учебных заведений, требуемый руководящими документами набор  дисциплин  (математика, информатика и вычислительная техника, физика, химия, биология, русский язык и литература, иностранный язык, основы государства и права, история и  физическая подготовка), подвергаемых входному контролю, и (отмечены звездочкой) дисциплины,  по которым необходима углубленная подготовка.

Тип ВВУЗа

Естественно-научные предметы

Предметы гуманитарного профиля

Мп

Му

ИВТ

Физ

Хим

Био

РЛп

РЛу

ИЯ

Огп

Ист

ФП

1

командн

Э

   

Э

   

Э

     

*

*

2

ком-инж

Э

   

Э

   

Э

         

инж-сп

Э

   

Э

*

*

Э

         

3

ВМА

       

Э

Э

Э

*

*

     

ВУ РХБЗ

Э

 

*

 

Э

*

Э

         

ВИФК

         

Э

Э

       

Э

ВФИ

Э

Э

*

     

Э

   

*

   

ВМИ

Э

*

*

Э

   

Э

 

*

     

4

ВУ-псих

           

Э

Э

*

 

Э

 

ВУ-жур

   

*

     

Э

*

*

Э

Э

 

ВУ-ия

   

*

     

Э

Э

Э

     

ВУ-юр

           

Э

*

 

Э

Э

 

5

инж ВУ

Э

*

*

Э

   

Э

 

*

     

В зависимости от профиля дальнейшего образования  необходимо осуществлять глубокую  довузовскую  подготовку  по  профилирующим дисциплинам общеобразовательной подготовки,  определяемым группой вступительных экзаменов,  а также и другим предметам,  повышенные знания которых необходимы для успешного освоения учебных программ высшей профессиональной  школы.

По принадлежности все военно-подготовительные учебные  заведения относились, относятся и должны относится к военному ведомству. Профилированные кадетские корпуса, как это явствует из Положения о  кадетских  корпусах,  подчинены  командованию  вида/рода войск, также как и СВУ подчинены Командующему Сухопутных войск, а НВМУ -  Военно-морского  флота.

Цель  подготовки воспитанников в современных кадетских корпусах конкретизируется  с  учетом  соответствующей профильности ВВУЗов. Задачи подготовки не претерпевают ни в каких условиях больших изменений,  главной из которых остается - подготовка высокообразованного, воспитанного умелого пополнения для армии и флота страны.  Профессионализация же выпускника военно-подготовительного  учебного заведения может быть разноплановой, зависеть от каждого конкретного училища или корпуса и определяться соответствующим его предназначением.  Сроки обучения зависят  от  выбранных образовательных программ и требуемой военно-профессиональной подготовки выпускника и могут быть от 2-3 лет до 7 лет.  Контингент воспитанников, определяется законодательством РФ и учредителями таких образовательных учреждений. Установленные отличия КК от СВУ позволяют конкретизировать в современных условиях направления воздействия таких  военно-подготовительных учебных заведений на своих воспитанников:

в образовательной  части  - необходимо учесть специфику (профессионализацию) конкретного ВВУЗа.  Например, для ВВУЗа инженерной направленности несомненно  необходимы  специальные  программы (углубленного изучения) физико-математических дисциплин, программирования, иностранного языка;  командной - важны биология, физическая подготовка;  военно-космической - в дополнение и курс астрономии и т.п.;

в части военной подготовки  - необходимо помимо предусмотренных программами  СВУ военных дисциплин,  которые также необходимо пересмотреть в соответствии с имеющейся УМБ,  ввести  дисциплины, подготавливающие воспитанника  к  обучению  в  конкретном ВВУЗе с учетом его особенностей и специфики, к выполнению им определенных обязанностей младшего командира курсантского подразделения.

В настоящее  время кадетские корпуса должны являться настоящими профессиональными  школами  младших  командиров  курсантских подразделений ВВУЗов. Для этого выпускники корпусов должны:

- обладать высоким  уровнем среднего (полного) общего образования, позволяющим им во время дальнейшего обучения отлично осваивать все дисциплины, преподаваемые в ВВУЗе;

- иметь высокие нравственные,  духовные, этические и эстетические качества,  которые создадут условия возвышающие выпускника Корпуса из массы выпускников школ;

- в результате начального военно-профессионального  обучения приобрести  необходимые знания и навыки,  позволяющие им уверенно чувствовать себя в условиях повседневной жизни воинского  коллектива,  знать психологию этого коллектива, уметь влиять на коллектив, управлять им, проводить индивидуально-воспитательную работу, т.е. в полной мере быть младшим командиром-воспитателем для своих подчиненных.

Таковы общие требования к выпускнику кадетского корпуса

1997 г.