Роль и место военно-подготовительных учебных заведений (кадетских корпусов и суворовских военных училищ) в подготовке офицерских кадров Российской армии История военно-подготовительных учебных заведений России начинается с момента создания Петром Великим военно-учебных заведений.
"Великий
государь,
царь
и
великий
князь
Петр
Алексеевич...указал
именным
своим,
великого
государя,
повелением...
во
избаву
же
и
пользу
православного
христианства
быть
математических
и
навигацких,
т.е.
мореходных
хитростных
наук
учению". С течением времени система этих учебных заведений испытала на себе немало преобразований по своей внутренней организационно-правовой структуре, по принадлежности, по целям и задачам, стоящим перед ними. Исходной точкой отсчета стабильного состояния системы военно-подготовительных учебных заведений следует считать начало 80-х годов прошлого столетия, когда были восстановлены в своем прежнем названии кадетские корпуса.
В
Положении
о
Кадетских
корпусах
(1886
г.)
было
записано:
"Кадетские
корпуса
имеют
целью
доставлять
малолетним,
предназначенным
к
военной
службе
в
офицерском
звании,
и
преимущественно
сыновьям
заслуженных
офицеров,
общее
образование
и
соответствующее
их
предназначению
воспитание". По сведениям Главного управления военно-учебных заведений Военного Министерства за 1908-1913 гг. в кадетских корпусах обучались около 10000 воспитанников. Из 1310 воспитанников среднегодового выпуска 26 кадетских корпусов (без Пажеского, Николаевского КК, где большая часть выпускников находилась на положении экстернов, т.е. приходящего обучения, и Вольского КК):
-
направлено
для
дальнейшего
обучения
в
военные
училища
(ВУ)
-1111
или
84,8
%;
-
отказано
в
направлении
по
состоянию
здоровья
-
96
или
7,3
%;
-
не
пожелали
продолжить
обучение
в
ВУ
-
103
или
7,9
%.
Это
доказывает,
что
Российские
кадетские
корпуса
осуществляли
целенаправленную
подготовку
своих
воспитанников
к
поступлению
в
военные
училища
для
дальнейшей
подготовки
к
службе
в
армии
в
качестве
офицера.
Аналогичное
соотношение,
за
исключением
гораздо
меньшего
количества
отказов
по
состоянию
здоровья,
и
в
современных
суворовских
военных
училищах.
Созданные
в
годы
Великой
Отечественной
войны
суворовские
военные
и
нахимовские
военно-морские
училища
вобрали
в
себя
лучшие
традиции
российских
кадетских
корпусов:
от
организационной
структуры
до
формы
одежды,
от
принципов
воспитания
до
сохранения
собственного
названия
суворовцев
в
общении
друг
с
другом
кадет.
В
настоящее
время
появились
наряду
с
СВУ
и
кадетские
корпуса. Положением
о
суворовских
военных,
нахимовских
военно-морских
училищах,
кадетских
(морских
кадетских)
корпусах
(1996
г.)
определяется,
что
государственные
образовательные
учреждения
среднего
(полного)
общего
образования
с
дополнительными
программами
по
военной
подготовке
-
СВУ,
НВМУ,
КК
-
имеют
"...целью
военную
подготовку
несовершеннолетних
граждан
мужского
пола". Таким
образом,
главное
предназначение
военно-подготовительных
учебных
заведений
типа
кадетских
корпусов
и
суворовских
военных
училищ
-
подготовка
молодых
людей
к
дальнейшему
обучению
в
военных
учебных
заведениях
высшего
и
среднего
профессионального
образования
МО
РФ. Место кадетских корпусов (конца ХIХ - начала ХХ вв) и суворовских военных училищ (в настоящее время) в системе подготовки молодежи к военной службе в офицерском звании показано на следующем рисунке
Военные училища были более привилегированными по сравнению с юнкерскими, давали более глубокое образование, что определялось высокой подготовленностью выпускников кадетских корпусов, составлявших 80-90% юнкеров всех военных училищ. Процент же курсантов из числа выпускников СВУ в настоящее время не превышает в среднем 5-10%. Ниже представлена схема военно-подготовительных учебных заведений по типу их устройства, обеспечению и статусу. Существовавшие ранее и вновь созданные кадетские корпуса и СВУ (НВМУ) размещены в соответствии со своим реальным организационным типом.
Кадетские
корпуса
России,
существовавшие
до
1918
г.
(всего
на
1917
г.
было
30
кадетских
корпусов),
были
военно-учебными
заведениями
интернатного
типа
на
полном
государственном
обеспечении.
Особенными корпусами являлись Пажеский КК, в котором обучалось 135 экстернов (приходящее обучение) на 199 интернов, и Николаевский КК - 100/160. В остальных 28 корпусах было: 20 мест экстерната и 83 места интерна своекоштного (собственная плата за обучение), что не является значимым относительно общего числа обучающихся кадет и дает полное право отнести все кадетские корпуса в первую группу. В 1918-20 г.г. десять кадетских корпусов были выведены за границу. По различным обстоятельствам эти корпуса объединялись и с 1933 по 1944 г.г. в Югославии в г. Белая Церковь существовал 1-й Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус. В зарубежье он, естественно, мог существовать только на собственную плату родителей. Во Франции корпус-лицей имени Императора Николая II просуществовал до 1964 г. Предназначение всех современных военно-подготовительных и иных, называющих себя "кадетскими", учебных заведений сведем в единую таблицу по их организационному статусу, целям и решаемым задачам.
Спектр подготовительных учебных заведений достаточно широк и разнообразен. Достойно внимания целевое ориентирование выпускников Кубанского кадетского корпуса атамана Бабыча (г.Краснодар) на поступление не только в военные училища, но и в ВУЗы МВД. Основными
задачами
военно-подготовительных учебных
заведений
являются:
Исходя из вышесказанного, кадетский корпус в отношении воспитанника осуществляет свое предназначение по следующим, общим с СВУ направлениям
Необходимость профессиональной ориентации и профильной довузовской подготовки определяется направлением дальнейшего профессионального образования, получаемого на 5 ступени профессиональной обучения. В соответствии с действующими нормативными документами входной контроль уровня знаний поступающих в ВВУЗы производится по группам общеобразовательных дисциплин, адаптированным к профилю конкретного высшего военно-учебного заведения. Можно выделить пять групп ВВУЗов по критерию групп вступительных экзаменов: 1)
Военные
институты
командной
направленности
(общевойсковые,
воздушно-десантные,
пограничные); 2)
Военные
институты
командно-инженерные
(танковые
и
артиллерийские,
связи
и
т.п.)
и
инженерно-технические
(инженерно-строительные,
авиационно-технические
и
т.д.);
3)
Высшие
военно-учебные
заведения
профильно-специализированные
(Военно-медицинская
академия,
ВУ
РХБЗ,
Военный
институт
физической
культуры,
Военный
финансовый
институт
и
им
подобные);
4)
ВВУЗы
гуманитарной
направленности
(Военный
институт,
юридические
факультеты
и
факультеты
иностранных
языков);
5)
Военные
университеты
(инженерные)
. В таблице приведены примеры групп военно-учебных заведений, требуемый руководящими документами набор дисциплин (математика, информатика и вычислительная техника, физика, химия, биология, русский язык и литература, иностранный язык, основы государства и права, история и физическая подготовка), подвергаемых входному контролю, и (отмечены звездочкой) дисциплины, по которым необходима углубленная подготовка.
В
зависимости
от
профиля
дальнейшего
образования
необходимо
осуществлять
глубокую
довузовскую
подготовку
по
профилирующим
дисциплинам
общеобразовательной
подготовки,
определяемым
группой
вступительных
экзаменов,
а
также
и
другим
предметам,
повышенные
знания
которых
необходимы
для
успешного
освоения
учебных
программ
высшей
профессиональной
школы.
По принадлежности все военно-подготовительные учебные заведения относились, относятся и должны относится к военному ведомству. Профилированные кадетские корпуса, как это явствует из Положения о кадетских корпусах, подчинены командованию вида/рода войск, также как и СВУ подчинены Командующему Сухопутных войск, а НВМУ - Военно-морского флота. Цель подготовки воспитанников в современных кадетских корпусах конкретизируется с учетом соответствующей профильности ВВУЗов. Задачи подготовки не претерпевают ни в каких условиях больших изменений, главной из которых остается - подготовка высокообразованного, воспитанного умелого пополнения для армии и флота страны. Профессионализация же выпускника военно-подготовительного учебного заведения может быть разноплановой, зависеть от каждого конкретного училища или корпуса и определяться соответствующим его предназначением. Сроки обучения зависят от выбранных образовательных программ и требуемой военно-профессиональной подготовки выпускника и могут быть от 2-3 лет до 7 лет. Контингент воспитанников, определяется законодательством РФ и учредителями таких образовательных учреждений. Установленные отличия КК от СВУ позволяют конкретизировать в современных условиях направления воздействия таких военно-подготовительных учебных заведений на своих воспитанников: в образовательной части - необходимо учесть специфику (профессионализацию) конкретного ВВУЗа. Например, для ВВУЗа инженерной направленности несомненно необходимы специальные программы (углубленного изучения) физико-математических дисциплин, программирования, иностранного языка; командной - важны биология, физическая подготовка; военно-космической - в дополнение и курс астрономии и т.п.; в части военной подготовки - необходимо помимо предусмотренных программами СВУ военных дисциплин, которые также необходимо пересмотреть в соответствии с имеющейся УМБ, ввести дисциплины, подготавливающие воспитанника к обучению в конкретном ВВУЗе с учетом его особенностей и специфики, к выполнению им определенных обязанностей младшего командира курсантского подразделения. В настоящее время кадетские корпуса должны являться настоящими профессиональными школами младших командиров курсантских подразделений ВВУЗов. Для этого выпускники корпусов должны: - обладать высоким уровнем среднего (полного) общего образования, позволяющим им во время дальнейшего обучения отлично осваивать все дисциплины, преподаваемые в ВВУЗе; - иметь высокие нравственные, духовные, этические и эстетические качества, которые создадут условия возвышающие выпускника Корпуса из массы выпускников школ; - в результате начального военно-профессионального обучения приобрести необходимые знания и навыки, позволяющие им уверенно чувствовать себя в условиях повседневной жизни воинского коллектива, знать психологию этого коллектива, уметь влиять на коллектив, управлять им, проводить индивидуально-воспитательную работу, т.е. в полной мере быть младшим командиром-воспитателем для своих подчиненных. Таковы общие требования к выпускнику кадетского корпуса 1997 г. |