Психолого-педагогические особенности ранней профессиональной ориентации воспитанника профилированного кадетского корпуса

 

    Возможность введения в современных кадетских  корпусах  семилетнего обучения  не является принципиально новым явлением.  Российские корпуса и суворовские военные училища  1943 по 1970 г.г.) были  семилетними интернатами.  Новые особенности педагогического и воспитательного процесса определяются современным  состоянием педагогической науки и психологической сферы,  окружающей подростка до десятилетнего возраста,  когда  он  должен  начинать обучение совершенно в ином, нежели домашний, коллективе со своими специфическими особенностями.

    Рассмотрим образовательный  и психологический аспекты раннего обучения в военно-подготовительном учебном заведении.

    С образовательной точки зрения  сравним трех и семилетние сроки обучения воспитанников и оценим возможности, открывающиеся при этом.

    Начальные стартовые условия. Для десяти- и четырнадцатилетних подростков они будут различны:

    1) при семилетнем обучении - в корпус поступают воспитанники, имеющие  общее  начальное  образование  (основы  русского языка и письменности, арифметики и чтения). В этом случае несложная образовательная база обеспечивает незначительный разрыв образованности поступивших  выпускников по сравнению с образовательным разрывом поступивших в СВУ после 8 класса.  При  этом  практически  не требуется затрат учебного времени на сглаживание такого разрыва в 5 классе. Под разрывом образованности понимается разность в уровне знаний между лучшими и худшими по успеваемости воспитанниками. В СВУ же первый год обучения (9 класс) затрачивается на  выравнивание образовательного уровня воспитанников,  пришедших из разных городов и школ.  Именно это и привело к необходимости  увеличения (в 1992 г.) срока обучения с двух до трех лет;

    2) базовые основы среднего образования  закладываются  в  5-7 классах, по требованиям, установленным в корпусе;

    3) основные организационные мероприятия: самостоятельная подготовка, жесткий  контроль преподавателей и воспитателей,  обязательные и индивидуальные занятия и т.д. позволят выдержать не увеличивающийся (незначительно  увеличивающийся)  разрыв  образованности кадет.    

Усложнение программ  образования.  Педагогическому коллективу проще подготовить базу под усложняющуюся  от  ступени  к  ступени программу обучения:  начиная  обучение  с базовых образовательных программ к выпускным классам можно  довести  уровень  образования выпускников до лицейского уровня.

 

Достижимые уровни образованности (качественная оценка)

 

Для незначительного разрыва в образовании воспитанников проще с организационной точки  зрения  усложнить  программу  для  всего класса,  нежели изменять организационную структуру подразделений; однолетки не должны в корпусе разводиться по уровню образования в разные классы,  как это имеет место в средних школах,  где классы различаются по уровню образования своих учеников.

    Профессионализация обучения.  Возможности  профессионализации обучения вытекают:

маркированный список

из большего числа часов, которые могут быть использованы на профильные дисциплины,

маркированный список

из возможности создавать специализированные программы  обучения, ориентированные на конкретный ВУЗ и т.д.

    Психофизиологическое обоснование возможности  раннего  начала обучения в кадетском корпусе и дальнейшей профориентации дает теория известного в области исследований профессионального развития профессора Д.Сьюпера.  Эта теория определяет стадии развития профессиональных качеств следующим образом:

I стадия  "пробуждение" (до 14 лет)

а) фаза фантазии (4-10 лет):

   - доминанта детских потребностей;

   - профессиональные роли проигрываются в детской фантазии;

б) фаза интересов (11-12 лет):

   - формирование профессиональных предпочтений;

 в) фаза способностей (13-14 лет):

    - появление представлений о профессиональной деятельности;

II стадия     (15-24 г.)

    - индивид, ориентируясь  на  свои реальные профессиональные возможности, пытается опробовать себя в различных "исследование"    профессиональных ролях.

(Дальнейшие стадии здесь не рассматриваются.)

     Представляет интерес тот факт, что в фазах интереса (особенно) и в фазе способностей (11-14 лет), т.е. 5-8 классы, допустимо и  возможно  при  правильно  поставленном воспитательном процессе привить воспитаннику именно тот "нравственный стержень" (или "военную  косточку"),  который  всегда  отличает истинного военного, офицера. Примеров тому в Российской армии достаточно.

     При этом  проще изначально определить сферу его будущих жизненных интересов,  привить любовь и уважение к армии и  воинскому труду.

     В возрасте 9-10 лет у подростка личная  самооценка  начинает совпадать с мнением учителя.  До 16-летнего возраста – период согласованности социальных и индивидуальных норм в  оценке  собственных возможностей при решении тех или иных задач деятельности. С этого же возраста практически складывается понятие субъективной вероятности успеха последствий выполнения задания.

     Единая система образования предусматривает овладение на каждом  жизненном  этапе  (точнее,  уровне образования) определенной суммой жизненных знаний, умений и навыков. До 10-летнего возраста ребенок  овладевает общими навыками культурного поведения,  общения,  принципами добра и милосердия,  грамотностью и  знаниями  о природе и  мироздании.  В  возрасте  10-15 лет - основами знаний, представляющими общечеловеческие ценности,  приучается к физическому  и интеллектуальному труду,  проявляет интерес к культурному наследию,  может понимать основы компьютерной грамотности.  С  15 лет  может проводиться первоначальное профессиональное обучение с реализацией в практической деятельности.

    В силу сказанного выше, начальное профессиональное воспитание можно начинать с 10-11 летнего возраста.  При этом можно рассмотреть следующие этапы профессионального обучения:

    1 этап - вводный (5-7 кл.). Основное содержание - знакомство с профессией, формирование профессиональных интересов и  мотиваций. Воспитание навыков воинского поведения в повседневной жизни и отношения со сверстниками и старшими,  привыкание к укладу воинской жизни.

    2 этап - овладение  профессией  (8-9 кл.).  Обучение и  развитие умений воспитанника,  формирование личных привычек,  привитие ответственности за свои поступки,  осознание потребности в  будущей деятельности. Развитие личностных мотиваций.

    3 этап - подготовка и адаптация к непосредственной деятельности  (10-11л.).  Овладение основами необходимых в дальнейшей деятельности знаний и совершенствования на их основе своих навыков и умений.

   

Воззрения на  психологическое  соответствие возрастных способностей  воспитанников кадетских корпусов воспринимать предлагаемое  военным  интернатом  обучение  и  воспитание может быть представлено следующим образом:

 

 

При совпадении психофизиологических способностей к профессиональному развитию самого воспитанника корпуса с правильно поставленным профессиональным воспитанием,  соответствующим  возрастным категориям,  сформированная  профессиональная ориентация позволит заложить выпускнику  корпуса   тот   нравственно-профессиональный стержень, который требуется в профессиональной современной армии.

Литература:

Кондаков И.М.,Сухарев А.В.  Методические  основы  зарубежных теорий профессионального развития.//Вопр.психологии,1989,5

Патралов Б.С.  Профессиональное  воспитание  учащихся.  Курс лекций.-СПб.,1994

Рябчук В.Д.    Наука,     образование,     реформа.//Военная мысль,1994,2

Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования и их значение для разработки содержания подготовки специалистов.: Проблемы непрерывного образования.Вып1.-М.:НИИ ВШ,1993

Хекхаузен Х. Мотивация деятельности. В 2 5х 0 Т.-М.,1986

Super D.E. Occupational psychology.London:Tovistock,1971