Психолого-педагогические
особенности
ранней
профессиональной
ориентации
воспитанника
профилированного
кадетского
корпуса
Возможность введения в современных кадетских корпусах семилетнего обучения не является принципиально новым явлением. Российские корпуса и суворовские военные училища (с 1943 по 1970 г.г.) были семилетними интернатами. Новые особенности педагогического и воспитательного процесса определяются современным состоянием педагогической науки и психологической сферы, окружающей подростка до десятилетнего возраста, когда он должен начинать обучение совершенно в ином, нежели домашний, коллективе со своими специфическими особенностями. Рассмотрим образовательный и психологический аспекты раннего обучения в военно-подготовительном учебном заведении.
С
образовательной
точки
зрения
сравним
трех
и
семилетние
сроки
обучения
воспитанников
и
оценим
возможности,
открывающиеся
при
этом.
Начальные
стартовые
условия.
Для
десяти-
и
четырнадцатилетних
подростков
они
будут
различны:
1)
при
семилетнем
обучении
-
в
корпус
поступают
воспитанники,
имеющие
общее
начальное
образование
(основы
русского
языка
и
письменности,
арифметики
и
чтения).
В
этом
случае
несложная
образовательная
база
обеспечивает
незначительный
разрыв
образованности
поступивших
выпускников
по
сравнению
с
образовательным
разрывом
поступивших
в
СВУ
после
8
класса.
При
этом
практически
не
требуется
затрат
учебного
времени
на
сглаживание
такого
разрыва
в
5
классе.
Под
разрывом
образованности
понимается
разность
в
уровне
знаний
между
лучшими
и
худшими
по
успеваемости
воспитанниками.
В
СВУ
же
первый
год
обучения
(9
класс)
затрачивается
на
выравнивание
образовательного
уровня
воспитанников,
пришедших
из
разных
городов
и
школ.
Именно
это
и
привело
к
необходимости
увеличения
(в
1992
г.)
срока
обучения
с
двух
до
трех
лет;
2)
базовые
основы
среднего
образования
закладываются
в
5-7
классах,
по
требованиям,
установленным
в
корпусе; 3) основные организационные мероприятия: самостоятельная подготовка, жесткий контроль преподавателей и воспитателей, обязательные и индивидуальные занятия и т.д. позволят выдержать не увеличивающийся (незначительно увеличивающийся) разрыв образованности кадет. Усложнение программ образования. Педагогическому коллективу проще подготовить базу под усложняющуюся от ступени к ступени программу обучения: начиная обучение с базовых образовательных программ к выпускным классам можно довести уровень образования выпускников до лицейского уровня.
Достижимые уровни образованности (качественная оценка)
Для незначительного разрыва в образовании воспитанников проще с организационной точки зрения усложнить программу для всего класса, нежели изменять организационную структуру подразделений; однолетки не должны в корпусе разводиться по уровню образования в разные классы, как это имеет место в средних школах, где классы различаются по уровню образования своих учеников.
Профессионализация
обучения.
Возможности
профессионализации
обучения
вытекают:
Психофизиологическое обоснование возможности раннего начала обучения в кадетском корпусе и дальнейшей профориентации дает теория известного в области исследований профессионального развития профессора Д.Сьюпера. Эта теория определяет стадии развития профессиональных качеств следующим образом: I стадия "пробуждение" (до 14 лет)
а)
фаза
фантазии
(4-10
лет):
-
доминанта
детских
потребностей;
-
профессиональные
роли
проигрываются
в
детской
фантазии;
б)
фаза
интересов
(11-12
лет):
-
формирование
профессиональных
предпочтений;
в)
фаза
способностей
(13-14
лет):
-
появление
представлений
о
профессиональной
деятельности; II стадия (15-24 г.)
-
индивид,
ориентируясь
на
свои
реальные
профессиональные
возможности,
пытается
опробовать
себя
в
различных
"исследование"
профессиональных
ролях.
(Дальнейшие
стадии
здесь
не
рассматриваются.) Представляет интерес тот факт, что в фазах интереса (особенно) и в фазе способностей (11-14 лет), т.е. 5-8 классы, допустимо и возможно при правильно поставленном воспитательном процессе привить воспитаннику именно тот "нравственный стержень" (или "военную косточку"), который всегда отличает истинного военного, офицера. Примеров тому в Российской армии достаточно. При этом проще изначально определить сферу его будущих жизненных интересов, привить любовь и уважение к армии и воинскому труду. В возрасте 9-10 лет у подростка личная самооценка начинает совпадать с мнением учителя. До 16-летнего возраста – период согласованности социальных и индивидуальных норм в оценке собственных возможностей при решении тех или иных задач деятельности. С этого же возраста практически складывается понятие субъективной вероятности успеха последствий выполнения задания. Единая система образования предусматривает овладение на каждом жизненном этапе (точнее, уровне образования) определенной суммой жизненных знаний, умений и навыков. До 10-летнего возраста ребенок овладевает общими навыками культурного поведения, общения, принципами добра и милосердия, грамотностью и знаниями о природе и мироздании. В возрасте 10-15 лет - основами знаний, представляющими общечеловеческие ценности, приучается к физическому и интеллектуальному труду, проявляет интерес к культурному наследию, может понимать основы компьютерной грамотности. С 15 лет может проводиться первоначальное профессиональное обучение с реализацией в практической деятельности. В силу сказанного выше, начальное профессиональное воспитание можно начинать с 10-11 летнего возраста. При этом можно рассмотреть следующие этапы профессионального обучения:
1
этап
-
вводный
(5-7
кл.).
Основное
содержание
-
знакомство
с
профессией,
формирование
профессиональных
интересов
и
мотиваций.
Воспитание
навыков
воинского
поведения
в
повседневной
жизни
и
отношения
со
сверстниками
и
старшими,
привыкание
к
укладу
воинской
жизни.
2
этап
-
овладение
профессией
(8-9
кл.).
Обучение
и
развитие
умений
воспитанника,
формирование
личных
привычек,
привитие
ответственности
за
свои
поступки,
осознание
потребности
в
будущей
деятельности.
Развитие
личностных
мотиваций.
3
этап
-
подготовка
и
адаптация
к
непосредственной
деятельности
(10-11л.).
Овладение
основами
необходимых
в
дальнейшей
деятельности
знаний
и
совершенствования
на
их
основе
своих
навыков
и
умений.
Воззрения на психологическое соответствие возрастных способностей воспитанников кадетских корпусов воспринимать предлагаемое военным интернатом обучение и воспитание может быть представлено следующим образом:
При совпадении психофизиологических способностей к профессиональному развитию самого воспитанника корпуса с правильно поставленным профессиональным воспитанием, соответствующим возрастным категориям, сформированная профессиональная ориентация позволит заложить выпускнику корпуса тот нравственно-профессиональный стержень, который требуется в профессиональной современной армии. Литература: Кондаков И.М.,Сухарев А.В. Методические основы зарубежных теорий профессионального развития.//Вопр.психологии,1989,5 Патралов Б.С. Профессиональное воспитание учащихся. Курс лекций.-СПб.,1994
Рябчук
В.Д.
Наука,
образование,
реформа.//Военная
мысль,1994,2 Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования и их значение для разработки содержания подготовки специалистов.: Проблемы непрерывного образования.Вып1.-М.:НИИ ВШ,1993
Хекхаузен
Х.
Мотивация
деятельности.
В
2 5х 0
Т.-М.,1986 Super
D.E.
Occupational
psychology.London:Tovistock,1971
|