Особенности профессиональной  деятельности младших командиров курсантских подразделений ВВУЗов.

     В соответствии с функциональными обязанностями, определяющими его профессиональное поле деятельности,  младший командир  не только отвечает за "обучение,  воспитание,  воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние", но и обязан обучать и воспитывать подчиненный личный состав,  лично проводить занятия, умело командовать отделением. Таким образом младший командир выступает в едином лице как командир - воспитатель - психолог.

     Профессия младших командиров курсантских  отделений  ВВУЗов имеет ряд существенных особенностей, аналогов которым нет в гражданских профессиях. Отметим некоторые из них:

маркированный список

деятельность  младшего командира не имеет временных ограничений,  т.е., происходит круглосуточно.  Причем младший  командир живет и учится вместе со своими подчиненными.

маркированный список

являясь сверстником своих подчиненных,  он должен быть их учителем, наставником и психологом.

маркированный список

обучая подчиненных,  он учится сам, практически выполняет все элементы воинской жизни подразделения;  его личная жизнь проходит на виду подчиненных.

маркированный список

качественный результат совместного обучения, сказывающийся на распределении по выпуску,  как правило,  одинаков - все выпускники ВВУЗа - лейтенанты.

     Аналогов такой профессии по классификации  гражданских  профессий  и специальностей нет.  Выпускники педагогических училищ и ВВУЗов работают с младшевозрастным контингентом обучаемых и вполне ограниченное время.

     В соответствии с принятой в психологии классификацией каждая ступень профессионального образования готовит обучаемого к решению одного из классов задач, соответствующего уровня: стереотипных, диагностических I и II уровней или эвристических. Последние соответствуют уровню высшего или  послевузовского  профессионального образования. Задачи стереотипные мало подходят к системе связи "человек-человек" и  более  соответствуют  профессиональной деятельности в системах типа "оператор-машина".

     Диагностические задачи - задачи,  связанные с распознаванием (анализом и оценкой ситуации) и выбором решения из известных достаточно сложны в системе "человек-человек", соответствуют профессиональному полю деятельности руководителя коллектива или педагога и относятся ко II уровню задач данного класса. Но в общепринятом  классификационном  подходе эти задачи могут решаться специалистом среднего профессионального уровня образования. В этом заключается еще одна особенность профессиональной деятельности младшего командира.  Проблема разрешима при условии подготовки такого типа  профессионала в образовательном учреждении начального военно-профессионального образования на IV ступени.

     Сравнение соответствия элементов  профессиональной  деятельности  младшего командира с аналогичными гражданскими специальностями.

Специфика деятельности младшего командира курсантского подразделения ВВУЗа

Гражданский аналог профессиональной подготовки

* сочетание деятельности руководителя коллектива и воспитателя подчиненных в одном лице

Нет аналога

* управление воинским коллективом (15-35 чел.) в сочетании с индивидуально-воспитательной работой

Уровень высшего профессионального образования

* воспитательная работа со сверсниками

Нет аналога

* воспитатель и воспитанник находятся в одинаковых условиях общежития круглосуточно

Нет аналога

* специальность: начальное военное обучение и воспитание

Уровень среднего профессионального образования

* класс решаемых воспитательных задач диагностические II уровня

Уровень высшего или среднего профессионального образования

Типичный, но к  сожалению  ошибочный,  подход  к  подготовке младшего командира  - сержанта - с течением длительного времени (за последние 40-50 лет) не претерпел практически никаких  изменений. Не  отрицая важной роли младшего командира в жизни воинского коллектива, практически ничего не делается в плане улучшения  качества его подготовки, которая ограничивается только пока еще существующими школами младших специалистов (сержантов),  в  течение всего 6  месяцев  подготавливающих  младший  командный состав для войсковых частей. Специфика деятельности младшего командира, особенно в  ВВУЗе  требует  новых подходов в его обучении.  При этом важны не только навыки, но и знания основ педагогики, психологии, методики и т.д. Насущно необходим новый для армии тип образования - начальное военно-профессиональное.