Роль и место младшего командира в структурной иерархии командного состава Российской армии

 

     Идея непрерывного образования и,  в первую очередь, военного достаточно разработана.

     Составляющими непрерывного военного образования, позволяющего помимо приобретения профессиональных качеств (обучение),  формировать гражданские и общечеловеческие качества (воспитание) защитника Отечества, являются:

маркированный список

начальная военная подготовка в образовательном учреждении (ОУ) среднего (полного) общего и профессионального образования;

маркированный список

военно-профессиональная подготовка в период строевой службы;

маркированный список

военная подготовка в Суворовских,  Нахимовском  училищах  и кадетских корпусах;

маркированный список

обучение в военных институтах, университетах и на  военных  кафедрах  высших учебных заведений;

маркированный список

система командирской подготовки;

маркированный список

офицерские и академические курсы повышения квалификации;

маркированный список

обучение в военных академиях.

    При этом  обучение в высших военно-учебных заведениях предусматривает различные уровни профессионального образования (образовательные цензы).

В данной схеме наиболее интересным с  точки  зрения  процесса подготовки является младший командный состав - сержанты и старшины - и, в первую очередь, курсантских подразделений военных учебных заведений.

    Что касается сержантов для войсковых частей,  то существующая система подготовки их в школах сержантов,  школах младших специалистов и т.п. выполняет свою роль. Иначе обстоит дело с сержантами ВВУЗов.

Отличительными моментами положения младших командиров являются: их  большой (10-15) процент в составе курсантских подразделений, меньшее количество вышестоящих офицеров - командиров (курсовой офицер  один  на 50-70 курсантов) и полное отсутствие системы довузовской подготовки этой категории командного состава (за исключением настоящих суворовских училищ и дополнительной подготовки с вновь назначенными младшими командирами уже в самом ВВУЗе).

Кроме этого  принципиальными  отличиями деятельности младших командиров курсантских подразделений от сержантов войсковых  частей являются:

маркированный список

требования длительного совместного проживания,  обучения и становления, как  будущего офицера,  младших командиров вместе со своими подчиненными;

маркированный список

существующие принципы выпуска и распределения по окончании курса обучения практически одинаковы как для командира отделения, так и для рядового курсанта;

маркированный список

при этом младший командир курсантского подразделения  должен выполнять предписанные ему уставом функциональные обязанности не только в части командования,  но, особенно важно, в части воспитания и обучения своих сверстников.

        Назначение командиров курсантских  подразделений  на  первые курсы  из курсантов 3-4 курсов,  практиковавшееся в середине 80-х гг в некоторых высших военно-учебных заведениях не дало большого ожидаемого эффекта, в силу чего от этого эксперимента пришлось отказаться.

     "Младший комсостав  образует  ту основу,  на которой зиждется все дело дисциплинирования,  боевой спайки  и  боевой  подготовки части", - писал М.В.Фрунзе.  Отметим емкость этого тезиса: младший  командир  должен  не только дисциплинировать подчиненных (иногда,  к сожалению, это является самым основным и единственным видом  деятельности сержантов),  но и воспитывать их,  сплачивать коллектив.  А это большая психолого-педагогическая проблема и ответственность, возрастающая в современный период профессионализации Вооруженных Сил.

    Необходимость специальной  подготовки младших командиров курсантских подразделений  ВВУЗов определяется рядом  обстоятельств, обусловливающих их предназначение.

    Во-первых, в ВВУЗ должны изначально приходить  подготовленные в военном отношении командиры, не только знающие требования общевоинских уставов,  наставлений, не только обладающие навыками управления подразделениями, но и способные  с периода начальной военной подготовки организовывать и проводить занятия в объеме своей компетенции.  Такие занятия проводятся с вновь поступившими из числа гражданской молодежи совершенно не подготовленными  курсантами первых курсов.  Таким образом,  с первых же дней младшие командиры становятся военными  педагогами  для  своих  подчиненных, своих сверстников.

    Во-вторых, высокий  уровень  общеобразовательной  подготовки, приобретенный за  семь  лет профилированного обучения в кадетском корпусе,  позволит с первого курса уверенно осваивать все дисциплины учебного плана ВВУЗа,  показывать пример в учебе, приобретая тем самым авторитет у курсантов, что немаловажно. При этом младшие командиры должны обладать достаточными знаниями и умением организации занятий и, особенно,  самостоятельной работы учебной  группы (взвода), так как время самоподготовки в ВВУЗе практически оставляется под контроль сержантов. С другой стороны,  командир учебной группы (заместитель командира взвода) должен уметь контролировать успеваемость своих подчиненных,  организовывать (при необходимости) дополнительные занятия и консультации для отстающих,  взаимодействовать со всеми преподавателями и т.д.

    В третьих,  с точки зрения общего развития сержант ВВУЗа должен отличаться от сержантов армейских  подразделений  интеллектуальным образованием,  воспитанием,знанием методов и форм психологического воздействия на коллектив  для  достижения  поставленных перед ним задач. Младший командир, следовательно, должен обладать знаниями основ военной психологии и уметь анализировать и  влиять на  психологическую  обстановку  курсантского  коллектива с целью формирования его психологической направленности.

    В четвертых, нравственное воспитание младшего командира должно быть безукоризненным с точки зрения общечеловеческих ценностей и воинской  этики.  Он должен быть тем положительным примером,  с которого подчиненные должны стремиться брать пример.

    В пятых,  связанные  общим  и одинаковым уровнем воспитания и обученности все младшие командиры - выпускники кадетского корпуса не только привнесут лучшие традиции,  приобретенные в корпусе,  в среду курсантских коллективов ВВУЗа,  но и явятся той необходимой связкой, цементирующей силой между офицерами и курсантами. Глубочайший положительный эффект в этом случае непереоценим,  воспитательное значение такой категории будущих офицеров бесспорно.  При этом выпускники корпуса, воспитанные с такими целевыми установками, могут явиться основой становления настоящей офицерской элитой возрождаемой Российской Армии.

    Таким образом,  младший  командир  курсантского подразделения ВВУЗа должен быть в меньшей степени формальным, но в большей степени неформальным лидером у своих подчиненных,  а совпадение этих двух ипостасей в одном лице и есть необходимое и достаточное  условие успеха  командира  в своей деятельности.  Подготовку такого командира должны обеспечить военно-подготовительные учебные заведения - кадетские корпуса, суворовские (нахимовские) ВУ.

Литература:

Бескровный Л.Г. Военное образование в России в XIX в. Доклад на секции сравнительной военной истории.-М.,1970

 Бордунов С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава. II пол.XIX-нач.XX вв./Автореферат.-1991

Миронов В.И.  Реформа военного образования: проблемы  и  пути реализации.//Военная мысль,1993,2

Рябчук В.Д.    Наука,     образование,     реформа.//Военная мысль,1994,2

Памятка сержанту-командиру  курсантского подразделения. Мет. реком./Под рук.А.Ширенко.-Л.:ВИКИ,1980

Указатель книг для воспитательного чтения кадетам./Сост. подполковник Н.Зотов.-СПб.,1913

Учебник сержанта Сухопутных войск.-М.:ВИ,1978

Фрунзе М.В. Собрание сочинений.,т.3,с.287