Особенности
профессиональной
деятельности
младших
командиров
курсантских
подразделений
ВВУЗов. В соответствии с функциональными обязанностями, определяющими его профессиональное поле деятельности, младший командир не только отвечает за "обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние", но и обязан обучать и воспитывать подчиненный личный состав, лично проводить занятия, умело командовать отделением. Таким образом младший командир выступает в едином лице как командир - воспитатель - психолог.
Профессия
младших
командиров
курсантских
отделений
ВВУЗов
имеет
ряд
существенных
особенностей,
аналогов
которым
нет
в
гражданских
профессиях.
Отметим
некоторые
из
них:
Аналогов
такой
профессии
по
классификации
гражданских
профессий
и
специальностей
нет.
Выпускники
педагогических
училищ
и
ВВУЗов
работают
с
младшевозрастным
контингентом
обучаемых
и
вполне
ограниченное
время.
В
соответствии
с
принятой
в
психологии
классификацией
каждая
ступень
профессионального
образования
готовит
обучаемого
к
решению
одного
из
классов
задач,
соответствующего
уровня:
стереотипных,
диагностических
I
и
II
уровней
или
эвристических.
Последние
соответствуют
уровню
высшего
или
послевузовского
профессионального
образования.
Задачи
стереотипные
мало
подходят
к
системе
связи
"человек-человек"
и
более
соответствуют
профессиональной
деятельности
в
системах
типа
"оператор-машина".
Диагностические
задачи
-
задачи,
связанные
с
распознаванием
(анализом
и
оценкой
ситуации)
и
выбором
решения
из
известных
достаточно
сложны
в
системе
"человек-человек",
соответствуют
профессиональному
полю
деятельности
руководителя
коллектива
или
педагога
и
относятся
ко
II
уровню
задач
данного
класса.
Но
в
общепринятом
классификационном
подходе
эти
задачи
могут
решаться
специалистом
среднего
профессионального
уровня
образования.
В
этом
заключается
еще
одна
особенность
профессиональной
деятельности
младшего
командира.
Проблема
разрешима
при
условии
подготовки
такого
типа
профессионала
в
образовательном
учреждении
начального
военно-профессионального
образования
на
IV
ступени. Сравнение соответствия элементов профессиональной деятельности младшего командира с аналогичными гражданскими специальностями.
Типичный, но к сожалению ошибочный, подход к подготовке младшего командира - сержанта - с течением длительного времени (за последние 40-50 лет) не претерпел практически никаких изменений. Не отрицая важной роли младшего командира в жизни воинского коллектива, практически ничего не делается в плане улучшения качества его подготовки, которая ограничивается только пока еще существующими школами младших специалистов (сержантов), в течение всего 6 месяцев подготавливающих младший командный состав для войсковых частей. Специфика деятельности младшего командира, особенно в ВВУЗе требует новых подходов в его обучении. При этом важны не только навыки, но и знания основ педагогики, психологии, методики и т.д. Насущно необходим новый для армии тип образования - начальное военно-профессиональное. |