Основы введения профессии и специальности.
Профессиональная
характеристика
и
уровень
квалификации.
Основные
Положения
Государственного
Стандарта
начального
профессионального
образования
(НПО),
принятые
в
1994
г.
вводят
в
требования
содержания,
уровня
и
качества
профессионального
образования
два
компонента:
федеральный
и
национально-региональный.
Последний
включает
требования
регионов
по
качеству
и
содержанию
подготовки
требуемых
специалистов,
образует
стандарты
на
профессии,
не
вошедшие
в
Федеральный
Перечень,
дополняет
обязательный
минимум
содержания
обучения
по
профессиям
Федерального
Перечня.
Ввиду
специфики
профессиональной
деятельности
личного
состава
МО
РФ
и,
учитывая
его
интернациональный
характер
на
всей
территории
России,
логично
заменить
национально-региональный
компонент
в
образовательном
стандарте
на
военно-профессиональный,
который
трансформирует
вышеприведенные
требования
и
условия
на
военно-профессиональное
поле
деятельности.
При
это
требования
Федеральной
компоненты
а
остаются
неизменными.
Профессиональная
квалификация
характеризуется
ступенью
и
уровнем.
Учитывая
основную
особенность
начального
военно-профессионального
(НВПО)
-
необходимый
аналог
специальности
повышенного
уровня
начального
профессионального
образования,
соответствующего
профессиональным
лицеям,
необходимо
ориентировать
систему
НВПО
на
IV
ступень
профессионального
обучения.
Для
этой
ступени
возможна
подготовка
по
отдельным
профессиям,
соответствующим
Классификатору
специальностей
среднего
профессионального
образования,
в
части
раздела
0300
-"Просвещение"
и
специальности 0308
-"Начальное
обучение
и
воспитание".
Для
такого
уровня
образования
необходимо:
Первое
условие
в
отношении
образовательного
учреждения
НВПО
типа
кадетского
корпуса
может
без
нарушения
педагогических
технологий
видоизмениться,
т.к.
обучение
в
корпусе
длится
7
лет
после
общеобразовательной
школы
I
ступени.
Нижний
предел
при
этом
опускается
на
три
года,
но
верхний
не
поднимается.
Учитывая
в
специфике
военной
подготовки
существенную
роль
навыков,
которые
могут
приобретаться
в
более
раннем
возрасте,
такое
изменение
позволяет
выдержать
все
требования
стандарта
по
качественной
подготовке
искомого
специалиста.
Второе
условие
реализуется
полностью
системой
квалификационных
испытаний,
представленной
в
данной
работе
ниже.
Дадим
общее
определение
профессиональной
характеристике,
приведенное
в
ГОС
НПО:
"Профессиональная
характеристика
–
это
описательная
модель
профессии,
определяющая
конечные
цели
профессиональной
подготовки,
которая:
-
отражает
общие
интегрированные
требования
к
знаниям
и
умениям
по
профессии
(безотносительно
разрядов,
классов,
категорий)
и
требования
к
отдельным
специальностям;
-
предназначена
для
научного
обоснованного
отбора
содержания
обучения
по
интегрированным
профессиям,
разработки
системы
контроля
за
качеством
профессиональной
подготовки,
организации
работы
по
профессиональной
ориентации,
определению
форм
повышения
квалификации".
Для
предлагаемой
профессии
состав
профессиональной
характеристики
будет
выглядеть
следующим
образом: Основные виды и теоретические основы деятельности в рамках профессии и групп специальностей, требования к личности специалиста, уровню его общего образования, а также специфические требования приводятся в других подразделах данной работы.
Ступень
квалификации
представляет
собой
этап
подготовки
профессиональных
кадров
в
системе
непрерывного
образования.
В
данном
случае
начальное
военно-профессиональное
образование
является
первой
ступенью
непрерывного
военно-профессионального
образования
в
системе
Министерства
обороны
РФ.
В
рамках
данной
ступени
наличествуют
различные
уровни
квалификации
,
обуславливаемые
следующими
требованиями:
Исходя
из
особенностей
воинского
труда
младшего
командира
и
объективной
формой
разделения
воинских
коллективов
на
отделение,
взвод,
роту,
и
выделяются
в
каждом
конкретном
случае
взаимосвязанные
по
существу
,
но
различающиеся
в
частных
специфических
особенностях,
профессиональные
поля
деятельности:
Качественные аспекты их деятельности приведены в таблице (следует учесть, что в подчинении командира отделения 10-15 человек, зам.ком.взвода - 25-30, старшины роты - 100-150). Сфера ответственности каждого младшего командира соответствующей категории принадлежит его функциональным обязанностям, изложенным в Уставе внутренней службы.
Количество
звездочек
обуславливает
степень
важности
данной
сферы
для
деятельности
младшего
командира
того
или
иного
уровня,
обусловленная
руководящими
документами
и
экспертным
оцениванием
офицерами-воспитателями
одной
из
военных
академий. Литература: Основные положения ГОС НПО. ОСТ 9 ПО 01.01-93./ Реш.колл.Мин. образ. от 30 июня 1993 г.,N%14/3.
Потапович
В.И.Справочник
по
профессиям
и
специальностям.-
Минск,
1978 Анисимов Н.П.,Шредер Р.В. Классификация профессий в целях выбора и расстановки кадров с позиций системного подхода. Проблемы системогинеза деятельности.-Яросл.,1980 Беспалько В.П. Стандартизация образования. Основные идеи и понятия.// Педагогика,1993,5 Гаврилов В.Е. Психологичееская классификация гностических профессий в целях профконсультации //Научн. осн. проф.самоопредуч-ся.-Л.,1982 Михайлова А.Ф. Становление системы профессионально-практической деятельности//Вест.ВШ-1985,11 Михайлова
А.Ф.
Непрерывная
профессиональная
подготовка
студентов
в
техническом
ВУЗе/под
ред.А.Вербицкого-1986 Новые
технологии
обучения:
вопросы
терминологии.//Педагогика,1993,1
|