Вариант подхода к стандартизации начального профессионального образования.
Моделирование
ГОС
НВПО.
ГОС
НВПО
имеет
целью:
Один
из
подходов
к
стандартизации
образования
определяет
системообразующие
элементы
педагогической
системы,
включающей
в
себя:
Субъективно
определяющаяся
формами
и
методами
обучения,
личностью
педагога
и
имеющимися
средствами
обучения,
педагогические
технологии
в
общем
виде
не
могут
подлежать
стандартизации
и
остаются
на
выбор
конкретного
учителя.
В
этих
элементах
могут
быть
составлены,
в
лучшем
случае,
профессиограммы
учителя. Элементы, формулирующие задачу, включают в себя три компонента:
Первый
компонент
определяет
требования
к
исходной
подготовленности
учащихся
(интеллектуальной,
нравственной,
физической,
социальной
и
т.д.),
мотивированность
учения,
материальное
обеспечение
и
т.п.
Отчасти
эти
требования
излагаются
в
Правилах
приема
и
которые
должны
входить
составной
частью
в
стандарт
образования.
Второй компонент
определяет
конечную
цель
обучения
(образования)
и
формулируется
в
профессиограмме
-
модели
специалиста
-
субъекта
обучения,
соответствующего
предъявляемым
требованиям,
определяемым,
с
одной
стороны,
практическим
потребителем,
с
другой
-
общей
системой
непрерывного
профобразования.
Третий компонент
-
содержание
обучения
раскрывается
учебным
планом,
определяющим
объем
теоретических
и
практических
знаний,
умений,
соотношение
различных
видов
занятий
и
удовлетворяющим
требованиям
достаточности,
неизбыточности,
посильности.
Понимая под стандартом профессионального образования совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих документах подход НИИ высшей профессионального образования предполагает в составе ГОС ПО три функционально взаимосвязанных, но имеющих формулированную законченность стандартов: стандарт уровня образования (СУО), стандарт содержания образования (ССО), стандарт качества образования (СКО). Особенностью ГОС НВПО является его двойственность, обусловленная требованиями высокого уровня общего образования и профессиональной направленностью подготовки для специфического поля деятельности. При этом не должно быть подчиненной зависимости образовательных программ, характер ной для профессионально-технического образования. В силу этого требования общего образования, устанавливаемые федеральными, а в иных случаях и региональными органами образования, в равной мере с требованиями военно-профессионального образования, устанавливаемыми МО РФ (видами/родами войск, в части касающейся, и профильными ВВУЗами), обуславливают квалификационные требования (профессиональную модель) к выпускнику ОУ НВПО и определяют стандарты уровня и содержания образования. Стандарт качества образования исходит из модели выпускника и связывает СУО и ССО в единый Государственный стандарт начального военно-профессионального образования. Литература: Беспалько
В.П.
О
критериях
качества
подготовки
специалиста//
Вест.
высш.
шк.-
1985,9 Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критерия качества усвоения знаний//Сов.педагогика,1968,4 Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.-Вор.:Изд. Вор.гос.ун-т.-1977 Беспалько В.П. Стандартизация образования. Основные идеи и понятия.// Педагогика,1993,5 Основные положения ГОС НПО. ОСТ 9 ПО 01.01-93./ Реш.колл.Мин. образ. от 30 июня 1993 г.,N%14/3. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в ПТУ / АПН,НИИ ПТО / А.Беляева. -М. Высш.шк., 1991
|